Дождались? Как и почему выросли цены на автомобили из Японии и не только на них

Дождались? Как и почему выросли цены на автомобили из Японии и не только на них

Автор: Ирина Зверкова
Фото Дрома
Источник: ДромЧто происходит на рынке подержанных автомобилей? Имеет ли смысл сейчас менять автомобиль? Что происходит с ценами на беспробежные (по России) и «местные» иномарки? Рассмотрим факты первого полугодия 2020-го и попробуем предположить развитие событий во втором.

Прежде чем разбираться с ценами на подержанные автомобили, рассмотрим немного цифр о рынке новых. За первое полугодие падение продаж в России составило всего 23%. Всего — это потому, что, например, рынок Германии провалился на 35%, Франции — на 38%, Великобритании — на 49%, и проданные у нас в июле 164,4 тысячи легковых автомобилей вернули рынок России на четвертое место в Европе. Притом, что в первом полугодии 2020 года на покупку новых легковых автомобилей россияне потратили 997,4 млрд рублей, что на 16% больше, чем в тот же период прошлого года. То есть машин купили меньше, а денег потратили больше. В среднем цены на новые автомобили выросли на 9%.

Вторичный рынок чувствует себя гораздо стабильнее — и падение было меньше (-12,9% за первое полугодие), и восстановление идет активнее (в июле прибавка составила 13,8% по сравнению с прошлым годом). И цены в этом сегменте больше соответствуют реальности и быстрее на нее реагируют. Средняя цена легкового автомобиля с пробегом в марте по сравнению с предыдущим месяцем уменьшилась на 2,2%, в апреле — на 2%, в мае — на 0,1%, а уже в июне увеличилась на 0,5%. Но это «средняя температура по больнице», а в каждом сегменте в разных регионах проявляются свои особенности.

Подорожание «японок»

В первую очередь на цены влияют курсы валют — со средних февральских значений в 63,8 рубля за доллар через мартовский скачок в 80 рублей к началу сентября доллар вырос до 75-ти. Евро (именно его использует для расчетов российская таможня) поднялся с 69,7 до 89. То есть рост курса доллара составил 18%, евро — 25%. Также сказались и другие факторы.

Дмитрий, руководитель компании-импортера (Владивосток, поставка автомобилей с японских аукционов):

— Подорожало все абсолютно. И причина этого очень проста. Во время пандемии — март, апрель, май — на японских аукционах полностью отсутствовала активность, продавалось только десятая часть лотов. Автомобили не покупали не только россияне, но и представители других стран. Поэтому после «сказочного» снижения цен в эти месяцы и достижения «дна» в начале июня стоимость выставляемых на продажу машин восстановилась и вернулась к показателям февраля, в некоторых случаях прибавила 3–5%, не более. Но у нас сейчас «японки» считаются уже по новому курсу. В итоге в зависимости от модели и наличия или отсутствия интереса к конкретному автомобилю цены поднялись от 20 до 300 тысяч рублей за модель. Это безусловно сказывается на количестве продаваемых машин — у нас заказы сократились как минимум наполовину. Практически перестали брать дорогие модели — заказы на Harrier или Crown стали редкостью. В основном берут Toyota Aqua, Honda Fit и им подобные до 700 тысяч рублей.

Евгений, фотоагент Дрома (Находка):

— Другой причиной повышения цен на японских аукционах стала активность пакистанских закупщиков. Обычно они заходят на месяц-два, скупают много машин и потом уходят. Во время их работы вырастает весь рынок, и такой всплеск как раз пришелся на летние месяцы.

Но на востоке повышение не смогло остановить две категории покупателей — поклонников японской сборки вообще и электрокаров в частности. Для первых стимулом к покупке стал перенос на год введения новых правил техрегламента. Поэтому они стали активнее покупать не только свежий импорт, но и автомобили с пробегом, иногда даже застоявшиеся. Тем более что продавцы используют шанс разгрузить склады и пока держат старые цены. Для вторых — обнуление таможенных пошлин на ввоз электромобилей с 4 мая. За первое полугодие 2020 года в России стало на 1949 электрокаров больше, что превышает показатель 2019 года на 40%, причем четверть «электричек» была приобретена в июне. Nissan Leaf в топе — покупателям даже стало менее важно состояние батареи. По словам Дмитрия, некоторые готовы брать машину за 250 тысяч и с «семеркой» в делениях. А вот новое поколение ZE1 уже не покупают: 1,5 миллиона — дорого…

Всего же за первое полугодие в страну было ввезено 91,4 тысячи подержанных легковых автомобилей, что на треть меньше показателя прошлого года. Виной тому не только повышение цен из-за изменения курса, но и закрытые границы — перемещение техники стало сложнее, следовательно — дороже.

Внутренний рынок «хороших» машин

Но рынок вновь вводимых в оборот машин (новых и ввезенных) все-таки на порядок меньше вторичного — чуть больше 900 тысяч против 2,7 миллиона. И на нем цены тоже поменялись.

Статистика по количеству объявлений и средней цене на Дроме

 
Всего объявлений
(левый руль)

Ср. цена, тыс. руб.
Изменение цены, %
Изменение кол-ва объявлений, %

Январь
128 728
380
 
 

Февраль
137 014
385
1,30%
6,50%

Март
160 001
389
1%
16,80%

Апрель
130 183
358
-8%
-18,60%

Май
141 846
360
0,60%
9%

Июнь
158 211
399
10,80%
11,50%

Июль
182 700
475
19%
15,50%

Самые большие движения были в сегменте «хороших» автомобилей. Это, как правило, свежие и очень свежие иномарки среднего класса с приличными комплектациями. На них стали больше обращать внимание те, кто планировал обновить автомобиль, но не смог этого сделать. Одна причина такой перемены планов — некоторый дефицит новых машин у дилеров. Дали себя знать проблемы с поставками запчастей из Китая и остановки производств по всему миру. Вторая — снижение доходов, когда люди не готовы платить за новый автомобиль и предпочитают просто «освежить» год выпуска.

Причем чем дальше, тем меньше предложение таких автомобилей. Становится их все меньше и в трейд-ин у официальных дилеров, и у «перекупов», и у прямых продавцов. Собственники пока опасаются продавать свою, известную вдоль и поперек технику, поскольку не уверены в том, что смогут ее заменить адекватным вариантом. Единичные экземпляры на рынке выставляют те владельцы, кому сейчас очень нужны деньги.

Нехватка предложения на рынке также влияет на стоимость автомобилей в хорошем техническом состоянии, с прозрачной историей и минимумом владельцев — они медленно, но верно дорожают.

Масс-маркет

Возраст большинства автомобилей в России приближается к 14 годам, и «хороших» машин в автопарке становится все меньше. И если в хлебные годы люди позволяли себе выводить технику из обращения (этому также способствовали госпрограммы поддержки и утилизации), то сейчас «старичков» поддерживают так долго, насколько это вообще возможно, а машины среднего возраста на этом фоне становятся привлекательнее.

Конечно, все зависит от технического и юридического состояния автомобиля. Но если со вторым ничего особо сделать нельзя, то первое можно улучшить. Многие продавцы так и поступили, воспользовавшись паузой в торговле во время режима самоизоляции. Дополнительные вложения и повышение привлекательности товара нужно окупать — цены опять же поднимаются, хоть и незначительно — на 5–10 тысяч.

Некоторые продавцы без всяких вложений пытаются подзаработать на отложенном спросе, и у них это получается. Повышение цены в этом случае зависит как от ликвидности автомобиля, так и от наглости продавца, и от необходимости реализации машины. У кого-то выходит продать подороже, но чаще всего покупатели активно торгуются, и цена сделки в конечном итоге приближается к обычной до повышения.

Исключения из правила

Повышение цен на подержанные автомобили — это скорее показатель благополучия региона. Оно означает, что людям есть на что жить — продавцы могут позволить себе держать товар до нужного покупателя, а покупатели, соответственно, имеют возможность заплатить за машину требуемую сумму. Но есть ряд регионов, где дела обстоят не так хорошо.

Не меняется ситуация в Тольятти — несмотря на повышение стоимости новых Лад (а это происходит периодически, и не только в кризис), на вазовские «бэушки» — основной товар на рынке — цены не выросли. В Новосибирске они поднялись только на «хорошие» машины, в среднем сегменте (500–700 тысяч рублей) изменений нет, а недорогие машины стали еще доступнее. Почти весь кавказский регион остался на прежнем уровне либо снижает цены на 5–10 тысяч. Краснодар редко мог похвастаться низкими ценами, поэтому сейчас продавцы понемногу их снижают, оставляя запас для торга.

И почти во всех регионах снижены цены на сильно возрастные автомобили (старше 15 лет) — как иномарки, так и отечественные. В этом сегменте чаще покупают на последние, а продают в крайнем случае и подолгу. Поэтому разница в 5 тысяч всегда существенна, и если она появляется, то чаще в сторону уменьшения.

Остаться «в деньгах»

Все лето на вторичном рынке шла активная торговля. Действительно сказался отложенный спрос. Но постепенно он сходит на нет и начинают влиять другие факторы. И самым частым среди них оказывается страх перед неизвестностью.

И если этот август не стал «черным», а немного «посерел» на фоне роста курса, то вброс о предстоящей девальвации подстегивает одних вкладываться в автомобили с целью спасти свои сбережения. Именно так поступали люди в кризисы 2008-го и 2014-го. Некоторые же, наоборот, откладывают покупку, поскольку непонятно, что будет с деньгами и на что можно будет жить. Да и приобрести ликвидную машину сейчас уже сложнее — и цены на них выросли, и ассортимент сильно сократился.

У продавцов другие проблемы. Некоторые повышают цены из-за того, что деньги дешевеют. Некоторые снижают, чтобы хоть как-то реализовать застоявшийся товар, пока у населения эти деньги есть. И для всех стало проблемой найти на продажу достойные автомобили.

Что дальше?

Сколько еще времени можно будет относительно спокойно торговать автомобилями, будет зависеть в первую очередь от эпидемиологической обстановки. Придет вторая волна коронавируса или нет, введут карантин или не введут — сейчас никто точно сказать не может. Негативное развитие безусловно снизит темпы продаж не только из-за ограничения передвижений, но и из-за снижения доходов. Если же все будет развиваться дальше примерно так, как сейчас, то люди будут больше ориентироваться на курс валют. При дальнейшем повышении обороты опять же снизятся. В марте при опросе Дрома о покупке автомобиля (при курсе 80 рублей за доллар) почти половина из тех, кто планировал купить машину, отказались от этой идеи. Судя по всему, та же тенденция будет и осенью. А с учетом того, что благосостояние половины из участвующих в другом нашем опросе ухудшилось, сделок будет все меньше и меньше.

Цены на новые автомобили будут расти. Это связано как с курсом валют, так и с необходимостью производителей компенсировать расходы от простоя. Все это потащит за собой и цены на вторичном рынке. Поэтому чем дальше откладывать запланированную покупку, тем дороже она будет. Однако с условием того, что достойные экземпляры уже разобрали, торопиться и приобретать кота в мешке тоже не стоит. Нужно тщательно взвесить все за и против и начинать работу — искать ту единственную машину, вложения в которую себя оправдают.



Источник: drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *