Фланируем по Приморскому бульвару Баку вспоминая его историю

В этом году Бакинский бульвар отмечает свое 110-летие. Местные называют его «роскошным ожерельем на побережье Каспийского моря», гордостью азербайджанской столицы. Мягкой поступью десятилетий он огибает бухту, минуя Девичью башню, старинные особняки и Ичеришехер (старый город).

История Бакинского бульвара уходит в начало XX века. Своим появлением бульвар обязан формированию приморской набережной. А история самой набережной начинается с разбора наружной крепостной стены во II половине XIX столетия, отделявшей Ичеришехер от морского побережья.  

Разрушили стену — дали воздуха В «Кавказском календаре на 1874 год» об этом событии говорится буквально следующее: «Набережная… заменила старую бесполезную городскую стену, которая отделяла город от берега морского и независимо своей бесполезностью препятствовала свободному движению воздуха».
Факт: В 60-х годах XIX века азербайджанским архитектором Касым-беком Гаджибабабековым были проведены работы по урегулированию береговой полосы. На набережной был установлен фонтан, построены некоторые сооружения. 
На деньги, вырученные от продажи «крепостного» камня, обустроили неширокую полосу между городской стеной и берегом. Здесь раскинулся каменный парапет с пристанью. А вдоль него вскоре появились изящные в своей непохожести особняки. Набережная неслучайно была вымощена камнем – только он может выдержать натиск морских волн.   
Баку строился как прекраснейший город, которому был необходим уютный морской фасад. Однако дальнейшее обустройство набережной столкнулось с интересами крупного капитала в лице акционерного пароходного общества Российской империи «Кавказ и Меркурий» и ряда других частных компаний.
Бакинский порт считался одним из ведущих портов страны, функционирующих круглогодично. Набережная находилась в плену множества пристаней-причалов, которые принадлежали коммерческим обществам или частным лицам. На пятачке от поселка Баилово до границ ныне Белого города размещалось 45 пристаней, а также доки и склады пароходного общества «Кавказ и Меркурий» и других торговых сообществ.













Загромождение пристанями и прочими сооружениями сильно сдерживало создание и оформление бульвара. В 1909 году вопрос устройства бульвара на Александровской набережной был решен инженером  Мамедгасаном Гаджинским, который слыл талантливым организатором.

Под звуки оркестраПервоначально бульвар занимал территорию от Каменной пристани до пристани общества «Кавказ и Меркурий» — ныне от площади Азнефть до здания Азербайджанского государственного театра кукол им. А. Шаига. К работе над бульваром М. Гаджинский привлек известного архитектора Адольфа Эйхлера. Благодаря их активной деятельности, приморская набережная превратилась в любимое место отдыха и гуляний горожан. 
С лета 1909 года бакинская публика уже собиралась на регулярно освещенном бульваре. А дважды в неделю для нее на парапете несколько часов с воодушевлением играл военный оркестр Сальянского полка. 
Заботливое отношение городских властей как нельзя лучше отразилось на облике бульвара. Он быстро расцвел ухоженным зеленым массивом. Памятным сооружением на нем стали в 1914 году бакинские купальни, живописно раскинувшиеся на набережной. Расположились они на месте старых Александровских купален, как известно, построенных без единого гвоздя.
В газетах того времени отмечалось: «…за исключением Ниццы, не было в Европе второго такого красивого и просторного здания на воде». В разноцветной палитре времен бакинские купальни преобразили вид приморского бульвара. 1950-х годах «купальный дворец» из-за стремительного снижения уровня Каспия. Бакинцы до сих пор с грустью вспоминают о безвозвратно утерянной красоте.   









 Факт: На набережной в Баку действовало Бакинское отделение Петроградской офицерской школы морской авиации (1915-1918 г.г.). Такая локация была выбрана неслучайно: крупный бакинский порт – один из немногих незамерзающих зимой, и здесь будущие военные летчики могли круглогодично вести свое обучение. 

В 1960-е годы на набережной и бульваре заработали легендарное кафе «Жемчужина» и удивительный итальянский уголок «Малая Венеция». Появились они благодаря человеку, искренне влюбленному в Баку, — Алишу Лемберенскому, председателю горисполкома города Баку (по-современному – мэру). В этот период была проведена реконструкций бульвара – преобразившись в чудесный уголок, он стал средоточием городской жизни. 
В конце 90-х годов XX века в жизни Бакинского бульвара начинается новый виток развития. В декабре 1998-го бульвар получил статус Национального парка. Благодаря этому решению, морской фасад Баку расцвел, бульвар превратился в красивое и уютное место отдыха бакинцев и гостей столицы.     
Признанным символом бульвара был удивительный фонтан с лебедями. Создание композиции вдохновлено произведением азербайджанского поэта Низами Гянджеви и балетной постановкой композитора Гара Гараева «Семь красавиц». К началу 90-х фонтан пришел в запустение, «погасла» его былая красота. А следом на его месте был создан мраморный фонтан. Ровно год назад лебединую композицию восстановили на прежнем месте, и ей был возвращен исторический облик.  Лебеди, как и в 60-х годах, изготовлены в разных размерах и изображены в разных позах.
Из аэропорта на «баклажане»











Чтобы добраться до бульвара из аэропорта Гейдар Алиев, расположенного в 25 км от Баку, можно воспользоваться такси. Прямо у выхода из Терминалов расположена их стоянка. В зале прилета дежурят «частники», которые пытаются перехватить пассажиров, однако они, как правило, предлагают более высокие тарифы. Дешевле воспользоваться услугами официальных операторов. В настоящее время в Баку действуют более 50 служб такси. Вызвать машину можно, позвонив по номеру диспетчерской службы или оформив онлайн-заказ через мобильное приложение. Время подачи автомобиля обычно не больше 10 минут. Службы такси предлагают различные способы оплаты, в том числе и картами Visa и MasterCard, но возможность оплаты картой необходимо уточнять заранее. Стоимость за услуги такси рассчитывается по пройденному пути. Такси эконом класса до центра города (Ичеришехер) будет стоить 13-20 манат. Знаменитые такси-кэбы (London Taxi TX4) обойдутся дороже. «Баклажаны» полностью оснащены POS-терминалами, GPS-навигаторами и таксометрами. Первые такие такси были приобретены согласно контракту с компанией Manganese Bronze Holdings PLC в 2011-2012 г.г. Впоследствии совершались дозакупки машин, и в настоящее время парк такси-кэбов превышает тысячу единиц.  

Источник: 110km.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *