Из Санкт-Петербурга на Край Земли и не только

С предыдущего рассказа много воды утекло. Тогда я готовился к переезду в Сибирь, но не вышло из меня Сибиряка. По воле случая, несколько лет назад с семьей переехали из города воинской славы Хабаровска в город-герой Санкт-Петербург.

Toyota Sprinter Carib 1997 года, служивший верой и правдой, видавший всякое, перед переездом был продан. Жалко, конечно, но в начале 2018 года был приобретен «кариб» покрупнее, теперь на благо нашей семьи трудится Subaru Outback 2005 года, 2,5 литра, афроамериканец, т.е. черный, леворульный. Автомобиль после предыдущего владельца был приведен в порядок по технической части, вместо бесполезного бардачка установлен планшет с выводом звука на голову, с подключенной камерой заднего вида. И снова стала манить дорога, тем более что здесь, как и на Дальнем Востоке, есть где выгулять лошадей и отвести душу.

Очередной раз разглядывая западную часть карты нашей необъятной Родины, взгляд обратил на Кольский полуостров, стал смотреть, что там есть интересного… а мозг уже предательски начал строить маршрут. Чуть позже как-то дома обмолвился, дескать, есть такое место на свете, чудо чудное, диво дивное, и ехать недалече — всего 1500 вёрст в один конец. А жена как-то спокойно говорит — давай съездим. Теперь отменить поездку могло только нашествие инопланетян, и то вряд ли.

Начался этап планирования, изучения важных мест, в тетрадку попали такие слова как Край Земли, Териберка, Северный ледовитый океан, хребет Муста-Тунтури, полуострова Средний и Рыбачий, ледокол «Ленин», Алёша, Беломорканал, Белое море и многое другое. На поездку было запланировано 5 дней, с 16.08.2018 г. по 20.08.2018 г.

Маршрут есть, инвентарь подготовлен, и строго по графику мы отправились искать свой Край Земли на Кольском полуострове. Экипаж нашего боевого Аута: Я, Жена, Сын, Дочь.

День Первый. Санкт-Петербург — Гирвас — Надвоицы — Белое Море.

Будильник. Завтрак. Аут загружен, погнали!

Дорога на север — это не только полторы тысячи вёрст дороги, но и достаточное количество различных интересных мест, первым был палеовулкан Гирвас. Немногим ранее мы ездили смотреть водопад Кивач и уже заезжали на этот вулкан, вернее, мы думали, что то, что мы смотрели, было вулканом. Правильное место узнали позже. Так что как раз хорошая возможность «вернуть должок».

Неспешно пробегаем 500 км до одноименного поселка Гирвас, проезжаем наш «неправильный» вулкан мимо, находим истинно-верный, ставим машину, бегом смотреть.

Изрядно наскакавшись по останкам потухшего тысячи лет назад вулкана, выдвигаемся в сторону федеральной трассы. Но ехать хорошо, а кушать хочется. На обед съезжаем на заброшенную взлетно-посадочную полосу. Пользуясь случаем и полным отсутствием живых людей, сын садится за руль. Эмоций больше, чем от вулкана.

Следующая промежуточная точка — шлюз Беломорско-Балтийского канала и Воицкий падун (водопад) возле населенного пункта Надвоицы. 200 верст пролетают незаметно, сворачиваем с федералки, ищем шлюз №10. Нашли — грандиозно. Потом уже вспомнили, что надо было сфотографировать это чудо инженерной мысли. Проехали по мосту через шлюз и направились к водопаду.

Вдоволь насладившись пейзажем, возвращаемся на маршрут. Дело к вечеру, надо искать место для ночевки, её планировали исполнить в палатке на берегу одной из рек по пути. Но то место, которое я приглядел по картам, нам не понравилось. Остальные съезды с дороги были перекопаны партизанами-дорожниками. Начали терзать смутные мысли…

Следующей ключевой точкой после ночевки было Белое море. Так что на семейном совете было решено ехать в сторону Беломорска и по пути смотреть место для стоянки. Но, как по закону подлости, нам ничего не нравилось. Уже город близко, едем вдоль реки Выг, съезжаем на берег. Место лучше чем то, что видели ранее, но для отдыха не годится, да и машина какая-то стоит неподалеку в кустах. В мыслях бродим по полянке и вдруг, откуда ни возьмись, из воды выходит человек. Любитель покупаться в нетеплой воде. Иду к нему, может, он что подскажет. Пловец меня послушал и говорит: «А что на море не едете? Там много мест для палатки». Меня как током стукнуло. Точно, тут же море! Белое. Почему оно выпало из кандидатов для ночевки?

Руки в ноги и бегом на море. Проезжаем Беломорск, находим место на пустынном берегу и уже в потемках ставим палатку. Так быстро мы её еще не ставили. На плитке сварганили походный лапшично-тушеночный супец. Хорошо…

Теперь можно и спать, отбой.

День Второй. Белое Море — Залавруга — Мурманск.

Ночь пройдет, наступит утро ясное.

Утро настало быстро. Как же хорошо спится в палатке, на берегу моря, Белого моря, вот бы еще спальник потеплее…

После завтрака прошлись по берегу, впрок надышались морским воздухом, детенышей убедили полоскать горло морской водой.

Собрались, поехали, следующая точка — Залавруга, Беломорские петроглифы. Проехали город Беломорск, едем небыстро, ищем поворот к петроглифам и, недолго петляя, находим нужный указатель. По нему доезжаем до стоянки и дальше ножками пару километров. Когда-то давно можно было подъехать намного ближе, но природа внесла свои коррективы: капитальный мост разрушен, и через речушку есть только деревянный пешеходный мостик. Но так даже лучше, ведь чем сложнее доехать до места, тем это место чище. Прогулочным шагом, через лес, по тропинке выходим к сувенирной лавке, дальше уже на каменную поляну.

Пишут, что здесь у древних человеков было святое место, проводились ритуалы и прочие антинаучные мероприятия. И оно понятно почему. Ведь кругом лес, а тут — практически круглая каменная поляна, огромная каменная плита, на ней и на валунах древние люди практиковались в рисовании. Очень интересное место. Но есть и ложечка дегтя: все рисунки выскоблены в камне и часть из них — обновлена, то есть кто-то по рисункам прошелся наждачкой. Скорее всего, из благих побуждений, чтобы было виднее, чтобы еще что-то, но это уже не то, нет ощущения древности, выглядит как новодел. Намного интереснее старые картинки.

Ну, хватит гулять, нас ждут великие места, ехаем дальше.

Долго ли, коротко ли, но опять захотелось есть. Останавливаемся на обед на берегу реки Кемь, свернув с трассы в сторону одноименного населенного пункта. Для днёвки место хорошее, дорога в стороне, рядом водоем, с берега видно плотину водохранилища. Газовая плитка бодро делает свое огненное дело, наполняем свои брюшки горячим супчиком. Пока время не подгоняет, наслаждаемся природой, отдыхаем.

Ну, хорошего помаленьку, дорога сама себя не проедет. Выдвигаемся.

Дальше покатился наш Аут по извилистой трассе Кола. Дорога нормальная, едется хорошо. По пути остановились у стелы «Полярный круг».

Дальше до самого Мурманска ехали практически без остановок, и чем дальше мы продвигались на север, тем ниже и реже становилась растительность. Ближе к Мончегорску вдалеке видны горы Хибины, необычное и грандиозное природное «сооружение». Надо будет их посмотреть поподробнее, когда дети подрастут.

В Мурманске у нас забронированы апартаменты типа «двухкомнатная квартира», подъезжая к городу, созвонился с агентом, сообщил время нашего приезда. Разместились, поужинали и спать.

День Третий. Мурманск — Териберка — Мурманск.

Итак, город-герой Мурманск.

Сам по себе город не был нашей целью, только пара мест. Так как наши апартаменты располагались недалеко от порта, сперва поехали смотреть на атомный ледокол «Ленин», первое в мире судно гражданского назначения с ядерной силовой установкой на борту. На экскурсию мы не попали, запускают строго по графику, а нам время не подходило. Посмотрели с «земли».

Погода стала хмуриться, дело запахло дождем, но не дома же сидеть! Поехали смотреть другого Великана, стерегущего наши северные границы.

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны», в народе назван «Алёшей». Высота всего монумента 42 метра. Великим воинам — великий памятник.

Попрощавшись с «Алешей», поехали в Териберку, смотреть на Край Земли. Покинув город, пасмурная погода сменилась солнечной, что не могло не радовать. Дорога нормальная, за 40 км до поселка асфальт сменился гравийкой. Здесь мы воочию увидели, что такое Тундра. А здесь Тундра — это камни, мелкая поросль, и ничего лишнего… Красота.

Осмотр поселка оставили на обратную дорогу, еще была мысль найти пляж и искупаться в Океане. Пока едем к водопаду. Чем дальше от поселка — тем хуже становилась дорога. Добравшись до массового скопления авто, решено было последовать примеру остальных путешественников: продолжить путь пешком. И вот он, наш Край Земли. Дальше только Океан. Наслаждаемся неописуемыми красотами, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Как же все-таки нам повезло с погодой!

Нагулявшись, направляемся в сторону поселка: на него посмотреть и пляж поискать. Но на въезде в населенку госпожа Удача повернулась к нам своей филейной частью. В открытое окно слышу цоканье. Сперва подумал, что это камень застрял в протекторе. Торможением и ускорением он не хотел вылетать, поэтому останавливаюсь для осмотра колес. Наклонился к левому переднему — слышу тихое шипение. Это прокол. Нецензурно удивившись, начинаю менять колеса, как по учебнику: достаю из багажника банан (докатку), ставлю его на место левого заднего колеса. Снимаю пробитое переднее, перед установкой на его место заднего осматриваю колесо. И непроизвольно, еще более нецензурно огорчаюсь. Из заднего колеса торчит обломок дротика! Итого, что имеем: одним дротиком пробито ДВА колеса. Сперва дротик пробил переднее, вылетел из него и воткнулся в заднее колесо. За что такое счастье?

Ругаться можно долго, но как-то ехать надо. В одно колесо втыкаю жгут из ремкомплекта, а во второе — вкручиваю шуруп. Накачиваю, ставлю на место колеса. Банан отправляется обратно в багажник.

Времени потеряно много, настроение испорчено, какие могут быть купания в океане? Едем в Мурманск за «успокоительным».

В город въехали уже в десятом часу вечера, за ужином и «антистрессом» заезжаем в магазин. Фортуна, ты издеваешься? Здесь «взрослые» напитки продают до 21:00. Ну и ладно, беру квас, здоровее буду.

Ну, а потом ужин и спать. День выдался очень эмоциональный. В этот день Черный Аут получил первое повреждение.

День Четвертый-Пятый. Мурманск — Муста-Тунтури — Санкт-Петербург.

На 8 часов утра договорились с агентом о выезде с квартиры. Поэтому встали рано, позавтракали, загрузили багаж в машину. «Хозяйка» пришла вовремя, сдали «апартаменты» и в путь.

Сегодня мы хотим доехать до великого места, до хребта Муста-Тунтури, который проходит по границе материковой части и полуострова Средний. В годы Великой Отечественной Войны хребет Муста-Тунтури был самым северным участком фронта. Это единственное место, где немецкие войска были остановлены в первый день наступления (29 июня 1941) и затем не сумели продвинуться до окончания боевых действий в Заполярье. У подножия хребта есть музей, нам надо доехать до него.

Выезжаем из Мурманска, дорога хорошая, пасмурно, периодически моросит мелкий дождь. Делаем остановку примерно через 70 км после Мурманска.

Здесь Долина Славы. Википедия помогает восполнить пробелы в знаниях: в этих местах шли ожесточённые бои на главном участке фронта в Мурманской операции 1941 года. В земле кладбища Мемориала лежат тысячи воинов.

Возвращаемся в машину, некоторое время едем молча. Вдоль дороги часто встречаются указатели на воинские захоронения, стоят памятники Героям. Трудно сейчас представить, что здесь земля когда-то горела и взрывалась…

Так в мыслях и беседах доезжаем до КПП у реки Титовка. Пограничник вежливо попросил наши документы, проверил их и пожелал счастливого пути. Приятно все- таки, когда люди остаются людьми, независимо от своей работы.

Но КПП — это не только зеленые человечки с автоматиками. Это еще и контрольная точка: здесь мы сворачиваем с дороги и дальше едем не по асфальту. Ох, как же я ошибался, когда планировал доехать от КПП до музея за час…

Дорога идет вдоль реки Титовка, не сильно плохая, но «волнистая», быстро ехать не получается, так как Аут раскачивается на волнах и так и норовит шоркнуться пузом. Где-то тут должен быть водопад. Находим съезд с дороги, идем смотреть. Как же он шикарен.

Фото на память, ползем дальше. Дорогу еще какое-то время сопровождает река, потом наши пути расходятся. Дальше путь уходит в горы, под колесами песок сменяется камнями, и, чем выше мы поднимаемся, тем сложнее находить безопасную для машины траекторию. Помогает полный привод и задний самоблок. Забрались на перевал, здесь невозможно не выйти из машины. Красоты неописуемые, жалко, что телефонные фотографии не передают тех эмоций, которые ощущаются стоя на вершине.

И опять ложка дегтя. На «смотровой площадке» все вокруг заставлено рукотворными каменными пирамидками. Это выглядит так же мерзко, как и навязанные сопливые носовые платки на деревьях.

Пронзительный ветер не дает долго гулять, загоняет в машину, крадемся дальше. Дорога становится лучше, только когда спустились с горы. Море видно, но дорога к нему не подходит. Наконец встречаем людей, интересуюсь, куда к музею ехать. Женщина показала направление, предупредила про большую лужу, рассказала, как её лучше проехать. Доехали до лужи: она не большая, она огромная. Прямо в лоб очень глубоко, надо объезжать по левому краю, прижимаясь к кустам. Перед нами в обратном направлении водную преграду штурмуют джип и какой-то паркетник, по последнему определяю глубину брода — мы проходим. По той же траектории отправляю Аута в воду. Экипажу джипа отдельные благодарности, подождали, пока мы выйдем на сушу, и только потом уехали. После водных процедур остановился на осмотр, Черный Аут получает вторую рану: левая туманка нахлебалась воды, теперь она не светит. Ну а дорога ведет дальше, не отстаем.

Наконец появились строения. Выхожу на разведку и вижу «хранителя музея» с группой туристов. Быстро к ним присоединяемся и проходим в музей. Но тут нам не очень повезло, экскурсия почти закончилась, не стали перебивать деда и, дождавшись окончания рассказа, спросили, куда идти в гору.

Тропинка от музея вывела нас к памятнику и часовне, дед велел в колокол ударить, выполняем поручение. Колокольный звон растекается по горам. Теперь дальше по тропинке, вверх. Это не так уж и просто, трава и камни мокрые, моросит дождь, ветер не стихает, довольно крутой уклон. Но все же забрались — невозможно стоять, ветер сдувает, с детьми спускаюсь чуть ниже верхушки, тут ветер не валит с ног. Осматриваемся: под ногами ржавые гильзы, все усыпано ими, видны осколки снарядов, сохранились и некоторые укрепления. Время не властно над этим местом, все осталось так же, как после Великой Победы, и порой кажется, что не дождевой водой пропитана земля, это кровь чавкает под ногами. Погода добавляет колорита этому месту. Как здесь можно было воевать?

Пока были на вершине, слышали уже знакомый нам колокольный звон, значит, еще группа любознательных полезла в гору.

Здесь стоит побывать хотя бы раз в жизни.

Холод и морось заставляют нас спуститься с горы, проходим мимо уже знакомой часовни, памятника, быстрым шагом направляемся к машине, хочется тепла.

Согревшись, перекусив, разворачиваем наш космолет на обратный путь, едем домой. На полуостров Средний и Рыбачий поедем в другой раз, когда будем смотреть Хибины.

А дальше все было банально: почти 1500 верст дороги, ночь застала в пути и ночевали в машине, на стоянке, вместе с дальнобойщиками, и к концу пятого дня уже были дома.

На следующий день после приезда заметил оторванный задний брызговик, это третья рана Аута — на перевале Муста-Тунтури я проморгал яму.

Итоги поездки:

3500 километров дороги, 5 суток эмоций, и главное: мы были на Краю Земли.


(карта-схема маршрута)

Drom.ru

Источник: travel.drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *