Как изменилась «Нива» за 43 года

Как изменилась «Нива» за 43 года

Автор: Дмитрий Кротов
Фото: АвтоВАЗ, Дром, rusautomobile.ru и открытые источники
Источник: Дром

Вам нравится этот автомобиль?

Да

54 (74%)

Нет

19 (26%)

Посмотреть результаты

В этом году «Ниве» стукнуло 43 года. Ни один автомобиль АвтоВАЗа не продержался на конвейере так долго. Что изменилось в нем за все это время? Какие обновления и модернизации произошли? Обо всем этом — в сегодняшнем материале Дрома.

ВАЗ-2121 «Нива» — или нынче Lada 4×4 — без сомнения, самый «долгоиграющий» и самый успешный автомобиль АвтоВАЗа. За более чем 40 лет производства было выпущено 2,2 млн экземпляров этого легендарного внедорожника с нестареющим дизайном, из которых почти полмиллиона ушло на экспорт в самые разные страны. Некоторые, кстати, именно «Ниву» считают первым появившимся в мире кроссовером. На счету Lada 4×4 — огромное количество достижений: участие в ралли «Париж — Дакар» (1978–1988), штурм горных вершин (Фудзияма — 3776 м в 1998 году, Эверест — 5200 м в 1999 году, Гималаи — 5726 м в 1999 году), покорение Северного полюса (1998), работа в Антарктиде и различных спецслужбах, съемки в многочисленных советских и зарубежных фильмах и самый большой тираж среди экспортной продукции АвтоВАЗа… 

Российская Lada 4×4 — самый способный в мире внедорожник, который можно купить менее чем за €10 000. Свою незаурядную проходимость этот автомобиль не раз подтверждал на тестах Дрома

Понятно, что ни один автомобиль не могут выпускать 40 с лишним лет без каких-либо изменений. Время идет, появляются новые технологии, возникают иные требования к безопасности и комфорту, меняется потребительский портрет потенциального покупателя. Сказать честно, «Нива» в основе своей осталась почти прежней — это все тот же сверхбюджетный легковой автомобиль повышенной проходимости малого класса с несущим кузовом, пружинной подвеской и почти не изменившимся обликом, постоянным полным приводом и межосевым дифференциалом с возможностью блокировки, с «понижайкой» и свободными межколесными дифференциалами. И все же все эти долгие годы велась постоянная работа по модернизации модели. Об основных вехах в этой истории изменений, о появлении различных модификаций мы сегодня и поговорим. Но для начала вспомним, какой была та самая первая серийная «Нива», сошедшая с вазовского конвейера в Тольятти 5 апреля 1977 года. 

1977 год: первая «Нива» ВАЗ-2121

Для конца 1970-х годов конструкция ВАЗ-2121 была весьма прогрессивной. Особенно по части несущего кузова и полного привода с межосевым дифференциалом с возможностью его блокировки. Что-то похожее — хотя и в гораздо более современном прочтении — Toyota выпустила лишь в 1994 году, начав производство модели RAV4.

Под капоты первых «Нив» устанавливали 1,6-литровый 4-цилиндровый карбюраторный двигатель с цепным приводом ГРМ, созданный на основе мотора от ВАЗ-2106 и развивающий 80 л.с. и 116 Нм. Помимо этого, от «шестерки» позаимствовали также 4-ступенчатую коробку передач и редуктор заднего моста. Интерьер тоже напоминал «шестерочный» — металлические панели по верху, двухспицевый руль с тонким ободом, такая же приборная панель, классические круглые «жигулевские» воздуховоды наверху передней панели, передние кресла… Самым явным и очевидным отличием было присутствие двух дополнительных рычагов рядом с селектором «механики» — один включал понижающий ряд, а второй блокировал «центр». Эта схема и до сих пор используется на Lada 4×4. 

На этих «разрезах» и фото снизу можно в подробностях рассмотреть конструкцию ВАЗ-2121: несущий трехдверный кузов, пружинная подвеска (спереди независимая на поперечных рычагах, сзади — мост с тягой Панара), продольно расположенный двигатель, механическая коробка передач с раздаткой и возможностью блокировки «центра», расположенная под капотом «запаска»

«Нива» сразу стала очень популярной — ведь это был единственный советский полноприводный легковой автомобиль с подобным уровнем комфорта и проходимости. Некоторые узлы и агрегаты прослыли вполне надежными (например, двигатель или «неубиваемая» 4-ступенчатая «механика»), но в то же время, как и почти у любой новой машины, у ВАЗ-2121 первых лет выпуска хватало весьма существенных проблем. Ниже мы приводим список самых распространенных из них. Решения многих из этих недочетов нам пришлось ждать десятки лет. 

Самые распространенные проблемы первых «Нив»

Штатные шины ВлИ-5

Плохо приспособлены для езды по асфальту: высокий уровень шума, низкие сцепные свойства, быстрый износ.

Коррозия кузова

Быстрое появление очагов ржавчины на двери багажника (с очень высокой погрузочной высотой), порогах, стыках стоек и крыши, полу в области крепления «раздатки».

Плохая герметичность

Никудышные уплотнители, вода в салоне даже после сильного дождя.

Вентилятор радиатора с механическим приводом от коленвала

Недостаточный приток воздуха на холостых оборотах, перегрев.

Плохая «печка»

Шумы в вентиляторе, течь краника отопителя (тосол в салоне), неправильно организованный обдув, холод зимой.

Крестовины кардана

Нуждаются в постоянном обслуживании, быстро выходят из строя, сложная замена.

Сцепление

«Сжечь» сцепление из-за слабого мотора можно за пару выездов на бездорожье.

Раздаточная коробка

Постоянный гул, вибрации, закисание механизма управления.

Передние приводы (ШРУСы)

Износ пыльников, возможность разрыва при серьезных внедорожных нагрузках или наличии блокировки спереди.

Ступичные подшипники передних колес

Требуют постоянной регулировки и смазки.

Задние барабанные тормоза

Необходимость постоянной регулировки зазора.

1994 год: ВАЗ-21213 «Тайга» 

Долгих 15 лет ВАЗ-2121 выпускали без каких-то серьезных модернизаций, владельцы уже знали обо всех «косяках», по мере сил умели их исправлять, а на центральный тоннель клали шапку-ушанку, чтобы снизить количество шума и гула от раздатки. Первые переходные модификации появились в 1993 году, а полностью доработанные «Нивы» сошли с конвейера в 1994 году. Поначалу версии ВАЗ-21213 даже хотели дать имя собственное — «Тайга», но оно не прижилось. Тем не менее количество внесенных изменений оказалось существенным.

Во-первых, «Нива» изменилась внешне. Заднюю дверь с иной ручкой удлинили до бампера, что существенно облегчило погрузку и выгрузку, а по бокам появились новые фонари. Во-вторых, под капот начали устанавливать двигатель ВАЗ-21213 с увеличенным (за счет более длинного хода поршня от ВАЗ-21083) до 1,7 л объемом и карбюратором «Солекс». Также в нем был изменен профиль кулачков распредвала, что позволило расширить фазы впуска и выпуска, улучшить наполнение цилиндров и повысить крутящий момент до 127 Нм. Но механический привод вентилятора от коленвала так и остался. А вот на двигателе с моновпрыском — 21214 — уже использовались вентиляторы с электроприводом. Правда, мотор этот применялся поначалу только на экспортных модификациях, а россиянам пришлось ждать инжектора еще почти десять лет. В-третьих, на «Ниву» с тех самых пор устанавливается 5-ступенчатая «механика». Но надежность этой коробки передач оказалась хуже, чем у старой: переделанная из «четырехступки», она страдала масляным голоданием блока шестерен пятой передачи, а также отличалась не столь высоким качеством материалов. В-четвертых, после 1994 года выходной вал коробки передач и входной вал раздаточной стал соединять приводной вал, в котором крестовина была заменена на ШРУС, что позволило немного снизить шумы и вибрации.

Это один из самых популярных видеороликов Дрома, набравший уже почти 2 млн просмотров! В нем Lada 4х4 сравнивают с Renault Duster в одинаковых условиях бездорожья:

В этом же году произошло и самое значительное (вплоть до 2019 года) изменение интерьера. Были установлены новые сиденья, перед глазами обосновалась «приборка» от «восьмерок-девяток», появился другой, более «мясистый» руль и иные, очень хлипкие воздуховоды.

Двигатели «Нивы» — почти на любом топливе!

За всю свою долгую жизнь под капотами «Нив» оказывались самые различные силовые установки. Помимо «классических» 4-цилиндровых бензиновых агрегатов на экспортные машины (ВАЗ-21125 производили на подмосковном предприятии АО «ЛфаЭкспорт») устанавливали дизель Peugeot XUD-9L объемом 1,9 л мощностью 65 л.с., а в 2001 году на Московском международном автосалоне даже продемонстрировали прототип «Антэл» на… водородной установке!

1995 год: ВАЗ-2123 — длиннобазная 5-дверная модификация

Трехдверные удлиненные версии были у «Нивы» и до 1995 года (например, «растянутая» на 300 м ВАЗ-212180 «Фора» или ВАЗ-2129 «Кедр»), но именно в этом году стартовали официальные продажи пятидверной модификации ВАЗ-2131 с увеличенной аж на 500 мм колесной базой. Версия эта и до сих пор в строю — отличный вариант для тех, кто хочет выиграть в удобстве, вместительности и комфорте за счет незначительного ухудшения внедорожных характеристик.

Кстати, первое время на «пятидверки» устанавливали 1,8‑литровый силовой агрегат 2130 (82 л.с., 139 Нм), который «славился» заводским браком блока цилиндров на ранних версиях, постоянной необходимостью регулировки клапанов и нестабильностью работы на холостых оборотах. 

В этом видеоролике конкурентом длиннобазной 5-дверной Lada 4×4 выступает Suzuki Jimny предыдущего поколения:

2001 год: «Нива» становится Lada 4×4

В 2001 году АвтоВАЗ продал бренд Niva совместному предприятию «GM-Avtovaz», которое освоило производство автомобиля Chevrolet Niva. Взамен Lada 4×4 получила ряд доработок, освоенных на Chevy. Было установлено сцепление Valeo, решена проблема с низкой эффективностью тормозов путем установки нового 9-дюймового вакуумного усилителя и главного тормозного цилиндра большего диаметра (22,22 мм против 20,64 мм). Появились нерегулируемые ступичные подшипники, новые поворотные кулаки в передней подвеске с уменьшенным плечом обката, а также более мощные сайлент-блоки нижних рычагов, оптимизированные по длине буфера хода сжатия и отбоя. Размеры амортизаторов увеличили, а нижние крепления задних изменили, как и положение продольных штанг. Передний редуктор перенесли и прикрепили к балке передней подвески.

2002 год: двигатель 21214 с центральным впрыском топлива

В 2002 году АвтоВАЗ наконец-то запускает в серию автомобиль с инжекторным 1,7-литровым двигателем 21214-20 (81 л.с., 128 Нм) с моновпрыском и однорядной цепью ГРМ (ранее была двухрядная), удовлетворяющий нормам выхлопа Евро-2. Около 75% деталей этого мотора были заимствованы у ВАЗ-2131, но в то же время он не мог обойтись без ряда новых устройств и датчиков: контроллера Bosch или «Январь», коленвала с длинным (40 мм) радиусом кривошипа, ГБЦ с отверстиями для датчика фаз газораспределения и шпилек ресивера, гидрокомпенсаторов клапанов вместо регулировочных болтов и датчиков ПКВ и холостого хода.

2009–2011 годы: измененная внешность, ГУР и двигатель 21214М

Следующее обновление Lada 4×4 началось в 2009 году. Внешне «Нива» поменялась не сильно — появилась новая решетка радиатора, «дневные ходовые огни» и «поворотники», а также зеркала немного другой формы. Внутри изменилась обивка сидений, электронная панель приборов — теперь от ВАЗ-2115, а заднее сиденье стало складываться в два этапа — сначала подушка, а потом спинка. Зато технических новшеств было предостаточно.

Под капот стали устанавливать модернизированный агрегат ВАЗ-21214М, который оснащался уже распределенным впрыском и соответствовал экологическим нормам Евро-3 (а потом и по сей день — Евро-5). Чтобы ликвидировать течи охлаждающей жидкости, были внедрены новые прокладки с эластичным силиконовым валиком, сохраняющие свои свойства в течение всего срока службы автомобиля и не требующие подтяжки. В помпе использовали новый импортный сальник. Некоторые модификации стали оснащать АБС, диаметр сцепления Valeo увеличился с 200 до 215 мм, а с 2007 года Lada 4×4 стала оснащаться гидроусилителем рулевого управления. 

2014–2019 годы: Lada 4×4 Urban, кондиционер и дальнейшая модернизация 

В 2014 году у Lada 4×4 начался выпуск «городской» версии Urban — пластиковые бамперы, новая решетка радиатора, черный цвет хромированных ранее деталей, атермальные стекла, цвета «металлик» и легкосплавные диски R16. В салоне появился новый «пухлый» руль меньшего диаметра, улучшенная шумоизоляция, «приборка» от VDO, удлиненные «дворники», подстаканники на центральном тоннеле, сиденья с подогревом, электрические стеклоподъемники и управление зеркалами, а главное — кондиционер! 

Но и список внутренних изменений для Lada 4×4 оказался весьма внушительным. Крестовины на карданах приводов осей наконец-то уступили место ШРУСам, что снизило гул и вибрации. Наконец-то кузов стали окрашивать с применением катафорезного и полиэфирного грунтов, что улучшило коррозиестойкость. Также за эти годы был внедрен еще целый ряд более мелких нововведений: АБС и крепления Isofix появились на пятидверной версии, осуществили перенос креплений задних ремней безопасности, применили новую обивку задней двери, двусторонние омыватели лобового стекла и металлокордовую оболочку тросика привода открывания капота.

Сравнение предпоследней реинкарнации Lada 4×4 2019 года с новым Suzuki Jimny на бездорожье:

2019 год: последнее обновление на данный момент

Мы до сих пор считаем, что органичнее и харизматичнее всего выглядел салон самой первой «Нивы». Все его обновления за прошедшие 40 лет напоминали какой-то полуфабрикат, хотя Lada и обзавелась такими необходимыми для комфорта и безопасности вещами, как подушка безопасности (только боковая! — для корректной работы ЭРА-ГЛОНАСС) и кондиционер. Кажется, и на АвтоВАЗе понимали необходимость кардинальных изменений, и вот наконец-то мы их дождались: с прошлого года все «Нивы» продаются с абсолютно новым интерьером и слегка измененной внешностью.

На все версии сейчас (не только Urban) устанавливают пластиковые бамперы, а в передний еще и имплантируют «противотуманки». Двигатель теперь стоит на новых опорах. Но основные отличия — в салоне. Самое заметное изменение — полностью новая передняя панель. «Приборка» теперь похожа на таковые у Весты или XRAY — с оранжевыми шкалами, радиальной оцифровкой и крупными стрелками. Но самое главное — наконец-то появился бортовой компьютер с датчиком расхода топлива. Хотя вряд ли это сильно утешит будущего владельца, ведь «Нива» традиционно не может похвастаться экономичностью. По центру — совершенно новый блок климат-контроля с тремя классическими «крутилками» — вечно заедающие ползунки ушли в прошлое! Над ним ряд кнопок с подсветкой (включение заднего «дворника» и обогрева стекла, кондиционер и рециркуляция) и иные, гораздо более аккуратные, воздуховоды. Внизу — пара 12-вольтовых розеток. Блок управления «светом» — тоже новый, как и клавиши включения «противотуманок». У передних сидений изменилась форма, набивка, а также сдвижной механизм. На заднем ряду появились массивные подголовники, убирающиеся почти заподлицо. В дверных проемах установили новые уплотнители, а сами двери обзавелись иными ограничителями. Потолок теперь с ворсовым покрытием, у двери багажника — модернизированный замок, а в самом багажном отделении — еще одна розетка на 12 В. Из мелочей — новый плафон освещения и кнопка системы ЭРА-ГЛОНАСС. Нельзя сказать, что с таким салоном «Нива» стала современным автомобилем, но все же он и по своему облику, и по функционалу — лучший за все эти 43 года.

 

Говорят, в 2023 году АвтоВАЗ планирует начать производство абсолютно новой Lada 4×4. Правда, эта дата постоянно откладывается, и 100-процентной уверенности в появлении новой «Нивы» через пару-тройку лет ни у кого нет.

Да и будет это уже совсем другая история с использованием агрегатов Renault. Таким образом, некоторое время на рынке останется целых три «Нивы» — Lada 4×4 «старая», Chevrolet Niva и Lada 4×4 новая. Жаль, конечно, но «старушке» так или иначе вскоре придется уйти на покой. Однако кто знает, может, она еще и справит свое 50-летие на конвейере?

Технические характеристики Lada 4×4

Тип двигателя
Бензин L4

Рабочий объем, куб. см
1690

Макс. мощность, л.с. при об/мин
83/5000

Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 
129/4000

Тип привода
Постоянный полный

Трансмиссия
5-МКП

Передняя подвеска
Независимая на поперечных рычагах

Задняя подвеска
Зависимая пружинная

Тормоза
Дисковые спереди и барабанные сзади

Габариты (Д/Ш/В), мм
3640х1680х1640

Колесная база, мм
2200

Снаряженная масса, кг
1285

Макс. скорость, км/ч
142

Разгон 0–100 км/ч, сек.
17,0

Расход топлива (комб.), л/100 км
9,9

Выбросы СО2, г/км, эк. класс
Н. д./Евро-5

Дорожный просвет, мм
200

Объем багажного отделения, л
265/585

Объем топливного бака, л
42

Размер шин
185/75 R16

Цена, руб.
от 566 900 до 685 900

Фотобонус



Источник: drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *