Как я стал «стукачом»: фиксировал и сливал нарушения в ГИБДД. Личный опыт

Как я стал «стукачом»: фиксировал и сливал нарушения в ГИБДД. Личный опыт

Автор: Матвей Фельдфебель
Источник: Drom.ru

Вы готовы сообщать о чужих нарушениях?

Да, при каждом случае

Да, но только если нарушение серьезное и влечет опасность для других

Нет, этим должны заниматься соответствующие органы

Для меня «стучать» — западло

Рассказываем, что нужно делать, если вы хотите внести свой вклад в борьбу с хамством на наших дорогах.

Тех, кто сообщает об увиденных нарушениях «куда следует», у нас не любят. Почему так вышло — долгий разговор. Откровенно говоря, кто из нас без греха и не нарушал хоть какого-нибудь правила, например, не включал «поворотник»? Да и жаловаться, например, на неправильно припаркованные автомобили не всегда справедливо — достаточно вспомнить, что во многих городах благодаря властям легальных парковок нет даже у некоторых больниц.

И тем не менее есть вещи, мимо которых проходить просто нельзя — нужно сообщать в полицию, каким бы «стукачом» тебя не считали после этого.

С одной из таких ситуаций столкнулся и я сам, когда вдруг увидел на своей полосе автомобиль, двигавшийся прямо навстречу мне. Его водитель никак не желал уступать. Пусть в конечном итоге мы разъехались без потерь, но все же это было нарушение, которое могло закончиться очень печально — не для меня, так для других участников дорожного движения. Не секрет, что выезд на встречную полосу — одна из самых частых причин ДТП с тяжелыми травмами и смертельным исходом. Поэтому я решил сообщить о произошедшем в органы.

Вызываем ГИБДД?

Звонить «02» или «112» в подобных случаях вовсе необязательно. Вот уже несколько лет на официальном сайте Госавтоинспекции действует специальный сервис по приему обращений от граждан. С его помощью можно сделать заявление, на которое ГИБДД пришлет официальный ответ. Нужно только указать ФИО и адрес электронной почты, приложить необходимые документы и, конечно, написать само обращение.

Я решил пойти этим путем.

Прежде чем отправить сообщение, нужно было четко определить подразделение ГИБДД, ответственное за участок дороги, на котором случился инцидент. Это не всегда очевидно: все зависит не только от региона, но и, например, от статуса трассы, где произошло нарушение. При заполнении онлайн-формы нужно выбрать конкретное подразделение. Хорошо, когда оно одно и отвечает за весь регион (как, например, в Саратовской области, Приморском крае и многих других уголках страны), но, скажем, в Москве их 27.

После самостоятельного поиска в интернете и определения ответственного я через онлайн-форму отправил сообщение приблизительно следующего содержания:

«Я, ФИО, число, месяц, год стал свидетелем правонарушения, произошедшего по адресу… Автомобиль Mercedes-Benz C-класса госномер … в нарушение ПДД выехал на полосу для встречного движения. Прошу дать юридическую оценку действий водителя данного автомобиля и при необходимости привлечь его к административной ответственности. Видеозапись нарушения прилагаю».

Я прикрепил файл, содержащий запись правонарушения, размер которого, как оказалось, не должен превышать 30 Мб (ради этого пришлось немного покопаться с видеоредакторами и обрезать ролик). И начал ждать. Меньше чем через неделю мне на почту пришел e-mail со сканом ответа от инспектора ГИБДД.

Нарушителя наказали?

Не все так быстро. В письме содержался лишь ответ о том, что мое обращение будет рассмотрено. Причем для объективного рассмотрения дела мне необходимо явиться в определенное подразделение ГИБДД с паспортом и имеющимися фото- и видеоматериалами.

Заявление рассматривали в будний день в рабочее время, что, конечно же, не очень удобно для работающего человека. В ответе ГИБДД говорилось, что в случае неявки обращение будет рассмотрено в мое отсутствие. И все же я решил пожертвовать своим временем и съездить в Госавтоинспекцию.

На месте, немного растерявшись, поначалу я направился в другой кабинет, где была гигантская очередь из людей, желающих оспорить свой выезд на встречную полосу. К счастью, меня направили в нужную комнату, где уже никаких очередей не было. После того как я рассказал сотруднику ГИБДД о цели визита, меня попросили заполнить бланк, вновь указав свои ФИО и паспортные данные, где я еще раз изложил суть произошедшего. Также с меня взяли подпись, что я предупрежден об ответственности за дачу ложных показаний. Поскольку я не пытался кого-то оклеветать, страха оставлять такую подпись не было.

Однако на этом история не закончилась, а только началась. Через несколько дней на мою электронную почту пришел уже другой официальный ответ от ГИБДД. В нем говорилось, что по результатам моего обращения было возбуждено административное дело по ч. 4 ст. 12.15 КоАП и проводится административное расследование.

А что будет дальше?

Вот уже больше трех месяцев ГИБДД занимается поиском нарушителя. Пока безуспешно. По идее, собственника автомобиля должны вызвать в суд повесткой. Если он не придет на заседание, его должны уведомить по месту регистрации или сообщить об имеющемся правонарушении во время остановки экипажем ДПС. Однако собственник автомобиля может заявить, что за рулем находился не он. Причем владелец не обязан сообщать, кто именно управлял автомобилем. И для суда крайне проблематично установить личность виновника в таком случае.

Как суд может установить, кто именно находился за рулем? Например, через полис ОСАГО. Если туда вписан только один человек, собственнику не получится отвертеться — его накажут по всей строгости закона, утверждает адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. А если в страховке указано несколько человек, то всех их могут вызвать в суд. Но сомнительно, что таким образом удастся достоверно установить виновника. Ведь в соответствии с 51-й статьей Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, супруга/и или близких родственников. То есть если, допустим, в полис вписана одна семья (оба родителя + их дети), то установить, кто же именно нарушил ПДД, становится вообще невозможно! Ну а если у собственника автомобиля полис ОСАГО без ограничений, то тут и вовсе нарушителю даже не нужно быть с кем-то в родстве, достаточно просто отрицать свое нахождение за рулем.

Если суд все же установит, кто находился за рулем в момент нарушения, то водителя, скорее всего, лишат водительских прав на срок 4-6 месяцев по ч. 4 ст. 12.15 КоАП. Минимальное наказание по этой статье — 5000 рублей, но его обычно присуждают, если нарушение зафиксировано комплексом фото- и видеофиксации. А частные видеозаписи пока имеют неоднозначный юридический статус. Какое решение примет суд в конкретном случае — непредсказуемо.

То есть с точки зрения закона у нас складывается очень интересная ситуация. С одной стороны, какая-никакая презумпция невиновности у водителей все же есть. Поэтому «профессиональных стукачей», которые бы только и делали, что ловили автомобилистов на мелких нарушениях, у нас нет. Это не так и плохо, поскольку связанных с этим конфликтов в обществе тоже нет. В конечном счете следить за порядком — дело компетентных органов, то есть ГИБДД. Но, с другой стороны, даже при наличии неопровержимых доказательств очень грубого нарушения (например, видеозаписи) наказать провинившегося становится практически невозможно. Если вы считаете, что это мелочь, вспомните, сколько в последние годы было резонансных ДТП, и сравните с числом случаев, когда из-за видео или фото за нарушение ПДД наказывали, скажем, какого-нибудь чиновника. Получается, что система начинает работать только тогда, когда трагедия уже случилась, а не чтобы ее предотвратить!

Кстати, привлечь виновника к ответственности после обращения в Госавтоинспекцию могут только при условии, что он установлен в течение трех месяцев — таков срок давности по таким нарушениям. То есть в моем случае он уже формально истек, хотя на момент написания данного материала ответа из ГИБДД так и не поступило. Кстати, по закону Госавтоинспекция обязана меня уведомить о результатах рассмотрения дела независимо от его исхода. Еще подождем?

В России растет популярность онлайн-сервисов для «стукачества»?

Полная статистика подобных обращений не публикуется. Мы подали запрос в Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД РФ, но ответа не получили. Впрочем, по отдельным сервисам цифры есть. Например, действующая в столице служба «Помощник Москвы» публикует рейтинг наиболее активных пользователей, и выясняется, что некоторые активные граждане подают заявления о нарушениях ПДД тысячами. Более 40 человек зарегистрировали по 1000 и более обращений каждый. А лидер рейтинга — почти 7,5 тысячи.

Хеппи-энд?

Трудно сказать. Вроде бы ГИБДД оперативно отреагировала на обращение, завела административное дело и пообещала принять меры… И все же у меня лично после этой истории сложилось впечатление, что действующая система не слишком способствует проявлению у людей гражданской ответственности. И основная проблема — сложная процедура привлечения нарушителей к ответственности через ГИБДД.

Надо отметить, что другие онлайн-сервисы гораздо эффективнее в борьбе с нарушениями ПДД. Упомянутый выше «Помощник Москвы» — это специальное мобильное приложение, с помощью которого любой желающий может наказать нарушителей парковки. И это действительно работает. Достаточно установить программу на смартфон, выбрать категорию нарушения, сфотографировать автомобиль и отправить снимок. Все! Данные уже отправляются на рассмотрение в соответствующие органы, причем с помощью приложения можно постоянно отслеживать статус своего обращения, а если нарушителя наказали, появится соответствующая надпись — «оштрафован». И не надо никуда ездить, обрезать фото или собирать документы.

Мобильное приложение фиксирует географические координаты и время нарушения, и для автоинспекции этого достаточно, чтобы выписать штраф. Например, за 2017 год в Москве таким образом было вынесено более 20 000 постановлений. Обидно только, что все они касаются именно тех самых неоднозначных нарушений, а именно — парковки, которой в столице катастрофически не хватает. А вот когда вы посылаете на сайт ГИБДД запись со своего видеорегистратора (как это сделал я), то все не так просто.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов уверен, что проблема — в законодательстве. Дело в том, что у нас отсутствует норма, которая приравнивала бы видео с регистраторов к данным с комплексов фото- и видеофиксации в случае грубых нарушений.

— Система взаимодействия с органами власти находится в состоянии прошлого века. Человек, который пытается поставить хама на место, несет гораздо больше издержек, чем нарушитель, — рассказывает Петр Шкуматов. — Нужно потратить свое время и время сотрудников ГИБДД, чтобы найти человека, вызвать его в суд и т. д. А у виновника, если он воспользуется юридической помощью, есть много лазеек, чтобы уйти от ответственности. Здесь возникает вопрос о наказании. Я считаю, что в таких случаях, когда грубое нарушение попало на видеорегистратор, нужно просто выписывать «письмо счастья», и не надо никаких других телодвижений. Главное — чтобы была идентификация личных данных заявителя и можно было установить подлинность видеозаписи.

Пока же быть ответственным гражданином в нашей стране не очень получается. И не только потому, что окружающие могут назвать тебя «стукачом».

А как «у них»?

В западных странах сообщать о нарушениях не только не зазорно, но даже, наоборот, такое поведение приветствуется обществом. Это называют гражданской ответственностью: порядка никогда не будет, если не способствовать ему самостоятельно. Иногда для борьбы с нарушителями организуется так называемый «соседский дозор» — что-то вроде наших дружинников, которые присматривают за своим районом и сообщают, например, о нарушителях правил дорожного движения.

 

В России, да и почти на всем постсоветском пространстве, такое поведение многие считают зазорным. Тут и наша история со сталинскими репрессиями, и система воспитания, где учитель запросто может сказать ученику «чего ты жалуешься?», и воровские «понятия», прочно вошедшие в культуру страны. Тем не менее в последние годы у нас набирают популярность разного рода онлайн-сервисы, позволяющие привлечь нарушителя к ответственности, сообщив в ГИБДД.

Другие статьи из раздела «Автоправо и автострахование»

48878

251
Гарантия: спасительный парашют или бесполезный балласт?

56198

126
Штрафы за нарушение ПДД. Как платить?

35416

84
Как быстро узнать о штрафе и оплатить его со скидкой

122138

203
Новые регламенты ГИБДД на 2018 год: патрулирование, регистрация и получение прав

44141

125
Как судиться по КАСКО и не проигрывать. Инструкция по применению

Источник: drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *