Каково быть автомобилистом в ДНР: лежащий на дне авторынок, двойные номера, комендантский час и прочее

Каково быть автомобилистом в ДНР: лежащий на дне авторынок, двойные номера, комендантский час и прочее

Автор: Макеевский инсайдер
Источник: Drom.ruВ мае непризнанная почти никем в мире (в том числе и Российской Федерацией) Донецкая Народная Республика отметила свое пятилетие, нравится это кому-то или нет. За прошедшее с ее появления время поменялось многое: в городе исчезли украинские флаги, украинская милиция, закрылись все официальные дилерские центры, перестали работать страховые компании, произошло много других событий. В этой статье мы расскажем нашим читателям о том, с какими трудностями сталкиваются автолюбители, живущие в самопровозглашенных республиках Донбасса.

С началом войны дилерские центры стали вывозить автомобили из городов, которые оказались под контролем непризнанных властей ДНР, ведь воюющие за самопровозглашенные республики люди не стеснялись забирать из автосалонов автомобили для своих нужд. Сейчас силовые органы пресекают подобные вещи, да и вряд ли полноценной армии нужны легковые автомобили — любой калибр прошивает их, как фольгу. Большинство автосалонов находятся в стадии консервации, то есть попросту закрыты. О былой жизни здесь говорят лишь крупные и красивые стелы, а также рекламные баннеры, не изменившиеся с начала 2014 года. Некоторые автосалоны все же заняли новые компании, которые торгуют новыми, но «серыми» автомобилями из России, а также импортированными иномарками из США, Грузии и Украины.

О любопытных особенностях местной растаможки расскажем ниже, а вначале взглянем в целом на состояние местного рынка. Ситуация в ДНР и ЛНР похожая, практически идентичная за исключением небольших мелочей.

На самом деле первичный рынок в ДНР мертв. Это не громкие слова, это — констатация факта. Несмотря на то, что власти оценивают среднюю зарплату в республике в 11 500 рублей (ДНР и ЛНР после введенной в 2015 году блокады со стороны Украины перешли на расчет в рублях), реальность говорит о том, что она вдвое меньше, а с такими доходами рассчитывать на покупку автомобиля жителям республики нереально. Однако у некоторых граждан деньги есть, и представители опрошенных нами компаний, занимающихся импортом новых автомобилей из России, шепотом говорят, что в месяц им удается продавать около десятка экземпляров, и это несмотря на то, что конкуренции в этом сегменте попросту нет — фирмы с таким видом бизнеса в ДНР можно пересчитать на пальцах одной руки.

В ходу марки Lada, Renault, Nissan, Toyota и Mazda. Также в продаже есть (как в наличии, так и под заказ) Skoda, Kia, Hyundai, Ford, Datsun, Mitsubishi, Volkswagen, Ravon, Geely, Mercedes, УАЗ и ГАЗ. Цены — ненамного выше, чем в России: так, рестайлинговая Granta (седан) в комплектации Classic Optima оценивается донецкими компаниями в 512 000 рублей, при том, что в России ее стоимость составляет 496 500 рублей. Lada Vesta в комплектации Comfort Image стоит в Донецке 733 900 рублей, в России же официалы АвтоВАЗа просят за машину 690 900 рублей. Седан Kia Rio с 1,6-литровым мотором и 6-скоростным «автоматом» оценивается в 896 900 рублей при стоимости 889 900 рублей в российских автосалонах.

Располагаются такие фирмы в помещениях бывших официальных дилеров мировых марок, и на стенах все еще можно увидеть фирменные логотипы таких брендов, как Jaguar, Land Rover, Renault, Toyota, Skoda и Volkswagen, несмотря на то, что в торговых залах присутствует настоящая «солянка» из автомобилей разных марок.

Множество автосалонов работают в режиме СТО, при этом квалификация персонала станций может кардинально различаться: на некоторых из них мотористы, к примеру, натягивают ремень ГРМ и закручивают обводные и натяжные ролики «на глазок», при этом владельцу автомобиля порой не предоставляют даже акт выполненных работ. Однако на станциях в центральных районах Донецка все по-другому: механики измеряют натяжение ремня фирменным прибором, ролики закручивают с правильным моментом, и еще без какой-либо просьбы или жалобы водителя могут найти подсос лишнего воздуха или же определят пропуски зажигания. После проведения работ на таких станциях вручат акт с названием автомобиля, его пробегом, VIN-кодом и другими данными, а через некоторое время вам может позвонить девушка и приятным голосом попросить оценить работу мастеров, сообщить, довольны ли вы сервисом.

Стоимость работ на таких СТО выше, впрочем, за качественно выполненную работу не жалко и заплатить, тем более что все это в ДНР стоит куда дешевле, чем в России или на подконтрольной Украине территории. Например, замена масла в типичной донецкой СТО обойдется в 150 рублей без снятия защиты и 200 рублей со снятием, пыльник ШРУСа поменяют за 300 рублей, диагностику ходовой части выполнят за 150 рублей, ремень ГРМ на 8-клапанном моторе заменят за 600 рублей. На станциях техобслуживания с более ответственным подходом эти цены нужно умножать на два.

Печально сложилась судьба автосалонов, которые располагались в северной и западной частях города. Некоторые из них были повреждены осколками от обстрелов, из них, конечно же, вывезено оборудование.

Самая удручающая картина наблюдается на улице Взлетной, которая ведет к памятному для Донецка (да и не только Донецка) месту — разрушенному аэропорту имени Сергея Прокофьева, — все автосалоны (а их там было несколько) разобраны буквально до кирпичика.

При этом не сказать, что их до основания разрушила артиллерия. К примеру, гора кирпичей на фото ниже в 2014 году представляла собой недостроенный автосалон Porsche. В середине 2015 года, несмотря на кое-какие повреждения, основные части конструкции еще были в порядке, однако позже мародеры начали разрывать здание буквально на куски.

Впрочем, такая же судьба постигла не только автосалоны, но и авиационные ангары, в которых находились на хранении самолеты, торговый комплекс Metro, заправки, а также сам аэропорт. И все это под носом у военных. Бонус — фотография легендарной девятиэтажки по улице Взлетной, 11а, возле которой было снято немало знаменитых сюжетов.

Что касается вторичного рынка, то до войны были классические площадки под открытым небом. Самая большая из них располагалась не в Донецке, а как ни странно, в 60 километрах севернее — возле города Горловка и местной железнодорожной станции Майорск. В середине 90-х и до начала войны именно там покупалось и продавалось самое большое количество автомобилей в области, однако сейчас в нескольких сотнях метров от рынка проходит линия фронта, да и если быть до конца объективным, то с бурным развитием Интернета на Донбассе (напомним, что город в 2012 году принимал у себя чемпионат Европы по футболу — Евро-2012) классические авторынки стали потихоньку отмирать.

В самом Донецке, в Петровском районе города, некогда был авторынок «Текстильщик», еще одна площадка в 2009 году открылась между Донецком и Макеевкой, однако все знали, что самый большой выбор — на Майорском авторынке.

Вместо «базаров» в Донецке сейчас немало фирм, которые работают как под открытым небом, так и ведут свою деятельность в покинутых официальными дилерами автосалонах. Самыми дешевыми автомобилями они не занимаются — в этом просто нет смысла, но на машинах стоимостью в 200 000–650 000 рублей (3000–10 000 долларов) вполне можно заработать. К слову, расчет на вторичном автомобильном рынке между покупателем и продавцом зачастую ведется в долларах еще со времен основания Украины как независимого государства, хотя самые дешевые машины покупают все-таки за рубли.

На одной из открытых площадок, которая располагается возле торгового центра «Мост» (бывшее Metro), к примеру, продается уже растаможенный в ДНР Mini Cooper 2012 года в изумительном состоянии по цене $6500.

Требующий вложений, но тоже растаможенный «грузинский» Infiniti FX35 2004 года выпуска оценен в $6000, Renault Laguna 2002 года продается за $4350, Audi A4 2011 года стоит $11 000, а за Subaru Impreza WRX 2002 года на украинском учете продавцы просят $7500. Классический Volkswagen Passat B5 1999 года оценен в $4500, рядом с ним располагается такой же седан 2000 года по цене в $3500 долларов, гнилой и битый Chevrolet Aveo с украинско-ДНРовской регистрацией (двойная постановка на учет — обычное дело; подробности — ниже) оценен в 2500 долларов.

На данный момент Донецк переживает все тяготы войны. Раньше город был развитым (по своим меркам): до войны на улицах нередко можно было встретить самые разнообразные спорткары, в том числе Ferrari, Lamborghini, Jaguar, Aston Martin, люксовые седаны и внедорожники, а в такси практически нереально было устроиться на «Жигулях» и «Самарах». Сейчас повсюду — старые автомобили российского производства, хотя очень высоким спросом пользуются и автомобили GM — Chevrolet Aveo, Lacetti, Daewoo Nexia, Lanos, а также китайские Chery и Geely. В общем, все, что можно быстро и легко починить и что не бьет по карману.

Не сказать, что более дорогих автомобилей в городе нет. Они-то есть, но это крохи по сравнению с тем, что можно было наблюдать до войны. Есть проблемы и с запчастями: из-за слабого спроса и прохудившегося парка автомобилей многие автомагазины вынуждены были переквалифицироваться, и, к примеру, даже на такой популярный некогда автомобиль, как Opel Vectra A, относительно быстро можно купить только самые популярные расходники. Все остальное — под заказ с недельным ожиданием, что уж там говорить об американских, итальянских, французских и некоторых японских автомобилях середины 90-х — подобные автомобили в ДНР и ЛНР непрактичны.

Такая ситуация во многом сложилась потому, что Украина устроила блокаду самопровозглашенным республикам, и провозить автомобильные запчасти через блокпосты запрещено. Это привело к тому, что владельцы не самых популярных иномарок остались без украинских разборок, а доставка бывших в использовании деталей из России проблематична опять-таки из-за таможни.

Самые популярные сейчас автомобили в ДНР — это наиболее бюджетные модели. Отличным спросом пользуется вазовская «классика» — такие модели вполне можно купить за 15 000–40 000 рублей, ВАЗ-2108-2109 оценивают в 50 000–90 000 рублей, Daewoo Lanos — в 110 000–170 000 рублей, Chevrolet Aveo — в 130 000–190 000 рублей.

Процедура покупки выглядит обычно таким образом: человек заходит на украинские сайты по продажам автомобилей (rst.ua, olx.ua, или auto.ria.com), подбирает интересующий экземпляр на территории Донбасса, созванивается с владельцем и едет на смотрины, после чего за счет покупателя и по согласию с продавцом может быть проведена диагностика. Если покупатель настроился на покупку, то машину везут в ГАИ ДНР, где ее после досмотра экспертами снимают и ставят на учет и деньги передаются от покупателя продавцу. Если машина — на номерах иных государств, то по согласованию с продавцом может быть проведена поездка через границу, но, как правило, это редкость, и такая ситуация наблюдается в основном с автомобилями, которые имеют учет в МРЭО Украины и ДНР. В этом случае интересующая покупателя машина снимается с учета ДНР, перегоняется на подконтрольную властям Украины территорию, там снимается с учета и регистрируется на нового владельца, после чего снова перегоняется на территорию ДНР, где получает вторую регистрацию. В целом цены на автомобили в ДНР и ЛНР выше российских, поскольку многие машины имеют двойные номера (украинские и ДНРовские), а на Украине машины на вторичном рынке традиционно стоят заметно дороже, чем в России (несмотря на более высокие российские пошлины).

Кстати, о таможенных правилах. На территории ДНР запрещена эксплуатация автомобилей на номерах иных государств. Законодательством республики предусматривается, что владелец автомобиля должен в течение десяти рабочих дней явиться со своим автомобилем в местное МРЭО, где ему необходимо пройти экспертизу и поставить машину на временный учет или же пройти процедуру полной растаможки. Машину на украинских номерах можно поставить на учет «за недорого»: в среднем эта процедура обойдется в 1000–1500 рублей, и владельцу вручают второй комплект номеров и техпаспорт ДНР. Украинские номера и техпаспорт владелец может хранить дома или же в автомобиле, поскольку использовать их есть смысл только тогда, когда нужно выехать на подконтрольную властям территорию, тем более что ночью их воруют и требуют выкуп в размере 1000–1500 рублей. Кроме того, даже если номера не окажутся в руках злоумышленников, первый же патруль полиции ДНР заметит недружественный флаг на номере, и если во время сверки по онлайн-базе выяснится, что машина заехала в республику больше десяти дней назад, то ее отправят за счет владельца на эвакуаторе на штрафплощадку, а у водителя изымут водительское удостоверение до оплаты штрафа. Кстати, удостоверение изымается при любом нарушении, даже если ваш автомобиль едет по дороге без переднего бампера (в ПДД ДНР запрещается эксплуатация автомобиля без него), и даже если вы или ваш пассажир не пристегнуты ремнями безопасности. Естественно, с номерами ДНР ехать в сторону украинского блокпоста тоже не стоит — машину признают принадлежащей незаконным вооруженным формированиям и арестуют.

Что же касается автомобилей с российскими, европейскими, грузинскими и иными номерами, то здесь ситуация еще более интересная. Казалось бы, автомобили с номерами дружественной РФ должны свободно передвигаться по республике, но нет: они тоже в десятидневный срок должны быть поставлены на учет, причем в отличие от машин с украинскими номерами владельцам автомобилей на российских номерах выдают временные техпаспорта ДНР. При временном учете владелец должен раз в год выезжать на территорию России или ЛНР и проходить таможенные процедуры, уплачивая 10% от таможенной стоимости автомобиля (для 2,0-литровой машины возрастом более семи лет растаможка будет стоить около 770 евро, временный учет обойдется владельцу в 77 евро в год). Временный учет может быть ежегодно продлен. Если машина будет поставлена на временный учет десять раз (то есть в течение десяти лет), то она фактически пройдет полную процедуру растаможки. В случае нарушения правил растаможки, когда машина хотя бы на час задерживается на территории ДНР, владельцу грозит суровый штраф, который будет исчисляться 50% от оценочной стоимости автомобиля. То же самое касается и автомобилей на номерах других стран.

Полиция ДНР, к слову, выполняет свою работу жестко, но вполне профессионально. Остановить могут по любому поводу: военное положение наделяет инспектора полиции самопровозглашенной республики практически неограниченными полномочиями: он может обязать водителя передать ему документы для проверки, сверить VIN-номер автомобиля с базой, а также заглянуть для визуального осмотра в багажник и под капот. Спорить в этом случае не стоит (но отстаивать свою правоту при безосновательном обвинении, конечно, нужно), как и не стоит убегать от полиции: очень часто они несут службу вместе с хорошо вооруженными военными, и в республике зарегистрирован не один случай, когда по убегающему автомобилю стреляли из автоматического оружия, его обилие на Донбассе, безусловно, накладывает свой отпечаток. Но если дело касается лишь проверки документов и с ними все в порядке, через минуту-две водителя отпустят и пожелают ему счастливого пути.

Что касается комендантского часа, то с ним шутки плохи. Если автомобиль попадется патрульным с 23:00 до 05:00 (недавно глава ДНР Денис Пушилин сократил его действие до 04:00), он немедленно будет остановлен, после чего водителя сопроводят в районный отдел полиции, где на нарушителя составят административный протокол, снимут отпечатки пальцев и сфотографируют, а также перепишут всю телефонную книгу. В 04:00 или 05:00 утра (в зависимости от текущего распоряжения главы ДНР) его отпустят, но только лишь в первый раз: во второй раз дело передадут в суд, и судьи будут руководствоваться указом главы республики № 16 от 27 января 2016 года «О введении комендантского часа», который предусматривает арест на срок до 15 суток, хотя обычно судьи ограничиваются пятью-шестью днями ареста. В ЛНР ситуация в этом отношении серьезнее: там задержанных лиц силовики доставляют на медицинское освидетельствование, и даже за первое нарушение комендантского часа положен штраф или же обязательные работы в течение 20–40 часов.

К слову, большинство жителей ДНР и ЛНР комендантский час просто проклинают, хотя некоторые живущие в центре его, на удивление, поддерживают, дескать, пьяных ночью нет и под окнами не шумят. Но вот страдают от этого указа мирные жители, ведь увеселительные заведения закрываются до 22:00, маршрутные такси прекращают свою работу в 20:00, общественный транспорт в ДНР развит плохо, а такси после 22:00 вызвать практически нереально. Поэтому если так уж случилось, что незадолго до начала действия комендантского часа сломалась машина, лучше бросить ее на «аварийке» до утра и устремиться пешим ходом в направлении дома, хотя в этом случае не стоит исключать и то, что ночью автомобиль профессионально «обнесут» воры, которым указы глав республик, полиция, комендатура и военные — «до лампочки». Вот такая суровая ситуация, хотя по противоположную сторону линии фронта такие меры не применяются.

Ну и пара слов о дорожной обстановке. Как говорится, на дороге не без дураков, но в целом на дорогах Донбасса спокойно, водители стараются соблюдать ПДД. Оно и не удивительно: доходы не оставляют жителям права на ошибку, тем более что страховые компании на территории республики не функционируют, и виновный в ДТП водитель будет своими силами восстанавливать не только свою машину, но и чужую, а с типичной для ДНР зарплатой в 6000–8000 рублей это сделать практически нереально. Впрочем, пока писался этот материал, парламент ДНР принял во втором чтении закон, который предусматривает введение на территории республики ОСАГО, однако по состоянию на 3 июня он пока еще не подписан главой. Для автомобилей на номерах Украины/ДНР это может значить, что при намерении съездить на подконтрольную Украине территорию и в Россию нужно будет обзавестись сразу тремя полисами.

Еще один интересный момент: если в 2015–2017 годах бензин в ДНР стоил сумасшедших денег (АИ-95 в 2017 году, к примеру, — 52 рубля за литр), то сейчас топливо стоит дешевле, чем в соседней Ростовской области: 92-й продают по 38–39 рублей, 95-й по 41–42 рубля, дизель оценивают в 49 рублей, а задуть литр газа можно за 22 рубля. С чем связана такая щедрость, которая наступила после прихода к власти Дениса Пушилина (нынешнего главы ДНР), пока неясно.

Что касается дорожной обстановки, то водить машину в республике нужно максимально ответственно и аккуратно, при этом нужно быть готовым ко всяким сложным ситуациям, например, неожиданно на перекрестке может появиться «Урал» с боеприпасами или же многотонный танк Т-72 в паре с самоходной артиллерийской установкой «Акация» или «Гиацинт». Хотя сейчас военные двигаются по городу более-менее аккуратно (гусеничная техника, как правило, передвигается в сопровождении военной полиции), и автокатастрофы с их участием практически сведены до нуля, такие ситуации все еще возможны. Кроме того, с неба могут неожиданно полететь крупнокалиберные артиллерийские снаряды, раскаленные до нескольких тысяч градусов осколки от которых разлетаются в радиусе до полукилометра, и в этой ситуации тоже нужно знать, как действовать, причем вариант «утопить» педаль газа в пол и скрыться с места обстрела является ошибочным, ведь даже единственный разорвавшийся осколочный или кассетный боеприпас своими осколками прожигает машину как десятки раскаленных ножей масло.

 

Какой вывод можно сделать из всего этого? В последние годы в республике более-менее наведен порядок: работает полиция, открываются автосалоны, где по разумным ценам можно купить новую машину (причем с двухлетней гарантией), потихоньку растут зарплаты, и той анархии, которую можно было наблюдать в 2014–2015 годах, уже нет, хотя жителям региона такая жизнь медом, конечно, не кажется.

Источник: drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *