Крым 2018. Особенности национального кемпинга

В этом году снова решили поискать «кемпинг мечты» в Крыму и заодно поделиться своими впечатлениями, ведь предыдущий отчёт на моё удивление вызвал повышенный интерес к данной теме. Попутный рассказ о посещённых местах, возможно, будет не столь красочным, потому что хотелось уединения и спокойного отдыха. Сам формат поездки не располагал к «подвигам» — со мной был сын 3,5 года от роду и моя мать, которая ехала в Крым впервые. Исходя из состава группы «стар да мал» план поездки строился максимально непринуждённым, с короткими переездами и минимумом экскурсий.

Подготовка

В январе был заказан и в апреле получен новый вместительный автомобиль для дальних путешествий. Третий ряд сидений оставил дома, погрузив вместо него всё необходимое для автономного путешествия — удалось загрузить только до уровня подголовников, таким образом, что в салонное зеркало было видно всё происходящее за автомобилем. Чтобы избежать повреждения направляющих и выровнять пол, постелил фанеру 10 мм с прикрученными к ней опорными брусками 20×30 мм. Также был куплен газовый баллон на 5 литров пропана и туристическая плитка с двумя конфорками Duet TW-030. Пользуясь большим объёмом багажника, взял с собой мультиварку. Вот, пожалуй, и всё! Главное отличие от предыдущих лет — не пришлось играть в тетрис, складывая вещи в автомобиль, и пассажиры ехали без какого-либо багажа в ногах.


Автомобиль загружен!

Дорога в Крым

Выезжали из города Видное Московской области в пятницу в 4 часа утра. В пятницу — для того, чтобы избежать пробок южнее Воронежа, рано утром — для того, чтобы малыш поспал как можно дольше в автомобиле, пока он отмерял однообразные сотни километров трассы М4. Чтобы не терять время на пунктах оплаты был приобретён транспондер «Автодора» и закреплён возле салонного зеркала. Все считывания проходили штатно, и пункты оплаты проезжались без остановки.

Так как никогда не имел радар-детектора и не собираюсь его покупать, то весь путь придерживался допустимого скоростного порога, почти постоянно используя круиз-контроль. Если на нём выставить ровно 110 км/ч, то реальная скорость по GPS у меня получалась 107-108 км/ч. В населённых пунктах достаточно выставить 80 км/ч, чтобы ехать в рамках правил. Лишь в Московской области есть небольшой участок автомагистрали, на котором ехал 130 км/ч. Можно и быстрее, но и на 130 расход топлива резко возрастал — лобовое сопротивление автомобиля тому виной.

Сын во время движения всегда ехал в детском кресле пристёгнутый. Конечно, ему было намного удобнее ехать на переднем кресле. Во-первых, следить за дорогой, во-вторых спать при сильно откинутой назад спинке. Сиденья второго ряда похвастаться таким не могут, да и откидывать их назад гипотетически не получилось бы из-за багажа за спинками.

До Воронежа доехали около 9 утра и через полтора часа были в районе Лосево, где потеряли около 15 минут из-за небольших заторов. Далее по трассе встречались ремонтные участки, но проблем с их проездом не возникло.

Первое место ночёвки было недалеко от Новочеркасска. Кемпинг «Камышовый рай» расположился на берегу Дона, почти напротив станицы Багаевской и совсем рядом с паромной переправой, через которую мы проезжали в прошлом году. По пути в кемпинг заехали в магазин «Лента» на северном въезде в Новочеркасск и немного поездили по самому городу, благо время позволяло никуда не спешить.


Одна из арок, сооружённых к визиту в город императора Александра I.


Милая провинциальность.


Весьма неоднозначное место — Троицкая площадь, где наслоилась история. Сейчас там чего только нет:


Памятник руководителям революционного казачества на Дону в годы Гражданской войны.


Поклонный крест. Установлен атаманами и казаками Всевеликого Войска Донского 14 октября 2007 г. в день Покрова Пресвятой Богородицы в память невинно убиенных священнослужителей и казаков Дона.


Спуск Герцена.


Новочеркасский войсковой Вознесенский кафедральный семиглавый собор. Третий по величине православный храм России.


История его постройки очень непростая. Два раза свод и часть храма при строительстве обрушались, и лишь третий проект был успешен.


Со всех ракурсов он просто великолепен.


Памятник Ермаку.


Памятник Примирения и Согласия.


«Во имя памяти о прошлом. Во имя настоящего и будущего казачества мы пришли к примирению и согласию. Слава Богу, что мы казаки»


Памятник Платову, прославленному донскому атаману и основателю города.


Симпатичная церковь Александра Невского.

Приехав в кемпинг, были немного удручены его состоянием — в этом году был сильный паводок и территорию затапливало. Про кемпинг я узнал на форуме караванеров и там же видел, как на майские праздники автодома выезжали с частично затопленной территории. К тому же паводком смыло большую часть великолепной песчаной косы, на которой был пляж.

Достаточно было телефонного звонка, чтобы нам открыли ворота и предложили самим выбрать любое понравившееся место. Надо сказать, что подходящих мест было мало — прослеживался явный ориентир на автодома и караваны, а не на палатки.


Ворота.


Летняя кухня с газовой плитой и холодильниками.


Хозяйка летней кухни )))


Туалеты.


Душевая.


Бывшая песчаная коса.


Конечно же, искупались — вода в Дону тёплая.


Еле нашли ровный пятачок под маленькую палатку.

За минувший день проехал 1066 км и практически не ощутил усталости — по крайней мере, ничего не болело — ни ноги, ни спина. Первое испытание дальней дорогой автомобиль прошёл на «отлично»!

Ночью спали плохо — из-за жары и высокой влажности хотелось распахнуть палатку, но полчища комаров и мошкары не давали это сделать. В полночь небо затянуло тучами, закапали редкие капли дождя, а горизонт за Доном постоянно пронзали вспышки молний. Хороший дождь так и не пошёл, видимо, раскалённая ростовская земля так и не позволила ему материализоваться.

Утром отправились в станицу Старочеркасская, по пути посетив Монастырское урочище — некогда главный военный стан донских казаков. В самой станице в летний период в последнюю субботу месяца проводится фестиваль казачьего фольклора «Нет вольнее Дона Тихого». Непонятно по какой причине он был перенесён на следующий день, на воскресенье, и мы просто прогулялись по станице, потужив о неприятной нестыковке.


Новочеркасск на горизонте.


Проезжая через город, не смог удержаться и остановился напротив церкви Михаила Архангела.


Монастырское урочище. Здесь находился укреплённый казацкий город, первые упоминания о котором датируются 1593 годом!


Часовня в Монастырском урочище.


Памятник экипажу канонерской лодки «Ростов-Дон», погибшему осенью 1941 года.


Трагические годы.


Дон.


Ярмарка в Старочеркасской.


Уха — одно из основных блюд в местных заведениях.


Внутри воссоздан интерьер казачьего куреня.


На плетне вот такое красочное творчество.


Церковь Донской Богоматери.


Атаманское подворье — место проведения фольклорного фестиваля.


Буквально за углом находится музей.


Воскресенский войсковой собор.


Колокольня войскового собора.


Памятник атаману Платову.


Дом с «воздушной» архитектурой.


Паромная переправа через Дон.


Тарифы.

Остаток дня потратили на дорогу до очередного кемпинга «Палаточный городок» на окраине Анапы. Путь через Краснодар прокладывать не стали — на форумах не советовали ехать через ремонты и сопутствующие им пробки. Зато разведали новый маршрут, который существенно облегчал преодоление станиц. Съезжал с М4 не в районе Кисляковской, как привык делать ранее, а лишь на развязке Кореновск. Затем ехал около 40 километров до объездной Тимашевска и далее через город по известному маршруту через Старонижестеблиевскую на Славянск-на-Кубани. Участок М4 — Тимашевск порадовал низким трафиком, а в самом Тимашевске не пришлось стоять в пробке из тех, кто жаждет поехать через злополучный железнодорожный переезд.


Остановка по пути.


Любитель покривляться на камеру.

Перед Темрюком повернули на Варениковскую и далее, следуя через Гостагаевскую и Чембурку, прибыли к застроенной прибрежной полосе. Въезд в кемпинг обнаружили легко, т.к. в навигаторе были его координаты. Из разговора с администратором удалось выяснить, что эта территория некогда была пионерским лагерем. Также нас предупредили, что на море волна «тягун» и купаться нельзя.


Въезд в кемпинг.

 
Нашли неплохое место, но очень далеко от электричества.


Туалет и душевые.


Выход на пляжи.


Раннее утро. Вид на центр города.


Волны.

Путешествие по Крыму

 
Маршрут по Крыму и Тамани.

Выезжали рано, пока почти все в кемпинге ещё спали. Собрали вещи и успели сходить на море, которое никак не хотело успокаиваться. Ограничились прогулкой по полосе прибоя и фотографией с самого высокого песчаного бархана.

За Старотитаровской началась новая автодорога, которой не было в моём навигаторе — четырёхполосный автомобильный подход к Крымскому мосту протяжённостью более 40 километров, который прорезал девственный степной ландшафт Таманского полуострова.

Сам мост не впечатлил. Во-первых, его много раз показывали по телевизору, а также много фотографий выложено в интернете. Во-вторых, я видел и более мощные мосты, например, в Роттердаме (в одном из моих отчётов есть фотография). Гораздо более сильное впечатление оставляет строящийся рядом железнодорожный мост, который в силу особенностей не выгибает «спину» как кошка и опоры которого возвышаются выше автомобильных подходов к аркам. Эти опоры колоссальной толщины производят сильное впечатление, особенно когда на их фоне видишь лилипутские фигурки рабочих.

Наконец-то смогли уделить небольшое внимание незаслуженно непопулярной Керчи — заехали в центр и немного прогулялись. Дошли до церкви Иоанна Предтечи, где встретили огромное количество паломников. Затем по Митридатской лестнице медленно, но верно поднялись на сам холм. Бабушка с внуком остались объедать обильно усыпанные деревья шелковицы, а я сходил на раскопки Пантикапея неподалёку.


240 лет между важными вехами в истории полуострова.


Памятник Войно-Ясенецкому.


Церковь Иоанна Предтечи.


Как же центральная площадь города и без Ленина?


Над центром города возвышается гора Митридат — нам туда!


Вид сверху на город.


Шелковица или тутовник.


Раскопки Пантикапея.

На горе соорудили обзорную точку на Крымский мост — народ постоянно подъезжал на автомобилях и фотографировался здесь.


Керчь.


Керчь. Начало пешеходной зоны.

Следующей точкой после Керчи было грязевое озеро Чокрак. Дороги в этих местах в ужасном состоянии, поэтому пришлось ехать медленно, оттормаживаясь местами до нуля. Перед посёлком Курортное асфальт и вовсе исчез, и началась гравийка, которую ближе к посёлку разравнивала и расширяла строительная техника. Думаю, нормальную дорогу всё же построят — это вопрос времени.


За озером Чокрак начинается Караларский природный парк, побережье которого больше известно как Генеральские пляжи. Именно там идёт дождь.

На побережье, между Азовским морем и озером Чокрак стояло очень много палаток любителей «дикого» отдыха. И у них и у приехавших сюда, таких как мы, основной забавой было посещение грязи, откуда толпы «негритят» брели в сторону моря и смывали жирную, пахнущую нефтепродуктами грязь, ныряя в тёплую и чистую морскую воду. После посещения грязи у сына пятнами покраснели ноги ниже колен, правда, ненадолго, поэтому принимать грязевые ванны следует с особой осторожностью.


Сын почти плачет, потому что не хотел пачкаться в грязи )))

Завершился первый крымский день прибытием на базу отдыха «Лаванда», которая находится в Татарской бухте в селе Мысовое. Ни автодомов, ни палаток на базе не было, поэтому мы смогли на небольшой поляне выбрать наилучшее место для стоянки — в тени колючего лоха серебристого прямо возле забора базы с видом на пляж и море. Домики на базе, как я понял, были выкуплены полностью. В основном это были семьи с детьми, которые группировались по интересам и с которыми иногда занимались аниматоры.

За время стоянки на базе я дважды ездил на утреннюю рыбалку с камней на границу Казантипского заповедника. В первое утро неплохо наловил некрупного бычка, который в основной своей массе был засолен и завялен в самодельной разборной сушилке, часть попала на сковороду. Во второе утро в связи со слабым клёвом результаты были намного скромнее, поэтому я прогулялся вдоль бухт и немного пофотографировал.

Бабушка с внуком часто ходили на море. Во время одного из купаний её сильно обожгла медуза. Я был крайне удивлён, ведь в Азовском море никогда не было ядовитых медуз, но в новостях узнал, что в июне произошло нашествие сине-фиолетовых корнеротов из Чёрного моря и случаи ожогов регистрировали даже на северном побережье, в районе Бердянска. Надо сказать, что и я в этот же день получил химический ожог, но в силу особенностей организма особого дискомфорта не ощутил.


Главная аллея базы Лаванда.


Площадка для кемпинга. Места очень мало.


Туалеты и раковины.


Душевые.


Вялим бычков.


Рассвет над Татарской бухтой.

Следующей точкой путешествия была западная оконечность Крыма, а именно кемпинг «Sunset» в Оленёвке. По пути заехали на арбузную бахчу, вернее бахчи уже не было — из-за ранней весны арбузы собрали. Купили мешок вкусных местных арбузов и несколько дынь, которые наполнили автомобиль ароматом лета. Диких абрикосов, как в прошлом году, собрать не удалось — их время тоже прошло. Возле культурных фруктовых садов недалеко от Феодосийского водохранилища торговали персиками — несмотря на неказистый внешний вид, они оказались на удивление вкусными.

Путь на запад пролегал через Симферополь. Обогнув город с северо-востока по объездной дороге, вскоре заметили здание нового аэропорта и проехали в небольшом туннеле под взлётной полосой. Минут через 40 неспешной езды достигли города Саки. Стало понятно, что запас по времени имеется, поэтому недолго думая заехали на знаменитые грязи и в бювет с тёплой сероводородной водой.

Очень удивило количество отдыхающего здесь народа и особенно количество инвалидов. Пока совершенно бесплатно можно искупаться вот здесь — 45.11879, 33.59606. С собой нужно взять большой запас пресной воды, чтобы смыть соль. Я после первого купания не стал смывать с себя рапу и на сильном ветру буквально через 5 минут стал белесым, полностью покрытым кристалликами соли. К тому же нужно помнить про открытые раны — моя ободранная накануне спина буквально онемела от обжигающей боли, но нужно сказать, что у рапы присутствует и антисептический эффект и в итоге всё очень быстро зажило. Напротив, рапа попавшая на губу вскоре разъела её так, что несколько дней я ходил припухший, как будто меня укусила пчела и совершенно не мог есть ничего кислого. Напоследок, по просьбе матери, я наполнил 5-литровую бутылку достаточно плотной голубоватой грязью со дна озера.


Бювет. Вода льётся постоянно, выталкиваемая силой недр.

Преодолев 100-километровый абсолютно унылый и монотонный участок от Евпатории до Оленёвки, к 18 часам прибыли к воротам кемпинга «Sunset». Мне предложили сначала пройти пешком и подобрать место под палатку и лишь затем вернуться и оформиться. Надо сказать, что территория кемпинга огромная и выбор места занял немало времени. Встали напротив хозблока с расчётом, чтобы хватило 30-метровой катушки провода для подключения к электричеству.


Рядом с нами стоял Амарок из Москвы, который в прицепе привёз пару квадроциклов для поездок по каменистым грунтовкам Тарханкута и лодку ПВХ с мотором для морских прогулок. Вот это размах!

Вода, особенно после Азова, показалась прохладной, к тому же штормящее море накануне нашего приезда вынесло очень много травы. В воде то тут, то там периодически встречались корнероты, поэтому купаться приходилось осмотрительно, благо чистота моря позволяла без проблем просматривать всё до дна вокруг себя. Пляжи в Караджинской бухте представляют собой смесь песка с редкими, но достаточно крупными камнями. Некоторые смельчаки выезжали по глубокому песку ближе к морю и ставили палатки и шатры не под деревьями, лишь немного прикрываясь от моря небольшими дюнами. Митсубиши Лансер из одной такой молодёжной банды благополучно застрял при выезде с пляжа и его дёргал Амарок, уповая на крепость китайского каната и очевидно перебирая в мыслях подходящие ругательства. Канат несколько раз рвался, т.к. Лансер сидел в песке по самые пороги. Я подошёл и посоветовал попробовать дёргать в сторону пляжа, с той стороны, где задние колёса не были зарыты в песок. Со второй попытки это удалось, и водитель Лансера остался ждать своих товарищей на Паджеро Спорт. Наверно, единственный, кто не испытывал проблем — короткий УАЗ с московскими номерами на зубастой и достаточно широкой резине.


Выход, а для кого-то выезд на пляж.


Вот такую траву притащил прибой.


Главная «улица» кемпинга.


Вид на кемпинг сверху. Фотография из интернета. Большой белый прямоугольник — хозблок, возле которого мы стояли.


Хозблок.


Обеденный релакс.

На обед ходили в посёлок, в ближайшую и по совпадению рекомендованную нам знакомыми столовую «Экватор». Честно говоря, ни по качеству, ни по соотношению объёма блюд и их цены она не дотягивает до столовых, которыми усеян южный берег Крыма.

Несколько дней, проведённых в Оленёвке, пронеслись как один. Менялись лишь соседи.

Сначала рядом с нами стоял Дастер с саратовским номерами. В ходе беседы выяснилось, что супруга из Саратова, а её муж из Балашова, нашего родного города, и даже дом, в котором он там жил, хорошо известен. Вот так встреча! Оказалось, что это их первый опыт отдыха с палаткой и что им такой формат нравится. С ними рядом мы провели всего одну ночь, а на утро они уехали на ЮБК в поисках лучшего места, оставив на прощание лишний код для WiFi на одни сутки.

В этот же день приехал Ларгус из Тольятти. Они тоже были новичками — пришлось помочь им выбрать хорошее место под палатку и показать, как правильно её установить. Надеюсь, это не станет их последним опытом, потому что буквально на следующую ночь они убили в тамбуре своей палатки змею. Какую именно змею — не знаю.


Наши соседи.


Наши соседи.

Каждую ночь температура снаружи палатки сильно опускалась, и мы залезали в свои спальники. Утром всё вокруг покрывала мощная роса. Выезжали мы неспешно, успев с утра искупаться и загружая автомобиль уже под горячими лучами летнего солнца, которое успело основательно просушить нашу палатку. Сначала проехали до маяка, а затем повернули налево на пыльные грунтовые дороги Тарханкута и двинулись вдоль моря.

Останавливались в нескольких местах — недалеко от маяка, около идола, напротив грота, через который проходят туристические судёнышки с людьми и на парковке возле «Чаши любви». Выехали в районе Марьино, заприметив по дороге кафе «Приют рыбака» с обширным выбором морских блюд и несколько неплохих, абсолютно уединённых мест для дикого отдыха с палаткой.


Маяк.


Сквозной тоннель, в который сверху ведёт дыра Контрабандиста. Однажды в эту дыру попал автомобиль и застрял.


Чаша Любви.


На просторах Тарханкута.


Черноморское.


Андреевская церковь на въезде в Новоозёрное.

Держали путь вокруг залива Донузлав в то место, где он раскрывается в море, недалеко от посёлка Мирный. По пути проехали Мирновскую ветряную электростанцию, на которой находится 158 «ветряков». В одном из отчётов четырёхлетней давности указывалось, что почти все они не работали. На момент нашего визита работало около половины установок — очевидно, что энергию ветра добывать выгодно.

За посёлком Мирный проехали ряд построенных на берегу Донузлава эллингов и за ними упёрлись в закрытые ворота с охраной. Развернулись и съехали на ближайшую грунтовку, практически сразу нашли пару неплохих мест. Хотел заехать чуть дальше, но колёса предательски стали проскальзывать в песке — вернулся. Как оказалось, правильно сделал — дальше песка было ещё больше. Съехал с дороги за небольшую дюну TLC 200 V8 да там и засел так крепко, что 6 человек не смогли его откопать. Вот она, цена излишней самоуверенности. Рядом с нами, за мощными колючими кустами лоха серебристого, расположилось два экипажа с тульскими номерами, чуть поодаль стояли севастопольцы. И вообще, в эту ночь приехало много автомобилей с местными жителями — все стремились провести выходные у моря. А море в этом месте оказалось удивительно чистым с широким песчаным пляжем и приятным дном, напоминающим бассейн. Даже с учётом медуз, которые появились лишь на следующее утро, я считаю, что это лучшее море и лучший пляж в Крыму из того, что я видел!

С приближением сумерек взял спиннинги, рюкзак, фонарик и отправился пешком на шпору залива Донузлав, в то место, где ловится, наверное, самая крупная ставридка. Клёв начался с закатом, когда солнце стало плавно опускаться в море. Ставридка атаковала пилькер на паузе и очень быстро прекращала сопротивление, просто повиснув своим весом. В целом клёв был слабым, что подтвердил местный житель, который ловил рядом со мной на «самодур» и поделился лишней снастью с одним из курортников по соседству. С наступлением темноты клёв пропал, стая ставридки ушла. Я успел поймать дюжину неплохих ставридок, самая крупная из которых была более 20 см в длину. Попробовал ловить скорпену со дна, но её явно не было, да и сон начал одолевать меня. Тишину и темноту ночи пронзали дальние вспышки фейерверков и крики — наша сборная по футболу играла с хорватами. Возвращался к палатке с маленьким фонариком — без него я бы долго блуждал — дорога представляла собой сплошной песок с редкими следами автомобильных покрышек с низким давлением.

Утро началось с разделки рыбы и её жарки. Свежая ставридка — это потрясающе вкусно. Все соседи в палатках спали после бурной футбольной ночи, а я ждал, когда первые лучи солнца, просушат тент и палатку и неспешно собирал вещи. Важно было выбрать правильный тайминг, чтобы приехать в Симферополь в определённое время. Там я должен был забрать супругу, которая вырвалась с работы и приехала на недельку с помощью единого билета — сначала поездом из Москвы до Анапы, а затем автобусом до Симферополя. Прибыл на место встречи на 30 минут раньше запланированного, встретил супругу.

Из Симферополя выезжали в сторону Бахчисарая. Возле города заехали в персиковые сады, где приобрели несколько килограмм свежих плодов, а затем въехали в сам город и попали в сильнейший ливень. Пока лил дождь, посетили отличную столовую, в меню которой были блюда и из крымско-татарской кухни — настоятельно рекомендую (44.74479, 33.85431). В исторический центр города не поехали — все улицы превратились в мощные потоки мутной глинистого цвета воды.


На озере Сасык по пути в Симферополь.


Симферополь.

По пути в Песчаное, где располагался наш очередной кемпинг, ехали через живописные места между Фурмановкой и Угловым — то слева, то справа стройными рядками стояли фруктовые сады и виноградники. Единственное что не нравилось — сильно разбитая местами дорога. Чем ближе становилось побережье, тем меньше было следов ливня. Песчаное встретило нас отличной солнечной погодой.

Кемпинг «Сосновый бор» располагается в паре километров от центра посёлка, по соседству с массой пансионатов и детских лагерей. Основной его козырь — размещение палаток прямо под соснами, что даёт возможность наслаждаться как запахом хвои, так и лёгким морским бризом, несмотря на некоторую отдалённость от моря — примерно 300 метров. Само море было мутным, как и по всей полосе севернее Севастополя. Точно такое же море было в Любимовке, куда мы заезжали 4 года назад. В расположенном по соседству детском лагере «Мандарин» каждый вечер была дискотека, но ровно в 22 часа она заканчивалась, и на территории воцарялись тишина и покой. Отсутствие в кемпинге электричества в данном случае было только плюсом — никто из постояльцев не включал музыку, не смотрел телевизор — идеальное место, если вы любите покой. За продуктами ездили в центр посёлка. Там же в здании автостанции есть бесплатный WiFi. На экскурсии никуда не выезжали — наслаждались морем и доедали арбузы.


Душевые и туалеты.


Раковины.


Раздельный сбор мусора.


Дорога к морю.


Пляж.


Набережная.


Кемпинг по соседству.

Сначала хотели остановиться в Песчаном на одну ночь, но добавили ещё одну, т.к. всё оказалось не так плохо, как изначально казалось. Тем не менее, в день отъезда прощались с этим местом легко, так как впереди было всё самое интересное — Севастополь, Балаклава и ЮБК. Сначала, пока массовый турист спит, поехали в Херсонес Таврический, где очень удачно припарковались и совершенно бесплатно побродили по территории, наслаждаясь видами и хорошей погодой.


Реконструированный узор, которому более 1000 лет!


Охраняет раскопки монетного двора IV-III в.в. до н.э. в Херсонесе Таврическом )))


Владимирский собор в неовизантийском стиле очень напоминает виды Константинополя.


Рядом установлен колокол, в который просят не звонить )))


Купель, в которой крестили князя Владимира.

В древней кладке прослеживается желание сэкономить на кирпичах, заменив их большим количеством явно более дешёвого раствора.


Амфитеатр.


Карантинная бухта.

Затем поехали в Балаклаву, мимо бухты в гору, до парковки над пляжем Васили. Преодолели все ступеньки, причём я всю дорогу нёс сына, так как детям там спускаться совсем непросто. Полежали пару часов на пляже под тентом, пока очередной порыв ветра не сорвал его. Чистая вода на пляже благодаря очень большой глубине, которая начинается в нескольких метрах от берега. Два года назад с каяка я намерил эхолотом 60 метров!


Пляж Васили.


Посадил жену и сына на лодку до Балаклавы.

Выезжая из Балаклавы невозможно не остановиться у фирменного магазина «Золотой Балки». Народа внутри было очень много. Набирать много вина не стали — взяли три бутылки игристого, виноградной водки на пробу и бутылку белого сухого в подарок. Все увещевания о том, что сухое вино плохо переносит транспортировку по жаре, не оказали никакого воздействия на того, кто его заказывал. Покинув Балаклаву, не могли изменить своей традиции проезда через Байдарскую долину, где каждый раз обедаем в кафе «Орли» в селе Орлиное. Не знаю, что повлияло на людей — возможно моя реклама ))), но в этот раз яблоку негде было упасть. Заказ принесли достаточно быстро. Помимо фирменных чебуреков заказали отменный суп-харчо (моя слабость) и окрошку на домашнем кефире «Хатыхе».

На ЮБК у нас было несколько потенциальных точек для дальнейших ночёвок и каждую из них нужно было проверить лично. Начали с кемпинга в Форосе. Оказалось, что это крошечный кемпинг, где место даже под маленькую палатку найти невозможно, а два автомобиля с трудом разъедутся. К тому же мы немного спустились по направлению к морю и поняли, что до пляжа идти далеко и кемпингом на побережье это место не является. Следующим пунктом был кемпинг в Симеизе рядом с аквапарком. Первым же делом огорчило отсутствие пляжа — весь берег под кемпингом представлял собой нагромождение камней, а ближайший пригодный для купания пляж находился в 700 метрах в сторону, на окраине посёлка Кацивели. К тому же озвученный ценник диссонировал с отсутствием горячей воды и электричества. Пока выезжал из посёлка всё проклял — невероятная теснота и куча автомобилей припаркованных под знаками «Остановка запрещена».

По пути в пригород Ялты, посёлок Отрадное, супруга набрала номер управляющего Дмитрия из кемпинга «Ripario Hotel Group». Он ответил на все наши вопросы и был очень вежлив. Мы договорились о встрече по прибытию. Буквально через 5 минут на точку встречи подъехал автомобиль и проводил нас через лабиринт кривых горных улочек в кемпинг. Вообще, увиденное, сложно назвать кемпингом, скорее площадка для автодомов и караванов. Также не понравилось отсутствие пропускного режима на эту площадку. Это примерно как стоять дикарём и переживать за целостность палатки и вещей в ней. Зато всё остальное было очень неплохо. На ресепшене отельного комплекса мы внесли оплату за одну ночь и нам выдали персональные гостевые карты, которые позволяли пользоваться инфраструктурой комплекса (развозной электрокар на территории, крытый бассейн, спортивные площадки, навесы и лежаки на пляже, тренажёрный зал, детская игровая комната, аниматоры). Помимо этого на набережной проводились дискотеки, работал бар с неплохой пиццерией и ресторан. Каждый день вывешивался план мероприятий — днём в основном мероприятия для детей, а вечером — для взрослых. Переночевав одну ночь и поняв, что в принципе здесь не так плохо, сходили и оплатили все оставшиеся в Крыму дни. За это время съездили в Ласточкино гнездо (ради матери, которая там ещё не была) и прогулялись по набережной Ялты. Днём стояла такая жара, что не ничего хотелось, а утро и вечер были посвящены морю.


В покрытие из щебня пришлось забивать молотком гвозди на 150, чтобы хоть как-то растянуть палатку.


Набережная.


Лучшие места под палатку были заняты.


Приехал питерский Dodge Ram с огромным двухосным караваном.


Ночная набережная.


Огни Ялты.

Немного об автомобиле

Очень понравилась работа дизельного двигателя в горах — ни на одном из подъёмов не было ощущения недостатка тяги. Там, где бензиновый атмосферник задыхался на второй передаче, я проезжал уверенно, постоянно нагоняя впереди едущие автомобили. Откат автомобиля с автоматической коробкой передач на уклонах, о котором часто упоминается, меня особо не беспокоил — смыкание гидротрансформатора при отпускании тормоза происходит оперативно, а большой опыт езды на механике позволяет быстро перекинуть ногу между педалями и дозировать необходимую тягу для движения вверх. К тому же откат наблюдается не каждый раз и не на каждом склоне. Подвеска автомобиля в меру жёсткая — отлично проявила себя в быстрых горных поворотах с хорошим асфальтом. Лишь крены кузова и укачивание членов экипажа сообщают о выходе за пределы комфорта. Напротив, участки дорог с ямками преодолеваются достаточно шумно с жёсткими ударами на краях неровностей. Ни о каких красивых литых дисках на таких дорогах не может быть и речи — только штамповка с максимально высокой резиной! Но хуже всего обстоит дело на дороге с поперечной волной. Если на маленьком автомобиле подобные прыжки лишь забавляют, то в случае с минивеном амплитуда колебаний вверх-вниз немного пугает и, побыв немного «козликом», невольно сбрасываешь скорость.

В Крыму заправлялся только на сетевых АЗС — TES (фиолетовый логотип со слоном) и ATAN (жёлто-зелёный логотип). На TES по 49,9 рублей за литр, на ATAN чуть дешевле — 49,29 рублей за литр. В остальных регионах заправлялся на Роснефти/ТНК или Лукойлах. Если на некоторых заправках помимо обычного ДТ предлагался улучшенный «Премиум», то заливал его. Никаких проблем связанных с топливом замечено не было.

Дорога домой

Выезжать из Крыма планировали как можно раньше, чтобы избежать пробок в районе Феодосии. Я проснулся в 3 часа ночи, принял ободряющий душ, приготовил чай и стал неспешно собирать вещи. Остальные проснулись чуть позже, но в начале шестого с первыми лучами солнца почти всё было собрано. В шесть часов, сразу после небольшого завтрака выехали. Путь держали через Алушту, Ангарский перевал и окружную Симферополя. Несмотря на ранний час, автомобилей было много и Крым мы покинули лишь спустя 4 часа. Выбирая на развилке между Темрюком и Варениковской, поехал по второму варианту, туда, где поток автомобилей был значительно меньше. Чуть позже стало понятно, почему это направление не столь востребовано — немного постояли на железнодорожном переезде. Далее ехали по всем известной дороге через станицы, повернув затем с объездной Тимашевска в сторону Кореновска. Программа минимум была простая — добраться до развязки в районе Миллерово. Затем планировал остановиться на дикий ночлег на одной из заранее найденных точек. Но произошли события, о которых я не хотел бы писать и которые вынудили меня рисковать семьёй и ехать ночь напролёт. Лишь к утру, с остановкой на 40-минутный сон, я добрался до города Балашов Саратовской области, где высадил мать и поехал погостить к тёще. За сутки удалось проехать 1626 км, частично по не самым быстрым и ровным дорогам Ростовской, Волгоградской, Воронежской и Саратовской областей. Очень устал, но не из-за вождения автомобиля, не физически, а из-за отсутствия нормального сна. Опытный штурман в лице супруги всячески развлекал меня и подбадривал, за что ей большое спасибо. Постараюсь больше такого не повторять и никому не советую.

Оставшиеся два дня отпуска были потрачены на полноценный сон и отдых, а также на возвращение домой по трассе М6. От Борисоглебска до Московской области мы насчитали 7 или 8 участков с реверсивным движением. Думаю, что если бы не будний день, то потери времени в дороге были бы колоссальные. Выбирайте пути объезда и удачи на дорогах!

Рейтинг кемпингов

Несмотря на все усилия по поиску идеального места надо признать, что такового пока не существует — везде есть свои «жирные минусы». К сожалению, владельцы кемпингов используют традиционный российский подход, который заключается в желании собрать как можно больше денег «здесь и сейчас». Никто не готов вкладывать средства в развитие территории/инфраструктуры, делать долгосрочные инвестиции. Когда Пётр Первый собирался строить флот, то отправился к голландцам, чтобы перенять опыт постройки флота и управления им. Непонятно почему до сих пор владельцы российских кемпингов не последуют этому примеру и не возьмут при создании очередного кемпинга за основу европейские стандарты. Да, в Европе кемпинги порой недешёвы, но и уровень комфорта в них совершенно иной! Обустройство кемпинга в России начинается с украшательства, а по факту необходимо начать с выравнивания территории, создания дренажа, прокладки коммуникаций (для палаток — электричество, для автодомов — вода и канализация), наконец, посева и ухода за газоном.

Я постарался составить некий рейтинг, разделив оценки по различным, важным, на мой взгляд, категориям. Шкала оценки пятибальная. Общая оценка — среднее значение по категориям.

1) Кемпинг «Камышовый рай» (47.31810, 40.34055)

Контакты: +7 928-77-000-66 / +7 952-567-48-48 Евгений, Константин

Цена: 300 рублей.

Оценка — 1,7 балла.

Площадка под палатку. Места не размечены, большие неровности, нет газона, нет дренажа, мешают кусты, деревья, пни. Баллы — 1.

Санузел. Сарайчик с бетонным полом и дыркой. Душ единственный. Баллов — 2.

Подключение к электричеству. Отсутствует. Баллов — 1.

Безопасность. Территория огорожена, но вдоль реки проход на территорию свободный. Баллов — 2.

Дополнительные удобства. Газовая плита, холодильник. Баллов — 4.

Море, пляж. Не применимо. Баллов — 0.

WiFi. Отсутствует. Баллов — 1.

Инфраструктура. Отсутствует. Баллов — 1.

2) Кемпинг «Палаточный городок» (Анапа) (44.95432, 37.29516)

Цена: 600 рублей. По 250 рублей за взрослого + 100 рублей автомобиль.

Оценка — 2,1 балла.

Площадка под палатку. Места не размечены, газон не стрижен, нет дренажа. Баллы — 4.

Санузел. Помещение с одним унитазом и общей душевой с двумя лейками. Грязно. Летний душ. Баллов — 2.

Подключение к электричеству. Присутствует точечно. Очень далеко от мест расположения. Баллов — 2.

Безопасность. Территория огорожена, но вдоль моря проход на территорию свободный. Баллов — 2.

Дополнительные удобства. Отсутствуют. Баллов — 1.

Море, пляж. Мелко. Очень мутно. Часто цветёт вода. Пляж песчаный. Баллов — 2.

WiFi. Отсутствует. Баллов — 1.

Инфраструктура. Столовые и магазины в шаговой доступности. Баллов — 3.

3) Кемпинг «Лаванда» (Мысовое) (45.44392, 35.84601)

Контакты: +7 916-458-60-40 Зоя Алексеевна

Цена: 650 рублей. По 250 рублей за взрослого + 150 рублей электричество.

Оценка — 2,8 балла.

Площадка под палатку. Места не размечены, нет дренажа, тесно. Баллы — 3.

Санузел. Раздельный туалет, каждый с двумя поддонами со смывом. Отсутствие горячей воды. Баллов — 2.

Подключение к электричеству. Присутствует. Единственная точка подключения. Далековато. Нужен тройник или пилот. Баллов — 4.

Безопасность. Территория огорожена, но вдоль моря и через ворота проход на территорию свободный. Баллов — 2.

Дополнительные удобства. Отсутствуют. Баллов — 1.

Море, пляж. Чистое и тёплое море с пологим входом. Небольшое количество медуз. Пляж ракушечный. Баллов — 4.

WiFi. Сигнал устойчивый. Баллов — 4.

Инфраструктура. Ближайшие магазины по дороге в Щелкино и в самом городе. Баллов — 2.

4) Кемпинг «Sunset» (Оленёвка) (45.36313, 32.51557)

Цена: 575 рублей + 25 рублей WiFi (в сутки на одно устройство). По 150 рублей за взрослого + 100 рублей за автомобиль + 175 рублей электричество.

Оценка — 3,0 балла.

Площадка под палатку. Места не размечены, неровности, нет газона, нет дренажа, мешают кусты, деревья, кострища. Баллы — 3.

Санузел. Отличный туалет с тремя поддонами со смывом и двумя раковинами. Летний душ и платный тёплый душ. Баллов — 4.

Подключение к электричеству. Присутствует. Четыре розетки. Очень далеко от многих мест. Баллов — 3.

Безопасность. Территория огорожена формально. Проход свободный в нескольких местах. Баллов — 2.

Дополнительные удобства. Возможность платно постирать вещи. Баллов — 2.

Море, пляж. Достаточно чистое море. При волнении выбрасывает много травы. Много медуз. Пляж песчаный с камнями. Баллов — 3.

WiFi. Сигнал устойчивый. Баллов — 4.

Инфраструктура. Столовые и магазины в шаговой доступности. Баллов — 3.

5) Дикая стоянка (недалеко от п.Мирный) (45.31925, 33.00288)

Цена: 0 рублей.

Оценка — 1,6 балла.

Площадка под палатку. Много шипастого кустарника и муравьёв, мало тени, недоступность многих мест из-за песчаных заносов. Баллы — 2.

Санузел. Туалет в отдельно стоящих бетонных блоках. Душ отсутствует. Баллов — 1.

Подключение к электричеству. Отсутствует. Баллов — 1.

Безопасность. Отсутствует. Баллов — 1.

Дополнительные удобства. Отсутствуют. Баллов — 1.

Море, пляж. Очень чистое море с пологим входом. Временами много медуз. Пляж песчаный. Баллов — 4.

WiFi. Отсутствует. Баллов — 1.

Инфраструктура. Ближайшие магазины в посёлке Мирный (4 км). Баллов — 2.

6) Кемпинг «Сосновый бор» (Песчаное) (44.85583, 33.60773)

Контакты: +7 978-830-06-13 Галина Ивановна

Цена: 650 рублей. По 200 рублей за взрослого + 50 рублей за автомобиль.

Оценка — 2,1 балла.

Площадка под палатку. Места не размечены, нет дренажа. Сосновая роща. Баллы — 4.

Санузел. Четыре туалета с поддонами со смывом. Два летних душа. Баллов — 3.

Подключение к электричеству. Отсутствует. Баллов — 1.

Безопасность. Территория огорожена, но через ворота проход на территорию свободный. Баллов — 2.

Дополнительные удобства. Отсутствуют. Баллов — 1.

Море, пляж. Мутное, но тёплое море. Пляж галечный. Баллов — 3.

WiFi. Отсутствует. Баллов — 1.

Инфраструктура. Ближайшие магазины в посёлке Песчаное (2 км). Баллов — 2.

7) Кемпинг «Ripario» (Отрадное, Ялта) (44.50438, 34.21962)

Контакты: +7 978-806-98-19 Дмитрий

Цена: 840 рублей. По 280 рублей за каждого взрослого в сутки или по 150 рублей, если требуется только переночевать.

Оценка — 2,9 балла.

Площадка под палатку. Места не размечены, нет газона, очень мало тени, тесно, много муравьёв. Баллы — 1.

Санузел. Два туалета с унитазами со смывом. Душ с горячей водой. Раковина и стиральная машина. Баллов — 4.

Подключение к электричеству. Присутствует. Всего пара розеток. Нужен тройник или пилот. Баллов — 4.

Безопасность. Территория не огорожена. Проходной двор. Баллов — 1.

Дополнительные удобства. Стиральная машина. Баллов — 2.

Море, пляж. Чистое море. Небольшое количество медуз. Пляж галечный. Баллов — 4.

WiFi. Сигнал устойчивый. Баллов — 4.

Инфраструктура. Доступна инфраструктура комплекса. Магазины далеко. Баллов — 3.

Итоги

Пробег — 5274 км.

Израсходовано — 375 литров дизельного топлива

Средний расход — 7,1 л на 100 км.

Штрафы — 0.

Кемпинги — 9260 руб. (14 ночей).

Отели — 0 руб.

ДТ — 16709 руб.

Платные дороги — 836 руб.

Пребывание в Крыму — 12 полных дней с 1 июля по 12 июля. Полный срок поездки от дома до дома — 18 дней.

Drom.ru

Источник: travel.drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *