Модели ŠKODA 1000 MB исполняется 55 лет

55 лет назад старт производства модели ŠKODA 1000 MB ознаменовал начало нового этапа в истории чешского бренда. Компактный автомобиль отличался легким несущим кузовом и расположенным сзади двигателем объемом 1,0 л. Благодаря прогрессивным технологиям, комфорту и великолепному дизайну в середине 1960-х гг. модель 1000 MB установила новые стандарты для автомобилей своего класса.

ŠKODA 1000 MB – одна из самых выдающихся моделей за всю 124-летнюю историю завода в Млада-Болеславе. Весной 1964 года она заменила популярную ŠKODA OCTAVIA, которая имела классическую компоновку с передним расположением двигателя и задним приводом. ŠKODA 1000 MB получила легкий несущий кузов (в отличие от ŠKODA OCTAVIA, автомобиль не имел рамы) и двигатель объемом 1,0 л, который располагался сзади. Кроме того, модель выпускалась в новых цехах завода в Млада-Болеславе на современном оборудовании и с использованием передовых технологий обработки металла. Четырехдверный кузов ŠKODA 1000 MB состоял из 665 штампованных деталей, соединенных между собой 6 900 сварочными точками.

 

Расширение завода в Млада-Болеславе

 

Для сооружения и оснащения 40 цехов и других построек на территории завода в Млада-Болеславе было приглашено более 300 компаний-подрядчиков, 134 из которых были зарубежными. В результате модернизации предприятие стало одним из самых современных в отрасли и задавало высокие стандарты качества, которые распространялись далеко за пределы коммунистических стран. Площадь завода насчитывала 80 га, а его инфраструктура после расширения включала в себя дорожную сеть общей протяженностью 13 км, десятикилометровую железную дорогу до сортировочной станции, а также подвесной конвейер длиной 11 км.

 

При производстве модели 1000 MB чешский бренд использовал уникальный для Европы того времени процесс литья алюминия, из которого были изготовлены блок цилиндров двигателя и картер 4-ступечнатой механической коробки передач. Технология была разработана на основе патента, выданного в 1922 году чешскому инженеру Йозефу Полаку (Josef Polák). Благодаря продуманной конструкции масса блока цилиндров составляла всего 105 кг; отверстия для цилиндров не высверливались, а отливались по форме, после чего требовали только небольшой механической обработки. Все это позволило сделать производство более быстрым и энергоэффективным.

 

Испытания в экстремальных условиях на территории СССР

 

Новое поколение автомобилей в процессе разработки имело внутреннее обозначение NOV (Nový Osobní Vůz – «новый легковой автомобиль»). Перед стартом серийного производства компания проводила многочисленные испытания модели. Так, к 1962 году 50 прототипов проехали в общей сложности 1 598 840 км, в том числе в условиях экстремально низких и высоких температур на территории бывшего СССР. Например, испытания тормозов, а также топливной и охлаждающей систем проводились на Кавказе, где местами было до +45 градусов Цельсия.

 

Цифры в финальном названии модели 1000 MB обозначали примерный объем двигателя 1 000 см³, а буквы MB – производство модели на заводе в Млада-Болеславе.

 

Компактный автомобиль с несущим кузовом

 

В отличие от успешной предшественницы OCTAVIA, которая имела рамную конструкцию с передним расположением двигателя и задним приводом, новая ŠKODA 1000 MB обладала несущим кузовом и полностью независимой подвеской. Благодаря современной конструкции и использованию алюминиевых сплавов вес автомобиля составлял всего 755 кг.

 

Четырехцилиндровый двигатель OHV с водяным охлаждением теперь располагался сзади и передавал крутящий момент на задние колеса. Мотор развивал мощность 37 л.с. (27 кВт) при рабочем объеме 988 см³ и позволял автомобилю разгоняться до 120 км/ч. Расход топлива составлял от 7 до 8 л на 100 км. В 1966 году мощность двигателя была увеличена до 43 л.с. (32 кВт), а следующая модель 1100 MB оснащалась агрегатом объемом 1,1 л, который выдавал 52 л.с. (38 кВт). Также, в небольших объемах выпускался двухдверный автомобиль MBX, который сегодня особенно ценится у коллекционеров.

 

Философия Simply Clever и внимание к деталям

 

Благодаря модели 1000 MB ŠKODA совершила настоящий прорыв, представив в 1960-х годах классический трехобъемный кузов с неподвластным времени дизайном. Горловина топливного бака маскировалась за откидной эмблемой ŠKODA на правом крыле, что говорило о внимании дизайнеров к деталям, а большое панорамное заднее стекло значительно улучшало обзор.

 

Несмотря на компактные габариты (длина 4,17 м, ширина 1,62 м и высота 1,39 м), ŠKODA 1000 MB имела очень просторный и функциональный салон. Например, в стандартной комплектации передние сиденья были складными и позволяли организовать в салоне спальное место. Автомобиль имел два багажных отделения. Первое располагалось позади второго ряда сидений, и доступ к нему открывался из салона. Основной багажник насчитывал 220 л в объеме и находился в передней части автомобиля, под ним была отдельная ниша для запасного колеса. Чтобы достать запаску нужно было открыть специальный отсек со стороны улицы – таким образом, при замене колес в дороге отсутствовала необходимость выгружать багаж.

 

Международные премьеры в Брно, Париже и Лондоне

 

11 апреля 1964 года, сразу после прекращения производства модели OCTAVIA на заводе марки в Млада-Болеславе стартовал выпуск ŠKODA 1000 MB. В сентябре того же года новинка предстала перед публикой на традиционной автомобильной ярмарке в Брно, а в октябре прошли ее премьеры в Париже и Лондоне. С мая 1965 года с конвейера завода ежемесячно сходило более 1 000 единиц модели. К концу года ŠKODA увеличила объем выпуска до 150 единиц в день – таким образом, 1000 MB стала первым по-настоящему массовым чешским автомобилем. С 1964 по 1969 год было произведено 443 000 экземпляров модели. Больше половины из них ушло на экспорт: автомобиль поставлялся в десятки стран по всему миру. Так, в 1965 году на зарубежные рынки было передано около 70% всех выпущенных автомобилей. Успехам 1000 MB за границей также способствовали победы на знаменитых ралли.

Источник: a-souz.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *