На севере Омской области

На севере Омской области областные чиновники, продвигающие туризм, указывают наиболее интересным местом Муромцевский район, где находятся пресловутые пять озер, которые ничем примечательным не отличаются от других подобных водоемов. Про Усть-Ишимский район никто из них не заикается, считая это неимоверно далеким местом, потому не очень интересным. Между тем здесь Муромцевский район может отдыхать.

Из Омска до Усть-Ишима 560 км, в любую погоду можно доехать через Тару. Участок дороги Омск—Тара протяженностью 300 км — асфальт хорошего качества. Похуже асфальт следующие 50 км до Знаменского райцентра. Остальные 210 км покрытие дороги из щебня давно утоптано. Приехать по этой дороге можно даже «пузотеркам». По времени первые 350 км можно проехать не более чем за 5 часов. При этом следует пообедать в Большеречье или на въезде в Тару. В других местах нет придорожных пунктов питания, следующий только в Тевризе.

Оставшиеся 210 км по щебеночной дороге потребуют не менее 3 часов. В случае дождя или после него время в дороге может увеличиться до 5 часов в зависимости от состояния проезжей части. Но возможность буксования в грязи исключена, щебень хорошо держит, хотя сверху может быть жижа и лужи.

Преодолев столь долгую дорогу, автотуристам в Усть-Ишиме следует сразу устроиться в гостинице. Первая находится на въезде в райцентр с правой стороны дороги в здании спорткомплекса «Таежный» с правого крыла. Условия проживания комфортные. Здесь ночуют водители омских рейсовых автобусов.


Спорткомплекс «Таежный» и гостиница с правой стороны.

До следующей гостиницы надо ехать прямо до центра Усть-Ишима. Сразу после памятника Солдату с левой стороны дороги стоит двухэтажное здание. Гостиница находится на втором этаже, вход с правого крыла. Левый вход в продуктовый магазин и кафе «Жемчужина».


Гостиница на втором этаже, вход справа.

Посещение достопримечательностей Усть-Ишимского района следует начинать со следующего дня после приезда. Если возникло желание искупаться в Иртыше, из гостиницы в центре следует ехать дальше по улице Горького до конца, затем повернуть налево по улице Советской. Переехав насыпь через лог, в конце этой улицы поворот направо. Дальше прямо еще около 5 км. Паромную переправу через Иртыш следует проехать и доехать до начала поворота Иртыша, когда на берегу появится широкая песчаная полоса. Этот природный пляж — любимое место отдыха устьишимцев в жаркие июльские дни. Здесь же можно увидеть красивые виды высокого правого берега Иртыша. Над правым обрывом находится древнее городище, археологический памятник. Таких в Усть-Ишимском районе много.

Два парома на переправе через Иртыш. Малый отправляется при наличии на борту двух-трех автомобилей, хотя может вместить до 8 легковых. Цена за перевозку легкового автомобиля 220-300 рублей.


Первый обрыв у паромной переправы. Наверху виден обрушивающийся участок древнего городища с толстым культурным слоем.


На переднем плане природный пляж устьишимцев.

При купании следует знать, что переплывать Иртыш в этом месте опасно. Ширина реки здесь 300-400 метров. Под высокими обрывами высотой до 60 метров всегда находятся омуты до 30-40 метров глубиной. В этих местах видны буруны, где поднимается холодная вода из глубинных родников или наоборот поверхностная опускается вглубь. В последнем случае пловца затягивает ко дну, и он обречен. А холодная донная вода вызывает судороги. В Усть-Ишимском районе жители редко осмеливаются переплывать Иртыш даже в безопасных местах.

Следует отметить, что на берегах Иртыша в Усть-Ишимском районе редко встречаются топкие места. В этом отношении север Омской области выгодно отличается от Саргатского, Большереченского и Тарского районов.


Безлюдный природный пляж в Калтырме.

Деревня Калтырма исчезла в конце 1960-х годов, находилась на противоположном берегу Иртыша в понижении у устья небольшой речки. Это место на Иртыше примечательно тем, что под обрывом правого берега глубина омутов достигает 48 метров. Это самое глубокое место на севере Омской области и на протяжении до Тобольска. На верху высокого правого берега тоже находится древнее городище. Все городища представляют собой насыпь грунта (глины) высотой примерно полтора метра на площади около 2000 квадратных метров с культурным слоем по верху.

Городище «Лиственный увал» находится по дороге на Большую Таву с правой стороны в 600 метрах недалеко от берега реки Ишим. Представляет собой насыпь из глины, как и другие городища в здешних местах.

Раз начали знакомить с берегами Иртыша, то следует представить и другие водоемы, которые интересны для рыбаков и любителей красивых пейзажей. Сначала виды Иртыша в других местах.


Причал в Усть-Ишиме во время весеннего половодья.


Иртыш в середине лета.


Панорама с высокого правого берега Иртыша в урочище «Казаковка», видимость до 20 км. Интересно увидеть идеально прямую линию горизонта. В горах такое не увидишь.


Запруда на речке Крушинка в Усть-Ишиме осенью. Здесь тоже рыбачат.

Другие наиболее доступные водоемы, расположенные вдоль дорог с твердым покрытием, находятся к югу от Усть-Ишима по дороге на Викулово Тюменской области. Первый из них озеро (старица) Тадын, скрыто лесом, от дороги около 100 метров напротив указателя на деревню Малая Ашеванка.


Озеро Тадын. На переднем плане могильные курганы на берегу, заросшие порослью и высокой травой. Круглые курганы относятся к предкам остяков, прямоугольные — предкам тюрков. В данном случае остяцкие.


Следующее озеро (старица) находится за деревней Ашеваны.


Озеро за Ашеванами расположено непосредственно у дороги, его видно на фотографии.


Перед деревней Тюрметяки у самой дороги расположено озеро Святое.


Свое название озеро Святое получило от могилы мусульманского шейха Бигач из ближнего Востока, которое находится на южном берегу. Посещать не рекомендуется в связи с множеством клещей в этом месте среди соснового леса. На других берегах озера эти насекомые не замечены.

За деревней Тюрметяки через 1 километр после окончания твердого покрытия дороги находится система из трех озер (стариц). Стоит отметить, что берега всех представленных озер твердые, не топкие.


Система озер за деревней Тюрметяки.


Кострище рыбаков на берегу озера.

Осенью на озерах охотники охотятся на водоплавающую дичь. Путевку можно получить в Обществе охотников и рыболовов в Усть-Ишиме на улице Школьной.

Наиболее интересует автотуристов Черное озеро, расположенное в 30 км западнее Усть-Ишима возле деревни Хутор в Большетебендинском сельском поселении. Это самое глубокое озеро в Омской области, образованное при падении метеорита в далеком прошлом.

С Черным озером связана легенда о золоте Кучума. После потери этим правителем столицы Сибирского ханства города Искер он основал ставку в деревне Тебендя. Когда и здесь оказался окруженным, был вынужден бежать через топкие уватские болота, прокладывая гати. Свое награбленное золото, помещавшееся в три воза, ему пришлось утопить в Черном озере.


Черное озеро.


На Черном озере живут лебеди.

При посещении Черного озера стоит доехать еще около 10 км до деревни Саургачи. В 1 км от поворота в деревню справа в лесочке находится братская могила воинов начала 15-го века, погибших при обороне своей земли от бухарско-кипчакских завоевателей хромого Тимура (Тамерлана). Могила, огороженная срубом, находится в центре оборонительного земляного сооружения.


Братская могила защитников Сибири.

Про обстоятельства тех событий в Тобольском музее хранятся два свитка, написанные исламскими проповедниками Бухары в 15-м веке. В них упоминается имя правителя Багаутдина, которого по сведениям историков вообще никогда не было в Бухаре. Имя переводится с персидского как «блеск истины и веры». Так могли называть тогда только хромого Тимура.

Принято считать, что Тамерлан умер во время похода на Китай. Но по сведениям историков в восточном направлении он не совершал походов. В свитках Тобольского музея часть жителей Сибирского ханства называют беглецами из Китая. Это предки сибирских татар, живущих на севере Омской области. Их древние предки отуз-татары прежде жили в Манчжурии. А также к беглецам относили сибирских татар, живущих вдоль Иртыша до Тобольска. Их предки были уйгурами, бывшими вассалами Китая. Поэтому поход на Сибирское ханство осенью 1404 года бухарцы называли китайским.

В этот поход хромой Тимур взял именитых пленников ближневосточных стран, завоеванных им перед походом в Сибирь и названных в свитках шейхами. В них упоминаются дети и внуки турецкого султана Баязида, вельмож-законодателей Персии, Ирана, Афганистана, например, имама Малика, основавшего маликитское законоведение. Кровожадный Тимур решил истребить их в боях, обманывая, что идут на войну за веру (Ислам).

Первым завоеватели захватили вторую столицу Сибири Чимга-тура (Тюмень), где жили «каракипчаки». Затем двинулись к третьей столице Искеру (Тобольск), главному городу народа «хотан» по названию реки Хотан на склонах Тибета. Сибирские татары севера Омской области (в свитках названы «ногаи»), а также живущие в Томской (чаты) и Новосибирской (телеуты) областях не стали помогать, чтобы лишить тех татар власти в Сибири.

Когда бухарско-кипчакское войско двинулось вдоль Иртыша к первой столице Сибири Кызыл-туре (Усть-Ишим), местные татары стали готовиться к обороне. Впереди у деревни Саургачи устроили авангардный форпост. Затем встретили врага за стенами своей столицы. Во время осады основные силы сибирских татар переправились через Ишим и обошли завоевателей по правому берегу. Переправились вброд у деревни Тюрметяки, чтобы ударить сзади. Большое сражение состоялось на поле у деревни Ашеваны. Перебитых здесь врагов похоронили в братской могиле возле деревни, и урочище назвали «Эдем босмас». Переводится «человек не ступит» из-за того, что татары брезговали этих завоевателей. Братская могила представляет собой гриву в лесу значительного размера, что свидетельствует о количестве убитых ими. Всего в сражениях было уничтожено 85 процентов войска хромого Тимура. В свитках упоминаются 1700 батыров и 366 шейхов в их войске. Батыр — это звание командира молодых воинов («учеников»), которых насчитывалось от 10 до 30 человек. Таким образом, численность войска была не меньше 20 тысяч.

В решающий момент сражения западнее Усть-Ишима через Иртыш в лесистой местности скрытно переправилось войско остяков, пришедшее на помощь сибирским татарам, бывшие союзниками при нападении внешних врагов. Остяки напали на завоевателей неожиданно сзади у стен Кызыл-туры и насмерть закололи саблей хромого Тимура. Тело своего убитого властелина вынес из окружения кипчакский Вали-хан с остатками войска. За это его назвали святым ханом. Так бесславно закончил свою жизнь самый кровожадный правитель средневековья хромой Тимур. Но бухарские проповедники Ислама скрыли истину гибели своего Багаутдина, объявив, что он сам умер в походе, чтобы не осрамить его имя. Место гибели хромого Тимура в Усть-Ишиме находится под зданиями Речного порта и Сбербанка. Стены Кызыл-туры располагались восточнее на склоне примерно в 300 метрах по улице Советской. Места двух рядов бывших рвов перед стенами определяются по еле заметным прогибам и поперечным трещинам асфальта.

Сибирь оказалась не по зубам этому разбойному завоевателю. Причиной является сибирский характер, закалённый в условиях суровой природы. Подтверждением можно назвать сибирские дивизии в Великой Отечественной войне. Одна из первых вступила в бой под Тулой в октябре 1941 года и, не имея еще боевого опыта, на ширине фронта 22 км целый месяц удерживала натиск двух отборных танковых корпусов Гудериана. Сибиряки все погибли, но их подвиг никто не вспоминает.

Историки Омского педуниверситета решили, что город Кызыл-тура находился на правом берегу Иртыша возле деревни Красноярка. Но все находки свидетельствуют, что там жили остяки в 10-15 чумах, то есть там было небольшое стойбище, а не город.

При приближении к Усть-Ишиму со стороны Тевриза за 10 км до райцентра встречаются моховые болота. Самое большое из них находится у самой дороги слева (если ехать из Омска). В этом болоте осенью жители ближайших деревень собирают голубику, чернику и клюкву.


Моховое ягодное болото у дороги слева.

При приближении к мосту через реку Ишим встречается перекресток. Направо дорога ведет в деревню Летние, где расположена телевышка. Она самая высокая в Омской области: высота верхней площадки 275 метров, антенны на ней еще 13 метров. Желающие могут попытаться договориться с начальником (возможно за плату), чтобы подняться на верхнюю площадку и увидеть панораму окрестностей. У телевышки имеется лестница. Приближаться к подножью и подниматься можно только в строительной каске.


Телевышка в деревне Летние.


Под телевышкой находится небольшое двухэтажное здание, где работают сотрудники во главе с начальником.


Панорама с верхней площадки телевышки в восточном направлении. Ближе видно Эбаргульское озеро (старицу). Дальше поворот Иртыша и деревню Эбаргуль на берегу на растоянии 15 км. Чуть левее деревни виден Аксеновский обрыв возле Калтырмы на расстоянии около 22 км. На этом обрыве находится городище (археологический памятник).

После проезда перекрестка на поле справа можно увидеть у леса строения с синей крышей. Это пчелиная пасека.


Пасека у дороги.

Коренное население Усть-Ишимского района — сибирские татары. Историки считают, что они поселились здесь в период монголо-татарских нашествий в 13-м веке. Но в деревне Эбаргуль находится Святая гора местных татар в виде выступающего на 300 метров мыса высокого правого берега Иртыша. В Исламе никогда не практиковались святые горы. У тюрков они были в период Тюркских каганатов с середины 6-го до 8-го веков в их вере в небесного бога Тенгри. Позже святые горы в этой же вере уже не практиковались. Откуда следует, что местные татары поселились здесь в период Тюркских каганатов.


Святая гора сибирских татар в Эбаргуле.

До 1960-х годов иногда приезжали к этой Святой горе поклониться и помолиться местные татары из разных деревень даже других районов севера Омской области, хотя уже давно были мусульманами. То есть продолжали почитать.

Из названия возникает предположение, что эта Святая гора была известна в киевской Руси. Например, в сказаниях об Илье Муромце говорится, что он обучался богатырскому искусству на земле Сиверской у Святогора. Можно не сомневаться, что речь идет о земле Сибирской, так как в те времена местные татары были наиболее воинственными, что могло служить причиной обучения у них. А вот Святогор, может, не имя человека, а Святая гора местных татар? Причем деревня Эбаргуль носит имя одного из ханов Кызыл-туры, которого звали Ибарде.

Коренное население сибирские татары устраивают национальные праздники Сабантуй обычно в июне. Если застать такое торжество, можно посмотреть культурную программу в красивом парке культуры Усть-Ишима. От этого парка в свое время была в восторге известная советская певица Людмила Зыкина, выступавшая здесь летом перед устьишимцами.

В Сабантуе проводятся различные состязания, в том числе национальная борьба «корёш». Можно попробовать различные яства национальной кухни и приобрести сувениры. Среди состязаний могут быть и современные виды спорта.


В Усть-Ишимском парке.


Национальная борьба.


Развлечения на буме для детей.


В национальных костюмах девушки из Тевризского района.


Выпечка и национальная кухня из Тевризского района.


Сувениры.


Аксакалы на празднике.


Состязания бывают разные.


Современные состязания на Сабантуе.


На Сабантуй приезжает много гостей.


Это только часть транспорта участников праздника.


В Усть-Ишимском парке на Сабантуе девушки иногда бывают настолько суровые, что могут сыграть на равных с мужчинами.


Настоящую тайгу можно увидеть только в Усть-Ишимском районе или на севере Тарского района.


Яма в тайге от бывшей землянки эбаргульских партизан 1919-1920 годов. Это был единственный партизанский отряд на севере Омской области, хотя все эбаргульцы были кулаками.

Drom.ru

Источник: travel.drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *