Независимые АЗС просят ФАС ограничить оптовые цены на бензин

Президент Российского топливного союза (РТС), который объединяет владельцев независимых сетей АЗС, Евгений Аркуша предупредил руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева о проблемах на топливном рынке, которые привели к росту мелкооптовых цен на бензин и дизтопливо почти до уровня розничных и неравным условиям работы для владельцев независимых АЗС и крупных нефтегазовых компаний, в том числе «Роснефти» и «Газпром нефти». Также он предложил меры по стабилизации ситуации.

По данным РБК, глава РТС указал следующие причины возникновения неравных условий:

  • спрос на топливо растет быстрее, чем его производство, после отмены ограничительных мер, которые были введены из-за коронавируса. В мае — июле 2020-го спрос вырос на 5–10% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а темпы увеличения производства остаются ниже, указано в письме;
  • спрос на нефтепродукты оказался выше, чем в аналогичный период 2019 года из-за скачка внутреннего туризма, так как многие люди остались в период отпусков в России;
  • некоторые нефтяные компании в мае — июле отправляли автомобильный бензин на экспорт, а затем скупали его на бирже для поставок на собственные АЗС, по сути, выводя товар из обращения;
  • мелкооптовые цены на бензин и дизельное топливо в мае — июле 2020 года почти сравнялись с розничными, а в отдельных регионах превысили их. Из-за этого независимые АЗС вынуждены устанавливать цены выше, чем стоимость топлива на заправках крупнейших нефтяных компаний;
  • к примеру, в Татарстане на нефтебазах «Башнефти» литр АИ-95 мелким оптом продается за 47,73 руб., а на заправках самой компании стоит всего 45,1 руб. То есть она продает топливо с убытком 2,63 руб. на каждом литре, следует из материалов, приложенных к письму главы РТС. На заправках независимой сети «Форт Римэкс» тот же бензин продается по 47 руб. за литр, но и в этом случае компания работает в убыток (0,73 руб. на литр);
  • нефтяные компании способны зарабатывать в оптовом звене, на экспорте нефтяного сырья, поэтому могут позволить себе нести повышенные издержки в розничном секторе в целях повышения эффективности совокупного бизнеса и исполнения декларируемых социальных обязательств.

«Разница в цене литра топлива в мелком опте и на АЗС должна составлять не менее 3 руб. на литр, что позволит работать в ноль, но АЗС не разорятся и смогут платить зарплаты сотрудникам», — сообщил РБК вице-президент РТС Ринат Фаттахов. Экономически обоснованный минимум, необходимый для покрытия эксплуатационных расходов, зарплат и налогов, должен составлять не менее 5–6 руб. на литр, указано в письме главы РТС. Этот уровень неоднократно обсуждался в биржевом комитете ФАС и рабочей группе Минэнерго, напомнил он.

Чтобы решить проблему, глава РТС предлагает следующие шаги:

  • проанализировать происходящее на топливном рынке на предмет соответствия антимонопольному законодательству и принять меры, чтобы устранить несоответствие оптовых и розничных цен, обеспечив равные условия для владельцев независимых сетей АЗС и крупных нефтяных компаний;
  • способствовать росту производства и поставок топлива по всем каналам сбыта;
  • усилить контроль за выполнением нормативов продаж бензина и дизтоплива на биржевых торгах в режимах равномерности и регулярности с возможностью их дальнейшего увеличения;
  • скорее отменить запрет на импорт бензина и дизтоплива, который действует с 2 июня по 1 октября;
  • в качестве альтернативы отмены запрета на импорт топлива и других мер поддержки предлагается ввести предельный уровень мелкооптовых цен (ограничить рост цен для мелкого опта), соответствующих сложившимся розничным ценам.


Фото: Александр Рюмин / ТАСС 

Источник: news.drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *