По России. 61 590 км, 15 месяцев и 11 дней

Привет, друзья!

Отправился я как-то в путешествие. И в пути посчастливилось мне повстречаться с хорошим парнем, по имени Михаил. Здесь многие из вас его знают (под ником Михаил424), потому что читали его классные статьи про Приангарье и др. И он мне посоветовал рассказать про моё путешествие на Дроме, потому что тут многим это может быть интересно. Так что, если эта заметка вам понравится, то спасибо стоит сказать, в первую очередь, ему. Итак, начнём!


Наша встреча с Михаилом, рядом с Богучанской ГЭС.

Во-первых, путешествие не МОЁ, а НАШЕ, так как отправился я в него не один, а вместе с моей женой Наташей, спустя 9 месяцев после свадьбы. Решили мы с ней, что пока есть возможность, надо посмотреть родную страну от края до края, поэтому задумали доехать на машине из Подмосковья до Магадана и Владивостока. По заграницам, в короткие отпуска, мы за свои жизни уже более менее накатались, а вот Россию не знали совсем (Черноморское побережье, Золотое Кольцо и командировки в несколько городов не в счёт). И очень нам захотелось понять, из чего же она состоит, как выглядит природа в разных уголках, какие на самом деле в России дороги, что представляют из себя жители разных регионов. И если всё у нас получится, за время пути и проживания в машине мы не разведёмся, а ещё и наберёмся по дороге житейской мудрости от встреченных людей (мы брали интервью с вопросами о жизни у людей старше 50 лет), тогда уже можно будет заниматься ответственными семейными делами — покупкой совместной недвижимости, заведением детей и т.д. И мы начали готовиться.


Прикидывая примерный путь по карте, мы посчитали, что проедем 30-35 тыс. км, а в итоге получилось в два раза больше.

Мы понимали, что страна у нас большая, но поначалу нам казалось, что можно это путешествие уместить в полгода. Мы повесили возле кровати большую карту России и стали размышлять, куда же мы поедем и считать расстояния между разными городами. В ходе этого процесса пришло осознание, что полугода всё-таки не хватит, и мы решили, что уделим этому путешествию целый год! Мы наивно полагали, что уж года-то точно хватит, чтоб даже кругосветку сделать. Забегая вперёд, скажу, что мы и тут ошиблись, и в итоге наша поездка продлилась 15 месяцев и 11 дней, за которые мы преодолели расстояние в 61590 км. И, честно говоря, даже этого времени мало для того, чтобы внимательно изучить Россию и насладиться всеми её красотами и прелестями. Что бы ни говорили скептики, а её не зря называют Великой!

Когда со сроками поездки определились, то пришли к выводу, что нужна большая машина и придётся её основательно подготовить, чтобы проехать везде, где захочется, и при этом поддерживать достаточно высокий уровень комфорта. Это в двухнедельный отпуск забавно отправиться с палаткой, устать, замерзнуть, поголодать, заблагоухать костром и многодневным отсутствием душа) И, вернувшись в будничную городскую суету, ещё полгода всё это вспоминать, до следующего отпуска. А вот прожить целый год в путешествии и мучиться в подобных условиях нужно только тем, кто хочет сам себе или кому-то что-то доказать. Лично я не испытываю потребности никому ничего доказывать, и к тому же я ехал с женой, а девочки, как известно, более требовательны к комфорту и гигиене, чем мужчины.

Поэтому маленькие машины мы не рассматривали совсем, а смотрели большие внедорожники, в первую очередь Land Cruiser’ы (потому что на них ездит большинство опытных и известных автопутешественников) и Delic’и, а кроме них ещё целый список моделей. При этом мы отвели себе на подготовку к экспедиции 1 год и, прикинув наши зарплаты и траты, мы поняли, что не сможем накопить более чем 1 миллион рублей на машину и 600 000 руб. на её доработки. Подробную статью о том, как мы выбирали машину, вы можете прочитать на нашем сайте, там все цены, сравнения моделей и т.д. Здесь же я сразу скажу, что в ходе поисков, мы открыли для себя такой автомобиль как ГАЗ Соболь 4х4. И он лучше, чем какой-либо другой, отвечал нашим требованиям — он достаточно проходимый, обошёлся нам в 985 000 руб. с дизелем Cummins и он обладает салоном, который намного больше, чем у любого Крузака.


Как бы ни был хорош Land Cruiser, а до таких объёмов ему далеко.

Как только пришла идея ехать в путешествие, мы стали экономить и копить. В первую очередь съехали со съёмной квартиры к маме и перестали совершать лишние траты на шмотки и развлечения. Затем стали распродавать имеющееся «добро» — я продал свою прошлую машину (Great Wall Hover H5), а также пошли в дело все старые вещи, которые лежали дома и в гараже без дела — велосипеды, беговые лыжи, аквариум, сломанный принтер, паяльные лампы и прочее. Кроме того, мы создали проект на сайте Бумстартер и смогли там собрать 90 000 руб. Также мы сыграли скромную свадьбу, без катания на лимузинах и прочей ерунды, и поэтому подаренные родственниками деньги не только покрыли расходы на неё, но и частично были добавлены в копилку экспедиции) А также родители, сначала шокированные нашей идеей, затем её всё же одобрили и подарили нам пару сотен тысяч рублей. И вот так, по чуть-чуть, начав с абсолютного нуля, мы накопили на машину, её подготовку, прочую экипировку и на большую часть пути.


Так он выглядел в день покупки, и тогда он ещё не знал, как сильно его жизнь будет отличаться от большинства собратьев-рабочих лошадок.

В конце февраля 2016 года мы купили наш чудесный внедорожный вэн ГАЗ Соболь 27527. И затем ещё 5 месяцев длилась его доработка. Сначала мы сделали дополнительную тепло/шумоизоляцию и обклеили автомобиль яркой виниловой плёнкой. Его внедорожные характеристики улучшали ребята из 4x4service.ru — сделали лифт кузова на 4 см, силовой обвес по кругу (с креплениями под съёмную лебёдку спереди и сзади), поставили колёса с резиной Cooper Discoverer STT на дюйм больше стандартной, экспедиционный багажник на крышу, дополнительные фары, рацию и допаккумулятор с разветвителем T-max.


Соболь и в штатной комплектации очень неплох на бездорожье, поэтому глобальных изменений не потребовалось, лишь небольшие улучшения.

А внутри поколдовали ребята из http://www.anvir.org/, и стандартный семиместный грузо-пассажирский фургон превратился в двухместный кемпер, с удобной двуспальной кроватью 190х120 см; с кухонно-обеденным столом с раковиной и газовой плиткой; с комнаткой для туалета и душа; и с достаточным количеством багажных отделений, чтобы в них поместились все вещи, необходимые 2 взрослым людям на протяжении года. Общая сумма всех доработок составила около 700 000руб., но зато в результате мы получили уникальный по характеристикам автомобиль, который позволил нам с огромным удовольствием прожить поистине удивительные 15 месяцев!


Вместо спальников — домашние подушки, одеяла и плед. Вместо походных мисок — домашние красивые тарелки, чашки и домашняя еда — первое, второе, компот. Из таких мелочей и складывается итоговый уровень комфорта и ощущения от поездки.

Мы рассчитывали, что автомобиль будет готов к середине весны, а в итоге все работы над ним завершились только к концу июля. Поэтому, как только он был готов, мы поувольнялись с работ, в течение двух дней распихали по нему вещи, затем попрощались со всеми друзьями и родственниками на центральной площади нашего города Жуковского и двинулись в путь. Так как до зимы оставалось не так уж много времени, мы решили, пока ещё тепло, посмотреть север и двинулись через Карелию на Кольский полуостров.


Исторический кадр — день старта экспедиции «Влюблённые в Россию», 30 июля 2016 г. На центральную площадь нашего подмосковного г. Жуковского, нас пришли провожать родные и друзья.

Карелия подарила нам первые незабываемые впечатления. Лично меня очень шокировало осознание того, что я каждый год тратил 1,5 месяца на поездки в общественном транспорте из дома на работу и обратно (около 1,5-2 часа в каждую сторону, 5 дней в неделю), но за 30 лет ни разу не бывал в Карелии! Хотя она находится всего в 800 км от моего дома и при этом она потрясающая. Камни, мхи, водопады, леса, бесчисленные озёра — всё это я краем глаза видел в книгах, в телевизоре и в чужих отчётах в интернете, но по факту в моей реальности этого не существовало. И тут всё это обрушилось на нас с Наташей, притом помноженное на доселе неизвестное нам чувство свободы, когда мы ехали, куда хотели, не ориентируясь на чьё-либо мнение и не будучи связаны никакими конкретными сроками (тогда нам казалось, что год будет длиться бесконечно).


Карелия удивительно щедра на дары природы — ягоды, рыбу и т.д. А грибов там столько, что собирать приходится исключительно белые и лисички. Притом ходить по лесу не обязательно, достаточно ехать на машине и смотреть под колёса.

Тут стоит заметить, что нам с первых же дней стали встречаться замечательные, добрые люди, которые очень сильно помогали нам в течение всей поездки — приглашали к себе в дом, кормили, предлагали воспользоваться бесконечной горячей водой и стиральной машиной, развлекали интересными беседами, советовали места для посещения и т. д.

В том числе в Сортавале, мы познакомились с Петром Груздевым, который составил нам шикарный двухнедельный маршрут по диким местам и заповедникам Карелии, который мы сами себе бы никогда в жизни не составили, сколько ни читай интернет. И в дальнейшем мы всегда ехали наудачу, и наш маршрут формировался сам собой, в процессе, в зависимости от настроения, погоды и встреченных людей.


В Карелии каждый день можно выбирать себе новое красивое озеро для просмотра заката и ночёвки.


По дороге к Мурманску, конечно же, не забыли отметиться у стелы «Полярный круг».

Из Карелии мы добрались до Мурманска, в котором поели вкусной рыбы, крабового мяса и посетили первый атомный ледокол-музей «Ленин», а затем, конечно же, поехали на полуостров Рыбачий. Там мы узнали, как на самом деле выглядит тундра, которая в начале сентября пылала яркими красками мхов. К этому моменту мы уже полностью освоились с житьём внутри машины, поэтому ночёвки на берегу Северного Ледовитого океана были очень комфортными.


Про подобные пейзажи так и хочется сказать, что они как будто с другой планеты. Но нет, они как раз-таки с нашей планеты, просто, сидя в городах, мы их не видим, а потом увидев, удивляемся.

Посетив музей на хребте Муста-Тунтури, мы прониклись темой Великой Отечественной Войны как никогда раньше, при просмотре художественных и документальных фильмов и чтении книг. А также там исполнилась наша давняя мечта — увидеть северное сияние!


«Всегда сочиняй мечты! Есть миллионы шансов, что скоро будет всё сбываться…»


На мысе Немецком сделали Наташе небольшую фотосессию, благо в Соболь, помимо реально необходимых вещей, влезла куча всякой всячины, в том числе 3 вечерних платья)

Конечно, мы заглянули в Териберку (и искупались там, благо Соболь позволил взять с собой, помимо прочего, гидрокостюм 5мм) и Дальние Зеленцы, где залезли в заброшенное здание Мурманского Морского Биологического Института.


Посёлок Дальние Зеленцы почти полностью заброшен, и находиться там не очень уютно. А уж лазить по старому зданию Института, где ещё стоят банки с химикатами и морскими тварями, и подавно.


Место ночёвки на смотровой площадке рядом с Кандалакшей. Там впереди Терский берег, а название моря можно понять по его цвету на этом фото)

А затем мы двинулись на юг, в Нижний Новгород, потому что нас пригласили на мероприятие «Соболиные Тропы 2016», на завод ГАЗ. Но по пути мы заглянули на Терский берег Белого моря, который тоже очень впечатлил нас своей красотой.

На обратном пути от посёлка Кузомень, мы решили ехать по грунтовке вдоль моря, но перед самым выездом на асфальт она упёрлась в гнилой мостик, который нам пару часов пришлось укреплять, чтобы выбраться. Спустя много месяцев, на Алтае, мы поняли, что это вселенная дала нам возможность потренироваться перед большой стройкой моста))


Если бы у нас не родилась идея отправиться в экспедицию, то в эту сентябрьскую ночь, мы бы просто спали в своей квартире. И так же, как тысячи других будничных домашних ночей, она бы ушла в прошлое, не оставив никакого следа в памяти. А вот то, как мы таскали топляк с берега Белого моря и строили из него мост, чтобы он выдержал наш внедорожный автодом — это я буду помнить до пенсии))

В Нижнем Новгороде нас, вместе с многими другими приглашёнными владельцами Соболей 4х4, встретили, провели экскурсию по музею ГАЗа и по цехам, где производят автомобили. Мы были впечатлены, насколько там всё прилично обустроено и модернизировано! В цехах светло и чисто, большую часть работы выполняют немецкие роботы, а опрятного вида люди лишь собирают автомобили на конвейере, организованном по тойотовскому принципу — он непрерывно движется.

Затем были организованы соревнования на скорость и на сложность. И мы успешно проехали обе трассы на нашем полностью загруженном Соболе и даже не побили ни одной тарелки и чашки (мы специально взяли с собой не походную, а домашнюю стеклянную посуду, чтобы чувствовать себя как дома).


Скучных и «уставших от жизни» людей, среди владельцев полноприводных Соболей, мы не обнаружили. Такие машины покупают только большие энтузиасты, полные энергии))

Но главное — мы очень приятно пообщались с другими владельцами Соболей. Мы ожидали увидеть крепких, плотных дядек в кепках, какими обычно представляются «газелисты», но в большинстве это оказались молодые семьи с детьми, которым уже не хватает более компактных машин.

Также в Нижний Новгород к нам первый раз приезжали родители, проведать нас и увидеть, что мы из себя представляем, спустя 2 месяца путешествия. Результатом они остались довольны и спокойные отправились домой.

А мы продолжили свой путь и в г. Володарске отметили нашу первую годовщину свадьбы, а также нас пригласили в местную школу, провести классный час для школьников 3-классников, в рамках которого мы рассказывали про путешествия по России.


Первую годовщину свадьбы отметили прогулкой по старинной купеческой усадьбе.


Судя по всему, детям наш рассказ про путешествия понравился)

Зима уже догоняла нас, а мы от неё убегали на юг. В октябре-ноябре, средняя полоса России выглядит не так живописно, как летом, поэтому мы надолго нигде не задерживались и к середине ноября прибыли в Крым. Я люблю его с детства, когда бабушки часто возили меня туда летом. Но теперь мы открыли для себя Крым в «не сезон» и надо сказать, что минус у него в это время только один — нельзя искупаться. В остальном же он прекрасен, потому что там совершенно нет людей и все достопримечательности и музеи посещать — одно удовольствие. Ну и фотографировать гораздо легче и приятнее, когда весь кадр не забит толпами туристов.

 
Застать снег в горах Крыма — большая удача. Но стоит спуститься к морю, там теплынь, цветут розы и пальмы.


Новый Свет. Прогулка по тропе Голицына. Кроме нас, людей нет.

Объехав весь Крым по периметру, против часовой стрелки, мы вернулись на континент и к середине декабря добрались до Красной Поляны. Мы изначально планировали зимовать в Сочи, т.к. это самый тёплый город в стране. Но всё сложилось очень удачно: у моих старых друзей по колледжу, которые живут в Красной Поляне, была свободна одна комната, и они пригласили нас зимовать у них. И я должен сказать, что это была лучшая зима в нашей жизни! Мы здорово общались с ребятами и их семьями, вместе справляли Новый Год, много гуляли и наслаждались местным климатом. Также к нам снова приезжали родители, сняли квартиру в том же доме, и мы вместе ездили кататься на горных лыжах и сноубордах.


Зимовать в Красной Поляне — одно удовольствие!

Но в Поляну мы ехали не только отдыхать, но и работать, т.к. накопленных перед поездкой денег не хватало на весь маршрут. Благо во время горнолыжного сезона там требуется много работников, поэтому уже через 3 дня после приезда Наташа устроилась продавцом в магазин одежды, а я в прокат лыж. На одну зарплату мы жили, а вторую откладывали на продолжение путешествия.


Природа подсказала нам, что пора продолжить путь и началась наша Кавказская весна.

В середине марта в тех краях весна уже вовсю набирает обороты, и мы поняли, что пришло время двигаться дальше. С тоской в сердце мы попрощались со всеми нашими новыми друзьями в Поляне и принялись исследовать Северный Кавказ.

Должен признаться, в мозгу таились некие стереотипы насчёт этого региона, вбитые туда СМИ и глупыми слухами. И когда я смотрел на карту и видел различные названия из экстренных выпусков новостей, возникали некоторые опасения, а стоит ли туда ехать. Но мы всё-таки решили, что надо составить своё личное мнение, а значит надо всё посмотреть своими глазами и прочувствовать на себе.

Мы последовательно проехали все республики: Адыгею, Карачаево-Черкессию, Кабардино-Балкарию, Северную Осетию, Ингушетию, Чечню и Дагестан и везде старались заглядывать во все крупные ущелья. И нигде не было у нас конфликтов! Ни разу не возникло ситуации, которая внушила бы нам страх или хотя бы малейший дискомфорт. Наоборот, все очень гостеприимно к нам относились, вежливо разговаривали, помогали, угощали и т. д. Так что мой совет всем теперь такой — забудьте, всё, что вы раньше слышали о Кавказе, езжайте туда сами и убедитесь лично, как там сейчас обстоят дела.


Никаких слов не достаточно, чтобы описать все красоты Кавказа.

О каких-то конкретных достопримечательностях говорить в этой короткой статье не буду, потому что весь Кавказ — это одна большая достопримечательность России! Всех великолепных пиков, ледников, водопадов, ущелий и рек Кавказа не перечислишь. А уж что говорить про древние аулы, сторожевые башни, мечети… В общем, это сказочный регион, достойный многих лет отдельных путешествий! Мы же смогли уделить ему лишь полтора месяца и с дагестанских гор свалились в необъятные Прикаспийские степи.


В Астрахани познакомились с очень хорошими ребятами и вместе с ними и их маленьким сыном ездили на бархан Большой Брат.

В Астрахани я справил свой 30-й день рождения и порыбачил. В Волгограде мы отметили 9 мая, опять же вместе с родителями, которые в последний раз навестили нас в поездке, т.к. дальше мы стали удаляться на восток и им стало слишком дорого и далеко до нас ездить. Затем был Оренбург, где мы впервые пересекли границу Европы и Азии, которую после пересекали ещё не единожды, т. к. сделали крюк на север и, заглянув в Уфу, добрались сначала до Миасса, где полюбовались озером Тургояк и посетили музей на заводе Урал. А потом, мимо Зюраткуля и Кунгура, докатились до Перми.

В Перми мы познакомились с семьёй, глава которой работает промышленным альпинистом, и т.к. я увлекаюсь скалолазанием, он взял меня подработать, поэтому Пермь мне довелось увидеть не только снизу, но и с городских крыш. По дороге из Перми мы, конечно же, заглянули на Усьвинские столбы и в Пермь-36 — превращённый в музей политических репрессий концлагерь. Вообще, в этой поездке, так же, как и тема ВОВ, для нас открылась тема репрессий. Сколько я ни читал об этом, сколько передач ни слушал, никогда это не затрагивало душу так глубоко, как сначала в краеведческом музее в Калмыкии, а затем здесь, в далёком Пермском посёлке Кучино, посреди суровой тайги.


 Когда в следующий раз будете гулять с другом по парку в своём городе и обсуждать, какая нынче плохая власть и как мы плохо живём, подумайте о том, что всего каких-нибудь 40 лет назад, вы за это могли отправиться гулять здесь.

Чтобы действительно понять о чём речь, нужно пройти за 7 ограждений и загородительных полос и сделать кружок по загону «для прогулок», размером 2х2 метра, с балкончиком для охранника-автоматчика наверху. В такие моменты становится очень радостно, что в наши времена всё это не действует и можно не бояться рассказать другу политический анекдот и т. д.

А затем мы очутились в Качканаре, где сначала можно поразиться масштабам огромного железно-рудного карьера, а затем пройти несколько километров в гору и ощутить полнейшее умиротворение в буддийском монастыре Шад Тчуп Линг, который энтузиасты строят своими силами, кувалдами дробя местную горную породу. Что интересно, каждый желающий может в любое время приехать туда и помочь возведению монастыря. Считаю — это отличная идея для отпуска и прекрасный способ перезагрузить мозги для реализации новых идей и выбора дальнейшего жизненного пути.

 
По фотографии не очень понятен масштаб объекта, поэтому пришлось сделать вставку с приближением. Огромные карьерные БелАЗы, экскаваторы и длиннющие поезда теряются на общем фоне этой гигантской воронки.


Всего в 5км от шумного и пыльного карьера, на вершине горы, совсем другая атмосфера. Там копают землю, чтобы извлечь руду, а здесь идеальное место, чтобы копнуть поглубже внутрь себя, в поисках духовных сокровищ.

Затем мы заглянули в Екатеринбург, сходили там в кино, погуляли по набережным и зашли в Ельцин-центр. Информацию, которую там предоставляют, конечно же нужно фильтровать (как, в общем-то, и из любого источника), но что касается организации экспозиции — её нужно ставить в пример всем другим музеям! Всё настолько качественно, интерактивно, атмосферно, что хочется посетить музей снова и потрогать и использовать все экспонаты, которые не успел за первый заход.


В Екб повстречали целый караван автопутешественников из Европы. В плане стоимости и фешенебельности автодомов они намного выше нас, но зато по проходимости мы далеко впереди, что они по достоинству оценили.

Из Екб, по Северному Широтному Коридору (отличная трасса средь бесконечных лесов, болот и нефтяных «качалок»), мы докатились до Ханты-Мансийска. В начале июля там уже было довольно тепло и начались белые ночи. Сам город нам очень понравился — чистый, опрятный, с шикарным лесопарком и спортивными объектами. Медвежатины, правда, в местном ресторане традиционной кухни отведать не удалось, т. к. в это время проходил форум и всё было занято, да и цены, честно говоря, не гуманные.


ХМАО — один из тех редких регионов, в котором жители очень хорошо отзываются о своём главе. Правда бывшем, при котором было сделано много хорошего, в том числе появились и эти скульптуры.

Мы заглянули в Нефтеюганск и Сургут, посмотреть, как выглядят города нефтяников, а затем спустились до Тюмени, где сделали нашему Соболю очередное ТО. Пока мастера обслуживали машину, мы разговорились с руководителем ГАЗовского СТО. Он очень впечатлился идеей нашего путешествия, и к концу дня мы уже так подружились, что он пригласил нас к себе домой. Мы ужинали с его семьёй и ночевали у них. До этой поездки я и вообразить себе таких ситуаций не мог!) Сколько лет владею автомобилями, но ночевать у начальников техцентров ни разу не доводилось))


Я старался снимать все работы по автомобилю, чтобы потом сделать отчёт.

Мы продолжили движение на восток. Лето уже во всю разгорелось, появились надоедливые комары и слепни, которых я не боюсь, а Наташа очень, поэтому её они и покусали, накануне приезда в Новосибирск. Когда мы добрались до города, температура была +37 градусов. Гулять по асфальтовым джунглям в такую погоду не было никакого желания, и мы сразу отправились на берег Обского моря купаться. Под Бердском обнаружили уютный кемпинг рядом с пляжем «На Камнях» и что удивительно — там почему-то не было кусачих насекомых! А вместо них были тысячи бабочек, порхавших всюду, как в сказочном лесу.


Солнце садится в Обское море и бабочки устраиваются на ночлег на цветах.

Конечно же, мы не могли пропустить знаменитый Горный Алтай и, остановившись в Барнауле, подали клич с просьбой подсказать хороший маршрут по этому региону. Откликнулось много ребят и дали хорошие советы, но среди них оказался местный житель Владимир, большой любитель автопутешествий и знаток своего края. Мы заехали к нему в офис, но в ходе разговора переместились к нему домой и, опять же, стали гостями прекрасной семьи, были сытно и вкусно накормлены и на следующий день отправлены покорять Республику Алтай, вооружённые отличным подробным двухнедельным маршрутом.


Мы попытались сами составить маршрут по Алтаю, с помощью взятых с собой книг и интернета. Но всё же общение с живым опытным человеком всегда лучше.

Если вы никогда не были на Алтае, а только слышали о его красотах, то умножайте всё услышанное на два и это как раз получится половина от его действительной красоты! Даже просто поездка по Чуйскому тракту подарит вашим глазам несказанное зрительное удовольствие, а вашей памяти — замечательные картинки для воспоминаний. А уж если доехать до южного берега Телецкого озера, заезжать на разные перевалы, ретрансляторы, ледники, как это делали мы, то вы непременно заболеете желанием обязательно вернуться туда снова. И, что весьма приятно, там даже в середине лета совсем не было комаров и слепней, поэтому мы замечательно провели время.


В поездку мы взяли с собой двухместную байдарку, что позволяло осматривать красоты (в данном случае Телецкое озеро) еще и с воды.


Не всякая машина сможет добраться до Акташского ретранслятора, но вид оттуда стоит того, чтобы попробовать.

С Алтая мы смогли перебраться через перевал Бугузун и высокогорными степями, вдоль монгольской границы, выехать сразу в республику Тыва. Там, в Кызыле, мы заехали в гости к Наташиной одногруппнице по институту, с которой они дружили, но не виделись уже 5 лет и, возможно, никогда бы не увиделись больше, если бы не наше путешествие.

Тыва и Хакассия тоже достойны отдельных экспедиций, но нас уже ждал в Приангарье Михаил424, который прочитал о нас в интернете и пригласил к себе в Кодинск. По пути мы посмотрели Саяно-Шушенскую ГЭС, полазили по Красноярским Столбам и добрались-таки до Кодинска, где Михаил встретил нас и показал своё место работы — новёхонькую Богучанскую ГЭС.


Если бы не Михаил, мы увидели бы лишь малый кусочек Ангары в районе Листвянки.

Оттуда, по долгой и довольно разбитой бетонке, мы добрались сначала до Братска, искупались и позагорали на водохранилище Братской ГЭС и доехали до Иркутска. Оттуда сначала сделали вылазку в Листвянку, где исполнили очередную мечту — увидеть Байкал и поплескаться в нём. А затем, как все порядочные туристы, проехались по Ольхону до мыса Хобой. На северную часть острова все заезжают в основном на местных «Буханках», а затем возвращаются на базы отдыха в Хужир и т. д. Но мы на Соболе легко проехали сами и ночевали в самых красивых местах, что однажды привело к тому, что утром мы проснулись посреди толпы китайских туристов)

 
Мечта №**: искупаться в Байкале. Статус: исполнена.

Затем мы прогулялись по КБЖД и заехали в Тункинскую долину, где посетили Аршан и доехали до озера Ильчир. Это очень красивые места! И я наконец-то налюбовался Саянами, которые всегда хотел посмотреть, с тех пор как впервые увидел рисунок, на этикетке ещё советской газировки, с одноимённым названием.


Озеро Ильчир, высота около 2000 м нум., и даже в июле здесь иногда идёт снег. Мы не ожидали, что вода в озере будет такой тёплой и не взяли на прогулку купальник и плавки, поэтому пришлось купаться нагишом, благо в тех местах людей мы не видели)

А затем мы прибыли в Улан-Удэ, посетили шикарный Иволгинский дацан и этнографический музей и отправились по восточному берегу Байкала наверх, до Баргузинского залива. Там мы пару дней наслаждались тишиной, одиночеством и Байкалом (с этой стороны он гораздо теплее, и можно долго купаться). 30 июля я оттуда написал статью о том, что мы уже ровно год находимся в путешествии и чувствуем себя замечательно.


Хорошо, что Россия — многоконфессиональная страна! Ведь каждой религии присуща своя особая эстетика, колористика, соотношение форм и орнаментов, и у нас есть возможность всем этим полюбоваться.

На следующий день мы двинулись дальше и в итоге добрались до горячих источников Умхей. Прелесть этого места в том, что вода температурой 65 градусов бьёт из-под земли на берегу ледяной реки Баргузин, и там из речных камней, прямо в реке, выложили «джакузи», где горячая и холодная вода смешиваются. Отмокать там и созерцать виды вокруг — это что-то с чем-то!)

Дальше за Умхеем начинается знаменитый «110-й зимник», но одной машиной, на 30’’-х колёсах я туда решил не ехать, и мы вернулись на трассу и покатили к Сковородино.

Там мы пополнили запасы воды, еды и топлива и двинулись на Магадан. К нашему удивлению, дорога там оказалась не такого уж плохого качества. До Якутска попадается много хороших асфальтированных участков, а между ними очень пыльная гравийка, но вполне терпимо. После Якутска асфальта почти нет до самого Магадана и выбоин побольше, но тоже ничего особенного, спокойно можно ехать со средней скоростью километров 50. Можно и быстрее, но дорога там отсыпана острым скальником, который легко пробивает колёса, поэтому надо соблюдать осторожность, а все местные ездят с 3-4 запасками на крыше. С дополнительным баком и парой 10-литровых канистр, запаса топлива нам хватало на 1000 км, поэтому проблем с заправками мы не ощутили. Они попадаются примерно каждые 500 км, и дизель там отпускают без ограничений, правда цена доходит до 63,50 руб./литр.


Дорога на Магадан не такая страшная, как кажется, только долгая и острых камешков много. Зато вокруг — дикая северная красота.

После прочтения чужих отчётов я опасался, что будет сложно найти места для стоянки. Оказалось, что на внедорожном автодоме с этим нет никаких проблем — постоянно попадаются съезды на оставленные дорожными рабочими карьерчики, а также очень много каменистых сухих русел рек, где легко найти уютный уголок, незаметный с дороги.

С переправой через Алдан также не возникло проблем, там всё чётко организовано, паромщик выходит и руководит погрузкой, так что долго мы не ждали ни на пути туда, ни обратно.

Но места там по-настоящему дикие. Периодически, на протяжении многих часов езды, не видишь никаких следов человека, воду можно пить прямо из рек, и медведи перебегают дорогу.


В руслах рек полно места для стоянки. Тишина, свежий воздух и чистая вода в вашем распоряжении.

Спустя неделю ежедневной езды от Сковородино, мы преодолели 3000 км и прибыли в Магадан. По сравнению с довольно депрессивно выглядящими посёлками по дороге, он выглядит отлично, особенно центр города сталинской застройки. Мы ночевали на берегу Нагаевской бухты, осматривали достопримечательности и отправили всем открытки из местного почтового отделения. Также зашли в офис Fesco и узнали, что доставка машины кораблём до Владивостока стоит от 30 000 руб., а до Камчатки ещё от 37 000 руб. (напрямую не ходят), при этом людей не берут, а значит ещё нужно прибавить стоимость авиабилетов. К тому времени таких больших денег у нас уже не было, поэтому, отдохнув, мы тронулись в обратный путь.


Вид на Магадан с нашего места стоянки.

Несмотря на качество дороги, никаких поломок на обратном пути тоже не было, но всё-таки одно колесо у нас взорвалось и пришлось поставить единственную запаску. По дороге мы заглянули в заброшенный город Кадыкчан и направились в Якутск. Вот там, на пароме через Лену — жуткий хаос! Все набиваются в 6 рядов, друг друга подрезают, оттесняют, в общем, ведут себя абсолютно по-свински по отношению друг к другу и поэтому на паромы постоянные очереди. А уходят они в итоге не до конца заполненные, т. к. когда всем начинает казаться, что мест уже нет, все дружной толпой набиваются в соседнюю очередь.

Зато сам Якутск очень интересный и колоритный — все дома стоят на сваях, трубопроводы вынесены на поверхность, здания советской постройки соседствуют с современными спорткомплексами. Там нам было интересно прогуляться по музею вечной мерзлоты, частному этно-парку и отведать в нём жеребятины в морошковом соусе, строганины из чира, десерт из домашних сливок и брусники и чай с рододендроном золотистым.

Ребята из местного дилерского центра ГАЗ наткнулись на нас в инстаграме, пригласили к себе, сняли про нас небольшой репортаж и хотели ещё сделать обслуживание, но так как машина была в полном порядке, поменяли только масляный фильтр.

А затем мы поехали в посёлок Тумул, откуда на лодке нас привезли на знаменитые Ленские столбы. В поездке мы уже видели много столбов — Усьвинские, Красноярские — и все они красивы по-своему. Но здесь поражает масштаб, т. к. цепь Ленских столбов тянется на десятки километров по берегу и их там тысячи штук. Также уникальность в том, что по суше к ним не добраться и подходить приходится по очень широкой и красивой реке Лена, в глади которой они отражаются.


Не зря Ленские столбы включены в список ЮНЕСКО.

Затем мы вернулись на трассу Лена и добрались обратно до Сковородино. Дальнейшее движение на восток по хорошему асфальту федеральной трассы «Амур» показалось нам просто полётом. Поэтому мы легко долетели сначала до Благовещенска, где погуляли и посмотрели на Китай на другом берегу реки. Там я произвёл единственный самостоятельный ремонт Соболя за всю поездку — поменял лампочки ближнего света в фарах.

Затем мы легко перенеслись в Хабаровск, где познакомились с ребятами из местного Honda Fit-клуба, они устроили нам классную экскурсию по городу, который нам очень понравился — чистый, с огромной набережной, множеством фонтанов, круглогодичным открытым общественным бассейном и т. д. А ещё через пару дней мы уже были в Находке.


Многомесячная разлука с родными ощущается не так остро, когда другие люди постоянно принимают тебя как родного, впускают в семью, угощают и всячески помогают.

Туда мы отправились на встречу к Сергею, который также нашёл нас в интернете и сначала составил нам отличный маршрут по Прибайкалью, а затем по Приморью.

Мы встретились, и он познакомил нас также с семьёй своей дочери. Они не так давно переехали в Приморье и строили там дом, а нам предложили подработать у них на стройке. Мы с удовольствием согласились, т. к. лишние 20 000 руб. нам были уже очень нужны на этом этапе поездки. И так в течение 3 дней с утра и часов до 15-16 мы помогали им на стройке дома, а вечерами сидели у них в гостях или вместе ездили на море.

Надо заметить, что море там потрясающее — лазурно-голубое, чистое и полное всяческой живности, большинство которой очень крупная и съедобная. В сентябре там приятная и тёплая погода, поэтому нам удалось вдоволь наплаваться с маской и ластами и отведать мидий, морского ежа, рыбу, гребешка, краба и морской капусты.

От ребят мы поехали во Владивосток, который поразил нас, отвыкших от цивилизации за время поездки, своими пробками и интенсивностью жизни. И, конечно, нас очень впечатлили мосты! На острове Русский мы немного полазили по старинным артиллерийским фортам и посетили шикарный океанариум. Также во Владивостоке на нашу цветастую машину обратила внимание девушка, мы с ней познакомились и оказалось, что у неё муж работает айтишником на ВГТРК Россия. Мы зашли к ним в гости, а на следующий день он рассказал у себя на работе про нас, к нам выслали съёмочную группу и сняли небольшой репортаж, после которого нас в городе стали узнавать и даже бабушки на улицах подходили и говорили, какие мы молодцы и желали удачи в пути.

Затем мы добрались до самого юга Приморья, к границе с Северной Кореей и полюбовались полуостровом Краббе. Там мы снова празднично нарядились, чтобы отметить Наташин День Рождения, а потом поехали на север Приморского края. Природа там отличается от южной части, и нам особенно повезло, так как началась золотая осень. Таких ярких и красивых осенних пейзажей мы ещё никогда и нигде не видели! Мы посетили множество водопадов, каменных городов, бухт и каждый день не переставали удивляться, «охать» от восторга, наперебой говорить друг другу: «Гляди, а вон там как красиво!» и щёлкать фотоаппаратами. В дороге мы включили себе аудиокнигу Арсеньева «Дерсу Узала» и ехали прямо по тем же самым местам, по которым он путешествовал 100 лет назад и описывал в книге. Попрощавшись с Сихотэ-Алиньским заповедником, мы взяли курс домой.


С Приморьем ситуация примерно такая же, как с Кавказом и Алтаем: пытаться в нескольких предложениях рассказать, как там хорошо и красиво — безнадёжная затея.


Наташин День Рождения — последний отмеченный нами праздник в этой поездке. Хотя на самом деле она вся была как праздник.

Ехать по трассе было легко и приятно, и иногда мы превышали свою дневную норму вдвое — вместо 300-400 км проезжали по 600-700. Но всё же мы двигались не спеша и хотели посмотреть Новосибирск, который летом пропустили из-за жары, а также посетить Тюменские горячие источники.

Как раз зима уже наступала и лезть в минеральную воду с температурой 45 градусов стало намного интересней, когда вокруг уже лежал снег. А кроме того, многие ребята, с которыми мы познакомились в ходе нашего путешествия, ждали нас снова и просили заехать на обратном пути, поэтому мы опять сделали крючок до Перми, потом до Уфы…

В итоге домой мы добрались только через месяц, 11 ноября 2017 года. Перед выездом мы думали, что испытания ждут нас в поездке. А когда вернулись, мы поняли, что испытания начинаются только теперь, потому что после нашего путешествия мы уже никогда не будем прежними. Взглянув на этот мир иначе и пожив другой жизнью, мы теперь не можем влиться в поток серых московских зимних будней и вернуть всё на круги своя. Зато мы полны новых идей на будущее и, возможно, у нас получится прожить намного более яркую жизнь, чем она была бы, если бы мы так и не решились отправиться в это путешествие.


Ночёвка в заснеженном поле под Тюменью.

Сейчас Наташа уже нашла новую работу по специальности, и придётся нам пока пожить на её зарплату, так как моя задача на ближайшие месяцы — обработать и выложить все материалы из этой экспедиции. Нужно смонтировать много видеороликов, написать отчётов, подготовить gps-треков, обработать фотографий и в идеале собрать всё это в книгу, т. к полезной информации достаточно. Раньше я никогда такими вещами не занимался, поэтому пока всё продвигается очень медленно и требует больших психических и умственных усилий.

Так что если эта очень краткая и обобщённая статья вам понравилась, напишите своё мнение в комментариях. Если положительных откликов будет много, тогда я буду здесь, на Дроме, выкладывать более подробные, например, понедельные, отчёты, чтобы раскрыть тему и более информативно описать, что интересного мы увидели в тех или иных регионах, какие любопытные встречи с людьми у нас были и пр. А также выложу карты маршрутов, точек стоянки, цифры по затратам и т.д. Пусть наша экспедиция будет полезна не только нам, но и как можно большему числу людей, мечтающих о путешествиях и желающих лучше узнать Россию!

Спасибо, что уделили время! Хорошего вам дня и интересных путешествий по жизни!)

Drom.ru

Источник: travel.drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *