Попасть зимой на Валаам поможет хорошая подушка

Начну с банального: на Валааме хорошо. В любое время года и в любую погоду. Здесь Дух, здесь молитва, здесь, наконец, красиво. Потому и стремятся на этот живописный остров в 40 км от карельской Сортавалы тысячи паломников и туристов разного уровня духовности, социального статуса и достатка.

^













Остановите расплодившуюся нерпу

Летом попасть на Валаам, с одной стороны, проще, с другой тяжелее. Вода – открытая, катеров масса, плюс «метеоры». Но и людской поток при этом гигантский, места на плавредствах может на всех не хватить. Зимой же на Ладоге лед, полыньи и торосы. Лодки, естественно, «на приколе», их функции заменяют катера на воздушной подушке и аэросани. Техника непростая, дорогостоящая, а потому ее на порядок меньше в количественном отношении. Зато и «клиентуры» куда как меньше.

Hyundai Elantra

От 1.6 л, 128 л.с

Новый от 984 000 до 1 395 000 Р

В рамках федерального тест-драйва обновленной Hyundai Elantra мы с группой коллег совершили ледяной марш-бросок на Валаам, разместившись на двух «амфибиях» и довольно-таки быстро сумели преодолеть ледяные преграды, даже приметив на быстром ходу парочку нерп, выбравшихся на поверхность вдохнуть кислорода.

Их, кстати, на Ладоге развелось немало. Примерно как камчатских крабов в Баренцевом море. Рыбаки негодуют, поскольку эти красавицы без зазрения совести лопают всю попадающуюся на их пути рыбу, выплевывая лишь головешки. Местные говорят, что проблему надо решать оперативно и самым кардинальным образом, чтобы не потерять фиш-фауну. Не нам судить, вопрос крайне серьезный…

Силовики выбирают «Марс»

Амфибийный катер на воздушной подушке, на котором автор этих строк добирался на остров и обратно, именуется «Марс-700». Откуда у судна такое космическое название, не известно. Но аппарат интересный и для выполнения определенных целей очень даже полезный. Недаром аналогичные «борта» несут службу в МЧС, МВД и погранвойсках.

Наш конкретный экземпляр еще год назад числился за Валаамским мужским монастырем. Сегодня он в частных руках. Во сколько катер обошелся нынешнему владельцу, последний не сказал. Но если обратиться к всезнающему «гуглу», можно понять стоимость, что называется, плюс-минус. К примеру, за 10-летний «Марс» просят 250 тысяч. А новый катер серии «Патруль» (на фото – белого цвета) стоит 3,5 млн рублей.

















У монастыря, кстати, «подушек» много – целый парк. Почти в каждом скиту есть свой экземпляр. В прошлом году на остров доставили ценный подарок из Кемерово – роскошные 3,5-тонные аэросани. Но они, как сказал наш водитель, с технической точки зрения оказались не самыми совершенными – днище, изготовленное из твердого пластика, то и дело прилипает к снегу. «Марс» на этом фоне выглядит преимущественнее. Может простоять всю морозную ночь на снегу, а утром, как ни в чем не бывало, подняться над поверхностью и начать движение.     

Борется с волной, льдом, торосами

Амфибийные качества катера обеспечиваются воздушной подушкой, создаваемой подъемным комплексом. Он, в свою очередь, включает в себя центробежные воздухонагнетатели, приводимые во вращение главным двигателем, надувные бортовые скеги, носовое и кормовое гибкие ограждения. Эти конструктивные особенности позволяют эксплуатировать амфибию на внутренних водных бассейнах, а также на снежных и грунтовых поверхностях без ограничения их несущей способности при температуре воздуха от -35 до +40 градусов.

Камеры скегов снабжены централизованной системой регулирования давления в зависимости от характера подстилающей поверхности – будь-то неровный грунт, гладкий или торосистый лед, спокойная вода и волнение. На эксплуатационной скорости «Марс» способен преодолевать затяжные уклоны на ровной твердой поверхности до 8 градусов, а на максимальной скорости — короткие (до 20 м) уклоны до 15 градусов. Скеги и гибкие ограждения обеспечивают эксплуатацию катера на грунтах любой прочности без острых камней, а зимой — на снегу, на льду и шуге без острых торосов.

По словам нашего водителя, самая удобная поверхность для передвижения – лед с небольшой  корочка снега, тогда «подушка» лучше скользит. Так, например, было всю прошлую зиму. Нынче иначе: сначала выпадал снег, потом его схватывал мороз, отсюда шершавость и неровности. Случаи, когда амфибии налетали на торосы, в ладожской практике бывали. Но обычно катера справлялись с проблемой своими силами.













Чтобы попасть на Валаам, первым делом следует доехать до Сортавалы. По одноименной магистрали это около 300 км от Санкт-Петербурга. Дорога на большинстве участков хорошая, а до Лосево и вовсе 4-полосная, с разделительным ограждением и подсветкой. После Приозерска начинаются трудности, и серьезные. Дорогу продолжают расширять, а кое-где и строят заново, поэтому сужение проезжей части и заторы обеспечены. В Сортавале есть пирс, откуда отходят катера и «метеоры». Пока не сезон, пользоваться приходится «подушками». А это удел либо монастыря (по заказу), либо местных частников. Если будет желание, звоните в редакцию – поможем с координатами.
На озере надо все время быть начеку. Да, безусловно, помогает навигатор, на экране которого красными нитями светятся треки. Но внимательность и опыт водителя имеют далеко не второстепенное значение, ведь ближе к весне (как сегодня) поверхность Ладоги меняет свою структуру, полно сюрпризов.

Амфибия не машина, Или тормоза придумали трусы

Залететь на торос проще простого – у катера отсутствуют тормоза как таковые. Замедление происходит по инерции, для этого надо четко представлять тормозной путь. Управлять амфибией совсем не так, как машиной, говорит наш гид, автолюбитель с 1973 года. Приходится долго привыкать. Управляется непосредственно рулем, а тангаж регулируется ручкой, находящейся рядом с ручкой газа.

4-лопастный алюминиевый винт фиксированного шага в кольце приводится во вращение двигателем через муфту сцепления, карданный вал и зубчатую ременную передачу. Винт защищен от попадания посторонних предметов сеткой. Управление рулями производится из кабины автомобильным рулевым колесом посредством тросовой проводки. В сильные морозы бывали случаи, когда тросик газа замерзал. 

На первых порах нижегородские судостроители («Марс» — их детище) монтировали на амфибию 4-цилиндровый 110-сильный турбодизель ГАЗ-5601. Но он неважно себя показал на практике, поэтому пришлось от него отказаться, отдав предпочтение дизелю Iveco.  Запуск мотора  производится электростартером из кабины с приборной панели. Управление режимами двигателя осуществляется ручкой газа (по катерному) с пульта управления. Контроль за работой мотора  осуществляется комбинацией приборов, размещенной на приборной панели от «Газели».

















Если есть необходимость, да на хорошей поверхности, «Марс» полетит и 90, и 100 км/ч. Но это максимум. Мы в основном ехали 70 км/ч и за 40 минут достигли Валаама. Летом на «метеоре» плыть примерно такое же время. Расход топлива – порядка 30 литров туда и обратно. Вроде, прилично за 80 км пробега, но наш водитель говорит, что это хороший показатель. Наверное, он прав, деньги отобьются быстро, ведь каждая ходка на Валаам приносит ему 20 000 рублей чистого дохода. Плюс столько же за обратный путь. Заказчик может ехать один, выложив эту сумму, а можно поделить ее на 7 пассажиров, кому как удобнее. В салоне катера, конечно же, шумновато, зато не холодно. 

Сезон амфибий на Ладоге короткий – с января по первые числа апреля. После чего в дело вступают привычные нам катера и «метеоры». ГИМС особо не наседает. За день в лучшем случае получается 3 ходки на остров. Казалось бы, расстояние позволяет работать активнее, однако, не стоит забывать, что водитель зависит от пассажиров, а те по прибытию на Валаам отнюдь не спешат возвращаться в Сортавалу. Остров-то святой…

Характеристики амфибии «Марс-700»

Габариты – 7,63×3,20×2,95 метра
Водоизмещение — 2162 кг
Грузоподъемность с пассажирами – 700  кг
Вместимость топливного бака – 250 литров
Дальность хода на воздушной подушке при скорости ветра до 5 м/сек. — 750 км
Скорость катера при ветре до 5 м/сек. на макс. Режиме — 65 км/ч
Скорость катера при ветре до 5 м/сек. на эксплуатационном режиме — 50 км/ч.

Источник: 110km.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *