«Пошел покемонить»: как автомобилисты будут жаловаться друг на друга

Российские автомобилисты смогут жаловаться друг на друга — идею о запуске «народных инспекторов» в первом чтении приняла Госдума. Эксперты опасаются, что вал жалоб некому будет качественно обрабатывать

Совсем скоро автомобилисты и пешеходы смогут пожаловаться на нарушителей ПДД — для этого достаточно установить специальное приложение на смартфон. Соответствующий проект федерального закона о «народных инспекторах» принят Госдумой в первом чтении. Документ подразумевает внесение поправок в КоАП: новая система заработает, если инициатива пройдет все три чтения и получит одобрение в правительстве.

Всего на запуск проекта и разработку специального программного обеспечения потребуется не менее 2,69 млрд рублей. Документ подается под эгидой повышения уровня безопасности дорожного движения, снижения смертности и травматизма на дорогах — это прямо сейчас в особом приоритете у правительства и МВД.

Проезд на красный и выезд на встречку

Будущие изменения должны узаконить процедуру выписки постановлений об административных наказаниях за ряд нарушений ПДД без составления протоколов — это следует из пояснительной записки к документу.

Речь идет о случаях, когда такие действия зафиксировали сами граждане, то есть «народные инспекторы». Они должны зарегистрироваться в федеральной государственной единой информационной системе и применить для этого «технические средства с функцией видеозаписи, на которые установлено специализированное программное обеспечение». Получается, что пока речь идет только о мобильных телефонах, а запись с видеорегистратора отправить не получится, потому что на устройствах нет соответствующего лицензированного софта.

«Народные инспекторы» смогут штрафовать за проезд на красный, выезд на встречку или на трамвайные пути. Кроме того, «письма счастья» от добровольцев будут приходить и тем, кто, например, поворачивает или разворачивается в местах, где это запрещено, либо едет во встречном направлении по дороге с односторонним движением. Сфотографировать можно будет тех водителей, которые не предоставят преимущество в движении маршруткам и автобусам, а также автомобилям с включенными световыми и звуковыми сигналами. Среди других частых нарушений — непропуск пешеходов и парковка в неположенном месте.

В Татарстане и в Москве уже жалуются

В России подобная практика уже работает в двух регионах. Так, в Татарстане еще с 2014 г. нарушителей ПДД штрафуют обычные граждане. Они могут фиксировать неправильную парковку, в том числе стоянку на газонах, парковку на местах для инвалидов, непропуск пешеходов, езду по обочине, тротуару или по встречной или разделительной полосам, проезд на красный сигнал светофора и многое другое. Причем с 2017 г. фотографировать нарушения можно прямо в движении.

Чаще всего нарушения фотографируют пассажиры, которые едут в автомобилях или в общественном транспорте, рассказали в пресс-службе Министерства информатизации и связи Татарстана.

В 2015 г. приложение под названием «Помощник Москвы» запустили и в столице. Чтобы стать активистом, нужно зарегистрироваться на городском портале Mos.ru и иметь смартфон с хорошей камерой. Прямо сейчас в системе зарегистрировано более 340 тыс. человек, причем 80 тыс. из них очень активны, то есть регулярно присылают штрафы, уточнил Autonews.ru глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов.

«Мы очень рады, что эта практика перетекает в регионы, никаких проблем с работой системы у нас не возникает, — рассказал Ликсутов. — Представьте, какое количество людей решают проблемы вокруг собственных домов. Граждан, которые бегают по городу с мобильными телефонами, единицы. Главная цель такого приложения — помочь решить локальные проблемы. Вот на тротуаре стоит машина, не зайти в подъезд с коляской — можно сразу отправить жалобу, не надо ждать, пока кто-то приедет и решит эту проблему, можно сделать это самому. Раньше вам надо было писать в ГАИ тысячи заявлений, дозваниваться инспекторам. Теперь в руках граждан появилось удобное приложение».

Юрий Михайлович Лужков и Длань Наказующая

Главное отличие московской системы — наличие бонусов и баллов, которые начисляются за каждый правильно составленный материал. На баллы можно покупать билеты в музеи или кинотеатры, оплачивать мобильную связь, но в новом законопроекте о подобных поощрениях ничего не говорится.

В Москве даже существует рейтинг самых активных охотников за штрафами. Например, больше всех штрафов выписал гражданин из района Новогиреево, зарегистрированный на сайте под ником Alex A., — 9664 штуки. Охотник за «тротуарщиками» из района Соколиная Гора собрал 4645 штрафов, его сосед, зарегистрированный под именем Лужков Юрий Михайлович, смог добиться оформления 1631 штрафа. Иногда активисты выбирают еще более многозначительные псевдонимы. Например, Длань Наказующая (1211 штрафов) или Черный плащ (1077 штрафов). За неделю некоторые самые активные энтузиасты собирают в среднем 100–300 штрафов каждый.

Общаясь в специальных чатах, активисты говорят, что «отправляются покемонить». И регулярно обмениваются данными по самым проблемным улицам, где можно собрать большое количество материалов. В их поле зрения попадают не только водители легковушек, но также маршруток и даже официальных городских эвакуаторов из службы Московской автодорожной инспекции (МАДИ).

Кто будет проверять штрафы

С появлением таких приложений, как «Помощник Москвы», «Народный инспектор» и «Добродел», конфронтация между автомобилистами и пешеходами стала обостряться, считает автоюрист Сергей Смирнов.

«Автовладельцев загнали в такое положение, когда припарковать машину без нарушения невозможно, — пожаловался Смирнов в беседе с Autonews.ru. — В спальных районах во дворах поставить машину попросту негде. Приходится оставлять машины или на тротуарах, по которым ходит не так и много пешеходов, или на убитых газонах. Но формально все это нарушение. И если раньше водителей не наказывали — фиксировать нарушения было некому, то сейчас ситуация обратная. Конечно, в число нарушителей часто попадают и невиновные. С точки зрения закона, ни одно приложение не является средством измерения. Поэтому при желании и возможностях такой штраф можно оспорить. Но среднестатистический автовладелец с этим связываться не будет».

В свою очередь адвокат Александр Липатников опасается возможной фальсификации фотоматериалов в целях досадить обидчику. Также эксперт полагает, что с запуском системы в ГИБДД хлынут сотни тысяч жалоб, а кто их будет обрабатывать и насколько точно — большой вопрос.

«Оспорить штрафы, которые сейчас приходят с камер фотовидеофиксации, очень трудно, — сказал Липатников. — То же самое будет и с «народными инспекторами». Могу легко представить себе ситуацию, когда человек из мести кому-то возьмет такую же машину, как у своего врага, установит на нее такие же госномера и нащелкает ее раз 10–20 на газоне. Как доказать, что это был не ты, в текущей ситуации понять сложно. Но в целом идея неплохая: главное, что за отправку таких фотографий не предусмотрено никаких поощрений и подарков. Все должно строиться исключительно на желании навести порядок у себя во дворе или же наказать автохама».

Источник: autonews.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *