Производство Ford Focus в России прекращено. Культовый сериал закончился. Что дальше?

Производство Ford Focus в России прекращено. Культовый сериал закончился. Что дальше?

Автор: Павел Ёлшин
Источник: Drom.ruВчера, 13 июня 2019 года, с конвейера завода Ford во Всеволожске сошел последний Focus. «Сериал», продолжавшийся без малого 17 лет, закончен. Нам будет его не хватать. Компания закрывает два из трех российских заводов, и в дальнейшем будет производить у нас только микроавтобусы и фургоны. В определенном смысле Focus — это символ самого благополучного времени в автомобильной истории России. Дром вспоминает, как с появлением Фокусов российского производства у доброй половины наших автомобилистов снесло крышу. Да что там, я и сам был в этом числе. Расскажу о своем опыте, связанном с Фокусом, и о том, почему на вторичном рынке эти машины по сей день на вершине популярности и, видимо, еще долго будут держаться в лидерах.

Впервые простой российский покупатель автомобиля перестал чувствовать себя человеком второго сорта. Произошло это летом 2002 года, когда у дилеров появился Focus первого поколения российской сборки. До этого широким народным массам было адресовано откровенное старье вроде Нексии и Акцента, и никто не верил, что буквально за несколько лет все перевернется. У россиян появятся буржуйские замашки: клиент будет приходить в дилерский центр, заказывать точно такую же модель, которая сейчас актуальна для европейцев и американцев, придирчиво подбирать комплектацию из списка в несколько десятков опций, получать кредит по фирменной спецпрограмме с пониженной ставкой… Все это было совершенно в новинку. Кто мог себе такое позволить раньше? В 90-е — «новые русские», а до этого — никто.

Стиль первого поколения, называвшийся New Edge («новая грань»), смотрелся поначалу очень неожиданно, но быстро приелся. Спокойный дизайн второго поколения оказался более «долгоиграющим»

Именно Focus привил нам, обычным автомобилистам, новые привычки. Цена автомобиля начиналась всего от $10 900 (прайс-лист был в долларах). По тогдашнему курсу это около 350 000 рублей.

Пересечения линий под странными углами. Воздуховоды вентиляции, «поплывшие» вверх и вниз. Таким мы запомним первое поколение Фокуса

Предприятие Форда под Питером стало первым в нашей стране автозаводом, принадлежащим иностранцам. В те годы практически никто не верил, что российская сборка может оказаться не хуже европейской. Я стал планировать покупку Фокуса в 2005 году, когда на конвейер встало второе поколение модели, но более опытные коллеги тогда уговорили меня отложить покупку минимум на полгода: надо посмотреть, какие «детские болезни» проявят себя.

Ждать пришлось в любом случае. К тому моменту спрос на Фокусы превысил производственные мощности завода и за машинами выстроились многомесячные очереди. На автомобильных форумах появились продавцы очередей. Хочешь Фокус в этом месяце — заплати $700. Готов подождать месяца три — с тебя $400. Последний вариант имел свои преимущества: всю комплектацию машины можно собрать полностью «под себя».

Focus второго поколения поначалу был вызывающе доступным: примерно от 320 000 руб. Но за эту сумму продавали «пустые» комплектации, которых не было на Западе: без АБС (!) и ESP и с одной (!) подушкой безопасности

Я списался с продавцом очереди. У него была заказана синяя «пятидверка» с мотором 1.6 и «автоматом», в довольно богатой комплектации. Вместе с ним мы приехали в дилерский центр и переоформили договор на меня. Продавец получил от меня $400, а также компенсацию предоплаты за машину ($500), а я окунулся в самый сладостный для покупателя автомобиля процесс: стал конфигурировать машину в точном соответствии со своими требованиями. Мотор — топовый 2.0 (145 л.с.), кузов — красная «трехдверка», в тон окраске — красная обивка сидений, каждый пункт «электропакета» я добавлял или выкидывал по своему усмотрению. Сэкономлю на электрорегулировке зеркал (буду работать «веслами», не развалюсь), зато больше денег останется на штатную «противоугонку» и «музыку».

Интерьер Ford Focus второго поколения

Конфигуратор был такой, что глаза разбегаются даже по нынешним меркам. Штатный предпусковой подогреватель, лобовое стекло с подогревом — это была невероятная роскошь. Ну а тот факт, что среди моторов присутствовала дизельная модификация, воспринимался прямо как экзотика. Focus стал первой легковой машиной с дизельным двигателем, производящейся в России.

Турбодизель семейства Duratorq под капотом Ford Focus

Оптимальная для меня комплектация обошлась в 460 000 рублей. Я сейчас дважды перепроверил тогдашние цены и курсы валют. Ошибки нет: именно за такую сумму можно было приобрести автомобиль гольф-класса, созданный на одной из самых удачных платформ в мире (ее Focus делил с Mazda 3 и Volvo S40), причем с топовым мотором и приличным оснащением.

Золотое время!

Ford Focus второго поколения после рестайлинга

«Офисный планктон на кредитных фокусах» — это стало устоявшимся выражением в среде российских автомобилистов. Фокусы заполонили улицы, и примерно каждый второй действительно был куплен в кредит. Но многие из покупателей не только не пострадали от тяжкого кредитного бремени, а наоборот! Ставка по кредиту в долларах была — 4,9%, стоимость каско на первый год — 5% от цены машины. А доллар в те годы активно падал: в 2006 году он стоил 28 рублей, а к 2008-му упал до 23 рублей. Все, кто успел вернуть кредит до кризиса, практически вместо кредита получили беспроцентную рассрочку.

«Горячий» хэтчбек Ford Focus ST (225 л.с.), а также Focus RS (305 л.с.) не выпускались на российском заводе, но официально продавались в России

Дальнейшая история России сложилась не в пользу Фокуса, да и не в пользу всех нас, признаемся честно. В «нулевые» годы покупка такой иномарки казалась первым шагом в реализации очень оптимистичной жизненной стратегии: сегодня взял Фокус, а года через три, если с работой все будет хорошо складываться, пересяду на «трешку» БМВ или Хонду Аккорд… Так это выглядело тогда.

Реальность заставила сильно урезать амбиции. Сегодня среднему классу уготованы модели гораздо скромнее — Solaris, Rio, Polo, Rapid. По сравнению с Фокусом это шаг на две ступени вниз. Во-первых, эти машины принадлежат к более компактному классу B. А во-вторых, все они относятся к категории иномарок «специально для России» и других стран третьего мира. В общем, это не европейский B-класс.

Третье поколение Ford Focus

Если в 2008 году было продано 96 496 Фокусов (больше завод просто не смог выпустить!), то в 2018-м — всего 13 497.

Сыграло роль и то, что третье поколение, производившееся с 2011 года, само по себе оказалось гораздо менее удачным, чем предыдущие. Первая генерация поразила всех авангардным дизайном и отточенной управляемостью (за это Focus был назван Автомобилем года-1999 в Европе). Второе поколение было оптимальным по соотношению цена/комплектация/модификации, и при этом оно тоже очень неплохо едет. Для любителей чего-то необычного предлагались купе-кабриолет и «горячие» Focus ST (225 л.с.) и Focus RS (305 л.с.). Третье же не запомнилось ничем конкретным, разве что появившимися «наворотами» вроде системы автоматического экстренного торможения. Но при равенстве цен покупатели стали брать кроссоверы российской сборки. Раньше у Фокусов, по сути, не было таких конкурентов. Но когда на рынке столько близких по цене «паркетников», легковушка сопротивляться не может.

На этом фото интерьер очень редкой комплектации Ambiente, стоимость которой в конце 2011 года составляла 499 000 руб. По сути это была «рекламная» версия, выпущенная ограниченным тиражом ради вписывающейся в «полмиллиона рублей» стоимости

Если в Европе с прошлого года продается уже четвертое поколение Фокуса, то для российского завода третья генерация стала финальной. За последний год наш рынок пополнился новыми поколениями Kia Ceed и Cerato, Hyundai Elantra и Toyota Corolla. Вот они теперь и есть лицо российского С-класса.

Рестайлинг, проведенный в конце 2014 года, так и не помог третьему поколению вновь стать бестселлером российского рынка: несмотря на сохранение хорошего выбора комплектаций и кузовов, продажи продолжали падать

Хотя более компактные иномарки российской сборки скинули Focus с пьедестала лидеров продаж еще десять лет назад, на вторичном рынке фордовская модель по сей день — самая популярная. За первые четыре месяца 2019 года Топ-10 продаж подержанных иномарок выглядит так (по данным* аналитического агентства «Автостат»):

1. Ford Focus — 39 358 шт.
2. Toyota Corolla — 31 141
3. Hyundai Solaris — 29 865
4. Kia Rio — 27 734
5. Toyota Camry — 24 765
6. Chevrolet Niva — 24 386
7. Renault Logan — 23 423
8. Opel Astra — 18 393
9. Volkswagen Polo — 17 239
10. Daewoo Nexia — 16 611

* Количество перерегистраций в ГИБДД за январь-апрель 2019 года.

Focus остается самой ликвидной иномаркой нашего рынка: легко продать, легко купить хороший экземпляр. На Дроме сейчас 9300 объявлений о продаже Фокусов. Есть из чего выбрать. С ремонтом и обслуживанием проблем не будет, несмотря на окончание производства. Мало какой иностранный автомобиль российские механики успели изучить так хорошо, как Фокус.

Надолго ли российскому рынку хватит выпущенных экземпляров? Примечательно, что официальная статистика по числу произведенных в России Фокусов не публикуется. На запрос Дрома в российском представительстве Форда сообщили, что точные цифры не раскроют. Но итоги продаж по годам известны. Да что статистика — достаточно проехаться по улицам любого города, заглянуть в любой двор. Фокусы — это пока не наше прошлое, а наше настоящее и будущее на ближайшие годы. К сожалению, теперь наш авторынок идет не в ногу с западным, и следующим новинкам от Форда теперь с нами и вовсе не по пути.

Четвертое поколение модели мы уже не увидим…

Источник: drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *