Путешествие в конце сентября 2020 г. на Горный Алтай, попсовый и не очень

Доброго времени суток.

Очередное путешествие, снова Алтай, но в этот раз места не совсем раскрученные, в широких массах. Цель — за короткое время посмотреть максимум мест, которые мне интересны, доступны и куда можно доехать на простом стоковом паркетнике, почти что объять необъятное.

Прочитав это повествование, заядлые джиперы, улыбнувшись, скажут: «Эх, парень, а ты ведь так и не доехал до красивых мест». И окажутся правы, но, с другой стороны, владельцы простых пузотёрок и паркетников отметят про себя, а ведь там столько красивых мест, куда можно относительно легко добраться без потерь, и тоже окажутся правы.

Итак, приступим. Большая часть пути проходила по Чуйскому тракту с ответвлениями с трассы на несколько километров, очень люблю эту дорогу, но ни разу не видел её осенью, а тут как раз карты легли так, что есть время, средства и непреодолимое желание посмотреть и запечатлеть те красивые места, во всех красках, так сказать. Был составлен маршрут, куда и как проехать, что посмотреть, по месту уже пришлось вносить коррективы ввиду того, что неправильно рассчитал соотношение времени и своих физических возможностей, где-то в большую, где-то в меньшую сторону.

Помимо отдыха планировалось «поработать», я увлекаюсь фотографией, тяготею к пейзажам, вот и решил совместить приятное с полезным.

Поездка планировалась в одно лицо, на 4-5 дней. Забегая вперёд, скажу, что управился чуть раньше, посетил почти всё, что хотел, но может оно и к лучшему, останется что посмотреть на следующие поездки, да и погода стала портиться. Ну да ладно, я хорошо отдохнул, много чего посмотрел.

С Новосиба выехал утром, к пяти вечера был на базе под Онгудаем. На конец сентября домик с грелкой, на 4 места с бесплатным душем и мангальной зоной, стоил 800 рублей, такая цена в низкий сезон, а так полторашка. Учитывая, что мне надо было просто переночевать, меня полностью устраивает. Пожарил мясо вечером, попил пивка и спать, впереди первый день на Алтае.

Я рано просыпаюсь, потому в семь уже был готов двигать в путь, первая остановка на слиянии Чуи и Катуни.

Там, наверное, многие останавливаются, кто едет по Чуйскому, но моя цель была чуть дальше. Сделал несколько фоток, полюбовался на красоту и дальше, контрольная точка село Инегень. Метров через 500 от слияния, дорога уходит вправо, пересекаем два моста, один через Чую, второй через Катунь.


Фотка с моста через Катунь.

Раньше там был один мост, но его смыло паводком несколько лет назад. По сути, жители села остались отрезаны от внешнего мира, власти решили строить два новых моста. Сразу за мостом мини «Кату-Ярык», крутой подъём в гору с парой резких поворотов. Труда не составляют даже для пузотёра, хорошая гравийка, даже выпуклое дорожное зеркало на одном повороте установлено, чтобы было видно за поворотом, кто спускается/поднимается.

Через 12 км движения по живописной дороге через долину Катуни заезжаем в Инегень.

До села очень много участков с дорожными работами, ходят грейдера, большие катки ровняют щебень, тянут новую дорогу до Тюнгура, но об этом чуть позже. В селе Инегень держимся левой стороны и через несколько км заезжаем на импровизированную парковку.

Я промахнулся и свернул направо, через крутой подъём, который, думаю, даже для кроссоверов сложный, по-любому надо 4ВД и машину повыше. Доехал по плоской равнины, там уже дошло, что свернул не туда, пришлось возвращаться.

Добрался до парковки, на машине дальше нет смысла ехать.

В этом году там построили новую базу, метров через 500 от парковки забор и ворота. Проходим через базу (денег за проход не взяли, что странно), на месте паренёк местный, что-то готовил на костре, уточнил у него, правильно ли я иду, и дальше по тропе через 2,5 км дошёл до слияния Катуни и Аргута.

Примерно на 2/3 пути по правую руку есть родник, стекающий с гор, можно пополнить запасы воды, и почти у самого слияния тропа проходит через деревянный помост.

Огибаем эту гору и спускается немного вниз, ограничиваясь сложенной по левую сторону стеной из камней, по пояс высотой.

Место необычайно красивое, на мой взгляд, куда живописней, чем слияние Чуи и Катуни.

Вид пусть не такой масштабный, но бесспорно красивый.

Пока шёл, не встретил ни одного человека, посидел минут 20, полюбовался видами и двинул обратно.

Дошёл до базы, разговорились с тем парнем. Говорит, эту базу строит его брат, оформили участок в этом году. Его земля под базу на оформлении, и сам он будет строиться на будущий год, прям за горой, как раз там, куда я промахнулся, там, где дорога расходится, и чтобы попасть сюда, надо сворачивать налево, то к «его» базе надо будет ехать направо. Ну так вот, от того парня узнал, что дорогу будут тянуть до Тюнгура, за Инегенью будет мост через Катунь на правый берег, потом до Аргута, там опять мост и через несколько км опять мост через Катунь и уже до Тюнгура по левому берегу Катуни. Постояли покурили, посетовал на то, что вроде как дорога будет, много людей приедет, как следствие засрут быстро всю эту красоту.

Дошёл до машины и через 40 минут уже был на Чуйском. Так как времени потратил много, то принял решение без остановок ехать до Акташа, к месту следующей ночёвки. Без остановок не получилось, часто останавливался для фотографирования.

Горный Алтай осенью это нечто, очень красиво.

В Акташе снял базу, 2400 за две ночи, условия такие же как на базе под Онгудаем. Вечер так же: жареное мясо, пиво, спать. Второй день обещал быть насыщеннее на места, так и получилось.

Рассвет ещё не наступил, и я двинул дальше на юг. Постепенно начало светать, стал отмечать для себя места интересные в плане фотографий, оставил их на обратный путь. Неспешным ходом доехал до Кош-Агача, надо было заправиться, после Онгудая, именно в Кош-Агаче последняя газовая заправка, налил полный бак. Дальше в сторону Джазатора, за селом остановился прямо в степи.

Перекусил бутиками, попил кофейку, полюбовался на Чуйскую степь. Примерно на восьмом км заканчивается асфальтовое покрытие, дальше гравийка, прямо скажу, хреновая, километровые столбы начинают новый отчёт от Кош-Агача, цель — Алтайский Стоунхендж.

На 25-м километре по левой стороне дороги он и находится, прям в самом конце степи, почти у подножья Южно-Чуйского хребта.

Тархатинский мегалитический комплекс, интересное место, несколько больших камней, выложенных кругом на южной стороне на камнях сохранились рисунки.

Такое ощущение, что там кое-какие камни растащили, чувствуется незаконченность сооружения. На подъезде стоит информационный щит, вокруг большое количество сусликов.

Я думал, они светло-коричневые, а эти серые, то ли полиняли уже к осени, то ли поседели от забот. Посмотрел на это древнее сооружение и двинул дальше, отметил для себя, что надо в другой раз дальше проехать, в ту сторону степь Самаха и Зона покоя Укок.

Оставил это на следующие поездки, степь Самаху точно, говорят, там до некоторых мест можно на паркетнике доехать.

В Кош-Агаче выехал на Чуйский и в обратную сторону.

Не доезжая до села Ортолык пары-тройки км, по правой стороне, если ехать в сторону Акташа, есть ещё одно местечко, древнее капище или жертвенник.

Выложенный из камней примерно одинакового размера круг, диаметром около 10 метров, в центре постамент с установленной чашей и четырьмя линиями из таких же камней, расходящимися от центра к краям, деля этот круг на четыре равные части. Вокруг нет мусора, чистенько, явно это место ещё используется по назначению.

Двигаю дальше, следующая точка Курайская степь.

В селе Курай сворачиваем в само село, проезжаем его почти до конца и уходим влево, порядка трёх км вдоль правого берега Чуи и доезжаем до моста.

Дороги сходятся и расходятся, но все они приводят к мосту через реку. Читал, что там стоит каменная баба, прям у моста на левом берегу, но так и не нашёл, спросил у местного на проезжающем УАЗике, он сказал, что её перенесли в музей. Переехав мост, поворачиваем направо, эта дорога идёт через всю степь, по ней осуществляют заброску на Актру. Через 3-4 км, почти в центре степи, находится высокий холм, на вершине которого оборудована беседка. Оттуда и удалось полюбоваться видами на Северо-Чуйский и Курайский хребты и раскинувшуюся в котловине меж гор долину, моя цель была не Актру, машина не позволяет, я хотел посмотреть гигантскую рябь течения.

Прикольное место, пока ехал через степь, не особо заморачивался, едешь, то с горы , то в гору. А когда на вершину холма забрался, дошло, что я по этой ряби и ехал. Наверное, многие из вас, стоя на берегу реки или водоёма, смотря на дно, видели как бы рифлёное дно, образованное течением, так вот то же самое и в степи, только в десятки раз масштабнее, некогда там было большое море, и эта рябь это то, что осталось от неё, деревьев и кустарников почти нет, одна трава, но смотрится живописно.

Полюбовался и двинул дальше.

Следующая остановка получилась спонтанной, смотровая на долину Чуи.

Когда ехал из Акташа, по правой стороне обратил внимание на информационный щит, на котором сообщалось, что за этим холмом смотровая на Актру, вход платный. Игнорируя это приглашение, едем чуть дальше по Чуйскому, огибаем гору с левой стороны, и хорошая полевая дорога уводит по холмам наверх. Проедет любая машина, если, конечно, не лоу-райдер. На вершине дороги расходятся, каждая из них ведёт на вершину холмов, выбирайте любой.

На ближайшем холме уже стояло несколько машин и несколько туристов. Забрался на левый холм, там я был совершенно один, оттуда открывается просто шикарный пейзаж. Вдали заснеженные горные вершины, а в долине, что между тобой и горами, протекает, изгибаясь как змея, Чуя. Может, и не нашёл бы это место, если бы с дороги не заметил, что некоторые машины сворачивают с тракта и едут в гору, свернул и не пожалел. Место, видимо, не особо известное, народу не много, мусора нет.

Время позволяло и решил наверстать вчерашний день, были планы посмотреть Мажойские каскады и водопады Верхний и Нижний Карасу. Решено, еду, следующая контрольная точка село Чибит.

Сворачиваем в Чибите, переезжая мост, проезжаем село насквозь, в конце села надо держаться левой стороны, у подножья горы дорога расходится. Тут тоже малость лоханулся, там, где дорога делится на три части, оставил машину и пешком до каскадов. Самая левая дорога только для подготовленных внедорожников, по ней я и пошёл. Крутой подъём и камни по всему пути, правая дорога уходила на базу отдыха вниз к берегу реки Уже с вершины понял, что надо было по средней дороге идти, решил не возвращаться, а идти дальше пешком. Средняя дорога огибает подножье горы справа и плавно выходит через 2-3 км к смотровой площадке, дороги ещё делятся и сходятся несколько раз, но конечная точка у всех одна.

Со смотровой открывается вид на долину.

Слева гора Белькинек и дорога, идущая на её вершину. Видел, как медленно, но верно туда карабкалась какая-то машина. Справа каньон с протекающей внизу Чуей.

Где-то там дальше мост через Чую и дорога на Шавлинские озёра. Меня туда не тянуло, по крайней мере пока что, посидел на вершине горы, посмотрел на стремительную Чую и двинул в обратный путь. Перед поездкой читал про эти места, этот участок интересен в первую очередь рафтерам, на сравнительно небольшом участке реки, зажатой в узкий каньон, более 50 порогов пятого и шестого уровня сложности, и пройти его смогли только в середине 90-ых годов. Если это откинуть, то можно просто полюбоваться той красотой, что открывается с вершины смотровой площадки.

Добрался до машины и поехал искать водопады. Если ехать от Чибита на север, через километр дорога огибает гору, слева остаётся спуск к базе «Кочевник», следующий поворот ведёт к мосту. Переезжаем на другой берег и уходим вправо, примерно через 2-3 км, по левую руку, будет плохенькая дорога к горе, она в форме внутреннего угла, туда и надо. Метров через 100 подходим к водопаду.

Официальное название Верхний Карасу, в миру он известен как Чибитский или Радужный. Красивое место, высота метров 15, стекает отвесно и потоком вниз.

Стало смеркаться и решил до второго водопада не ехать. Двинул на базу в Акташ, хватит впечатлений на сегодня.

Вечером от жареного мяса с пивом меня отвлекло СМС, местный МЧС сообщал, что на завтра ожидается шквальный ветер, дождь и возможно снег. Ну, как бы я уже всё посмотрел, что хотел, ну или почти всё, решил ехать домой, тем более по пути было несколько контрольных точек для посещения.

Первая это река Боки, примерно в 15 км от Акташа по правую руку стекает с гор небольшая речушка, на трассе установлен указатель и горбатый мост через эту реку, сразу за мостом парковка.

Это даже не река, а скорее ручей, попробовал пешком подняться до верха и не получилось, вверх можно забраться метров на 100, дальше пролезть сложно, кусты и сваленные деревья мешают, ну и не стал пробовать, красивый, бурный горный поток стекает с крутого склона горы навстречу Чуе.

Двигаю дальше, следующая точка — слияние Катуни и Большого Яломана. С трассы по указателю уходим направо (если ехать от Акташа) и через 15-20 метров упираемся в забор с вывеской, которая гласит, что дальше частная территория, проезд платный. За забором пара будок, обе закрыты, проехал метров 200 и попал на слияние двух рек. Так как людей не встретил, посчитаем, что проехал на халяву.

Для себя отметил, что в этом месте как-то тепло, вроде уже конец сентября, а нет ощущения холода, подобное чувство была у водопада Корбу, что на Телецком озере.

Еду дальше, следующая точка — Каракольская долина, несколько пейзажей с дороги до долины.

В селе Каракол, сворачиваем налево (если ехать от Акташа), проезжаем его насквозь. Первое место — это памятник «Мальчик с сусликом», в паре километров от Чуйского тракта по правой стороне горный массив в форме подковы, внутри которой установлена «свежая» каменная баба под старину.

Вокруг информационные стенды с кратким описанием, что дольше по долине, справа от этого изваяния лестница, ведущая наверх, по которой можно добраться до площадки на вершине горы. Она не высокая, там установлен тот самый памятник «Мальчик с сусликом».

Жутковатый памятник, на мой взгляд. Идея его такова — во время войны, как говорится, всё для фронта, всё для победы, и люди, чтобы с голоду не помереть, ловили и ели сусликов, мол, они и спасли местных от голодной смерти, и глядя в его отражение на лице, можно увидеть своих предков или себя настоящего, какой ты есть на самом деле.

Цель была доехать до конца долины, читал, что она небольшая, около 12 км в длину. Дорога через долину идёт по левому берегу реки Каракол, мне понравились те пейзажи.

На всю долину три деревни, слышал, что местное население живёт обособлено, ни с кем не смешиваются, своя религия.

Доехал до крайней точки, Башадарские курганы.

Они по обе стороны дороги, обойти их все надо несколько часов времени.

Оказывается, Каракольская долина — это место с максимальным скоплением древних курганов на территории Сибири. Я думал, Хакасия по этому показателю удерживает лидерство, оказывается, нет. По форме они очень похожи на Пызарыкские, которые за Балыктуюлем, не знаю точно, вполне возможно, что это одна культура. Вокруг курганов, как ограды, стоят менгиры.

Оказывается, не все курганы исследованы и раскопки продолжаются по сей день. Вообще, когда проезжал по Каракольской долине, у меня сложилось впечатление, что это одно большое кладбище.

Посмотрев всё, что хотел, двинул в сторону Чуйского тракта и в сторону дома.

По дороге было ещё одно место, не в плане пофотографировать и посмотреть, а в плане гастрономии. В посёлке Черга (не доезжая примерно 60 км до моста через Катунь в Усть-Сема) есть маслосырозавод, при предприятии есть магазин, цены вполне себе, фишка в том, что там свежак, прям с завода и на прилавок, несколько сортов твёрдых и полутвёрдых сыров и колбасный сыр, так же продают масло. Особенность в том, что они сохранили производство по союзовским ГОСТам, например, сыр «Советский», выпускается по ГОСТу 1942 г.

Подведём итог: эта поездка для меня не совсем обычная, но яркая и насыщенная, столько новых и интересных мест и сколько их ещё впереди…

Поездка заняла 4 дня, куча впечатлений и эмоций.

Избитая фраза, но всё-таки повторю — Алтай, это то место, куда хочется возвращаться, и он каждый раз, как в первый раз, по крайней мере для меня.

Пора заканчивать, мальчики и девочки, до новых встреч.

В завершение, две видюхи бонусом:

Видео-дневник путешествия.

Видеоряд из моих фотографий, слушать со звуком и в качестве не ниже 480р.

Дром

Источник: travel.drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *