Раньше было лучше? Подводим автомобильные итоги за 20 лет

Раньше было лучше? Подводим автомобильные итоги за 20 лет

Автор: Константин Милов
Источник: Drom.ru

Раньше было лучше?

Да

72 (54%)

Нет

21 (16%)

Да нет, наверное… ))

38 (29%)

Посмотреть результаты

За первые два десятилетия XXI века автомобильная жизнь сильно изменилась. Правда, та картина, которая была показана в трилогии «Назад в будущее» — с летающими машинами, работающими на атомной энергии, — в жизнь пока не воплотилась. Но других новшеств хватает. Еще вчера мы не знали про ОСАГО, десятибалльные пробки и стационарные камеры. Хорошие были времена? Зато сегодня стало гораздо меньше постов ГИБДД, появились полезные приложения, а продать машину можно за считаные минуты! Тоже неплохо… Мы нашли десять особенностей уходящей эпохи и предлагаем разобраться, когда же все-таки нашему автомобилисту жилось наиболее комфортно и вольготно?

1. Иномарки без заградительных пошлин

Краеугольный камень, фундамент и основа основ российского автомобильной жизни девяностых и начала нулевых, по которому мы будем вечно скучать. Отсутствие пошлин, экологических классов, «непроходных» годов, утильсбора, кнопки ЭРА-ГЛОНАСС и прочих таможенно-бюрократических барьеров позволяло гражданам беспрепятственно ввозить доступные иномарки из-за границы. Мировые автомобильные державы распахнули свои двери для россиян, желающих приобрести автомобиль своей мечты. Существовала гигантская инфраструктура вокруг этого. Сейчас подобное осталось только на Дальнем Востоке, и рынок предельно ужался: везут немногочисленные экземпляры с относительно маломощными моторами. А раньше очень активно везли из Германии и США, причем полно было интересной экзотики. Можно было заказать европейскую или американскую машину у поставщиков или купить уже привезенную на специализированных стоянках. Процветали целые автосалоны, получившие название «серые» дилеры.

Жители приграничных регионов (Приморье, Сахалин, Калининград) меняли машины как перчатки, имея шикарную возможность расширять и обновлять семейный автопарк. Рынок иномарок (как с пробегом, так и без) рос как на дрожжах. Сейчас, чтобы найти, скажем, Марк 2 в приличном состоянии, надо перелопатить десятки вариантов или отдать большие деньги за достойный экземпляр. А тогда хватало открыть газету бесплатных объявлений и позвонить продавцу — все варианты были живые, с небольшим пробегом.

Постепенно государство закручивало гайки, ужесточая таможенный режим. Знаковым стал конец 2008 года, когда повышение пошлин совпало с обвалом рубля, что привело к резкому падению импорта. Впоследствии «беспробежки» и прочие свежие иномарки, кроме тех, что продают официальные дилеры, исчезли как класс с отечественного рынка.

На смену прежнему разнообразию пришел узкий ассортимент иномарок российской сборки, которые теперь главенствуют на рынке. Покупать импортируемые модели — заведомо менее выгодно. Зато имеем развитые дилерские сети, разнообразные госпрограммы и кредитные предложения от банков, неплохой выбор в бюджетном сегменте — все это сделало новые машины доступнее, пусть речь и не о самых «навороченных» авто. Однако на фоне всего этого многие ностальгируют по былым временам и мечтают о ренессансе «беспробежных» или «молодых» иномарок из-за границы.

2. Не нужен был полис ОСАГО

В 2003 году всех российских автомобилистов обязали приобретать полис страхования автогражданской ответственности. Данная мера, по идее, должна была навести порядок в сфере урегулирования последствий ДТП и приблизить нас к цивилизованным стандартам. Однако появились новые заботы и проблемы. Спорный механизм ценообразования, нервотрепка с получением компенсации и заключением самого договора, постоянные повышения тарифов, бесконечные реформы — история эта длится уже полтора десятилетия. Стало ли лучше? Большой вопрос.

Хотя если вспомнить, какими были разборки между автомобилистами до введения ОСАГО, то ностальгия пропадает. Помните анекдоты из 90-х про Запорожец и Мерседес, когда за царапину на иномарке приходилось отдавать целую машину? Такие байки, можно сказать, основаны на реальных событиях. Вопрос обычно решали на месте, оценивая материальный ущерб «на глаз», тут же требуя энную сумму с виновника ДТП. С собой денег не было, и бритоголовые «аварийные комиссары» могли запросто забрать машину до полной выплаты. Подобный инцидент показан в одной из сцен незабвенного фильма «Спец». Для обычного российского автовладельца это был страшный сон, и на дороге он старался держаться подальше от «крутых» тачек.

3. Дешевое топливо

20 лет назад литр 92-го бензина стоил — присядьте — меньше семи рублей! Тогда это было $0,25. Если перевести в рубли по нынешнему курсу, получается — 16 рублей за литр.

Сегодня мы привыкли, что заправить машину — дороже, чем сходить в ресторан. А если вспомнить советские времена, так там вообще копеечный бензин в прямом смысле лился рекой. Стоимость литра АИ-93 составляла около 40 копеек в 80-е годы, а до конца 70-х — вдвое меньше!

Автолюбители старой закалки рассказывают истории, которые в наше время выглядят как сказки. А ведь было на самом деле. Емкости с топливом стояли на базах, предприятиях, колхозах — подходи да бери! Водители грузовиков запросто сливали в лесу солярку, дабы создать видимость проделанной работы (плановая система считала показатели выработки по количеству истраченного топлива). Заглохли на трассе с пустым баком? Стоило лишь поднять руку, и тут же останавливался шофер, который без разговоров готов был плеснуть 5-10 литров топлива. На вопрос: «Сколько должен?», он с улыбкой отмахивался и желал счастливого пути.

В 90-е народная щедрость пошла на спад, но заправка еще не сильно била по карману. Настоящий рай был для дизелистов — тогда солярка стоила раза в полтора-два дешевле бензина. При этом у некоторых граждан был доступ к халявному ведомственному топливу. Правда, качество тепловозной солярки оставляло желать лучшего, но на это закрывали глаза.

В нулевых начался рост мировых цен на нефть, а вместе с ним — и цен на ГСМ внутри страны: нефтяным компаниям невыгодно продавать свое сырье в России сильно дешевле, чем на экспорт. Со временем сбылся страшный сон дизелистов — ДТ догнало и перегнало по стоимости бензин. Дольше всех оборону держало газомоторное топливо, на которое переходили автомобилисты ради гарантированной экономии. Но и этот бастион пал в прошлом году, когда цены на газ взлетели на треть. К примеру, в начале 2018 года газомоторное топливо в столичном регионе стоило в среднем 17 рублей, а к концу года — уже 26 рублей за литр! Таким образом, годовой прирост составил более 45%. Сейчас рост цен приостановился и наступило временное затишье. Однако все прекрасно понимают, что это до поры до времени.

Тем не менее стоит признать — заправляться стало безопаснее (меньше вероятность нарваться на бодяжное топливо), да и попросту приятнее. Вместо редких заправок советского формата с перерывом на обед и допотопными бензоколонками появились современные, удобные, многофункциональные АЗС, которые обросли множеством дополнительных полезных функций. Осталось подтянуть качество топлива: полного порядка по-прежнему нет.

4. Никаких пробок и проблем с парковкой

Пустые улицы, свободные дворы. Сегодня это уже точно нельзя увидеть нигде, даже 1 января. Уровень автомобилизации с 90-х годов вырос в три раза, а дороги и дворы остались такими же, как были. Если в столицах пробки наблюдались еще с советских времен, то провинция узнала прелесть этого явления гораздо позже. С каждым годом поток машин рос, было удивительно наблюдать, как на глазах ручеек превращался в реку, а затем в бурлящий поток. Тихая улочка вдоль спального района за несколько лет могла трансформироваться в оживленное шоссе. Новостройки и супермаркеты увеличивают циркуляцию машин, а заставленные обочины забирают и без того скромное дорожное пространство. Кошмарные заторы в утренние и вечерние часы давно стали обыденностью.

Если до некоторых маленьких городков и райцентров серьезные пробки еще не добрались, то проблема парковки коснулась всех без исключения. Раньше вообще не было вопроса «где поставить машину?», так как свободного места вокруг было предостаточно. Платные стоянки и гаражи использовались в основном ради безопасности. Потом гаражная культура стала снижаться (не во всех городах гаражей достаточно), стоянки переполнились, и машины стали повально парковать во дворах. Началась дележка территории, конфликты между жильцами, война с детскими площадками и газонами и ежедневный квест «Успей занять место». Все это продолжается по сей день и света в конце тоннеля не видно. Раньше люди не могли вообразить, что когда-нибудь в центре их города появятся платные зоны и почасовая парковка. Мало кто мог представить ситуацию, когда чудом удалось оставить машину на свободном клочке и идти пару кварталов, чтобы отвести ребенка в садик или попасть к стоматологу.

5. Отсутствие стационарных камер видеофиксации

Помните, как гаишники сидели в кустах с вытянутой рукой, держащей «фен»? Было очень досадно попасться на такую засаду, трудно было поспорить, когда перед тобой цифры на табло радара. Как показало время, подобные рейды были лишь прологом появления гигантской системы, которая опутает города и трассы тысячами камер, беспристрастно фиксирующих нарушения ПДД. Ладно бы просто скорость, теперь они следят за соблюдением рядности, штрафуют за проезд под знак, могут выявить списанные авто и грозятся добраться до проверки наличия страховки. Бездушная машина не прощает ошибок. Чтобы доказать свою правоту, придется потратить массу времени и нервов, посетив специальный отдел в местной ГИБДД и пытаясь переубедить инспекторов и отменить в итоге злополучный штраф. Не получилось? Платите!

Особое внимание тем, кто хранит деньги на карте. Для экономных есть опция «Автоплатеж», позволяющая всегда успевать воспользоваться 50-процентной скидкой на штраф (в первые 20 дней после нарушения), для забывчивых — последующее принудительное списание через судебных приставов.

6. Взятки гаишникам

Предвосхищая гневные комментарии, напоминаем, что данный материал носит исключительно исследовательский характер и не ставит целью обелить те или иные дурные явления прошлого. Коррупция — враг общества. Но порой само государство создает идеальные условия для того, чтобы гражданину было проще дать взятку, чем платить штраф в казну. Так вот, раньше откупиться было гораздо проще. И многим автомобилистам такая ситуация нравилась больше, чем нынешняя.

Вернемся к нашим радарам. Итак, предположим, вы превысили скорость в году так 2001-м. Взмах палочкой, правая полоса, «пройдемте». Старый милицейский «жигуль» на обочине. Задушевная беседа, поиск компромисса и цифры на радаре в руках гаишника волшебным образом обнулялись. Штраф «оплачен». «Счастливого пути, не нарушайте!».

Для государства это ущерб. Для гаишника — дополнительный источник дохода. Для гражданина — способ сэкономить время и деньги и быстрее продолжить путь. Все это неправильно и незаконно. Однако, что греха таить, через это прошли многие из нас с вами. Сцена диалога водителя с инспектором ГИБДД воспета в монологах и комедийных зарисовках, стала частью народного фольклора и нашла отражение в искусстве того времени.

С порочной системой пытались бороться традиционными методами, но безрезультатно. На помощь пришли современные технологии. Ситуация стала меняться только когда салоны полицейских машин утыкали камерами. После внедрения технических новинок давать взятку стало гораздо сложнее. К тому же развернулась кампания против самих взяткодателей. Водителям напоминают, что они также могут понести ответственность за подобные деяния. Одно из последствий этих мер — вырос «средний чек» взятки, чтобы оправдать повышенный риск. Отдельные инспекторы теперь практикуют общение с нарушителем на свежем воздухе, подальше от служебного авто. Так проще незаметно принять штраф в карман. Однако и на таких деятелей нашлась управа — теперь маленькую камеру крепят прямо на форму!

7. Копеечные штрафы, тонировка и тюнинг — в законе

Приведенная ниже таблица штрафов наглядно демонстрирует закручивание гаек по всем направлениям для нарушителей ПДД. А в свете существующих законодательных инициатив все может быть еще печальнее. Раньше было легче. Минимальный штраф — 100 рублей. Просроченный транзит? 100 рублей. Детское кресло? Увольте. Закон, обязывающий его использовать, приняли только в 2007 году, а до этого времени в России преспокойно перевозили маленьких детей на руках.

Нарушение
Наказание (раньше)
Наказание (сейчас)

Непристегнутый ремень
100 руб. (до 2007 г.)
1000 руб.

Неправильная тонировка
0 руб. (до 2010 г.)
500 руб.

Отсутствие полиса ОСАГО
0 руб. (до 2003 г.)
800 руб.

Перевозка ребенка без кресла
500 руб. (до 2013 г.)
3000 руб.

Езда в нетрезвом виде
10-20 МРОТ или лишение прав на год (до 2004 г.)
30 000 руб. и лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет

Лихие времена были раздольем для любителей тонировки. С момента своего появления в России в 90-х эта пленка сразу завоевала популярность. Наш человек любит крайности, поэтому неудивительно, что автолюбители стали повально тонироваться «в ноль», то есть заклеивать самой темной пленкой все стекла, включая лобовое. Особым изыском была зеркальная пленка. В скором времени государство специальным регламентом определило нормы светопропускания (машина с неправильной тонировкой не могла пройти техосмотр и быть перерегистрирована на нового владельца). А в 2012 году ввели жесткие меры, вплоть до снятия номеров (позднее это наказание отменили, остался только штраф). Тогда начались рейды и тотальные проверки инспекторов со специальным прибором на степень светопропускания. Нормой считается, когда лобовое стекло машины пропускает не менее 75% света, а передние боковые стекла — 70%. Часть армии «тонировщиков» не захотела подчиниться. Война приняла вялотекущий характер и тянется по сей день.

Относительно спокойно жилось владельцам транспорта с ГБО, нестандартными бамперами, лебедками и прочими элементами легкого тюнинга. В свое время государство смотрело сквозь пальцы на подобную самодеятельность. Правда, в каждом регионе по-своему толковали закон, и местные гаишники при желании могли докопаться до фаркопа, хотя в соседней области никто не обратил бы на него внимания. Такое положение дел отчасти сохраняется и по сей день.

Иногда случались эпизодические репрессии. Так, в середине «нулевых» тогда еще милицейские начальники вдруг ополчились на американский автопром. Причина — задние «поворотники» были красного, а не желтого цвета, что якобы создавало помехи для остальных участников дорожного движения. Были споры, дискуссии и акции протеста немногочисленной, но сплоченной «американской» диаспоры. В Москве однажды случился курьезный инцидент: милицейский Форд Фокус, приехавший разгонять демонстрантов, сам оказался с красными «поворотниками».

8. Фары и ремень — по желанию

Ездить днем с включенными фарами было необязательно и вообще считалось немного странноватым. Иногда таким способом самовыражались молодые водители или «гонщики». Хотя за рубежом (например, в скандинавских странах) езда днем со светом давно была нормой. Поначалу включать фары в России требовалось мотоциклистам, автомобилям в составе организованной колонны или на загородных трассах. С 2010 года пункт 19.5 ПДД РФ сделал обязательным ближний свет фар или дневные ходовые огни для всех транспортных средств. В том числе и в населенных пунктах. Водители восприняли это нововведение в целом спокойно.

Пристегивать ремень безопасности раньше тоже никто особенно не заставлял и штрафы выписывали крайне редко. Когда в 2007 году анонсировали ужесточение санкций, многие водители упорно отказывались пристегиваться, доказывая инспекторам с Конституцией в руках, что забота о собственной безопасности — их личное дело. Прошли годы, но обязательному ремню наш менталитет сопротивляется. Ради интереса посмотрите, сколько вокруг непристегнутых. До сих пор в обиходе колоритная фраза «накинь ремень». Применяется она, когда на горизонте возникает фигура инспектора ГИБДД. Водитель и пассажиры картинно вытягивают ремни, а когда опасность миновала, отпускают их обратно и продолжают путь.

9. Машины делали инженеры, а не маркетологи

То были славные времена простых и надежных моторов, добротных интерьеров и запоминающихся экстерьеров. И речь не только о пресловутом «императорском качестве» японских авто, «европейцы» 80-х и 90-х тоже радовали потребителей породистыми «скакунами», а не рафинированными «пони», которые сейчас в тренде. Если двигатель — то честный «атмосферник», а не жалкая турбированная пародия объемом 1,2 литра. Не было строгих экологических норм, задушивших моторы и напичкавших их системами впрыска. Мы обходились без назойливых электронных помощников, которые сейчас мешают дать угла и насладиться прелестями классического привода. Выбор трансмиссий был невелик: «автомат» да «механика». Зато эти агрегаты исправно выполняли свою функцию. Никаких мудреных «роботов» или нежных вариаторов с ресурсом в 100 тысяч км. В салоне не было огромных мониторов и планшетов, зато качество материалов было на высоте. Пусть старые Вольво были квадратными и неказистыми, зато их безошибочно можно было выделить из потока машин.

А сейчас что? Все на одно «лицо»! Альянсы производителей, унификация платформ, глобализация. Размылись границы между кузовами, расплодились кроссоверы. Десятки моделей, похожих друг на друга. Вроде крупные, но беспомощные на бездорожье. Весьма недешевы, но каждый со своими болячками. С виду мужественны, но за рулем сплошь дамы бальзаковского возраста. Мир сошел с ума. Поэтому многие скучают по рамным внедорожникам, честному полному приводу, уютному велюровому салону. «”Механика”, карбюратор, задний привод» — такие слова как бальзам на душу поклонникам старой школы.

10. Было мало женщин за рулем 🙂

Хорошо это или плохо — решайте сами, мы лишь констатируем факт. Сейчас прекрасный пол прочно обосновался в автомобильном потоке, а когда-то женщина-водитель была в диковинку. В основном водили женщины среднего и старшего возраста. Еще не пришло время блондинок, заработавших на Лексус честным трудом, а также всех остальных категорий с купленными правами. В автошколах среди учеников преобладали молодые парни. В автомобильном мире то было суровое, патриархальное время, и водительское ремесло воспринималось как исключительно мужское дело. Вспомните сериал «Дальнобойщики» или фильм «Бумер». Это ведь отражение автомобильной России тех лет!

А в продолжении «Бумера», которое вышло на экраны в 2006 году, появляется главная героиня-автомобилистка, которая сначала рассекает на простенькой Honda Civic, а потом обзаводится крутым Nissan Skyline R33. Сменилась эпоха.

 

Все перечисленные события и явления, по сути, произошли на наших глазах. И процесс не останавливается: каждый год случаются реформы, появляются новые тенденции… Так что будущее может преподнести такие сюрпризы, что мало не покажется.

Источник: drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *