Реквием по Pajero

Реквием по Pajero

Автор: Вячеслав Залевский
Фото автора и Mitsubishi
Источник: Дром

Вам нравятся эти автомобили?

Да

319 (91%)

Нет

31 (9%)

Посмотреть результаты

Говорим Mitsubishi, подразумеваем Pajero и Lancer Evolution. Два спортсмена, две легенды, два мертвеца. Спортседан скончался в 2016 году, а внедорожник ждет эвтаназия в 2021-м. Закроется даже завод, который его производил. Вспоминаем, с чего начинал и каким был Pajero, имевший все шансы стать вторым «Крузаком», но сделать этого не сумел.

Второй

Pajero для России — самый главный Mitsubishi. На нашем рынке японская компания представлена с 1992 года, и с тех пор через официальных дилеров мы купили свыше 80 тысяч внедорожников. Второй Pajero в свое время был одним из символов лихих 90-х. Помните сериал «Бандитский Петербург»? «Антибиотик выказывал ему всяческое расположение, подарил даже вишневый джип, на котором Челищев мотался по разным “стрелкам” и “теркам”».

Чем мог привлечь второй Pajero авторитетного бандита? Универсальностью, асфальтовыми повадками и обилием люксовых опций. Салон не поражает дизайном или качеством отделки, но он очень уютен, просторен и продуман. На спинках кресел укреплены откидные подлокотники. У задних пассажиров есть свой блок «климата» и шторки на окнах. Плюс тот самый велюр, который в сто раз круче кожи.

В нашем экземпляре 1998 года выпуска есть электропакет, люк, подогрев сидений и зеркал. Помимо этого могли быть электроприводы сидений, штатный навигатор, омыватель фар, обогрев зоны покоя «дворников» и регулировка дорожного просвета. В 90-е это было символом принадлежности к элите. Приобщиться к премиуму можно большой компанией. У нас семиместная версия, просто в данный момент откидные стулья из багажника остались в гараже.

Трудяга дизель 4М40 мощностью 140 л.с., оснащенный электронным ТНВД, тут в самую масть. Он просто берет в кулак свои 314 Нм, доступные с 2000 об/мин, и делает свое дело. Двигатель легко переносит режимы, в которых старый добрый 4D56 сдавался, — продолжительное движение на высокой скорости и длительную полную нагрузку при движении в гору и с прицепом. Плавный 4-ступенчатый «автомат» — его верный помощник.

Едет второй Pajero одинаково хорошо везде. И по сухому, и по грязи, по ровной дороге и по крутым горкам. Недаром на втором поколении появились передняя независимая подвеска, мощные бензиновые моторы и многоканальная АБС. Каков Pajero на ходу, зависит от одного из трех режимов электронно-управляемых амортизаторов. Но даже в самом жестком нет дискомфорта. Ходовая просто держит водителя и пассажиров в курсе происходящего под колесами, одинаково упруго реагируя и на щебенку, и на вдрызг разбитый асфальт.

Но о скоростном прохождении поворотов в любом случае не может быть и речи. Pajero таких шуток не понимает и не прощает. Крены настолько велики, что наказание за лихачество может быть неотвратимым и весьма суровым. Радует, что вылезти Pajero может практически из любой канавы. Его оружие — знаменитая многорежимная трансмиссия Super Select с симметричным межосевым дифференциалом, совмещающая преимущества постоянного и подключаемого полного привода. Система функциональна. С заднего на полный привод можно переключаться прямо на ходу в любой момент. На скользких участках дороги можно заблокировать межосевой дифференциал, а на еще более скользких — включить понижающую передачу. Все это с предельно понятной индикацией на панели приборов и одним рычагом! Такого в 90-е не было ни у кого. Чисто конкретное предложение!

Что стало с былым качеством и надежностью второго Pajero? Моторы и коробки держатся молодцом. Салон прост по конструкции, все достаточно легко чинится и меняется. Рама, несмотря на толщину стали, гниет, кузов тоже. Не отличается надежностью тормозная система, закисают суппорты, мал ресурс дисков и колодок, трубок и тормозных шлангов. Слабоваты рулевая сошка, маятниковый рычаг и редуктор. Подвеска держится молодцом, разве что у передней слабоваты шаровые опоры и рычаги. Но задний мост легко повредить на бездорожье, а в ремонте он весьма недешев. Ресурс карданных валов и редукторов — приличный, но датчики и блоки управления системы полного привода могут подкинуть проблем. А они есть даже у простого по конструкции «парт-таймового» 4WD (чисто механические версии встречаются редко).

Увы, второму Pajero о ликвидности «Крузака» остается только мечтать. Старые «восьмидесятки» сейчас в цене, и на покупку ухоженного экземпляра нужно в среднем около миллиона, а то и более. У Pajero столько просят за редкие Evolution. Средняя стоимость легенды от Mitsubishi — 600 тысяч.

Четвертый

А что же четвертый Pajero? Вместо бандитского — имидж автомобиля для любителя приключений, которому семь верст не крюк, а радость. В лучшие годы объемы продаж простого, надежного и лишенного ненужных понтов внедорожника исчислялись тысячами. Его мы любили и ненавидели одновременно. Но Pajero, появившийся в 2006 году, оставался с нами неприлично долго. Стыдясь этого, он уходил и снова возвращался, слегка припудренный рестайлингом и подорожавший. Но лидерство в сегменте было уже не вернуть. На излете карьеры продажи шли на сотни. Тратиться на сертификацию старичка Pajero по новым правилам с установкой системы ЭРА-ГЛОНАСС российское представительство не стало. Прощальную партию из пяти сотен внедорожников в версии Final Edition некоторые дилеры распродают до сих пор. Именной сертификат с VIN-номером, доказывающий «финальность» Pajero, никого не интересует, комплектация не блещет какими-то изысками, кроме памятных шильдиков, а скидок (официальных) нет. Кому интересен двухгодовалый автомобиль за три миллиона, когда в соседнем салоне за эту цену отдают свежий Toyota Land Cruiser Prado Стандарт?

Зато четвертый Pajero на вторичке держится молодцом. На выбор — почти тысяча вариантов. Разброс цен — на любой кошелек. Самые недорогие экземпляры на ходу стоят в районе 700 тысяч, а самые свежие — от двух миллионов и выше. В среднем для покупки приличного экземпляра достаточно полутора миллионов.

Зачем он нужен? Так проблем почти не доставляет. Рамы нет, значит, и ржавчины минимум. Иногда вспучивается краска на рамках боковых дверей и багажнике, а дверные уплотнители протирают краску в проемах до металла. Ржавеют пороги и рамка лобового стекла ввиду кирпичной аэродинамики. Капот не ржавеет, потому что алюминиевый. Может протекать люк, а если совсем не повезет, то он ввалится внутрь проема. Снизу активно ржавеет бензобак и днище, если забывать делать антикор. Тут полно полостей, где скапливается грязь, которая очень активно подтачивает кузов, а Pajero, который не видел бездорожья, в природе не встречается.

Мостов у Pajero нет, вместо них по кругу независимые подвески из алюминия. Спереди «двухрычажка», сзади — «многорычажка» с массивным подрамником, на котором закреплен редуктор. Но почему же так жестко? Подвеска умеет не замечать только совсем мелкие неровности, а от всего остального ее периодически трясет. Зато нареканий на ресурс почти нет. Хотя некоторые мелочи вроде втулок стабилизатора и некоторых сайлент-блоков приходится менять раз в два года, а то и чаще.

Ощущения от управляемости — диаметрально противоположные. Скоростную прямую Pajero держит замечательно, а высокая посадка только добавляет комфорта. Раскачка кузова весьма умеренная и крены небольшие. Но руль легкий и неинформативный. По извилистой дороге едешь, словно на ощупь. Куда важнее, что рулевое управление и тормоза просты по конструкции, а потому редко преподносят большие сюрпризы. Рейка с гидроусилителем без проблем пройдет свои 200 тысяч.

Крутящий момент 261 Нм, доступный с 4000 об/мин, передается через главную «фишку» Pajero — трансмиссию Super Select AWD III. Базовый привод — задний, но переднюю ось можно подключать на ходу на скорости до 100 км/ч. Есть блокировка межосевого и заднего межколесного дифференциалов (с автоматическим отключением всех электронных «ошейников») плюс «понижайка». Впечатляющий арсенал, который в большинстве случае остается не у дел. На среднем бездорожье можно обойтись режимом 4H (постоянный полный привод), когда за тягой, распределенной по осям в соотношении 33:67, зорко наблюдают вискомуфта и электронная система M-ASTC. Использовать «понижайку», блокировать межосевой или запирать задний межколесный дифференциалы можно сугубо ради спортивного интереса. Pajero и так везде пройдет, не отстав от рамных коллег по бездорожью вроде Land Cruiser 200.

5-ступенчатый «автомат» совместной разработки Hyundai–Mitsubishi чаще всего спит. Чтобы его разбудить и добиться адекватности переключений, нужно продавить акселератор более чем на полхода. Ручной режим здесь явно не для чего-то другого. А в остальном это весьма надежный агрегат. Если не забывать менять масло раз в 60–80 тысяч, то он пройдет и 250, и 300 тысяч километров.

И с моторами четвертому Pajero повезло. Бензиновые 6G72, 6G75 и редкие 6G74 на «арабах» — это чугунные V-образные «шестерки» с алюминиевыми ГБЦ, ременным ГРМ и распределенным впрыском, а также гидрокомпенсаторами в клапанном механизме. Врожденных недостатков нет, шансы пройти 400 и более тысяч км весьма высоки. Главное — следить за охлаждением, чистотой впуска и качеством масла. Турбодизель 4M41 тоже любит ласку и качественную смазку, ибо вполне способен пройти и более полумиллиона км.

Интерьер четвертого Паджеро — рай старовера. Передняя панель, дверные карты, кнопки, приборы, квадратные набалдашники рычагов «автомата» и «раздатки» — все словно родом из конца 90-х. Из эргономических просчетов — расположение кнопки включения противотуманных фар. Она находится у левого колена и стабильно вдавливается в панель при посадке в первые месяцы владения машиной.

Дизайн — легкая эволюция решений третьего поколения. Все квадратно, сурово, просто и дубово, включая кожу на сиденьях. Даже климат-контроль и тот однозонный, более топовая комплектация это не изменит. Зато есть отдельный отопитель задней части салона и впечатляющие возможности трансформации. Задние кресла могут изменять наклон спинок, складываются в пропорции 40:60 или в сторону переднего ряда, формируя нереальных размеров багажник. А если убрать подголовники из передних сидений и сдвинуть их вперед, то все кресла можно разложить практически в ровную поверхность. Отличный спальник для экспедиции.

 

Корнями Pajero уходит аж в в 30-е годы 20 века. Первый внедорожник Mitsubishi по имени РХ-33 появился в 1934 году. Пусть он был выпущен всего в четырех экземплярах, зато имел полный привод и первый в истории японский автомобильный дизель. Затем был перерыв в целых 20 лет. Внедорожная тема всплыла только в середине 50-х в лице Mitsubishi Jeep — лицензионной копии легендарного Jeep CJ3, которая продержалась на конвейере до 1998 года. Затем были два шоу-кара Pajero Concept. Славным именем с будущей внедорожной легендой поделилась дикая кошка Leopardus pajeros.

Mitsubishi Jeep (слева) и два концепта Pajero: 1973 (в центре) и 1979 (справа) годов

Первый Pajero явился миру в 1982 году. Неприхотливый, но способный, он имел независимую переднюю подвеску, передние дисковые тормоза, комфортабельный салон, несколько вариантов кузова и широкую гамму двигателей. Стопроцентный хит, которому с легкостью покорился легендарный марафон «Париж — Дакар», имел несколько имен. Montero — в Испании и Америке, Shogun — в Великобритании. Был и брат-близнец Dodge Raider — куда же без бейдж-инжиниринга. Сменив поколение в 1991 году, первый Pajero продолжил жизнь в личине Hyundai Galloper, который производился до 2003 года.

Mitsubishi Pajero первого поколения в пятидверном кузове (слева), а также трехдверные варианты Dodge Rider (в центре) и Hyundai Galloper (справа)

Pajero II стал еще круче и технологичнее. Главное в этом поколении — дебют омологационного Pajero Evolution, самого редкого и желанного из всех вариантов Pajero. Было выпущено всего 2500 трехдверных внедорожников с облегченным кузовом и 3,5-литровым V6 мощностью 280 л.с. Оригинальный Pajero второго поколения под именем Q6 выпускается до сих пор силами китайской компании Leopaard.

Mitsubishi Pajero Wagon второго поколения (слева), его модификация Evolution (в центре) и выпускаемый в настоящее время китайский Leopaard Q6

Главная заслуга появившегося в 2000 году Pajero III — отказ от рамы и традиционного заднего моста. Вместо них появились несущий кузов с интегрированной рамой и независимая задняя подвеска. Обновленная трансмиссия Super Select стала электронно-управляемой и получила несимметричный планетарный межосевой дифференциал с вискомуфтой (в качестве устройства частичной блокировки). Но это был последний Pajero (точнее, Montero), который предлагался в США.

Третье поколение Mitsubishi Pajero в пяти (слева) и трехдверном (в центре) исполнениях, а также предлагавшийся в США Mitsubishi Montero (справа)

Со временем Pajero превратился фактически в суббренд. С 1994 по 2012 год производится кей-кар Pajero Mini. Был забавный «коротыш» Pajero Junior — длиной в 3,5 м и с 1,1-литровым моторчиком мощностью 78 л.с. Ему на смену пришел стиляга Pinin (он же Pajero iO), созданный в сотрудничестве с итальянцами из Pininfarina. Их место в модельном ряду теперь оккупировал никак не желающий сменить пополнение ASX. Из всего прайда Pajero выжил и здравствует только самый скучный и утилитарный Pajero Sport.

Mitsubishi Pajero Mini (слева), Pajero Junior (в центре) и Pajero Pinin (справа)

Land Cruiser до сих пор эксплуатирует свой лихой имидж — желаннее джипа в нашем отечестве нет. А Pajero… Этот скис. Четвертое поколение — динозавр, проигнорировавший течение времени. Его и предка разделяет 15 лет, но это почти незаметно. Вот смотришь на Land Cruiser 80 и 200 — прогресс очевиден. А эта парочка, считай, одинаковые. У них и запчасти взаимозаменяемы — например, механизмы дверных замков, стартеры у дизелей. А меняться нужно. Даже Land Rover Defender это понял. Только меняться надо в правильную сторону. Потому что настоящие внедорожники нужны даже сейчас, что бы там ни говорили адепты подключаемого автоматической муфтой передка. Взять тот же Ford Bronco, на который уже ажиотажный спрос — легендарное имя, мускулистая внешность с нотками ретро плюс недюжинные внедорожные способности. Все это есть у Pajero. Главное, чтобы у Renault–Nissan хватило денег. А кем будет пятый Pajero — гибридом или соплатформенником Nissan Patrol — неважно. Главное, чтобы жил!

Фотобонус



Источник: drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *