Роемся в старых патентах в поисках секретных разработок

Роемся в старых патентах в поисках секретных разработок

Автор: Заур Ханцев
Фото: компании-производители и Роспатент
Источник: Drom.ruИнтернет — великая вещь. Раньше, чтобы найти патенты по интересующей тебя теме, нужно было напрямую или через посредников обратиться в Роспатент, оформить официальный запрос и спустя примерно месяц получить (в бумажном виде) подборку материалов. Сейчас эта же задача решается за компьютером в несколько кликов.

Несмотря на объемные информационные фонды, Роспатент «оцифровался» одним из первых среди казенных учреждений, лет десять назад. Чтобы найти практически любой патент, теперь нужно просто зайти на сайт подчиненного ведомству Федерального института промышленной собственности (ФИПС), нажать на вкладку «поиск по базе данных» и заполнить форму запроса нужными словами.

Для автомобильных изданий база Роспатента давно стала источником «горячих новостей» — в ней нередко можно найти документы на еще не представленные широкой публике автомобили или на какие-нибудь экспериментальные разработки. Самые «вкусные» материалы — это патенты на промышленные образцы. Оформляя такой документ, компании-производители «защищают художественно-конструкторское решение своего изделия, определяющее его внешний вид». Короче говоря, регистрируют дизайн продукции. Именно через такой тип охранных документов в СМИ утекает экстерьер и интерьер грядущих автомобильных новинок или неизвестных прежде разработок.

Различные итерации седана проекта «Кортеж», которые попадали в СМИ через базу Роспатента в 2016-2017 гг.

Показательна история небезызвестного проекта «Кортеж»: весь период его разработки в прессе регулярно публиковали изображения промежуточных вариантов дизайна автомобилей этого семейства. А все почему? Потому что ФГУП НАМИ, разработчик «Кортежа», патентовал все итерации проекта — и журналисты этим благополучно пользовались. Таким образом дизайн серийного седана Aurus Senat стал известен примерно за полтора года до его официальной презентации на международном автосалоне в Москве в августе 2018 года.

Дром решил пойти дальше и поискать автомобильные редкости в старых документах, ведь оцифровка патентов на промышленный образец в России охватывает период начиная с 1991 года. Чтобы получить доступ к старым файлам, пришлось уплатить специальный сбор в пару тысяч рублей.

Эта публикация не претендует на всеохватность — в подборке представлены те машины, которые показались интересными лично автору.

Еще одна оговорка: почти все иллюстрации в этом материале — черно-белые, поскольку они позаимствованы из документов без какой-либо обработки. По международным правилам иллюстрации в патентах на промышленные образцы должны быть именно черно-белыми.

Рестайлинговый УАЗ-469

Проект рестайлинга классического «уазика», который остался невостребованным

Ульяновский автозавод в конце 80-х готовил масштабную модернизацию классического УАЗ-469, в ходе которой модель должна была получить переработанный дизайн. Вот, например, изображение прототипа из патента, датируемого 1991 годом. Здесь видно оригинальное «оперение» и дверные ручки иной формы. Передком машина чем-то напоминает Land Rover Defender. Одним из авторов облика заявлен Альберт Рахманов, много лет работавший шеф-дизайнером УАЗа. Кстати, Дром публиковал интервью с Рахмановым в 2018 году.

УАЗ Патриот в кузове «лимузин»

УАЗ Патриот был превращен в лимузин за счет центральной вставки в кузове. Длина вставки — около 1,2 метра, то есть общая длина машины около 5,8 метра

В конце нулевых экспериментальный цех Ульяновского автозавода построил в единственном экземпляре лимузин на базе Патриота. Внедорожник был удлинен по традиционному пути — за счет центральной вставки в раме и кузове. Задние двери у лимузина унифицированы с обычным внедорожником. Эту машину предполагалось производить поштучно по индивидуальным заказам, поэтому ее даже запатентовали. Увы, она так и осталась в единственном экземпляре. Говорят, завод УАЗ использует «стретч» для представительских целей — на нем встречают важных гостей.

Трехосный УАЗ Карго

Трехосный УАЗ Карго повышенной грузоподъемности — провозвестник нынешнего УАЗа «Профи»

Еще из вариаций УАЗа Патриот в базе нашлись иллюстрации тяжелой трехосной модификации грузовика УАЗ Карго. Наверное, эту версию можно назвать провозвестником современной «полуторки» «Профи». Трехосник был разработан тогда же, когда и лимузин. И судьба у него похожая — единственный экземпляр, который остался на заводе.

Капотный «КАМАЗ»

Интегральный капот «КАМАЗа»-4355 изготавливался из стеклопластика

В начале нулевых КАМАЗ мелкими сериями производил капотный трехосный полноприводный грузовик с индексом 4355. Стандартная камазовская кабина у него смещена назад, укомплектована оригинальными дверьми с прямым вертикальным разъемом и цельноформованным пластиковым капотом. Странная машина отличалась «сырой» конструкцией и посредственным качеством изготовления, поэтому была выпущена в очень небольшом количестве. Сегодня о ней мало кто помнит. Патент на «КАМАЗ»-4355 датируется 2003 годом.

ГАЗ-3115 «Волга»

ГАЗ-3115 был самой компактной «Волгой» в истории, его длина составляла всего 4,5 метра

Многие помнят нашумевшие проекты «новых “Волг”» конца 90-х годов — ГАЗ-3111, -3103 и -3104. Но был еще один проект, о котором широкая публика мало что знает — ГАЗ-3115. Этот автомобиль разработали в начале нулевых, однако никогда не показывали на выставках. Машина имела классическую компоновку — с продольным расположением мотора и задним приводом. Кузов и шасси у нее были полностью созданы с нуля. Экстерьер — нарочито нейтральный и солидный, в духе ГАЗ-3111. По задумке, автомобиль с таким стайлингом можно было бы производить без существенных изменений долгое время. Конструкция шасси у ГАЗ-3115 была довольно прогрессивная — с задней независимой подвеской, выполненной по многорычажной схеме. Длина -3115 составляла около 4,5 метра, то есть машина должна была быть самой компактной «Волгой» в истории. Однако всего было построено два прототипа этой модели, один из которых разбили в ходе краш-теста. Патент на ГАЗ-3115 датируется 2003 годом.

ГАЗ-2332 CityVan

ГАЗ-2332 CityVan должен был помочь догрузить мощности по выпуску «Волги»

В начале нулевых Горьковский автозавод стал испытывать проблемы со сбытом седанов ГАЗ-31105 и ГАЗ-3102 «Волга» — устаревшие, избыточно большие и прожорливые машины к этому моменту уже исчерпали свой рыночный потенциал. Однако на ГАЗе под «Волгу» было заточено огромное производство, завод даже ведущие мосты и рычаги подвески делал для нее самостоятельно, а это дорогие в изготовлении детали, которые требуют процессов литья, ковки и мехобработки. В общем, к середине нулевых «Волга» стала обузой, продажи модели не отбивали затрат на поддержание ее производства. Тогда на заводе возникла идея легкого фургона на шасси ГАЗ-31105, но с оригинальным и современным кузовом. Такой маневр позволил бы догрузить мощности потенциально интересным для рынка продуктом и вытащить волговские цеха из убытков. Результатом стал вот этот проект — цельнометаллический заднеприводный фургон ГАЗ-2332 CityVan грузоподъемностью 800 кг. Патент на него оформили в 2008 году, но широкой публике машину в виде макета-демонстратора показывали в августе 2006 года в Москве. Помимо грузовой версии планировался пассажирский минивэн, однако его нет даже в патентах.

Внедорожник «Автокад-2317 Канонир»

Внедорожник «Канонир» выпускался поштучно на Кировском заводе

Необычные автомобили на этих фото — внедорожные пикапы «Автокад-2317 Канонир». Их разработал независимый конструктор и дизайнер из Санкт-Петербурга Дмитрий Парфенов. В основе «Канонира» лежала удлиненная на 400 мм база внедорожника УАЗ-3151. Все агрегаты были взяты от него же. Кузов — полностью оригинальный, сделан по каркасно-панельной схеме. Силовая «клетка» сварена из стандартных стальных труб круглого и прямоугольного сечений, а все наружные панели отформованы из пластика, армированного стекловолокном. «Канонир» выпускали на Кировском заводе в Санкт-Петербурге в 1999-2002 гг. Технология сборки была стапельной, читай — поштучной. Пикап оснащали бензиновым мотором УМЗ-4218.10 или ЗМЗ-4021.10. Было выпущено лишь несколько десятков таких машин, интерес к ним был невысокий, поскольку «Канонир» стоил примерно в два раза дороже УАЗа-3151.

Броневик «Охта»

«Охта» — это тот редкий случай, когда над дизайном инкассаторского броневика тщательно работали

Инкассаторский броневик «Охта» выглядит настолько эффектно, что хоть сейчас его можно задействовать в качестве реквизита для фантастического фильма вроде «Судьи Дредда». Разработчиком автомобиля является питерская фирма «Автостиль», к которой был причастен упомянутый выше Дмитрий Парфенов. Патент на «Охту» датируется 1994 годом, в 90-е годы она выпускалась мелкосерийно, причем в качестве шасси использовали как УАЗ, так и ГАЗель.

Chevrolet Niva в кузовах «пикап» и «фургон»

Пойди такая «Нива» в производство, она наверняка пользовалась бы хорошим спросом

Проект ВАЗ-2123, который в 2002 году переродился в Chevrolet Niva производства GM-AvtoVAZ, включал не только пятидверный кузов «универсал», но и две другие модификации — пикап с индексом -2323 и фургон -2723. АвтоВАЗ даже показывал прототипы этих машин широкой публике — на международном автосалоне в Москве в августе 1999 года.

Довольно приятно было наткнуться на пикап и пассажирский фургон в базе Роспатента. Документы на эти версии были оформлены АвтоВАЗом в далеком 1999 году. По сравнению с базовым внедорожником машины имеют удлиненный задний свес, благодаря этому внутренняя длина грузового отсека составляет приличные 1,6 м. Фургон отличается от пикапа пластиковой накладкой над кузовом, он мог быть как чисто грузовым, так и грузопассажирским — во втором случае колпак имеет большие боковые стекла. На картинках в патенте изображена именно грузопассажирская версия.

GM-AvtoVAZ планировал запустить производство ВАЗ-2323/-2723 под маркой Chevrolet через два года после начала выпуска исходного внедорожника, то есть в 2004 году. Но этим планам не суждено было сбыться. Тем не менее АвтоВАЗ каждый год аккуратно продлевает действие патентов на эти автомобили.

Остекленный пассажирский фургон ВАЗ-2723 мог стать уникальным предложением на рынке

Инкассаторский ЗИЛ от производителей метропоездов

Кризис начала 90-х годов в России сильнее всего ударил по крупным промышленным предприятиям, которые лихорадочно стали искать пути диверсификации своих производств. В то время мытищинский завод «Метровагонмаш», специализирующийся на изготовлении метропоездов, решил попробовать себя на поприще инкассаторских машин. Так появился броневик СА-3980 на шасси среднетоннажного ЗИЛ-4331. По специализированному ГОСТу этот автоинкассатор относится к категории Б, то есть на таком броневике можно перевозить наличность между городами, грузоподъемность составляет более трех тонн, экипаж — пять человек. В производство СА-3980 не пошел, было построено лишь несколько прототипов. В Гугле фото этой машины найти невозможно, но в базе Роспатента — раз плюнуть. Согласитесь, что сочетание «оперения» от ЗИЛа и бронированной стальной будки выглядит довольно эффектно — этакий автомобиль для постапокалипсиса.

ГАЗель Next с другим передком

Альтернативный вариант дизайна передней части ГАЗели Next существовал только в ранних прототипах

Семейство ГАЗель Next Горьковский автозавод выпускает с 2013 года, эти машины давно уже примелькались на улицах, их облик знаком каждому. Тем удивительнее узнать, что в патенте на промышленный образец нижегородская «полуторка» не похожа на саму себя: на иллюстрациях в документе у нее совершенно иное оформление передней части — объемный капот, остроконечные фары, не такая широкая решетка радиатора. Впрочем, остальная кабина идентична серийной машине.

В патенте отражен дизайн ранних прототипов ГАЗели Next — машин с таким дизайном в 2010-2011 гг. собрали всего несколько штук, все их «ушатали» в ходе дорожных испытаний. Передок серийной ГАЗели Next отличается большей технологичностью в сборке и меньшей себестоимостью.

Помимо бортового грузовика в базе нашлась ГАЗель и в модификации «супердлинный микроавтобус» — у этой версии относительно серийного микроавтобуса серьезно увеличены задний свес и колесная база. Прототип такой машины (но с обычным передком) ГАЗ показал широкой публике только в 2018 году, хотя патент на нее оформлен еще в 2013-м. В производство супердлинная пассажирская ГАЗель Next должна пойти в 2019 году.

Сверхдлинная пассажирская ГАЗель имеет 22-местный салон

ГАЗ Соболь Next

«Соболь» Next до сих пор существует только в прототипах

Создавая семейство ГАЗелей Next, завод изначально запланировал следующее поколение легких фургонов и микроавтобусов «Соболь». Собственно, прототип пассажирского «Соболя» Next газовцы показывали еще в 2012 году, а грузового — двумя годами позже. Появится или нет «Соболь» Next в продаже — неизвестно до сих пор, но патент на эту разработку ГАЗ продлевает ежегодно, о чем говорит соответствующая пометка в базе данных ФИПС.

Пикап ВИС со сдвоенной кабиной

Пикап ВИС-2345 на базе заднеприводного седана ВАЗ-2105 мелкосерийно выпускался с 1997 по 2012 год. Модель имела однорядную двухместную кабину, но в опытном формате существовал и вариант с двухрядной четырехдверной кабиной. Если навести справки, можно узнать, что двухрядный пикап носил индекс -23451, его построили в единственном экземпляре, который показали на международном автосалоне в Москве в 2001 году. Патент на него оформили тогда же. Интересно, что задние двери у ВИС-23451 — оригинальные, с прямым разъемом. Они явно ýже, чем двери ВАЗ-2105 или ВАЗ-2104.

Saab 9-5 второго поколения

Saab 9-5 второго поколения в кузове «седан». Выпускался в 2009-2011 гг.

Как известно, последним автомобилем шведской марки Saab был среднеразмерный 9-5 второго поколения, который в кузове седан представили в 2009 году. Годом позже семейство дополнили универсалом SportCombi. До банкротства шведского автопроизводителя в 2011 году выпустили совсем немного таких машин — 11 280 единиц, из них универсалов было лишь несколько десятков. Забытая модель, которая, по сути, никогда не была массовой. Но каково же было удивление автора этих строк, когда через базу Роспатента он узнал, что охранные документы на последний Saab 9-5 продолжают проплачивать и продлевать каждый год. Оказывается, владельцем документов на эту разработку остался американский концерн General Motors, политика которого — впрок защищать свою интеллектуальную собственность по всему миру, вне зависимости от того, выпускается автомобиль или он давно покинул рынок.

Saab 9-5 второго поколения в кузове «универсал». Был выпущен небольшой партией в 2011 году

ВАЗ-2116 «Проект C»

ВАЗ-2116 «Проект C» третьей итерации, 2007 год

Флагман модельного ряда Lada — модель Vesta — выпускается с 2015 года. Многие почему-то думают, что она появился «из ниоткуда»: пришел на АвтоВАЗ волшебник Бу Андерссон и материализовал Весту из межзвездной пыли. В действительности ее появлению предшествовала многолетняя работа АвтоВАЗа над аналогичным по классу автомобилем с индексом ВАЗ-2116 и кодовым обозначением «Проект C». С 2001 по 2009 годы было разработано четыре итерации этого автомобиля, три из которых показывали широкой публике. В базе Роспатента нашлись файлы на третье и четвертое воплощение ВАЗ-2116, они различаются между собой оформлением передней и задней частей. Третью итерацию можно было видеть на автосалоне в Москве в 2007 году, четвертая в жизни существовала только в качестве макета, который никогда не покидал Тольятти. Обе версии даже сейчас, спустя много лет, кое в чем смотрятся неплохо. Но линии кузова выглядят немного бесхарактерными, не хватает «напряжения». У Весты, к слову, с этим все в порядке. Главные особенности -2116 были такие: многорычажная независимая задняя подвеска и тщательно проработанный с точки зрения пассивной безопасности кузов. В -2116 была заложена очень прочная «силовая клетка» и мягкий травмобезопасный для пешеходов передний бампер.

ВАЗ-2116 «Проект C» четвертой итерации, 2008 год

Экспериментальные версии «Таврии»

Фургоны и кабриолет на базе «Таврии»

В старых документах неожиданно нашлось несколько экспериментальных версий ЗАЗ «Таврия» — фургончики и кабриолет. Еще из интересных поделок украинского автопрома — бортовой грузовичок на базе внедорожника ЛуАЗ-969М. Все это творчество датируется началом 90-х.

Легкий бортовой грузовик на базе ЛуАЗа-969М

Экспериментальные РАФы

Опытные бортовые грузовики на базе РАФ-2203 «Латвия»

Латвийский RAF тоже в свое время отметился экспериментальными разработками, о которых напоминают старые патенты. Вот, например, бортовые грузовики с одно- и двухрядной кабиной на базе серийного РАФ-2203 «Латвия».

Или есть еще экспериментальные вэны с футуристичным дизайном — полукапотный M1 «Роксана» и бескапотный М-2 Stils. Эти машины были разработаны в конце 80-х — начале 90-х.

Полукапотный РАФ М-1 «Роксана» и бескапотный РАФ М-2 Stils

Минивэн Иж

Подумали, что на фото Toyota Town Ace или Nissan Vanette 80-х годов? Ничего подобного, это экспериментальный минивэн Иж-042 разработки 1990-1991 гг., он базировался на агрегатах компактного заднеприводного хэтчбека Иж-2126. Был построен единственный ходовой макет этой машины, он сейчас хранится в заводском музее Ижевского автозавода. Патент на этот вэн датируется 11 июля 1991 года. Несмотря на то, что модель не пошла в производство, ижевчане продлевали действие охранного документа на этот минивэн вплоть до 2011 года. А потом «забили» — видимо, решили, что дальше копировать ее все равно никто не станет…

Ремейк ГАЗ-М20 «Победа»

Ремейк ГАЗ-М20 существовал только в виде полноразмерного макета

Что это за необычный автомобиль? Оказывается, дизайн-проект ремейка газовской «Победы», разработанный и построенный в виде полноразмерного макета в институте НАМИ. Проект датируется 2003 годом.

Лимузин Werwolf

Werwolf выглядит необычно, даже несколько футуристично

На этих фото — проект лимузина Werwolf, который в нулевые разрабатывала одна небольшая фирма из Санкт-Петербурга. Один прототип этого автомобиля — с чуть более простым дизайном — был построен в 2007 году. У него было рамное шасси с удлиненными лонжеронами от Mercedes-Benz ML первого поколения, каркасно-панельный кузов с наружными элементами из пластика и 4,6-литровый двигатель GM Northstar под капотом, который сочетался с автоматической коробкой передач.

Werwolf создавался на базе Mercedes-Benz ML первого поколения. Эту разработку планировали тиражировать мелкосерийно

ГАЗ СИАМ

СИАМ предназначался для перевозки большого количества наличности. Но машину испытывали и в армии

А это иллюстрации из патента на довольно необычный автомобиль — бронированный ГАЗ СИАМ начала 90-х годов. «СИАМ» в названии — это аббревиатура, которая расшифровывается как «специальный инкассаторский автомобиль». В начале 90-х инкассаторские машины с наличностью часто грабили. СИАМ — это радикальный ответ на риски грабежей. К тому же с помощью этой машины ГАЗ пытался пристроить «на гражданке» агрегаты от БТРа, который выпускался на дочернем предприятии горьковчан в Арзамасе.

Лимузины «Лада»

Лимузин на базе ВАЗ-21099 имел имя собственное — «Амадео-500»

В истории марки Lada были и лимузины. 1995-м годом датируется патент на стретч на базе ВАЗ-21099, однако его разработал не сам АвтоВАЗ, а тольяттинская компания «Техномастер». 1999-м годом промаркирован документ на «десятку»-лимузин — его создал сам АвтоВАЗ. Luxury-«десятка» носила индекс ВАЗ-21109 и собственное имя «Консул», такие машины даже выпускались по индивидуальным заказам.

Лимузин ВАЗ-21109 выпускался по индивидуальным заказам

Украденный дизайн

Great Wall Wingle копирует сразу два автомобиля — Isuzu и Volkswagen

Можно ли патентовать украденный дизайн? Раз плюнуть. Вот примеры. У Great Wall есть патент на облик пикапа Wingle 5, который является нелицензионной копией Isuzu D-Max с передней частью от Volkswagen Magellan. У BYD оформлен охранный документ на внешний вид кроссовера S6 — за вычетом передней и задней частей эта машина повторяет облик Lexus RX (естественно, без какого-либо разрешения японцев).

В дизайне BYD S6 без труда читается прообраз — Lexus RX второго поколения

Уголок решетки радиатора Мазды

Защитить патентом можно не только готовый автомобиль или деталь от него, но и отдельное эстетическое решение. Например, Mazda запатентовала уголки своей современной решетки радиатора. Датируемый 2015 годом документ иллюстрируется вот такими забавными «детскими рисунками».

Малолитражка «Мишка»

«Мишка» из патента 2001 года

Многострадальный проект народного автомобиля «Мишка» встречается в базе Роспатента аж трижды — на его непревзойденный дизайн охранные документы оформляли в 2001, 2003 и 2007 годах.

«Мишку» разработали как ультрабюджетный автомобиль в конце 90-х годов, проект инициировала московская компания «АСМ-Холдинг», первый показ модели состоялся в 1999 году на международном автосалоне в Москве. Машина имеет каркасно-панельную конструкцию: несущая клетка сварена из стальных труб прямоугольного сечения, а наружные панели отформованы из пластика. В первоначальном варианте «Мишка» был оснащен украинским бензиновым мотором МеМЗ объемом 1,2 или 1,3 л и механической 5-скоростной коробкой передач. В проекте было разработано целое семейство кузовов, которое включало трехдверный хэтчбек под индексом АСМ-1128, пикап АСМ-1328 и ландоле. Длина автомобиля составляла 3330 мм.

«Мишка» из патента 2003 года

В разные годы производство бензинового «Мишки» пытались освоить на нескольких заводах. В 1999 году выпуск планировался на Тульском комбайновом заводе, в нулевые — на Кавказском автомобильном заводе в Краснодарском крае, а также на БелАЗе и ЗИЛе. Последняя попытка запустить производство многострадальной малолитражки была предпринята в 2012 году — тогда компания «Мишка-Тула-Москва», организованная шахматистами Максимом Длуги и Анатолием Карповым, арендовала участок на ЗИЛе в Москве, где рассчитывала организовать мелкосерийное производство «Мишек». В итоге дело ограничилось сборкой нескольких рабочих прототипов.

«Мишка» из патента 2007 года

В конце 2018 года «Мишка» всплыл в Беларуси — в Национальной академии наук соседней страны на его базе пытаются сделать электромобиль.

ГАЗ-3121 Тигр-II

Идея сугубо гражданского внедорожника на шасси «Тигра» выглядит здраво, но дизайн у этого прототипа был странным

В 2006 году на международном автосалоне в Москве Горьковский автозавод представил экспериментальный внедорожник ГАЗ-3121 «Тигр-II». Это была попытка пристроить агрегаты от военного «Тигра» «на гражданке». Шасси у «Тигра-II» было абсолютно таким же, как у армейской машины, но кузов выполнили полностью оригинальным — более цивильным, легким и комфортабельным. Идея «огражданить» «Тигра» выглядела довольно здраво: с одной стороны, она позволила бы снизить себестоимость военной машины за счет эффекта масштаба, с другой — предложить рынку уникальный продукт. «Тигр-II» был оснащен 190-сильным турбодизелем Steyr (Австрия) и имел снаряженную массу 3,5 тонны. Максимальная скорость машины составляла 160 км/ч. Как это часто бывает в нашем автопроме, дальше постройки единственного опытного образца дело не продвинулось. Охранные документы на ГАЗ-3121 были оформлены в 2007 году.

УАЗ 3165

УАЗ-3165 первой итерации (фото № 1) и построенная на его базе «санитарка» УАЗ-27722 (фото № 2 и № 3)

В 90-х — нулевых годах Ульяновский автозавод активно разрабатывал семейство полукапотных микроавтобусов и фургонов, базовым автомобилем которого должна была стать 8-местная модель с индексом 3165. Семейство УАЗ-3165 имело рамную платформу и подключаемый полный привод. Об истории этого проекта мы подробно рассказывали в статье «Как УАЗ в течение 40 лет разрабатывал замену Буханке». В базе Роспатента нашлись документы на первую и последнюю итерации этого проекта.

Фургон-комби из проекта УАЗ-3165 последней (третьей) итерации

«Ландоле» и «Сержант»

В поисковой выгрузке нашлись документы на два интересных открытых автомобиля на базе вазовской «Нивы».

ДСЕ-1 «Сержант», разработанный и построенный в тольяттинском политехе в начале 90-х годов

На фото вверху — ДСЕ-1 «Сержант», созданный в начале 90-х в студенческом конструкторском бюро «Парсек» при Тольяттинском политехе (ныне ТГУ). Отличительной чертой «Сержанта» являлась силовая рама-каркас из алюминиевого профиля прямоугольного сечения и наружные панели из стеклопластика. Под капотом машины стоял экспериментальный 1,8-литровый дизельный мотор ВАЗ-343. Облегченная конструкция в сочетании с тяговитым двигателем наделили «Сержанта» динамикой и проходимостью лучше, чем у «Нивы».

ВАЗ-212183 «Ландоле» выпускался поштучно

На фото внизу — прогулочный ВАЗ-212183 «Ландоле» на базе мелкосерийной удлиненной «Нивы-Фора» ВАЗ-212180. «Ландоле» был создан 1999 году, его производили поштучно. Один из экземпляров такой модели АвтоВАЗ в свое время подарил московскому цирку на Цветном бульваре. Машина используется для номера «Медведь за рулем», ее в буквальном смысле водит медведь.

 

Вместо заключения. Вот такой улов принес просмотр архива базы Роспатента, продолжавшийся около пяти часов. Да, каких-то сенсационных материалов пока найти не удалось, но, полагаем, старожилам было приятно вспомнить, а молодежи — впервые познакомиться с некоторыми забытыми проектами.

Источник: drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *