Семь способов оштрафовать вас на пустом месте

Семь способов оштрафовать вас на пустом месте

Автор: Александр Жихарев
Источник: Drom.ru

Вы сталкивались с вымогательством денег инспектором ГИБДД?

Да

1655 (63%)

Нет

963 (37%)

Посмотреть результаты

На дорогах становится все меньше инспекторов, их функции передают камерам. Но все же сотрудники ГИБДД нет-нет да и попадаются на трассе. И работа у некоторых из них сводится к двум задачам: штрафовать по максимуму или разводить на взятки. Иногда они намеренно устраивают «ловушки» там, где водитель почти не может проехать, не нарушив. Иногда пользуются тем, что большинство водителей не знают некоторые тонкие нюансы ПДД и процедуры, которым должен следовать инспектор. Так или иначе, в глазах водителя это — развод на деньги на пустом месте. Рассмотрим семь таких вариантов.

Долгое время доход сотрудников ГИБДД-ГАИ был устроен так: существовали зарплата и неофициальный «приработок», который существенно превышал зарплату. Дорожные поборы переставали восприниматься как взятки, они становились заработком. Но все же существовал некий кодекс чести. Опытные сотрудники ГИБДД так учили новичков: если тебе дали денежку, считай, что это тебе Бог послал. Возьми, поблагодари и пожелай счастливой дороги.

Любопытен был подход контролирующих органов. Так, в начале 2000-х один из руководителей Управления собственной безопасности в частной беседе рассказывал: «Если инспектору водитель сам дал деньги и инспектор взял, то это их дело. Мы не вмешиваемся. Разве что под проверку попал. Но это, можно считать, не повезло. Другое дело, если инспектор остановит и вымогает деньги.  Вот он — сволочь, таких мы давим и будем давить!».

С тех пор многое изменилось. Госавтоинспекция действительно стала другой, однако у инспектора все равно есть ряд возможностей развести водителя на деньги. Причем далеко не всегда человек в погонах работает на свой карман: чтобы показать свою эффективность, он должен оформить определенное количество протоколов. Руководители Госавтоинспекции дружно заявляют, что «палочная система» давно забыта. Возможно, сейчас в большинстве подразделений не существует жестких нормативов по нарушителям, но все равно инспектор не может приехать «пустым». Его начальник спросит: а чем же ты, мил человек, занимался?

Поэтому любой сотрудник ДПС знает как относительно честные, так и совсем неприличные способы сделать водителя виноватым. О них сегодня и расскажем. Первые основаны на элементарной правовой безграмотности водителей.

Невидимые знаки и разметка

Мы живем в северной стране, в которой зимой воют метели. Снег покрывает дорогу, а вместе с ней и разметку. Так что сложно понять — можно идти на обгон или нет. Вот и обгоняют на авось, а потом останавливаются под взмах полосатого жезла.

Если маневр был совершен в зоне действия знака «Обгон запрещен», то спорить бесполезно. Вина очевидна, а наказание сурово: штраф 5000 рублей или 4–6 месяцев «безлошадной» жизни. Иное дело, если под снегом спрятана сплошная линия разметки, а знаков нет. Дорожные службы обязаны оперативно расчистить трассу, но это не всегда возможно. Нет вины водителя, если он пересек невидимую линию разметки. Если инспектор все же оформляет протокол, то в документ необходимо внести свою позицию. Указать свидетелей, если таковые имеются. Пригодится запись видеорегистратора, которую стоит потребовать присовокупить к делу. Сейчас у каждого в кармане смартфон, который снимает фото и видео. Сфотографируйте место нарушения. Причем сделайте это так, чтобы была привязка к местности: видны мачты освещения или заметные элементы ландшафта.

Аналогично обстоит дело с плохо читаемыми дорожными знаками. ГОСТ Р 52289-2004 предусматривает, что знак должен быть виден с расстояния не менее 100 м. Он может быть закрыт снегом, листвой, в конце концов знаки не вечны, с них слетает краска. Знак не виден со 100 м? Все, вопрос закрыт и вины нет! Получив аргументированный ответ, инспектор ГИБДД обычно снимает все предъявленные требования. Если же упорствует, то действуем по описанному выше алгоритму: внесение собственной позиции в протокол, сбор доказательств, которые можно будет продемонстрировать вышестоящему начальству или суду.

Еще одна часто встречающаяся ситуация: водителю инкриминируют выезд на встречную полосу при повороте налево на перекрестке, при том, что сам он абсолютно уверен, что совершал маневр по правилам. Пункт 8.6 ПДД оговаривает, что поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. Там, где нет разметки или она не видна, водитель должен мысленно разделить проезжую часть пополам и придерживаться своей стороны. Но на сложном перекрестке с несколькими примыкающими дорогами и плотным движением бывает трудно сориентироваться, по какой траектории поворачивать. Инспекторы знают, где водители часто путаются, и ждут их за поворотом с видеозаписью маневра.

Вчера пили?

Такой вопрос любят задавать инспекторы при проверке документов. Причем говорят буднично, по-дружески. Дескать, пустяки, дело житейское. Коли признаетесь, то тем самым создадите фундамент для дальнейшей раскрутки: «давайте продуемся, не хотите — съездим к врачу». А здесь на душе начинают скрести кошки. Вдруг есть остаточный выхлоп и придется по минимуму на полтора года остаться без «прав»?

Получается, что лучше не признаваться в употреблении алкоголя, а если действительно пили, то перед выездом продуйте себя бытовым алкотестером. Стоит недорого — гораздо меньше, чем 30-тысячный штраф за управление в нетрезвом виде. Не говоря уже о лишении «прав»…

Бывают ситуации, когда сотрудники ГИБДД разыгрывают целые театральные постановки: заявляют, что от водителя явно попахивает алкоголем и есть другие признаки опьянения, а «трубочки», мол, у инспектора при себе нет, поэтому — поехали в медучреждение. В этом случае выигрывает тот, у кого нервы крепче. Таким образом пытались развести нашего читателя. Инспекторы довезли его до наркодиспансера, но дверь открывать не стали. Поняв, что человек готов идти к врачу, они просто предложили доставить его обратно — к собственной машине.

Зачем вам освидетельствование?

Еще один вариант. Поигрывая алкотестером, инспектор говорит:

— Если не хотите продуваться — не надо. Подпишите отказ от медосвидетельствования — и дело с концом! И вам не надо мотаться, и мне проще.

Подмахнув эту бумагу при свидетелях, водитель автоматически лишает себя прав (на срок 1,5–2 года) и получает штраф в 30 000 рублей. Его должны отстранить от управления, а машину направить на штрафстоянку. В дальнейшем восстановить истину очень сложно. История знает случаи, когда после подписания такого документа суд все же отказывался лишать права управления. Но это было связано с юридической безграмотностью инспекторов, допустивших грубые ошибки при оформлении документов.

Обязанности при ДТП

Авария — всегда стресс, и водители забывают о положенных действиях. Нужно выставить знак аварийной остановки. ПДД не регламентируют, с какой именно стороны он должен устанавливаться. Прописано только расстояние: 15 м от машины в населенном пункте и 30 — на загородных дорогах. Поэтому нужно поступать с точки зрения здравого смысла: с какой стороны наиболее вероятен наезд, там и ставьте знак.

В прошлом году в ПДД внесли изменения, согласно которым при вынужденной остановке или аварии вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости, находясь на проезжей части или обочине, нужно накинуть жилет или куртку со светоотражающими элементами. За отсутствие знака или жилета инспекторы штрафуют на тысячу рублей (п. 12.27 ч.1 КоАП), и обижаться не стоит — невыполнение этих элементарных правил приводит к серьезным последствиям.

Этот штраф вполне корректен, но водители воспринимают его с обидой: дескать, я и так пострадал, а меня еще дополнительно оштрафовали.

Грязный номер

Особой чистотой наши дороги не отличаются, поэтому регистрационные знаки быстро пачкаются. Чаще всего водитель этого не замечает, но некоторые намеренно делают номер нечитаемым, в результате чего машина становится невидимой для камер. В магазинах продаются баллончики с грязью, в ход идут «случайно» прилепившиеся листики или куски снега. Нередко инспекторы придираются к номерам, которые стали нечитаемыми при том, что водитель даже не в курсе.

Нечитаемым считается регистрационный знак, у которого с расстояния 20 м нельзя идентифицировать хотя бы один символ. Днем это требование распространяется на оба номера, в ночное время — только на задний, подсвечиваемый. В соответствии с ч. 1 ст 12.2 КоАП инспектор должен оштрафовать водителя на 500 рублей. Но порой в ход идет более весомая вторая часть, предусматривающая наказание за управление транспортным средством с видоизмененными или закрытыми регистрационными знаками. Наказание иное — штраф 5000 рублей или 1–3 месяца «безлошадной» жизни. Если инспектор пытается пришить вторую часть за регистрационный знак с естественной грязью, то проведите фото-видеосъемку и в протоколе изложите свою позицию. В судах уже было немало случаев, когда вторую часть 12.2 КоаПА меняли на первую или просто закрывали дело за отсутствием состава правонарушения.

Неожиданный сюрприз

Водители рассказывают о следующей подставе: отъезжает человек от супермаркета, его вскоре останавливает инспектор и указывает на закрепленный на регистрационном знаке листочек бумаги. Сотрудник ГИБДД снимает это на камеру — и вина очевидна: ч. 2 ст. 12.2 КоАП — штраф 5000 рублей или лишение прав на 1–3 месяца. Судя по всему, сообщник заранее подыскивает машины, стоящие носом к стенке, и прикрепляет листочек. Как тронулся, сразу же следует звонок другу. Водитель не замечает такого «подарка» и оказывается виноватым. В этом случае нет законного способа уйти от ответственности. Нужно взять за правило перед стартом обойти машину и осмотреть ее. Таким образом удастся избежать развода на деньги. В конце концов, регулярный осмотр оправдан и по другим причинам — вовремя заметите спущенное колесо или следы от случайного ДТП.

Ваши права

Есть еще один способ, который инспектор может использовать при общении с чересчур наглыми водителями. Он просто берет документы и втихую вынимает права или свидетельство о регистрации. В общем — ловкость рук. Затем говорит водителю:

— А где же ваши права?

Водитель начинает ломать голову — а были ли они? В последний раз он мог просматривать документы очень давно, так что ситуация непонятная и неоднозначная.

Наказание не велико, но если нет другого человека, который может сесть за руль, то машину отправят на штрафстоянку. Да и восстанавливать документ хлопотно.

Рецепт прост. Не надо передавать инспектору все документы в чехле.  Выдавайте по одному, озвучивая их: вот права, вот свидетельство о регистрации, вот полис ОСАГО. Стоит отметить, что кража документов в инспекторской среде считается делом нечистоплотным и используется лишь в том случае, если действительно нужно наказать хама. То есть определенный кодекс чести, адаптированный к российским реалиям, существует и сейчас.

Поэтому ведите себя корректно. Инспектор вам, возможно, не друг, но и не враг. Грубое поведение вызывает ответную негативную реакцию, которая вполне может выйти боком.

 

В общем, общайтесь с сотрудником ГИБДД так, как вы хотели бы, чтобы он вел себя с вами. Если же сталкиваетесь с откровенным вымогательством, то не будьте «терпилой». Снимайте действия человека в погонах на видео и направляйте свою жалобу вышестоящему начальству и в прокуратуру. Именно так — сразу в две инстанции. В этом случае велика вероятность, что в отношении обидчика проведут служебную проверку, которая скорее всего найдет какой-то негатив — проверяющие тоже в погонах, и нулевой результат не поймет руководство. В следующий раз инспектор подумает — стоит ли ему прибегать к некорректным способам.

Источник: drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *