Скорая помощь сегодня: на чем ездят, кто водит, как стать частью бригады?

Скорая помощь сегодня: на чем ездят, кто водит, как стать частью бригады?

Автор: Вячеслав Залевский
Фото автора, Дрома и из открытых источников
Источник: Дром

Поговорили на тему, вынесенную в заголовок, с Владимиром Петуховым — техническим директором одной из первых частных компаний по оказанию скорой медицинской помощи.

Городская и частная скорая помощь — в чем разница?

Городские скорые, те, что приезжают на вызов «03», работают на определенных участках. В каждом районе есть подстанция и, возможно, не одна. За каждой машиной закреплен ее участок, до которого от подстанции ехать примерно 15-20 минут. Это называется «плечо доезда». В итоге городская скорая может целый день кататься по одному двору от подъезда к подъезду. Реанимобили работают по секторам, которые включают в себя несколько районов, чтобы доезд не сильно увеличивался, но при необходимости они могут выезжать в любую точку города.

Частная скорая может работать хоть по всему миру. Называется эта система Assistance и подразумевает полное сопровождение клиентов для оказания услуг медицинской помощи независимо от их местоположения. Приедут и из Санкт-Петербурга в Финляндию лечить вас от похмелья на новогодних каникулах или эвакуируют из Турции со сломанным ребром. Причем речь не об обслуживании по полису добровольного медицинского страхования (ДМС). Тут как со стоматологией — иногда мы обращаемся в городскую клинику, где вас должны обслужить бесплатно, а в другой раз идем в частную, где платить за услуги придется по рыночной стоимости.

Категория вызовов частной и городской скорой существенно отличается. Городская служба поедет на едва ли не любой вызов. Это, с одной стороны, правильно, но с другой — приводит к своего рода обесцениванию труда скорой помощи. Все-таки выезд бригады — экстренная мера, и использовать ее на обычный чих неправильно. Может быть, в этот момент она больше нужна в другом месте. У частной скорой вызовы, соответственно, платные, и цены немаленькие — например, стоимость работы общепрофильной бригады 9900 рублей в час. Лечить занозу они, конечно, тоже приедут, но тут все уже зависит от ответственности и платежеспособности пациента. При этом если частная скорая будет проезжать мимо, скажем, места ДТП, она обязательно остановится, окажет всю необходимую помощь и в случае необходимости (по решению врача) доставит пострадавших в больницу. И никакой счет за услуги им потом не придет. Все согласно врачебной клятве и закону.

Как стать водителем скорой

На самом деле это не сложно, приходите, покажите ваше желание и умение работать, только помните — это сложная и ответственная работа, многие не справляются с психологической и физической нагрузками. Как бы ни хотелось разработать методику, но четких критериев нет. Водительский стаж — важен, но это не первоочередное требование. Все имеет значение: образование, внешний вид, манера общения и культура, общая и вождения. Да, ты водитель спецтранспорта, но это не значит, что ты не должен включать «поворотники».

После приема на работу — стандартный испытательный срок в три месяца. Раз в месяц экзамен на знание ПДД, но это касается уже всех водителей.

За пять лет я прошел путь от водителя до технического директора частной скорой помощи, сейчас пару раз в месяц обязательно выхожу на смену, чтобы не отрываться от коллектива, которым руковожу, и самому проверять техническое состояние автомобилей. Всегда прошу своих водителей выключать спецсигналы, когда в них нет необходимости.

Особенности и сложности

На первый взгляд, все просто. Экипаж скорой состоит из трех человек — врач, он же старший смены, фельдшер и водитель. В каждой машине стоит ГЛОНАСС, по которому диспетчер видит перемещение машины. Связь между бригадой и диспетчером — по мобильному. Поступил вызов — выехали, оказали помощь на месте либо отвезли в больницу. По факту каждого вызова врач делает отметку в специальной административной программе, установленной на телефоне. Но и специфики в работе скорой помощи хватает.

Нередки ситуации, когда врач отзванивается водителю и просит его принести из машины что-то из оборудования или лекарств, а значит, тот должен четко знать, что где лежит и для чего это используется. Глупых вопросов быть не должно — время в данном случае не деньги, а, возможно, чья-то жизнь. Некоторыми вещами водитель должен уметь пользоваться сам и обладать знаниями, чтобы оказать первую неотложную помощь. Например, знать, как проводится сердечно-легочная реанимация, какие для этого показания. Для этого водитель должен пройти соответствующие курсы, и это касается не только скорых, а любого спецтранспорта.

Оборудование скорой: внутри обязательно присутствуют носилки для пациента, кресла врача и фельдшера, а также обязательный набор спецоборудования (кардиограф и чемодан с лекарствами, кислородные баллоны, тонометр и пр.)

Психологически эта работа, конечно, изматывает. Непросто регулярно нести ответственность за чужую жизнь. Самое сложное — работа в детской бригаде. Представляете, что такое вести машину, когда позади тебя кричит ребенок? Хочется не просто побыстрее ехать, ты готов на руках нести скорую, лишь бы облегчить страдания маленького пациента.

У меня был случай, когда работал в детской бригаде. Вез малыша в больницу со сломанной рукой. Очень старался ехать аккуратно, но все-таки небольшую горку на асфальте заметил слишком поздно. Как мог аккуратно оттормаживался, но кузов все равно тряхнуло, хорошо, что врач поддержал ребенка. Вскрик вспоминаю до сих пор, хотя это и было три года назад. Это не объяснить, такое можно только почувствовать.

График работы

График сменный. Смена — 12 часов (у городских скорых смена длится сутки), дальше за руль садится другой водитель. В месяц восемь смен. Одной машиной посменно пользуются пять водителей. Сама станция скорой помощи, естественно, работает круглосуточно. Обед у экипажа не регламентирован. После каждого вызова врач как старший смены отзванивается диспетчеру и докладывает обстановку. Тот по текущей ситуации с вызовами решает — есть ли у бригады время на обед. Нет — поедут на следующий вызов. Бывает, что смена проходит достаточно легко и весело. А бывает наоборот — сплошные разъезды и наспех перехваченный бутерброд, пока машина стоит на заправке.

Сколько зарабатывает водитель скорой

Кто считает, что в сфере частной медицины зарабатывают много и легко, ошибается. Ко всем составляющим обычного бизнеса, таким как аренда, реклама, закупка оборудования и прочее добавляется серьезная социальная ответственность. Сейчас частникам конкурировать по уровню заработной платы с городскими больницами очень тяжело. В Санкт-Петербурге водитель городской скорой зарабатывает порядка 60 000 рублей в месяц. Коллега из частной скорой получает меньше.

Парк

В США для постройки машин скорой помощи используют три варианта шасси. Первый — грузовое шасси, и не просто небольшого пикапа, а довольно тяжелого грузовика — из тех, на чьем шасси делают, например, пожарные машины. На него ставят соответствующий модуль — лечебный отсек. Это позволяет в случае, когда модуль еще функционален, а двигатель и шасси изношены, просто заменить их, продлив жизнь машине на несколько лет. Второй вариант — использовать шасси микроавтобуса. Третий вариант тоже модульный, но шасси и кабина водителя берутся от микроавтобуса.

Отечественный вариант модульного АСМП на базе UAZ Profi

В наших реалиях для автомобиля скорой помощи почти исключительно используется микроавтобус. Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter Classic, Citroen Jumper, Renault Master, Volkswagen Crafter, Peugeot Boxer или ГАЗель — самые распространенные «базы». Реже используется Lada Largus. Для изготовления АСМП (автомобиль скорой медицинской помощи) берутся базовые комплектации микроавтобусов белого цвета. С завода готовый автомобиль отправляется к одному из немногочисленных авторизованных ателье, которое имеет сертификат на переоборудование коммерческой техники в спецтранспорт. Скажем, с Фордом сотрудничают два ателье — в Нижнем Новгороде и Ульяновске. Сделать карету скорой помощи из Мерседеса тоже возьмутся только два кузовостроителя. Как правило, такие компании сотрудничают сразу с несколькими производителями и стараются охватить максимальный ассортимент спецтранспорта — от маршруток и школьных автобусов до рефрижераторов и передвижных лабораторий. Больница делает заказ на АСМП непосредственно у дилеров.

Переоборудование микроавтобуса в автомобиль скорой помощи занимает в среднем от двух недель до месяца. VIN-номер у новоявленной скорой значится новый. И по документам это больше не Ford Transit или Sprinter. Вместо обозначения модели в ПТС и СТС вписана комбинация букв и цифр. Знающий человек по ним всегда может определить — это обычная белая скорая или желтый реанимобиль.

В России существует три класса скорых — А, В и С. Класс А — санитарный автомобиль, просто машина для транспортировки неэкстренных пациентов в сопровождении медицинского персонала. Для изготовления скорой этого типа может использоваться не только микроавтобус, но и, например, Lada Largus. Редкость, но бывают даже машины, изготовленные на базе пикапа Volkswagen Amarok. Автомобили этого класса используются в основном городскими службами скорой помощи, на них могут ездить, например, терапевты. Частные скорые используют скорые В и С класса, которые строят только на базе микроавтобусов.

АСМП класса А на базе Lada Largus

АСМП класса B — автомобиль, предназначенный для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами врачебной (фельдшерской) бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе. Среди оборудования на борту, например, кардиограф и дефибриллятор. К классу С относятся реанимобили. Внешне такие машины выделяются не только желтым цветом, но и длинной базой, высокой крышей, а также люком. Последний обязателен ввиду наличия в реанимобиле баллонов с кислородом и закисью азота, используемой для анестезии. Отдельный тип — неонатальный автомобиль, который нужен для транспортировки и оказания экстренной помощи новорожденным и недоношенным детям.

АСМП класса С (реанимобиль) на базе Ford Transit

Перечень оборудования на борту любой скорой строго регламентирован требованиями ГОСТ. Тем не менее у частной скорой всегда есть возможность прилично сэкономить, обыгрывая комплектацию машины в свою пользу. В нашей компании трудятся десять АСМП. Бóльшая часть — класса В. Зато они укомплектованы по максимуму. В них есть все, кроме анестезии. В итоге экипаж такой скорой готов оказать пациенту практически любую помощь, но в закупке эта АСМП на порядок дешевле реанимобиля.

Сколько стоит автомобиль скорой помощи?

Базовый дизельный 125-сильный Ford Transit L3 Н2 (5981 х 2474 х 2481 мм) с механической коробкой и передним приводом по прайсу без скидок оценивается в 2 405 000 рублей. Минимальная стоимость АСМП класса В на его базе — 3 142 000 рублей. Дооснащение микроавтобуса медицинским оборудованием потянет еще как минимум на миллион. Полностью укомплектованный реанимобиль может стоить в районе шести миллионов.

В комплект оборудования реанимобиля могут входить аппарат ИВЛ, дефибриллятор с функцией мониторинга, аспирационный насос, инфузоматы, а также спинальный щит и др.

Что делают с микроавтобусом кузовостроители? В переделку АСМП класса В входит, в частности, пакет термоизоляции, шумоизоляции, виброизоляции кузова, включая потолок, двери и стены. Кузов армируется для закрепления медицинского оборудования. Салон отделывается алюминиевыми композитными сэндвич-панелями, которые обладают высоким сопротивлением к стиранию, взаимодействию с кислотными средами. На пол стелется водонепроницаемое, антистатическое и нескользящее покрытие с гидроизоляцией всех швов. Делается газовая разводка. В медицинском отсеке — отдельный кондиционер, множество розеток, дополнительное освещение, встроенный умывальник и специальная мебель. У врача поворотное кресло с фиксацией при движении автомобиля в положениях по направлению движения и против движения, с подлокотниками и ремнем безопасности. Для фельдшера — кресло по правому борту со складной спинкой. Позади него сиденье (топчан), на котором могут расположиться сопровождающие пациента. Устанавливается перегородка со сдвижным окном между кабиной водителя и медицинским салоном. Делается остекление правой боковой и задних распашных дверей, а также матирование 2/3 высоты стекол салона. Устанавливаются спецсигналы и громкоговорящая установка. Цветографическая схема на кузове — опция.

Скорая на ходу

Сейчас парк рассматриваемой частной скорой состоит в основном из АСМП на базе Ford Transit. И микроавтобус елабужской сборки радует. Интерьер выполнен в легковом стиле, в таком приятно провести 12-часовую смену. Различных ящичков с нишами в кабине и не сосчитать. Посадка грузовая, обзорность отличная (спасибо и огромным двухсекционным зеркалам), сиденье регулируется по восьми параметрам и имеет подогрев. Руль можно двигать как по наклону, так и по вылету. Есть антиблокировочная система и система стабилизации с защитой от опрокидывания.

На ходу Ford удобен водителю, комфортен для врачей и пациентов. Органы управления мало отличаются от легковых. Диаметр разворота составляет далеко не рекордные 11,9 м, что очень удобно при маневрировании во дворах. 125-сильный дизель шумноват, зато не обделен тягой. 350 Нм, доступные уже с 1500 оборотов, позволяют без проблем набирать скорость на повышенной передаче.

Место водителя АСМП на базе Ford Transit

Transit был выбран путем естественного отбора. Опыт эксплуатации конкурентов показал, что они сильно уступают. Mercedes-Benz Sprinter Classic оказался неудобным для водителя. Кресла, органы управления, удобство салона — твердый неуд за эргономику по всем позициям. А излишне жесткая подвеска показала себя довольно немилосердной к пациентам. Volkswagen Crafter был не просто на порядок мягче, он плыл по дороге как корабль. Но мотор делал вождение Крафтера неудобным и небезопасным. 2,0-литровый турбодизель (109 л.с., 300 Нм, доступные с 2250 об/мин) еле-еле разгонял карету скорой помощи. Набрав максимально допустимые 130 км/ч на кольцевой, тормозить было никак нельзя. Для того, чтобы снова развить эту скорость, требовалась бесконечность. В итоге эксперимент с Фольксвагеном был закончен, а Sprinter перевели в разряд резервной машины. Очень хотелось, но, к сожалению, не удалось попробовать Iveco Daily. На тот момент отсутствовали сертифицированные ателье для переделки этих микроавтобусов в АСМП.

АСМП на базе Mercedes-Benz Sprinter

Особенности эксплуатации

К сожалению, переделанные в АСМП микроавтобусы на деле не очень хороши. Они отлично справляются с грузопассажирской функцией, но работа скорой — это не банальная доставка груза из точки А в точку Б. У скорой помощи своя специфика. В АСМП мебель, газовые баллоны, каталка и все оборудование установлены по левому борту. Неравномерно распределенная нагрузка дает серьезный перекос кузова. К чему это приводит? Например, у АСМП класса В на базе Ford Transit сильно изнашивается левая рессора, которую стоит записать в разряд расходников.

Некоторые сервисы настойчиво предлагают решить эту проблему установкой пневмоподушек. Да, это уберет перекос кузова, но появится еще один жесткий элемент в подвеске, а плавность хода для скорой первична.

Обслуживание спецтранспорта имеет свою специфику. Гарантия производителя на Ford Transit — два года без ограничения пробега. Регулярное ТО машина скорой помощи проходит каждые 10 000 км. С учетом специфики частной скорой — каждый месяц. Недавно купленные Форды прошли за два месяца почти 12 500 км. Пробег приобретенных в 2018 году машин уже приближается к 250 000 (до пандемии машины активно ездили не только по России, но и по Европе).

По регламенту на каждом ТО положена замена масла и фильтров, но на АСМП меняются также и тормозные колодки. Исправность тормозов и рулевого управления — один из приоритетов в состоянии автомобиля. Поэтому несмотря на то, что к 10 000 км остаток колодок составляет еще 30-40%, целесообразнее поменять их сразу. Делать это спустя пару недель после прохождения ТО, снимая ради этого машину с линии, — нецелесообразно. Ждать следующего ТО, рискуя износить и диски, — опасно. Из других поломок, устраненных в период гарантии, — ШРУСы, ступичные и подвесные подшипники. На пробеге в 100 000 км из-за появившегося люфта перебирались рулевые рейки.

В ходе эксплуатации выяснилось, что фордовский турбодизель не сильно прожорлив (смешанный расход 13–16 л/100 км), зато требователен к качеству топлива.

Турбины летят. Раньше заправлялись на одной известной сети АЗС, но у них сменился собственник, и после этого появились проблемы с топливной аппаратурой наших АСМП. Пришлось заключать договор с другой сетью АЗС.

Был случай, что одна из наших машин простаивала месяц — ждали, пока к дилеру придут заказанные привода. Поэтому сразу после окончания гарантии мы заключили договор с крупной сетью СТО. Для них мы приоритетный клиент. Каждый директор сервисной станции знает, что в случае звонка от нашей частной скорой они должны обслужить нас, когда нам удобно. Никакого ожидания, никаких очередей. В плане обслуживания машин выручает также унификация парка.

Стоимость оригинальных запчастей на Ford Transit — больная тема для того, кто привык считать деньги. Замок сдвижной двери стоит 28 000 рублей, а уже упомянутый привод — 40 000. Китайский аналог можно взять за 7500, но смысла в этом нет. На микроавтобусе с отбалансированными колесами, прокатанными дисками и замененным подвесным подшипником при скорости 95–115 км/ч все равно ощущается нешуточная вибрация. Похоже, что придется раскошелиться и поставить оригинал.

Ситуации на дороге

Отрадно, но хамства на дорогах по отношению к скорым стало меньше. Растет все-таки культура отечественного водителя. Но любители «поучить» водителя скорой уму-разуму все равно встречаются. Им невдомек, что по регламенту он должен стоять как можно ближе к подъезду, где живет пациент. Не все это понимают, и конфликты, увы, неизбежны.

Проблема парковки никуда не делась. Даже те, кто считает, что паркуется аккуратно, делают это из расчета, чтобы проехал сосед на Солярисе. Поэтому проезд по дворам иногда превращается в настоящий квест. Особенно сложно зимой, когда снег не чищен. Снесенные зеркала и царапины на бамперах, увы, случаются.

Часть негатива по отношению к водителям скорой идет от банального незнания ПДД. Некоторые автовладельцы считают, что скорая имеет право нарушать правила только с включенной сиреной и проблесковыми маячками. Вовсе нет. Водитель скорой при служебной необходимости (а она у него постоянная), включив мигалку, имеет право отступать от требований ПДД (кроме сигналов регулировщика). Оговорка — при условии обеспечения безопасности движения. То есть проехать на красный или по встречке скорая имеет полное право, если никому при этом не мешает. Сирена нужна для получения преимущества. Когда она включена — скорую нужно пропустить. Но пользуются ею водители АСМП нечасто. Резкий звук может мешать как пациенту, так и врачу, например, слушать пульс, делать ЭКГ. К тому же мало кто представляет, что такое вести автомобиль с орущей сиреной. Удовольствие еще то!

Вы никогда не узнаете, почему именно включен спецсигнал. Оставьте это на совести водителя скорой. Если остановились на красный и видите сзади автомобиль с включенной мигалкой, не нужно сразу бездумно уступать дорогу, рискуя нарваться на штраф или совершить ДТП. Если нам нужно, мы проедем. Захотим, чтобы уступили — попросим, поморгаем фарами, включим сирену. На дороге в первую очередь важна коммуникация.



Источник: drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *