Стабильный плюс

2018-й год на российском автомобильном рынке в целом оставил позитивный след: обошлось без особых потрясений, коварных неожиданностей, без фантастических взлетов и трагических падений: всё, как и предполагалось, как и рассчитывалось – мы в плюсе. В таком, какой и прогнозировался – 12,8% (по статистике Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)). Почти в таком же, как и годом ранее (11,9%). Рынок стабильно восстанавливается второй год подряд. 

2018-й год на российском автомобильном рынке в целом оставил позитивный след: обошлось без особых потрясений, коварных неожиданностей, без фантастических взлетов и трагических падений: всё, как и предполагалось, как и рассчитывалось – мы в плюсе. В таком, какой и прогнозировался – 12,8% (по статистике Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)). Почти в таком же, как и годом ранее (11,9%). Рынок стабильно восстанавливается второй год подряд. 

 

Стабильно положительна ситуация и на новосибирском авторынке – мы, как всегда, и растем и падаем амплитуднее российских значений – наш плюс сезона 2018 почти в два раза толще федерального – 22,4%. Это в секторе продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей.

 

Всего же в 2018 году по данным региональной Госавтоинспекции прирост автопарка Новосибирской области составил 36 739 единиц (+8,5%). И по состоянию на 1 января 2019 года на государственном учете состояло 1 184 751 автомототранспортное средство. Численность населения области на эту же дату «Новосибирскстат» предполагает в 2 794 524 человек. То есть, теперь у нас подлежащим учету автомототранспортным средством теоретически обладает почти каждый второй.

 

Практически же, и в проекции на исследуемый легковой сектор, да еще и новых автомобилей, лишь каждый 147-й житель области смог в 2018 году позволить себе приобрести машину с нулевым пробегом – на учет был поставлен 18 981 автомобиль. Продано новосибирскими дилерами чуть больше – 21 829 авто (по статистике АЕБ). Около 3 тыс. машинок разбежалось по другим регионам…

 

Остановимся поподробнее на том, что продано.

 

НОВОСИБИРСКАЯ  СТАТИСТИКА

 

Итак, в 2018 году новосибирский рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей вырос на 22,4% и составил 21 829 автомобилей. Десятка сильнейших игроков первичного авторынка региона осталась в том же составе, но расстановка поменялась.

 

Лидерство удерживает LADA, причем удерживает более чем уверенно: с самой высокой динамикой роста в «десятке» – 49,3%. Новосибирским дилерам «Авто-1» и «Азии Авто» удалось за год продать 3 283 автомобиля. Бессменно возглавляет рейтинг продаж новых автомобилей LADA и в целом по России, но динамика в три раза скромнее – плюс 16%.

 

На втором месте в нашем регионе, как и год назад, Hyundai с результатом 2 584 авто и приростом 26,4%. В России Hyundai третий, рост в два раза ниже – 13%.

 

Замыкает тройку лидеров новосибирского первичного авторынка KIA мощным 40-процентным рывком и тиражом в 1 648 автомобилей, поднявшийся с 6-й позиции прошлогоднего рейтинга. Обеспечили выдающуюся динамику бренду два дилера – «Сармат» и «Мегапарк», третий – «Центр НСК» только-только приступает к работе. На российском рынке KIA строчкой выше, а процентом роста ниже – 25%.

 

«Бронзовый призер» прошлогоднего регионального рейтинга Nissan по итогам года в минусе под 4%. Однако, доля рынка, завоеванная «Сибирскими Моторами» и компанией «Эксперт НСК» настолько высока (7,5%), что ниже 4-й строчки сместить этот популярный в наших краях бренд конкурентам не удалось. На российском рынке  Nissan 8-й, хотя и в 6-процентном плюсе. И тоже строчкой ниже, чем в прошлом году.

 

Топ-5 и в Новосибирске, и в России закрывает Toyota. У нас в регионе 5% рост и 1 569 переданных автомобилей «Тойота Центром Новосибирск Запад» (по статистике АЕБ), в федеральном масштабе динамика 15%.

 

Еще на строчку за год поднялся в рейтинге продаж УАЗ. Новосибирские дилеры («УАЗ Центр», «Луна Авто», «Сибтрансавто-Новосибирск», «Азия Авто») обеспечили ульяновскому производителю 17% роста и 6 место в регионе с результатом 1 479 машин. В России бренд не столь эффективен в продвижении – за пределами «десятки» и минус 1% динамики.

 

На прошлогоднее место бренда УАЗ спустился с 5-й позиции Renault, продав в Новосибирске 1 473 автомобиля – всего на 2 больше, чем в прошлом году. Нулевой прирост у «француза» и на российском рынке. Правда, 4 место.

 

Замыкающая тройка «десятки сильнейших» стабилизировалась в прежнем составе: Volkswagen, ГАЗ, SKODA. «Немец» с помощью «Автомира» пополнил новосибирский автопарк красивым числом 1111 автомобилей, «россиянин» и «чех» тысячный рубеж не преодолели.

 

ПРЕМИАЛЬНЫЙ  СЕКТОР

 

Наблюдается стабильность и в премиальном секторе первичного авторынка, даже несмотря на то, что в Новосибирске этот сегмент активно перестраивается и достраивается. Пятерка сильнейших и в федеральной, и в региональной статистике в аналогичном составе и с небольшими оговорками совпадает с прошлогодним рейтингом, но расстановка сил отличается.

 

Российский премиум-сегмент возглавляет Mercedes-Benz, новосибирский – пока еще BMW. Почему «пока»? Во-первых, потому что это по статистике АЕБ, которая отражает официальные продажи официальных дилерских центров. У нас, в Новосибирске, премиальный народ как-то больше подсел на Lexus, но до середины 2018 года дилера этого почитаемого в регионе бренда у нас не было, — наполнение рынка происходило по «серым» каналам.

 

С июля начал работать дилерский центр «Лексус Новосибирск» группы компаний «Восток Моторс», и к концу года он выдал результат в 295 проданных автомобилей. Но и «серые» каналы пока еще не иссякли, и если посмотреть на регистрации новых автомобилей, то окажется, что новых Lexus в Новосибирской области за 2018 год поставлено на учет 465 – на 54% больше, чем новых BMW. Годовой прирост регистраций у Lexus в нашем регионе 38%, у BMW лишь 5% – в 4 раза ниже рынка…

 

Это – во-первых. Во-вторых, лидер российского премиального рынка и вице-лидер официального новосибирского – Mercedes-Benz – стараниями регионального дилера «СТС-автомобили» очень активно наращивает свое влияние в нашем городе – годовой прирост продаж составил 26%, отставание от «баварца» с его вялой региональной динамикой утаяло до нескольких десятков авто. А в 2019 году ожидается появление еще и второго дилера Mercedes-Benz в Новосибирске…

 

В-третьих, премиальный сегмент даже и в нашем далеко не самом автопродающем  регионе не исчерпывается тремя вышеперечисленными брендами, есть и еще игроки, и динамика их местного роста существенно опережает темпы расширения сегмента. Так что, по итогам 2019 года ожидаем перестановок в рейтинге. Статусный народ обычно пересаживается с невидных и неслышных марок на те, которые кажутся ему престижнее. На какие?

 

С первыми тремя строчками премиум-рейтинга разобрались. На четвертой позиции в Новосибирске и пятой в России – Land Rover. Региональный рост самый мощный в секторе (не считая низкобазовых игроков) – 71% (145 авто в 2018 году против 85 продаж–2017). Это выше федерального показателя в шесть с половиной раз!

 

Замыкает новосибирский топ-5 премиум продаж и удерживает четвертую строчку федеральной статистики Audi. У нас десятикратный рост с 10 до 112 авто, в целом по России падение на 4%. Наш «АЦ Новосибирск» группы компаний «Автомир» в 2018 году практически только стартовал с продажами, и перспективы восстановления доверия к бренду в регионе видятся в позитивном ключе.

 

Провалил год продаж в Новосибирске Cadillac – минус 29% при аналогичном количестве (29) проданных авто. Полностью отсутствует статистика региональных и продаж и регистраций по расположившемуся по соседству бренду Genesis, рекордсмена премиум-динамики российского рынка…

 

Но не будем о грустном. В секторе престижных автомобилей над премиальным есть еще и люкс-сегмент. Новосибирск – один из немногих российских регионов, где этот вершинный слой авторынка представлен официально, и представлен он брендом Porsche в исполнении компании «Премиум Парк».

 

В 2018 году вершина нашего авторынка поднялась на 24% – в два раза выше, чем Porsche вырос в России. «Премиум Парк» преодолел рубеж 100 авто и показал 119 переданных клиентам автомобилей.

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ  ОТЛИЧИЯ

 

Причины повышенной динамики новосибирского первичного авторынка по сравнению с общероссийским не только в том, что далеко не в каждом регионе есть такие выдающиеся дилеры, как у нас. Но и в трансформации дилерских сетей. В России, по данным Аналитического агентства «Автостат», за 2018 год стало на 40 дилеров меньше (на 1 января 2019 года – 3 450). В Новосибирске же наоборот – количество дилеров существенно увеличилось.

 

Не будем сейчас перечислять всех победителей всех тендеров всех последних лет, стоит отметить лишь тех, кто внес реальный вклад в статистику продаж – 2018: кто в минувшем сезоне уже приступил к продажам. Помимо уже вышеназванных новичков премиального сегмента.

 

В хронологическом порядке это выглядит следующим образом. Первый свой год полноценной дилерской работы 1 января 2018 года открыл второй новосибирский дилер Ford группы компаний «Автомир».

 

В феврале на улице Станционная заработал мощный автоцентр «Луна Авто». Начали с бренда УАЗ, официально презентовали который в этой точке в конце ноября. К этому времени «лунный» брендовый портфель уже существенно расширился за счет Peugeot, Citroen, Isuzu… Впрочем, продажи автомобилей новых брендов только начинаются, – статистику 2018 года они украсить не успели.

 

В апреле компания «Сибтрансавто-Новосибирск» подписала дилерский договор с Lifan, летом стартовали продажи, и весьма активно стартовали. А осенью, увы, у бренда начались проблемы с производством российской линейки, отгрузками…

 

Эти же проблемы коснулись и в этот же период народившегося второго новосибирского дилера Chery, и в канун года обозначившегося дилера DW Hower… Поднебесный сектор новосибирского авторынка, увы, оказался в глубоком минусе.

 

Но вернемся к хронологии открытий. Летом состоялось официальное открытие дилерского центра Subaru компании «Фастар», почти год отработавшего в формате технического запуска. Результат – рост 54% при объеме продаж 149 автомобилей.

 

НАША  ДОЛЯ

 

Несмотря на выдающуюся динамику и активный дилерский прирост

новосибирский первичный авторынок легковых и LCV автомобилей стабильно удерживает всего лишь 1,1% российского. Мы на 24 строчке рейтинга регионов и уступаем таким соседям как Ханты-Мансийский АО (13 место), Кемеровская область (19), Красноярский край (22), Тюменская область (23).  

 

По емкости этого же первичного рынка мы выглядим чуть лучше – у нас 19-я строчка в рейтинге и 1,16 доли. Емкость – это оценка рынка в рублях. В нашей области по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ» на новые автомобили в отчетном году потрачено 24,1 млрд руб.

 

На поле продаж подержанных автомобилей мы значительно мощнее. По данным «АВТОСТАТа» Новосибирская область входит в десятку сильнейших регионов России по объему вторичного рынка с показателем 131,6 тыс. проданных за год машин и долей от федерального рынка в 2,4%. Здесь мы впереди всех наших соседей. Прирост за год около 1% (в России в целом плюс 2,4%).

 

По размеру продаж пробеговых авто на 1 000 жителей мы вообще на 4-м месте в стране! У нас этот показатель (по данным по ноябрь включительно) 44 машины, максимальный – 51 в Приморье и на Камчатке, минимальный – на Чукотке и в Москве (18 и 21)…

 

Эти же 44 машины – это средний показатель по России по всему легковому и LCV авторынку (новые плюс старые). То есть, Новосибирская область превышает в суммарных автопродажах среднестатистический российский регион на количество проданных на 1 000 жителей новых автомобилей. И сколько это? По итогам 2018 года получается 8.

 

Стабилизировался в нашей стране и срок владения автомобилем – сейчас он, второй год подряд, около 5 лет без тренда к увеличению. В самом успешном для нашего авторынка 2008 году этот показатель был 3 года. За 10 сложных лет вырос на 60%… Теперь начнет уменьшаться?

 

ПРОГНОЗ

 

Не факт. Прогнозы на 2019 год осторожные и не очень-то оптимистичные. Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, отмечает: «Перспектива на 2019 год не очень ясна. Увеличение НДС и возможное ужесточение санкций США создают существенные риски и неопределенности на рынке, в особенности в первом квартале. Однако, основываясь на предположении о неизменности правительственной политики и неизменности поддержки автомобильного сектора, участники рынка ожидают, что фундаментально спрос будет достаточно устойчив для удержания уровня продаж и выхода на рост в течение года. С учетом этого наш прогноз на 2019 год по рынку пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России составлен с небольшим улучшением: 1,87 миллиона единиц, что на 3,6 % больше, чем в прошлом году».

 

Схожую позицию занимает «АВТОСТАТ»: исполнительный директор агентства Сергей Удалов обозначил диапазон роста от 0 до 5% с оговоркой, что это оптимистический прогноз. А опрошенные «АВТОСТАТом» крупные федеральные авторитейлеры допускают рост рынка в пределах 12%. При том, что федеральная дилерская ассоциация РОАД выше 3% шансы роста не оценивает.

 

Производители несколько противоречивы в своих прогнозах: кто-то озвучивает плюсовые 3 – 5% (Volvo, Mitsubishi, Suzuki, Hyundai), кто-то чуть ниже: 2 – 3% (KIA), кто-то в два раза выше: в пределах 10% (АВТОВАЗ). А кто-то верстает минусовые планы на 2019 год…

 

Короче говоря, в замедлении темпов роста не сомневается никто, большинство надеется на плюс в принципе, на оптимистический сценарий развития рынка. Будем надеяться, что оптимизм победит.

Источник: a-souz.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *