Суровая якутская реальность: драки на переправе, трассы без асфальта и простые способы завестись в -50С°

Суровая якутская реальность: драки на переправе, трассы без асфальта и простые способы завестись в -50С°

Автор: Лариса Ноева, Якутск
Фото и видео автора, Дрома и из открытых источников
Источник: Дром

Я публиковала на Дроме пост о том, как зимую в 50-градусный мороз на улице без теплого гаража. Интерес читателей тогда был большой. Сегодня поведаю о других реалиях моего любимого сурового края. И сразу оговорюсь: страшнее лютых морозов — наши летние якутские дороги. Именно они быстрее всего убивают автомобили. Вот об этом (и не только) расскажу на примере японской микролитражки: Toyota Vitz, литровый, 2006 года выпуска, бензин, вариатор, ежегодный (три года постоянной эксплуатации) пробег — примерно 20 000 километров. Водитель тот же — «чайник».

Якутские дороги — это ад

С дорогами у нас все печально. Я люблю свою родину, но когда речь заходит про дороги, перестаю быть патриотом. Конечно, в наших суровых условиях зимой опаснее, чем в более теплых краях. Каждый год на трассе насмерть замерзают люди. Если заглохла машина, а рядом никого — это смертельно опасно. Но и летняя Якутия — тот еще экстрим.

Я не люблю дальнюю дорогу, но порой у меня просто нет выбора. Моя родная деревня находится в 200 километрах от Якутска, да и по работе иногда приходится выезжать «на средние дистанции».

Республика — огромная. Якутск от большей части населенных пунктов, да и вообще от Большой земли, отделяет река Лена. Моста нет. Летом переправляемся на допотопных паромах, которые, я думаю, давно отслужили свой эксплуатационный срок. В межсезонье путей нет. Зимник (ледовая переправа) официально открывается в декабре-январе, закрывается в апреле. Паромы ходят где-то с мая до октября-ноября.

Паромные войны — это реальность. Со стороны Якутска пять причалов, есть государственный паром и несколько частников. На переправе у меня всегда возникает комплекс неполноценности, потому что не понимаю, к какому причалу подъедет ближайший паром. Судя по тому, как другие тоже бестолково мечутся, не я одна такая тугодумка. Бывает, когда показывается паром, и становится понятно куда он причалит, народ рвет туда и начинается беспредел.

Есть и такие, кто просто вклинивается в очередь. Местные власти пытались и приложение создать, и сваи ставят, но ситуация из года в год не меняется. Проезд к парому с двух сторон отсыпали, поставили ограждения, но накал страстей остается примерно таким же.

Конечно, такой треш не каждый день, в будни там тихо.

Когда сидишь в прохладном офисе и смотришь такое видео, думаешь: «ужас, какое варварство», а потом промаешься в очереди три часа без кондиционера и сама озвереешь. Реально мозги отключаются. Как-то меня прорвало, и я набросилась на молоковоз. И попала в паблики.

Образованный человек, который почти не матерится и подает мелочь бомжам, я ругалась, как пьяный сантехник ЖКХ и клеветала в сторону водителя по части его половой ориентации и прочих классификаторов.

Некоторые и на пароме продолжают выяснять отношения, завязавшиеся на берегу, но большинство сразу остывает. Так-то мы довольно-таки меланхоличный народ.

На пароме плыть 1,5–2 часа. Стоимость проезда моего Витца — около 400 рублей.

После парома с Нижнего Бестяха до Чурапчи — федеральная трасса «Колыма». Если честно, стыдно называть ЭТО трассой, тем более федеральной. Километров 50 еще более или менее асфальт лежит, дальше грунтовка — просто ад. В дожди ее сразу размывает, в другие дни — пыль столбом.

Как-то поехала я в проливные дожди. Трасса была — натуральная каша, а у меня еще и «дворники» сломались. На асфальте еще ехала, а по грунтовке проехала нормально только с десяток километров. Все лобовое стекло закидало грязью, видимость — нулевая. Я была не в себе: одна отправилась по размытой трассе, в ливень без «дворников», и собиралась при этом проехать 200 км. Тем не менее до пункта назначения добралась почти благополучно, пусть и за восемь часов. Если не считать того, что у меня оторвалась снизу защита, порвался правый пыльник и вылезла грыжа на переднем левом колесе.

Когда вышла из машины, пыталась отмыть стекло. Ничего не вышло. Встала на обочине (жизни) и заплакала. Хорошо хоть, из-за ливня этого не было заметно. Остановилась семейная пара (нам, северянам, не выжить без взаимовыручки ни зимой, ни летом). Мужчина, золотые руки, кое-как приделал один «дворник», чтобы был хоть какой-то обзор. Пошутили, что они сегодня как служба МЧС, и я не первая, кого они спасли.

На некоторых участках машину разворачивало на 180 градусов. Вот так опасно ехать по грязевой каше. По дороге видела несколько машин, съехавших в кювет. Людей в них не было. Жаль, что все не фотографировала, но тогда было не до этого.

В этом году ездила не в такие ливни, но все равно ЭТО разве может называться трассой? Вот здесь чуть прошел дождь.

В солнечные дни трасса так же опасна. Ежегодно происходят ДТП, когда водитель при обгоне из-за пыли не видит встречную машину. Часто — со смертельным исходом.

Вот на днях подруга сняла видео с трассы «Колыма».

Как-то КАМАЗ со мной «заигрывал» (бывают же такие придурки): не давал обогнать. Только ускорялась, он тоже ход прибавлял. Устав ехать в пыли, психанула и рванула вперед: еле разминулась со встречным Витцем. Благо ширина дороги позволила, хотя она как бы двухполосная. Хотела позвонить в ГИБДД, ведь водитель КАМАЗа явно был неадекватен, но не было связи на трассе.

И после каждой такой поездки надо ревизировать колеса: постоянно выскакивают грыжи.

Конечно, предполагается, что когда-нибудь трасса будет полностью заасфальтирована. Каждое лето на ней работают куча дорожников и техники, но никаких улучшений нет. Трасса «Колыма» — ужасна, просто ужасна.

В Якутске не лучше. Таких отвратительных дорог в городе, как в этом году, вообще не припомню. Это мое личное субъективное мнение, но наш город стал ареной для политических войн. Наверняка многие слышали про «чудо-мэра» Сардану Авксентьеву, которая гремит по всей России как «мэр здорового человека». Да, она классная, красивая, харизматичная, сильный лидер, но в городе — жесть. Ясень пень, бюджет органа местного самоуправления зависит от решений республики: срезали финансирование на ЖКХ, откачку вод, ямочный ремонт и прочее. В итоге — город тонет, дороги как после войны, даже разделительные полосы нарисовали только к концу июня. К примеру, я знаю, что здесь полоса расширяется, но вдруг справа едет кто-то, кто об этом не знает? В случае ДТП (тьфу, тьфу, тьфу) чья вина? Помеха справа или моя полоса, которой по факту нету?

Система не любит выскочек, ведь на место мэра прочили ставленника главы республики, которого тот везде возил с собой. Обычная картина — пока верхушка воюет, страдает обычный народ. Но я мэра уважаю уже только за то, что она заставляет дорожников исправлять косяки. Уложили асфальт в прошлом году, он тут же «поплыл». Сейчас срезают целые пласты и заново укладывают. Верю, что когда-нибудь в Якутске начнут строить качественные дороги.

При таких дорогах начинаешь ждать зимы. У нас актуальна поговорка, что «лучший дорожник — Дедушка Мороз». Снег сравняет ямы и ухабы, ухлопает пыль и прикатает «лежачих полицейских», чья высота, на мой взгляд, не соответствует ГОСТам.

Вернусь к вопросу строительства моста. Это же ненормально, что столица огромной республики периодически отрезана от внешнего мира. Продукты, стройматериалы и все прочее завозят по зимнику и складируют в Якутске на все межсезонье. Самолетами не навозишься.

Люди страдают. Когда катера и паромы уже не ходят, а зимники еще закрыты, водители на свой страх и риск выезжают на лед. Каждый год проваливаются и тонут. Не все могут дождаться декабря. Или едут, когда лед уже подтаял. На видео — переправа в апреле. Длина — 12 километров.

Такие видео появляются каждый год. Не могу осуждать, у каждого свои причины так рисковать.

В прошлом году, в ноябре, ГИБДД поставили пост на переправе, чтобы остановить этот произвол. Сотрудник бегал, бросался под машины, у него это получилось. Печальное зрелище.

Водителя установили, наказали — лишение свободы условно. Не знаю, с этим связано или нет, но буквально через несколько дней стало известно, что Якутия решила сама начинать строить мост (теперь его обещают открыть в 2024 году). Из федерального бюджета финансирования нет, но наши решили — сами начнем за счет частного инвестора «ВИС», а дальше срастется. Наверное. Ждем. Верим. Надеемся.

Но все же это лучше, чем ничего не делать. «ВИС» свои бабки отобьет в любом случае — либо добровольно, либо через суд. А если к мосту все же подключатся федералы, будет и того лучше.

Это я еще описала только центральную Якутию. Дальше, на севере, не то что асфальта, дорог вообще нет. Люди живут посреди тайги без связи с внешним миром. Зимой ездят на «Буранах» и оленях, а летом, кроме авиасообщения, вариантов нет. Ну, громко сказано — авиасообщение. Иногда летает вертолет, и часто оказывается, что провожающие в толкотне пассажира смогли затолкнуть в салон, а его багаж нет, или, что еще хуже, наоборот. Так что мне вроде как бы и грех жаловаться: дороги есть, паромы ходят, снега зимой много. Жить можно!

Простые способы заводиться в мороз

В Якутске этой зимой было тепло, в среднем температура держалась в районе минус 40–45. В школе актированных (то есть когда занятия отменяются по акту) дней почти не было, но коронавирус все компенсировал с лихвой (мрачная шутка).

Три года назад установила в свой автомобиль автономный подогреватель «Вебасто» за 35 000 рублей: гоняет антифриз по кругу, питается от аккумулятора, и, если верить производителю, за один запуск сжигает всего полстакана бензина. Через час заводишь машину и едешь. Минусы такого пуска: квадратные колеса и замерзший вариатор.

На вторую зиму заказала пошив чехла-«автоодеяла», на мой Витц он вышел 11 000 рублей. Стеганое теплое одеяло по кузову машины, которое затягивается снизу и хорошо удерживает тепло. После 12-часового простоя без автозапуска в минус 45 колеса не становятся квадратными, и после часовой работы «Вебасто» и 20-минутного прогрева салона после запуска машины состояние вариатора — как после теплого гаража.

Минусы такого решения: неудобство при разборке-сборке. Но некоторые так наловчились его собирать и разбирать, что на таком видео можно залипнуть. Вот как это делает жена коллеги — Екатерина Петрова.

Мне сложнее: слишком миниатюрная. Договорилась с одной компанией, которая вроде изобрела ноу-хау — тент-багажник. Должны были поставить, но затянули, и пока ждала, когда установят, тут и зима прошла. Так что третью зиму я простояла на одном «Вебасто», без тента. В дни, когда температура опускалась ниже 40 градусов, загоняла машину на теплую круглосуточную парковку. Распространенная услуга в Якутске зимой — владельцы крытой недвижимости сдают в аренду места: и в больших помещениях, и частники в гараже. Стоимость — от 400 рублей в сутки и выше, в зависимости от величины автомобиля. Тем, кому не повезло иметь собственный теплый гараж, так и выживают зимой — платят 12 000 руб. в месяц за аренду ночью, а днем просто не глушат машину.

Как это — неисправность в мороз

В январе вышли из строя щетки генератора. Утром запустила «Вебасто», на прогрев заряда хватило, на запуск — нет. Вызвала «прикурщиков» (обычно 150–200 рублей, если это такси — 450 рублей). Когда Витц, проехав 50 метров, опять заглох, поняла, что дело не в аккумуляторе. Несколько дней до этого подметила, что фары странно мерцают. Генератор!

Якутск — не Москва. Круглосуточных услуг мало. Если заглохнешь в 4 утра, сложно до кого-то дозвониться, хотя режим работы и будет указан как круглосуточный. У меня ЧП случилось в 7 утра. Звонком разбудила водителя эвакуатора с манипулятором, подъехал через полчаса. В принципе, могла через такси заказать буксировку на тросе, дешевле бы вышло — 400–500 рублей. Но в минус 40 сидеть в задубевшей машине и судорожно нажимать на педаль тормоза, боясь, что не впишешься в поворот — малоприятное занятие. Раскошелилась на 2500 рублей. Нашла круглосуточный автосервис, да толку — автомагазины работают с 9.00. Слава богу, вышли из строя щетки, а не весь генератор. Красная цена им — 300 рублей, продали китайские и аж за 900. В Якутске распространена интернет-доставка, но это не вариант, когда запчасть нужна тебе сейчас.

Долгосрочный тест подвески в жуткий мороз

В Якутии принято тщательно следить за состоянием машины. Пофигизм тут смертельно опасен. Я к лучшей части водителей не отношусь: езжу, пока не встану. Один мой друг шутит, что если он сильно нагрешит в этой жизни, то в следующей родится моей машиной. Но в этом году решила сделать комплексную ревизию автомобиля.

За три зимы раза четыре меняла пыльники и сальники. На морозе любая резина дубеет, и как бы ты тихо ни стартовал, все равно рвется. Замена масла в двигателе каждые 8000 км, один раз заменила жидкость в трансмиссии, один раз — антифриз. Чистка дросселей и замена воздушного фильтра — не в счет.

Началось все с «шу-шу-шу» от правого переднего колеса. Не люблю непонятные звуки. Когда еду и слышу у кого-то посторонние шумы, чуть из машины не вываливаюсь, чтобы посмотреть — у кого и что. Если есть возможность, спрашиваю. А тут сама еду и кажется, что шум на целый километр вокруг.

У меня постоянно что-то ломается с правой стороны. Учитывая, что автомобиль праворульный, это говорит об отсутствии инстинкта самосохранения. Водитель обычно плохие участки старается объехать противоположной от себя стороной. Мастер говорит, что это не мой случай. 

Из-за этих шумов на три дня прописалась в автосервисе, потеряла сон, покой. На подъемнике — ничего, при езде — шу-шу-шу. Мастер предположил, что диск погнут. Нашла б/у литой диск за 750 рублей. Как поставили, сразу загудел подшипник. Вот до этого дня никак не давал о себе знать, а после смены диска — сразу. Поменяли правый ступичный подшипник, похоже, он еще с завода стоял.

Гул пропал, звуки — нет. С мастером голову сломали. Подсознательно чувствовала — причина пустяковая. До этого на ходу полгода что-то стрекотало. Уже собиралась цепь менять за 20 000, и в последний момент обнаружилась разболтавшаяся пластмассовая крышка не пойми для чего.

Поменяли местами тормозные колодки, поехала проточить диск. Может, трется? Мне в этом году везет на хороших людей. Парни с шиномонтажа могли просто взять 1200, обточить диск и забыть. Но они собрали консилиум, осмотрели все, на подъемнике прогнали несколько раз. В итоге выяснилось, что у меня стерлись колпаки. Я давно так не хохотала: из-за изношенных колпаков чуть полмашины не разобрали. Парням позже завезла чай, печеньки, так как они даже деньги взять отказались за «такой пустяк».

Протекла коробка, герметиком замазали — все в норму пришло. Как раз масло обновила. А так вариатор не воет.

Амортизаторы давно протекли. Все собиралась их менять, но руки не доходили. В обычных магазинах продавали по 4000 за штуку, у китайцев нашла за 1200.

Когда зашла в магазин без маски, мне стало стыдно. Китайцы замотались от покупателей пленкой до середины прохода, соблюдают правила карантина. В отличие от нас, беспечных. Правда, пожалела, что взяла у них, слишком жесткие стойки. Со старыми проблем не знала, при езде не ощущалось, а на этих чувствую даже царапину на асфальте. Наверное, придется поменять все же.

В целом ничего такого критичного. К зиме у меня особых претензий нет. А к дорогам — есть.

Источник: drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *