Томск — Хакасия — Тыва — Монголия — Алтай

Полный бак, музыку Deep House погромче (Trance тоже бывает, для слияния с природой) за руль и «на дальняк», как говорится, я получаю от этого неимоверное удовольствие, в этот раз решил доехать до Монголии. Алтай изъездил уже вдоль и поперек. Много раз доезжал до границы с Монголией — Ташанты, но за границу как-то не решался. Чтобы не кататься туда-обратно по одному маршруту, решил сделать круг Томск — Хакасия — Тыва — Монголия — Алтай — Томск, тем более что в Тыве познакомились мои родители 36 лет назад, много читал про эту республику, удивился, что там буддизм, как-то не вязалось это в моей голове — Россия и буддистские храмы, решил, что надо на это посмотреть.

День 1-ый, проехал 820 км.

С Томска выехал 16-го числа (подгадал так, чтобы границу проехать в субботу после обеда) рано утром.Дорога пролегала через Мариинск — Шира и далее до Абакана.

Климат Хакасии уже довольно сильно отличается от томского. Это я понял, когда встретил закат возле Шира при температуре +12 градусов, а потом за 10 минут затянуло все облаками, начал идти дождь, переходящий в снег, и в итоге снегом залепило все дворники, температура опустилась до -2, но через 20 минут тучи разошлись и температура восстановилась до +8. Удивлению моему не было предела.

Тучи настолько низко, что казалось, что они касаются животных.

Доехал до Абакана и решил там заночевать в простой придорожной гостинице «Север». При регистрации оказалось, что на терминале оплаты не работает apple pay, надо вставлять карту оплаты, а я уже и пароль-то забыл. Думал, конечно, что цивилизация закончится, но не думал, что так быстро )). Но зато приятно удивило, что пиво в магазине продают до 23:00, а не до 22:00, как в Томске.

День 2-ой, проехал 620 км.

Выехал из Абакана, доехал до поселка Танзыбей и там потрапезничал, потому что далее перевалы и с эти там туго. Мобильной связи (билайн) в Танзыбей у меня уже не было, не было и на всем протяжении парка Ергаки.

На вершине перевала лежит снег, но при этом довольно тепло, ветра нет. Снега такое количество, что я пожалел, что не взял с собой сноуборд )).

Перевал где-то на границе республики Хакасия и республики Тыва.

По дороге наткнулся на парк Долина Царей Тывы — Аржаан-2.

Доехал до города Кызыл. Зашел на главную площадь. Как и ожидал, увидел красивый буддистский храм. С вывесками наставлениями Далай-ламы.

К вечеру доехал до поселка Чадан, решил тут заночевать.

День 3-ий, проехал 260 км.

В Чадане утром посетил буддийский монастырь Устуу-Хурээ (тув. Үстүү-Хүрээ — верхний хурээ (монастырь)) — один из самых крупных и известных буддийских монастырей Тувы. На территории есть развалины оригинального храма 1905 года постройки, разрушенного в 1930 году.

Далее дорога до города Хандыгайты, в котором и располагается пограничный пункт. Вся дорога идет вверх по гиспометрическим отметкам и на пике достигает 1950 м. На перевале огромные глыбы льда.

Вообще, с помощью приложения SkiTrack, записал траекторию движения, начало (Танзыбей) окончание трека район граница республики Алтай и Алтайского края.

В поселке Хандыгайты потрапезничал и заправил полный бак и Вам советую сделать так же, если поедете в Монголию, потому что цены на бензин там кусаются. Далее будет фото.

Пограничную зону прошел довольно быстро, машин было всего 2. Погранцы долго досматривали, не могли поверить, что человек один куда-то собрался и так далеко, искали подвох и наркоту с оружием, видимо.

На границе много раз узнавал про страховку, сказали, не заморачивайся купишь в ближайшем городе Улангом, и так сказали, как будто он в пределах видимости. Оказалось до него 114 км, приехал я туда уже поздно вечером, в субботу, и соответственно никакую страховку не сделал.

Этот город назвали, видимо, в честь Тургэнэва ))

Перед въездом в город Улангом с меня содрали 1000 местных денег, на мой вопрос, где я их возьму, если по дороге от границы не было обменных пунктов и вообще ничего не было, ни кафе, ни заправок, она ответила «40 рублей» на кривом русском языке. Отдал 40 рублей, заодно прикинул курс.

Улангом — это столица аймака УВС. На номерах у ребят, соответственно, буквы УВС. Город небольшой, но все есть, кафе, рестораны, больницы, заправки, банки. Кстати о банках, в 17:00 они оказались все закрыты, самый простой способ снять деньги с карты в банкомате, но Газпромбанк эту функцию для Азии по умолчанию отключает, можно включить в приложении Телекард, если есть связи или вай-фай, ни того ни другого не было. Поэтому, пообщавшись с продавцами в магазине, я обменял у них деньги по курсу более выгодному для них, чем для меня, но так как уже был глубокий вечер субботы, а завтра воскресенье, я согласен был на все.

Вечером зашел в буфет )), увидел знакомое название «гуляш», оказалось, что это говядина (жесткая нереально) с капустой в бульоне. Потом, кстати, в других местах, что бы я ни заказывал, приносили всегда то же самое, только бульон становился тем острее, чем я двигался более вглубь Монголии.

В Улангоме я заночевал. Нашел гостиницу за 1500 рублей за ночь. Причем отдал прям российскими рублями. При заселении слышалось, что за стенкой какой-то караоке клуб, я подумал, что погуляю пока по городу, вечером приду и все утихнет. В итоге до 23:00 я слушал караоке на монгольском языке. Ужаснее и придумать невозможно ))

День 4-ый, проехал 270 км.

Утром выехал по направлению Ховд.

По дороге постоянно останавливают монголы и просят куда-то их довезти, причем ни русского, ни английского они не знают, а я не знаю монгольский, плюс их лица не вызывают у меня доверия.

По стопам Чингизхана ))

Озеро Khar-Us nuur.

Трасса абсолютно безлюдная. В приложении Maps.Me дорога показывалась как довольно с хорошим покрытием, по факту оказалось жуткое бездорожье, то булыжники, то зыбучие пески. Причем в приложении отобразилось 250 км за 3,5 часа примерно. Я очень сильно удивился, когда увидел дорогу такого качества, в одном месте ее просто смыло горной речкой, и я долго размышлял, стоит в эту речушку заезжать или нет на такой безлюдной трассе, в итоге потратил на нее весь день.

Еще не очень приятный факт, при пересечении границы дают листок формата А4, на котором подробно описано про такую болезнь как чума. Кто переживает за свое здоровье, лучше перед поездкой поставить прививки. На границе в Ташанте меня опрашивали, температура, лимфоузлы и прочие симптомы присутствуют ли )) В Монголии процветает чума, причем процент тех, кто отъезжает от нее довольно высок! И потом я понял, почему в Монголии это возможно, везде вдоль дорог трупы полуразложившихся животных.

Также вдоль дорог куча кузовов от авто, на безлюдных трассах это немного пугает, особенно когда ты один в авто.

Снизу на фото Ховд, много ДПС в городе, а вот 95 бензин я так и не нашел, все заправки объехал.

В Ховд уже никто ни по-русски, ни по английский не разговаривает, так что в ресторанах и на заправках только язык жестов.

День 5-ый, проехал 300 км.

С утра с Ховд выдвинулся в сторону города Улгий столицы аймака Баян-Улгий.

Дорога местами просто идеальная, редко где по таким ездил, а с таким пейзажем нигде. Можно по ней ехать вечно, с такими пейзажами даже превышать лимит скорости в 80 км/ч не хочется.

Но местами дорога сменяется на грунтовую очень плохого качества — ожидаемо.

Трасса уже более оживленная, стали даже появляться кафе вдоль дороги, называются они Зоогийн Газар, вспоминая про чуму, останавливаться в них нет желания.

Это авто видно, что оставлено тут сравнительно недавно…

Перевал высота 2300 м над уровнем моря.

По трассе стоят домики, внешне неприметные, но оборудованы солнечными панелями.

Перед Улгием нашел такую вывеску, где написано Кошкелдыниз, помню с Казахской таможни еще, что КошКелдынездер по-казахски добро пожаловать. Википедия говорит, что население Улгия 90% с лишним казахи. В принципе, как и в российском Кош-Агач.

При движении отлично, когда ветер дует в направлении, при котором пыль не попадает на машину, а когда ветер меняется, то получается вот так (у кого аллергия на пыль, будет тяжело):

Далее по дороге озеро Толбо. Пошел прогуляться от дороги до него и встретил лебедей. До чего красивые! Подпустили близко, наверное, потому что у меня фамилия Лебедев ))

На въезде в Улгий вот такой знак, проблема пьянства, видимо, тут стоит довольно остро.

Поужинал в Улгий, персонал, что удивительно, криво, но по-русски понимал,J за это им уважуха!

Красивых мест в округе не нашел, поэтому вернулся на Озеро Толбо и там заночевал в машине. Озеро Толбо, как и Байкал, на нем от сильных ветров постоянные волны. Было бы теплее, можно было бы представить, что ты на море.

День 6-ой, проехал 320 км.

Утром поехал в сторону Ташанты. По дороге перевалы настолько высокие, что срезаны вершины. А ветер дует на них с такой силой, что, если не придерживать дверь, то она будет открываться, как у Роллс-Ройся, в другую сторону ))

Российская погранзастава. Аж гордость берет )) И герб тут тебе, и флаг =)

Решил проехать наконец-то на Марс, но с временем года, для такой машины, как у меня, не угадал, речки разлились очень сильно. На УАЗах возят.

Зато покатался в округе по горам. Виды не хуже, чем в Монголии. Там между гор течет река, но по фото не передать, все вливается в 2D.

Далее Северо-Чуйский хребет вблизи поселка Курай. Красота.

Ночевка в Акташе в гостинице «Расул». Всегда там останавливаюсь, приятный персонал, много беседок для любителей шашлыков и застолий.

День 7-ой, проехал 330 км.

Вообще, я по горам любитель полазить и без машины, нашел тропинку за поселком Чибит. Доехал на машине довольно далеко:

Дальше решил на машине не ехать, но у кого 4вд и есть желание познать неизведанные тропы, то за поселком Чибит по этим дорогам можно покататься. Далее решил пешком.

Айфон показал 200 этажей ровно. Так что, кто соберется, рассчитывайте свои силы и берите спрей от клещей, на Алтае их очень много, я одного бегущего по мне успел скинуть.

Далее прокатился по старому Чуйскому тракту. Слева внизу это современная трасса.

Далее по курсу был Семинский перевал, на котором как обычно холодно, +2 всего, снег кругом и до горы Сарлык мне на своей машинке доехать не удалось, зато получилось красивое фото.

Алтай тоже довольно непредсказуем по погоде, облака прогоняет быстро, бывает, что половина неба солнце, половина дождь (в моем случае, переходящий во влажный снег).

Заночевал в Манжерок, в гостинице горнолыжного курорта. Там летом довольно зелено и красиво, как будто в Европе очутился. Кто проживает в гостинице, тому бесплатный экскурсионный подъем дают, мелочь а приятно.

День 8-ой, проехал 740 км: Манжерок — Томск, ничего красивого по пути замечено не было.

Общая протяженность пути 3700 км.

P.S. Не ругайте строго за ошибки по тексту =)

Практически все фото без фильтров и сделаны на айфон 7.

Ник на drom.ru Vahtovik (id:17449136)

@lebedevandrey2018 мой профиль Instagram, кому будет интересно =)

Drom.ru

Источник: travel.drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *