Учитесь плавать! 16 автомобилей-амфибий

Учитесь плавать! 16 автомобилей-амфибий

Автор: Дмитрий Кротов
Фото компаний-производителей и из открытых источников
Источник: ДромНепреложная истина гласит, что автомобиль должен ездить по дороге, а лодка — передвигаться по воде. Но людям давно хотелось совместить эти два качества в одном транспортном средстве. Сегодня на Дроме — самые интересные, на наш взгляд, автомобили-амфибии.

Существует как минимум три причины возникновения плавучих транспортных средств, которые также могут перемещаться и по обычной дороге. Первая из них — армейские нужды и участие в военных действиях. Именно этим мы обязаны возникновению, например, разного вида гусеничных амфибий — танков и автотранспортеров, а также колесных БТР и т. д. Вторая причина — прикладное использование техники для работы, охоты или доступа в труднодоступные места. Самые яркие примеры — это наша Нива «Река» или разнообразные вездеходы типа «Шерпа» и BigBo. Ну и третья — сугубо развлекательная: автомобиль, который может еще и плавать, это априори очень «фановая» штука.

Сегодня мы поведаем вам о самых необычных и интересных представителях всех этих трех направлений, расположив их в хронологическом порядке появления на свет. Но мы сочли необходимым сделать одно исключение: рассказывать только о колесной, а не гусеничной технике, ведь иначе получился бы явный перекос в сторону «войны», и объема этой статьи попросту не хватило бы для описания гораздо более близких нам «гражданских» проектов. Но начнем все же с парочки образцов военной техники — некоторые экземпляры, кстати, до сих пор в строю.

GMC DUKW-353 (1941)

Естественно, что именно Вторая мировая война дала повод для бурного развития амфибий. Считается, что выпуск первого грузового автомобиля-амфибии весной 1941 года наладил концерн General Motors совместно с судостроительной фирмой Sparkman & Stephens. Им стал GMC DUKW-353, на котором многие решения применили впервые: три пары ведущих односкатных колес с шинами низкого давления, централизованную систему подкачки и… шасси от грузовика GMC CCKW. Кстати, 586 «уток» (прозвище — duck, англ.) в 1943–44 годах по ленд-лизу было поставлено в СССР. Бензиновый 4,4-литровый 6-цилиндровый двигатель развивал 91 л.с., что позволяло DUKW развивать 80 км/ч на суше и 10 км/ч на воде. При массе в 6,5 т вездеход мог перевозить 2,3 т груза. Несколько DUKW до сих пор используют в качестве туристического транспорта в больших речных городах, например, в Лондоне. По данным на 2002 год, береговая охрана США рапортовала о 75 DUKW, использующихся в коммерческих целях, и о 140 — на государственных несудоходных путях. Вот такая живучая техника!

Volkswagen Typ 166 Schwimmwagen (1942)

Название Schwimmwagen говорит само за себя, ибо переводится с немецкого как «плавающий автомобиль». Из обычного «Жука» на рубеже 1930–40-х годов Volkswagen делал огромное количество техники. Например, в 1939 году Фердинанд Порше создает полноприводный Typ 87 (Kdf 38), а уже в 1940-м получает заказ на разработку амфибии для вермахта. Совместно с Эрвином Комендом в 1942 году удалось запустить полноприводный Typ 166 Schwimmwagen в серию, а до 1944 года было произведено более 14 000 экземпляров, что сделало эту амфибию самой популярной за всю историю! В конструкции использовалась пара дифференциалов повышенного трения (межосевой и задний) и «понижайка». От коленвала приводился в движение гребной винт на специальной откидной колонке. Двигатель от «Жука» развивал тогда всего 25 л.с., что, тем не менее, позволяло Typ 166 разгоняться на суше до 80 км/ч, а на воде — до 10 км/ч. Полезная нагрузка составляла около 450 кг, а запас хода — 520 км.

Amphicar 770 (1961)

Если Schwimmwagen стал самой растиражированной амфибией в целом, то самый популярный гражданский плавучий автомобиль (и единственный в истории крупносерийный коммерческий) — четырехместный Amphicar 770, который создал немец Ганс Триппель, а производили его с 1961 по 1967 годы и выпустили в итоге тиражом 3878 экземпляров. В качестве силовой установки использовался 1147-кубовый 43-сильный мотор от Triumph Herald, который на земле вращал задние колеса, а в воде запускал два гребных винта сзади. Индекс 770 не случаен: 7 миль/час (около 13 км/ч) — скорость на воде, 70 миль/час (110 км/ч) — скорость на асфальте. Большинство Амфикаров уехало на экспорт в США. Сейчас это настоящая легенда, которую не купить дешевле, чем за 110–130 тысяч долларов! Кстати, именно высокая цена, никудышный маркетинг и изменение норм безопасности в США погубили Amphicar в 1967 году…

ВАЗ-2122 Нива-«Река» Амфибия (1976)

Не все знают, что параллельно с разработкой обычной Нивы ВАЗ-2121 в Тольятти еще в 1971 году начали создание модели ВАЗ-2122 — внедорожника-амфибии, который прежде всего предназначался для Советской армии. Технические задания поступали из Министерств автомобильной промышленности и обороны, первая тестовая версия появилась в 1976 году (ВАЗ-Э2122), а процессом на ВАЗе руководил все тот же конструктор П. Прусов. Соответственно, и шасси, и двигатель использовали от Нивы, но кузов стал открытым, с тентом и откидным лобовым стеклом. Бамперы сделали максимально плоскими, а сзади присоединили прицепное устройство от УАЗа. Короб «Лодки», естественно, сделали герметичным, а в него убрали коробку передач и «раздатку». Были загерметизированы также все важные узлы — карданы, приводы, рулевые тяги, а глушитель выведен спереди под днище. В 1977-м появилась вторая доведенная версия ВАЗ-2Э2122, а в 1982 году — третья ВАЗ-3Э2122, потом модернизированные серии «400», «500» и «600». Но в серию советская амфибия так и не пошла: за 11 лет было выпущено 27 опытных образцов, среди которых, говорят, не было и двух одинаковых. До нашего времени дожили лишь три Нивы-«Река».

RMA Amphi Ranger (1985)

Немецкая фирма RMA (Rheinauer Maschinen und Armaturenbau) занималась изготовлением бурового оборудования и обслуживанием трубопроводов, который частенько находились в труднодоступных местах. Естественно, что для такой работы им понадобился действительно универсальный автомобиль-амфибия. За неимением подобного на рынке немцы решили… создать его сами, а для частичного восполнения затрат — продавать всем желающим. Оригинальный герметичный кузов был выполнен из специального алюминиевого сплава, не коррозировавшего даже в соленой воде, двигатель Cologne V6 OHV взяли от европейского Ford, а многие узлы и агрегаты — от серийных автомобилей других марок. Говорят, что на суше Amphi Ranger разгонялся аж до 145 км/ч и мог набрать около 17–18 км/ч на воде. Всего до 1995 года было выпущено менее 100 амфибий, что обуславливает их весьма высокую цену на «вторичке» — до $250 000.

Hobbycar В612 (1992)

По сути, после 1967 года — со «смертью» Amphicar 770 — в мире почти не было попыток создания автомобилей-амфибий вплоть до 1992 года, когда на Парижском автосалоне было представлено новое видение этой идеи — кабриолет Hobbycar B612. Кузов «Хоббикара» был изготовлен из углепластика и дополнительно упрочнен специальными балками из нержавейки. «Под капот» установили 92-сильный дизель Peugeot, что позволило легкому автомобилю развивать 150 км/ч на асфальте. На воде «максималка» была традиционно меньше — около 10 км/ч за счет работы двух водометов. Для облегчения спуска на воду и подъема на сушу была применена гидропневматическая подвеска от Citroen, позволявшая увеличить дорожный просвет до внушительных 300 мм! Но за Hobbycar просили так много денег, что он оказался невостребованным и, более того, привел фирму к скорому банкротству.

Gibbs Aquada (2003)

Первая амфибия в нашем сегодняшнем обзоре, которую по праву можно назвать скоростной, — 160 км/ч на суше и целых 50 км/ч на воде! — это стильный трехместный (водитель сидит посередине-спереди на специальном кресле с сервоприводом) бездверный кабриолет Gibbs Aquada с 2,5-литровым 175-сильным двигателем Rover KV6 и водометом, созданный в Британии и получивший более 60 патентов на различные инновации. В 2004 году Ричард Брэнсон — владелец Virgin Group установил на Gibbs Aquada новый рекорд пересечения Ла-Манша на автомобиле-амфибии — всего за 1 час 40 минут и 6 секунд. Предыдущий рекорд, кстати, принадлежал Amphicar 770 — на то путешествие в конце 1960-х годов было затрачено намного больше — целых шесть часов.

Rinspeed Splash (2004)

Есть в автомобильном мире имена, которые навсегда останутся в истории. Например, маэстро Франк Риндеркнехт — основатель компании Rinspeed в конце 1970-х годов и гений концептостроения, тюнинга и стайлинга. Если посмотреть на огромное количество работ Франка за все эти годы, то наверняка проникнешься невероятным уважением к его смелости. Но нас сегодня интересуют именно его проекты амфибий. Первый из них — углепластиковый кабриолет Splash (всплеск — англ.) — настоящий глиссер на подводных крыльях, который на расстоянии около 60 см от поверхности воды развивал скорость до 80 км/ч! Передние крылья были спрятаны в кузовные пороги, поворачивались на 90° вбок и наклонялись вниз (угол мог регулировать водитель) при помощи гидравлической системы, образуя V-образную несущую плоскость. Всего 750-кубовый турбомотор выдавал 140 л.с., что позволяло не тушеваться и на суше — «максималка» составляла серьезные 200 км/ч.

Dutton Surf (2005)

Тим Даттон заработал себе имя и состояние, когда в 1969 году открыл свой бизнес по производству и продаже разного рода кит-каров. Кстати, за 20 лет он реализовал более 8000 машинокомплектов! После ухода из этого успешного дела в 1995 году он вернулся с первыми автомобилями-амфибиями Dutton Mariner и Dutton Commander, изготовленными на базе, соответственно, Ford Fiesta и Suzuki Samurai. А в 2005 году Даттон представил миру кит-кар Surf со складной крышей на агрегатах современного Suzuki Jimny (с дизельным или бензиновым двигателями). Покупатель может как приобрести уже готовый Surf, так и собрать его самостоятельно, предварительно заимев себе «донора» — Jimny не старше 2005 года выпуска. Кстати, Тим Даттон стал единственным человеком в мире, дважды пересекшим Ла-Манш на амфибии.

CAMI Hydra Spyder (2006)

Hydra Spyder — это не только открытый спортивный автомобиль-амфибия, который способен развивать 200 км/ч на асфальте и до 85 км/ч на воде, но благодаря мощному 6,0-литровому 400-сильному силовому агрегату (500 сил в версии с турбонаддувом) от Chevrolet Corvette еще и таскать за собой пару воднолыжников — помимо четырех человек в «салоне»! Спасибо за создание этого красавца с алюминиево-углепластиковым кузовом мы должны сказать супругам Джону и Джулии Гилджэм из Южной Каролины, которые еще 1999 году основали компанию CAMI (Cool Amphibious Manufacturers International — «Изготовители крутых амфибий»). Правда, их Hydra Spyder появился только в 2006 году, зато стал одним из самых красивых автомобилей-амфибий в истории. Интересная фишка — независимая активная пневмоподвеска, при помощи которой убираются колеса при спуске на воду.

Rinspeed sQuba (2008)

Еще одно творение великого основателя швейцарской фирмы Rinspeed Франка Риндеркнехта — амфибия sQuba. И снова — совершенно оригинальное и необычное решение: если все описанные до этого экземпляры так или иначе держатся на поверхности воды, то Скуба, появившийся в 2008 году, может к тому же плавать и под водой как настоящая субмарина! Любители «бондианы», конечно же, помнят фильм «Шпион, который меня любил» 1977 года, где по подобной схеме был сработан… Lotus Esprit. Но то кино, а это — реальный прототип, который, кстати, тоже напоминает Lotus, но более современную модель Elise. Под водой родстер передвигается за счет двух винтов под задним бампером, а поворачивает при помощи двух водометов в передних арках. Винты, водометы и колеса (на суше) приводятся в движение отдельными электромоторами (!), питающимися от Li-Ion батарей. Единственный недостаток: водителю и пассажиру sQuba перед погружением необходимо надеть специальную экипировку и подсоединиться к кислородной магистрали. На асфальте Скуба может выдать 120 км/ч, а под водой — всего 3 км/ч.

Gibbs Humdinga (2012)

Почти десять лет прошло после появления скоростного Gibbs Aquada, и Алан Гиббс сподобился на еще более авантюрный и серьезный проект — Humdinga с кузовом из композитных материалов. Этого почти семиметрового трехтонного гиганта и сам Гиббс не зря называет грузовиком-амфибией — с шестиместным салоном, судовым двигателем V8 (370 л.с.) и полным приводом. Когда Humdinga переходит из наземного режима в водный (этот процесс занимает всего около пяти секунд), колеса убираются и силовая установка активизирует два поворотных водомета сзади. На суше автомобиль может разогнаться до 130 км/ч, а на воде — до 50 км/ч. Топливный бак на 166 л обеспечивает запас хода до 241 км на суше и 161 км на воде.

Watercar Panther & Python (2009–2013)

В этой главе мы решили объединить сразу две мощнейших амфибии от калифорнийской компании Watercar — «Питона» и «Пантеру». Python появился еще в 2009 году и сразу стал одним из самых быстрых автомобилей на воде. Под капотом был установлен V8 от Chevrolet Corvette с нагнетателем (мощность — 640 л.с. на твердом покрытии, 500 л.с. — на «жидком»), что позволяло разгоняться до 100 км/ч по суше всего за 4,5 секунды, набирать 160 км/ч на асфальте или 97 км/ч на воде. В 2013 году в Watercar представили еще одну амфибию — Panther, которая стала симбиозом Jeep CJ-8 Scrambler, 305-сильного 3,7 литрового мотора Honda, «лодки» из углеволокна и возможности при помощи гидравлики быстро (за 15 секунд) убирать колеса при спуске на воду. По асфальту «Пантера» разгоняется до 200 км/ч, а максимальная скорость спуска на воду — 24 км/ч. Стоимость «Пантеры» в сборе — около $140 000.

«Шерп» и BigBo (2014)

Ну а теперь новейшая страничка из истории амфибий в России — болотоходы «Шерп», AG20 и BigBo, о двух из которых мы подробно рассказывали на Дроме. Эти болотоходы с неповоротными колесам и шинами сверхнизкого давления — в той ли иной степени детища конструктора-самодельщика из Санкт-Петербурга Алексея Гарагашьяна, которые обладают положительной плавучестью, хотя и весьма невысокой скоростью на воде — около 5–6 км/ч. Конструктивно «Шерп» и BigBo очень схожи, отличаются лишь элементами и постройкой кузовов, двигателями (у «Шерпа» — дизель, у BigBo — бензин от Hyundai Accent), коробками передач — «механика» у «Шерпа» и «автомат» у БигБо, а также органами управления. Проходимость и умение плавать у этих вездеходов — выше всяких похвал, что делает их незаменимыми экспедиционниками или «охотниками».

Источник: drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *