В Азию на Вазе (путешествие по Казахстану, Узбекистану и Алтаю длиной в 104 дня 21 500 км)

Почитывая на ночь отчеты разных матерых автопутешественников, я неизменно ловил себя на мысли, что вот как же это круто — взять и отправиться в дальние дали, не спрашивая разрешения начальников и не стремясь впихнуть невпихуемое в скромный двухнедельный отпуск. Но как представитель настоящего офисного планктона, я по очевидным причинам никогда не мог себе этого позволить.

Однако весной прошлого года подкрался кризис среднего возраста, ну и все равно обещали конец света, так что решение сформировалось стремительно. Увольняемся с работы, меняем автомобиль на чуть более подходящий и едем. Едем смотреть Россию, Казахстан с Узбекистаном, ну и в Монголию неплохо бы заглянуть.

Вот так незатейливо началось путешествие длиной в три месяца без спонсоров, больших внедорожников сопровождения, спальников в автомобиле и спутниковых телефонов. Зато было много всего интересного: древности Средней Азии, красоты Алтая и Сибири, черепахи, богомолы и зубры, а также — впервые! — испытанная на себе узбекская судебная система.

И главное: на абсолютно стандартном ВАЗ-2114.

На самом деле, рассказывать про такое путешествие можно бесконечно долго. Потому я постараюсь показать только самое красивое и рассказать самое интересное. Вопросы приветствуются, с удовольствием отвечу в комментариях под текстом.

Итак, сначала немного об организации.

Непосредственно воплощение этого путешествия в жизнь началось за несколько месяцев до старта (а накопление денег еще раньше, примерно за год). Покупали недостающее турснаряжение, готовили навигацию, выбирали автомобиль. Последнее делали очень долго, рассматривали кучу вариантов — от Nissan Frontier (это у нас было) или свежей «Нивы», до всяких легковушек типа «Матиза» или новой «пятерки». Такие на первый взгляд неочевидные варианты возникали в том числе и потому, что хотелось не просто проехать длинный маршрут, а сделать это стильно, как и подобает настоящим путешественникам. Ну и чтоб дешево было тоже.

Выбор в итоге пал на слегка б/у ВАЗ-2114. Относительно надежный, простой, ремонтопригодный, с минимумом лишних деталей (вроде гидроусилителя или кондиционера), экономичный и неприметный.

С его приобретением хлопот прибавилось — экземпляр попался не ахти (мне вообще часто «везет» на автомобили, несмотря на мою к ним любовь), пришлось основательно вложиться в освежение ходовой и двигателя.

Поначалу планировалась тотальная модификация ходовой части для плохих дорог: проставки для увеличения клиренса, усиления рычагов и т.д. Но в итоге отказался: чем больше нестандартных деталей, тем больше «побочных эффектов» в смежных узлах, снижающих надежность, и тем меньше шансов на то, чтобы найти сломавшуюся неродную деталь в сельском магазе. Потому путь усиления всего и вся был заменен на путь приобретения большего числа запчастей про запас.

Экспедиционный тюнинг тем не менее, тоже присутствовал: дачный багажник с двумя запасками и лопатой на крыше, допвентилятор охлаждения радиатора от «Тойоты-Короллы», навигационно-мультимедийный центр в виде Asus EEE PC, инвертор на 1 000 Вт и пластмассовые ящики из «Икеи» для оптимизации шмурдяка. Да, заднее сиденье сразу выкинули — оно там ни к чему.

Оптимизации багажа было уделено немало времени. В итоге взяли все необходимое и даже немного больше, при этом автомобиль не был перегружен, а гора вещей даже не думала доставать до потолка.

Маршрут длиной около 25 000 км был рассчитан примерно на 2,5-3 месяца движения. В общем-то, так и получилось, несмотря на некоторые изменения, возникшие по ходу дела.

На иллюстрации вы видите основных участников пробега с эпическим названием «В Азию на Вазе» — я с женой Таней, наш автомобиль, а также друг-мотоциклист Андрей. Его роль эпизодическая, он с работы не увольнялся, так что ему светил только монгольско-байкальский участок пути длиной около трех недель. В этом заключалась хитрость — самые малонаселенные и дикие в плане дорог места проехать в два экипажа. В остальном никаких ограничений и целое лето впереди!

Поехали! 20 апреля был дан торжественный старт от помойки возле нашего дома. Первый этап — Поволжье, практически обкаточный. Москва—Астрахань, вдоль Волги. Едем по цивилизации, смотрим на поведение машины и привыкаем к новой жизни.

Первые достопримечательности — башня Шухова недалеко от Дзержинска, уже оттаявшая река Ока и не очень чистые пляжи в красивом лесу.

Возле местного магазина. Щеночки так жались к мотоциклу, что наш мимимиметр моментально разорвало. Пришлось купить им пакет сметаны.

Ледоход на Волге, напротив города Чебоксары. Лед очень прикольно шуршит. В руках рассыпается на кубики.

Но если не смотреть на воду, то почти уже лето.

Город-остров Свияжск, недалеко от Казани. Активно реставрируется. Мы не питаем слабостей к религиозным постройкам и реликвиям, но место само по себе интересное и красивое.

Вот эти две собаки-вымогаки пытались отнять у нас свежекупленные съестные припасы. Тут я как бы делаю вид, что у меня в руках ничего нет.

Казань посмотрели практически проездом. Кремль очень понравился.

Но такого добра навалом на открытках.

Вот тут уже интереснее — музей гражданской авиации под Ульяновском. К сожалению, полазить по самолетам не удалось, потому что приехали под самое закрытие. Зато были единственными посетителями.

Немножко застряли в болоте в поисках подходящих кустов для ночлега.

Невероятно впечатлились комплексом на Мамаевом кургане. По сравнению с ним Поколонная Гора кажется непонятным балаганом.

Держим путь в сторону Астрахани.

Казахстан близко, а значит, начинаются степи. Едем смотреть соляные озера Баскунчак и Эльтон.

Естественно, нашей мечтой было искупнуться в этих водоемах, чтобы почувствовать чудодейственный эффект выталкивания тела из воды. Но Эльтон оказался очень мелким.

И при этом с кучей людей вокруг, жаждущих набрать в ведерки целебную грязь.

Да и Баскунчак несильно отличался по части глубины в том месте, где мы подъехали. Но тут мы хоть натуральную соль потрогали.

На озере ведутся промышленные разработки соли, потому формально подъезд и подход там возможен не везде. По периметру водоема идет техническая дорога, вполне, тем не менее, живописная.

До границы с Казахстаном пара десятков километров.

Ночью сильный ветер порвал понтонный мост. Буксиры пытаются вернуть все как было, но не очень получается.

Долгожданная граница. Проходим легко, меньше, чем за час, поборов никаких, вроде.

Знаменитая контора Willi Betz. Они возят продовольствие для американских солдат в Ираке, фуры идут нескончаемым потоком. Мы уже даже потом по ним направление определяли — если встречаем такой, значит, мы не заблудились.

На казахской стороне жизнь кипит ключом — менялы «Тенгеее, тенгеее, тут не покупай, там покупай!», гастарбайтеры, верблюды и водилы, перебирающие движки от своих автобусов прямо на обочине. Экзотика началась!

Город Атырау, тем не менее, оказался вполне чистым и дружелюбным. Сплошные банки, вайфаи и цивилизация.

Дороги в Казахстане не в пример нашим. Ну, по крайней мере, основные магистрали.

Вдоль Каспия сплошная нефтянка.

Офигительный зверь черепаха. Похожа на динозавра в миниатюре. Увесистая. На удивление быстро бегает по степи.

Изначально мы хотели попасть на Мангистау — самое известное и красивое место западного Казахстана. Нормальных дорог туда нет, и было очень интересно, сможем ли мы пробраться хотя бы к каким-то достопримечательностям на недоприводе. Однако здесь нас постигла первая неудача. Во-первых, мы немного выбились из графика (несмотря на безлимит по времени поездки, приблизительный расчет движения все же был), а во-вторых у нас внезапно отвалился багажник, который явно не был рассчитан даже на такие, не очень-то большие нагрузки.

Посовещавшись, мы решили, что раз Мангистау не является нашей основной целью, стоит отложить его на другой раз, иначе это грозило растянуться еще минимум на неделю, что означало бы провал встречи с мотоциклистом.

Все, что мы успели увидеть в этой местности — красивых лошадок и мини-копии каньонов.

Завариваем багажник в Бейнеу и продолжаем путь в сторону Узбекистана, коему планировалось уделить значительное время.

Граница Казахстан—Узбекистан. Мы ждали ее с трепетом. По самым скромным отзывам, ее пересечение занимает 5-6 часов. Очереди, бесконечные рукописные бумажки, просветка всего багажа (т.е. абсолютно всего, отдельно от машины).

На деле оказалось все еще страшнее. Сначала нас основательно потрепали на казахской стороне, внаглую требуя деньги за все: за въезд на пост, за «недосмотр» ТС, за выдачу необходимых бумаг. Затем мы попали на нейтральную территорию. Она представляет из себя филиал постъядерного мира — загончик длиной метров 200-300, обнесенный колючей проволокой и заполненный фурами, легковушками и толпами узбеков в халатах и с тюками. Везде мусор и говно, потому что никакого намека на урны и туалеты нет. А, ну и все это ночью, потому что от казахов мы выехали около 11 вечера.

Узбеки запускают автомобили порционно, по 3-5 машин где-то раз в три часа. Негусто, в общем. Проторчали мы там всю ночь, и с первыми лучами солнца вкатились на пограничный пункт. Дальше всё как и обещали — пассажир идет отдельно, как простой пешеход, а водитель тем временем вынимает из машины всё-всё и несет на просветку. Контроль двойной — после рентгеновской шайтан-машины в дело вступают узбеки в белых перчатках и уже лично убеждаются, что железное бесовское исчадье ничего не упустило из виду. Однако мы явно выделяемся из толпы местных, потому нами заинтересовалось начальство. Молодой парень, одетый по гражданке, позадавал классические вопросы «откуда-куда-зачем», попросил скачать ему какой-нибудь новенький фильм с нашего компьютера, после чего распорядился пропустить нас без очереди. Никакого намека на деньги и вымогательство, все корректно и дружелюбно, но ооочень неспешно.

Таким образом, на выполнение квеста «погранпереход» ушло 12 часов. Получен левел 3 — «Узбекистан»!

С узбекской стороны уже ждут толпы зомби, чтобы взять ворота штурмом.

Сразу же поменяли деньги. Мы практически богачи. Эта стопка — 5 000 рублей или 450 000 сум.

Основной прикол узбекских денег в том, что там самая крупная купюра — 1 000 сум. При том, что, скажем, сходить в платный туалет стоит 300, а наш средний ценник при походе в продуктовый магазин был 40-50 тысяч. То есть все ходят с котлетами денег и умеют их быстро-быстро считать. А когда покупают что-то посерьезнее, деньги возят натурально чемоданами.

300 км ровной, как стол, пустыни — и мы съезжаем с плато Устюрт в Каракалпакстан, «задворки» Узбекистана. Наша первая цель — высохшее Аральское море и бывший город-порт Муйнак.

Когда-то это был берег моря, а теперь ближайшая вода только в 150 км. Здесь только песок, пыль и ржавые остовы кораблей.

На пути из Муйнака в Нукус. Древнее кладбище Миздакхан.

В принципе, оно внешне несильно отличается от других кладбищ Узбекистана — те же каменные заборчики вокруг могил, небольшие склепики и большие мавзолеи. Но здесь располагается интересная достопримечательность — Мировые часы. Мы долго их искали, представляя совершенно разные строения и вещи, а оказалось, что они выглядят вот так.

Это мавзолей Ережеп-халифа. Каждый год из стен мавзолея выпадает некоторое количество кирпичей, и, согласно легенде (легенд, как вы понимаете, в этих краях бесчисленное множество), когда последний кирпич упадет, это будет являться концом света. Как видите, время у нас еще есть.

Из выпавших камешков местные строят счастливые столбики, загадывая желания. Если вдруг камней не хватает, можно сломать чужой столбик и построить свой. Главное — не трогать Мировые часы.

Вот так выглядят нетуристические крепости. Это Гяур-Кала.

Когда-то это было впечатляющее сооружение из глины, армированное соломой, но время и дожди не щадят ничего. Теперь это больше напоминает размытую марсианскую поверхность.

А вот еще одна, Чилпик, Башня Молчания, сооруженная зороастрийцами. Она более живописна, потому как была возведена на вершине холма. Но внутри всё то же — твердая глина.

Кстати, зороастрийцы там занимались небесным погребением. Обряд такой, когда тела умерших отдают на съедение хищным птицам.

Для местных мы были такой же экзотикой, как и они для нас. По-русски говорят очень немногие, зато сфоткаться с Таней выстраивались целые толпы.

Дети часто просят сфоткать их, им важен процесс — поулыбались, посмотрели себя на экране фотика, довольные убежали.

Туристов тут мало, добраться сюда сложно из-за длинной и изнуряющей дороги через пустыню Кызыл-Кум, о которой чуть ниже.

Хива! Одно из центровых мест Шелкового пути. Ичан-Кала, исторический центр.

Тем не менее, это все еще жилой квартал, с домами, гостинками, едальнями. Как если б в столичном Кремле жили простые люди.

Муляж тигра, удлиненная версия (чтоб помещалось больше фотографирующихся).

Туристов тут уже достаточно много. В основном европейцы — французы, немцы, австрийцы. Они уже давно оценили все прелести Узбекистана — дешево, красиво, экзотично. Русских почти нет. Многие местные говорят на английском и французском, дети просят у туристов «бонбон», русский же знает в основном только старшее поколение. При этом все очень рады слышать, что ты приехал сюда аж из Москвы, стремятся зазвать в гости на чай, вспоминают, как было хорошо при Союзе, как они служили/работали в Москве и т.д.

Отъявленных путешественников, вроде нас, тоже хватает. Вот, например, ребята из Бельгии.

А вот товарищи из Франции, остановившиеся в одном гестхаусе с нами. Едут из Парижа в Дели, вернее, уже возвращаются обратно. В пути почти год. Их автомобиль — Citroen 2CV, «Гадкий утенок» возрастом 25 лет. Внутри настоящее ретро: минимум места, большой руль, тоненькие панельки дверей, матерчатая крыша со щелями в два пальца толщиной. Когда я спросил владельца, почему он выбрал эту машину, он сказал: «Because it`s the best!» После нее наш двухлетний Вазик с опускающимися стеклами и непротекающим пластиково-тканевым салоном кажется откровенным буржуинством.

Едем смотреть еще одну крепость, Аяз-Кала. По дороге героически зафоткались, типа, я крутой покоритель пустыни, а Таня дружит с брокколи.

Внезапно, дракон!

Дальше по плану Бухара. Но как вы помните, сначала надо пересечь Кызыл-Кум. Звучит страшно, но на самом деле ничего страшного нет, там есть дорога, и достаточно проезжая. Только она ужаснейшего качества, так что все едут 20-30 км/ч по многоградусной жаре. Заправок нет, харчевен нет, ночевать не рекомендуется.

Кстати, с бензином в Узбекистане все непросто. Очень много автомобилей ездят на газу, он там есть всегда, но на заправках приличные очереди.

Бензин же чаще всего есть только 80-й, ну и тракторная соляра. 92-й стабильно присутствует только в крупных городах. Бывает и так, что бензина нет никакого. Тогда в дело вступают перекупы, торгующие топливом с обочины из пятилитровых баклашек. Говорят, бодяжат и взвинчивают цены. Нам удалось избежать проверки этого на себе, в том числе благодаря гостеприимным местным, делившимся своим бензиком или информацией о секретных заправках.

Перед отправлением в Бухару мы снова заварили багажник, теперь уже другую стойку. Впоследствии мы делали это еще неоднократно. Багажник оказался самым слабым звеном за всю поездку.

Вот так выглядит пустыня и дорога по ней.

Периодически есть и хорошая дорога, офигительного качества бетонка, которую строят, вроде, китайцы. Но на нее не пускают — не готова.

Работает вот такая техника. Это и арматуроукладчик, и передвижная опалубка для бетона.

Как результат работы, получается великолепнейший хайвей, по которому можно лететь хоть 160 км/ч и который не подвержен растрескиванию на жаре, как асфальт.

Бухара! Город, оставивший одно из самых сильных впечатлений. Самый центр Шелкового Пути, а значит, самый концентрат восточного антуража.

Помните башню Шухова в начале рассказа? Тут она тоже есть!

Внезапно! Москвичи и ростовчане в Бухаре. «БМВ-клуб» на выезде.

А вот Самарканд уже не так понравился. Туристов там не в пример больше, цены сильно выше, машины-новостройки и прочая урбанизация. Но красиво тоже, спору нет.

Обсерватория Улугбека. Этот правитель и ученый вообще очень почитаем узбеками. В каждом городе есть проспект или улица Улугбека.

Но довольно архитектуры и древностей. Ведь Узбекистан богат еще и природой.

Природный парк Заамин, недалеко от границы с Таджикистаном. Туда нас привела старая горная дорога, которую мы отыскали на гуглокартах. Впоследствии оказалось, что дорога заброшена всеми, кроме военных, у которых там КПП и погранзона. Для нас это стало сюрпризом, как, собственно, и мы для служивых. Нас даже подзадержали и начали обыскивать как шпиёнов. В процессе досмотра особое внимание товарищей привлекли мои пустынные тканевые берцы. Один из солдатиков даже смог вспомнить нужное русское слово: «Подарка, подарка!» Жалко было его разочаровывать, но все же поделиться родной обувкой я с ним не мог… Прибывшее на КПП командование по-русски изъяснялось хорошо. После того, как выяснилось, что мы не шпиёны, перед нами несколько раз извинились, но и пропустить дальше отказались (несмотря на то, что дорога в итоге поворачивала к Ташкенту). Пришлось разворачиваться.

Но эти невероятные виды с высоты 2 500 м, пожалуй, всего этого стоили.

Чарвакское водохранилище, около сотни километров от Ташкента. Серпантины. Гонолыжный курорт Бельдерсай совсем рядом.

Солнечная печь недалеко от Паркента. Научный комплекс для получения сверхвысоких температур с помощью энергии солнца. Таких в мире только два — в Узбекистане и во Франции.

К сожалению, внутрь нас не пустили — для этого нужно особое разрешение Академии наук.

Огромное здание имеет вогнутую форму и специальное покрытие для улавливания солнечных лучей. Рядом поле с зеркалами, которые автоматически отслеживают положение солнца и фокусируют его лучи на здании. Затем световая энергия концентрируется в одной точке и… Температура в фокусе превышает 3 000 градусов по Цельсию.

И тут же рядышком вот такой водопровод.

А сейчас лирическое отступление — история про узбекское правосудие.

Мы выезжали из страны через другой пост, большой международный, недалеко от Ташкента. Здесь дело шло побыстрее, но носить весь багаж на просветку все равно пришлось. Прошли практически все таможенные формальности, даже печати на выход в заграны уже поставили, но во время осмотра машины сотрудника очень заинтересовала наша огромная самосборная аптечка. После ее тщательного изучения он обнаружил там препарат Феназепам, как оказалось, запрещенный на территории Узбекистана. Да, это потом мы узнали, что это наркоманская тема. Более того, даже как снотворное он нам был не нужен. Аптечку сбирали перед самым отъездом, в панике, ну и недоглядели. Сразу скажу, что мы изучали списки запрещенных лекарств, но на узбекских сайтах такой информации не было, а в российско-казахских списках феназепам не значился. Но теперь как бы уже поздно.

Попытка дачи подношения провалилась, чеки о покупке, туристический антураж и рассказы про автопробег ни к чему не привели. Объяснительные, дознаватель. Отвезли в таможенное управление в Ташкент, там беседы, потом в районный ОВД с тем же. Информация противоречивая — таможенники сначала говорили, что выпустят из страны через 3-4 дня и что это рядовое дело. Через некоторое время как по волшебству возникла статья и уголовная ответственность, и срок ведения дела увеличился до двух-трех месяцев. Ответственность — от штрафа и/или депортации до 10 лет лишения свободы. Подписка о невыезде и арест автомобиля.

Конечно, как только запахло жареным, мы позвонили в родное посольство. Узнать, правомерно ли наше задержание, как поступать и т.д. Человек на другом конце выслушал и вяло сказал: «Ай-яй-яй, ну что же, у вас проблемы. Ищите адвоката». И положил трубку.

Первые три дня мы жили в машине прямо на пограничном посту, ожидая, когда же наше дело как-то двинется. Бесплатно питались в служебной столовке и мылись в служебном душе. Сотрудники таможни и погранцы нам искренне сочувствовали, но «закон есть закон». К счастью, через московских и белорусских мотознакомых удалось найти контакты местных мотоциклистов и просто хороших людей, которые нас совершенно безвозмездно поселили в Ташкенте и всячески помогали в разрешении нашего вопроса.

Несмотря на кучу времени, проведенную в городе, мы там практически ничего не смотрели и не фоткали. И настроения подчас не было, и занимались все больше другими делами. Но иногда мы все же развлекались, вот, например, катались на карусельках в близлежащем парке.

Дело продвигалось со скрипом, разные инстанции давали разную информацию, в какой-то момент следователь (турок Махмуд) по непонятной причине перестал брать трубки. В посольство с помощью тех же байкерских контактов мы все же пробились, но там выяснилось, что ничем конкретным они помочь не могут — узбеки действуют в рамках закона, а наша вина очевидна.

Мурыженье продолжалось три недели, после чего все же был назначен суд. Постановление — штраф в 1 000 долларов США. Это значительная часть нашего бюджета, но мы расслабились — это лучше, чем на киче чалиться. Вот он, наш штраф.

Спустя еще 10 дней после вступления в силу приговора и оплаты штрафа нам вернули документы, мы распрощались с кучей новых ташкентских друзей, реанимировали севший за это время аккумулятор на Вазике и благополучно покинули солнечный гостеприимный Узбекистан.

Пять часов на жарище на нейтральной территории и наглые взятки с казахской стороны после обретения свободы показались сущим пустяком.

Вот, кстати, водитель фуры из Прибалтики пустил нас к себе охладиться.

А вот еще французы на «Ситроенах». На сей раз их было несколько экипажей плюс прикольный полноприводный грузовик сопровождения.

После нашей истории на сайте Российского посольства в Узбекистане появилась красочная информация про феназепам. Видимо, во избежание повторения в дальнейшем.

Если честно, после всего этого было желание вернуться прямым ходом домой. Монголию, вторую серьезную цель путешествия, в компании друга мы уже проворонили (он в итоге отправился в Скандинавию на три недели, чтобы не терять отпуск), а денег осталось всего ничего. Но потом решили, что повторить подобное путешествие в ближайшем будущем нам будет затруднительно, потому поедем-ка мы прямиком на Алтай, он все равно вот тут, рядом, там красиво и практически дом, а там уже решим.

Восточный Казахстан запомнился грязью, ржавым железом на обочинах (после чистенького Узбекистана это было очень непривычно) и абсолютно невменяемыми наглыми гаишниками, клянчившими деньги просто за факт проезда мимо них. Но дорога временами была вполне красива.

Настоящий смерчик.

В качестве компенсации пару дней пооткисали на Балхаше. Красивое озеро.

Понаблюдали охоту богомола на комара. В течение 15 минут он медленно подкрадывается к жертве, искусно имитируя палочку, колышущуюся от ветра. А потом молниеносно хватает комара и сжирает за минуту. Ноги выбрасывает.

А вот сусликов без длинного объектива не очень-то понаблюдаешь.

Что-то неумолимо напоминает о Родине.

Кусочек Карелии в Казахстане — Боровое. Место невероятной туристической концентрации. Плата за все — за въезд на машине, за постановку машины на ночь, за палаткоместо. Спасибо, что не за выезд. Это было выше наших сил и, сделав несколько кадров, мы в панике бежали в бесплатную степь.

Граница Казахстан—Россия — это сказка. Минимум формальностей, ни намека на взятки, красивая девушка-таможенница, с улыбкой приветствующая нас на родине. Мы дома!

Хотя вообще-то до дома около 4 000 км.

Небольшая промежуточная цель — широко известная в узких кругах деревня Окунево, что под Омском. Мы не придерживаемся хиппарско-духовного набора ценностей, но там живут наши хорошие друзья, так что мы не могли не заехать в гости. Тем не менее, место понравилось. Хотя бы потому, что тут есть деревья и дожди, по которым мы уже успели соскучиться.

Конопля растет везде, включая огороды. Но до нее мало кому есть дело, как ни странно. Обычно ее выкашивают, как сорняк.

Внимание! Дальнейший рассказ содержит наивные восторги москалей по поводу достопримечательностей Сибири. Людям, которые живут в этом регионе и уже по сто раз все это видели, можно не читать. Или просто посмотрите фотки, они, вроде, неплохо получились.

По пути к Барнаулу забацали пчеловодские луки.

Недалеко от Новосибирска находится интересный самодеятельный музей. Владелец, очевидно с группой единомышленников, делает точные копии военной техники. Большинство этих штуковин ездит. В нерабочее же время техника стоит в загончике за огородом мастера, где и можно вдоволь по ней полазить.

Колоритный байк-бар в Барнауле.

Алтай — это второе по счету (но не по значению) место, от которого мы остались в полнейшем восторге. Такого концентрата природных красот мы не видели нигде.

Конечно, туристов тут тоже хватает, но достаточно лишь немного углубиться в горы, как ты остаешься практически один.

Фоткать можно что угодно, в любую сторону — везде красиво.

Православная святыня, остров Патмос. Кусок скалы посреди реки, на котором построен храм. Выглядит шикарно, но вид очереди на подвесной мостик немного нас отрезвил.

Очень популярны сплавы на рафтах. Конечно, настоящие водники-экстремалы посмеиваются над рафтингом-аттракционом для туристов. Однако Алтай изобилует самыми разными водными маршрутами, от простых до смертельно сложных.

То ли недостроенная, то ли разрушенная ГЭС на Катуни.

Здесь тоже есть суслики, только не такие жирные, как в Казахстане.

Подвесной автомобильный мост. Прикольно раскачивается, когда по нему едешь.

Глядя на это, невозможно удержаться от немедленного боулдеринга.

Поглазели на зубров в естественной среде обитания. Всего за 100 рублей работники заповедника отвезут тебя на УАЗике прямо к стаду, а когда ты выйдешь фотографировать, посоветуют не захлопывать дверь, на всякий случай.

Обочина внезапно оказалась жидкой. Бывает. Спасибо проезжающему субароводу, помог достать Вазика.

Перевалы.

Временами горы сменяют оттенки от зеленых к желтым и серым.

Памятник водителям Чуйского тракта.

В одном из кемпингов с нами тусили очень коммуникабельные собачки. Настолько коммуникабельные, что они готовы были даже спать с нами в палатке. Ну а что, дождик же на улице…

Наш путь лежит к местам, где стремятся побывать все авто- и мотопутешественники — перевалу Кату-Ярык и долине реки Чулышман. Заглавная фотография сделана именно там.

Асфальт кончается сразу после съезда с Чуйского тракта.

А вот и сам перевал. Невысокий (800 метров от подножия до начала спуска и 1 200 м до смотровой площадки), но сложный — не всякая легковушка способна взобраться по узкой и очень крутой дороге.

Сверху открываются прекрасные виды на водопад в виде задницы. Простите.

Здесь мы встретили англичан и голландцев на мотоциклах. Их путешествие еще масштабнее нашего — из Европы до Владика через Россию, Казахстан и Монголию.

Татьяна, скучающая по мотикам, быстренько отжала у девочки ее БМВ.

Едем по перевалу. Никаких ограничивающих отбойников, только осыпающиеся камни, только хардкор!

Нам пока что вниз, а как назад, мы еще не придумали.

Долина Чулышмана прекрасна!

Заехать обратно сами мы, конечно, не смогли. Объединились вот с этими ребятами и по очереди затолкали машины руками первые десятки метров, где подъем самый крутой. Остальной путь машины преодолели сами, на первой передаче.

После Алтая мы подсчитали средства и решили, что нам хватит еще на немножко. А значит, пока не домой, а чуть назад и дальше, в сторону Красноярска, где нас ждали друзья-джиперы. Мы успели к ним точно в день старта их очередной экспедиции на Алтай.

Проводив красноярцев, мы решили еще немного прокатиться по Хакасии, очень уж нам ее хвалили и рекомендовали.

Красноярское море.

Но вскоре деревья снова кончились, зато начались пологие холмики. Много холмиков. Это и есть Хакасия.

Одна из главных достопримечательностей Хакасии — горная гряда Сундуки.

Считается, что это древнейшая в мире обсерватория и что большинство уступов и валунов на каждом из «сундуков» — это не просто уступы и валуны, а важные точки для наблюдения за созвездиями. Есть также версия, что это аэродром для НЛО.

В качестве одного из мест для ночевки красноярцы посоветовали нам озеро Тус.

Вроде как ничего особенного, озеро и озеро, таких там хватает. Но! Именно здесь сбылась наша мечта по плаванию в гиперсоленой воде! Кто бы мог подумать?..

Вода озера Тус по составу практически идентична воде Мертвого моря. И в этом водоеме действительно никто не живет, кроме маленьких красных рачков, похожих на креветки, которых там бесчисленное множество.

В общем, мы три дня с криками «Я тигрь в космосе!» бултыхались в этом озере в попытках утонуть. Не получилось. Можно лежать на воде как на матрасе, положив руки под подбородок, можно как поплавок вертикально «солдатиком» стоять не шевелясь — бесполезно.

Следующая остановка — Туимский провал. Когда-то это была система молибденовых рудников, потом там все ухнуло в тартарары и теперь это красивое туристическое место.

Желающие могут сигануть вниз с «тарзанкой».

И наконец, еще одна мечта — Саяно-Шушенская ГЭС!

Особенно понравились местные традиции замковешания.

Гигантомания.

И threesome.

Там же мы отведали невероятно дешевой и вкусной копченой рыбы, которая продается на фермах, очень похожих на «Водный Мир».

Предгорья Саян оказались той самой крайней точкой в нашем продвижении на восток. После посещения ГЭС мы повернули обратно, домой, как бы ни хотелось ехать еще дальше…

Напоследок покажу еще одно место, куда мы заехали глянуть одним глазком. Это Аркаим.

Мы ожидали увидеть что-то вроде одухотворенного Окунево, только чуть попопсовее. Но то, что мы увидели, превзошло наши самые смелые фантазии.

Это, друзья, настоящий вертеп и чад кутежа.

Автобусы, ежеминутно подвозящие толпы туристов. Палатки прямо возле дороги и туалетов. Флаги Орифлейма, какие-то «Послы мира», «Послы доброты». Пацанчики с пивасом в футболках с надписью «Единая Россия». Сувениры в виде писек.

От немедленного бегства нас удержала только надвигающаяся ночь. В следующий раз, когда мы туда поедем, обязательно купим автомобиль, как у этих немцев.

Собственно, пара тысяч километров — и мы дома!

Все путешествие заняло 104 дня (21 апреля—2 августа), пройдено 21 500 км, сожжено 1 250 литров преимущественно 92-го бензина.

Вазик показал себя в поездке отлично, не капризничал и не ломался. Вообще. Больше всего неприятностей доставил багажник: его стойки мы варили четыре раза, один раз я колхозил самодельную усиливающую конструкцию на болтах, но все это помогало только временно — две стойки снова треснули на подъездах к Москве. В остальном все отлично. Пару раз меняли лампы в фарах и фонарях. Меняли масло в двигателе и фильтры. Это всё. Ни мотор, ни трансмиссия, ни подвеска внимания к себе не потребовали, вопреки предсказаниям многих наших знакомых. Автомобиль радовал неизменно низким расходом топлива (около 6 л/100 км) и прекрасным стелс-режимом (за все время в России нас остановили только один раз, за моё наглое нарушение, на постах же мы были никому неинтересны).

В очевидные минусы можно записать некомфортную подвеску, очень уж жесткая. Самое же большое разочарование для меня — то, что Вазик не внедорожник, все-таки это значительная степень свободы, к которой я во многом привык во время прошлых путешествий.

Итоговая карта наших перемещений выглядит так.

Конечно, получилось не так красиво без второго «кольца», но мы не расстраиваемся. Участок Монголия—Байкал выглядит очень логичным и привлекательным для следующего большого путешествия.

Всем спасибо за внимание!

 

Дром

Источник: travel.drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *