В поисках деревянной архитектуры Севера. Из Казани в Архангельскую область на KiaRio

Всем добра!

В общем, дело было давно, в далеком 2016 году. Север всегда манил меня своей брутальной природой и самобытной культурой. Мысли о поездке куда-нибудь посевернее взращивались давно.

Собрались как-то с другом (отмечали что-то) и решили куда-нибудь на Север двинуть. На тот момент я уже бывал в Карелии (доезжал до Беломорска), так что нужна была другая локация. Время было как всегда ограничено (9 выходных на майские праздники), так что по соотношению время/расстояние Архангельская область оптимально подходила. Кроме того, Архангельская область — настоящий кладезь памятников деревянного зодчества, что завлекает всяческих любителей всего Северного (вроде нас). Так и решили.

Сказано — сделано. Первого мая мы загрузили в машину вещи с палатками и двинули из Казани в сторону Архангельской области. С маршрутом особо не запаривались, никаких основных пунктов заранее не продумывали, просто поехали на Север. А там уж — куда глаза глядят. Кстати, это было единственным путешествием, в котором я не рулил, ибо ехали мы на машине друга (на Kia Rio).

Опыта путешествий на тот момент было не так много, поэтому радовались абсолютно всему увиденному: достопримечательностям, могучим лесам, заброшенным церквям и глуши вокруг.

В первый день мы проехали Нижний Новгород и Балахну. Заночевали где-то там же в окрестных лесах. В сам Нижний решили не заезжать, т.к. недалеко от Казани (можно в любые выходные съездить).

Нижегородская область пестрит своими старинными церквями и храмами. Какие-то давно заброшены, а некоторые, как оказалось, даже функционируют, несмотря на свой обветшалый вид. На мой взгляд, именно в таких нереставрированных сооружениях и царит настоящий дух старины.

В Костромской области впечатляют леса, уходящие далеко за горизонт и большие расстояния между населенными пунктами. Словом, дышится легко и свободно. В самой Костроме решили немного притормозить и прогуляться по центру. Золотое кольцо всё-таки. В целом, опрятный, уютненький городок.

Удивило отсутствие шаурмечных в центре города. И вообще, бюджетных заведений, где можно поесть (в стиле кофе 3 в 1 и пирожок с картошкой) мы не нашли.

Вечер второго дня провели, прогуливаясь по центральным улицам Ярославля. Посетили местный кремль, сфоткались с 1000-рублевой купюрой на фоне часовни Казанской Богоматери (куда без этого) и отправились дальше.

В поздних сумерках мы остановились на ночлег, не доезжая где-то 80 км до Вологды. В этот раз решили заморочиться с местом для ночлега. Съехав с асфальта, проехали километров 15 грунтовками и нашли неплохое местечко на опушке леса вдали от населенных пунктов. Вокруг ни машин, ни огней, никаких звуков цивилизации… Красота!

Чем дальше мы продвигались на север, тем холоднее становились ночи. Спали во всём что было. Наши летние спальники справлялись с натяжкой. Ближе к утру мы слышали, как какой-то зверь бродит рядом с палаткой. Было жутковато, но усталость брала верх, так что спалось нормально.

Днем же было тепло и сухо. Мы сложили в машину наши осенние куртки, вещи и свитера. Затем, умывшись в луже из талой воды, отправились дальше. Нас ждала Вологда!

Вологодская область впечатляет своими глухими чащами, убитыми дорогами и огромными расстояниями между населенными пунктами. Подобные места ввергают меня в восторг. Всегда приятно осознавать, что остались еще нетронутые цивилизацией клочки земли.

В самой Вологде мы посетили местный кремль, на территории которого сохранилось несколько небольших деревянных построек (до XVII века все постройки были деревянными). Тут мы поняли, что Север где-то совсем близко.

Вологда нам понравилась даже больше других городов, которые мы проезжали. Вот и решили мы немного раскошелиться и прокатиться на водном трамвайчике. Стоило это мероприятие на тот момент 1500 руб. за троих (для нашего бюджета весьма немало), сторговались на 1000.

Прогулка на маленьком судне по реке Вологде оказалась очень запоминающейся. Впечатлил вид с воды на Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Да и, вообще, как-то необычно было после машины плыть по воде. Жаль, что фоткали мало… Впрочем, в видосе всё есть.

Светлую часть суток мы провели в Вологде. А ближе к вечеру, впервые по-настоящему отдохнувшие, мы отправились в путь.

В вечерних сумерках мы торжественно пересекли границу Архангельской области. Вот он русский север. Мы добрались!

Первым более-менее крупным населенным пунктом, который мы встретили в Архангельской области, был Вельск. Там мы немного прогулялись, докупили продуктов и поехали дальше.

Проехав около 70 км, мы остановились на ночлег. Это была первая ночевка в Архангельской области.

На четвертый день мы решили немного изменить курс (навигатор был настроен на сам Архангельск) и поехать в сторону Каргополя. В Каргополе нас в первую очередь заинтересовал Кенозерский национальный парк.

Всю информацию об окрестностях мы узнавали на ходу, гуглив через телефон. Вот и про Каргополь заранее не знали, так что пришлось вернуться 70 км до Вельска и свернуть с основной дороги.

Отрезок пути от трассы М8 до Каргополя длиной в 200 км — отдельное приключение. Поначалу идет убитый асфальт, на котором, кстати, мы успешно пробили колесо. Как выяснилось, у нас с собой не было даже балонника (запаска, благо, была), из-за чего пришлось ждать помощи извне. Загруженность дороги — этак одна машина в 30-40 минут. Так что решили заодно и обед устроить.

Первая проходящая мимо машина остановилась, и водитель одолжил нам балонник (от Дастера подошел). В скором времени мы снова были в пути. Со временем асфальт сменился щебенкой, а потом и вовсе непонятной глиняной грунтовкой. Однако KiaRio не сдавался и уверенно шел вперед.

Каждый километр этой дороги был переполнен пафосом Севера: брутальная природа, мрачная погода, огромные валуны и быстроходные реки. Неподалеку от Каргополя мы наконец-то столкнулись с первыми памятниками старинной деревянной архитектуры.

Вот, собственно, и первый памятник деревянного зодчества, который мы встретили между Каргополем и Няндомой:

Восторгу не было предела. Церковь Рождества Христова. С 1745 года она стоит тут и впитывает в себя само время, эпохи и культуры. И не глянцево-реставрированная, а настоящая, в своем первозданном виде.

Можно было беспрепятственно войти внутрь:

Кое-где даже сохранились старинные росписи:

Спустя какое-то время мы были в самом центре Каргополя, где располагалась громадная колокольня:

Лично мне Каргополь очень понравился, один из лучших небольших городов, что я посещал. Понравился он мне своей удаленностью и атмосферой. Вдали от федеральных трасс, прямо посереди северной тайги вырос этот городок:

На закате мы двинули в сторону деревни Морщихинская, именно там, судя по карте, начинался Кенозерский национальный парк.

Прибыли на место лишь в темноте. Постояли возле визит-центра, почитали про парк, чутка прогулялись и решили забить на эту затею. Кенозерский парк — громадный заповедник, мы даже не представляли, каких он масштабов. Его посещение требовало бы отдельной поездки, у нас же было всего 9 дней. Кстати, четвертый уже заканчивался. Заночевали где-то неподалеку среди зарослей огромного борщевика.

В 5-ый день мы вбили в навигатор «Архангельск» и отправились в путь. С Каргополя до Архангельска есть прямой путь через Плесецк. Дорога более-менее годного качества, так что возвращаться через Няндому не пришлось. Сперва шла бетонка, потом асфальт. Больше нигде мне не доводилось видеть столь длинных бетонок (километров, наверное, этак на 70).

По пути мы встретили еще несколько памятников деревянного зодчества. Это были полузаброшенные церковные сооружения в деревне Шелоховская.

Как выяснилось позже, то был храмовый комплекс церкви Михаила Архангела (1715 года постройки) и Сретения Господня (1803 г).

Так же на территории комплекса сохранились старинные надгробия:

Мы снова были в дороге. Архангельск проехали без остановок. Решили вместо этого поискать съезд к Белому морю и заночевать на берегу. Посмотрели на карты в навигаторе и надумали ехать по восточному побережью.

Ехали по щебенке через какую-то глушь. В конце концов, на закате уперлись в тупик (дорога стала непроходимой). Местный дяденька на вездеходе нам объяснил, что дороги, которые показывал навигатор, — зимники. А по весне дальше ехать даже на его аппарате нереально. Всё заболочено.

Тем не менее, на берег Двинской губы мы вышли. Правда, пешком и практически по болоту. Вечером кое-как нашли сухой клочок суши для ночевки. Спали в палатке прямо посереди болот.

Утром шестого дня мы решили отправиться в Малые Корелы. Малые Корелы — это музей деревянного зодчества под открытым небом. Как раз то, что нужно. Днём мы были на месте.

Чего там только не было: ветряки, таверны, церкви, кузни, избы купцов и крестьян:

Из музеев этот определенно лучший из всех, что я посещал. Здесь можно посмотреть сразу всё, т.к. сюда перевозили памятники архитектуры со всей Архангельской области. Некоторые постройки отреставрированы не только снаружи, но и внутри (вход, правда, за дополнительную плату). Здесь мы точно знали: весь наш путь был проделан не зря.

Вдоволь намотавшись по музею, решили-таки наконец заехать и в сам Архангельск. На центральной улице есть несколько примечательных зданий наподобие тех, что мы видели в музее. И, в общем-то, всё.

Во время прогулки мы попытались разузнать у местных дорогу к Белому морю, но никто ничего внятного не сказал. Но мы не теряли надежду и взяли курс на Северодвинск.

Где-то в окрестностях Северодвинска встречали закат:

Вроде бы и море, да только залив это… Валунов на берегу нет, сосен нет, да и город слишком близко. Удовлетворения это всё не принесло.

Кончался шестой день нашего путешествия, через 3 дня на работу, пора бы уже возвращаться, а мы так и не видели настоящего Белого моря. Тут мы решили не сдаваться и ехать до победного в сторону Онеги!

Ехали преимущественно по щебенкам до самого рассвета, и в один прекрасный момент мы увидели его. Белое море! Разложили на берегу палатку, поспали несколько часов. Ночь была очень холодной, температура опускалась до -1. Утром мы в режиме реального времени наблюдали отлив.

На 7-ой день мы отправились в обратный путь. Возвращались, кстати, другой дорогой, через Великий Устюг (получившийся маршрут прикреплю в конце). Ночевали на берегу Северной Двины, а мой друг даже рискнул искупаться, правда продлилось это около двух секунд, говорит: «Холодно — сводит сразу».

На 8-ой день путешествия ехали, как всегда, глухоманями, и где-то на границе Архангельской и Вологодской областей мы наткнулись на заброшенную деревню со старинными домами. Домики, действительно, были как в музее, только нереставрированные, с деревянной крышей. А внутри, к нашему удивлению, даже сохранились предметы быта: деревянные ложки, корыта, корзинки (фоток нет, но на видео запечатлено). В каком-то смысле это было даже интереснее музея: всё нетронутое, настоящее. Вечером добрались до Костромской области, там же и заночевали.

Ночью 9-го дня вернулись в Казань. В конечном счете, наш маршрут получился примерно таким:

Так же имеется видеоотчет (в четырех частях):

P.S. Это был мой первый смонтированный видос, снятый на камеру времен расцвета деревянного зодчества, так что не пинайте сильно =)

Вот, собственно, и всё! Ждите новых историй о других приключениях =) Спасибо за чтение/просмотр!

Drom.ru

Источник: travel.drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *