В России разрабатывают стандарт менее вредных дорожных реагентов

Жители крупных городов часто жалуются на использование дорожниками слишком агрессивных противогололедных реагентов: они разъедают не только лед, но и кузов автомобиля. В скором времени активность этих веществ может быть снижена на законодательном уровне: в России готовится новый ГОСТ с более строгими требованиями.

Разработчиком нового стандарта является РосдорНИИ Минтранса. По данным «Коммерсанта», пока документ находится на «рецензии» в Росавтодоре. Принять ГОСТ планируется в октябре 2019 года.

В новом стандарте впервые будут прописаны требования к размерам гранул твердых противогололедных материалов. Так, частиц размером более 8 мм в них быть не должно, размером 4–8 мм — не более 15%, 1–4 мм — не менее 75%, менее 1 мм — не более 10%. По словам главы аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог Анны Климентовой, сегодня дорожники нередко используют либо слишком крупные, либо слишком мелкие фракции: первые превращаются в жижу или пыль, вторые же грозят разбить стекло автомобиля.

Не менее важно, что ГОСТ должен снизить коррозионную активности реагентов. С текущих 1,1 мг/кв. см в сутки этот определяемый в лабораторных условиях показатель будет уменьшен до 0,4 мг/кв. см для дорог первой категории и мостов и до 0,8 мг/кв. см для остальных дорог.

Учредитель экологического фонда «Гражданин» Максим Шингаркин положительно оценил введение нового стандарта. Он отметил, что слишком легкие фракции твердого реагента могут разноситься ветром за пределы проезжей части, в том числе на газон. А снижение активности химреагентов важно не только для кузовов автомобилей, но и для дорожных ограждений.

В то же время ГОСТ может встретить противодействие руководства городов, которые привыкли за счет бюджета закупать обычную песко-соляную смесь у аффилированных поставщиков. Такой состав оказывается практически бесполезным в реальных условиях: соль выполняет свои функции только при температуре до -5°. Но в регионах не хотят переходить на современные реагенты по вполне очевидным коррупционным мотивам.

Также в разрабатываемом стандарте вводится новый вид двухфазного реагента, состоящего из смеси твердого и жидкого веществ. Производством такого реагента под маркой «Бионорд» занимается Уральский завод противогололедных материалов (УЗПМ), по совместительству являющийся одним из учредителей Ассоциации зимнего содержания дорог. УЗПМ много лет выступал одним из ключевых поставщиков реагентов для Москвы, но в 2014 году ФСБ возбудила уголовное дело против владельца УЗПМ Рустама Гильфанова. Отмечается, что он дал распоряжение включить в реагенты формиат натрия (муравьиную кислоту): якобы эта добавка повышала стоимость продукта, но не улучшала его свойств. Следствие подсчитало, что ущерб бюджету Москвы превысил 2,5 миллиарда рублей. Однако столичное правительство не имело претензий к УЗПМ, а в декабре 2016 года Гильфанов был отпущен из-под стражи, дело направлено в прокуратуру для устранения нарушений.

В январе новосибирские ученые провели рассказали, что одним из способов избавления дорог от пыли является отказ от песко-соляной смеси в пользу более современных реагентов. При этом они хвалили тот же «Бионорд».


 

Источник: news.drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *