Все бы так: полезные привычки дальнобойщиков

Все бы так: полезные привычки дальнобойщиков

Автор: Михаил Баландин
Источник: Дром К дальнобойщикам можно относиться по-разному: ненавидеть, завидовать романтике образа жизни, понимать их или ничего не понимать и презирать любого, кто смотрит на дорогу через крышу кредитного Соляриса. Нельзя только отрицать того, что опыта у профессионального водителя намного больше, чем у среднестатистического дачника, считающего поездку за 800 километров сложным и опасным предприятием. Ну а если опыт есть, может, есть смысл как-то его использовать?

Конечно, есть. Почти весь этот опыт накоплен не просто так, а ежедневной практикой и миллионами пройденных километров, и не воспользоваться хотя бы его частью было бы не очень разумно. Поэтому посмотрим, чему могут научить профессиональные водители всех остальных автовладельцев, собирающихся в дальнюю дорогу.

Мы рассмотрим три разные темы: технику, вождение и бытовые вопросы. Начнем с техники.

Лишнего не будет

Конечно, разница в технике у грузовика и легковой машины существенна. Да и регламент техобслуживания тоже сильно отличается. Тем не менее у дальнобойщиков есть некоторые привычки, к которым стоит приглядеться.

Во-первых, мы стали забывать, что такое ежедневный осмотр. Современные машины нас избаловали: сели за руль и поехали. А вот профессионалы предрейсовый осмотр все-таки стараются проводить. Особенно те, кто работает на собственных машинах. Оно и понятно: встать на дороге само по себе плохо, а если учесть неустойку за не вовремя доставленный груз, то становится еще хуже. Поэтому кое-что осматривать все-таки надо. Пусть не каждый день — хотя бы раз в неделю.

Что именно смотреть — рассказано сто раз. Напомним кратко. Обязательно нужно проверить масло в моторе, причем стоит не только проконтролировать уровень, но и оценить состояние. Темное масло — это нормально (если масло что-то отмывает, оно обязано темнеть), а вот наличие в нем эмульсии недопустимо. Проверять лучше не только щуп, но и крышку маслозаливной горловины, на которой эмульсия видна лучше. Наличие белого налета может говорить о пробое прокладки головки блока или другой неисправности, позволяющей попадать маслу в антифриз, и наоборот. Затем проверяем уровень всех остальных жидкостей (антифриза, тормозной жидкости непосредственно в тормозной системе, а при наличии гидропривода сцепления — в бачке привода сцепления). При наличии ГУРа заглядываем в его бачок, если есть АКПП, а в ней есть щуп, то вытаскиваем и его (правда, проверять уровень масла в «автомате» нужно уметь). Повторю еще раз: нужно не просто проверять уровень, но оценивать состояние жидкостей. О том, как это делать, рассказывать не буду, чтобы не отходить от темы.

Заодно хорошо бы визуально оценить состояние мотора. Потеки масла, необычные звуки работающего двигателя — все должно насторожить.

У хороших водителей есть правильная привычка использовать остановки для быстрого осмотра машины. Любая остановка (на перекур или так называемая «технологическая», если вы понимаете, о чем я) должна быть использована полностью. Машину неплохо будет обойти вокруг. Посмотреть, чтобы с нее ничего не текло, чтобы были читаемыми ГРЗ, чистыми фары, горели все лампочки.

А вот о том, как правильно обходить машину, надо сказать отдельно. В редакции Правил дорожного движения от 2020 года об этом сказано однозначно: идти можно только навстречу попутному потоку. То есть садиться в машину нужно обойдя ее спереди, а при выходе из нее обходить придется сзади. И это правильно. Забавно, что один мой знакомый считает, что обходить машину спереди — плохая примета. Впрочем, он же уверен, что птичий помет на машине — к большим деньгам, поэтому все-таки лучше следовать пункту ПДД, а не суеверию.

Еще одна привычка, которая есть не у всех, но у многих — на каждой остановке пинать по колесам. Не уверен, что пинки помогут определить давление в колесе (если только это не спарка), но хотя бы посмотреть на колеса — хорошая привычка. На современных переднеприводных машинах на трассе не всегда получается вовремя заметить спущенное заднее колесо, а вот во время перекура увидеть это можно. Кстати, еще одно из суеверий говорит, что пинать свою машину нельзя — она обидится. А кто-то пинает и считает это правильным. Интересно, что более верно: суеверие или привычка? Я, честно говоря, не знаю.

А одну привычку я заметил только у одного своего знакомого, но она мне понравилась: он перед каждой поездкой протирает изнутри лобовое стекло. Я даже не догадывался, как много оно на себя собирает. Если приходится ездить ночью, такая привычка точно не помешает.

В общем, в основе всех этих привычек есть только одно главное правило — постоянно уделять машине внимание. Лишнего его не бывает.

О регулярном ТО напоминать не стану: это уже не привычка, а правило. Тут даже суеверий не может быть.

Давим плавно, едем ровно

Давайте лучше поговорим о вождении. Это намного интереснее, да и полезного тут действительно много. И даже скажу больше: зачастую привычки дальнобойщиков — это не столько привычки, сколько правила вождения, которыми водители легковых автомобилей часто пренебрегают. И зря.

Начнем с азов: ни один нормальный водитель не будет что есть силы «топтать» педали газа и тормоза. Чем меньше резких ускорений и замедлений, тем лучше. Наверняка вы обращали внимание на то, как фуры выходят на опережение: меняют полосу без разгона. Разумеется, многих бесит, что фура может выскочить на левую полосу прямо перед носом, а потом опережать попутку несколько минут (обычно так и получается, потому что разница скоростей обгоняющего и обгоняемого чаще всего отличается совсем незначительно). Вынужден признать, что внезапное выскакивание на левую полосу — это не просто моветон, это неприкрытое хамство. Но откуда оно берется? Оттуда, что при разгоне тягач жрет слишком много солярки, а ее нужно экономить. Лишний раз давить на газ — лишать себя денег. Оставим в стороне этические вопросы, но обратим внимание на то, что такое опережение часто оправданно. Лишний разгон даже для легковой машины — это тоже не очень хорошо. Чтобы он был динамичным, придется переключиться на передачу вниз (а иногда и на две) либо заставить сделать это автоматическую коробку передач (в ручном режиме или кикдауном). Все это — лишний износ, пусть даже и незначительный. И часто совершенно ненужный.

Зимой на заснеженной дороге лишнее выжимание сцепления перед обгоном и после него — тоже плохо. Менять полосу на переднеприводной машине надо с небольшим набором скорости — так меньше шансов вылететь с дороги. Поэтому на газ давить надо не слишком сильно, а отпускать педаль можно только после возвращения в свою полосу и выпрямления траектории. Все это можно отлично сделать без резкого педалирования газа. Поэтому такое вот плавное, типично «фурное» опережение — штука хорошая. Само собой, только в том случае, если вы не мешаете другим участникам движения (на которых дальнобойщикам обычно плевать с высокой кабины).

Правда, есть важное замечание: речь идет именно об опережении. Обгон по встречной полосе должен занимать как можно меньше времени, поэтому тут на газ лучше давить. Да и вы, скорее всего, замечали, что при обгоне по встречке тягачи обычно ревут, как бешеные, иногда выпуская в атмосферу клубы дыма: дальнобойщики тоже стараются обгон не затягивать. И это правильно.

Ситуация с тормозами очень похожа на ситуацию с газом: ни один профессиональный водитель не захочет лишний раз давить на педаль тормоза. Ему, правда, проще: у грузовиков есть и моторный тормоз, и ретардер. На легковых машинах этого нет. Но мотор-то есть! И значит, им можно тормозить. Почему водители по возможности тормозят мотором? Во-первых, берегут колодки и диски. Во-вторых, торможение двигателем — это идеальный вариант, когда на светофоре уже скоро загорится зеленый: достаточно немного сбросить скорость при помощи мотора и пройти перекресток без остановок. А это не только быстрее, но и экономит топливо.

В-третьих, на затяжных спусках это практически единственный способ замедления. Тормозные механизмы перегреваются, тормоза «плывут», и автомобиль остается вообще без тормозов. А это, как вы понимаете, очень плохо. Кроме того, управляемость машины при торможении мотором остается выше, чем при нажатии на педаль тормоза. Особенно это актуально в том случае, когда некоторые одаренные личности вместе с тормозом нажимают для чего-то на педаль сцепления. В этот момент машина практически неуправляема, но многие об этом почему-то забывают.

В-четвертых, торможение двигателем имеет преимущества на мокрой дороге. Оно, как я уже говорил, может быть эффективнее. Кроме того, попадание воды на горячий после торможения тормозной диск часто приводит к его деформации. Достаточно влететь в лужу с горячими дисками, и биение педали тормоза почти гарантировано. И биение — не самое печальное последствие кривого диска — снижается эффективность тормозов, а на машине без ABS проще словить юз на скользкой дороге из-за затрудненного дозирования усилия на педали.

Привычка плавно разгоняться и плавно тормозить — одна из лучших привычек хорошего водителя. И если ее пока нет, стоит такую приобрести.

Следующая хорошая привычка — умение вести себя в приличном обществе. Нет, я сейчас не про вытирание носа шторой и умение танцевать мазурку. Водителю просто необходимо быть именно участником движения, а не его центром, вокруг которого все обязано крутиться. Не спорю, водители грузовиков тоже иногда одержимы грехом гордыни, но мы говорим про профессионалов, а не про случайных рулевых «магнитовских» МАНов. Итак, о чем речь?

Об умении не мешать и по возможности помогать. Необходимо выработать в себе привычку взаимодействовать с соседями по потоку. Быть «бригадиром» колонны (то есть ехать потихоньку и собирать позади себя хвост машин) — это плохо. Если машина или навыки не позволяют ехать быстрее, при первой же возможности надо уступить дорогу. И не надо просто так «тошнить» в левом ряду. У водителей грузовиков эта привычка появляется автоматически: их штрафуют за несоблюдение правил. А правила как раз и запрещают езду вне населенного пункта в левой полосе при свободных правых. И они же обязывают уступить дорогу тем, кто может ехать быстрее, но не может совершить обгон (например, из-за запрещающих знаков или разметки). Водители легковых машин таких привычек почему-то не имеют. Да, некоторые понимают, что они обязаны это делать, но таких, к сожалению, не слишком много. И что еще хуже, водители легковушек редко делают подсказки. У водителей грузовиков вошло в привычку включать правый «поворотник», который говорит о том, что впереди дорога свободна и можно идти на обгон. При этом грузовик еще и сместится ближе к обочине. Многие считают, что так обязаны делать только водители грузовых автомобилей. Дескать, за ними ни черта не видно, а они сами видят далеко вперед, поэтому и подсказывают. Отчасти это утверждение верно, но важен другой фактор: обгонять намного проще, когда есть понимание, что обгоняемый видит твой маневр и не будет мешать его выполнить. Да и тонированный Land Cruiser закрывает обзор не хуже ГАЗели, так что лишней подсказка не будет. Как и предупреждение о невозможности обгона левым «поворотником». Так что привычка помогать друг другу — штука хорошая. Ну или хотя бы не мешать, если с помощью совсем туго.

У профессиональных водителей есть привычка смотреть на световые приборы и встречного, и попутного транспорта. И еще — на водителя во встречных машинах. Он может указать на необходимость остановиться и осмотреть машину (движение рукой вверх-вниз ладонью вниз) или, например, на спущенное колесо (круговое движение). Сейчас, к сожалению, жестами общаются реже: обычные водители предпочитают пользоваться световыми приборами, дальнобойщики — рацией.

Жирного не есть, сидеть прямо

Некоторые полезные привычки не могут похвастаться своей связью с ПДД. Дальнобойщики их выработали собственным опытом. Часто они совсем простенькие, что нам даже на руку: проще перенять и использовать. О некоторых мы говорили, когда вспоминали лайфхаки профессиональных водителей. Часть из них придется вкратце повторить, что будет не столько банально, сколько полезно. Выражаться будем четко и по делу.

Хорошая привычка — правильно сидеть в машине. Если поясница и лопатки не опираются на спинку кресла, спина начнет отваливаться через несколько сотен километров. А если приходится отрывать спину от кресла, чтобы посмотреть в зеркала, она начнет отваливаться еще раньше.

Очень хорошо заработать привычку брать в дорогу все, что может в ней понадобиться. Это лекарства от своих собственных болячек (в аптечку их не положат), запасные лампочки, заряженный внешний аккумулятор (Power Bank) для телефона, бумажная карта на случай разрядки гаджетов, запасное колесо с домкратом и ключом, пусковые провода («крокодилы»), запасные предохранители, фонарик. Скорее всего, ничего из этого в дороге не понадобится, но лучше быть готовым ко всему.

Еще одна хорошая привычка — не обжираться накануне поездки. Во-первых, от переедания хочется спать. Во-вторых, жирная еда (как и слишком соленая или сладкая) может приводить к обезвоживанию, что в дальнейшем приведет к отекам. Еще к этому приводит похмелье, но с бодуна за руль нельзя садиться в принципе. И если с профессиональной болезнью дальнобойщика (остеохондрозом позвоночника) рядовой автолюбитель зачастую не знаком, то с отеками ног — вполне. Поэтому позаимствуйте еще одну хорошую привычку: одевайтесь удобно. Никаких перетягивающих ремней и резинок или тесной обуви. Кстати, некоторые водители вообще предпочитают ездить босиком. Но это уже совсем странная привычка: к кабинам грузовиков они относятся как к своим домам, и на входе в кабину разуваются. Обычно — в кабинах со спальникам, то есть в машинах, где водители действительно проводят значительную часть жизни. Вряд ли многие захотят перенимать такую привычку, хотя чистота в салоне — это хорошо.

Ну и, наконец, последнее: сон сильнее человека. Как бы вы ни бились с желанием придавить подушку минут на 500, желание все равно победит. Конечно, у водителей есть свои хитрости на этот случай. Кто-то грызет лимон, кто-то читает дорожные знаки, кто-то пьет кофе. Но лучше всего, конечно, взять в привычку соблюдать график движения. Ни кофе, ни энергетики сон заменить не могут.

Немного странного

Некоторые привычки водителей-дальнобойщиков трудно воспринимать серьезно. Они скорее относятся к суевериям, но на всякий случай скажем пару слов и о них. Мало ли, может, кому-то нравится перенимать предрассудки.

Если прокололи колесо какой-то железкой, эту железку надо забрать себе на память. Это помогает снизить количество проколов.

Если вы долго ездили на какой-то машине, которая не трепала нервы, но пришла пора ее заменить, на новую машину надо поставить что-то со старой. Неважно что. Подойдет и пепельница, и гайка, лишь бы можно было вкорячить эту деталь на новую машину. Тогда она станет такой же удачной, как и предыдущая.

Еще нельзя в машине пересчитывать деньги (это привлекает штрафы) и ставить на нее запчасти с разбитых машин (это к ДТП). Впрочем, запрет ставить бэушные запчасти нам уже навязывают сверху новым техрегламентом. Видимо, там встречаются люди, которые верят во всякие приметы гораздо сильнее, чем профессиональные водители. Что, конечно, очень грустно.

Другие статьи из раздела «Дальнобойщики»

26007

195
Самоизолируйся и самоубейся, или Коронавирус и автомобильные перевозки

21744

90
Вопросы категорий и очень опасный навоз: выбираем грузовик и надстройку для богатой жизни

120200

445
Жизнь дальнобойщиков: деньги, риск, а где романтика?

92910

164
Дальнобойщики-«международники»: со времен СССР до наших дней

138380

242
Лайфхаки от дальнобойщиков: зачем нужна картонка и как не потратить на туалет несколько тысяч рублей

Источник: drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *