Юбилей российского автопрома

Российская автомобильная промышленность отмечает юбилей: со дня её рождения прошло уже… А вот тут всё не так однозначно: какое именно событие стоит называть датой рождения отечественного автопрома? И что именно корректно называть автомобилем? И какова дистанция между рождением автомобиля и рождением промышленности имени его? Пробуем разобраться…

В 1933 году на объединённом Пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) при подведении итогов первой пятилетки товарищ Сталин в числе прочих достижений отметил: «У нас не было чёрной металлургии, основы индустриализации страны, у нас она есть теперь. У нас не было тракторной промышленности, у нас она есть теперь. У нас не было автомобильной промышленности, у нас она есть теперь… В смысле производства нефтяных продуктов и угля мы стояли на последнем месте. Теперь мы выдвинулись на одно из первых мест… И мы не только создали эти новые громадные отрасли промышленности, но мы их создали в таком масштабе и в таких размерах, перед которыми бледнеют масштабы и размеры европейской индустрии».

 

СОЦРЕАЛИЗМ

 

То есть, если верить «Вождю всех народов», именно в годы первой пятилетки в СССР и родился отечественный автопром. Что конкретно Иосиф Виссарионович имел в виду? Отвечает английский журнал Round Table: «Достижения пятилетнего плана представляют собой изумительное явление. Тракторные заводы Харькова и Сталинграда, автомобильный завод АМО в Москве, автомобильный завод в Нижнем Новгороде… эти и другие промышленные достижения во всей стране свидетельствуют, что, каковы бы ни были трудности, советская промышленность, как хорошо орошаемое растение, растет и крепнет…»

 

Значит, датой рождения отечественного автопрома в этом контексте следует считать 31 мая 1929 года, когда началась история бренда ГАЗ? (В этот день Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) СССР и Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации массового производства легковых и грузовых автомобилей в стране). И, получается, что нашему автопрому исполнилось 90 лет? Юбилей, конечно, но не настолько яркий, чтобы на его фоне бледнели масштабы и размеры европейской индустрии…

 

Может быть тогда, АМО? Ведь именно на нем 95 лет назад в ночь на 1 ноября 1924 года был собран первый советский автомобиль АМО­Ф­15. И именно его затем переименовали в «Первый Государственный автомобильный завод»… Уже на 5 лет поярче, но пока еще тускловато на фоне европейских юбилеев.

 

Впрочем, история самого АМО началась еще до революции – в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. Предполагалось построить в нашей стране шесть автозаводов, но вместо этого взялись строить социализм. И торговый дом «Кузнецов, Рябушинские» к 1917 году лишь на четверть не достроивший свой автомобильный завод полного цикла, и даже собравший отвёрточным методом под полторы тысячи грузовиков FIAT 15 Ter, передал большевикам то, что вплоть до окончания гражданской войны пребывало в статусе авторемонтных мастерских.

 

В 1918 эти мастерские национализировали и поименовали в «Автомобильное московское общество» (АМО), потом это стало называться «1­й ГАЗ» («Первый Государственный автомобильный завод»), потом ЗИС, ЗИЛ… Сейчас АМО ЗИЛ,  безоговорочный пионер советского автопрома. Но не российского! И товарищ Сталин – он ведь не про российское «не было – есть теперь» говорил, а про советское, а это не одно и то же! До революции в выпуске автомобилей на территории Российского государства были замечены более двух десятков (!) предприятий Санкт­Петербурга, Москвы, Риги, Ростова­на­Дону, Ярославля, Орла… Но кто же из них первый?

 

Первым, кто освоил промышленный выпуск автомобилей в Российской империи, нынешними автоисториками нызывается «Руссо­Балт» – 8 июня (по старому стилю) 1909 года завод начал производство модели С­24/30. И к началу строительства социализма (концу промышленного расцвета царской России) успел расширить модельный ряд и выпустить 623 легковых автомобиля…

 

Здесь стоит оговориться, что же именно в экспертных кругах сегодня считается автомобилем. Это больше чем 3­колесное нерельсовое транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания. Не паромобиль, не электромобиль и не мотоцикл, история которых несколько древнее.

 

Короче говоря, по официальной версии российскому автопрому в 2019 году исполняется 110 лет. Вполне себе серьёзный юбилей! Впрочем, история автомобилизма в России еще серьёзнее…

 

ДОИСТОРИЧЕСКИЙ  ПЕРИОД

 

Итак, в пионеры российского автопрома был канонизирован именно «Руссо­Балт», несмотря на то, что попытки промышленной сборки автомобилей в нашей стране наблюдались несколько раньше.

 

Убедительно известный сегодня в определенных кругах по ракетам класса «воздух­воздух» московский завод «Дукс», например, уже в самые первые годы ХХ века освоил производство «самодвижущихся экипажей, как то велосипедов, автомобилей, дрезин и т.п.» «Дуксмобили» с ДВС, паромобили, велосипеды с моторчиками брали призы в различных конкурсах, приносили неплохую прибыль заводу. АО «DUX Ю.А. Меллер» стало единственным в истории отечественного автомобилестроения предприятием, серийно выпускавшим паровые, электрические и бензиновые средства передвижения.

 

А в год начала автодеятельности «Руссо­Балта» – в 1909­м
– «Дукс» уже перешел на авиационную тематику. На первых московских самолетах Уточкин бил всевозможные рекорды, Нестеров изобрел «мёртвую петлю»… Любопытно, но 100 лет назад, в 1919 году завод был переименован в «ГАЗ № 1» (Государственный авиационный завод № 1). И этот самый первый «ГАЗ», как и уже упомянутые его аббревиатурные тёзки, к пионерству в отечественном автомобилестроении имеет самое непосредственное отношение.

 

Ещё раньше – на 10 лет опережая вагонный «Руссо­Балт» в 1899 году начал промышленный выпуск «первого автомобиля, все составные части которого изготовлены в России» Александр Лейтнер на своем предприятии «Россия». Получается, что нашему автопрому уже 120 лет?

 

Или под 130? – Пётр Фрезе занялся сборочным производством автомобилей еще в 1890 году на своем предприятии, которое в 1899 году преобразовалась в Акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей «Фрезе и К°»… Тот самый Пётр Александрович Фрезе, который вместе с Евгением Александровичем Яковлевым весной 1896 года – раньше, чем многие­многие­многие из нынездравствующих автобрендов построил первый официальный российский автомобиль.

 

ОЧЕВИДНЫЕ  ИСТИНЫ

 

В общем, с исторической точки зрения, российский автопром, отнюдь, не в отстающих. Бенц, который считается самым первым по этой части, начал выпуск автомобилей лишь парой лет раньше – в 1888 году. Даймлер с Майбахом сконструировали то, что сейчас считается автомобилем всего лишь за год до начала сборочного производства на фабрике Фрезе. Первый автомобиль Peugeot увидел свет в 1890­м, Renault и Opel в 1898­м, Форд основал свою компанию в 1903 году, остальные позже и намного позже.

 

Российская империя в конце XIX – начале XX века была сильна, очень сильна, вступила в эпоху расцвета промышленного производства, энергично двигала научно­технический прогресс.

 

Увы, не всем нравится сильная Россия. Увы, не все прогрессивные начинания находили достойную поддержку в самой России… Но как бы нас ни сдерживали войнами и революциями, как бы ни искажали, замалчивали, переистолковывали исторические факты, какой бы пиар­грязью не поливали наш автопром, он есть, и он жив. И его продукция доминирует на российском авторынке. И за более чем вековую его историю, он создал много всего, чем можно и стоит гордиться.

Источник: a-souz.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *