Автомобили по подписке: пора брать?

Автомобили по подписке: пора брать?

Автор: Павел Ёлшин
Фото из открытых источников
Источник: Дром

Вас интересен сервис подписки на автомобиль?

Да

24 (38%)

Нет

40 (62%)

Посмотреть результаты

Сервисы подписки на автомобили впервые появились в нашей стране год назад. В 2020-м количество предложений заметно выросло, несмотря на все коронавирусные сложности. Этой осенью подобные варианты появились у Kia и УАЗа, ранее такие услуги запустили марки Hyundai, Genesis и Volvo, а также компании, занимающиеся каршерингом и лизингом. Начиналось все с Москвы, но к сегодняшнему дню подписка на автомобили доступна как минимум в 20 российских городах. Дром выяснил, какие плюсы и минусы есть у предложенных сейчас вариантов.

Плюсы и минусы подписки в сравнении с каршерингом и арендой

Если каршеринг ориентирован в основном на краткосрочную аренду (от минуты до суток), то подписка — на долгосрочную: этот вариант становится наиболее интересным при аренде от нескольких недель до года. Классическая аренда — где-то посередине. Она у нас не стала таким массовым явлением, как на Западе, а вот новые сервисы активно развиваются. По сути, каршеринг является заменой такси, а подписка способна заменить собственный автомобиль. Из этого вытекает множество отличий — по выбору автомобилей, их техническому состоянию, а также по регионам, где подобные услуги доступны.

Плюсы подписки в том, что у нее нет минусов каршеринга. Последний предполагает, что автомобиль постоянно переходит из рук в руки несколько раз в день, и после предыдущего клиента никто не проверяет машину на чистоту и техническую исправность. Эксплуатируют такие автомобили, не жалея. Часто каршеринговые машины в царапинах, с оторванными шильдиками, с неопрятным салоном. Для таких сервисов обычно закупают самые простенькие модификации и комплектации. И зачастую машина — в фирменной расклейке. Воспринимать ее как свою невозможно: это действительно полный аналог такси, только вы сами за рулем. И наконец, главная проблема: каршеринг может эффективно существовать только в густонаселенных мегаполисах и на курортах. В городах поменьше и для жителей пригорода это не вариант: сервис не сможет стать массовым, а значит, при необходимости не найдешь машину поблизости и не сможешь прекратить аренду где угодно.

На этом фоне у подписки много плюсов: как правило, получаешь машину у дилера, при долгосрочной подписке вам предложат новый автомобиль без пробега и в богатой комплектации, при менее длинных сроках аренды вы также получите машину в очень хорошем состоянии. С такой, действительно, можно сродниться, и можно воспринимать ее своей, как, скажем, арендную квартиру можно считать своим домом. И эта услуга развивается в самых разных городах независимо от размера: фактически на базе любой дилерской сети может заработать услуга подписки.

Если речь про более-менее долгосрочную эксплуатацию (от месяца), подписка получается по всем статьям интереснее классической аренды и каршеринга, но хитрость, конечно, в том, что тебя пытаются подсадить на довольно внушительные ежемесячные платежи, которые придется платить продолжительное время. И тут уже каждому следует прикинуть, какой режим использования ожидается: при интенсивной эксплуатации собственный автомобиль будет гораздо дешевле, а если нет задачи сэкономить, то, возможно, за стоимость подписки можно купить собственный автомобиль классом выше.

Увидев, что можно взять новый компактный кроссовер с полным приводом и максимальной комплектацией примерно за 40 000 рублей в месяц, любой нормальный скептик сразу открывает калькулятор, быстро прикидывает, что придется отдавать в год 480 000 рублей, и решительно говорит: «Не пойдет!».

Какой в этом смысл, если за три с половиной года ты отдашь полную стоимость машины, но она при этом не станет твоей? Перестал платить — остался без колес. А при аренде на день или неделю тарифы становятся только менее выгодными (в расчете на день пользования). Для тех, кто ездит ежедневно и помногу, самый экономный вариант по-прежнему — собственный автомобиль. Это ясно и без расчетов.

А вот для тех, кто ездит в основном по выходным или во время отпуска, невыгодным вариантом становится уже собственная машина, а подписка может рассматриваться как альтернатива каршерингу или аренде.

Например, по расчетам маркетологов Kia, таким сервисом пользуются клиенты, которым, хочется провести длительный тест-драйв новой модели на привычных для семьи маршрутах. А также «подписной» автомобиль подходит для путешествий, когда требуется модель большей вместимости и проходимости. Подпиской будут пользоваться и клиенты автосервиса (на время ремонта собственной машины). Еще — командированные. Наконец — молодые родители, которым периодически требуется второй автомобиль в семье.

Подписка, конечно, не самый дешевый вариант пользования машиной, но следует учесть, что в стоимость уже входят каско, ОСАГО, зимняя резина и ее замена, ТО, транспортный налог и помощь на дорогах вроде эвакуатора. Взять автомобиль по подписке чаще всего можно без залога, предоплаты и финансовых обязательств. За доплату можно все организовать так, что машину пригонят и заберут по нужному адресу в удобное время. Даже заправлять и мыть могут без вашего участия.

Самые доступные «на повседнев»: Rio, Creta, Seltos

Когда первые подписочные сервисы несколько лет назад стали появляться за рубежом, это казалось услугой для довольно состоятельных людей. Подобное не может стать распространенным в наших условиях. Однако на российском рынке предложения начинаются с самых доступных и массовых.

Самый недорогой вариант сейчас — Kia Rio, который можно получить у официальных дилеров по программе Kia Mobility. Из прямых конкурентов вроде Solaris, Polo, Rapid и Vesta ни один не предложен сейчас по подписке.

День пользования Rio обойдется в 1900 рублей, месяц — в 33 000 рублей, а при заключении годового контракта месяц будет стоить 27 000 рублей. Неприятность в том, что пока получить автомобиль можно всего в пяти городах: Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Брянске и Обнинске. Kia обещает быстрое развитие этой услуги в других регионах за счет самой большой дилерской сети в России. Сейчас независимо от того, в каком городе взят автомобиль, клиент может ездить по всей России, а после дополнительного согласования выезжать и за рубеж.

Уже активно двинулся в регионы сервис подписки Hyundai Mobility: в общей сложности он охватил 20 городов, включая некрупные и не самые развитые в смысле инфраструктуры: например, Воронеж, Омск, Волгоград и Барнаул.

Из модельного ряда Hyundai дешевле всего — кроссовер Creta. Один день стоит 3600 рублей, при этом действует гибкая тарифная сетка: при аренде от трех дней стоимость одного дня падает до 3250 рублей, от недели — 3100 рублей в день, от двух недель — 3000 рублей в день. Ограничение по дневному пробегу — 250 км.

Месяц аренды Креты обойдется в 47 250 рублей. При оформлении годового контракта стоимость месяца снижается до 34 900 рублей. Ограничение по пробегу — 2500 км/месяц, но неиспользованные километры переходят на следующий месяц. Если же вы укладываетесь в 1000 км в месяц, то можете переключиться на скидочный тариф, позволяющий экономить 5000 рублей в месяц.

Одноклассник Креты — Kia Seltos — обойдется дешевле, хотя эта модель свежее и во многом интереснее. День — 2400 рублей, месяц — 42 000 рублей, а при годовом контракте — 33 000 рублей.

Какие штрафы при досрочном расторжении годового контракта?

Годовые контракты предполагают более низкую помесячную оплату, поэтому в какой-то ситуации может показаться логичным взять машину на год, даже если планируется расторгнуть договор досрочно. Однако за это предусмотрены штрафы: если пользовался машиной меньше года, то фирма хочет, чтобы ты оплатил фактический срок аренды по обычному месячному тарифу. Конкретная процедура перерасчета может различаться, но по факту у всех картина одинаковая: вернул машину, взятую на год, досрочно — доплати. Например, у Kia штраф фиксированный — в размере стоимости одного месяца. То есть за досрочный возврат Kia Seltos надо доплатить 33 000 рублей. На первый взгляд — существенная сумма. Но если внимательно посчитать, то получается, что даже если брать автомобиль всего на четыре месяца, то все равно выгодно заключать годовой контракт: вы заплатите за каждый месяц по 33 000 рублей плюс штраф 33 000. Итого — 165 000 рублей. А при стандартном месячном тарифе четыре месяца обойдутся в 168 000 рублей.

Для офф-роуда и путешествий: УАЗ Патриот

Из настоящих вездеходов по подписке пока можно взять только УАЗ Патриот. Сам производитель позиционирует это предложение как хороший вариант для путешествий: на официальном сайте даже выложены варианты интересных маршрутов по России протяженностью от 1300 до 3300 км. Самый длинный — это Москва — Астрахань и обратно, но есть и короткие варианты, легко укладывающиеся в выходные.

Минимальная стоимость — 10 000 рублей за трехдневную аренду «УАЗ выходного дня». Забирать можно в пятницу уже с утра, а вернуть надо в понедельник до обеда. Максимальный по продолжительности вариант аренды на 28 дней обойдется в 55 000 рублей.

Выглядит интересно, если бы получить и сдать машину можно было у любого дилера УАЗа по стране, но пока эту услугу оказывает лишь один дилер в Москве. Производитель обещал уже в ноябре расширить географию, но этого пока не произошло.

Особенность уазовских условий — депозит в 15 000 рублей (остальные сервисы в нашем обзоре позволяют брать машину без депозита). Зато у УАЗа не ограничен пробег. А прочие условия вполне стандартные: возраст водителя — от 25 лет, стаж — не менее трех лет.

Среднеценовые кроссоверы и седаны: Sportage, Tucson, Santa Fe, Sorento, К5, Sonata

Во всех случаях подписка на модели Hyundai оказывается дороже, чем на Kia. Возможно, отчасти это объясняется тем, что Hyundai обещает только богатые комплектации, а у Kia это четко не сформулировано в условиях.

Взять на день Sportage можно за 2900 рублей, на месяц — за 51 000, а при годовом контракте месяц обойдется в 39 000 рублей. У Tucson день стоит 4050–5000 рублей в зависимости от количества дней, месяц — 61 900 рублей, а при годовом договоре — 41 900.

Подписка на седан K5 стоит ровно столько же, сколько на Sportage — 2900/51 000/39 000 рублей, а вот Sonata дороже, чем Tucson: 4700–5700/61 900/49 900 рублей.

Sorento, недавно сменивший поколение, стоит 3500/60 000/51 000 рублей. Уже немолодой Santa Fe — 5550–6800/75 500/53 900 рублей.

Вариант для путешествий компанией: Hyundai H-1

Восьмиместный корейский микроавтобус в богатой комплектации Business — в чем-то еще более интересный вариант для путешествий, чем УАЗ Патриот. Конечно, H-1 обойдется гораздо дороже, да и с асфальта на нем не стоит съезжать, но если речь идет не об экспедиции по офф-роуду, то минивэн выигрывает по всем статьям. Он и вместительнее, и комфортнее. Для большой семьи или компании «подписочных» альтернатив, по сути, нет.

При посуточной аренде Hyundai H-1 обойдется в 5050–6100 рублей в день. Месяц — 82 900 рублей. То есть если ввосьмером весь месячный отпуск провести с такой машиной, то расходы на транспорт составят всего 8363 рубля с человека (без учета бензина). Правда, ограничение по пробегу — 2500 км в месяц. За отпуск наездишь, вероятно, больше. Доплата за перепробег — 10 руб за км.

Премиум-класс: Volvo и Genesis

Среди престижных моделей выбор пока очень невелик. Интересно, что в каршеринге модели вроде Мерседеса Е-класса и «пятерки» BMW довольно распространены, и если хочется временами прокатиться на подобной машине, то цены вполне разумны — примерно от 15,5 рубля за минуту. Но вот в сервисах подписок тарифы таковы, что фактически имеет смысл рассматривать лишь варианты аренды от 12 месяцев. Более короткие предложения стоят неоправданно дорого.

В рамках программы Volvo Car Drive можно получить кроссоверы XC60 и XC90. Раньше в качестве альтернативы был предложен седан бизнес-класса S90, но сейчас все они распроданы. Если нужен именно премиум-седан, можно обратить внимание на предложение от Genesis Mobility — модель V70 (он, правда, по размерам не относится к бизнес-классу и стоит на ступень ниже).

Volvo XC60 стоит 65 000 рублей в месяц при заключении годового договора, но при трехмесячной подписке придется платить по 196 000 рублей в месяц (то есть 588 000 в общей сложности за три месяца). Если же автомобиль нужен лишь на один месяц, то — держитесь за что-нибудь… — 545 000 рублей в месяц. И это еще не предел! Старшая модель — XC90 — на месяц обойдется в 798 000 рублей. При годовом контракте — 95 000 рублей.

Утешает хотя бы то, что особо высоких требований к водителям тут не выдвигают: возраст — от 25 лет, стаж не имеет значения.

В случае с Volvo автомобиль можно получить у дилеров Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Казани. У Genesis — только в Москве.

У каршеринговых контор тоже стали появляться «подписочные» тарифы, позволяющие взять люксовый автомобиль на несколько недель или пару месяцев. И там тарифы выглядят привлекательнее: скажем, BMW 520i можно взять примерно за 100 000 рублей в месяц. Однако же тут важно понимать, что каршеринговые машины эксплуатируются в основном в краткосрочной аренде, состояние — так себе, модификации и комплектации — простенькие.

 

В последние десять лет, кажется, не существовало ни одного значительного СМИ, которое не опубликовало бы хотя бы один материал, посвященный тому, что новое поколение потребителей не стремится совершать дорогие покупки — большинство склонно пользоваться подпиской, арендой и разнообразным «шерингом». Модель sharing economy («совместное потребление») еще десять лет назад была названа журналом Time одной из десяти идей, которые изменят мир. И вот он меняется на наших глазах.

За первый год работы сервиса Hyundai Mobility в России им воспользовались 1600 клиентов, проехавших в сумме около 7 млн километров. По статистике Volvo, 68% клиентов после года пользования подпиской продлили контракт.

Те из нас, кому машина нужна ежедневно круглый год, сейчас скептически ухмыльнутся: без калькулятора ясно, что при интенсивной эксплуатации личный автомобиль будет гораздо дешевле любой подписки, аренды или шеринга. С этим не поспоришь. Но уже не одно десятилетие все крупные города приходят к тому состоянию, когда из-за пробок и платных парковок свой автомобиль становится ненужным: большинство пересаживается на общественный транспорт, каршеринг и такси. По крайней мере — в повседневных ситуациях. Ну а в выходные или в отпуске «подписочный» автомобиль — то что надо.

Массовый переход на дистанционную работу только подстегивает этот тренд.

И еще. В этом мире есть масса автомобилей, о которых вы, возможно, мечтаете, но вряд ли их купите. Для кого-то это — нарядный кабриолет, для кого-то — навороченный внедорожник, для кого-то — люксовый седан. В каршеринге такие варианты начинают появляться, но это ушатанные экземпляры с дорогущей поминутной тарификацией. А вот когда можно будет недорого взять на выходные нечто любопытное вроде спорткупе… А на следующие выходные — классный вездеход… А для поездки на свидание с возлюбленной — эффектный седан… Тогда подписка заиграет новыми красками. И это уже скоро должно произойти.

Какие автомобили предлагают по подписке в России

Модель
Стоимость подписки, руб.
Города

День
Месяц
Месяц при годовом контракте

Genesis V70
 – 
 – 
68 900
Москва

Hyundai Creta
3000–3600
47 250
29 900–34 900
Барнаул, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Калининград, Краснодар, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Симферополь, Санкт-Петербург, Сочи, Уфа, Челябинск

Hyundai Tucson
4050–5000
61 900
36 900–41 900

Hyundai Sonata
4700–5700
61 900
49 900

Hyundai Santa Fe
5500–6800
75 500
48 900–53 900

Hyundai H-1
5050–6100
82 900
52 900–56 900

Kia Rio
1900
33 000
27 000
Брянск, Красноярск, Москва, Обнинск, Санкт-Петербург

Kia Seltos
2400
42 000
33 000

Kia Sportage
2900
51 000
39 000

Kia K5
2900
51 000
39 000

Kia Sorento
3500
60 000
51 000

Volvo XC60
 – 
545 000
65 000
Казань, Москва, Московская область, Санкт-Петербург

Volvo XC90
 – 
798 000
95 000

УАЗ Патриот
 3333 (мин. три дня)
55 000 (за 28 дней)
 – 
Москва

Источник: drom.ru