Быстрый выкуп автомобиля. Хорошо заплатят или заберут за копейки?

Быстрый выкуп автомобиля. Хорошо заплатят или заберут за копейки?

Автор: Максим Маркин
Фото автора и из открытых источников
Источник: Дром

Вы услугой «Быстрый выкуп автомобиля» пользовались?

Да

46 (9%)

Нет

495 (91%)

Посмотреть результаты

Она была хороша… 1991 год, два литра, «механика», полный привод и приличное для своих лет состояние. Эх, если бы не встреченные на пути березки и, разумеется, выпитый алкоголь… Сдал поломанную, словно об колено, «Камрюху» «выкупам». Хотя мог мой знакомый, конечно, отдельно продать двигатель, трансмиссию, подвеску и оставшуюся целой кузовщину. Но слишком уж привлекательной показалась такая схема — приехали-посмотрели, подписали, заплатили, сами увезли. И все буквально за полдня. А какие минусы есть у быстрой продажи автомобиля, и есть ли здесь подводные камни? Мы запаслись терпением, раздобыли «продажный экземпляр» и отправились его продавать.

Богатство «выкупа»

«Сделка за час» — рекламный слоган фирм, занимающих быстрым выкупом автомобилей: показали, договорились по цене и быстро все оформили. Обещаются и выезд к клиенту на осмотр, и несколько офисов по городу, и пункты «приема» в соседних городках. 

Проблемы начинается уже при выборе подобной структуры. Любой картографический сервис на запрос «быстрый выкуп авто» тут же, как больной сыпью, покрывается точками. Подавляющее большинство из показанных структур не имеет отношения к «выкупу» как к основной деятельности — дилеры, сервисы, компании, сдающие автомобили в аренду в такси с последующим выкупом, которые приписывают себе эту услугу. 

При ближайшем рассмотрении выясняется, что часть «точек на карте» — просто филиалы. И все равно салонов, фирм и фирмочек на столицу области с населением куда меньше миллиона довольно много — в районе полутора десятков (на названиях фантазия отдыхала — «ВыкупАвто», «АвтоВыкуп» с вариациями кода региона в конце). Чтобы выбрать достойное по цене предложение, даже на обзвон нужно потратить не менее полудня. Но прежде чем делать это, представим предмет реализации. 

Универсальный-популярный

Место проведения нашего эксперимента обусловило выбор объекта продаж. Toyota Corolla Fielder с самого своего появления, пожалуй, самый популярный универсал от Приморья до Урала. У нас второе поколение после рестайлинга — 2010 год. 

«Полторашка», вариатор, передний привод. В общем, комплектация 1,5 X без каких-либо особых опций. Стандартный электропакет, «барашки» «климата», отсутствие штатной мультимедиа. 

На момент подготовки материала таких в области продавалось 40 штук. Это не считая битых и без документов. Минимальная стоимость — 535 000 рублей, максимальный ценник — 780 000. Средняя цена — без малого 700 000 рублей. 

Товарищу Fielder обошелся в ноябре 2020-го на 100 000 дешевле из-за того, что был дважды бит (спереди и сзади). И хотя сделали его в целом неплохо (зазоры ровные, при отпущенном руле сразу в кювет не сваливается), в цвет на паре кузовных панелей не попали, да еще фары-фонари использовали китайские. Посмотрим, как на это отреагируют оценщики и что будут проверять в принципе? По легенде, нам срочно понадобились средства, а разницу между покупкой и продажей, естественно, хотелось свести к минимуму. 

Лучше вы к нам

Обзвон фирм вызывает недоумение. Пара филиалов в соседнем городке существуют только виртуально — «там давно никого нет», отвечают из офисов регионального центра. А у компаний, у которых якобы по три-четыре городских пункта, оказывается единственный оценщик. «Я не знаю, где буду завтра — звоните». Разговаривают таким тоном, будто мы со своим срочным выкупом словно в долг просим. И вообще никто не предлагает выезд к машине. Если будет битая, не на ходу, то на эвакуаторе в другой город везти? 

Наконец, на нашу просьбу посмотреть машину ближе к месту ее прописки откликается одна из фирм. Но далее разговор продолжается в духе «сейчас вам перезвонит человек, который сможет с вами встретиться». И так еще пару раз. В конце концов звонит некто, назначает встречу на следующее утро и… не приходит. 

У фирмочек с интернет-сайтом есть возможность предварительной оценки. Но по сути — заказ звонка. Перезванивают не все, но большинство. Интересуются ли тем, сколько бы хотел получить продавец? О да! А в ответ на честное «хотели бы вернуть свое» делают, очевидно, круглые глаза — ну, это не реальная стоимость. И в любом случае на показ автомобиля нам предлагают приехать самим. Причем в одной из структур — безотлагательно и с комплектом летней резины, если он есть. «У нас для вас специальное предложение — готовы заплатить 580 000–600 000 рублей! Но только в случае, если вы приедете прямо сейчас!». Вот такой, будто из «TV-шопа», маркетинг. 

К слову, не стоит напрягаться, когда попросят отправить через мессенджер госномер, VIN или «синьку» либо «желток». Обычная практика для того, чтобы заранее выяснить, с какими финансовыми, юридическими и техническими проблемами можно столкнуться. То есть пробить по базам данных на залог, угон, аварии и т. д. 

Ладно, хватит болтовни — погнали по конторам. 

Кто больше? 

Первый объект — немаленький такой и напоминающий дилерский автосалон на окраине города. Внутри — исключительно свежие «немцы» и «японцы». На стоянке рядом такой же контингент. 

Тем не менее Филдером здесь не брезгуют. Копеечка к копеечке… Менеджер проводит осмотр, а мы впервые наблюдаем, как это происходит. Глазами и толщиномером, безо всяких сканеров и тем более поездки за рулем. 

Наверное, этого достаточно (тем более нам), чтобы увидеть — машина после аварии и за нее можно дать всего лишь 450 000 рублей. Хотите оставить на комиссию — пожалуйста! В таком случае можно устанавливать свою цену. И маржа не слишком велика — 3,5%. Вот только если не продастся и захотите забрать, надо будет оплатить стоянку — 200 руб./сутки. 

Автосалоны — максимум четверть этого рынка. Подавляющее большинство организаций, специализирующихся на выкупе автомобилей, ютятся примерно в таких «скворечниках». 

Да и «выкуп» — далеко не единственное их направление. Где-то приторговывают «резиной», у других есть небольшой автосервис. Кто-то заодно предлагает услугу помощи при выборе автомобиля или, как в следующем случае, — разборку. 

Осмотр здесь состоялся короткий, как и разговор — автомобиль битый, могу дать только 500 000. Это уже лучше, чем прежде. Ставки поднимаются? Увы, в следующей конторе нам предложили те же 450 000 рублей. К чести оценщика, он не просто в двух словах обрисовал аварийное прошлое машины, но и четко расписал, куда были удары. Нашел не обнаруженные ранее «жимки» по кузову, даже приговорил подушки безопасности и наглядно доказал, что они уже сработавшие. 

Едем дальше. На очереди наши старые знакомые «Дилеры-мошенники». Все еще живы! Вроде бы во всеуслышание об услуге выкупа не заявляют, но готовы ее предоставить. После нашего звонка сами перезванивают и интересуются — приедем ли мы и во сколько? 

Жизнь в этом мультибрендовом и типа дилерском автосалоне бьет ключом. Одни выбирают, другие в томительном ожидании — «говорили, 20 минут, а уже третий час пошел». Видимо, с несуществующего склада везут несуществующий автомобиль. А в городе снег, пробки. Мы, поскольку покупать что-то не собираемся, менеджерам практически неинтересны. Сотрудник нехотя все-таки выходит, измеряет толщину ЛКП и предлагает полмиллиона рублей. Уже вечером из салона снова позвонили и поинтересовались, кто из менеджеров с нами работал. Очевидно, для того, чтобы дать нагоняй сотруднику, не впарившему лохам машину. 

Другой салон — расположенный на паркинге крупного торгового центра и не пытающийся мимикрировать под дилера. Новых автомобилей нет, предложение разнообразно по маркам, моделям и ценовым уровням, экземпляров масса.

Много и народу — кто-то покупает, кто-то сдает. «Инструментарий» оценки уже привычный, да еще освещение скудное. Зато только здесь наш Fielder пробивают по базам данных и находят одну официально учтенную аварию. Это не смущает — мы достигаем максимума, 520 000 рублей, которые нам готовы заплатить. Спасибо, подумаем. Уже отъезжаем, как нас догоняет менеджер и накидывает еще десятку. 

Но на сегодня у нас еще один контакт — вдруг он перебьет эту «ставку»? 

Вчера при попытке договориться о встрече мы остались в замешательстве — у фирмы четыре офиса по городу, а телефон один. Человек, который отвечает по нему, просит звонить по факту и предлагает приехать по не значащемуся в поисковиках адресу. Причем припарковаться несколько поодаль. Похоже, где-то здесь работает «на постоянке», а перепродажа — это так, приработок, который не стоит светить. Смотрит, безусловно, все видит и ждет от нас «крайнего ценника». Улыбается, слыша стоимость, за которую купили, и в конце концов выдает: 

— Если кто-нибудь в городе предложит вам 550 000, я дам чуть больше! 

Спрашиваем, это значит 570 000? Он снова улыбается, ничего не ответив. Так что, полагаем, продавай мы Короллу всерьез, еще бы поторговались. Даже с учетом того, что Fielder бит, при определенных психологических манипуляциях его можно толкнуть более чем за 600 000. И самим при этом навариться! 

Заедем-ка еще в одно место. В бывший дилерский центр, который после ухода бренда из России стал торговать «бэушкой». Посмотрим, какую информацию предоставят нам не как потенциальным клиентам — как журналистам. 

Александр Юровский
руководитель отдела trade-in автосалона

— Мы активно развивали trade-in еще в бытность дилерским центром. А с весны 2019 года переориентировались именно на продажу подержанных автомобилей. Начинали с нескольких десятков машин, сейчас постоянно на реализации более 200 автомобилей. 

За рубежом и в крупных городах на западе страны автосалоны, специализирующиеся на продаже бэушных автомобилей, стали обычным явлением. Это удобно не только покупателю (в одном месте может посмотреть несколько или даже сотни интересующих экземпляров), но и человеку, который продает автомобиль. Да, вероятно, при «быстром выкупе» он не получит лишних 20, 30, не исключено, 50 тысяч. Однако как оценить время, которое потеряет, если будет сам показывать машину потенциальным покупателям? И сколько этих покупателей окажется? 

В серьезных структурах после телефонного разговора, предоставления фото машины и документов для ее проверки, если экземпляр интересует, к продавцу выезжает эксперт. Автосалон в этом заинтересован наравне с клиентом и потому услуга не может быть платной. Предварительная оценка устраивает? Тогда приглашаем человека с автомобилем к нам в сервис. Заранее оговариваем, что все процедуры (проверка на подъемнике, компьютерная диагностика и т. д.) займут от полутора до двух часов. И уже по их результату делаем окончательное по стоимости предложение. Столь всеобъемлющая диагностика необходима, в том числе, для того, чтобы дать будущему обладателю машины гарантию. На двигатель и коробку передач она у нас — один месяц. 

Каких-то принципиальных исключений по маркам, моделям и расположению руля у нас нет. Выкупаем залоговые автомобили, кредитные, с каким-то иным обременением. Теоретически можем приобрести в аварийном состоянии. Но здесь все сильно зависит от степени повреждений. 

Естественно, желательно, чтобы автомобиль был популярным. В конечном счете это скажется на стоимости его приобретения. А она, между прочим, не всегда ниже среднерыночной. Если мы выкупаем автомобиль по стоимости ниже ожиданий продавца — на то есть адекватные причины, например, технические неисправности или недостатки по кузову. Далее в своем сервисном центре мы устраняем все проблемы, выявленные на этапе диагностики, и впоследствии выставляем на продажу автомобиль, в котором уверены. Автомобиль, который не подведет будущего владельца. Тем не менее вот обратный пример — Nissan X-Trail начала 2010-х годов оценивается в пределах 900 000–1 000 000 рублей. Мы за хороший экземпляр отдали 1 100 000 рублей. И продали, само собой, с прибылью, устранив мелкие недочеты и проведя полную предпродажную подготовку. 

Еще один пример — в декабре минувшего года приобрели 1,8-литровый Fielder 2008 года. Средняя цена по рынку чуть более 600 000. Но тот универсал был в богатой комплектации Aero tourer, в прекрасном состоянии и с пробегом 78 000 км, который был похож на правду. Выкупили его за 730 000 рублей. Продали почти на 70 000 дороже. За ваш Fielder, если он не имеет проблем по кузову, агрегатам, подвеске, мы бы дали 650 000–700 000 рублей. 

В договоре купли-продажи всегда прописываем полную стоимость. Однако если клиент приобрел автомобиль недавно, сейчас продает и вынужден платить налог, мы можем пойти навстречу. 

Кроме того, настоятельно рекомендуем по истечении десяти дней с момента продажи прекратить регистрацию автомобиля. Делается это просто — при наличии ДКП и на портале Госуслуги. Бывает так, что выкупленная машина обретает нового владельца в тот же день. Иногда — находится на предпродажной подготовке до полутора месяцев. За это время хозяин, прописанный в документах, естественно, должен платить транспортный налог. Так что лучше воспользоваться возможностью, предоставленной законом. Да и нам будет спокойнее. 

Вот так — были рынки с «перекупами», а сейчас автосалоны и те же барыги, которые прячутся под вывесками «быстрый выкуп». Подытожим все увиденное и услышанное, сделав кое-какие выводы. 

— Договор купли-продажи можно распечатать и заполнить самому — в трех экземплярах (один остается у продавца, два передаются покупателю). В нотариальном заверении он не нуждается. Однако в случае возможных судебных разбирательств заверенный у нотариуса документ будет восприниматься весомее. 

— Продажа автомобиля — это все-таки не покупка с ее возможной накруткой процентов по кредитам, каско, «допами» и т. д. Вариантов «развода» здесь куда меньше. Но кое-чего все же стоит опасаться. 

— Остерегайтесь мультибрендовых автосалонов, продающих новые автомобили и заявляющих, что они дилеры. Это мошенники! Даже если сделка кажется прозрачной, всегда есть шанс, что начнут раскручивать на какие-то дополнительные платы или попросту задержат/не сделают выплату. 

— В договоре должны быть прописаны форма, условия и сроки оплаты, а также обязанности автосалона. И, естественно, не должно быть никакого мелкого текста. 

— Настораживает будущее автомобиля в описанных выше конторах типа «скворечник». У многих нет нормальной стоянки, а выставки-продажи выглядят вот так:

— Есть вероятность, что в таких фирмах «перепродажный» автомобиль будет использоваться сотрудниками в личных целях. А это возможные штрафы или, что еще хуже, ДТП. По худшему варианту ограничения по вашим счетам и картам, списание средств. Даже судебные разбирательства из-за того, что зарегистрированный на вас автомобиль участвовал в аварии или в каком-то криминале. 

— В любом случае, если автомобиль оперативно не найдет нового хозяина либо, в свою очередь, тот не поставит машину на учет в установленный срок, все это время вам будет начисляться транспортный налог. 

— Необходимо предупредить покупателя, что через десять дней, если автомобиль не будет зарегистрирован, регистрация будет прекращена. Сделать это можно на портале Госуслуги. Или в отделении ГИБДД.

Источник: drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *