Дневник нетипичного отпуска: 13 тысяч км и 10 ГЭС страны за 16 дней

Владивосток — Братск — Усть-Илимск — Кодинск — Богучаны — Минусинск — Саяногорск — Шушенское — Абакан — Красноярск — Енисейск — Иркутск — Зея — Талакан — Владивосток.

Справедливо ли упрекать путешествующего в том,
что он столько времени тратит на дорогу,
когда преодоление пути и есть предмет его странствия?!
Козьма Прутков

23 июля – 08 августа 2020 г. Машина Тойота Марк II Блит.

Лето 2020 у многих внесло существенные коррективы в планировку отпуска, у нас же сдвинулось только время: планировали поездку на май, а поехали в июле. Идея посмотреть ГЭС страны — не все, конечно, но хотя бы часть — возникла еще в 2018 г., когда мы побывали на Красноярской ГЭС. Всегда мечтали увидеть ГЭС Братскую: с самого детства были наслышаны о ней как о символе молодости, романтики, чего-то мощного и героического. Более подробно маршрут разрабатывался зимними вечерами: собирали информацию по тем дорогам, где будем проезжать; прочитали много интересного о самих ГЭС в целом и гидроэнергетике в частности.

Специальной подготовки к поездке не было: после нескольких отпусков, проведенных на трассе, все сборы проходят в автоматическом режиме. Естественно, особое внимание уделили машине. Сделали диагностику ходовой части, которая выявила необходимость замены правой верхней шаровой опоры. Развал-схождение. Заменили передние суппорты с тормозными дисками. Заменили масло и фильтры. В любую дальнюю дорогу в машине всегда набор инструментов, буксировочный трос, топорик, лопата, вторая полноценная запаска. Ну, и минимум расходников: ремень ГРМ, ремни навесного оборудования; помпа, натяжные ролики, лампочки, хомуты, холодная сварка, комплект для ремонта шин, масло и фильтры на замену. Из всего перечисленного использовали только масло на замену и фильтры.

1 день. (23 июля). Владивосток — Хабаровск — Белогорск (1393 км)

Выезжаем рано, еще до рассвета, в 4:30. Тепло, +20. Встречаем новый день.

Пит-стоп «Coffee Machine» в Черниговке провожает нас добрым напутствием.

Долго петляем по Хабаровску, и наконец-то мост через Амур. Выбираемся на основной маршрут.

В кафе «У Коляна» не заехали, не стали даже останавливаться, очень много машин, фур, людей. Как встретили, так и проводили день. В дороге. Идем за фурой. В закат.

У стелы пятиминутный перерыв. Нам же до места ночевки еще 180 км. Ночуем под Белогорском в мотеле «Встреча». Все об этом мотеле и обо всех других мотелях и кафе, что мы посетили в этом путешествии добавлено в комментариях к отчету о дорожном сервисе travel.drom.ru/78000/

2 день. (24 июля). Белогорск — Знаменка, Нерчинский район (1186 км)

Выезжаем из мотеля в 6:00. Прохладно, +17.Кафе не работает, завтракать будем в дороге. Дождь вносит свои коррективы: завтракаем в машине. За это и любим универсал: можно достать все нужное из багажника, не выходя из машины.

Обедаем в «777». Наконец-то адекватное объявление на входе в кафе! Каких только пляжных нарядов не увидишь в кафе во время путешествия! От иных аппетит напрочь пропадает.

Поворот на Невер. Остановились на кофе-тайм. В прошлом году здесь была грунтовая площадка. В этом году уже асфальтированная полноценная стоянка с туалетами, ямой, беседкой и мусорными контейнерами. Года еще нет этой эстакаде, а в каком она уже плачевном состоянии?! Как осматривать машину, если вы не запаслись болотными сапогами?! Люди, будьте ж вы людьми! Вы на трассе не одни! И эстакада не только персонально для вас, чтобы вы, особо не заморачиваясь — как оно все после вас будет, сливали отработку прямо на землю.

Дождь наконец-то закончился.

Могочинский район. 54, 0764, 121, 44533 . Заехали к памятнику байкеру Алексею Барсукову. Алексей Барсуков, известный под ником Скутт, летом 2010 г. отправился в мотопробег из Нижнего Новгорода во Владивосток. Байкера начали искать, когда он перестал отвечать на телефонные звонки. Оказалось, Алексея зверски убил житель Амурской области, работавший в придорожном кафе. Памятник поставлен по инициативе и на деньги байкеров из разных стран. На одной плите выгравированы слова Алексея Барсукова, сказанные им на байкерском форуме «Беспечный ездок»: «Бог определяет, какой длины будет твоя жизнь, а ты определяешь, какой она будет ширины». На второй плите выбита надпись: «В память невинно убиенных в пути».

 Фуры, фуры, а я маленький такой…

Проводили день. Ну вот еще 1200 км позади. Ночуем в мотеле «Пламенный дракон». В прошую поездку мотель нам понравился. И в этот раз все было хорошо. Вирус внес свои коррективы только в работу кафе — оно работало на вынос.

3 день. (25 июля). Знаменка, Нерчинский район — Бабушкин, Бурятия (1044 км)

Выезжаем из мотеля в 6:00. Прохладно, +14. Кафе не работает, завтракать будем где-то по пути.

Памятник строителям автодороги Чита — Улан-Удэ (670 км). 51.40852 (51° 24' 30.672" N); 109.993417 (109° 59' 36.301" E). С дороги его так сразу и не увидишь. Подъехать к нему нельзя. Паркуем машину на обочине, поднимаемся к памятнику. Двухсоткилометровый участок транссибирской автодороги Р-258 от села Мухоршибирь до станции Глинка строился 8 лет. 1 октября 1979 г. на перевале военными строителями-дорожниками был уложен последний метр асфальта. Бульдозер ДЗ-53 на базе трактора Т-100М, установленный на постаменте, олицетворяет мужество воинов-дорожников на строительстве транссибирской автомагистрали. С перевала от памятника открывается чудный вид на долину реки Хилок и на Транссиб.

Трасса Байкал. Ползком-ползком под Петровск-Забайкальским. Очень большой участок трассы ремонтируют. Жара. Пыль.

По Бурятии.

Река Селенга.

Очередные 1000 км позади. Личный рекорд — за три дня доехали до Байкала. Ночуем в г. Бабушкин, в гостинице у дороги. Лето. Суббота. Байкал. С местами в любых мотелях и гостиницах очень трудно. Нам повезло — здесь были еще свободные номера.

4 день. (26 июля). Бабушкин — Братск (923 км)

Покидаем гостиницу в 6:00. Раннее утро, +15. Едем смотреть старый маяк. Встречаем новый день.

Завтрак с Байкалом.

У старого маяка своя печальная история. В августе 1918 года белочехами здесь был расстрелян паром-ледокол «Байкал» с красноармейцами на борту. Маяк не отпускает, очаровывает тишиной и покоем. Но надо ехать дальше.

Обедаем в кафе «Ореховый рай». Ждем заказ, а любопытный котик исследует нашу машину. Разделили с ним обед.

Трасса Байкал.

Горы завораживают.

Два года назад здесь вовсю шел ремонт дороги. Сейчас новая трасса.

Байкальский серпантин. Здесь всегда оживленное движение. Надо быть очень внимательным, многие нетерпеливые совершают необдуманные обгоны, пересекая сплошную линию дорожной разметки.

В Тулуне сворачиваем на автодорогу А331 «Вилюй» — на Братск.

На повороте на Александровку есть кафе и гостиница. Встретили интересных «пассажиров» на автобусной остановке.

Дорога на Братск разная: то плиты, по которым бесконечное — дыц, дыц, дыц… то 4 полосы, по которым — вжик! Местами идет реконструкция дороги.

Братск. Пока фотографировались у стелы, подъехал байкер Андрей из Красноярска. Пообщались, сфотографировались. Андрей много путешествует на своем железном коне и обо всем этом рассказывает здесь.

Побывать на Братской ГЭС мечтали с того самого момента, когда первый раз увидели Красноярскую. И вот наконец-то, на четвертый день пути мы прибыли к первой точке нашего путешествия. На ГЭС приехали уже на закате. День воскресный, народ гуляет.

Братская ГЭС (им. 50-летия Великого Октября) — гидроэлектростанция на р. Ангара в г. Братске. Является третьей по мощности и первой по среднегодовой выработке гидроэлектростанцией России. Входит в Ангарский каскад ГЭС, являясь его второй ступенью. С момента запуска была крупнейшей ГЭС в мире по установленной мощности до 1971 г., когда её превзошла Красноярская ГЭС.

Строительство Братской ГЭС в те годы было объявлено ударной комсомольской стройкой и находилось в центре общественного внимания. На мне стройотрядовcкая куртка, правда, уже из 80-ых, как дань памяти тому времени и уважения всем комсомольцам-строителям.

Двигаемся по плотине Братской ГЭС. По сооружениям станции проложены пешеходный, автомобильный (часть автодороги «Вилюй») и железнодорожный (является частью БАМа) переходы. 

Погуляли, проводили день, возвращаемся в Братск. Расстояние между Братском и п. Энергетик, где находится ГЭС, около 30 км. Ощущение, что мало «пообщались» с ГЭС, так долго ехали-ехали. Решаем вернуться на станцию утром. На ночь остановились в отеле «Три кита». Братск, ул. Депутатская, 3А, +7 950 050 8833. Подробная информация об отеле здесь https://travel.drom.ru/78000/

5 день. (27 июля). Братск — Усть-Илимск (334 км)

Выезжаем из гостиницы в 7:00. Утро прохладное, +15. Возвращаемся в п. Энергетик и прямиком на Братское море. Бра́тское водохранилище или Братское море, как его называют, — водоём, образованный на р. Ангара в результате строительства Братской ГЭС, второе по объёму водохранилище мира.

Стоит туман, спряталось от нас море.

Тишина… побродили по берегу, встретили нескольких рыбаков. Понедельник все-таки.

На берегах Братского моря в лесочке стоит обелиск Славы. Обелиск Славы «40 лет ВЛКСМ» был установлен в октябре 1958 г. на скале мыса Пурсей, которая возвышалась почти на 90 метров над Ангарой. Позднее, в связи с затоплением водохранилища и скалы, обелиск был перенесен на мыс Пурсей, где находится в настоящее время.

Поплутали по улочкам на побережье водохранилища. Улочки контрастов — от деревянных бараков, построенных еще, наверное, в 50-ых годах прошлого столетия до навороченных современных особняков. Вернулись в центр поселка.

Памятник Наймушину, руководителю строительства Братской ГЭС. Иван Иванович Наймушин возглавлял Братскгэсстрой с 1954 по 1973 год. Под его руководством на севере Иркутской области были построены такие предприятия-гиганты, как Братская ГЭС, Коршуновский ГОК, Братский алюминиевый завод, Усть-Илимская ГЭС, а также города Братск, Усть-Илимск и Железногорск-Илимский.

Заехали за кофе в «Coffee Machine». Воодушевились очередным добрым напутствием и на ГЭС, кофетайничать.

Раннее утро. На видовой площадке мы одни. Без спешки позавтракали, погуляли, пообщались с ГЭС.

Братская ГЭС.

Как ни грустно, но надо прощаться с этой величественной красотой. Проходная управления ГЭС.

Двигаемся на север. Каких-то 300 км, и мы в Усть-Илимске. Дальше дороги нет, конечная точка трассы. Дорога Братск — Усть-Илимск местами прекрасная, местами плиты, местами ремонты, но в целом — ехать можно.

Усть-Илимск.

Навигатор в Усть-Илимске прямиком нас ведет на проходную Усть-Илимской ГЭС. Глазами ищем видовую площадку, ничего подобного поблизости не наблюдается. Иду на проходную, выходит охранник, и на мои вопросы-расспросы, где и с какой точки можно фотографировать и смотреть ГЭС, вполне миролюбиво все объясняет. Пока я общалась с охраной ГЭС, Саша нашел родник. От того места, где мы припарковали машину, ведет тропинка в лес, к роднику. У нас как раз заканчивается запас питьевой воды. Пока стояли в очереди на роднике, разговорились с местными, рассказали, кто мы, откуда, зачем едем по стране. К нам отнеслись очень доброжелательно, даже предложили нам набрать воды без очереди. Злоупотреблять радушием устьилимцев не стали, но их желание помочь приятно тронуло. Вода набирается быстро, да и постоять в тенёчке в лесу, когда на улице +26, а ты в машине все время, самое то! В лесу у родника.

Тропинка на родник. Справа — проходная Усть-Илимской ГЭС.

Усть-Илимская ГЭС гидроэлектростанция на р. Ангара в Иркутской области, в городе Усть-Илимске. Является третьей ступенью Ангарского каскада ГЭС, после Иркутской и Братской ГЭС. Строительство ГЭС началось в 1963 г., а закончилось в 1980 г. В эксплуатацию ГЭС введена в 1979 г.

Вид на ГЭС с автомобильного моста.

Берега Ангары.

Видовую площадку на Усть-Илимской ГЭС мы так не нашли, несмотря на старательные объяснения устьилимцев, которые нам что-то показывали, куда-то махали руками. К сожалению, навигатор команды сюда, а потом туда, не понимает. Фотографировали ГЭС со всех точек, откуда мы сами могли ее увидеть. Нашли какую-то заброшенную дорогу, по ней спустились на берег Ангары.

Тот самый автомобильный мост, с которого мы фотографировали ГЭС.

Водохранилище Усть-Илимской ГЭС. Жара, +26, народ купается.

В Усть-Илимск приехали в 14 часов. Ночуем здесь же. Времени достаточно, чтобы погулять по городу, отдохнуть от машины. Пошли кататься на трамвае, здесь он (трамвай) необычный. В городе существует скоростная трамвайная система, соединяющая восточные микрорайоны города с лесопромышленным комплексом и многочисленными дачными товариществами. Согласно данным Федеральной службы статистики за 2009 г., в России всего четыре города с линией скоростного трамвая: Волгоград, Ижевск, Старый Оскол и Усть-Илимск. Трамвай идет за город, мимо дачных поселков. Так что на дачу — на трамвае.

Трамвай в Усть-Илимске бесплатный. Хотя мы видели объявление о том, что с 1 августа 2020 г. проезд будет платным. Пообщались с милой вагоновожатой, мне даже разрешили сделать несколько кадров из кабины трамвая.

С одной стороны — город, с другой — лес!

Гостиница «Усть-Илим», в который мы остановились. Там же и обедали. Ресторан при гостинице работал только на вынос, но мы прекрасно посидели на веранде, в жаркую погоду обед на свежем воздухе то, что надо.

6 день. (28 июля). Усть-Илимск — Кодинск — Богучаны (611 км)

Выезжаем рано, в 5:00. Еще зимой, планируя посещение Богучанской ГЭС, долго не могли «вписать» ее в маршрут. Вариантов проезда от Усть-Илимска до Кодинска было два:

  • Усть-Илимск — Канск — Кодинск, а это лишние 600 км;
  • Усть-Илимск — Кодинск по автодороге 04К-020 всего-то 266 км.
  • В интернете искали информацию по второму варианту. Ее оказалось очень мало, практически нет. Решили все-таки рискнуть и проехать по второму варианту. Мы планировали маршрут так, чтобы пройти этот участок дороги по сухому. Мониторили погоду — дождей на эти дни не предвиделось. И надо же такому случиться — именно в эту ночь дождь все-таки пошел. И не просто пошел, а лил как из ведра.

    Утро сырое и прохладное, +13. Остановка на чай-кофе. Саша приглашает собак к нам на завтрак.

    Объясняю псу, что мяса-то мы и сами не ели, а хлебом с маслом и яйцом я с ним уже поделилась. Думаю, он решил, что я его обманываю.

    И тем не менее собаки нас проводили благодарственным потявкиванием.

     

    Поворачиваем на Кодинск, на ту самую совсем не автомобильную трассу, которую к тому же всю ночь поливал дождь. Что нас здесь ждет, как долго мы будем походить эти 266 км?!

    Впереди, переваливаясь из ямы в яму, ползет лесовоз. И мы ползем.

    Ура! Уж лучше дыц-дыц по плитам, чем переваливание по ямам. Но радость наша была недолгой, всего-то 5 км.

    А дальше было так…

    Связи нет. Никакой. Телефон используется исключительно как фотоаппарат.

    О, даже есть эстакада! Да, когда-то здесь ходил рейсовый автобус! Сейчас только лесовозы, ну еще и мы тут ползем.

    Глазам не верю — кафе на трассе! На 119 км трассы Усть-Илимск — Кодинск стоит это чудо! А я уже готовилась к тому, что придется тратить время на приготовление обеда в тайге. А тут — такая роскошь в глуши.

    Кормят просто, но вкусно. И дешево! За две порции первого, два морса и порцию блинов со сметаной мы отдали всего 250 руб. Поговорили с девочкой, что работает в кафе. Я интересовалась, как они тут живут — кругом тайга. Сказала, что работают они тут вахтами неделя через неделю. Связи нет никакой. Ближайшая деревня со связью через 150 км. В интерьере кафе есть денежное дерево. Внимательно его изучили: купюр из Приморья не нашли. Теперь есть, наш «родной» китайский юань и Владивосток 2020.

    Даже по грунтовке с лужами ехать легче, чем по разбитым плитам…

    Ползком-ползком, со скоростью 10 км/час.

    То лужи, то волны из плит.

    Пересекли границу Иркутской области и Красноярского края, ехать стало повеселее. Пусть та же грунтовка, но она более-менее поддерживается на должном уровне.

    И даже грейдер!

    Проползли по ямам и лужам, прошуршали по плитам! 266 км за 7 часов! Семь часов без связи! За семь часов дороги мы видели только тайгу, лесовозы да пару джипов. И вот мы наконец-то в Кодинске. Прямо — дорога на Богучанскую ГЭС, направо — дорога в город.

    Центральная улица Кодинска.

    Пытались перекусить в каком-нибудь кафе. Все кафе в городе не работали. Спасибо местным девчонкам на центральной площади, они подсказали, что единственное работающее на тот момент кафе находится на выезде из города, как раз по дороге на Богучанскую ГЭС.

    Водохранилище Богучанской ГЭС.

    Богучанская ГЭС — гидроэлектростанция на р. Ангара, у г. Кодинска Кежемского района Красноярского края. Входит в Ангарский каскад ГЭС, являясь его четвёртой, нижней ступенью. Имея установленную мощность 2997 МВт, входит в пятёрку крупнейших гидроэлектростанций страны. Строительство Богучанской ГЭС, шедшее с 1974 до 2017 г., является рекордным по продолжительности в истории российской гидроэнергетики.

    Богучанская ГЭС — красотка! Яркая, солнечная!

    Насыпная часть плотины. Плотина Богучанской ГЭС состоит из двух частей — к правому берегу примыкает каменно-насыпная часть, от левого навстречу ей идет бетонная. Объем насыпанного камня — 35 миллионов кубометров или, для наглядности — 12 пирамид Хеопса. Ширина каменной части плотины у подошвы — 215 метров, на гребне 20 метров, высота — 212 метров, из которых над водой видны теперь только 77. 

    Прекрасная видовая площадка. Мини-парк со множеством информационных стендов, рассказывающих в цифрах и фотографиях об истории строительства Богучанской ГЭС.

    Ночевку запланировали в Богучанах. От Кодинска это еще 150 км по грунтовке, это были мои 150 км на сегодня.

    К вечеру приехали в Богучаны. Устроились в гостиницу и пошли гулять на берег Ангары. Понаблюдали за паромной переправой.

    Красавица Ангара:

    Летние развлечения богучанцев.

    Омовение в Ангаре. Вода теплая.

    Прогулялись по берегу Ангары. После трудной дороги такие виды — глазам отрада и душе отдых. И никуда ехать больше не хочется. Все располагает к неспешному времяпрепровождению. Кажется, время остановилось и замерло… Окружающее завораживает, умиротворяет, очаровывает… Величие здешней природы поражает и долго не отпускает… Ощущается невероятная легкость в теле, на душе покой и умиротворение…

    Хотели помыть машину после грунтовки, но цены на услуги автомойки в один миг отбили это желание.

    7 день. (29 июля). Богучаны — Канск — Минусинск (917 км)

    Выезжаем из гостиницы рано, в 5:00. Очень даже прохладно, всего то +12. Едем на заправку, и тут мы впервые за много лет слышим слово «талон». Оказывается, АИ-95 только по талонам. Кто и где выдает эти талоны —для нас осталось загадкой. Заправились АИ-92, машина наша неприхотлива в этом плане.

    На Канск. Дорога сплошь грунтовка, иногда попадаются кусочки асфальта.

    На трассе продают чернику. Ведрами. Очень хотелось попробовать эту ягодку прям из тайги, а не из магазина. Но, не случилось. Как я ни уговаривала продавцов, объясняя, что мы из далека-далека, нам много не надо, только попробовать эту чудо-ягодку, можно купить у них стаканчик?! Не разжалобила, продавцы твердо стояли на своем — у них только ведерный опт! Минимальный объем товарной сделки — 5литров и никаких стаканчиков! Ну куда ж нам 5 литров, если нам еще по стране ехать и ехать?!

    Такая разная трасса.

    В Красноярском крае очень многие ездят с прицепами. Каких только машин с прицепами мы не видели — от Лексуса до Газели!

    Попадался и такой вид транспорта:

    Очень хотелось сделать привал и покофейничать в таких красивых местах. Но не дала нам природа, мать наша. Мы не смогли не то что чай согреть, но даже газовую плитку достать. Нас тут же облепили мухо-оводо-комары. Я не смогла толком идентифицировать этот таежный ужас. Кусаются даже через одежду так, что остаются огромные волдыри. Я не знаю, как с ними уживается местное население?! Искренне им сочувствую. Хотя, может, эти кусачие своих не трогают?! Едем дальше. Обедаем в Медвежьем углу, в д. Кускун, что на развилке двух дорог.

    Пересекаем федеральную трассу и продолжаем спускаться на юг, в Хакасию.

    Заехали в д. Выезжий Лог. Отклонились от основного маршрута на 15 км туда-обратно.

    В 1967 г. в селе Выезжий Лог на реке Мана проходили съемки фильма «Хозяин тайги». С Высоцким и Золотухиным в главных ролях. Местные жители на свои средства поставили памятный камень с табличкой. Обустроили территорию, а на горе выложили буквами «Хозяин тайги».

    Возвращаемся на основной маршрут. Грунтовка утомляет. Связи почти нет на этом участке: МТСа нет, изредка мелькает Теле2. Единственное развлечение — любоваться красотой за окном.

    И дорога пустая, и едем мы тут одни. Очевидно, водитель фуры очень торопился, если не смог нас пропустить, чтоб пойти на обгон. За нами ни одной машины, перед нами ни одной и, тем не менее, именно в эту секунду фура решила обогнать другую фуру. И вот результат! От обгоняющего тягача мы увернулись, а от камня, что прилетел нам в лобовое, — нет. Зимой только поставили новое стекло. Досадно. Едем, печалимся.

    Строительство жд моста. Нам на Минусинск.

    Провожаем день. Позади 900 км, из которых почти 600 км грунтовки. Надеюсь, эта последняя грунтовка в нашем путешествии. Дальше только по асфальту, пусть иногда плохонькому, но все-таки асфальту.

    На ночь останавливаемся в гостинице «Забота» на ул. Кравченко, 16 в центре Минусинска, +7 913 544 4444.

    Долгожданный отдых.

    8 день. (30 июля). Минусинск — Саяногорск — Шушенское — Абакан — Усть-Абакан (319 км)

    Выезжаем очень даже поздно! В 7:30 утра, а не в 5, как обычно у нас бывает. Тепло, +20. Экскурсий по Минусинску заранее не планировали, но так как наша гостиница оказалась в центре, то мы с удовольствием прогулялись по городу. Эдакая ранняя экскурсия в 7:30 утра. Улочки пустые, народу нет. Центральная площадь.

    Сквер.

    Улочки Минусинска.

    Советский памятник герою гражданской войны — командиру партизанского отряда — Щетинкину, одному из руководителей Красной армии в Сибири.

    Из города выбрались быстро, пробок нет, несмотря на утро рабочего дня. Двигаемся на Саяногорск.

    Алтайский район. Хакасия.

    Арбузная стоянка.

    Саяногорск.

    Здесь, наконец-то, мы смогли нормально помыть машину и всего-то за 350 руб. Совсем даром, по сравнению с ценами Богучан. На мойке работают девчонки. В разговоре с ними узнали, что для одной из девушек — это постоянное место работы, для другой — студентки — возможность дополнительного заработка. Нам удивительно видеть на этих работах девчонок, у нас в городе на автомойках работают только парни. Девчонки моют хорошо.

    Заехали в магазин от местного мясокомбината, купили на пробу сервелат с карбонатом, два в одном. И вот, практически уже в обед, у нас случился завтрак на берегу Енисея.

    И машина чистая, радует глаз.

    Приближаемся к четвертой в нашем списке ГЭС.

    Вид на станцию с трассы.

    Саяно-Шушенская ГЭС имени П. С. Непоро́жнего — крупнейшая по установленной мощности гидроэлектростанция России. Расположена на р. Енисей, на границе между Красноярским краем и Хакасией, у посёлка Черёмушки, возле Саяногорска. Является верхней ступенью Енисейского каскада ГЭС. Строительство Саяно-Шушенской ГЭС, начатое в 1963 г., было официально завершено только в 2000 г. 

    Памятник покорителям Енисея, первостроителям Саяно-Шушенской ГЭС. 

    Мощь и величие станции.

    На мой очень субъективный взгляд — замочки на перилах сильно портят общую картину.

    Долго гуляли по видовой площадке Саяно-Шушенской ГЭС. Но как бы ни хотелось задержаться здесь, — ведь такой непростой и длительный путь проделали, стремясь к этой цели, думая, что можно до бесконечности гулять по этим местам, — но надо двигаться дальше… Да и на видовой становится многолюдно, надо уезжать.

    Вид на Енисей от плотины ГЭС.

    На противоположном берегу — пятиступенчатый береговой водосброс. Его сооружение не было предусмотрено проектом, но паводки 1988 г., вызвавшие разрушение водобойного колодца, заставили его пересмотреть. К моменту аварии 2009 года он не был готов — и для предотвращения возможных негативных последствий прохождения половодья его строительство было форсировано. Уже следующей весной он был в основном завершен. (По материалам из интернета).

    Справа — Енисей, слева — Саяны. Красота за каждым поворотом.

    Двигаемся от ГЭС к ГЭС. Буквально в 20 км от Саяно-Шушенской находится Майнская ГЭС. Майнская ГЭС — гидроэлектростанция на р. Енисей в Хакасии, у посёлка Майна. Входит в Енисейский каскад ГЭС, являясь его второй ступенью. Выполняет функцию контррегулятора крупнейшей Саяно-Шушенской ГЭС, одна из трёх контррегулирующих гидроэлектростанций России (наряду с Нижне-Бурейской и Миатлинской ГЭС).

    Майнская ГЭС. Сюда не заглядывают туристы, нет здесь видовых площадок. Здесь нельзя останавливаться и фотографировать.

    Переезжаем по плотине Майнской ГЭС на правый берег Енисея.

    Коровы, расслабленно лежащие на проезжей части, чем-то напомнили Алтай. Тихо, уютно, по-домашнему.

    Наш путь в Шушенское, к дедушке Ленину.

    Дорога в Шушенское. Люблю дорогу за ее контрасты.

    Шушенское.

    В Шушенском нас ждало разочарование.

    Побродили вдоль ограды.

    Посмотрели на усадьбу сквозь прутья решетки.

    Погуляли по центру.

    Пообедали в кафе. Затерялись среди отечественного автопрома.

    Покидаем Шушенское… Приятное место.

    В который уже раз переезжаем Енисей.

    И опять въезжаем в Хакасию. Утром, выезжая из Минусинска, мы не заметили стелы на въезд в Хакасию. Точнее, мы ее заметили, но слишком поздно, проскочили, а разворот был далеко. Весь день мы ехали, пересекая границы туда-сюда. И вот теперь законный въезд в республику. Правда, уже на обратном пути.

    В Абакан заехали за сувенирами и за продуктами.

    В магазин «Алтын Чир» ИП Быков С.А, ул. Тельмана, 83. +7 906 952 7650, заглянули за подарками для родных и друзей. Долго петляли по закоулкам города, пока нашли его. В магазине большой выбор сувениров на любой вкус и кошелек: изделия из камня и кожи, хакасские куклы, картины, монеты, магнитики, футболки, банданы. Чай, мед, варенье, кедровые орешки, мыло и шампуни ручной работы. Если вы любите зверушек и природу, не советую посещать этот магазин: здесь продаются чучела разных животных, а также «расчлененка» — головы, хвосты диких животных. Лично для меня — зрелище не из приятных. На стенды с частями от животных старалась не смотреть, благо, они где-то под потолком висят, не так в глаза бросаются. Удивил расчет в магазине: безнала нет, можно перевести деньги на телефон. Казалось бы, что может быть проще перевода денег на телефон?! Ан нет! Деньги на телефон перевели и ждали еще минут 10, пока продавец дозванивалась директору магазина, чтобы узнать — дошли ли деньги?! можно ли отдать нам уже оплаченные покупки?! С таким видом телефонного согласования столкнулись впервые. Едем дальше, за продуктами. В ближайшем супермаркете, к нашей великой радости, с оплатой покупок все было просто, как в обычных магазинах.

    Движение в городе в час пик.

    Покидаем Абакан.

    На полноценный отдых длиною в 20 часов решили остановиться на базе «Княжий двор» в п. Усть-Абакан на Красноярском море.

    Вид с балкона нашего номера. После дождя в небе радуга.

    Мы, уставшие от многодневных больших перегонов, наконец-то можем себе позволить неспешный ужин с бокалом шампанского. Саша решил попробовать местное пиво — Минусинское живое.

    Прогулки по территории базы вечером…

    …и утром. Погулять, подышать перед дальней дорогой ой как здорово!

    Территория базы небольшая, ухоженная. Что не понравилось на базе — шумные компании. Мы заселились и уже постфактум обнаружили, что на территории базы вовсю идет гуляние, кто-то отмечал день рождения, этот праздник слышали все отдыхающие. Администратор нас успокоила — это ненадолго, только до 23 часов. Не совсем продуман отдых на базе разных категорий людей. На Алтае в этом плане намного лучше решен вопрос. Мы отдыхали там на разных базах, и нигде отдыхающие не мешали друг другу, т.к. мангальные зоны и беседки были далеко от домиков, шум от них не долетал до номеров. Здесь же на маленьком пятачке красоты умудрились впихнуть несколько беседок, многие из которых находятся как раз под окнами номеров. Самое ужасное оказалось в нашем номере — жестяные отливы на окнах, которые никак не закреплены: об них я зацепилась, распорола ногу и порвала брюки. Все бы ничего, если б не 10 дней еще в дороге, да с травмированной ногой! Рана долго болела и заживала, в итоге остался шрам! Впечатление от отдыха было испорчено.

    9 день. (31 июля). Усть-Абакан — Троицкое — Туим — Дивногорск — Красноярск (547 км)

    Покидаем базу в 10 утра. Погуляли, подышали, обработали мою рану и в путь. Утро прохладное, +14.

    Обогнали нас братья- белорусы.

    За селом Троицкое сворачиваем в степь.

    По степи наш Блит еще не ездил.

    Приехали смотреть Боярскую писаницу. Навигатор привел нас точно к заданной точке. ( 54, 29161, 91, 18868). Мы нигде не плутали, несмотря на то, что в степи нет никаких указателей, зато есть множество накатанных дорог, уходящих в разные стороны. Оставили машину внизу и пешком вверх 3 минуты.

    Боярская писаница — памятник изобразительного искусства тагарской археологической культуры, состоящий из двух групп петроглифов: Малой и Большой Боярской писаниц в юго-западной части хребта Бояры (по-хакасски Пойар тағ — «Священная гора»). Этот невысокий хребет в 6 км к востоку от села Троицкое Боградского района Республики Хакасия тянется вдоль левого берега Енисея.

    Говорят, что не всегда можно увидеть рисунки. Кто-то не видит их вообще, то ли освещение не то, то ли еще какие-то есть причины. Мы увидели все рисунки, что были на этой скале. И даже чей-то автограф из современного мира. Не удержался кто-то, расписался рядом с древними.

    С горы открывается потрясающий вид на степь.

    .

    За все то время, что мы здесь бродили-гуляли-ехали, не встретили ни одной машины, ни одного человека.

    Затерянные в степи…

    Вдали виднеется Красноярское море. Жаль, что мы не проехали дальше по степи к нему поближе.

    Прощальный взгляд на степь-красавицу.

    Суслик — главный степной житель. Как же долго охотились за ним! А он, как будто играл с нами в прятки, то спрячется в норку, то высунется из нее. Минут 20 стояли, затаив дыхание, с фотоаппаратом наизготовку. И все-таки мы его поймали в кардр. Нашли суслика.

    Нагулялись по степи, насладились красотой. Нам в п. Туим, а это еще 110 км. Дорога на Туим очень разная, от березок до степей с озерами.

    Встретили и гужевой транспорт.

    Везде стоят указатели, мимо не проедешь.

    Вход платный, 100 руб. На территории несколько лавочек с сувенирной продукцией.

    Туимский провал — техногенный провал на месте закрытого в 1974 г. подземного рудника недалеко от посёлка Туим (Хакасия). Изначально отрабатывались вольфрамовые руды (Киялых-Узеньское месторождение), позже были выявлены медно-молибденовые руды. Месторождение отрабатывалось подземным способом. В результате взрывных работ кровля рудника проседала и позже обрушилась, образовав техногенную депрессию. Руду вывозили вагонетками наружу, а затем отправляли на обогатительную фабрику, расположенную на окраине поселка Туим. После консервации рудника на вершине горы в результате обвала подземных горных выработок образовалась впадина диаметром 6 м, которая постоянно расширялась. На дне образовалось озеро с водой, окрашенной в ярко-голубой цвет. В настоящее время его диаметр достигает 200 м. От вершины горы до уровня воды 127 м. Глубина водоема, образовавшегося на дне провала, 200 м. (По материалам Википедии).

    В стенах провала видны горные выработки штрека, орты высотой около 2 м с торчащими рельсами для вагонеток. Говорят, стены провала ненадёжны и часто осыпаются. 

    Оборудована смотровая площадка и есть частично ограждение по периметру.

    За отдельную плату можно попасть на дно провала — либо спуститься с вершины по специально оборудованной лестнице, либо пройти по тоннелю, использовавшемуся во время работы рудника для проезда вагонеток. Тоннель в настоящее время затоплен, для прохода по нему выдают болотные сапоги. Мы не любители такого экстрима, поэтому погуляли по солнышку и поехали дальше.

    Дорога к озеру Белё.

    Вдоль озера много и баз отдыха, и отдыхающих с палатками.

    По Хакасии. Наслаждаемся красотой.

    Покатавшись весь день по Хакасии, заметили, что оборудованных стоянок для отдыха автомобилистов не так уж и много. Вот нашли одну такую, остановились на кофе-чай. На стоянках обычно все стараются парковаться в разных местах, чтобы никому не мешать. Мы не исключение, выбрали место вдали от других машин. Пьем чай с плюшками, дышим свежим воздухом.

    Вдруг на стоянку лихо заруливает машина и тормозит рядом, обдав нас клубами выхлопных газов и пыли. Из машины выходит семейство в составе мама-папа-сынок лет 20. Машина не глушится, выхлопная труба прям на нас, все трое курят. При этом мама что-то все время ковыряет на лице у сыночка, громко комментируя свои действия «врача-гигиениста». Проделав в течение 20 минут все эти процедуры — покурили, прыщи поковыряли — семейка прыгнула в машину, резко по газам и умчалась вдаль, обдав нас напоследок очередным клубом пыли и дождем из мелких камешков. Мы недоуменно переглянулись — что это было?! Справедливости ради стоит сказать, что с таким поведением мы столкнулись впервые за все то время, что путешествуем по стране.

    Последние минуты в Хакасии.

    Пейзаж изменился. Мы в Красноярском крае.

    Погода резко меняется, только что наблюдали дивные закаты в Хакасии, а в Красноярском крае — дождь.

    Вид на Красноярскую ГЭС с автомобильного моста.

    На Красноярской ГЭС мы были в 2018 г. Именно после того как увидели эту красоту, нам захотелось посмотреть и на другие ГЭС страны. Проливной дождь не позволил нам прогуляться к станции еще раз. Доехали на машине до знака рядом с управлением ГЭС. На территории кое-что изменилось, появилось новое здание справа, именно перед ним можно оставить машину, пройти вперед метров 300, там все та же тропинка — спуск к Енисею, откуда можно полюбоваться ГЭС. Фотографировать в тумане, дожде и в сумерках даже не пытались.

    Красноярская ГЭС (имени 50-летия СССР) — гидроэлектростанция на р. Енисей, вблизи г. Дивногорска Красноярского края. Является второй по мощности (после Саяно-Шушенской ГЭС) электростанцией России; в 1971-1983 годах являлась крупнейшей ГЭС в мире. Входит в Енисейский каскад ГЭС, являясь его третьей ступенью. В комплекс Красноярского гидроузла входит единственный в России судоподъёмник. Красноярская ГЭС была принята Государственной комиссией в промышленную эксплуатацию 26 июля 1972 г. с оценкой «Отлично». В 1976 г. Красноярская ГЭС за успехи в освоении уникального оборудования и достижение проектной мощности была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Опытная эксплуатация судоподъёмника была начата в 1976 г. в постоянную эксплуатацию он был принят в 1982 г. На момент завершения строительства Красноярская ГЭС была крупнейшей гидроэлектростанцией в мире и имела самые мощные в мире гидроагрегаты.

    На Красноярской ГЭС в мае 2018 г.

    Решили не мокнуть под дождем, переночевать в Дивногорске, чтобы с утра пораньше прогуляться к ГЭС. Планировали еще заехать на видовую площадку «Царь-рыба», расположенную на Слизневском утесе недалеко от деревни Овсянка, на 23 километре трассы Красноярск — Дивногорск. К сожалению, снять в Дивногорске ничего не смогли. Пятница, однако, да еще и август месяц. Все гостиницы, отели, базы отдыха оказались заняты. В отпуске совсем теряется ощущение времени — понедельник или суббота — все едино. Вот нам за нашу расслабленность и досталось. Пришлось ехать в Красноярск, там без проблем сняли номер в комплексе отдыха «Семь пятниц», ул. Судостроительная, 38г, +7 391 205 3040. Возвращаться из Красноярска обратно на ГЭС уже не стали, тем более что утром все так же шел дождь. Да и в нашем маршрутном листе стоял уже другой город и другое направление дороги, прямо противоположное Дивногорску.

    10 день. (01 августа). Красноярск — Стрелка — Лесосибирск — Енисейск — Канск (926 км)

    Выезжаем из гостиницы в 7:00. Холодно, +13, идет дождь. Наш путь на север. Двигаемся по Енисейскому тракту или автодороге 04К-044.

    Здесь даже туалеты на стоянках из сруба.

    Нам в п. Стрелка. Туда попасть можно только на пароме. Паромы есть бесплатные, ходят по расписанию, и платные, ходят каждые полчаса.

    Енисей.

    На пароме. Блиту отдых, хоть кто-то везет его, а не он трудится.

    Цена билета на паром — вес машины! Люди — бесплатно. Заезжаем на весы.

    П. Стрелка. На сегодняшний день поселок не имеет своей администрации и является одним из жилых районов Лесосибирска. А в начале 50-ых прошлого века здесь был построен крупнейший в стране шпалорезный завод, который и являлся градообразующим предприятием. В 90-е завод развалился, сейчас на его мощностях работает несколько небольших лесопильных цехов. Зато сохранилась и исправно работает база по обслуживанию и зимнему отстою речных судов — лесовозов. Школы и детские сады в поселке закрыты. Несмотря на все это, поселок живет и работает.

    Мы на стрелке двух великих рек — Ангары и Енисея.

    Справа — Ангара, слева — Енисей… В 2018 г. мы были у истока Ангары, а теперь увидели и ее устье… Дальше прямо течет Енисей.

    В месте слияния Ангара шире и полноводнее Енисея (годовой исток в полтора раза больше). Кажется, что Енисей — приток Ангары. Однако, русло Енисея намного глубже и геологически гораздо древнее. Ангара — река относительно молодая.

    Ангара:

    Енисей:

    Стрелка:

    Побывали на стрелке двух рек. Успеваем обратно на платный паром. Бесплатный ходит очень редко. На обратном пути наш Блит отчего-то потяжелел аж на целых 4 рубля! Вес ему, очевидно, добавила пара камешков с берегов стрелки, которые мы взяли с собой. Кстати, весовой пункт находится только в п. Стрелка. Сюда сначала плыли, потом взвешивались, обратно — сначала взвешивались, потом плыли.

    Вот такой катер толкает баржу-паром:

    Прибыли.

    Расписание бесплатного парома. Заодно и реклама такси.

    Едем дальше. Лесосибирск.

    Заменили масло. Народу не было, ребята сделали все быстро, качественно. Искренне удивились нашей поездке по этим краям. «А почему вы не едете в Крым? На Алтай? На Байкал?» — спросил нас парень, что менял нам масло. «В наших краях смотреть нечего», — добавил он. Мы не могли с ним согласиться, ибо красота есть везде. Надо ее только увидеть. И убеждать его в обратном тоже не стали.

    От Лесосибирска до Енисейска каких-то 40 км.

    Центр города. Прямо — памятник Ленину, рядом здание районной администрации.

    Гулять по Енисейску — одно удовольствие. Ощущение, что время здесь остановилось где-то на середине 19-го века. Идешь по улочкам, и кажется, что вот-вот из-за того или иного угла появится конный экипаж местной знати, а на соседней улице встретишь неспешно прогуливающихся под руку с кавалерами дам с зонтиком в руках, или чопорных гувернанток, зорко следящих за шустрыми воспитанниками… Обошли центр пешком, проехали к зданию автовокзала и аэропорта — нигде не видели многоэтажных зданий. В центре старые особняки, по окраинам рубленые дома или деревянные двухэтажные бараки. И только по окраинам города можно увидеть серые пятиэтажки. И даже не верится, что на пороге век 21-й, настолько все здесь пропитано духом старины. 

     

    Богоявленский собор — первый каменный храм Приенисейского края. Когда-то он был главным собором в городе.

    В 1648 году Енисейск управлял всеми поселениями в Забайкалье и на Ангаре, и даже Красноярск был у него в административном подчинении.

    Памятник первопроходцам. Фигура слева — боярский сын Петр Албычев: в руках он держит царский указ об освоении Восточной Сибири и основании Енисейского острога. Фигура справа — стрелецкий сотник Черкас Рукин: его меч символизирует силу, достоинство и высшую справедливость. В центре композиции — инок Тимофей, который олицетворяет собой православную духовность енисейской земли.

    Пешая прогулка по Енисейску. Исторический центр города с 2000 г. внесён в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Успенский Кафедральный Собор.

    В Енисейске есть и аэропорт, узнали, что это гражданский аэропорт третьего класса. Аэродром Енисейск способен принимать самолеты Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-74, Ил-76, Ту-76, Ту-134, Як-40, а также вертолеты всех типов. 

    Енисейск — конечный пункт «Енисейского тракта», автодороги краевого значения 04К-044. Трасса связывает город с Лесосибирском и Красноярском.


    Автовокзал.

    В центре города пассажирская пристань.

    Пристань. Так и кажется, что вот-вот здесь появятся шумные цыгане и другие колоритные персонажи из кинофильма «Жестокий романс». Там, правда, на Волге все происходило. Но картинки пристани очень похожи.

    Пообедали в кафе «Домино», ул. Петровского 2/1 Попробовали уху из стерляди, саму уху подавали в эдаком чугунке, а голову стерляди — на отдельной тарелочке.

    В Енисейске планировали остаться на ночь, но оказалось, что цены в городе на все довольно высокие. Город живет за счет туристов, даже кафе, где можно поесть по адекватным ценам, надо еще поискать. Енисейск в этом плане мне напомнил Суздаль из Золотого кольца, в нем тоже русским людям ни поесть, ни поспать по нормальным ценам нельзя. Покидаем Енисейск.

    Решили ехать обратно и уже где-то по дороге остановиться на ночлег.

    Енисей. Пустые баржи.

    Указатели на паромную переправу.

    Утром, когда ехали в Енисейск, показалось, что на этой трассе много кафе и мотелей. Оказалось, что показалось. Кафе есть, а мотелей нет. Поселки, где можно было остановиться на ночлег, мы уже все проехали. И остались мы на ночной трассе одни. Только розовая луна играет с нами в прятки, мелькает среди деревьев.

    Решили, что доедем до Красноярска, свернем на федеральную трассу, там уж мотелей много, что-нибудь да найдем. Мы не учли того, что путешествуем мы не в мае, когда все мотели свободные, выбирай любой номер, а в августе! И день субботний! Выехали на федеральную трассу, проехали несколько мотелей, а мест нет. И нам ничего не оставалось, как поспать хоть пару часов в машине. На минуточку — мы собирались ночевать в Енисейске, а в итоге доехали не только до Красноярска, а ушли еще дальше, на восток, не доехав до Канска всего-то 130 км. Трасса вносит свои коррективы в планы.

    Два часа сна в машине, это не отдых. На въезде в Канск остановились в гостинице «Амида». На наше счастье, в гостиницу можно заселиться и выехать в любое время, нет привязки «в 12:00 выезд, в 14:00 заезд». Мы заселились в 5 утра и выехали в 11 часов, хотя администратор нам сказала — спите сколько хотите! Добрейшая женщина! А вот в придорожном мотеле «Медвежий угол» в д. Кускун видели объявление, что выезд из мотеля строго в 12.00. Мы прекрасно выспались, отдохнули, позавтракали и в путь.

    11 день. (02 августа). Канск — Тулун (440 км)

    Выезжаем из гостиницы в 11:00 Идет дождь, прохладно, +15. Сегодня весь день только дорога. Едем на восток.

    Усталость предыдущих суток дает о себе знать. Выводы сделаны. Остаемся ночевать в Тулуне. Гостиница «Уютная» нас не подвела и в этот раз. Места были, но и мы заселились в 20 часов, а не в час ночи. Приятно удивил ремонт в гостинице: обновили сантехнические комнаты, появилось несколько новых номеров.

    12 день. (03 августа). Тулун — Иркутск — Утулик (565 км)

    Выезжаем из гостиницы рано, в 6:00. Прохладно, +14.

    Скульптура мамонтов на повороте на Мальту. В поселке Мальта в 20-х годах 20-го века была обнаружена палеонтологическая стоянка древних людей, обнаружены остатки костей мамонтов, наскальные рисунки.

     

    Каждый раз, проезжая Тельму, любуемся этим чудом. Храм Казанской иконы Божией Матери в поселке Тельма Иркутской области стал лучшим в конкурсе Baumit Life Challenge 2020, проведенном компанией из Австрии. Первое место присудили в номинации «Реновация исторического здания».

    Иркутск. Иркутская ГЭС. Самая «старенькая» станция в нашем списке.

    Иркутская ГЭС — гидроэлектростанция на р. Ангара в Свердловском округе города Иркутска. Является верхней по расположению и первой по времени строительства (возведена в 1950-1959 годах) ступенью Ангарского каскада, а также первой крупной гидроэлектростанцией в Сибири. Образованное сооружениями станции водохранилище включило в свой состав озеро Байкал, подняв его уровень примерно на метр.

    Видовой площадки нет, побывали на обеих сторонах Ангары, близко ГЭС снять не получилось, везде ограждение и знаки предупреждения.

    Вид на водохранилище ГЭС с автомобильного моста.

    На плотине ГЭС — автомобильный мост. В прошлые путешествия несколько раз проезжали здесь, но тогда и не думали даже, что едем по плотине гидроэлектростанции.

    В зелени травы прячется Иркутская ГЭС.

    Вид на город с плотины:

    Погода не располагала к прогулкам и фотосессиям. Ветренно и холодно, всего +12. Едем дальше.На восток.

    На отдых останавливаемся в гостевом доме на Байкале в п. Утулик, ул.Российская, 2.

    Наконец-то шашлыки и красное вино.Отдых!

    Хозин гостевого дома — пес по кличке Байкал. Он с нами и поужинал, и поиграл.

    В 5 минутах ходьбы от гостевого дома — Байкал.

    Мы прекрасно отдохнули, набрались сил перед дальней дорогой домой. Нам понравилось все: чистые номера, ухоженная территория. И самое замечательное, люди, которые отдыхали в этом гостевом доме, тоже были наши. Вроде бы каждая отдыхающая пара была сама по себе, но ближе к вечеру все потихоньку объединились. Мангал, который был один на территории и вроде бы должен был стать предметом раздора, как раз всех и объединил! Все общались у мангала, делились своими впечатлениями, кто от отдыха, кто от трассы. В прямом смыле слова, делились огнем, углем, теплом.

    13 день. (04 августа). Утулик — Чита (974 км)

    Покидаем базу в 11:00. Тепло, +20. Прощаемся с радушным хозяином гостевого дома — Сергеем.

    Байкал, до свидания!

    На восток.

    Кафе «М5» с работающим светофором в интерьере кафе. Подробнее о кафе можно почитать в комментариях к отчету о дорожом сервисе travel.drom.ru/78000/

    По Бурятии. Новый асфальт.

    Заканчивается еще один день путешествия. Ночуем в Чите, в очередном в гостевом доме. Не таком радушном и веселом, как у Сергея, но с должным комфортом и в тишине.

    14 день. (05 августа). Чита — Сковородино (917 км)

    Выезжаем в 8:00. Тепло и солнечно, +16. Чудо-машинка на территории гостевого дома провожает нас в дорогу.

    Завораживающее небо.

    Заехали в часовню, что на перевале им Ю. Тена. Вид на перевал.

    Часовня, освящённая в честь святого Николая Чудотворца, помощника и покровителя всех путешествующих. В часовне есть колокол, в который можно позвонить всем путешественникам. В тот момент в часовне велись ремонтные работы, так что колоколить мы не стали, дабы не мешать рабочему процессу.

    На границе Забайкалья и Дальневосточного округа появилась новая стоянка для машин. Она огромная, хватит места всем, и мелким машинкам, и большегрузам. С площадки прекрасный вид на трассу, горы, перевалы.

    Весь день только дорога и бесконечно меняющееся небо. В Амурской области самое необычное небо.

    Природа — лучший художник.

    Второй раз за это путешествие нас ожидал неприятный сюрприз с бензином. Если в Богучанах талоны на АИ-95, которых у нас не было, особо погоды нам не сделали, мы спокойно заправились АИ-92 и поехали дальше, то в Амурской области нас ждал еще тот бензиновый сюрприз. Не зря в отчетах всегда отмечаем заправки на этом участке трассы. Повторюсь, что стараемся заправляться только на АЗС НК Альянс или Роснефть, так как у других брендов неоправданно высокая цена и качество иногда сомнительное. Несмотря на то что в канистре у нас всегда есть запас, в этот раз мы испытали некоторые неприятные моменты, связанные с бензином. Все заправки, как правило, рассчитаны нами от и до.

    Едем, планируем заправиться на АЗС №70 НК-Альянс на 891 км трассы Амур (поворот на с. Уруша). Однако там нас и ждал тот самый неприятный сюрприз — АЗС не работает по причине чистки резервуаров. Бензина нет. До следующих АЗС в Сковородино и Невер — 100 км, а у нас бензина впритык. Едем в эконом-режиме до Тахтамыгды, где, кстати, тоже не оказалось бензина. По неизвестным нам причинам. До Сковородино дотянули, конечно, но поволновались изрядно. Еще раз сами себе взяли на заметку — бензина на таких больших перегонах пусть будет больше (в баке, в канистре), чем не хватит.

    Ночевать поехали в Сковородино, именно там были свободные номера, а в придорожных мотелях — нет. Очередной гостевой дом, самый худший из всех. Настолько худший, что мы его постарались покинуть как можно раньше. На данном участке трассы особо выбора нет — или в худшем доме, но с возможностью принять душ и выспаться на кровати, либо в своей прекрасной машине, но на сидениях и без всех благ цивилизации. Из двух зол выбираем меньшее.

    15 день. (06 августа). Сковородино — Зея — Талакан (950 км)

    Выезжаем в 4:30. Очень холодно, всего +9. Смотрю на календарь, может, лето закончилось, пока мы путешествуем?! Нет, 6 августа, лето!


    Новый день.

    Поворачиваем на г. Зею. Дорога местами такая:

    На въезде в город стоит стела, извещающая о том, что Зейская ГЭС им. 60-летия Ленинского комсомола. А вот в Википедии об этом ни слова.

    Зейская ГЭС — гидроэлектростанция на р. Зея в Амурской области у г. Зея. Вторая по мощности гидроэлектростанция на Дальнем Востоке России. Имеет самую высокую в России плотину контрфорсного типа, а также самые мощные диагональные гидротурбины. Начало строительства 1965 г., основное строительство закончилось к 1985 г.

    Зейскую ГЭС так же фотографировали с автомобильного моста. Не нашли никакой видовой площадки у ГЭС.

    Управление Зейской ГЭС. Памятник строителям Зейской ГЭС — Героям Соцтруда.

    Водохранилище Зейской ГЭС. Впечатляет.

    Дорога к водохранилищу идет по сопкам. На одном из поворотов есть оборудованная видовая площадка, с нее открывается панорамный вид на г. Зея.

    Пообедать в Зее не получилось, те пара кафе, куда мы заглянули, были закрыты, не работали из-за пандемии. Зато поменяли, наконец-то, колеса. Каждую весну при смене резины у нас каким-то волшебным образом образуется пара летних колес, которые вроде еще ничего, походят тысяч 10. На всю поездку их не хватит, а выбросить жалко. Вот и ставим их назад и берем с собой пару новеньких. Так вот эти, которые «еще ничего» добросовестно прошли 12 тыс. км, износились до индикаторов. И вот час икс в Зее настал, наконец-то мы сменили колеса.

    Спустились на берег Зеи. Река Зе́я (от эвенкийского «джеэ» — «лезвие») — крупнейшая река бассейна Амура. По глубине, ширине и водостоку превосходит Амур в месте слияния рек, но исторически считается его левым притоком. Река целиком протекает по Амурской области России, захватывая 64 % её территории, и в районе Благовещенска впадает в Амур. До строительства Зейской ГЭС на реке во время летних паводков происходили катастрофические наводнения. На реке проектируется каскад Нижнезейских ГЭС.

    Погода была хоть и солнечная, но для августа очень прохладная: ветер и всего +17, поэтому традиционного макания в реку не случилось. Только руки намочили, поздоровались с рекой.

    Возвращаемся на федеральную трассу.

    В Зее пообедать не получилось, останавливаемся на обед в придорожном лесочке. Трасса всегда в движении.

    Пока обедали, у нас появился пассажир. Долго меня разглядывал, изучал. Он меня, я — его. Не проявлял никакой агрессии, просто сидел на зеркале. Даже когда машина начала движение, овод не улетел. С нами собрался, очевидно, ехать.

    Погода сопутствует путешествию. Тяжело ехать, когда солнце слепит в лобовое стекло. А тут — красота! Успевай только следить, как природа раскрашивает небо во все оттенки серого, голубого, синего.

    А мы опять сворачиваем с федеральной трассы.

    Всего-то 50 км такой вот прекрасной дороги и…

    … мы в Талакане.

    Вечереет, и тем не менее сначала заезжаем на Бурейскую ГЭС.

    Бурейская ГЭС — гидроэлектростанция, расположенная на р. Бурея, в Амурской области у п. Талакан. Крупнейшая электростанция на Дальнем Востоке страны. Водохранилище ГЭС расположено на территории Амурской области и Хабаровского края. Является верхней ступенью Бурейского каскада ГЭС. Имея установленную мощность 2010 МВт, Бурейская ГЭС входит в десятку крупнейших гидроэлектростанций России. Начало строительства 1978 г. Бурейская ГЭС была выведена на полную мощность в 2011 г., а в декабре 2014 г. станция была полностью сдана в постоянную эксплуатацию.

    На станции есть видовая площадка, парковка для машин. Можно спокойно гулять, фотографировать. На ГЭС проходят экскурсии, но из-за пандемии их сейчас не проводят.

    Очень быстро стемнело. Мы решили вернуться сюда утром.

    Поехали дальше, пытаясь найти дорогу на водохранилище. Поднялись по дороге, наверху все огорожено, знаки запрета стоянки. Пока мы разбирались с навигатором, охранники ГЭС оперативно отреагировали на нашу машину. Спросили — кто-куда-зачем?! Охранники так же, как и на Усть-Илимской ГЭС, вежливо, я бы даже сказала доброжелательно нам объяснили, где можно посмотреть водохранилище. Пока общались с ребятами из охраны, совсем стемнело. Решили и посещение водохранилища перенести на утро. На ночь остановились в гостинице «Талакан», ул. Зейская 56. +7 914 044-7555.

    16 день. (07 августа). Талакан — Хабаровск — Владивосток (1342 км)

    Выезжаем из гостиницы в 8 утра. Тепло, +18, но пасмурно. Прекрасно отдохнули, выспались. В гостинице есть кухня, оборудованная всем необходимым, так что позавтракали в нормальных, а не дорожно-полевых условиях. И, конечно же, мы опять на ГЭС. Сегодня спустились вниз, к реке.

    Берега Буреи. Название реки Бурея происходит от эвенкийского «бирая», что в переводе означает «большая река». Во времена казачьих походов на Амур в XVII веке была известна под названием реки Быстрой.

    Это еще не последний наш визит на реку Бурея. На станции ни вечером накануне, ни утром — ни души. Общению и единению с ГЭС нам никто не мешал. Как ни жалко, но надо ехать, хотя уходить совсем не хочется. Так же не хотелось уезжать от Братской и Красноярской ГЭС.

    Проезжаем поселок. Талакан — поселок чистый, уютный и какой-то домашний.

    Спускаемся к водохранилищу…

    …и попадаем на маяк.

    На территории маяка — парк.

    В парке никого, только мы, маяк и козы, которые пасутся где-то вдали.

    Утро, тишина, покой, умиротворение…

    Вчера на подъезде к Талакану видели указатели — на родник. Едем пополнить запасы воды. Дорога к роднику — асфальт.


    Хозяин здешних мест. Угостили его орехами.

    На территории родника смешение всех религий, ленточки от буддистов, камни от язычников, ну и православные крест и купель. Да и сам родник называется Святой источник в честь пророка Илии.

    Пополнили запасы питьевой воды. Возвращаемся на федеральную трассу.

    И снова стела.

    Но мы еще не домой.

    Ни́жне-Буре́йская ГЭС — гидроэлектростанция на р. Бурея у п. Новобурейский Бурейского района Амурской области. Входит в Бурейский каскад ГЭС, являясь контррегулятором крупной Бурейской ГЭС. Строительство станции велось с 2010 по 2019 год. Является крупнейшей гидроэлектростанцией России, строительство которой было начато в постсоветское время. Самая молодая ГЭС в нашем списке.

    Видовая площадка есть, есть парковка для машин.

    Вид от ГЭС на мост федеральной трассы Амур.

    С этого моста Нижне-Бурейскую ГЭС видит каждый, кто едет по трассе Амур.

    Спустились к Бурее на берег.

    Наше путешествие подходит к концу. Размышление об увиденном и пройденном маршруте. Даже не верится, что мы побывали на этих самых 10 ГЭС страны.

    1. Братская, 2. Усть-Илимская, 3. Богучанская, 4. Саяно-Шушенская, 5. Майнская,
    6. Красноярская, 7. Иркутская, 8. Зейская, 9. Бурейская, 10. Нижне Бурейская.

    Все вместе и каждая в отдельности — это сила, величие и красота. Суммарная мощность этих десяти ГЭС составляет 28 380 МВТ, при общей мощности всех ГЭС страны в 44 880 МВТ, тем самым подтверждая факт того, что основные гидроэнергетические мощности России сосредоточены на двух великих реках — Енисее и Ангаре. На заре развития гидроэнергетики знаменитый инженер-энергетик Г.О. Графтио высказал мысль о том, что «качество должно иметь только один сорт — первый, и гидроэлектрическая станция обязана стоять так же незыблемо, как египетские пирамиды». Мы подтверждаем — стоят незыблемо!

    Но путешествие еще не окончено. Пытаемся проехать к водохранилищу.

    Не случилось! Все подходы перекрыты. Может, и есть где-то другое место, но мы его не нашли.

    Возвращаемся на основную дорогу. Теперь уже до самого дома с нее не свернем.

    Последние часы на трассе.

    Еврейская АО встречает такими вот героями в кустах. При виде этих серых тумбочек почему-то возникает чувство неловкости и стыда за человека, который прячется в этой машинке.

    Ну вот мы и дома! Пройдено 13388 км, потрачено 1232 л бензина (средний расход по трассе — 9 л).

    Расходы: бензин — 54600 руб.; гостиницы и мотели — 27000 руб.; еда и продукты — 18 000 руб.

    Наше трудное, но от этого не менее прекрасное, путешествие закончилось. Трасса не сразу отпускает: анализируешь, еще раз мысленно проходишь маршрут, где и как можно было бы сделать по-другому, вновь проживаешь те или иные моменты пути. Через некоторое время берешься за расчеты и — что оказывается самым сложным — за разбор фото и видео пройденного и увиденного. Хочется поделиться самыми лучшими моментами, которые мы увидели во время путешествия. Показать величие и мощь тружениц-красавиц ГЭС, передать через подборки фотографий монотонность дороги, которая при этом не теряет своей красоты и очарования. Восходы, закаты, дожди и радуги на трассе становятся твоими спутниками на все время движения по ней. Дорога утомляет, иногда выматывает, но от этого, наверное, любишь ее еще больше и, вернувшись домой, уже начинаешь скучать по ней. Возвращение домой всегда немного грустное — все уже позади, очередной маршрут, о котором мечтал весь год, пройден! Но остается ощущение радости от того, что ты смог, ты сделал, ты увидел и был сопричастен к этой красоте.

    Всем добра и только ярких путешествий!

    Дром

    Источник: travel.drom.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *