Дром за год проверил на диностенде 39 авто. Врут ли нам производители про мощность?

Дром за год проверил на диностенде 39 авто. Врут ли нам производители про мощность?

Автор: Дмитрий Кротов
Фото и видео: Д.Кротов, А.Степанов, А.Бак
Источник: Drom.ru

Прошло около года с тех пор, как Дром проводит замеры тестовых автомобилей на диностенде Superflow 880E AWD. Соответствуют ли заявленные характеристики максимальной мощности и крутящего момента реальным? Насколько велики так называемые трансмиссионные потери? Как влияет на показатели октановое число бензина? За это время мы поставили на барабаны стенда около 40 автомобилей 2016–2017 годов выпуска. И по результатам испытаний с чистой совестью можем констатировать: не все автопроизводители указывают правдивые данные в своих официальных ТТХ. «Чемпионами» по занижению мощности оказались Cadillac XT5, Chery Tiggo 5, Renault Kaptur, Nissan Terrano и Ford Kuga.

Как все начиналось?

После покупки белой Весты на долгосрочный тест-драйв мы отправили автомобиль в один из наших «долгоиграющих» пробегов. Намотав свои первые 2000 км, Lada оказалась в Казани, где и попала на диностенд — на кафедре АДиС (факультете наземного и воздушного транспорта) Казанского технического университета им. А.Н. Туполева. Тогда на 92-м бензине наша Веста не добрала до «паспортной» мощности чуть больше 3 л.с., и нам стало интересно: а многие ли производители завышают показатели и на сколько?

Спустя несколько месяцев в гараже Drom.ru появился кроссовер Renault Kaptur, а за ним и Hyundai Creta. Если заявленная мощность Креты (150 л.с.) особых сомнений у членов редакции не вызывала, то в 143 «лошадки» Каптура верилось с трудом: ну не ехал «француз» на эти силы, ну никак! Руки у нас зачесались еще сильнее. Поставить на барабаны Kaptur мы были просто обязаны.

Первыми на диностенд, конечно же, поехали наши дромомобили — Веста, Крета, Каптур. Позже мы стали подвергать таким испытаниям почти все тестовые автомобили

Учитывая тот факт, что основная испытательная база Дрома находится в Москве и подавляющее количество тестов мы проводим в Центральном регионе России, решено было подыскать динамометрический стенд где-то поблизости. Оказалось, что даже для столицы это весьма диковинное оборудование, которое найдешь отнюдь не в каждом гараже или автосервисе. В итоге наш выбор пал на сертифицированный стенд в Зеленограде. 

Полный алфавитный список автомобилей, замеренных Drom.ru на диностенде:

1. Audi TT RS
14. KIA Sportage CRDi 2.0
27. Renault Koleos 2.5

2. Cadillac XT5 3.7
15. LADA Vesta 1.6
28. Renault Sandero Stepway 1.6

3. Chery Tiggo 2 1.5
16. LADA Vesta 1.8
29. Skoda Octavia 1.4 TSI

4. Chery Tiggo 5 2.0
17. LADA XRay 1.6
30. Subaru Forester

5. Chevrolet Tahoe 6.2
18. LADA XRay 1.8
31. Suzuki SX4 1.4T

6. Ford Kuga 1.5T
19. Lexus LC 500
32. Toyota LC 200 Diesel

7. Ford Mondeo 2.0T
20. Lexus RX 350
33. Toyota RAV4 2.5

8. Geely Emgrand GT 1.8T
21. Mazda6 2.5
34. UAZ Patriot

9. Geely Emgrand X7 2.4
22. Mazda CX-5 2.5
35. VW Jetta 1.4 TSI

10. Hyundai Creta 2.0
23. Mazda CX-5 NEW 2.5
36. VW Passat 1.8 TSIT

11. Hyundai Solaris 1.6
24. Mitsubishi Outlander
37. VW Polo GT

12. Infiniti Q70S 3.7
25. Nissan Terrano 2.0
38. VW Tiguan 2.0 TSI

13. KIA Cerato 2.0
26. Renault Kaptur 2.0
39. VW Tiguan 2.0 TDI

Где и как замеряли?

Динамометрический стенд Superflow 880E AWD. Оборудование считается вполне современным и одним из самых точных. На стенде можно замерять автомобили с любым типом привода с порогом максимальной мощности 2500 л.с. Правда, при настройке предел ниже — 1600 л.с.

Мощность «на маховике» и «на колесах» — в чем разница?

Величины максимальной мощности и крутящего момента, которые указаны в «мануале» вашего автомобиля, производитель «снимает» с двигателя, а точнее говоря, с его маховика. По сути, для владельца эти данные имеют весьма условное значение: ведь до того, как поток мощности и момента дойдет до ведущих колес, по пути он запросто «усохнет» на 30% от заявленных цифр (если речь идет об обычном серийном автомобиле). Таким образом, если в «паспорте» указано, например, 150 л.с. и 200 Нм, то «на колесах» вполне может оказаться лишь 100–110 л.с. и 140–170 Нм. Подобные вычисления мы проводили, например, при замерах Hyundai Creta и Renault Kaptur. Каждый из вас может высчитать трансмиссионные потери, исходя из цифр на наших графиках испытаний.

Четыре металлических ролика — каждый диаметром 107 см — наиболее точно моделируют реальное положение колес на дороге, обеспечивают минимальную деформацию покрышек и надежное пятно контакта. Передние и задние «барабаны» соединены между собой механически, что позволяет замерять даже автомобили с неотключаемой системой ESP. Расстояние между роликами меняется при помощи электропривода, чтобы подогнать его под любую длину колесной базы. Спереди установлена мощнейшая система вентиляции для предотвращения перегрева при длительных максимальных нагрузках и стабильности показателей. SuperFlow учитывает все возможные потери при замерах крутящего момента и мощности, учитывая при этом климатические условия. В процессе тестов можно наблюдать за работой мотора во всем диапазоне оборотов, а на выходе получить результаты реальной мощности и крутящего момента как на маховике, так и на колесах автомобиля.

Перед замерами мы поднимали автомобили на подъемнике, чтобы найти лучшие места для крепления специальных строп, которыми впоследствии автомобиль «притягивали» к барабанам стенда. Количество бензина в баке в момент замеров никак не регламентировано. Что касается октанового числа, то в подавляющем большинстве случаев мы проводили замеры на минимально допустимом топливе. Тут же хочется подчеркнуть, что на 100% достоверность итоговых данных мы все же не претендуем, хотя бы потому, что тестовые автомобили заправляли на разных АЗС. Следовательно, возможны какие-то незначительные отклонения в зависимости от качества топлива. Именно незначительные, так как в Москве сейчас нет проблем ни с бензином, ни с соляркой, а заправляемся мы только на крупных и проверенных станциях.

Почему замеряли не все тестовые автомобили?

Если вы — постоянный и внимательный читатель Дрома, то наверняка заметили, что, к сожалению, не все автомобили, участвовавшие в наших тестах, были испытаны на динамометрическом стенде. В этом нет никакой подоплеки, никаких подковерных интриг или желания угодить тому или иному автопроизводителю. Причины банальны и просты. Первая: не для всех тестовых машин зимой нам удается добыть нешипованные шины (как вы понимаете, «вставать» на барабаны на шипах категорически нельзя). Ну и вторая, чисто логистическая: не всегда получается собрать все автомобили вместе на достаточный срок, чтобы успеть провести и съемки, и обычные тесты, и еще замеры.

К сожалению, не все автомобили из наших тестов попали на диностенд в силу разных причин. Например, мы очень жалеем, что не удалось замерить 2,0-литровый турбомотор Volvo V90 CC, который в версии Т6 должен выдавать целых 320 л.с. и 400 Нм. Из-за шипованных шин мы не смогли испытать 3,0-литровый турбодизель нового LR Discovery, притом что по ощущениям двигатель нам очень понравился

Какие производители обманывают нас больше других?

Наконец-то мы подошли к самой интересной части этой статьи. Так кто же из автопроизводителей обманывает нас больше других? А кто из них, наоборот, максимально правдиво отражает характеристики двигателя в «паспортных» данных? Дром выбрал по четыре автомобиля с каждой стороны, учитывая процентное падение мощности. Отдельно мы остановились на шести машинах с самыми внушительными «дельтами» по величине крутящего момента. Более подробно с результатами всех замеров можно ознакомиться в сводной таблице.

Топ-4 самых «нечестных» автомобиля от Дром.ру

Cadillac XT5 буквально провалил наши испытания на диностенде: всего 266,5 л.с. вместо 314 заявленных (-15,13%)! К тому же еще и 7,98% недостачи по крутящему моменту (337,7 вместо 367 Нм). Уже после замеров на «приборке» Caddy периодически загоралась лампочка Check Engine. Очень хочется защитить «американца» и посетовать на какие-то неизвестные проблемы, но за все время теста XT5 даже по субъективным ощущениям совсем не ехал на 314 сил. На втором месте по недостаче «лошадок» — 2,0-литровый мотор «кроссовера» из Поднебесной Chery Tiggo 5. Вместо заявленных 136 л.с. на стенде он показал лишь 119,5 (-12,13%). При этом китайский двигатель меньшего объема (1,5 л на Chery Tiggo 2) выступил молодцом (-1,79% по мощности и -3,72% по моменту). Третью и четвертую строчки нашего «хит-парада» делят автомобили с одинаковым двигателем и, судя по всему, одинаковыми же настройками — Renault Kaptur и Nissan Terrano. Их 2,0-литровые «атмосферники» сильно недотягивают до официальных ТТХ. Вместо заявленных 143 л.с. мотор Kaptur смог выдать лишь 130,6 л.с. (-8,67%), а агрегат Terrano и того меньше — всего 125,7 силы (-12,1%). Ситуация с крутящим моментом не намного лучше: -8,4 Нм (-4,4%) у Каптура и -15,8 Нм (-8,1%) у Террано. Очевидно, что у альянса Renault–Nissan есть проблемы с настройками двигателей 2,0 л. Мы неоднократно связывались со специалистами Renault, даже возили их на диностенд, но, к сожалению, вразумительного ответа так до сих пор и не получили.

Сводная таблица замеров Дром.ру на диностенде:

Модель автомобиля
Год выпуска/пробег, км
Мощность: ТТХ/замеренная, л. с.
%
Крутящий момент: ТТХ/замеренный, Нм
%

LADA Vesta 1.6 (Drom)
2015/2219
106/102,7
–3,11
148/148
0

Huyndai Creta 2.0 AWD (Drom)
2016/20 204
149,6/150,6
+0,67
192/195,8
+1,98

Renault Kaptur 2.0 AWD (Drom)
2016/40 040
143/130,6
–8,67
190/181,6
–4,4

UAZ Patriot (Drom)
2016/2400
134,6/132,3
–1,71
217/222,5
+2,53

LADA Xray 1.6 (Drom)
2015/14 875
110/114,9
+4,45
150/151
+0,67

KIA Cerato 2.0
2016/3950
150/146
–2,67
194/187,5
–3,35

Skoda Octavia 1.4 TSI
2016/4530
150/145,1
–3,27
250/253,5
+1,4

VW Jetta 1.4 TSI
2016/9790
125/121,6
–2.72
200/191,2
–4,4

Chery Tiggo 2 1.5
2017/2700
106/104,1
–1,79
137/131,9
–3,72

LADA Xray 1.8
2017/3250
122/116,1
–4,84
170/154,4
–9,18

Renault Sandero Stepway 1.6
2017/10 400
113/104,8
–7,26
152/148
–2,63

Chery Tiggo 5 2.0
2016/5500
136/119,5
–12,13
180/174,7
–2,94

Geely Emgrand X7 2.4
2016/17 750
148/141,1
–4,66
220/212,2
–3,55

Subaru Forester 2.5
2016/15 150
171/158
–7,60
235/269,3
+14,60

Toyota RAV4 2.5
2016/13 170
180/172,7
–4,06
233/219,4
–5,84

Mazda CX-5 2.5 (пред. поколение)
2016/3650
192/188,9
–1,61
256/252,1
–1,52

VW Tiguan 2.0 TSI (Drom)
2017/9050
180/180,4
+0,22
320/312,2
–2,44

Ford Kuga 1.5T
2017/3100
182/166,4
–8,57
240/232,7
–3,04

Cadillac XT5
2017/17 200
314/266,5
–15,13
367/337,7
–7,98

Infiniti Q70 S 3.7
2017/17 600
333/324,1
–2,67
363/359,9
–0,85

Lexus RX 350
2016/30 050
300/290,7
–3,10
370/342,9
–7,32

VW Tiguan 2.0 TDI
2017/15 100
150/156
+4,00
340/354,4
+4,24

KIA Sportage 2.0 CRDi
2017/5000
185/187,7
+1,46
400/421
+5,25

Geely Emgrand GT 1,8T
2016/3520
163/160,1
–1,78
250/245,2
–1,92

Ford Mondeo 2.0T
2016/17 050
199/202,6
+1,81
345/300
–15,00

Mazda6 2.5
2016/5100
192/185,6
–3,33
256/244,7
–4,41

VW Passat 1.8 TSI
2016/16 700
180/199,2
+10,67
250/274,2
+9,68

Renault Koleos 2.5
2017/6000
171/173,5
+1,46
233/н. д.
н. д.

Mazda CX-5 2.5
2017/2070
194/193,2
–0,41
257/247
–3,89

Lexus LC 500
2017/1054
477/441
–7,55
540/520
–3,70

Nissan Terrano 2.0
2017/10 190
143/125,7
–12,10
195/179,2
–8,10

Suzuki SX4 1.4T
2017/5860
140/132,7
–5,21
220/234,5
+7,25

Mitsubishi Outlander 2.4
2017/19 870
167/161,1
–3,53
222/н. д.
н. д.

Hyundai Solaris 1.6 (Drom)
2017/3050
123/115,6
–6,02
155/152,6
–1,55

VW Polo GT
2016/11 150
125/125,1
0
200/205,5
+2,75

Lada Vesta 1.8
2017/820
122/121,2
–0,66
170/169,2
–0,47

Audi TT RS
2017/5867
400/380
–5,00
480/479,6
–0,08

Toyota LC 200 Diesel
2017/20 340
249/243,9
–2,09
650/655,7
+0,88

Chevrolet Tahoe 6.2
2017/8670
409/379,4
–7,24
610/568,6
–6,79

Даешь момент!

Не всегда характеристики максимальной мощности и крутящего момента идут рука об руку. Так, например, двигатель Ford Mondeo — 2,0-литровый EcoBoost — недобрал по моменту рекордные 15% (в ТТХ — 340 НМ, по замерам — 300 Нм), но в то же время его реальная мощность оказалась на 1,8% выше заявленной (202,6 л.с. вместо «паспортных» 199 л.с.). Мотор Forester же, наоборот, «усох» на 7,6% от заявленной мощности, но прибавил целых 14,6% в моменте. Но есть и явно «комплексные» проблемы: Cadillac XT5, недобрав 15,13% мощности, потерял и почти 8% в крутящем моменте. Показал серьезное падение по моменту и новый 1,8-литровый мотор на XRay (-9,8%, -15,6 Нм). Порадовал двигатель 1.8 TSI на VW Passat: помимо того, что он оказался мощнее на целых 19,2 л.с. (+10,67%), так и тяги в реальности больше на 24,2 Нм (+9,68%). Турбомотор 1,4 л Suzuki SX4 выдал на 14,5 «ньютонов» больше (+7,25%), чем указано в ТТХ.

Топ-4 самых «честных» автомобиля от Дром.ру

Лучше всех в наших испытаниях выступили автомобили под маркой Volkswagen. Мы замерили модели Jetta, Tiguan (бензин и дизель), Passat и Polo GT. Отрицательная «дельта» ни у одной из машин не превысила 4,4%, и то в данном случае статистику подпортила Jetta, которая недобрала по моменту 8,8 Нм. Все остальные Фольксвагены не то что «в нулях», а даже в плюсе по той или иной характеристике! Ну а Passat и вовсе стал безоговорочным победителем: двигатель 1.8 TSI выдает на 10,67% больше мощности (199,2 л.с. вместо 180) и на 9,68% больше момента (274,2 против 250 Нм). Десятипроцентная прибавка — очень неплохо! На третьем месте — дизельный Тигуан (+4% к заявленной мощности: 156 л.с. вместо 150). Между двумя Volkswagen вклинился… наш родной дромовский XRay с ниссановским двигателем 1,6 л (уже снят с производства): его мощность оказалась на 4,9 л.с. выше (+4,45%). Замыкает четверку Ford Mondeo и его двигатель 2.0 EcoBoost, который при сильной потере тяги тем не менее оказался мощнее на 3,6 л.с. (+1,81%). Неплохо выступили и редакционная Крета на пару с седаном Cerato с атмосферными моторами 2,0 л. А вот 1,6-литровый двигатель Соляриса где-то потерял более 6% мощности.

Влияет ли октановое число топлива на показатели мощности и момента?

Наши наблюдения по этому вопросу таковы: в отношении простых по конструкции малолитражных атмосферных двигателей этот показатель почти не имеет значения. Разницы в том, каким бензином заправлять эти моторы, 92-м или 95-м, практически нет. И уж на ходу вы ее точно не заметите. Чуть более чувствительны к качеству топлива более современные агрегаты с турбонаддувом и непосредственным впрыском. Впрочем, стандартный 95-й бензин вполне для них годится. Проблемы начинаются тогда, когда мотор форсирован довольно сильно, имеет на борту сложные ультрасовременные системы впрыска или многоступенчатого наддува. За этот год мы замерили два настоящих суперкара — Audi TT RS и Lexus LC 500. Испытания проводили на разрешенном бензине с октановым числом 95. В результате ни один из автомобилей не выдал заявленных характеристик. 5-цилиндровый турбомотор Audi 2.5 недобрал 20 л.с. мощности (-5%), а атмосферный V8 5.0 Lexus — 36 л.с. (-7,55%). По моменту двигатель Audi даже на 95-м бензине был почти точен (479,6 вместо 480 Нм,-0,08%), а вот LC 500 потерял 20 Нм тяги (-3,7%). Специалисты DMT однозначно заявляют, что подобного рода автомобили нужно замерять на 98-м бензине, только так можно будет выйти на максимально возможные результаты. Возможно, в этом и есть резон, но по сути правда на нашей стороне: производители этих спорткаров допускают использование бензина с октановым числом 95.

Резюме

Итог нашей годовой эпопеи таков: по данным замеров на профессиональном динамометрическом стенде лишь восемь моделей из 39 протестированных показали результаты максимальной мощности, соответствующие или превосходящие показатели, указанные в официальных технических характеристиках. Как вы понимаете, это всего лишь чуть больше 20%! Соответствий по величине крутящего момента выявилось чуть больше — 11 машин из 39 (28%).

Можно, конечно, говорить о том, что в ряде случаев отклонения от «нормы» не столь существенны и их можно не принимать в расчет, списав, например, на качество топлива. Но мы считаем, что занижение максимальной мощности даже на 5% (а таких примеров у нас 11 из 39) — это если и не обман, то повод для производителей задуматься и провести свои замеры и испытания. Представители Дрома всегда готовы к сотрудничеству и совместной работе.

В то же время нам удалось выявить и совершенно явные «недостачи». Более чем 10-процентную разницу по мощности между ТТХ и нашими замерами можно объяснить либо существенными неисправностями или поломками, либо несовершенными настройками и прошивками. Так, например, нам известно, что мотор дорестайлингового Duster (тот же 2,0-литровый «атмосферник», что устанавливают на Terrano и Kaptur) почти «в копеечку» выдавал свои 143 л.с. при замерах. После обновления и адаптации для России Каптура что-то явно пошло не так: никак не получается на этом двигателе попасть в заявленные характеристики, и это заметно даже по довольно вялой динамике дромовского Kaptur.

Но есть в нашем исследовании и позитивные моменты. Оказывается, не все завышают «паспортные» данные. Более того, некоторые автопроизводители, наоборот, в своих ТТХ указывают максимальную мощность и крутящий момент ниже реальных. Вряд ли в этом есть какой-то тайный смысл — так, дополнительный и бесплатный бонус для владельцев. Но, согласитесь, ведь все равно очень приятно купить 180-сильный Passat, а в итоге получить почти 20 лишних «лошадок» под капотом? 🙂

Смотрите плейлист на Youtube, в котором собраны все замеры на диностенде.