Grand Cherokee: Большой Индеец за 230 тысяч

Grand Cherokee: Большой Индеец за 230 тысяч

Автор: Вячеслав Залевский
Фото автора и из открытых источников
Источник: Дром

Вам нравится этот автомобиль?

Да

59 (91%)

Нет

6 (9%)

Посмотреть результаты

Уникальность конструкции и ходовых качеств плюс брутальный имидж — Grand Cherokee на роду было написано стать легендой. Стал, по крайней мере на наших просторах, но какой ценой! Те внедорожники, что выжили в бандитских разборках, сейчас активно добивают джиперы. Найти Гранд без шноркеля, силовых бамперов и лифта подвески — нужно постараться. Мы нашли. Насколько хорош Большой Индеец или этот старый конь уже и борозды-то не видит?

Покупка этого Grand Cherokee — настоящая удача. А как еще назвать приобретение не купе или представительского седана, а трудяги-внедорожника, сохранившего за 24 года родной окрас везде, кроме капота и бамперов? Честные документы — тоже редкость. При постановке на учет обошлось без заговорщицких подмигиваний «своему» гаишнику. За такой и полумиллиона не жалко, но Гранд обошелся всего в 230 000 рублей. Пробег на момент покупки — детские по меркам модели 270 000 км. В общем, жизнь у старины Индейца только начинается. 30 000 км за девять месяцев он уже накатал, и то ли еще будет. Jeep активно используется каждый день: никаких зимовок в теплом гараже. И дальше поблажек не будет.

На питерских улицах Grand Cherokee в любом, а не только таком состоянии, встречается редко. W124, Е34 и прочие его кореша-ровесники по нелегкому бандитскому промыслу попадаются чаще. Особого интереса у публики старый Индеец не вызывает, былого страха и пиетета — тем более. Подумаешь внедорожник — не особо крупный (у нас рестайлинг, и поэтому от носа до хвоста 4602 мм), без дизайнерских выкрутасов. Для простых зевак первый Range Rover и громила Tahoe однозначно эффектнее внешне. Гранд же, облаченный в темно-зеленый костюм с золотистыми полосками, строг, мускулист и предельно функционален. Никаких лишних выпуклостей и впуклостей. Короткий передний свес и выразительно «подрубленный» снизу бампер — все серьезно и по делу.

Украшательство только одно — диски. Чистый, только недавно отфрезерованный и покрытый лаком алюминиевый сток. Сверкают золотом, как перстни на пальцах разодетого в кожу бугая. И снова удача — диски найдены на разборке и по знакомству выменяны на «пару пива».

Внутри Grand Cherokee вовсе не так прост, как кажется. На первый взгляд, дизайн интерьера не блещет изысками — это классическая для старых «янки» угловатая конструкция из не самого мягкого пластика, сдобренная вставками под дерево. Но декор выглядит аккуратно и уместно, мягкую толстую кожу явно подбирали с пристрастием, а массивная передняя панель дает чувство защищенности не хуже бронежилета. Эргономика не без чудачеств. Пульт подогрева сидений расположен возле рулевой колонки — так что комфорт вашей пятой точки полностью во власти водителя. Доводчика нет даже у водительского стеклоподъемника, а информацию с бортового компьютера неудобно считывать на ходу.

Количество опций поднимает водительское эго на небывалую высоту. В топовой версии Limited, о чем говорят соответствующие надписи на передних дверях, комплектация весьма обильная: регулировка руля по высоте, электрорегулировки передних сидений (оба с лифтом, а водительское еще и с памятью), две передние подушки безопасности, круиз- и климат-контроль, естественно, электроприводы всех стекол и зеркал. За саундтрек отвечает компонентная акустическая система Infinity Gold. Мягко, комфортно и просторно в любом из кресел. Неудивительно, что Гранд не чурались использовать в качестве представительского автомобиля даже те, кто имел возможность выбрать W140, например, губернатор Курской области Александр Руцкой.

Сколько может потреблять старый американский мотор невиданного по нынешним временам объема в 5,2 литра? Зря стараетесь, все равно не угадаете. Ежедневный пробег этого Гранда состоит из прохватов по трассе и утренних/вечерних толканий в городских пробках. Смешанный расход по чекам с заправки при этом составляет смешные 15 л/100 км, естественно, АИ-92. Вот на что способен исправный Magnum.

Само собой, такая красота возможна только при спокойном обращении с правой педалью. Но если что, Гранд себя в обиду не даст. Пусть это и не старший V8 5.9 на 250 сил. Внешне моторы похожи как братья. Фактически единственным визуальным отличием флагмана является электровентилятор, у 5.2 — вискомуфта. А 220 л.с. и 406 Нм, доступных с 2800 об/мин младшего V8, Гранду вполне достаточно. Разгон с кикдауном на первых порах воистину неудержимый, а басовитый рык Магнума реально крут. Схожей мощности кроссоверы недоуменно глотают пыль, возмущенно скуля своими турбочетверками. Избиение младенцев заканчивается где-то на 80 км/ч. После пенсионеру уже нечего противопоставить шустрой молодежи. Немалый вес (почти 1,8 тонны), плавный 4-ступенчатый «автомат» и аэродинамика кирпича — только и остается, что, гордо бубня, плыть в потоке.

Jeep с зависимой подвеской по кругу оказался довольно комфортным на ходу. Несколько лет назад я ездил на Гранде в версии Orvis с заводским лифт-комплектом (плюс один дюйм), и тот был излишне грубоват с «лежачими полицейскими». А этот, на исправной стоковой подвеске, одинаково упруго реагирует на все, что попадается ему под колеса. Такому что ушатанная бетонка, что разбитый грейдер — все едино. А тишина-то какая! Опять скрипит потертое седло — вот и все звуки внутри.

Почти девять секунд разгона до «сотни» — это, конечно, похвально, но о скоростном прохождении поворотов просто забудьте. За такие шутки старый Индеец, не задумываясь, отправит вас в кювет и будет прав. Правда, кузов у Гранда крепок, не чета нынешним консервным банкам. Бамперы позволяют выдержать довольно сильные удары, но дело даже не в этом. Джип безопасен не только по результатам постановочных краш-тестов. Три переворота через крышу, кузов под списание, но экипаж цел, невредим и отделался только легким испугом — реальная история из жизни и смерти одного Grand Cherokee.

Выползти из оврага Гранд запросто может самостоятельно. Особенно этот зеленый экземпляр, которому волею судьбы досталась самая редкая и ценная раздатка NV242 (Selec-Trac) системы «full-time». У нее нет вискомуфты, зато есть межосевой дифференциал и возможность постоянно двигаться как на заднем, так и на полном приводе. С завода эта раздаточная коробка шла исключительно с 6-цилиндровым мотором и только на заказ.

Состояние у конкретного автомобиля, рожденного в 1996 году в Канаде, не музейное, но весьма достойное. Кузов жив, а после искоренения только начавшей образовываться по низу дверей коррозии будет еще живее. По электрике никаких проблем. Все электроприводы и лампочки в рабочем состоянии. Пристальный осмотр всех разъемов, минусов и прочих приятных мелочей, которые так неожиданно подкидывают сюрпризы на Грандах, выявил только оплавленные разъемы на фарах. По двигателю перебрали впуск, произвели дефектовку ГРМ (цепь была сильно вытянута), сделали раскоксовку и заменили маслосъемные колпачки плюс все прокладки с сальниками. Состояние моторных внутренностей только подтвердило правдивость пробега.

Перед путешествием из Санкт-Петербурга в Ставрополь (с заездом в Липецкую, Воронежскую и Белгородскую области) Гранд отправился на ТО. Обслужили раздатку (замена масла, подшипника на передний кардан и сальников) и подвеску, отремонтировали шарнир Гука. Заменили передние амортизаторы, стойки и втулки переднего стабилизатора, а также подушки двигателя и АКП, крышку трамблера и свечи. Итог — никаких поломок и проблем почти за 6200 км, только удовольствие.

Несмотря на культовый статус, найти Grand Cherokee первого поколения в продаже непросто. На выбор всего чуть более сотни вариантов, треть из которых рестайлинговые версии 1996-1998 годов выпуска. Дизель встречается крайне редко, как и механическая КП. 250-сильных флагманов — единицы. Основная масса автомобилей в продаже оснащены 4,0-литровой «шестеркой» и V8 5.2. Внедорожная атрибутика, к сожалению, скорее правило, чем исключение. Цены экземпляров, на которые без слез не глянешь, начинаются со 100 000. Большинство экземпляров стоят от 200 000 до 300 000, но приличный Гранд — раза в два дороже. За восстановленный ухоженный внедорожник с топовым V8 5.9 могут просить до миллиона.

Любой из бензиновых моторов Grand Cherokee заслуживает только лестных слов о надежности. А вот с итальянским дизелем VM Motori лучше не связываться. Мотор редкий, запчасти и сервисы по нему — тоже. К тому же чаще всего он сочетается с механической Aisin AX-15. К самой коробке никаких претензий, но МКП — явно не то, что ожидаешь встретить на люксовом американском SUV.

Остальные моторы Гранда — бензиновые низкофорсированные агрегаты архаичной конструкции. Они просты и весьма надежны. Потенциальный ресурс — до полумиллиона километров, а то и больше. Но стоит помнить, что младшая 4,0-литровая рядная «шестерка» AMC 242 с распределенным впрыском, обладая нескромным аппетитом, подходит лишь для спокойного передвижения. Из поломок характерны: растрескивание впускного коллектора, отказ масляного насоса, дефекты толкателей клапанов и течи масла из заднего сальника коленвала. Из «восьмерок» серии Magnum самый сбалансированный вариант — V8 5.2, который развивает 225 л.с. и 407 Нм крутящего момента. Агрегат с двумя клапанами на цилиндр и штангами в приводе клапанов отлично переваривает АИ-92. Старший собрат V8 5.9 требует уже 98-й бензин или как минимум АИ-95 премиальных сортов. В противном случае начинается детонация. Старший мотор известен своей любовью к пробиванию прокладки прямо под впускным коллектором, но то же бывает и у V8 5.2.

Автоматических коробок у Гранда несколько, но все 4-ступенчатые. На 6-цилиндровых версиях это редкий Aisin и КП 42RE из семейства TorqueFlite. 8-цилиндровым версиям полагались коробки из этой же серии — 46RH и 44RE (для V8 5.2) плюс 46RE для флагмана с V8 5.9. Любая из АКП надежна, особенно те, что шли в паре со старшими моторами, поскольку работали в более спокойном режиме, имея большой запас по крутящему моменту. Но ремонт в любом случае не будет дорогим.

Не все раздатки Гранда одинаково полезны. Самый неудачный вариант встречается нечасто. Это NV231 (Command-Trac), раздаточная коробка системы «part-time». У нее отсутствуют межосевой дифференциал и возможность двигаться по любой дороге в режиме полного привода. Лучший выбор — редкая раздатка NV242, как у нашего экземпляра.

Наиболее распространены варианты раздаточных коробок NV249 (Quadra-Trac), которые сочетались с 4,0-литровым двигателем и V8 5,2 литра. До 1996 года эта раздатка относилась к системе «full-time». В случае пробуксовки одного из мостов межосевой дифференциал частично блокируется вискомуфтой. Но последняя не выносит длительного буксования и чувствительна к разному давлению в шинах переднего и заднего моста. Плюс ремонтировать ее тоже небюджетно. После рестайлинга вискомуфта стала ведать распределением крутящего момента между осями, перейдя к схеме «on demand» и подключая переднюю ось при пробуксовке задней. Работает она в более щадящем режиме, но ремонт в случае поломки дешевле не стал, при этом часть «изюминки» Гранд с такой трансмиссией подрастерял.

Передняя и задняя подвески — пружинные, зависимые, с цельными балками мостов. Благодаря этому ходовая хорошо поглощает удары, но приходится платить регулярной заменой шаровых опор, сайлент-блоков и втулок переднего стабилизатора. Главное — не увлекаться внедорожными вылазками. Передняя подвеска Гранда склонна к «шимми» (вибрации рулевого управления) при езде по разбитым дорогам. Причина — износ шаровой опоры тяги поперечной устойчивости переднего моста. Определить это на подъемнике невозможно. При подъеме машины передний мост опускается, и под его весом тяга поперечной устойчивости расклинивается в опорах. Люфт этой тяги лучше всего проверять при полностью нагруженном переднем мосте, т. е. на яме. Либо поднимать передний мост домкратом, если используется подъемник. Рулевое управление у Джипа типа «червяк-ролик» требует разве что периодической замены рулевых наконечников.

Кузов у Гранда крепкий и когда-то при отсутствии ДТП хорошо сопротивлялся коррозии. Но сейчас даже у внешне приличных экземпляров найдется предостаточно ржавчины на силовых элементах, а также на днище и швах, включая подкапотное пространство с багажником. Электрооборудование у такого «пенсионера» может быть источником вечных проблем. Неисправности электрики дверей из-за сломанных проводов, скрытых под резиновыми чехлами в местах соединения дверей и стоек кузова, — меньшая из них. Сгнившая проводка, поломки блоков управления двигателем — может случиться что угодно. Редко найдется автомобиль со всеми работающими опциями, без глюков.

С запчастями на Гранд нет никаких проблем, все в доступе — как оригинал, так и качественные заменители. Соответственно, и цены — на любой кошелек. Вот с тюнингом, если таковой потребуется, сложнее: качественные детали из США стоят уже серьезных денег.

 

Появление Grand Cherokee — во многом заслуга Ли Якокки, неутомимого главы корпорации Chrysler. Вверенный ему концерн даже после успешной презентации минивэна Dodge Caravan по-прежнему отставал от конкурентов. Одним из вариантов выхода из кризиса была покупка какого-нибудь бренда, желательно специализирующегося на внедорожниках. В 1980-х в США резко повысился интерес к подобным автомобилям. Jeep, входящий в дышащий на ладан холдинг AMC, был идеальным вариантом.

Jeep Grand Wagoneer

Но с покупкой производителя популярных «проходимцев» возникла проблема. Французы из Renault, которым принадлежала половина AMC, никак не хотели продавать Jeep отдельно от остальных активов. В свою очередь руководство Chrysler было не очень заинтересовано получить в довесок к джипам убыточное предприятие с несколькими тысячами работников и всеми издержками, которые тянули на миллиарды долларов. Переговоры между компаниями были жесткими и длились больше года. В итоге Chrysler был вынужден купить весь холдинг AMC целиком.

AMC AMX, AMC Gremlin и AMC Eagle

Заполучив Jeep, Якокка тут же дал распоряжение создать флагманский внедорожник взамен устаревшего Wagoneer. Главе Chrysler нужен был не только проходимый, но и быстрый, а главное, комфортабельный автомобиль. Именно таким и стал Grand Cherokee, чья мировая премьера состоялась в 1992 году.

Jeep Grand Cherokee первого поколения

Одной из ключевых особенностей новинки стал отказ от рамы. Ее заменила инновационная по тем временам конструкция несущего кузова UniFrame с интегрированными силовыми элементами. При этом подвеска Grand Cherokee была безальтернативно зависимой, с неразрезными мостами по кругу, подвешенными на пружинах. Вариантов трансмиссии было несколько. Самые недорогие модификации для внутреннего рынка довольствовались задним приводом. Куда интереснее были полноприводные варианты с жестко подключаемым передком (система Command-Trac), с дифференциальным приводом Selec-Trac и вискомуфтой в приводе передней оси (Quadra-Trac).

Рестайлинговый Jeep Grand Cherokee первого поколения

Помимо этого Grand Cherokee был хорош экстерьером, имел комфортабельный салон, внушительный список опций и широкую линейку двигателей. В базовой версии внедорожникам полагалась рядная 180-сильная «шестерка» 4.0. Далее шли V8 серии Magnum — объемом 5.2 мощностью 220 л.с. и топовый 5.9 на 250 л.с. Коробки передач — 5-ступенчатая «механика» Aisin и несколько вариантов 4-диапазонных «автоматов». Дизельный Grand Cherokee 2.5 d (115 л.с.), укомплектованный итальянским мотором VM Motori, стоял особняком. Такие внедорожники собирали на заводе Steyr в австрийском Граце и не были доступны на американском рынке. Помимо Австрии автомобиль собирали в Детройте и Кордове (Аргентина).

Jeep Grand Cherokee 5.9 Limited

В 1996 году Grand Cherokee пережил рестайлинг. Чуть изменился кузов, был переработан интерьер и пересмотрены комплектации. Рестайлинговый вариант производился до 1998 года. Тогда же появился и флагманский 5.9 Limited, предтеча современных SRT-версий. Общими усилиями трех заводов за шесть лет было собрано почти полтора миллиона экземпляров.

Фотобонус



Источник: drom.ru