Когда вымрут двигатели внутреннего сгорания

Тогда планету задушат мрак и смог – считают эксперты. Значит, у ДВС (двигателей внутреннего сгорания) есть будущее?

Да! – у ДВС может быть светлое и вполне экологическое будущее, если к проблеме защиты окружающей среды от транспортных загрязнений подходить с позиций здравого смысла, а не политических амбиций, считают, в частности, в BOSCH. И не только. Специалисты немецкого концерна вычислили, что современный ДВС – с элементами электрификации и без – останется основным силовым агрегатом как минимум до 2030 года – две трети новых автомобилей все еще будут оснащены классическим сжигающим топливо двигателем.

 

А дальше? Ведь «Парижское соглашение», на котором строят свой бизнес электромобилисты, предусматривает нулевое содержание углекислого газа в выхлопе транспорта к 2050 году? А дальше – уверены в BOSCH – нужно развивать не электромобильность, а топливные технологии. И при использовании синтетических и возобновляемых видов топлива выйти на существенное снижение или даже полное отсутствие углекислого газа в выхлопе автомобилей.

(На фото: флэшмоб “зеленых” накануне подписания Парижского соглашения (фото Reuters))

 

Но ведь не только углекислый газ выбрасывают автомобили в атмосферу, есть еще и сажа, и оксиды азота, и… И со всем этим уже очень эффективно борются, оптимизируя процесс сгорания топлива и весьма эффективно очищая отработавшие газы. Что периодически и демонстрирует экспертному сообществу спецавтомобиль BOSCH.

 

Это уже сегодня, а завтра… Свою уверенность в экологической чистоте ДВС будущего разработчики BOSCH подкрепляют вполне реальными проектами, цель которых – безоговорочное соответствие не только актуальным предельным значениям выбросов вредных веществ, но и – в перспективе – абсолютная невлияемость ДВС на качество воздуха в городах. И цель эта вполне достижима, но с оговоркой: для широкого применения на рынке потребуются совместные усилия крупных игроков автомобильного бизнеса.

 

Но стоит ли в принципе совершенствовать ДВС, когда так энергично развивается и так мощно лоббируется электромобильность, которая не жжет бензин и солярку и, вроде как, из-за этого меньше оскверняет природу?

 

На исходе 2020 года, вскоре после того, как японское правительство, вдохновленное «Парижским соглашением» по климату представило свой план досрочного запрета с 2035 года продажи новых бензиновых автомобилей, на итоговой годовой пресс-конференции Японской ассоциации автопроизводителей президент Toyota Motor и по совместительству президент Ассоциации Акио Тойода заявил: «Чем больше электромобилей мы строим, тем больше становится углекислого газа. Когда политики убеждают избавиться от всех автомобилей, использующих бензин, понимают ли они это?»

(На фото президент Toyota Motor Акио Тойода (фото Deseret.com))  

 

Развивая тему как минимум нецелесообразности, а то и вреда электромобильности в нынешнем ее виде господин Тойода отметил, что сам по себе процесс выработки электроэнергии сегодня не обходится без сжигания ископаемых видов топлива. Причем, при переходе на электромобили жечь в расчете на одну транспортную единицу придется больше, чем это делает один автомобиль.

 

Кроме того, развитие инфраструктуры электротранспорта будущего потребует гигантских финансовых вложений. И ведь это вряд ли оценит население с ущемленным финансированием реально интересных ему программ. И с невозможностью массовой покупки такого вида средств передвижения в виду неподъемной их дороговизны по сегодняшним меркам. В добавок ко всему «рухнет нынешняя модель автопрома» (А.Тойода), оставив без средств к существованию огромное количество людей.

 

Но самое мрачное в прогнозах президента лидирующего в мировом автопроме концерна это то, что с полным переходом на электромобильность, электричества в стране просто-напросто не останется, потому что его на прокорм разрастающегося парка электромобилей будет уже не хватать…

 

Всего через несколько дней из противоположной стороны планеты (географически противоположной) донесся голос председателя правления BOSCH Франца Ференбаха. В канун 2021 года в своем интервью изданию Stuttgarter Nachrichten он заявил: «Всем известно, что даже электромобили в немецкой и европейской электроэнергетике не являются климатически нейтральными. Тем не менее, они рассматриваются как автомобили с нулевым выбросом углекислого газа, потому что законодательный орган скрывает энергетический баланс для генерации зарядного тока. Здесь в ущерб ДВС используются двойные стандарты — в ущерб климату. С другой стороны, немецкая промышленность должна фактически пойти на баррикады как единое целое».

(На фото председатель правления BOSCH Франц Ференбах (фото Autohaus.de) 

 

О чем это они? Какой такой баланс двойными стандартами скрывают политики от народа, и почему вдруг при нулевых выбросах углекислого газа станет больше? На чем основаны эти высказывания?

 

Корректнее всего ответить на эти вопросы аргументами противоположного лагеря, на который брошена тень – лагеря производителей электромобилей. Незадолго до вышепроцитированных выступлений европейский производитель электрокаров Polestar – родственник Volvo выступил с очень интересной инициативой: «Очевидно, что электромобили не производят выбросов из выхлопной трубы, но уровень выбросов, производимых в процессе производства, остается неясным. Отсутствие прозрачности в масштабах отрасли затрудняет понимание полного воздействия электромобилей на окружающую среду и делает практически невозможным сравнение автомобилей различных производителей. Polestar показывает пример, показывающий углеродный след на протяжении всего срока службы всех наших новых моделей… Мы надеемся, что это поможет людям полностью понять влияние электромобилей, принять осознанные решения о покупке…»

 

И опубликовали подробный отчет о так называемом «углеродном следе» сопоставимых моделей Polestar 2 и Volvo XC40. Этот след учитывает выбросы в ходе полного жизненного цикла транспортных средств начиная с производства, продолжая эксплуатацией и завершая утилизацией. Очень любопытная информация.

 

Оказалось, что производство материалов для одного электромобиля и его аккумуляторной батареи обходится атмосфере в 24 тонны CO2e (эта единица измерения обозначает не только диоксид углерода, а парниковые газы в совокупности). Производство автомобиля почти в два раза чище: 14 тонн CO2e.

 

В процессе эксплуатации Volvo XC40 за 200 000 км пробега загрязняет окружающую среду 41 тонной CO2e. При производстве энергии в сопоставимых для аналогичного жизненного цикла Polestar 2 параметрах, выбрасывается 23 тонны CO2e при сегодняшней структуре глобальной энергетики.

 

Утилизация, с точки зрения выделения парниковых газов погоды не делает в обсуждаемом вопросе: 0,6 тонны CO2e для Volvo XC40 и 0,5 т для Polestar 2.

 

И, наконец, аналитики Polestar рассчитали точку, в которой парниковый вред электромобиля, изначально намного превышающий автоущерб снижается до уровня автомобиля. Оказалось, что вредоносность двух альтернативных видов транспорта выравнивается на пробеге 112 000 км в глобальной структуре производства электроэнергии. До этого момента автомобиль «полезнее» электромобиля.

 

А ведь это рассчитан только «углеродный след», без учета множества других токсичных загрязнений, которых в деле электромобильности в разы больше по сравнению с автомобилестроением. И без учета повышенного по сравнению с нынешним ресурсопотребления. И самый безобидный из этих ресурсов – ископаемое топливо, требуемое на повышенное производство электроэнергии на прокорм электромобилей…

 

В общем, даже по данным самих производителей до экологического превосходства электромобилей над автомобилями при нынешнем уровне развития технологий пока еще далековато.

 

Понимают ли это политики, активно лоббирующие электромобильность? Так же энергично, как продвигают и некоторые другие очень сомнительные ценности, что уже не может не настораживать?

(На фото: подписание Парижского соглашения по климату (фото Un.org))

 

Политики суверенных государств, похоже, понимают. Поддержали и подписали соглашение почти все, но по состоянию на конец 2020 года по данным независимой исследовательской группы Climate Action Tracker, отслеживающей ратификацию климатической программы, подавляющее большинство – 130 стран проигнорировали требование к усилению амбициозности своих климат-планов, США вообще вышли из соглашения. Нарушают договоренности Вьетнам, Индонезия, Индия, Китай, Россия… И лишь страны Евросоюза отличились в лучшую (для соглашения) сторону…

 

Короче говоря, двигатель внутреннего сгорания хоронить еще рано. Возможно, благодаря инициативам лидеров отрасли – BOSH, Toyota, – при поддержке всех, кто реально неравнодушен к вопросам экологии, ДВС на альтернативных видах топлива еще и переживет машинки на батарейках.

Источник: a-souz.ru