Космический ЗИЛ. Знакомимся с редчайшим вездеходом

Космический ЗИЛ. Знакомимся с редчайшим вездеходом

Автор: Заур Ханцев
Фото: Артем Попович
Источник: Drom.ru

Вам нравится этот автомобиль?

Да

1346 (94%)

Нет

89 (6%)

Посмотреть результаты

В истории нередко бывает так, что бурное развитие одной отрасли подкидывает интересные задачи другой, напрямую с ней не связанной. ЗИЛ ПЭУ-1 — яркий пример такой ситуации: если бы не подъем пилотируемой космонавтики в 60-е, он не появился бы на свет. Мы во всех подробностях отсняли лучший из сохранившихся экземпляров ПЭУ-1, чтобы вспомнить историю уникального вездехода-амфибии. Эта машина прошла реставрацию на самом заводе ЗИЛ и на сегодня является единственным полностью комплектным и рабочим образцом такой модели.

Аббревиатура ПЭУ в названии расшифровывается как «поисково-эвакуационная установка». Машину создали специально для поисково-спасательной службы (ПСС) Военно-воздушных сил СССР под задачу оперативно находить и забирать только что приземлившихся после миссии космонавтов. Первые годы ПСС использовала для этой цели только летательную технику — вертолеты и самолеты. Однако такой способ работы оказался неоптимальным — капризы погоды или ночное время суток сильно ограничивали использование авиации, поэтому нередко для поиска и эвакуации космонавтов и капсулы, на которой они приземлились, приходилось десантировать целое подразделение солдат. Поскольку частота пилотируемых пусков только возрастала, а приземлялись космонавты обычно в районы со сложными природно-климатическими условиями, запрос на специальную наземную технику сформировался сам собой.

ЗИЛ ПЭУ-1Б. Буква «Б» в названии указывает на удлиненную стрелу крана, который используется для поднятия и погрузки спускаемого аппарата

Создание поискового вездехода для эвакуации космонавтов в марте 1965 года поручили Специальному конструкторскому бюро Завода им. Лихачева (СКБ ЗИЛ). Это подразделение возглавлял легендарный автомобильный конструктор Виталий Грачев, за его плечами к тому моменту уже был 30-летний опыт разработки вездеходов самых различных классов и схем — от легковых внедорожников до сверхтяжелых многоосных ракетовозов. Важность создания новой машины иллюстрирует тот факт, что техническое задание к ней составлялось при личном участии генерального конструктора ракетно-космических систем Сергея Королева.

Автор концепции ПЭУ-1 и руководитель проектной группы по его разработке — гениальный советский конструктор Виталий Андреевич Грачев (1903 — 1978)

Любопытное совпадение: заказ на разработку машины был оформлен в начале марта 1965 года, а через две недели произошел случай, который придал дополнительный стимул работам. 19 марта того года у корабля «Восход-2» при посадке отказала автоматика, из-за чего космонавтам Павлу Беляеву и Алексею Леонову пришлось в ручном режиме направить его по запасной траектории. В результате экипаж вместо хорошо знакомой и ровной казахстанской степи оказался в непроходимой тайге в районе Перми. Почти сутки (на морозе!) космонавты ждали прибытия поискового отряда. Его десантировали на следующий день на вертолете в 2 км от космонавтов, и это расстояние спасатели из-за глубокого снега и густого леса преодолевали три часа. Эвакуация состоялась еще через сутки, то есть 21 марта. Причем космонавты, уже измотанные полетом и полевым бытом, добирались к площадке с вертолетом своими ногами на лыжах. Если бы операция затянулась, они могли бы погибнуть. Так что вездеход нужен был как можно скорее.

ЗИЛ ПЭУ-1 создавался под техническое задание с очень сложными условиями. Принципиальные требования поисково-спасательной службы звучали так: это должен быть полноприводный вездеход, способный плавать, с высокой грузоподъемностью, но при этом его масса и габариты должны быть минимально возможными, чтобы машину было удобно транспортировать вертолетом Ми-6 (он хотя и являлся самым большим вертолетом на тот момент, но объем отсека и грузоподъемность у него были весьма ограниченными).

ПЭУ-1Б в легковом цехе завода ЗИЛ. Хотя остальные части завода снесли в 2013-2018 гг., это цех до сих пор существует и продолжает работу. В нем восстанавливают седаны и лимузины семейства ЗИЛ-4104. В штучных количествах производят и новые экземпляры

В СКБ ЗИЛа с азартом взялись за решение столь неординарной задачи. Принципиальную схему машины с тремя осями на равном друг от друга расстоянии определил Грачев, ведущим конструктором проекта выступил Г. И. Хованский. Работали в ускоренном темпе, так что уже через год, в 1966-м, был построен первый опытный образец ЗИЛ ПЭУ-1. Прототип показали делегации из аэрокосмической индустрии (в состав входили даже Юрий Гагарин и Алексей Леонов), после чего отправили его на испытания. В 1967 году к нему добавился второй опытный образец. По результатам прохождения интенсивных тестов конструкцию доработали — и машина получила путевку в жизнь. В 1968 году была собрана установочная партия из пяти экземпляров, которые СКБ ЗИЛа передал в поисково-спасательное подразделение ВВС.

Передняя и задняя светотехника — универсальные круглые фары и фонари

Из-за жестких ограничений по массе все элементы несущей рамы ПЭУ-1 отштампованы из легкосплавного проката на основе алюминия. Чтобы обеспечить необходимую жесткость на изгиб и кручение, рама, во-первых, выполнена сварной (с алюминием это не так просто), во-вторых, ее поперечины усилены широкими «косынками», в-третьих, в наиболее нагруженной, то есть центральной части, вварен мощный X-образный усилитель. Дополнительное преимущество алюминиевой рамы — почти абсолютная коррозийная стойкость. Очень ценно для водоплавающего автомобиля.

Прямоточный глушитель выведен наверх — чтобы его не заливало при форсировании водных преград

Машина изначально создана как амфибия, поэтому от днища и до «ватерлинии» она «одета» в водоизмещающий корпус. Он отформован из стеклопластика, то есть из армированной стекловолокном полиэфирной смолы. Двигатель, трансмиссия, подвески, рулевое управление, водоходный движитель и другое оборудование опираются на раму, с корпусом она соединена при помощи болтов — такой способ крепления обеспечивает ремонтопригодность конструкции. Если корпус вдруг треснул или повредился, его можно отделить от рамы и залатать. «Окна», сквозь которые проходят приводы колес, тщательно зачехлены и герметизированы.

Днище плавучего корпуса — абсолютно плоское

Шасси ЗИЛ ПЭУ-1 имеет три оси, привод — постоянный полный, 6×6. Колесные базы — равные (по 2500 мм), эта схема позволяет машине легко проезжать канавы шириной до двух с лишним метров. Поскольку ось № 2 расположена строго по центру, ее оставили без подвески — она жестко закреплена на раме, упругими элементами здесь служат только пневматические шины. Колеса крайних осей подвешены на независимых торсионных механизмах с длинными ходами. Неподрессоренная средняя ось ухудшает плавность хода машины, зато воспринимает бóльшие весовые нагрузки.

Передние и задние колеса — поворотные, их подвески — независимые торсионные

Длина ПЭУ-1 без учета установленного на платформе крана составляет 8340 мм, но радиус разворота у вездехода очень умеренный — 9,8 м по внешнему переднему колесу или 11 м по внешнему габариту. Как этого добились? Очень просто: поворотными являются колеса обеих крайних осей, причем они работают во взаимопротивоположных направлениях. Угол поворота задних колес на один градус меньше, таким образом, они следуют строго по следу передних — это улучшает проходимость. Рулевой механизм с двумя трапециями и сложной системой тяг и рычагов оснащен высокопроизводительным гидроусилителем, иначе водителю пришлось бы обильно потеть.

Средняя ось крепится к несущей раме и корпусу жестко, без подрессоривания

В движение вездеход приводит 7,0-литровый бензиновый мотор ЗИЛ-375Я мощностью 180 л.с., развивающий крутящий момент 475 Нм. Он выпускался массово, например, его ставили на грузовики «Урал». Однако для ПЭУ-1 двигатели собирали особо тщательно, с селективным подбором деталей, чтобы исключить отклонения от допусков. Ради лучшей развесовки и низкого расположения кабины двигатель расположен за передней осью. Он агрегатирован с трехступенчатой гидромеханической автоматической коробкой передач и двухступенчатым демультипликатором, взятыми от четырехосного армейского тягача ЗИЛ-135Л. Управление режимами трансмиссии осуществляется только кнопками, рычага нет даже на демультипликатор. Приводы колес — с угловыми редукторами, благодаря чему клиренс составляет впечатляющие 560 мм. В поворотных колесах применены прогрессивные по тем временем шарниры равных угловых скоростей типа «Рцеппа». Диапазон рабочих скоростей машины — от 0,7 до 69 км/ч.

Бензиновый двигатель расположен за передней осью, доступ к нему — через люки в грузовом отсеке

Для движения по воде на ПЭУ-1 используется водометный движитель, приводимый от ДВС. Он расположен в кормовой части, работает так: засасывает воду через приемное отверстие под днищем и через напорный трубопровод с силой выбрасывает ее назад, создавая реактивную тягу, толкающую амфибию вперед. В выходной части сопла установлены два вертикальных руля, механически связанных с задней рулевой трапецией. Таким образом, для управления ПЭУ-1 на воде используется тот же самый руль, что и при езде по твердой поверхности. Внутри корпуса на раме между второй и третьей осью установлен трюмный насос, питаемый отдельным электродвигателем. Этот насос следует включать в случае попадания воды внутрь корпуса, он откачивает ее и выбрасывает наружу со страшной скоростью — 600 литров в минуту!

Элементы водометного движителя

Особой гордостью зиловцев в ПЭУ-1 была первая в мире система активной герметизации агрегатов. При спуске машины на воду приводы всех шести колес оказываются под водой: чтобы исключить ее попадание во внутренние полости механизмов, включается пневматический нагнетатель, который подает в редукторы избыточное давление, препятствующее проникновению воды.

Даже шины у этого транспортного средства были не обычные, а созданные специально под него. По техзаданию ЗИЛа камерные покрышки ИД-15 совместно разработали располагавшийся в Москве НИИ шинной промышленности и Днепропетровский шинный завод.

Шины ИД-15 были разработаны специально для ПЭУ-1, у них очень широкий диапазон изменения внутреннего давления. Ободья составных дисков сделаны из стеклопластика

Вездеход-амфибия немыслим без централизованной системы регулирования давления в колесах, ведь только при помощи нее машина может преодолевать топкую прибрежную полосу при спуске на воду или, наоборот, после форсирования водной преграды. ИД-15 имеют внешний диаметр 1525 мм, а ширина протектора — 400 мм, у них восьмислойная структура и специальный упругий корд. У этих шин поразительно широкий диапазон допустимого изменения внутреннего давления — от 0,25 до 2,5 кг/см3. Протектор ИД-15 с широко расставленными грунтозацепами и поперечными канавками обеспечивал малое сопротивление качению на асфальте и самоочищение от забивания грязью и снегом. Еще одна особенность колес — составная конструкция дисков: центральная часть — стальная, а ободы изготовлены из особо прочного стеклопластика!

В кабине машины есть четыре сиденья, а еще лежачее место с носилками. Попасть в салон можно через два люка в крыше.

Доступ в кабину — через два больших люка. Внутри — четыре сиденья и лежачее место с носилками

Строго говоря, сама кабина представляет собой съемный колпак: эта особенность нужна для того, чтобы вездеход было удобно транспортировать.

Обилие тумблеров и поясняющих табличек в кабине создает какую-то фантастическую атмосферу. На самом деле ПЭУ-1 очень user friendly для водителя: здесь мощный гидроусилитель руля и всего две педали, а управление коробкой передач и раздаткой осуществляется только кнопками — как на современных кроссоверах. Напомним, что это машина 1965 года разработки!

В носовой части корпуса расположено передовое для своего времени навигационное оборудование, включающее маяк-ответчик, пеленгатор, радиокомпас, радиопередатчик, радиостанции, автономную навигационную систему. Всего — девять приборов, шесть из которых являются чисто авиационными. Функции сложного комплекса очевидны: ориентация на местности, определение места приземления капсулы с космонавтами, связь с другими участниками поисковой операции, передача информации о текущем местоположении экипажа.

На крыше кабины установлен антенный блок мощного радиокомплекса АРК-У2. Точность навигатора зависит от погодных условий

Поисково-эвакуационная машина должна была уметь в один заход не только эвакуировать космонавтов, но и забирать их спускаемый аппарат. Поэтому за кабиной ПЭУ-1 установлен кран и организован грузовой отсек с креплениями под различные типы спускаемых аппаратов.

Для подъема стрелы используется механическая лебедка с приводом от основного двигателя, а для подъема груза — электрическая. Грузоподъемность крана — три тонны, поднять и погрузить капсулу в кузов он может менее чем за 30 минут. Если капсула с космонавтами при приземлении оказывалась в водоеме (бывало и такое), спасатели подплывали на ПЭУ-1 к ней, вытаскивали космонавтов, брали капсулу на буксир и уже на суше грузили ее в кузов.

Крановая установка и грузовая платформа ЗИЛ ПЭУ-1Б

Снаряженная масса ПЭУ-1 составляла 8320 кг, полная — 11 720 кг. Весовые показатели подогнаны точно под возможность транспортировки на Ми-6, грузоподъемность которого составляет 12 000 кг. Без груза машина может разгоняться на шоссе до 69 км/ч, с грузом — до 48 км/ч. Скорость движения на воде в первом случае составляет 7,5 км/ч, во втором — 6,3 км/ч.

Теперь немного об этом конкретном экземпляре ПЭУ-1, который вы видите на снимках. Машина относится к модификации с приставкой «Б» в названии, которая отличается удлиненной на метр стрелой крана. Это один из последних построенных экземпляров ПЭУ-1, он был выпущен в 1978 году. В свое время вездеход реально служил в воинской части и участвовал в поисково-спасательных операциях. После списания в 90-х военные вернули машину на ЗИЛ, ее отогнали на одну из стоянок между цехов, где она простояла два десятилетия, открытая солнцу и непогоде.

В 2013 году администрация Москвы разработала план перестройки огромной территории завода ЗИЛ: корпуса — под снос, их место займут жилые и офисные кварталы. В конце 2014 года все имущество легкового цеха ЗИЛа, который всегда был жемчужиной предприятия, единым лотом выкупает (спасает) частная компания с названием «Механосборочный цех № 6 АМОЗИЛ», за ней стоит, как утверждается, «группа влиятельных энтузиастов отечественной автомобильной истории». Само помещение цеха фирма берет в среднесрочную аренду — и по мере возможностей продолжает сборку седанов и лимузинов ЗИЛ из накопленных еще в старые времена заделов деталей и комплектующих. О работе МСЦ6 АМОЗИЛ в 2016 году мы публиковали подробный фоторепортаж.

ЗИЛ ПЭУ-1Б «на прогулке» возле родного завода

В одном лоте с имуществом цеха оказался как раз этот ПЭУ-1Б. Уникальную, бесценную амфибию решают полностью восстановить — высококвалифицированные кадры есть, а еще есть заводское оборудование, деньги и время. В 2015 году машину загоняют в цех, в течение нескольких месяцев тщательно разбирают и дефектуют. В архивах завода находят оригинальные чертежи — и начинается долгий и кропотливый процесс реставрации. Она заняла три полных года — и закончилась в начале 2018 года.

ЗИЛ ПЭУ-1Б

Работники МСЦ6 АМОЗИЛ рассказали, что самым сложным оказалось восстановить водоизмещающий корпус. От долгого стояния на улице он иссох и растрескался. Местами образовались сквозные отверстия, то есть корпус потерял герметичность. Тем не менее ему вернули целостность и плавучие свойства — все дырки аккуратно заклеили специально изготовленными стеклопластиковыми заплатками. С агрегатами, как ни странно, особых проблем не возникло — большая часть родных узлов сохранилась в работоспособном состоянии. Но их все равно дефектовали, где надо — заменили детали, затем почистили и обслужили. Часть новых запчастей нашли на складе, другие — изготовили с нуля по чертежам. Поработали с рамой, кузовом, салоном и всем остальным. Машину покрасили в оригинальную оранжево-белую схему и собрали. Утверждается, что нынешнее состояние ПЭУ-1Б на 95% соответствует оригинальному, причем неоригинальные 5% — это всякая мелочевка второстепенной важности. За прошедший год машина была на нескольких выставках, где неизменно притягивала всеобщее внимание.

Помимо модификаций ПЭУ-1 и -1Б существовала еще одна версия вездехода — 1М. Это был мобильный медицинский пункт, вместо грузового отсека с краном у него за кабиной был установлен пассажирский отсек с тремя носилками и тремя сидячими местами. В этом кузове находилось медицинское оборудование, медикаменты, запас воды, еды, рукомойник. Более того, пассажирский кузов оснащался отдельными системами отопления, вентиляции и кондиционирования, управление которыми осуществлялось при помощи пульта.

ЗИЛ ПЭУ-1М с пассажирским отсеком

ПЭУ-1 и ее модификации изготавливали с 1965 по 1979 год, за 14 лет собрали 22 машины, из которых 13 — базовой модели, шесть — медицинской модификации «-1М» и три — версии «-1Б».

«Синяя птица»

Зиловцы внимательно следили за эксплуатацией ПЭУ-1, они собирали информацию по использованию этих машин, систематизировали и анализировали ее. Данные нужны были для проектирования «космических» вездеходов-амфибий следующего поколения — ЗИЛ-4906 «Синяя птица». Эту, ставшую впоследствии знаменитой модель запустили в производство в 1975 году и выпускали до 1991 года. У «Синей птицы» все шесть колес имеют независимые торсионные подвески, модель получила более производительный бензиновый мотор ЗИЛ-508.10 (6,0 л, до 180 л.с.), а вместо не слишком надежного «автомата» применена 10-ступенчатая механическая КПП. За 25 лет собрали около 30 «Синих птиц», некоторые из них до сих пор используют Роскосмос и Министерство обороны.

ЗИЛ-4906 «Синяя птица» на недавних учениях Российской армии

Фотобонус

Супербонус-фото: Фотообои с ЗИЛом на рабочий стол



Источник: drom.ru