Красоты и достопримечательности Алтая

Планирование маршрута и подготовка к автопутешествию по Алтаю

Проехав практически всю Россию, я понемногу заполняю оставшиеся «темные» неизведанные пятна на карте нашей страны. Одно из немногих мест, где я еще не успел побывать — Алтай. Это путешествие мы совершили в августе 2018 года.

Маршрут

Для планирования путешествия я использую приложение maps.me, туда очень удобно забивать места, которые хочешь посетить. Постепенно изучая в течение нескольких недель интересные места Алтая, я забивал их на карту, чтобы составить интересный и насыщенный маршрут. Основные достопримечательности Алтая находятся вдоль Чуйского тракта — главной дорожной артерии Алтая. Рассматривались места, до которых можно добраться пешим способом, затрачивая не более нескольких часов в одну сторону, дальние трекинги сразу отметались, ибо в неформате данного путешествия. Также по пути на Алтай мы решили заехать в несколько интересных мест и городов: Магнитогорск, Аркаим, Омск и Новосибирск.

По традиции в дорогу накачал множество документальных и художественных фильмов про Алтай. В частности, посмотрели творчество Василия Шукшина, на родину которого тоже собирались заехать.

Уже во второй раз я беру бокс-палатку объемом 1000 литров, который позволяет перевезти в несколько раз больше груза, а также ночевать на природе в красивых местах по пути.

Весь наш скарб, включающий палатки, пенки, спальники, рюкзаки и еду на две недели путешествия складывается в багажник, выглядит это так.

Внутри остаются только самые необходимые вещи, чтобы не приходилось за ними лазить в бокс во время дороги. На Прадо раскладывается третий ряд сидений, благодаря которому в машине с комфортом размещается 5 взрослых людей. Меня часто спрашивают, насколько удобно путешествовать впятером? Отвечаю — Очень удобно! На фото, к примеру, на третьем ряде удобно разместился взрослый мужчина ростом выше 180 см.

Проживание планировалось только в «диких» условиях в красивых местах Алтая — на берегу рек и в горах, поэтому мы использовали автомобильную палатку и еще две обычные наземные палатки. Сказать, что обычные палатки проигрывали моей автомобильной — ничего не сказать. Автомобильная собиралась и разбиралась в течение 5 минут, для этого было необходимо только вытащить лишние вещи, ребята тратили на сбор и разбор обычных палаток не менее получаса.

Т.к. проживание планировалось на природе, то мы взяли весь необходимый набор для готовки: газовую горелку, посуду и продукты на две недели, которые в себя включали: каши быстрого приготовления, крупы, макароны, консервы и различные сладости к чаю.

Где останавливаться, питаться и ночевать на Алтае?

Алтай замечателен еще тем, что располагает достаточно большим выбором мест для отдыха и ночевок на любой кошелек: от полностью бесплатных на природе до турбаз со всеми благами цивилизации для тех, кто и дня не может прожить без горячей воды и душа. Где жить, останавливаться, поесть и сколько все это стоит, в этом посте.

Для начала необходимо определиться, на машине приезжаете вы на Алтай или нет, какой уровень комфорта вам необходим, что вы хотите посмотреть и готовы ли к переездам. Самая популярная туристическая зона Алтая находится на севере республики в окрестностях Манжерока и Чемала. Это попсовые места, где оседает до 80% приезжающих на Алтай отдыхающих. Тут можно найти турбазы с многоразовым питанием, душем и горячей водой, пляж на озере с лежаками и катамаранами, обильной экскурсионной программой, а вечерами тут будут проводить дискотеки. На каждый день можно распланировать экскурсии по окрестностям, куда вас отвезут, все расскажут и покажут. До отдаленных и самых интересных мест добраться отсюда сложнее, народу много не поедет, поэтому придется искать индивидуальных гидов и платить за это хорошие деньги. Чем дальше на юг по Чуйскому тракту, тем меньше цивилизации вы встретите в сдаваемых домиках, которые больше начинают напоминать сбитые на скорую руку сараи.

Естественно, без обогрева, не во всех есть электричество и с удобствами на улице. Цену обычно назначают либо за весь домик сразу, либо за койко-место. Возникло ощущение, что ориентируются на месте и предлагают тот вариант, который выходит туристам дороже. Сезон на Алтае не длинный, поэтому цена одного места в таких «бараках» не самая дешевая: мы встречали от 500 до 1000 рублей на человека. Парковка обычно оплачивается отдельно и дополнительно. На территории такой турбазы можно поставить и палатку, тоже за деньги 100-300 рублей, зато, если вы путешествуете один, есть хоть какая-то гарантия, что вас ночью не обворуют или не убьют. Почитав новости, понимаешь, что случаи тут бывают разные. Регион бедный, работы мало, поэтому кто-то может пойти и на криминал.

На Алтае мы только 2 раза переночевали в домиках. Первый раз на южном берегу Телецкого озера, когда приехали туда ночью и не было ни сил, ни желания ставить лагерь. Тем более, ночью тут дует очень сильный ветер, который мог бы и сдуть нас вместе с нашими палатками, даже в домике в это время было жутковато.

Такой домик практически рядом с берегом озера стоил по 650 рублей с человека.

Еще одна ночевка состоялась в долине реки Чулышман на турбазе прямо после спуска с перевала Кату-Ярык.

Чисто ради любопытства интересно было переночевать в национальном алтайском домике — аиле.

Домик с двумя койками вышел 1000 рублей за двоих. Перед обратной дорогой домой отличное место для отдыха и восстановления сил.

В поселке есть и шикарная баня, которую мы тоже опробовали. С радостью вернулся бы еще в это место.

Еще из цивилизованных мест остановок посоветовал бы лыжную базу на Семинском перевале, мы тут принимали душ.

Здесь вы точно окунетесь в СССР, а столовая тут оказалась самой лучшей из всех, где мы побывали на Алтае.

Что касается кафе на Алтае, в своей основе еда была достаточно дорога и невкусна. Средний чек на обед получался в районе не менее 500 рублей и это в кафе уровня обычной столовой. Говорят, нужно места знать. Но не просто спланировать, когда ты проголодаешься, чтобы быть в это время в нужном месте.

Поэтому мы просто взяли с собой столик, горелку, посуду, еду и выбирали красивые места для остановок.

Где готовили сами.

И наслаждались шикарными видами. В кафе и столовых такого точно нет.

Что касается ночевок, то старались выбирать безлюдные красивые места. Какого-то изначального плана по местам ночевок не было. Просто ближе к вечеру за пару-тройку часов до темноты выискивали ближайшее место для остановки.

Разбивали лагерь: ребята в наземных палатках, я с супругой в палатке на крыше автомобиля Yuago.

Готовили ужин.

Спали в тысячезвездных отелях:)

А наутро наслаждались шикарными видами «из окна» наших гостиниц:)

За эту неделю мы отлично выспались в палатках, наелись вкуснейшей тушенки с макаронами и накупались в холодных горных реках и озерах. Ну как можно сравнить все это с турбазами, благами цивилизации, столовыми и дискотеками?:)

Дорога на Алтай

Автопутешествия по России суровы и безжалостны. Когда рассказываешь европейцам, что, путешествуя тут на автомобиле, можно спокойно проехать несколько тысяч километров до ближайшей начальной точки маршрута, они приходят в сильный шок. Например, расстояние от Самары, откуда мы и  начнем наш трип по Алтаю, до Горно-Алтайска примерно равно расстоянию от Самары до Берлина. Эту дорогу можно сделать как скучной, так и интересной. Мы, как всегда, решили разнообразить наше путешествие.

Как уже писал ранее, мы сделали еще небольшой крюк, заехав в Магнитогорск 

и Аркаим,

откуда к ночи вышли на Челябинск, а уже утром объезжали Курган. В этом городе я был в прошлом году во время автопутешествия во Владивосток, ничего интересного там не нашел, поэтому не видел смысла остановки, даже короткой, поэтому мы поехали сразу в Омск и Новосибирск.

Вообще, трасса от Урала до самого Владивостока очень хороша, я писал о ней в прошлом году. Есть, конечно, узкие участки, где сложно обогнать днем из-за обилия траффика, и местами ремонт трассы, но это уже мелочи. Самый плохой участок на этом пути при объезде Казахстана через Ишим, там почему-то до сих пор не могут сделать ровным короткий участок дороги километров в 50.

Чтобы как-то разнообразить свой досуг, мы несколько раз останавливались, чтобы сделать фотографии и видео с квадрокоптера.

Фотографии, сделанные с нового ракурса высоты птичьего полета выглядят очень необычными, и заставляют посмотреть на путешествие под совершенно иным углом.

Изначальные планы сделать ночевку в Новосибирске отменились, слишком уставшие, мы решили переночевать в Омске и на следующий день прогуляться по городу. В Омске я был уже несколько раз и даже бегал тут международный Сибирский марафон. За последние несколько лет центр города хорошо отреставрировали и тут реально приятно гулять. Такие небольшие прогулки в длительной дороге позволяют организму перезагрузиться после монотонной езды и восстановить силы.

А вот дорога из Омска в Новосибирск настоящее испытание. 600 километров прямейшей трассы с однообразными видами, от которых постоянно кидает в сон. Возможно, первый раз проехать по этой дороге и интересно, но уже второй-третий превращается в пытку.

Еще одна небольшая остановка в Новосибирске. Новосибирск сравнительно молодой город России, ему чуть больше 120 лет. При этом это третий по численности город России. Основные достопримечательности тут находятся на Красном проспекте и около набережной реки Обь, где располагается пролет первого железнодорожного моста Транссибирской магистрали. Несмотря на размеры города исторический центр невелик, а самое интересное можно обойти за пару часов.

И вот рано утром мы уже в Алтайском крае, но еще не тот самый Алтай, куда мы направлялись. Алтайский край более равнинный, его еще называют Степным Алтаем, с административным центром в Барнауле.

А вот тот, что нам нужен, он еще южнее — Республика Алтай или Горный Алтай с административным центром в Горно-Алтайске.

Горно-Алтайская автономная область долгое время была частью Алтайского края и получила статус субъекта федерации в 1990-м, а год спустя, 3 июля 1991 года стала называться «Республика Алтай». Если Алтайский край — территория этнически в основном русская, в Республике коренной народ алтайцы занимают 30,6% в общей численности населения. При этом практически все алтайцы живут на исторической родине. Сами алтайцы очень болезненно относятся к Алтайскому краю, не понимая, почему его назвали так, а не «Барнаульской областью».

С этого места и начинается наше автопутешествие по Алтаю.

Чуйский тракт — самая живописная дорога России

Я проехал бОльшую часть дорог России, но эта дорога меня впечатлила как никакая другая! Чуйский тракт — древнейший путь из Сибири в Азию. Начинаясь от Новосибирска, заканчивается на границе с Монголией, протягиваясь на расстояние в 968 километров. В 2014 году журнал National Geographic включил Чуйский тракт в список десяти самых красивых автодорог мира. Я покажу вам самые живописные места этой дороги, после чего вы сразу захотите бросить все, прыгнуть в автомобиль и самому проехаться по этим красотам.

Исторический Чуйский тракт является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяжённостью около 630 км. Именно обмен товарами между Россией и Монголией в начале XIX века стал главным элементом Чуйского торгового пути. По мере роста торговой значимости Чуйскую тропу к концу XIX благоустроили до колесного пути. В начале XX века на путь до Кош-Агача и обратно автомашины затрачивали от 15 до 20 дней. Новый виток развития Чуйского тракта относится к годам правления советской власти. 26 мая 1922 года постановлением ВЦИК РСФСР Чуйский тракт обозначен трактом государственного значения. А 1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.

Самая интересная часть начинается после поселка Барангол, оттуда идет подъем на Семинский перевал.

Семинский перевал находится на высоте 1717 м, но по ощущениям подъем идет очень легко и сам перевал даже не ощущается.

На перевале находится советская лыжная база с одноименным названием.

Мне как лыжнику очень интересно было тут побывать. Еще тут можно переночевать и вкусно перекусить в местной столовой.

Спускаемся с Семинского перевала в долину,

где находится село Онгудай.

Оттуда снова подъем к новому перевалу — Чике-Таман.

Чике-Таман находится на высоте 1295 м, но воспринимается как более высокий из-за своей крутизны и опасных склонов.

Дорога на перевал буквально вырублена в скалах,

образуя серпантин с многочисленными извивами и поворотами.

На вершине перевала оборудована смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама громад Теректинского хребта.

До 1984 года движение через перевал происходило по старой дороге, имеющей 24 крутых поворота.

Тракт был проложен в 1903 по проекту В. Шишкова, инженера и писателя, автора романа «Угрюм-река».

Дорога эта существует и теперь, она хорошо видна со смотровой площадки, а на вершине перевала соединяется с новой дорогой,

но постепенно разрушается и зарастает деревьями.

С вершины перевала можно увидеть обломки автомобилей неосторожных водителей.

В память о непростой истории современной трассы на смотровой площадке перевала Чике-Таман 8 июля 2017 года открыли памятник, посвященный трудовому подвигу строителей Чуйского тракта.

Рядом с памятником оборудована фотовыставка, смотровая площадка и удобная стоянка под автомобили.

И снова на спуск.

Возвращаемся к Катуни.

Виды тут были настолько красивыми, что мы решили поднять в воздух квадрокоптер.

Подъезжаем еще к одному значимому месту, которое с древних времен является святым и почитаемым местом на Алтае.

Слияние Чуи и Катуни — двух величественных рек Алтая. Данное место даже получило свое собственное имя — «Чуй-Оозы», что в переводе с алтайского «устье реки Чуя». К этому месту еще с древних времен тянуло людей, величественные реки вдохновляли и очаровывали. Место настолько красивое и притягательное, что мы тут решили устроить себе ночевку.

Памятник Кольке Снегиреву за селом Белый Бом, который установлен герою известной песни и посвящен всем водителям, погибшим на Чуйском тракте.

Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездило там шоферов.
Но один был отчаянный шофер,

Звали Колька его Снегирев.
Он машину трехтонную АМО,
Как родную сестренку, любил.
Чуйский тракт до монгольской границы
Он на АМО своей изучил.
А на форде работала Рая,
И так часто над Чуей-рекой
Форд зеленый и Колина АМО
Друг за другом неслися стрелой.
Как-то раз Колька Рае признался,
Ну а Рая сурова была.
Посмотрела на Кольку с улыбкой
И по форду рукой провела.
А потом Рая Коле сказала:
— Знаешь, Коля, что думаю я,
Если АМО форда перегонит,
Значит, Раечка будет твоя.
Из далекой поездки из Бийска
Возвращался наш Колька домой.
Форд зеленый с смеющейся Раей
Мимо Кольки промчался стрелой.
Вздрогнул Колька, и сердце заныло,
Вспомнил Колька ее уговор.
И рванулась тут быстро машина,
И запел свою песню мотор.
Ни ухабов, ни пыльной дороги —
Колька тут ничего не видал.
Шаг за шагом все ближе и ближе
Грузный АМО форда догонял.
На изгибе сровнялись машины,
Колька Раю в лицо увидал.
Увидал он и крикнул ей: — Рая!
И забыл на минуту штурвал.
Тут машина трехтонная АМО
Вбок рванулась, с обрыва сошла.
И в волнах серебристого Чуя
Коля жизнь за девчонку отдал.
И, бывало, теперь уж не мчится
Форд зеленый над Чуей-рекой.
Он здесь едет как будто усталый,
И штурвал задрожит под рукой.
И на память лихому шоферу,
Что боязни и страха не знал,
На могилу положили фару
И от АМО разбитый штурвал.

Впервые мелодия песни «Есть по Чуйскому тракту дорога» прозвучала в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень» (1964 год).

Чуть в стороне от памятника находятся остатки старого тракта, куда есть возможность заехать на своем автомобиле и немного ощутить то, что чувствовали водители того времени.

Старый тракт и новая федеральная трасса.

Едем дальше.

Проезжаем село Акташ, от него в сторону долины реки Чулышман идет еще одна интереснейшая дорога, но о ней напишу ниже.

Прямо за Акташем мы можем увидеть заснеженные вершины Северочуйского хребта, вершины Актру 4044 м и Куркурек 3982м.

Затем начинается пустынная Чуйская степь, которая тянется до самой границы с Монголией. Эта степь находится на высоте около 1800 м над уровнем моря, и климат тут чрезвычайно суровый.

И заканчиваем мы с вами путешествие по Чуйскому тракту селом Кош-Агач, откуда до Монголии остается всего 70 км.

Здесь недалеко заскочили на Тархатинский мегалитический комплекс.

Улаганский тракт — дорога на перевал Кату-Ярык

Продолжая рассказ о красивейших дорогах Алтая, невозможно не упомянуть Улаганский тракт. Улаганским трактом называют автодорогу Акташ — Улаган — Балыктуюль. По сравнению с другими «трактами» Горного Алтая, эта трасса не такая протяжённая, всего порядка 70 км, но и здесь есть много интересных достопримечательностей, которые можно увидеть, фактически не выходя из машины.

Чтобы попасть на эту дорогу, нужно свернуть с Чуйского тракта в поселке Акташ.

Отсюда дорога идет вверх по ущелью реки Чибитки. Асфальт быстро заканчивается, и начинается разбитая грунтовка.

Уже через 8 километров от Акташа Улаганский тракт проходит через Красные Ворота — тесный проход в высоких скалах с красноватым оттенком. Красный оттенок скалам придаёт большое содержание киновари — руды с высоким содержанием ртути.

Это самое узкое место между Айгулакским и Курайским хребтами. Когда-то скала являла собой сплошной массив, но при прокладке Улаганского тракта её взорвали и построили дорогу.

Следующая достопримечательность на этом тракте — озеро Чейбеккёль (Мертвое озеро), оно находится рядом с автодорогой и Мёртвым называется неспроста. Несмотря на приличные размеры — 2,5 км в длину — в озере нет рыбы. По одной из версий здесь большое содержание ртути, но исследования показали, что ртуть здесь в пределах нормы. Еще одна версия заключается в том, что рыба просто не может зайти сюда по рекам, либо в воде недостаточно зоопланктона для выживания.

По дороге встречается еще несколько озер.

Мимо озера Киделю вы вряд ли проедите мимо.

Оно покорит вас своей красотой.

Глядя на эти фотографии, возникает ощущение, что путешествие мы совершали глубокой осенью, но нет, это август.

Чем выше мы поднимались, тем осеннее пейзажи возникали на нашем пути.

Иногда грунтовка сменяется асфальтом, но ненадолго. Почему в каких-то местах асфальт есть, а в каких-то нет, мы так понять и не могли, никакой логике это не поддавалось.

Следующая достопримечательность Улаганский перевал — один из высочайших перевалов Горного Алтая, его высота 2080 метров над уровнем моря. Подъём и спуск достаточно затяжные, а с вершины открываются прекрасные виды на окрестности.

Недалеко есть достаточно интересные и необычные кафе и места для ночевок.

На загруженном автомобиле двигаться по такой дороге сплошное мучение.

Иногда проще было ехать по параллельной дороге по полю. Она была ровнее и не так много камней, которые попадаются под колеса.

По этой дороге вы обязательно проедете через село Улаган — административный центр Улаганского района Республики Алтай, население этого села чуть больше 3000 человек. И Балыктуюль с  населением порядка 1300 человек.

Гравийка, которая начинается за посёлком Балыктуюль, Улаганским трактом уже не считается, но если двигаться по ней, то можно увидеть еще интересные места и приехать к наикрутейшему перевал Кату-Ярык, который и был одной из целей нашего путешествия.

Начинается самое интересное, 15 километров горной дороги, проходящей через лес вдоль обрыва.

Кату-Ярык

Любое мое путешествие начинается с мечты — мечты что-то увидеть, попробовать или проехать. Около года назад я случайно наткнулся на фото этой дороги, серпантины которой сделаны по склону горы. Сначала подумал, что Норвегия, но потом узнал, что это Россия, Алтай, перевал Кату-Ярык.  Желания побывать на Алтае и проехаться по этой легендарной дороге прибавилось. Мечты же должны сбываться! И вот почти год спустя я тут, спустился и поднялся на собственном автомобиле.

Кату-Ярык представляет собой крутой спуск в долину реки Чулышман, протяжённостью 3,8 километра, включающий 9 поворотов, проложенный по склону горы. Он является единственной автомобильной дорогой, связывающей Чулышманскую долину с внешним миром, и это единственный способ доехать на автомобиле до южного побережья Телецкого озера. Появилась эта дорога сравнительно недавно — в 1989 году. До этого попасть в долину Чулышмана и на южный берег Телецкого можно было только водным путем — по озеру, либо конными тропами.

Угол уклона перевала ~70% (63°), средний уклон дорожного полотна — 18%(10°). Покрытие — грунт, камни. Высота перевала от подножия до перекрёстка на смотровую площадку — 515 м.

Для спуска и подъема желательно использовать автомобиль повышенной проходимости, но я видел, как поднимаются и легковушки, но для этого им приходилось выгружать всех пассажиров.

Во время спуска нам еще «повезло» с погодой, что еще добавляло экстрима.

Чтобы не жечь колодки, я включил пониженную передачу и поставил автомат в режим первой передачи, чтобы притормаживать двигателем.

С Кату-Ярык не сравнятся никакие норвежские серпантины типа Дороги Орлов и Лестницы Тролля

На перевале 9 поворотов — это единственные расширения, где можно разъехаться двум автомобилям.

Уже виднеются турбазы в долине реки Чулышман, мы там провели одну ночь.

Ну все, мы внизу!

На обратной дороге через пару дней погода была намного лучше. Остановившись на одном из поворотов, мы запустили квадрокоптер, чтобы показать, что значит ехать по этому страшнейшему перевалу.

Ну и вид сбоку.

На самом верху невозможно не провести фотосессию.

Команда нашего алтайского путешествия.

Ездили на Алтай, пили водку, запивали Чулышманом

«Пили водку — запивали Чулышманом. — А это что? — Река» — бородатый анекдот, но понять его может лишь тот, кто был в этой потрясающей долине реки Чулышман. Это каньон шириной до нескольких километров, глубиной более 500 метров и длиной более 135 км, который простирается до самого впадения в Телецкое озеро, куда мы и ехали. Это один из самых диких, малонаселенных и удаленных от очагов цивилизации районов Горного Алтая, красоту которого можете оценить по фото.

Добраться туда можно двумя способами: 1) паромом из поселка Артыбаш до южного берега Телецкого озера, 2) с Чуйского тракта через Улаганский тракт и перевал Кату-Ярык. От Кату-Ярык до ЮБТО всего около 80 км, но, учитывая качество покрытия, дорога занимает 2-3 часа без остановок, но без остановок ехать по этой дороге просто невозможно. Поэтому советую потратить на нее как минимум день, чтобы сделать несколько остановок и насладиться прекрасными пейзажами.

В сторону ЮБТО мы выехали уже вечером, а вот обратно как раз ехали в светлое время суток. Дорога местами только под одну машину, но мы застали момент, как в одной из ее частей делают расширение.

Разогнаться не дает возможности ужаснейшее покрытие в виде крупных камней. Трясло так, что на ходу не дало возможности сделать нормальную фотографию.

Тряска вам гарантирована на протяжении всего пути.

Встретили закат где-то на половине пути, дальше ехали по «приборам». Учтите, что сотовая связь тут не работает, поэтому заранее скачайте офф-лайн карту местности на навигатор. Конечно, уехать куда-то не туда у вас вряд ли получится, но на всякий случай лучше запастись, не помешает.

Поздно ночью приехали на южный берег Телецкого и утром увидели вот такую красоту. О ЮБТО я напишу отдельный пост.

Дорога обратно с остановками на обед, фотосессиями и походом на Каменные грибы заняла почти весь день. Не удивляйтесь, что рассказ о дороге по долине Чулышмана будет в обратной последовательности:)

Упершись в ворота, не пугайтесь, они для того, чтобы не уходил домашний скот. Ворота на крючке, после проезда обязательно закройте их за собой.

В 10 км от ЮБТО находится небольшое древнее село Балыкча.

Население около 800 человек. В селе есть несколько магазинов, школа, администрация, церковь.

Живут в долине воинственные алтайцы-теленгиты, чьи предки присоединились к Российской империи на 100 лет позже остальных районов Горного Алтая.

Фотографироваться они не любят.

Живет местное население животноводством и сельским хозяйством.

Иногда дорогу пересекают небольшие речушки.

Мост через реку Башкаус.

В 2014 году в результате сильных паводков село было полностью отрезано от «большой земли».

До сих пор, смотря на эти фотографии, есть какое-то ощущение нереальности. Не верится, что сам там был и видел своими глазами.

Путешествие по долине реки Чулышман — это путь по сказочным пейзажам. С отвесных берегов скал во множестве срываются водопады разной высоты и мощности. Долина поражает своей первобытной мощью, привлекает единением с природой.

Алтайские пробки.

Еще один поселок на пути — Коо. Оно помоложе Балыкчи, основан в последней трети XIX века. Среди алтайских народов очень распространены их собственные коренные верования, но есть тут и православная церковь.

Вид с небольшого перевала.

Тут увидели двух братьев и угостили их пряниками.

Все в этих местах располагает к неспешности и спокойному созерцанию, поэтому мы остановились на обед, чтобы продлить удовольствие от этих потрясающих видов.

Обед в самом лучшем ресторане мира, где тушенка с макаронами вкуснее любого звездного блюда.

И надолго залипли, взяв в руки стакан с ароматным чаем из местных трав.

Южный берег Телецкого озера (ЮБТО)

Конечная цель нашего алтайского путешествия — Южный берег Телецкого озера. Место, где в озеро впадает легендарный Чулышман. Южный берег Телецкого озера выбирают те, кто не ищет лёгких путей и спокойного отдыха. Конечно, сюда можно и по воде из того же Артыбаша или Иогача на пароме, но большинство туристов вроде нас предпочитают наземный путь, ведь дорога на южный берег — это настоящее приключение, о котором останется множество воспоминаний.

Приехали мы сюда через долину Чулышмана уже поздно ночью. Было ужасно холодно, и дул сильный ветер. Ставить палатку в такую погоду не лучшая идея, и мы решили поселиться в домике одной из турбаз, коих на берегу было несколько.

Вот такой деревянный домик без удобств (ну, о каких удобствах можно говорить в столь диком месте) на 4 человек стоил по 650 рублей с каждого. Даже в домике в ту ночь было холодно, но охранники турбазы дали несколько теплых одеял, которые не дали замерзнуть.

Только утром мы познакомились с Телецким озером, о котором так много слышали и читали.

Озеро чем-то напомнило норвежские фьорды — узкое, длинное и с массивом гор по краям.

Это место идеально для любителей тишины и одиночества. Отсутствие сотовой связи и практически полное отсутствие людей, помимо нас на этой турбазе было еще 2 машины и то из близлежащих регионов.

Пляж неухожен, вокруг валяются обломки деревьев. Зато, собрав их, мы смогли разжечь костер и пожарить сосиски на завтра.

Купание в озере доставляет мало удовольствия — температура озера была в районе 15 градусов, поэтому даже зайти сюда, чтобы окунуться и сделать фото, было настоящим геройским поступком. В этом плане отдых на Телецком мне напомнил отдых на Байкале — отсутствие инфраструктуры, холод, но красивые виды вокруг, ради которых в эти места и едут.

Вода чистейшая.

А приезжают туристы и не только на своих автомобилях, но на таких камазах и лодках.

За песчаной косой тут есть еще Южная лагуна, куда вода заливается во время половодья, а потом остается отдельно от озера. Вода тут прогревается и становится намного теплее озерной.

Ну а какие виды у этой лагуны…

Изначальная идея была замкнуть алтайский круг и обратно уплыть на пароме , но когда мы узнали стоимость парома (10000 рублей за автомобиль), то сразу же передумали. Намного дешевле и интереснее было вернуться обратно по той же дороге — Долина Чулышмана — Кату-Ярык — Улаганский тракт — Чуйский тракт.

Телецкое озеро, если честно, не впечатлило, но сюда стоит приехать именно ради той дороги, которая к ней ведет. Вот дорога реально незабываема.

Итоги и бюджет путешествия на Алтай

В конце каждого путешествия я подвожу небольшие итоги и сейчас не будет исключения. Каждый раз, готовя маршрут, я стараюсь сделать его более интересным и увлекательным. В этот раз за 2 недели мы проехали 7600 километров по России, посмотрев Магнитогорск, Аркаим, Омск, Новосибирск и огромное количество крутых мест Алтая, среди которых особенно понравился Чуйский тракт, перевал Кату-Ярык и долина реки Чулышман. Получился вот такой трек:

Затраты:

Общие затраты составили: 42023 рублей (затраты в этой таблице в разделе «Отели и Музеи» на одного человека)

Топливо — самая большая статья затрат, на него было потрачено 34573 рубля. В основном заправлялись газом, но на самом Алтае с ним беда, поэтому там покупали бензин.

На проживание потрачено 2280 рублей на каждого. На длинных перегонах старались просто меняться рулем и отдыхать по очереди, исключение составил Омск. На самом Горном Алтае ночевали только на перевале Кату-Ярык и на ЮБТО.

В остальное время ночевали в палатках в красивейших местах Алтая.

В алтайских кафе невкусно и дороговато, поэтому в основном готовили сами из продуктов, которые закупили еще дома.

Культурная платная программа оказалась тоже бюджетна — всего 600 рублей на человека.

Любое путешествие может быть дорогим, а можно сделать бюджетным. Если вы поедете с туркомпанией, то потратите в разы больше. Путешествуйте по России самостоятельно и на автомобиле, это бюджетно и не менее интересно:).

Дром

Источник: travel.drom.ru