Крым — 2020. Особенности национального кемпинга

Предисловие

Мы счастливые люди, потому что своими глазами наблюдаем события, которые навсегда войдут во все учебники истории. Эту пандемию человечество не забудет никогда. Кого-то она заставила пересмотреть свои взгляды на жизнь, кому-то эту жизнь сломала. Минимально отделались те, у кого пострадали лишь планы на текущий год. Мы не стали исключением. Изначально визит в Крым не планировался, но из-за закрытых границ другого варианта получить море не оставалось.

В этом году компанию нам составила тёща, которая не была с нами на море целых 4 года. Только в этот раз формат поездки для неё был абсолютным новшеством — к палатке она не приучена. Тем интереснее наблюдать, как человек открывает для себя что-то новое и адаптируется к окружающим его условиям. Ещё великий русский физиолог Павлов, лауреат Нобелевской премии, говорил, что смена занятий, жизненного ритма очень полезна для человека. Во время разных видов деятельности активными являются разные отделы и участки головного мозга. Это улучшает настроение, обмен веществ в организме. Ведь отдых — это не только ночной сон. Недаром существует такое понятие — «активный отдых».

Несмотря на то что в Крым мы ездим достаточно регулярно, на карте полуострова для нас ещё очень много «белых пятен», которые поскорее хочется исследовать. В этот раз решили посетить северо-западный Крым, остановиться в широко известном кемпинге в Стерегущем, заглянуть на Бакальскую косу и ещё раз проехаться по незабываемому Тарханкуту.


Наша команда: Александр, Наталья, Екатерина, Григорий и оператор съёмки бабушка Нина (за кадром).

Видео

Подготовка

За многие годы поездок мы основательно обросли различным оборудованием, но в этот раз всё равно произошло пополнение — пришлось купить шатёр для комфортного отдыха в условиях палящего солнца, ветра или дождя. Также докупили стул и обновили начавшие ржаветь кухонные принадлежности. С собой брали продукты с расчётом, если вдруг придётся стоять в полной автономке. Заранее написали на форуме кемпинга и предупредили о визите, но в связи с бурным сезоном до конца не были уверены, что мест хватит. Как позже оказалось, волнения были лишними.


Перед погрузкой вещей. Фанера защищает направляющие для сидений и выравнивает пол.

Дорога в Крым

Загрузив автомобиль, выдвинулись с детьми к станции Расторгуево (город Видное Московской области), где забрали супругу, которая приехала с работы. Сразу же от станции и стартовали. Пятничный вечер (7 августа) ожидаемо провели в пробках на М4 и Каширском шоссе. Пришлось даже ехать в объезд через города Домодедово и Ступино. На Каширском шоссе строится развязка с будущей трассой ЦКАД — отсюда и заторы. Самые наглые ехали по кочковатой обочине, чтобы встроиться впереди всех — пришлось выехать на обочину и держать этих торопыг — основной поток сразу начал ощутимо двигаться. Самая большая пробка была перед мостом через реку Оку. Кто-то, не слишком умный, решил в разгар сезона полностью разобрать старый мост на Каширу, а на единственном оставшемся затеять ремонт.

В половине второго ночи достигли Тамбова, а ещё через полтора часа прибыли на промежуточную точку для дикого ночлега. Поспать удалось около часа. Всех поднял звонок тестя, который сообщил, что привёз тещу на место встречи. Пришлось собирать палатку на час раньше запланированного, чтобы не заставлять себя ждать. Именно поэтому мне так нравится наша «2 seconds» — менее 10 минут, чтобы поставить её и расстелить всё для сна и минут 15, чтобы собрать.


Первая ночёвка, а вернее короткий отдых.

Несмотря на задержку в первый вечер, удалось выдержать график второго дня. Из-за перманентных пробок на М4 в районе Богучара и моста через Кундрючью, заранее было решено поехать по М6, а далее доселе неизвестной нам дорогой Волгоград — Котельниково — Сальск — Тихорецк. Ну а раз поедем через Волгоград, то грех не посетить Мамаев курган, тем более трое из пятерых членов экипажа там ещё ни разу не были.

Трасса М6 каждый год радует прогрессом. Установлено много щитов по безопасности дорожного движения. В том числе появились предупреждения, что на участке производится замер средней скорости. Производится ли он на самом деле — неизвестно. Все реверсы за Тамбовом сняты — асфальт практически идеальный. Самый противный участок остался в Воронежской области. Дорогу перед самим Волгоградом продолжают расширять, льют бетонное основание.


Трасса М6 в Волгоградской области.

По пути я нашёл в Иловле музей Донской архитектуры и быта. Туда и заехали, в том числе с целью размять ноги — оказалось не зря, весьма неплохой музей оказался. У местного мужичка в музее спросили, где купить местные вкусные арбузы, на что он посоветовал точное место. Арбузы и дыни оказались действительно неплохими. В этом году так получилось, что в Волгограде в общей сложности я был три раза. Самые вкусные арбузы на трассе в 12 километрах южнее перекрёстка на Иловлю — ориентиром выступает столбик «900 км». Будете в тех краях — заезжайте, не пожалеете.


Музей Донской архитектуры и быта.


Казачий курень.


Подворье.


Ну куда же без коромысел. Я сам в детстве у бабушки с таким за водой ходил.


Деревянная прялка точь-в-точь как у моей бабушки.


Амбар с лазом для кошек, чтобы мыши внутри не хозяйничали.


Лодка долблёнка. Точно такую же мы видели в музее в станице Еланской.


Угостили виноградом.


Конь на выпасе неподалёку.


Река Иловля.


Река Иловля и мост трассы М6.

Обнаружили небольшой кемпинг по пути к музею. Зашли поинтересоваться ценой и условиями. Ценник не порадовал, да и условия так себе.


Вот эти компактные домики сдаются — 500 рублей с человека.


Удобства обычные, деревенские.

От Иловли до Волгограда всего ничего — около часа езды. На въезде остановились у пробитой каски. Раньше как-то всё время проезжал мимо. По городу приличный трафик, до главной точки города ехали достаточно долго. На Мамаевом кургане наблюдалось столпотворение. Каких только регионов на автомобильных номерах не было! Южные транзитники, одни бледные, другие загорелые, составляли, наверное, до 99% всей публики. Я никогда не видел здесь столько народа! После кургана заехали ненадолго к разрушенной мельнице, осмотрели экспозицию военной техники.


После глобальной реставрации она великолепна.

Я на кургане первый раз побывал в 1989 году. Меня, школьника, в Волгоград привезла бабушка. Прекрасно помню тот мощный шквал чувств, который произвела на меня скульптура «Родина-мать». Затем я с огромным удивлением и интересом смотрел на полуразрушенное здание мельницы. После прочтения книги Чуйкова «Конец Третьего рейха» все эти места были как будто давно знакомы. Сам командующий 62-й армией находился на этом берегу Волги — настоящий герой. Каждый раз, будучи в Волгограде, я повторяю этот священный маршрут от кургана до мельницы, и каждый раз он оставляет след в душе, заставляет о многом задуматься. Этот визит не стал исключением.


Детонация боекомплекта — мгновенная смерть всего экипажа и невосстановимые разрушения корпуса машины.


Слева направо: ИСУ-152 «Зверобой», ИС-2, ИС-3, Т-72.


По задней части машин хорошо видно насколько они унифицированы. Это удешевляло производство.

Из города выбирались долго. Виной тому ремонты на южных выездах. Много читал про данную дорогу и готовился к худшему. На выезде в сторону Котельниково много новых участков — по ним приятно ехать, но длится это недолго. Самый ужасный — Октябрьский район, дорога вытрясла всю душу. Нужна длинноходная подвеска. Комфортная скорость не выше 70-80 км/ч. Опасные резкие переходы с хорошего на плохой участок, а также мосты. Эта дорога может вас убить. Да-да, без шуток. Знаки «Неровности» и «60» нужно воспринимать как «20».

Ночевать планировали в палатке перед Сальском. Заранее был заготовлен ряд перспективных, с точки зрения расположения на карте, точек. В 19:30 солнце садилось за облака, озарив их багряным светом. Стало стремительно темнеть, а место для палатки в неизвестной местности желательно искать до наступления темноты. Выбрали точку недалеко от поворота на Русский. Почти сразу за поворотом упёрлись в забор и ворота — кто-то прихватил себе хорошие пойменные луга вдоль реки Куберле. Поехали в противоположную сторону — вокруг много свалок, да и свободных от густой растительности мест маловато. Так же рядом железная дорога с грузовым трафиком. Уехали подальше. Всё равно вдали слышали гудки локомотивов. Зато полянка была практически идеальная.


Практически идеальная полянка для ночлега. Ростовская область, Орловский район.

Утром разбудило многоголосие петухов из села в одном километре от нас. Ну и аллергия постаралась — ни с того, ни с сего густым насморком застилает нос. Почти каждый август это повторяется, реально достало.

Солнце встало в начале 6-го и сразу стало хорошо разогревать остывший воздух. До Керчи оставалось около 8 с половиной часов, судя по набросанному заранее плану.

Не успели выехать на основную дорогу, как началась зона ремонта с ограничением «70». Новый асфальт, ещё без разметки — поставил круиз и еду в удовольствие. Сзади обгоняет XC70, а метров через 500 его останавливает экипаж ДПС, ну и меня заодно. Прекрасно понимаю, что привлекут как свидетеля нарушения «на лишение прав», что и происходит. Подписываю протокол с нарисованной схемой, убедившись, что там всё верно. Инспектор интересуется, куда направляемся, превентивно предупреждает, чтобы ехал аккуратно, и отпускает. Водителя Вольво не жалко — он не мог не заметить ремонт дороги с разрытыми обочинами, жёлтые знаки ограничения скорости и повсеместно устанавливаемый в таких местах «Обгон запрещён». Как говорится, «ПДД написаны кровью».

Дороги в районе Сальска и далее до самого Тихорецка порадовали своим качеством. Кроме того, это очень красивые и ухоженные места — рука так и тянулась за видеокамерой. На М4 выезжали через Бейсуг и Выселки, где проходили ожесточённые бои в 1918 году при «Ледяном походе» армии Корнилова. Всегда интересовался историей, но об этом факте узнал только после поездки. Далее путь держали через Кореновск, Тимашевск (где традиционно пополнили запас провизии) и станицы. Трафик на этой дороге был обычным, тем удивительнее было попасть в длинную пробку перед Темрюком. С отставанием от графика часа в полтора мы въехали в Крым.


Краснодарский край встречает многочисленными придорожными рынками бахчевых.

На ночлег поехали в дикий кемпинг на озере Чокрак. Дорога туда вытрясла всю душу. Дорожники решили, что достаточно насыпать слой щебня потолще и дело сделано. В результате в рыхлом меловом щебне автомобили прокатали колею и поднимали огромные клубы белой пыли за собой. Средняя скорость на этом участке вряд ли поднималась выше 25 км/ч.


Азовское море штормит.


Закрыли палатки от сильнейшего ветра с моря автомобилем.


Грязевое озеро совсем рядом.

Достаточно сильный ветер с моря поднимал немалую волну и мешал ставить палатки на берегу. Практически все, кто там находился, укрывались от ветра своими автомобилями. Мы сделали так же.

Бродить по грязи отправились утром. Затем смываться в море, что в 200 метрах от озера. Шторм не унимался, поэтому смыть с себя грязь было несколько проблемно, требовалась ловкость и смелость.


Первые посетители.


Утренний дзен.


Первый пошёл. Не хотел мазаться грязью, но папа был непреклонен.


Идём к морю смывать грязь.


В этом году уровень жижи низкий. Глубокое место, чтобы полностью окунуться, приходится поискать.


Смыть грязь в штормящем море — непростая задача.


Народа с палатками много.


Корова-попрошайка. Пришла к местному кафе, чтобы порыться в мусоре. Если позвать, то бежит, как собака. Ждёт вкусняшек.


Курортное. Вид с верхней дороги.


Керчь. Смотровая площадка на горе Митридат.

Доехав до Керчи, первым делом заглянули на мойку самообслуживания, где мылись все, кто приехал с Чокрака. Смыли толстый слой белой пыли, и автомобиль засиял на ярком крымском солнце. В городе заехали на обзорную площадку на горе Митридат и в магазин «ПУД» за вином. Лестницу на гору наконец-то начали реконструировать — всё огорожено, не пройти.

Добираться до западной части полуострова решили по неизведанной нами дороге через Джанкой. Первая причина такого решения — избежать пробок в Симферополе и Саках, вторая причина — посмотреть что-то новое, пусть и из окна автомобиля, третья причина — рынок в Джанкое, который славится дынями. После съезда с трассы «Таврида» в районе Владиславовки, получалось так, что оставшаяся часть пути делилась Джанкоем ровно пополам. Первая половина этой дороги запомнилась своей разбитостью, когда не удавалось ехать быстрее 60-70 км/ч. Вторая оказалась гораздо лучше по качеству и местами удавалось ехать даже чуть больше 100 км/ч.


Северо-Крымский канал наполнен дождевой водой.

Джанкой оказался типичным провинциальным городком, где абсолютно не чувствовалась курортная суета, а время текло в каком-то своём ритме. С помощью подсказок местных нашли сельскохозяйственный рынок и закупили всё необходимое на неделю вперёд. Дыни оказались очень вкусными — за всю мою жизнь я не смог вспомнить ничего вкуснее них. Арбузы тоже оказались очень вкусными. Будете в тех краях — не упустите свой шанс!

Стерегущее

В этот кемпинг мы хотели приехать ещё в прошлом году, но, как всегда, помешала ограниченность во времени. Его основатель — небезызвестный Юра «Джокер» Колдунов, у которого огромный опыт в создании кемпингов. Именно поэтому мы заранее рассчитывали на почти идеальные условия для тихого семейного отдыха. На воротах первым делом спросили о наличии брони, затем показали, как проехать к администрации. Процесс оформления не занял много времени, т.к. мы уже хорошо знали правила и распорядок в кемпингах Джокера. Единственное, на чём настояла его жена и по совместительству администратор кемпинга, — поход к морю. Дело в том, что Каркинитский залив является мелководным и каждое лето в нём вырастает трава «камка», которую срывает и выносит в больших количествах на береговую линию. Многих приезжающих это сильно смущает и даже раздражает. Чтобы не выслушивать возмущённых новоприбывших постояльцев, всех первым делом ведут на осмотр береговой линии. Травы там было действительно немало, но мы не стали менять своих планов и решили, что это не так страшно. Пары дней купания в траве хватило для того, чтобы «насладиться» ей сполна, и мы, как и многие в кемпинге, стали выезжать в другие места.

После плавания с маской у меня возникло очень много вопросов. Во-первых, вода была постоянно мутной, даже когда волнение моря было минимально. Во-вторых, я не увидел ни одной рыбы или краба. Возможно, закисающая трава делает воду в заливе непригодной для жизни. Ведь даже на берегу постоянно ощущался специфический запах! Порывшись немного в интернете, я был поражён. Оказывается, в заливе последние 30 лет происходит экологическая катастрофа. Многие годы в залив проводились незаконные сбросы с предприятий. Сейчас большая часть дна — это мёртвая пустыня с различными видами загрязнений, в том числе радиоактивными. Об этом говорят учёные, которые занимаются проблемой.

Сначала расположили шатёр и палатки на первой линии, с видом на море. Но буквально на второй день поднялся такой шквалистый ветер с моря, что находиться там стало просто невозможно. Даже растяжки с трудом удерживали шатёр от свободного полёта, а на всех вещах оседал толстый слой пыли. Пришлось попросить место за жилым корпусом под огромным платаном. Да, пришлось стоять без морского бриза и вида на море, зато очень комфортно и тихо. В этот день следом за нами сюда же переместились ещё несколько семей.


Стоим на первой линии, на набережной.


Замечательное место с видом на море, пока не поднялся ветер.


Переселились. Стоим за жилым корпусом.


Тенистая аллея за жилым корпусом.


Выезд из кемпинга. Сразу за воротами круговое движение со стелой «Стерегущее».


Не вся территория кемпинга облагорожена.


Парковка.


Дорожка от парковки к морю.


Пляж прорыхлили трактором.


Набережная и первая линия для самых стойких.


Слева краны для омовения ног, справа, под бочкой — несколько леек летнего душа.


«Саргассово море»


Вход с пляжа.


Центральная аллея кемпинга.


Вторая и третья линии от моря. Тут чуть меньше ветра, но всё равно продувается насквозь.


Главная площадь кемпинга.


На главной площади кемпинга.


Вход в жилой корпус.


Административный корпус.


Вход в душевые и место для мытья посуды.


Душевые.


Умывальники.


Туалет в расфокусе.


Коридор в жилом корпусе. Советское наследие.


Вход в столовую.


Картина хорошего художника. Висит у входа в столовую, наверное, для улучшения аппетита.


Столовая примерно на 25 мест.

Ближайшая альтернатива для хорошего купания — Бакальская коса. Место просто потрясающее — не зря туда каждые выходные с палатками приезжает много крымчан даже из Севастополя! Если на одной стороне косы волны, то на второй относительный штиль — всегда есть выбор между прыганием на волнах и спокойными заплывами. Только заплывать далеко от берега нужно осторожно — ни в Стерегущем, ни на Бакальской косе не обошлось без встречи с корнеротами, самыми ядовитыми медузами Чёрного моря. Я даже случайно обжёг лицо — долгие и неприятные ощущения как от укуса осы. Вторая половина лета — это то время, когда корнероты наиболее часто встречаются у западных берегов Крыма. А порой море ими просто кишит и похоже на сине-фиолетовый кисель.


Примерно половина парковки утром выехала на Бакальскую косу.


Много народа в самом начале косы — им лень далеко уходить от своих автомобилей.


Судя по знаку тут когда-то была дорога, которую полностью размыло.


Предприимчивые товарищи строят вот такие огороженные мини-отели, в которых сдаётся незатейливое жильё.

Самый конец косы. Купаться в этом месте опасно — резкие свалы в глубину, водовороты и непредсказуемые течения.

Вдали виден остров, который когда-то был частью косы. В последнее время косу очень сильно размыло. На данный момент планируется создание первого на Черном море национального морского природного парка «Каркинитский». Необходимость создания заповедника обусловлена прежде всего угрозой исчезновения Бакальской косы из-за бесконтрольной добычи песка.


Вся оконечность косы — это сплошной крупный ракушечник.


Одно из основных занятий на косе — рыбалка. Из-за особенностей этого места здесь любит крутиться различная рыба от кефали до сарганов.


Развлекаемся ловлей корнеротов. В воде поодаль виден ещё один.

В кемпинге мы каждый день ходили на ужин в столовую. Тут вообще не к чему придраться — кормят действительно вкусно. У нас средний чек на 5 человек получался около 1000 рублей. Если хочется готовить самим, то в посёлке есть небольшой продуктовый магазин. За хорошим выбором продуктов нужно ехать либо в Раздольное в «ПУД», либо чуть дальше в Черноморское.


Всем трудящимся, которые строили пгт. Раздольное от благодарных жителей.

У кемпинга есть один существенный минус — невозможность остановиться менее чем на 7 дней. Для большинства людей, у которых всего 10 дней на посещение Крыма — это непростительная роскошь. Нет, конечно, возможен вариант, когда заплачено за 7 дней, а выезжаешь через, допустим, пять дней. Но это очередная ложка дёгтя в бочку мёда. Вернулся бы я ещё раз туда — вряд ли.

Оленёвка, Тарханкут, Беляус

Пока жили в кемпинге, никак не могли усидеть на месте и сделали пару дальних выездов. Один выезд — всем составом в Оленёвку и на Тарханкут.

Кемпинг «Sunset» на окраине Оленёвки, где мы останавливались в 2018 году. В этот раз в нём был полный аншлаг. Ни единого нормального места, чтобы поставить палатку — про тень можно забыть.

Ну если только оставить автомобиль и рвануть с палаткой к прибрежным дюнам на самый солнцепёк.

На пляже очень многолюдно. Для нас это было весьма непривычно.


Вода в Оленёвке всегда прекрасна!


Из развлечений неизменный пляжный волейбол, как и пару лет назад.


А также морские покатушки.


Отсюда прекрасно виден маяк на мысе Тарханкут.


Совсем рядом есть небольшое солевое озеро с водой розоватого оттенка.

По пути к маяку бывшие пустыри застроили домиками и назвали это кемпингом «Оленёвка Village», места в который продает «Библио-Глобус». Весьма спорное решение по негуманным ценам. Остановились немного пофотографировать.


Не понял, что это между кемпингом «Sunset» и «Оленёвка Village» — ни указателей, ни табличек. Похоже на кемпинг, но поди догадайся.


А вот и «Оленёвка Village». Народ присутствует — видимо нравится.


А это по другую сторону дороги, ближе к морю. Наверное, более дорогой квартал, поэтому народа не густо.
Но вот что сильно бросается в глаза — не хватает озеленения!


Фото из интернета.


У маяка.


Незабываемые виды Тарханкута.


Ходить по маршруту пешком или ехать на велосипеде крайне не советую — надышитесь пылью от многочисленных автомобилей.


Чаша Любви.


Более спокойное место для ныряния в стороне от популярной Чаши.


По пути обнаружили миндаль.


Вот он на самых высоких ветках.

Второй выезд из Стерегущего был в ограниченном составе (папа, мама и сын) в поисках мест для дикого кемпинга, чтобы точно знать, куда поехать после выселения из кемпинга. Ехали по заранее заготовленным точкам, одной из которых была коса Беляус. Когда-то давно про это место знали только истинные ценители Крыма, готовые добираться в столь дальний уголок в поисках уединения и потрясающих пляжей. В последние годы это место растеряло свой ореол таинственности и всё больше людей стало приезжать сюда. В сети всё больше видеоблогеров, которые снимают видео и всячески популяризируют подобные уголки Крыма. Беляус часто называют «крымскими Мальдивами». Это связано с длинной береговой линией, представляющей собой широкие пляжи из светлого, почти белесого, песка. Этим же песком застлано пологое дно, почти лишённое растительности. Именно поэтому чистейшая вода приобретает на просвет уникальный ярко-бирюзовый окрас. Фотографии этих пляжей не требуют обработки в фотошопе — они прекрасны в своих естественных цветах.

В первый визит на Беляус мы взяли с собой палатку и переночевали на косе, совместив визит с вечерней рыбалкой на западной шпоре Донузлава, рядом с комплексом по добыче песка. На ночёвку съехали с основной дороги примерно в 1,5 км от шпоры. Сразу же прочуствовали коварство здешних мест. Вот ты прекрасно едешь по дороге, а через несколько секунд колёса проваливаются в песок и автомобиль превращается в недвижимость. Пришлось подкапывать сапёрной лопаткой, поливать ведущие колёса водой и воспользоваться помощью соседей по полянке. Эти отзывчивые соседи на фото ниже на «Калифорнии» отдыхали в Крыму уже второй месяц. Остаётся только позавидовать такому количеству свободного времени.


Первое утро на Беляусе в разведывательных целях.


Самый конец косы Беляус. Здесь немного больше народа из-за возможности подъехать близко к берегу. Зато справа порт с кранами портит всю атмосферу отдыха.

Будучи на шпоре наблюдали ужасную картину. Видели большие надувные игрушки, на которых можно плавать и которые в последнее время вошли в моду? Приехавшие на выходные крымчане занимались чем-то возле палатки, а их дочь лет 5-6 купалась с надувным пони. Забралась верхом и, видимо, заигралась — оказалось, что отжимной ветер быстро гонит её от берега в открытое море. На берегу раздался душераздирающий крик матери, а с берега сразу несколько человек бросились вплавь, но шансов догнать быстро уплывавшую игрушку с ребёнком у них не было. Часть развернулись, а двое стали упорно преследовать, явно проигрывая в скорости. Рыбаки со шпоры начали звонить пограничникам, чтобы выслали на спасение катер. Тут неизвестно откуда на шпоре показался крепкий уверенный в своих силах мужчина. Оставив недопитую бутылку пива, стал быстро сбрасывать с себя одежду. На все переубеждения рыбаков не делать этого презрительно ухмыльнулся, сказал, что ещё увидите, как справлюсь. А ведь до цели несколько сотен метров — непростая задача. Благо, что ветер был немного под углом и, стартовав со шпоры, пловец двинулся наперерез своей цели. Когда пловца и игрушку разделял десяток метров, ребёнок опрокинулся в воду, и прибежавшая на шпору мать опять завопила не своим голосом. Но всё обошлось. Ещё через минуту игрушку догнали те двое, что преследовали её с берега. Видно было, что и у них силы на исходе. Втроём они организовали буксир и причалили надувного пони к шпоре, им помогли, скинули верёвку. Мать с ребёнком ушли, бросив в воде привязанную к шпоре коварную игрушку — я её видел там ещё пару дней. Спаситель тоже потерялся на пляже среди отдыхающих — думаю, это был моряк-черноморец. Рыбаки звонили пограничникам, чтобы отменить экстренный вызов.


Давно заброшенная вышка управления полётами на другой стороне пролива. Недалеко от этого места во времена Союза был военный аэродром.


Шпора на входе в залив Донузлав. Излюбленное место рыбаков. Невероятная мощь морских штормов рушит даже бетон.


Люди от отчаяния оставили на бетоне надпись: «Рыбак — оставил мусор — ты му**к»


Тут главное — терпение.


Скромный утренний улов: сарганчик, несколько ставридок, смарида и голубоватый луфарик. Этому луфарику, конечно, очень далеко до того атлантического, что я поймал в прошлом году.


Пробовали ловить и кефаль на морского червя, но безуспешно.


Ну и, конечно, просто отдыхали.


Вода просто потрясающая!


Одна из достопримечательностей при въезде на косу Беляус — гостиница «Замок Викинг».

В самом начале косы располагается кемпинг, который был создан при поддержке местных властей — «Кемпинг Парк Беляус». Мы, конечно, не могли пропустить такое место и заехали посмотреть, что он из себя представляет и каковы условия размещения. Основной упор кемпинг делает на размещение в стационарных юртах и палатках, где, как заявляется, уже создан весь необходимый комфорт. Моё особое внимание было сосредоточено на возможности поставить палатку и на обустройстве душей и туалетов. Палатку, как выяснилось, поставить можно, но вокруг был песок без малейшей тени — ни дерева, ни кустика. Туалет же представлял собой тканевую кабинку с переносным биотуалетом внутри.


В завешанном тряпками сарайчике находится администрация. Вид внутри весьма непрезентабельный. Справа здание душевой из ДВП, куда стояла очередь. Ещё правее несколько туалетных «кабинок».


Юрты и палатки под сдачу постояльцам.


Туалет. Даже не знаю — возможно, тот самый, чуть позже выкопанный мной самостоятельно, обыгрывал его по комфорту.


Дорожка на пляж с подсветкой в виде бабочек. Возможно, вечером тут красиво — не спорю.


Территория кемпинга. Вид с пляжа.


Пляж возле «Кемпинг Парк Беляус».


При въезде в прибрежную зону всех встречает вот такой плакат. Несмотря на это на берегу яблоку негде упасть. Да и сам кемпинг располагается в этой водоохранной зоне. Припарковал автомобиль у кемпинга и получил штраф. А штрафы раздаются регулярно, судя по закрытым картонками номерам автомобилей.

Возвращались из разведывательной поездки в Стерегущее через Медведево и Новоивановку, сознательно делая большой крюк. Нашей целью было посещение пляжа на Донузлаве за селом Медведево. Дорога туда плохая и к тому же узкая без возможности разъехаться со встречными автомобилями. Хорошо, что автомобили по ней ездят редко — это один из затерянных уголков Крыма.


Дно в этом месте оказалось пологое, а вода и вовсе не теплее, чем в открытом море. Жаль — мы очень надеялись на сильно прогретое мелководье Донузлава.


Совсем рядом грязевое озеро с огромным количеством чаек. Судя по человеческим следам в этом озере мажутся грязью.

По пути через Межводное проверили ещё один указатель на безымянный кемпинг, которого нет на картах. Сколько ни старались поколесить по северным окраинам села, но кемпинг найти так и не смогли. Либо назвали кемпингом то, что им не является, либо приврали про расстояние. Как бы там ни было, но отсутствие указателей далее никак не помогает в поисках. К тому же береговая линия в северной части Межводного — это обрывы, нормальных пляжей здесь нет.

Вообще, в южной части Межводного огромное количество палаточников, облюбовавших берега бухты. Но и здесь была очевидна проблема с травой, которую выбрасывало на берег, как в Стерегущем.


Бухта в южной части Межводного.

Во второй визит, когда приехали лагерем на Беляус на несколько дней, то выбрали немного другое место и уже были очень аккуратны в выборе траектории движения, чтобы не застрять в очередной раз. Надо сказать, что не все посетители косы дружат с головой. Несколько раз видели тех, кто смог заехать ближе к морю, но не смог самостоятельно выехать оттуда — ни полный привод, ни приспущенные колёса не помогали. Повторялась ситуация как на Бакальской косе, когда некоторые автомобилисты объезжали все преграды и проезжали по косе, уверенные в силе полного привода. Заканчивались такие приключения вынужденной разминкой для членов экипажа и увеселительным зрелищем для отдыхающих.

Помимо Беляуса мы съездили на пляж «Голубая лагуна» недалеко от села Громово. Очень интересное место, но не лишено своих минусов. Например, автомобиль нужно оставлять наверху, а вещи носить вниз, к береговой линии. Ну и жуткая пыль с дороги, которая поднимается колёсами автомобилей, не располагает к качественному отдыху. По пути в «Голубую лагуну» заглянули на виноградник, где недорого приобрели местного винограда — вот, пожалуй, и все плюсы этого места. Ах да, ещё вода очень красивая в бухте. В принципе, заехать, чтобы искупаться разок, можно.

У некоторых посетителей Беляуса есть одна очень неприятная черта. Основную дорогу от пляжей отделяет полоса из кустарника и ив. В теории под этими ивами было бы очень хорошо встать с палаткой — и небольшая тень есть, и привязаться за деревья можно. Но на практике при приближении к деревьям нос сразу ощущает неимоверный амбре, который оттуда доносится. Это общественный туалет, в который весьма непросто зайти. Попасть на «мину» можно где угодно, даже на самой тропинке. Помимо туалета кустарник и ивы используются как мусорка. Народ приезжает на автомобилях, привозит с собой много чего, но почему-то, когда уезжает, места для мусора в автомобиле не находится — явно какое-то противоречие законам физики.

В этом году при въезде на косу Беляус были установлены мусорные контейнеры. На протяжении многих лет вывоз мусора с этой территории был проблемным вопросом. В прошлом году Министерство экологии Республики Крым потратило на очистку Беляуса около двух миллионов рублей. Но несмотря на все усилия мусор продолжает выбрасываться куда попало. Видимо, завсегдатаям этого места сложно довезти свой мусор до контейнеров и они оставляют его где попало по привычке. Несколько раз я встречал упоминание о том, что ведутся поиски инвесторов, которые могли бы освоить косу, но на прошедших в 2019 году общественных слушаниях с участием жителей ближайшего села Знаменское большинство высказалось против инвестпроектов на данной территории. Хотя, глядя на безобразие с мусором, даже меня посещали мысли о том, что надо сделать платным въезд на территорию косы и установить жёсткий контроль за соблюдением чистоты. Просто не вижу других вариантов по принуждению людей к цивилизованному отдыху.


Коса Беляус. Наш лагерь.

Мы вопрос туалета решили просто. Сапёрная лопатка и палатка-душ, которая выступала как кабинка. Всего двадцать шагов от палатки и полный комфорт. Никаких опасных походов по ночам с фонариком к ближайшим ивам.

При размещении диким кемпингом очень важно правильно оценить будущих соседей, внимательно присмотреться ко всем мелочам. Именно соседи могут полностью испортить весь отдых. Где-то в паре километров от нас стояла слишком весёлая компания, у которой все ночи напролёт играла музыка — думаю, немногим такое понравится. Мы встали между двумя микроавтобусами, размышляя о том, что в таких автомобилях ездят тихие семейные люди с детьми и никаких ночных загулов с реками алкоголя они не себе не позволят. Так и получилось — полное умиротворение и максимальное уважение друг к другу.

Потрясающее ночное небо над Беляусом. Отсутствие какой-либо засветки делает его настолько глубоким, что можно смотреть вверх часами. Никакое фото не передаст всей масштабности этого зрелища.


Школа кайтсерфинга. Обучают в мелководном заливе Донузлава.


Новичку очень непросто удержать кайт в воздухе, ловя порывы ветра. Требуется несколько занятий просто стоя в воде.

Отдых на Беляусе очень понравился и надолго запомнился. Наверное, это то место, куда я бы приехал ещё раз на более длительный срок. Здесь нет проблем со снабжением лагеря — в начале косы находится село Знаменское, где все эти вопросы решаются, есть несколько небольших магазинчиков. А для качественного отдыха ничего больше и не нужно!

Дорога домой

В этом году по всем известным причинам были закрыты многие направления для отдыха. Таким образом, оставшихся вариантов было не слишком много. Любители отдыха на море выбирали между побережьем Краснодарского края и Крымом. Именно по этой причине на федеральной трассе М4 творилось что-то невообразимое, поток транспорта зашкаливал. Это ощущалось и в районе станиц Краснодарского края по пути в Крым. Из-за огромного количества автомобилей образовывались огромные пробки, мешающие исполнению личного дорожного плана, который я всегда имею при себе. По сути нельзя было гарантировать попадание в определённый интервал времени в нужное место.

Насмотревшись на пробки в районе того же Темрюка, мудрые женщины в моей команде решили, что есть смысл выехать на день пораньше. Тем более тёща неосмотрительно перегрелась на агрессивном крымском солнце и чувствовала себя не слишком хорошо. Мне пришлось согласиться с их доводами, дабы не ставить рекордов, догоняя безнадёжно упущенное в пробках время.

День выезда из Крыма решили потратить максимально эффективно. Сначала заехали в Саки на грязесолевое озеро, затем посетили фирменный магазин «Крымский султан» на выезде из Симферополя, где набрали огромный пакет сладких подарков родственникам и близким друзьям. Из Крыма выезжали уже в темноте — первый раз посмотрели на ночную подсветку арки моста.


Прощаемся с Беляусом. Вдали можно рассмотреть тонкую полоску косы и пару кранов на её оконечности.


Ната и Наташино.


Грязесолевое озеро в Саки.


Справа виден комплекс по добыче грязи. Основной потребитель — санаторий имени Бурденко.

Никакого места для ночлега у меня не было заготовлено — выезд из Крыма, действительно, оказался спонтанным. Но опыт поиска мест подсказывал самый простой вариант — съехать в Тамань и поискать за пределами населённого пункта подъезды к воде Таманского залива. Так и сделали. На окраине Тамани почувствовали, как будто у нас в автомобиле разлилось шампанское — это за окном автомобиля «благоухал» завод «Шато Тамань». Напротив завода грунтовка оказалась перекрыта бетонными столбами, уложенными поперёк дороги. Зато следующий съезд оказался свободным, и мы доехали до таблички «Водоохранная зона», где и расположились на достаточно чистой полянке. С этого берега вдали была видна подсвеченная арка моста. Не успели приготовить ужин, как к нам подъехал «Гранд Старекс», из которого спросили о возможности ночевать рядом. Они ехали в Крым, но ночь застала их также в районе Тамани. На моё предложение встать на противоположном краю поляны ответа не последовало. Автомобиль въехал в водоохранную зону и встал там, найдя подходящее место. Несколько раз за вечер мимо проехали автомобили с местной молодёжью, которая просто каталась. Затем всё затихло. Мы как раз закончили ужинать, разложили палатки между кустов жёсткой степной травы и провалились в глубокий сон.


Ночная подсветка моста.

Я проснулся самым первым, вылез из мокрой от обильной росы палатки, достал фотоаппарат и пошёл по окрестностям с целью запечатлеть начало дня в незнакомой доселе местности. Поднявшись на пригорок, обнаружил памятник красноармейцам, которые сложили тут свои головы, отстаивая свои идеалы и ценности. А чуть дальше заприметил памятник в виде самолёта МиГ-17.


Наш ночлег.


Дикие сливы.


Воинам-авиаторам — участникам боёв за освобождение Таманского полуострова от немецко-фашистских захватчиков. 1942-1943 гг.

Не понял, какое отношение МиГ-17, первый полёт которого состоялся в 1950 году, имеет к освобождению Таманского полуострова в 1943-м. Весьма странно.

Памятуя о том, что подходы к мосту ещё продолжают модернизироваться, покинули скоростную трассу, повернув на Солёный, Ахтанизовскую и Пересыпь. В Пересыпи набрали азовской ракушки для голубей и кур тестя — уж очень она им нравится, что каждый год привозим. Проехали Голубицкую и объездную Темрюка без малейших замедлений, что не могло не радовать. Лишь на объездной Славянска-на-Кубани пришлось постоять в очереди на светофор, глотая пыль от дурных любителей обочины. Возвращались частично через станицы, лишь за Тимашевском уйдя на Кореновск и трассу М4. Ещё с западного Крыма горел индикатор об необходимости долить мочевину для системы очистки выхлопа. Но нигде по пути не удалось обнаружить её в продаже, ни на одной крымской АЗС. Лишь на М4 удалось купить нужную жижу и на поистине адской жаре, используя вместо воронки картонный стаканчик для «Колы» и помощь жены, залить полный бак. Километров через 70 индикатор погас.

Пока я искал мочевину, жена ушла к ближайшему фруктовому «развалу», где набрала персики и попросила взвесить. Далее состоялся интересный диалог:

— Полтора килограмма. С вас … рублей.
— Но тут нет полтора килограмма!

Продавец усмехается. Жена кладёт пакет опять на весы — они показывают прежний вес.

— Тут нет полтора килограмма. У меня в автомобиле весы — я могу проверить.
— Ну… вы же понимаете… что тут трасса.
— И что? Значит надо обвешивать?
— Вот, возьмите ещё три нектарина.

При этом один из нектаринов явно гнилой, непригодный в пищу. Жена оставляет гнилой плод продавцу и уходит. В автомобиле ради интереса взвешиваем персики — 1100 грамм. Накинуть треть веса сверху — такого мы нигде больше не встречали! Ну, это её решение, а я бы принципиально отказался от покупки у такого человека. А вы как считаете?

Проезжаем перед Ростовом несколько ремонтов, один из которых глобальный — льют эстакаду над Батайским кольцом, легендарной «кормушкой» местных инспекторов. Скоро это место можно будет проезжать с ветерком, но вот только уже по платной трассе. Вместе с ремонтами дорогу монетизируют. Я так понимаю, что бесплатной альтернативой будет считаться дорога через Азов, Староминскую и далее по станицам. Жаль, что никто не думает о том, что большой поток по той дороге чреват массой обгонов на носовом платке и неизбежными жертвами в лобовых столкновениях. Не может двухполосная дорога быть альтернативой четырёхполосной с разделителем, тем более на таком загруженном направлении! Нигде в других странах я не видел столь оживлённого движения на «альтернативных» дорогах, которые к тому же часто проходят непосредственно вдоль платника, а не в 50 и более километрах от него.

Простояли около часа перед ремонтируемым мостом через Кундрючью. За это время проехали 11 км. Летом 2020 года в этой пробке постояли все, кто ехал на юг или обратно по М4. К Каменск-Шахтинскому приехали уже в темноте. Уже по традиции заехали в мотель «Лесной», где за 3 тысячи рублей получили четырёхместный номер. Правда быстро выяснилось, что поддон в душе протекает так сильно, что вода потоком растекалась по всей площади помещения. Нас переселили в другой номер. При мотеле есть столовая, которая пользуется популярностью среди постояльцев. Мы же полные остатков продовольственных запасов и при наличии горелки сами сварили свой ужин.

Оставшийся день потратили с пользой. Не просто перемещались из пункта А в пункт Б, а поехали новой для себя дорогой, которая позволяет с М4 переместиться на М6. Съехали на Нижний Кисляй, затем через Бутурлиновку, Таловую и Елань-Колено выехали в Новохопёрске. В целом дорога понравилась, она по всем параметрам лучше, чем Богучар-Калач-Воробьёвка-Централь-Новохопёрск. Самые плохие участки находятся в районе Таловой, но и ремонт дороги там ведётся. За Новохопёрском пересекли М6 и через Поворино и Байчурово оказались в моём родном городе — Балашове. От него оставалось всего 40 километров до дома тёщи, где мы хорошо отдохнули пару ночей и в последний день отпуска добрались знакомым до мелочей маршрутом до Московской области.

Послесловие

Пока писал этот рассказ, заболел ковидом. Болел так сильно, что с пневмонией средней тяжести загремел в больницу, впервые за 25 лет. В больнице в красной зоне насмотрелся всякого, но персонал был выше всяческих похвал. Отважные и сильные духом люди. Семья параллельно со мной переболела легко и частично бессимптомно. Но с этой болезнью далеко не всем так везёт. Берегите себя!

Итоги

Проехали 5388 км. Сожгли 387,44 литра ДТ. Средний расход 7,2 л/100 км. Штрафов нет.

Питание — 21335.

Дизтопливо — 18303.

Проживание — 10000,

в том числе кемпинг — 7000, мотель — 3000.

Авто — 1049 (мочевина 20 литров, мойка).

Развлечения — 790 (музей).

Платные дороги — 527 (М4 со скидкой по транспондеру).

Итого — 52004 рублей.

Дром

Источник: travel.drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *