Мы все посчитали. Во что обходятся Granta, Logan и Rapid за пять лет

Мы все посчитали. Во что обходятся Granta, Logan и Rapid за пять лет

Автор: Павел Елшин
Фото Дрома
Источник: Дром

Какой автомобиль вы бы предпочли с учетом цены и стоимости обслуживания?

Lada Granta

14 (21%)

Renault Logan Sandero

9 (14%)

Skoda Rapid

41 (64%)

Посмотреть результаты

Эти модели не очень принципиально отличаются по характеристикам и оснащению: B-класс — он и есть B-класс. Однако по многим другим потребительским качествам разница велика, потому и цены — небо и земля. Шкода примерно вдвое дороже Лады, а Рено посередине. Тут крепко задумаешься: стоит ли апгрейд в рамках одного класса таких денег? Полную картину можно увидеть, только если учесть разницу по расходам на эксплуатацию, а также потерю стоимости машин через несколько лет. Мы посчитали затраты на владение этими автомобилями за пять лет или 100 000 км и выяснили, сколько мы на самом деле платим за бюджетные машины.

Разница на момент покупки

У всех трех машин есть совсем слабенькие модификации и пустые комплектации, отсюда довольно привлекательные минимальные цены: Granta 1.6 (87 л.с.) стоит от 499 900 рублей, Logan 1.6 (82 л.с.) — от 683 000, Rapid 1.6 (90 л.с.) — от 872 000 рублей.

Мы решили взять для анализа варианты от 100 сил, все-таки по современным меркам это не лишняя роскошь, а скорее необходимый минимум, чтобы автомобиль не становился совсем вялым, когда он нагружен пассажирами и багажом.

Стоит ли рассматривать версии с «автоматами»/«роботами» или на «механике»? В случае с Грантой и Логаном ответ однозначный: подавляющее большинство этих машин продаются с ручной коробкой. У Рапида в прежние годы тоже перевес был в сторону МКП и лишь за последний год он перешел на сторону «автомата» и DSG, но доля «механических» Рапидов все еще очень велика. Так что для корректности сравнений берем все машины с МКП. У такого выбора есть еще один резон: со старшими моторами и механическими коробками компактные модели становятся вполне динамичными: 10,5–10,7 секунды до 100 км/ч. Совсем не стыдный показатель на фоне большинства кроссоверов даже с более мощными двигателями. Скажем, можно обогнать Тойоту RAV4 2.0 CVT 4х4 (149 л.с.).

Итак, для сравнения берем седан Lada Granta 1.6 МТ (106 л.с.) в комплектации Comfort, оценивающийся в 593 500 рублей, Renault Logan 1.6 MT (113 л.с.) в комплектации Life за 809 000 рублей и Skoda Rapid 1.6 МТ (110 л.с.) в комплектации Active за 958 000 рублей.

Lada Granta

У всех машин за эти деньги есть две подушки безопасности, АБС, кондиционер и аудиосистема. При этом Гранта кое в чем оснащена богаче соперников: доплаты не требуют за подогрев передних сидений и зеркал (с электроприводом), а аудиосистема поддерживает Bluetooth. В случае с двумя другими моделями за эти опции придется накинуть еще 26 000–30 000 рублей. У Шкоды плюс в том, что доплаты не требуют за ESP, 6-ступенчатую коробку, задние дисковые тормоза, регулировку руля по вылету и регулировку высоты водительского сиденья.

Renault Logan

Для чистоты анализа мы не учитываем плату за дополнительные опции или более богатые комплектации: так методика расчета остаточной стоимости автомобиля дает наиболее точные цифры.

Для справки скажем, что если нафаршировать Гранту по полной (включая «автомат»), то она обойдется в 692 800 рублей, Логан — в 889 000, а Рапид — в 1 289 000.

Skoda Rapid

Разница по расходам на топливо

Для многих наверняка станет сюрпризом, что в «народную», весьма недорогую Гранту нельзя лить 92-й бензин! Причем это не зависит от двигателя. Даже для архаичного 8-клапанника мощностью 87 л.с. рекомендован только АИ-95, а для «топового» 16-клапанника, который мы выбрали для обзора, — тем более.

Logan первого поколения допускал применение бензина с октановым числом от 91, но теперь на лючке бензобака только две цифры — 95 и 98. А от Шкоды мы другого и не ждали — минимум 95.

Будем исходить из того, что подобные малолитражки 80% своего пробега проходят в городских условиях и 20% — за городом (показатели расхода в том или ином режиме берем по паспортным данным). Тогда траты на топливо за 100 000 км будут выглядеть так:

 
Lada Granta
Renault Logan
Skoda Rapid

Марка бензина
АИ-95
АИ-95
АИ-95

Цена бензина (руб. за 1 л)
46,5
46,5
46,5

 
 
 
 

Пройдено в городе (км)
80 000
80 000
80 000

Расход в городе (л/100 км)
8,7
8,5
8,0

Израсходовано бензина в городе (л)
6960
6800
6400

Затраты на бензин в городе (руб.)
323 640
316 200
297 600

 
 
 
 

Пройдено за городом (км)
20 000
20 000
20 000

Расход за городом (л/100 км)
5,2
5,6
4,8

Израсходовано бензина за городом (л)
1040
1120
960

Затраты на бензин за городом (руб.)
48 360
52 080
44 640

 
 
 
 

Итого затраты на топливо (руб.)
372 000
368 280

342 240

Разница по стоимости ТО

Гранта тут демонстрирует свои преимущества во всей красе: расходы на ТО вдвое меньше, чем у Логана и Рапида! К тому же у Лады тарифы не так сильно скачут в зависимости от пробега и возраста, поскольку регламент работ от ТО-1 до ТО-5 практически одинаковый. Отличие лишь в том, что на четных ТО меняют свечи зажигания, но это добавляет всего 1700 рублей к стоимости обслуживания. И лишь на ТО-6 регламент дополнительно включает замену охлаждающей и тормозной жидкостей, а также фильтра тонкой очистки топлива.

У Логана также четные ТО дороже из-за требования менять свечи, а каждое третье обслуживание предполагает замену охлаждающей и тормозной жидкостей. Четвертое и шестое ТО обходятся дороже из-за особо большого списка работ (например, на ТО-4 меняют ремень генератора и чистят систему кондиционирования).

1,6-литровый 113-сильный мотор H4M (он же Nissan HR16DE) под капотом Renault Logan

Кстати, у Лады и Рено единые тарифы ТО действуют по всей стране, а вот у Шкоды даже в рамках одного города цены колеблются в зависимости от дилера. Разница между Москвой и некрупным областным центром может достигать 3000 рублей за один визит на станцию. В большинстве крупных городов цены где-то посередине. Именно такие расценки мы и взяли для наших расчетов. И вышло, что Рапид примерно на 10% дешевле в обслуживании, чем Логан, хотя изначально принадлежит к более дорогой категории. Впрочем, если бы мы взяли московские расценки, то там уже Шкода определенно дороже, чем Рено, хотя и не намного.

 
Lada Granta
Renault Logan
Skoda Rapid

ТО-1
5800
11 900
11 604

ТО-2
7500
16 300
17 491

ТО-3
5800
15 100
11 604

ТО-4
7500
20 600
19 889

ТО-5
5800
11 900
11 604

ТО-6
13 500
24 900
17 491

Итого техобслуживание (руб.)
45 900
100 700
89 683

Разница по шинам

Granta с завода идет на 14-дюймовых колесах с покрышками 175/65, а две другие машины — на 15-дюймовых, что автоматически означает экономию на шинах в пользу Лады. Размерность колес для Логана и Рапида очень близка: 185/65 R15 и 185/60 R15, а значит, владельцы Шкоды будут платить чуть больше за «низкопрофильность» — вот и вся разница. Это в теории. В какие расходы это выливается на практике?

Lada Granta на 14-дюймовых колесах — вариант для экономных

Мы полагаем, что для подобных машин оптимальный выбор — это бюджетные шины известных иностранных брендов, которые в нужных нам размерностях стоят примерно 2500–3500 рублей за покрышку.

Для чистоты расчетов средней цены мы взяли пять моделей летних покрышек от разных производителей и пять зимних.

Зимние шины:

 
Lada Granta
Renault Logan
Skoda Rapid

Размер шин
175/65 R14
185/65 R15
185/60 R15

Formula Ice
2770
3210
3200

Gislaved Nord Frost 200
3000
3220
3550

Goodyear Ultragrip 600
2810
3380
3530

Nokian Nordman 7
3250
3490
3540

Yokohama Ice Guard IG55
2840
3070
3530

Средняя цена, руб.
2934
3274
3470

Летние шины:

 
Lada Granta
Renault Logan
Skoda Rapid

Размер шин
175/65 R14
185/65 R15
185/60 R15

Dunlop SP Touring R1
2595
3090
3140

Formula Energy
2570
2620
3130

Hankook Tire Kinergy Eco 2 K435
3020
3180
3504

Kumho Ecowing ES31
2470
2680
2630

Yokohama Bluearth ES32
2445
2785
2770

Средняя цена, руб.
2620
2871
3035

Накинем еще сверху 10 000 рублей на шиномонтаж за пять лет и получаем:

Общие расходы на шины:

 
Lada Granta
Renault Logan
Skoda Rapid

Размер шин
175/65 R14
185/65 R15
185/60 R15

Зимние (руб.)
11 736
13 096
13 880

Летние (руб.)
10 480
11 484
12 139

Шиномонтаж
10 000
10 000
10 000

Итого за шины, руб.
32 216
34 580
36 019

Разница по тормозам

Вот тут осознаешь, что даже самая доступная иномарка — это все равно иномарка, а значит, дилерские сервисы ломят цены на свои работы без всякого стеснения. Например, замена передних тормозных дисков и колодок на Логан обойдется… в 16 000 рублей! В случае с Рапидом уровень цен — похожий. Едва ли ошибемся, если скажем, что любой разумный владелец подобной модели просто закажет запчасти в интернете и поедет в ближайшую мультибрендовую СТО или даже к гаражному мастеру — уж с заменой тормозов на бюджетном автомобильчике справится любой нормальный механик. И обойдется это как минимум на треть дешевле даже с учетом оригинальных деталей. Если брать неоригинал — то все вместе будет дешевле вдвое.

А вот дилеры Лады отлично понимают, что конкурируют с недорогими станциями, поэтому у них изначально расценки более разумные: замена передних тормозных дисков с колодками обойдется примерно в 6000 рублей (с учетом деталей).

Ремонт тормозов Lada Granta не только самый недорогой, но и самый доступный: поменять колодки могут в любом гаражном сервисе

Мы в своих расчетах взяли цены оригинальных запчастей, а стоимость работ — среднюю по рынку (от дилерских цен до «гаражных»).

Теперь вопрос долговечности тормозов. У Логана и Гранты сзади — барабанные тормоза. Сами барабаны за 100 000 км гарантированно не износятся до той степени, что их придется менять. Владельцы Гранты часто меняют их примерно на 120 000 км, а владельцы Логанов иногда ездят на заводских барабанах 200 000 км и больше. Правда, у Логана при снятии барабанов могут развалиться подшипники задних ступиц, но будем считать, что это уже проблемы следующего владельца.

Задний тормозной барабан Renault Logan, объединенный со ступицей

Задние колодки в барабанных механизмах тоже выхаживают больше, чем в дисковых: у Лады — 80 000–90 000, у Рено могут дожить до 100 000–120 000 км (эти данные подтверждает постоянный автор Дрома, который на Ладах и недорогих иномарках собаку съел — гаражный мастер, публикующийся под псевдонимом «дядя Вася»). Но минус в том, что стоимость замены барабанных колодок — выше, чем в случае с дисковыми.

У Шкоды задние колодки живут 70 000–80 000 км.

В нашей троице только Rapid имеет дисковые тормоза на задних колесах

Будем исходить из того, что все-таки хотя бы раз за 100 000 км задние колодки придется менять на всех трех машинах, барабаны на Гранте и Логане точно менять не придется, а задние тормозные диски у Шкоды… кому как. По нашему опыту долгосрочной эксплуатации редакционного Рапида, это не требуется.

Будем считать, что за 100 000 км все три машины потребуют дважды заменить передние колодки (второй раз — вместе с дисками) и один раз задние (без барабанов или дисков). Это соответствует потребностям среднестатистического водителя.

 
Lada Granta
Renault Logan
Skoda Rapid

Колодки передние (два комплекта)
2102
3942
4552

Диски передние
2116
5900
5015

Колодки задние
755
2667
2938

Диски задние
12 000
12 000
11 300

Работы
3500
5000
5000

Итого тормоза (руб.)
8 473
17 509
17 505

Никакой разницы

Расходы на ОСАГО и транспортный налог у выбранных нами машин практически не отличаются, поскольку тарифы привязаны к мощности. В случае со страховкой затраты совпадают до рубля, поскольку все легковые машины мощностью от 100 до 120 л.с. попадают в одну страховую категорию (коэффициент мощности КМ = 1,2). В случае с налогом в расчет берется каждая лошадиная сила, но разброс в 3–7 л.с. погоды не делает: самый мощный в нашей троице Logan требует примерно на 1000 рублей больше расходов, чем более слабая Granta.

 
В наших расчетах ОСАГО мы для примера взяли водителя, живущего в Саратовской области (здесь региональные ставки примерно совпадают со всеми крупными городам европейской части России). Скидка за безаварийность — 35% (КБМ — 0,65). Скидка за возраст–стаж — 6% (КВС — 0,94).

Разумеется, траты на мойку и расходники вроде «дворников», лампочек, аккумулятора и тому подобного можно считать одинаковыми. В таблице ниже мы использовали усредненные цифры.

Разница по гарантии

Тут самые интересные условия у Шкоды: первые два года пробег не учитывается вообще — любую поломку (если это гарантийный случай) должны устранить бесплатно, даже если вы превысите 100 000 км. А вот на третий год гарантия действует, только если вы еще не выехали за пределы 100 000 км.

У Лады и Рено условия ближе к стандартным: просто три года или 100 000 км.

Разница по остаточной стоимости

Каждый может сам прикинуть, как дешевеет та или иная модель, если посмотрит в объявлениях Дрома цены пятилетних моделей Granta, Logan и Rapid и сравнит это с нынешними ценами на новые машины. Однако это будут довольно грубые прикидки. К примеру, сегодняшний Рапид значительно отличается от пятилетнего по многим параметрам, поскольку в прошлом году автомобиль прошел глубокое обновление (представители марки называют его даже «принципиально новый Rapid»). И утверждать, что нынешняя Шкода будет дешеветь так же, как дорестайлинговая — вряд ли можно. И это мы еще не коснулись темы инфляции: какой она была за последние пять лет — известно, а какой она будет в следующие пять лет? Если вы знаете ответ на этот вопрос, то можете присматривать себе не Рапид, а Майбах.

Есть те, кто профессионально занимается подобными исследованиями и прогнозами. Например, такие расчеты делает «Автостат». По просьбе Дрома аналитическое агентство подготовило прогноз потери стоимости выбранных нами автомобилей:

 
Lada Granta
Renault Logan
Skoda Rapid

Модификация
1.6 MT (106 л.с.)
1.6 MT (113 л.с.)
1.6 MT (110 л.с.)

Цена сегодня (руб.)
593 500
809 000
958 000

Сохранность остаточной стоимости за пять лет
63%
56%
61%

Потеря стоимости за пять лет (руб.)
222 000
352 000
373 000

Суммируем расходы

Гранта оправдала надежды: она заметно дешевле в обслуживании и чуть лучше сохраняет остаточную стоимость — то что надо для простецкой рабочей лошадки, разъездной машинки. Недаром Гранты сейчас очень распространены в качестве такси в регионах. В столице для работы в агрегаторах такси даже для попадания в категорию эконом-класса требуется машина уровня Рапида, Kia Rio или Hyundai Solaris. Ну а в других городах требования ниже.

 
Lada Granta
Renault Logan
Skoda Rapid

Модификация
1.6 MT (106 л.с.)
1.6 МТ (113 л.с.)
1.6 МT (110 л.с.)

Цена сегодня (руб.)
593 500
809 000
958 000

ОСАГО
20 890
20 890
20 890

Мойка
60 000
60 000
60 000

Транспортный налог
16 960
18 080 
17 600

Бензин
372 000
368 280
342 240

Шины
32 216
34 580
36 019

Тормоза
8473
17 509
17 505

Прочее (лампочки, «дворники», аккумулятор и т. д.)
15 000
15 000
15 000

Регулярное ТО
45 900
100 700
89 683

Потеря стоимости за пять лет
222 000
352 000
373 000

Итого за пять лет (руб.)
793 439
987 039
971 937

Итого в месяц (руб.)
13 224
16 451
16 199

Итого за 1 км (руб.)
7,93
9,87
9,72

Плюс Рапида — в том, что хотя при покупке за него надо отдать на 150 000 рублей больше, чем за Логан, по итогам пятилетней эксплуатации или пробега в 100 000 км разница между этими моделями полностью исчезает. Учитывая, что чешский лифтбек по всем параметрам современнее и вообще приятнее румыно-французского седана, победа — за Шкодой. Неудивительно, что Рапид сейчас по продажам опережает Логан: 3889 против 2831 проданного экземпляра в декабре. Хотя если к логановским цифрам добавить еще примерно столько же Sandero, то Renault окажется впереди. Но все эти цифры несравнимы с успехом Гранты — 14 406 штук, проданных за месяц. И это еще одно косвенное подтверждение того, что для покупателей с минимальным бюджетом Лады по-прежнему не имеют конкурентов.

Другие статьи из раздела «Обзоры рынка новых авто»

38421

286
Поредел, но помолодел. Обзор «гольф-класса» стоимостью до 1,3 млн рублей

311212

318
Обзор рынка новых автомобилей. Что можно купить за 1 млн рублей?

44047

171
Компактные кроссоверы за 1–1,5 млн рублей: полный привод возможен

37841

325
Недорого и «лениво»: самые доступные машины с «автоматом» (до 800 тыс.)

122591

143
Обзор рынка автомобилей. Ищем «свежие» седаны по цене от 500 до 600 тысяч рублей

Источник: drom.ru