Новаторы, или Они были первыми

Новаторы, или Они были первыми

Автор: Дмитрий Кротов
Фото Дрома, компаний-производителей и из открытых источников
Источник: Дром

Сегодня Дром расскажет, когда и на каких автомобилях впервые появились те или иные технические новинки, средства безопасности или опции комфорта, которые стали прорывом. Вас наверняка удивит, как давно это было!

Полностью синхронизированная коробка передач и 7-ступенчатая «механика» (1952/2011)

Компания — Porsche
Модель — 356/911

Тот, кто в советское время учился вождению на каком-нибудь «газоне», конечно же, хорошо помнит о так называемом двойном выжиме сцепления. Это делалось по причине того, что не все передачи в трансмиссии имели синхронизаторы, уравнивающие скорости вращения первичного и вторичного валов. Первым в мире автомобилем с синхронизаторами на всех четырех ступенях стал в 1952 году Porsche 356. Кстати, максимальная мощность первенца немецкой компании составляла всего 70 л.с. А еще одним новаторством в области трансмиссий от Porsche стало появление спустя 60 лет первой в мире 7-ступенчатой «механики» на модели 911 в кузове 991.

Первый алюминиевый V8 и электронный дроссель (1954/1987)

Компания — BMW
Модель — 502 & 750iL (E32)

До 1954 года все двигатели V8 в мире имели в своей основе чугунный блок цилиндров, что делало их очень тяжелыми. Но в 1954 году баварцы из BMW наконец-то предложили для мотора V8 алюминиевый блок, который еще с 1952 года устанавливали на шикарную модель «502». При объеме 2,6 л он оснащался двухкамерным карбюратором Solex и развивал 100 л.с. (на 35 л.с. мощнее предшественника — 2,0-литровой «шестерки»), что было очень неплохо по меркам того времени и позволяло автомобилю разгоняться до 160 км/ч. В 1987 году на флагманском лимузине 750iL «бээмвэшники» впервые внедрили электронную педаль газа вместо традиционного привода с тросиком Боудена, что в наше время стало чуть ли не нормой, особенно на дорогих машинах.

Вариатор (1958)

Компания — DAF
Модель — 600

В последние годы на рынке стало появляться все больше автомобилей с бесступенчатой трансмиссией CVT. Вы удивитесь, но первой компанией, которая предложила вариатор для серийной модели, стала нидерландская DAF, которую теперь если и знают, то только по грузовикам. Сейчас CVT — это довольно компактный блок с двумя шкивами, соединенными специальным клиновидным ремнем. Конструкция же 1958 года — ее назвали Variomatic — была гораздо более громоздкой и сложной. Она содержала два набора шкивов, снабженных подвижными коническими барабанами, приводящими в движение задние колеса при помощи… резиновых ремней! Вакуум (система была соединена с двигателем) и оригинальные центробежные грузы внутри шкивов заставляли передаточные числа непрерывно изменяться в зависимости от оборотов двигателя и нагрузки. Кстати, система не имела ограничений по движению задним ходом, что позволяло DAF 600 «валить» назад ничуть не медленнее, чем вперед!

Ремни безопасности, аналоговый борт-компьютер, омыватели и «дворники» на фарах, кресла с вентиляцией, Bluetooth (1958/1970/2001/2003)

Компания — Saab
Модель — GT750/96 & 99/9-5/9-3

Для вас наверняка не секрет, что привычные нам трехточечные ремни безопасности впервые появились в 1959 году на модели Volvo Amazon. Но еще годом ранее на Нью-Йоркском автосалоне конкуренты из Saab представили спортивную версию модели 9-3 — GT750 — с более мощным 50-сильным двигателем (с возможностью установки специального дилерского кита — до 57 л.с.) и более богатым салоном, оснащенным… двухточечными ремнями и механическим бортовым компьютером из ралли — Halda Speed Pilot. Но это далеко не единственная инновация от шведов из Saab. В 1970 году на моделях 96 и 99 впервые в мире появились фароочистители и омыватели, в 2001 году на флагмане 9-5 были установлены сиденья с вентиляцией, а в 2003 году хэтчбек 9-3 обзавелся связью по Bluetooth и системой Hands Free.

Шины Run-Flat (1969)

Компания — British Leyland/Dunlop
Модель — Mini 1275GT

Сейчас уже никого не удивишь тем, что в багажнике нет ни полноразмерной «запаски», ни «докатки». Некоторые автопроизводители предлагают компрессор со специальным составом для ликвидации небольших проколов, а другие — как, например, BMW — активно проповедуют шины Run Flat. А ведь история эта очень давняя и началась еще в далеком 1969 году, когда конгломерат British Leyland предложил для своей модели Mini 1275GT «резину» Dunlop Denovo, которая позволяла продолжить движение в случае прокола. Но, как это часто бывает, идея опередила свое время и была отложена в долгий ящик.

Traction Control (1971)

Компания — Buick
Модель — Riviera

Сейчас огромное количество моделей оснащаются сложными системами «трэкшн-контроля», опрашивающими множество датчиков, чтобы обеспечить большую стабильность и, как следствие, безопасность автомобиля. Более того, многие сейчас делают эти системы неотключаемыми. Пионером же в данном направлении стала американская компания Buick, которая представила свой MaxTrac на Riviera еще в 1971 году. Но работала та система намного проще: сравнивала скорость вращения колес на обеих осях, и если задние вращались быстрее, попросту «душила» двигатель. Вот так просто.

Обогрев лобового стекла (1974/1985)

Компания — Ford
Модель — Thunderbird/Granada-Scorpio-Taurus

Удобнейшая и незаменимая в наши зимы опция — обогрев лобового стекла. Удивительно, почему до сих пор не все продающиеся в России автомобили оснащаются этой «фишкой». Впервые же обогрев «лобовухи» внедрила в 1974 году корпорация Ford на своих моделях Thunderbird и Lincoln Continental Mark IV, а работала система от отдельного генератора на 110 В. Как и многие новинки, такая версия обогрева оказалась крайне ненадежной, и через пару лет ее вывели из списка опций. Но в 1985-м на моделях Taurus/Scorpio/Granada Форд вновь вернулся к этой идее и стал уникальным владельцем патента на данную технологию вплоть до 2011 года. И сейчас даже самые бюджетные модели Ford зачастую оснащаются обогревом лобового стекла.

Двухзонный автоматический климат-контроль (1975)

Компания — Rolls-Royce
Модель — Camarque

Сейчас двухзонный «климат» — опция, которая доступна даже для весьма компактных и недорогих автомобилей. Но в 1975 году это было привилегией роскошного купе Rolls-Royce Camargue дизайна Pininfarina. Говорят, над этой системой специалисты компании трудились восемь лет! В то время автомобиль стоил более 29 000 фунтов стерлингов, что делало его самым дорогим предложением на рынке Великобритании. Купе, в котором владельцу предлагалось самому сидеть за рулем, было построено на укороченной платформе Silver Shadow, оснащалось классической «восьмеркой» 6,75 л и 3-ступенчатой АКП от GM. Шикарный интерьер, двери, капот и багажник из алюминия, а подвеска автоматически регулировала дорожный просвет сзади в зависимости от загрузки. Произвели всего 531 экземпляр Camargue.

Система «старт-стоп» и крепления ISOFIX (1981/1997)

Компания — Volkswagen
Модель — Passat

Сегодня без системы «старт-стоп» невозможно соответствовать жестким экологическим нормам. Она уже давно стала общим местом, особенно на дорогих автомобилях. Новатором же в этой области был немецкий концерн Volkswagen, который еще в 1981 году предложил для своего Пассата нечто подобное. На торце рычажка «дворников» располагалась специальная кнопка, при помощи которой можно было заглушить двигатель, например, на светофоре. При старте с места мотор начинал работать автоматически. Годом спустя такая же «фишка» появилась на Audi 80 и 100. А в 1997 году Фольксваген первым установил на ряд своих моделей крепления для детских кресел ISOFIX, которые сейчас предлагают абсолютно все.

Twin Turbo (1982)

Компания — Maserati
Модель — Biturbo

Больше турбо — больше мощности. Непреложная истина, которую в 1982 году подтвердила итальянская компания Maserati, оснастив V-образную 2,0-литровую «шестерку» модели Biturbo двумя турбонагнетателями IHI и сняв таким образом 184 л.с., что при весе всего в одну тонну позволяло этому «Мазеру» разгоняться до «сотни» всего за 6,5 секунды. В 1983 году появилась модель Biturbo S с двумя интеркулерами и мощностью 203 л.с. В 1986 году на смену карбюратору Weber пришел впрыск и отдача возросла до 187 и 220 л.с. соответственно.

Датчик дождя и многофункциональный руль (1983/1984)

Компания — Nissan
Модель — Silvia/300ZX

Датчик дождя с автоматическим срабатыванием «дворников» — согласитесь, очень удобная штука, позволяющая не заморачиваться очисткой лобового стекла от влаги. Пионером в этой области стала компания Nissan, которая в 1983 году впервые оснастила подобной системой модель 200SX. Сейчас даже на самых бюджетных моделях в простых комплектациях найдется хотя бы несколько кнопок на руле. Но еще не так давно это считалось блажью, а первым автомобилем с многофункциональной «баранкой» стал Nissan Silvia в 1984 году.

Электронно-управляемая подвеска и камера заднего вида (1986/1991)

Компания — Toyota (Lexus)
Модель — Soarer (SC)

Никого в наше время не удивишь и камерой заднего вида, а на многих автомобилях доступен и трехмерный круговой обзор с видом сверху, и проекция направления движения. Впервые же парковочная камера появилась на крышке багажника купе Toyota Soarer 1991 модельного года, а также у премиального «близнеца» — Lexus SC. Как и положено, изображение на мониторе в салоне появлялось в момент включения задней передачи. Но еще раньше, в 1986 году, для серии Z20 Toyota предложила гораздо более значимое техническое решение: на часть тех Soarer устанавливали пневмоподвеску с электронным управлением.

СD-плеер (1986)

Компания — Lincoln

Современные автомобилисты слушают музыку по радио, с флешки, онлайн по интернету или на подкастах. Все больше и больше автопроизводителей отказываются от слота для компакт-дисков. Но в 1986-м бал правили кассетные деки, а потому появление первого в мире автомобильного CD-проигрывателя нельзя не отметить. Первым носителем этого новшества стал шикарный Lincoln Town Car.

Проекционный дисплей (1988)

Компания — Oldsmobile
Модель — Cutlass Supreme Convertible Indy 500 Pace Car

Проекционный дисплей — и до сих пор недешевая опция, которую предлагают в основном для дорогих автомобилей. В наше время уже есть модели, которые умеют отображать не только скорость, но и самые разнообразные данные — навигацию, тахометр, мультимедиа. Первым же автомобилем с head-up дисплеем в 1988 году стал эксклюзивный Oldsmobile Cutlass Supreme Convertible Indy 500 Pace Car, который произвели всего в 50 экземплярах. Двумя годами позже эту опцию предложили и для обычного Cutlass Supreme.

Алюминиевый монокок, навигация и четыре управляемых колеса (1990/1982/1988)

Компания — Honda
Модель — NSX/Accord/Prelude

Honda — известный автомобильный новатор. Одно из самых интересных и смелых решений в те времена, когда еще почти никто не умел работать с карбоном — цельноалюминиевый (!) кузов монокок для суперкара NSX, представленного в 1990 году. При его создании использовалось пять различных сортов крылатого металла. На счету Хонды также выпуск в 1988 году купе Prelude с первой в мире системой механического управления всеми четырьмя колесами. Ну а еще в 1982 году для модели Accord японцы предложили прообраз современной навигации — систему Electro Gyrocator, которая работала без использования GPS, была неточной, но при этом очень дорогой.

Четыре турбины и углепластиковый монокок (1991)

Компания — Bugatti
Модель — EB110

Про две турбины в нашем сегодняшнем обзоре уже было, теперь пришло время рассказать про четыре: в 1991 году французская фирма Bugatti после своего возрождения под руководством Романо Артиоли представила миру невероятный гиперкар ЕВ110 дизайна Марчелло Гандини, который при цене почти в миллион долларов был мощнее (553 л.с., 611 сил в версии SS) и быстрее (3,46 секунды до «сотни», максималка — 342 км/ч) Ferrari F40. Не в последнюю очередь в этом и есть заслуга четырех турбин, которые помогали выдающемуся двигателю авторства конструктора Паоло Станцани — V12 с углом развала 60°, пятью клапанами на цилиндр и возможными оборотами выше 8000! Помимо первого квадротурбомотора ЕВ110 знаменит тем, что стал первым автомобилем с кузовом в виде монокока из углепластика.

Двигатель — часть силовой структуры кузова (1995)

Компания — Ferrari
Модель — F50

А вот решение, которое в «серию» пришло прямиком из гонок, той же Формулы 1. К 1995 году уже не один десяток лет конструкторы гоночных автомобилей использовали двигатель как элемент силовой структуры кузова. Для чего? Чтобы сделать машину более легкой и компактной, а также лучше развешенной по осям. Но эта технология оставалась недоступной обычным смертным, пока в 1995 году не появилась на суперкаре Ferrari F50 с установленным в базе атмосферным двигателем V12 (517 л.с.), намертво закрепленным с карбоновым монококом. Для максимального снижения массы повсеместно использовались композитные материалы — углепластик, кевлар и полиамидные соты. В результате автомобиль весил всего 1230 кг и разгонялся до 100 км/ч за 3,8 секунды.

Common Rail (1997)

Компания — Alfa Romeo
Модель — 156 JTD

На данный момент именно система впрыска топлива Common Rail для дизельных двигателей легковых автомобилей считается самой распространенной и эффективной. Принцип ее работы таков: к отдельным форсункам от общего устройства высокого давления — единой топливной рампы — подается горючее. Опыты с Common Rail ставили еще в 1960-х годах, но лишь в 1997 году итальянцы из Alfa Romeo внедрили эту разработанную фирмой Bosch систему на модель 156 JTD.

Ассистент на спуске (1997)

Компания — Land Rover/Bosch
Модель — Freelander

Почти на каждом кроссовере сейчас найдется какой-нибудь переключатель, «колесико» или кнопочка, позволяющие выбрать наиболее подходящий — по мнению электроники — алгоритм движения по бездорожью. У кого-то таких алгоритмов больше (для разных условий), у кого-то меньше. Для 90-х же это было роскошью, и даже систему под названием Hill Descent Control, ограничивающую максимальную скорость при движении под гору, компания Bosch разработала для Land Rover Freelander первого поколения лишь в 1997-м. С тех пор HDC — не только неизменный атрибут абсолютно всех моделей Land Rover и Range Rover, но и клавиша, которую можно встретить почти на любом полноприводном автомобиле.

Адаптивный «круиз» и бесключевой доступ (1998)

Компания — Mercedes-Benz
Модель — S-klasse

Открыть без ключа сейчас можно и Солярис — опция стала мейнстримом даже для совсем бюджетных моделей. Впервые же эту столь удобную возможность предложила в 1998 году компания Mercedes-Benz на своем флагмане — седане S-класса в кузове W220. Он же стал первым автомобилем в мире с функцией адаптивного круиз-контроля, правда, без возможности слежения за рядностью движения и старта с места после полной остановки.

Система ночного видения и кресла с функцией массажа (2000)

Компания — Cadillac
Модель — DeVille

Мы уже знаем, что впервые кресла с вентиляцией появились в 2001 году на Saab 9-5 и Lincoln Navigator. А годом ранее американцы из Cadillac впервые предложили для своего люкс-седана DeVille сиденья с функцией массажа. Но отнюдь не эта опция ДеВилля стала сверхпопулярной: несмотря на высокую стоимость системы ночного видения Night Vision в $2250, покупатели буквально смели новинку! Cadillac ожидал лишь 2000 заказов на нее, а получил более 7000. Сейчас лучшие системы ночного видения, на наш взгляд, устанавливают на дорогие комплектации автомобилей BMW, Volkswagen, Audi, Mercedes-Benz и… Cadillac!

LED & «лазерные» фары (2008/2014)

Компания — Audi
Модель — R8 V10 & R8 LMX

Компания Audi известна своей страстью к экспериментам с автомобильной оптикой, «перу» ее инженеров принадлежит целый ряд значимых инноваций. Самая главная из них, безусловно, — начало применения полностью светодиодных фар на серийном автомобиле, которым в 2008 году стало купе R8 в версии с мотором V10. Шесть лет понадобилось Ауди, чтобы взойти на следующую ступень: в 2014 году на новой Audi R8 впервые появились так называемые «лазерные» фары. Разработкой этой технологии занималась известная фирма Osram. В этом же году такая оптика появилась и на BMW i8.

48-вольтовое бортовое напряжение (2015)

Компания — Bentley
Модель — Bentayga

С чем связан столь популярный в последнее время переход многих автопроизводителей на 48-вольтовую бортовую сеть? Основные причины: более эффективная работа гибридной силовой установки, меньшее количество выбросов, а также экономия энергии для все возрастающих потребностей на борту. Ведь электроникой сейчас контролируются не только сложные подвески, но и усилитель руля, «климат», дроссель и турбины и многие-многие другие функции автомобиля. Логично, что для повышения мощности генератора и аккумулятора следует увеличить напряжение в сети. Первопроходцем в деле внедрения 48-вольтовой сети в серийные автомобили стал фешенебельный кроссовер Bentley Bentayga в 2015 году.

Источник: drom.ru