Путевые заметки. Необычный Крым

Доброго времени суток, дромовцы! Решил написать намного о своей поездке в Крым.

В Крыму бывал много раз. Обстоятельно. С отдыхом на пляже и познавательными экскурсиями. В курортный сезон и во время межсезонья. Некоторые места посещал много раз. И всегда там находил что-то новое. По моему мнению, в Крыму всегда есть что посмотреть, есть возможность увидеть несколько под другим углом то, что тобой пройдено, и получить от этого познания удовольствие. К таким местам, посещаемым не единожды, относится Севастополь, Херсонес, Балаклава, Судак, Новый свет, Партенит, да и много других курортных и экскурсионных мест. Описывать все достопримечательности нет смысла.

В этот раз решил проехать по нехоженым мною местам. По востоку Крыма. Об этом и рассказ. В этом повествовании описываю свои личные впечатления, которые (и это естественно) могут не совпадать с мнениями читателей и более опытных путешественников.

Автомобиль: Ниссан Мурано 2018 г.в. с пробегом 60 тыс. км. Экипаж: я с супругой. Время поездки: начало сентября. Место старта — город Ростов-на-Дону. В наличии транспондер, планшет с картами и радар-детектор.

1. Часть первая. Информационная.

Выезд из дома состоялся в 7:30 утра. Помучавшись сорок минут по городским пробкам, наконец-таки выскочили на южный подъезд к городу и на М-4. Естественно, через 5 км платный участок. Этот участок до границы с Краснодарским краем давно доводился до платного уровня, то есть ремонтировался, расширялся, огораживался. Но качество дорожного покрытия едва могу оценить на дохлую троечку. В ограждении дороги большое количество порывов сетки. Местами её даже не устанавливали. Сама дорога в бесконечных заплатках. В моём понимании, за такую дорогу не я должен платить, а мне доплачивать. Ограничение скорости установлено 110 км/ч, что провоцирует на достаточно быструю езду с учётом существующего нештрафуемого порога. Но ямочный ремонт не позволяет ехать с указанной скоростью. Да и в трёх местах на этом участке из-за неровностей полотна на стыках при проезде мостиков через ручьи или просто так стоит ограничение в 70. Естественно, под камерами. Так что надо отслеживать ситуацию.

Интересно, что данный участок наши дорожные специалисты предлагают бесплатно проехать через Ейск. Это в полтора раза дальше, да и за Ростовым, после Овощного, там 40 км практически не дорога, а направление.

К слову сказать. При возвращении через этот платный участок был свидетелем ремонта дороги. А точнее, вляпался в этот ремонт. Дорожники, не мудрствуя лукаво, перекрыли одну полосу на двух участках протяжённостью по 6 км каждый и спокойненько снимали асфальт в метрах двухстах от первого знака. Так и тащились все машины в колонне все 6 и ещё 6 км со скоростью 30 кмчас. Кажется мне, что при ремонте дорожного полотна, когда скорость и порядок движения ограничивается до неприличного, на данном участке плату надо хотя бы не брать нашим ненасытным.

Проехали без приключений знаменитый пост ДПС на границе Краснодарского края.

Далее платные участки до Краснодара. Покрытие дорожное несколько лучше, но до отличного не тянет. Везде ограничение 90.

В самом Краснодаре зависли в пробке ещё на 40 минут. Непобедимый Западный объезд ремонтировался активно, так что проехать было сложно.

При подъезде к Славянску-на-Кубани я совершил непростительную ошибку. Решил поехать через город. В силу того, что при въезде в Славянск активно развивается рынок и рядом с ним стыкуется дорога через Полтавку (это бесплатный объезд платных участков и Краснодара), я завис там на час. Так что лучше по объездной вокруг Славянска прокатиться.

Дорога до Темрюка вполне хорошая. Несмотря на загруженность и однополосность задержек нет.

Пообедали в придорожном кафе «Помпончик» слева по ходу движения на 72-м км. Многие там останавливаются перекусить. Но большинство всё-таки достают свой провиант и просто используют инфраструктуру заведения. Видимо, это правильно, ибо мы не получили удовольствия от обеда. Качество явно не на высоте.

За Стрелкой, от развилки на Анапу, ремонт дороги. Точнее дорогу строят новую, но по старому тракту. Протяжённость ремонта около 15 км. Используемая часть достаточно сносна, ехать можно, но очень часты небольшие заторы. Ездил там в марте, изменений в строительстве немного. Не думаю, что к новому летнему сезону она откроется. Виадуки через неё ещё не готовы, но отсыпаны и опоры стоят. Радует то, что рядом со строящейся дорогой всё растёт как на дрожжах: кафе, заправки Роснефти, Лукойла, площадки для торговли. Уже многое работает, но подъехать из-за ремонта дороги сложно.

Далее и до Крымского моста — хайвей. Дорога отличного качества. Камеры фиксации присутствуют в достаточном количестве. В связи с этим и гонщиков на этом участке мало.

За три километра до въезда на мост заправка Лукойл. Солидная. На 10 двухсторонних колонок. Традиционно заправки этой фирмы обладают качественной и чистой инфраструктурой. Но из-за того, что всем перед въездом в Крым надо заправиться, купить кофе, бургер, и прочее, там можно простоять в очереди достаточно много времени. Я был четвёртым в самой короткой очереди, но в силу того, что передо мной чел не сильно торопился с оплатой, даже после закрытия его бака я простоял минут 15, так как за мной была уже толпа машин и выехать на другую колонку было невозможно. Люди!!! Заправляясь — заправляйтесь. Отъезжайте. Там отличная и большая стоянка. А затем идите есть, пить, звонить, счета пополнять и другими делами заниматься.

Мост впечатляет. Многие проезжающие испытывают разные ощущения. Проплывая на железнодорожном пароме из порта Кавказ в Керчь, куда мой Запор 968М заехал для переправы в далёком 1984 году, я испытывал восторг. Не меньший восторг я испытывал, проплывая на малых, почти каботажных паромчиках на своих Аккордах. Проплывая пролив на греческих солидных морских паромах вместе со своей CR-V. Пролетая там на вертолётах. И сейчас не меньший восторг вызывает проезд там по мосту. Поэтому я, как и многие водители, ставлю 80 и еду. Еду, наслаждаясь островом Тузла, великолепными видами моря, берегов и этой величественной конструкцией.

Несколько слов о трассе «Таврида».

Пожалуй, в нашей стране мало таких дорог, которые могли бы составить конкуренцию по качеству этой трассе. Ну, подъезды к Москве, ну Воронежские новоделы с их знаменитыми ограничениями в 130. М-11. Есть ещё кое-где. Но «Таврида» — это образец на данном этапе развития дорожной сети нашей державы.

Дорога проложена вне населённых пунктов. Изредка она проходит рядом с ними, но отгорожена от них солидными шумоизоляционными конструкциями. Так что в совокупности с отличным качеством полотна это — большой плюс для водителей. Через трассу перекинуто более 40 мостов и пешеходных виадуков. Лично мне показалось, что большинство из них ниоткуда ведут в никуда. Нет в тех местах, где они в большинстве своём установлены, населённых пунктов, полей и пашен. Степь и солончаки. Глазу не за что зацепиться. Исключение составляет только район Белогорья.

На всей трассе нет заправок, базарчиков, кафешек и пр., что мешает проезду. Только несколько стоянок с туалетами. В марте, когда дорога ещё не была сдана и всех собирали в одну полосу с ограничением в 60, на стоянках были расположены контейнерные заправки. Сейчас их нет. Пусто. Остались только сиротливо стоящие на трёх съездах автомобили с камерами контроля скорости. Но их места засад давно обозначены на всех навигаторах и антирадарных программах. Кстати, это тоже не есть хорошо, ибо позволяет некоторым ассам гонять свои болиды на скоростях 180 и выше. Особенно неприятно, когда парочка безбашенных устраивает гонки, пытаясь непонятно что непонятно кому доказать. Услышал по местным информационным программам, что Аксёнов обещает к весне установить 42 камеры контроля. Наверное, это правильно. Так как букетов на обочинах уже достаточно много. Видимо, местами размещения камер и будут мосты и виадуки.

Удивил тот факт, что практически все пешеходные виадуки в сентябре интенсивно начали оборудовать крышами для пешеходов, плафонами освещения и…. ЛИФТАМИ !!! Видимо, местному барашку или телку в чистом поле без лифта никак нельзя. Эх, Россия! Зато на М-4 при подъезде к Ростову со стороны Москвы организовали 4 (!!!) светофора. Соответственно, четыре пробки. Денег на виадук нет. Но зато губернатору под стрелку и красный на встречке легче домой попасть.


Один из немногих памятников на трассе.

2. Часть вторая. Информационно-познавательная.

Приехали на место размещения вечером. Поужинали и баиньки. Несколько дней было выделено на отдых в городе Саки. Город-здравница. В нём, в принципе, смотреть особо и нечего, всё на уровне благоустроенной деревни. Есть несколько знаменитых санаториев для профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательной системы. Огромное количество жилья для сдачи нуждающимся, но не попавшим в санатории. В центре города традиционно располагается собор православный. Рядом — слабенький рынок с сильненькими ценами. Заброшенный городской парк, который имеет славную историю, достаточное количество различных неухоженных скульптур и памятников, заканчивающийся развалинами одноэтажных лечебных корпусов позапрошлого века. Но там, на окраине, есть так же знаменитое целебное Сакское озеро. Точнее каскад озёр. Образовавшееся в устье древней реки огромное озеро, поверхность которого находится ниже уровня моря на 4 метра, обладает целебными свойствами. Грязь помогает лечить заболевания суставов. Рапа — заболевания кожных поверхностей и ряда других заболеваний. Поэтому это место пользуется заслуженной славой у людей, желающих поправить своё здоровье. На берегу этого озера уже более 180 лет существуют лечебные учреждения. Основателем лечебных заведений является генерал от инфантерии Н.Н. Муравьёв-Карсский. Тот самый, который умудрился рассориться и с Барятинским, и с Ермоловым. В Вики о нём достаточно много и интересно написано.

После появления родников в верхней части Сакского озера и начавшегося его опреснения, озеро разделили в 1904 году на более пресноводную, буферную, используемую и резервную части.

Глубина озера не более 80 см. Толщина целебного грязевого слоя достигает 4 метров , а под ним 4-8 метровая соляная линза. Насыщенность рапы составляет 40%, что, в общем-то, сопоставимо по качеству воды с Мёртвым морем. У нас с супругой в планах на май этого года было посещение Эльтона и Баскунчака, но самоизоляция их (эти планы) подкорректировала. Так что пришлось совместить посещение солёного озера в Саках с посещением Тарханкута.

К сведению, крайне не рекомендуется купание в опреснённой части озера. В силу опреснения грязевое дно стало очень аморфным и выбраться из грязи на берег достаточно сложно.

В Саках в 1945 году после перелёта размещались делегации стран-союзников перед Ялтинской конференцией.

Хоть табличка и установлена, но ни Рузвельт, ни Черчиль в указанных местах не ночевали. Там размещались пилоты самолётов и технический персонал.

Церковь пророка Илии в Саках. Построена она в начале прошлого века. Колокольня — в конце позапрошлого. В целом состояние весьма хорошее. Когда заболел коронавирусом мой друг и переносил болезнь в тяжёлой форме, я ходил туда, литургию во здравие заказывал.

На берегу озера находится наблюдательная станция. Задачей её является контроль за состоянием озера. Построены каналы с моря и с пресноводной части озера. В зависимости от уровня солёности в озеро добавляется либо пресная, либо морская вода.

Озеро вечером красиво. Вода чистая и на фото видно, насколько она тяжела. Набережная в стадии реконструкции. Со слов местных жителей, уже более 5 лет. Конца и края этой реконструкции не видно. Но ущерб виден — это вырубленная оливковая роща вдоль побережья.

Развалины лечебных корпусов в городском парке.

Днём ездили на морской пляж в село Новофёдоровку. От Саки до пляжа 5 км. Саму Новофёдоровку язык не поворачивается назвать селом. Отдых там есть разнообразный. Всё зависит от размера кошелька. В селе много одно-, двух-, трёх- и более этажных минигостиниц. Во дворах парковки, бассейны и прочая атрибутика для отдыха. На основной улице достаточно много столовых, кафе и других мест для питания. Базарчики вдоль подъездной пыльной дороги помогают разнообразить меню отдыхающих запылёнными и дорогими фруктами и овощами. От гостиниц до пляжа метров 400 пешком. Пляж — безразмерный. На пляже более 200 бунгало (это на местном сленге). На день стоимость бунгало 1000 руб. До обеда — 600. В аренду есть лежаки, зонты. Пляжные покатушки есть на всём, что пожелает душа. Прямо на пляже есть домики для проживания. В сентябре на двоих домик без удобств — 1500 (удобства на улице. Но чисто). Домик с удобствами 2500. В двухэтажном домике со всеми удобствами номера от 3500 до 4000. Оборудование стандартное. Интересно, что столь непритязательное жильё было забронировано до 27 сентября на 100%.

Двухэтажные, более дорогие домики. На переднем плане — «бунгало»:

Одноэтажные, более дешёвые, домики с «бунгало» на фоне пляжа. Вдали виден пирс. К нему с близлежащих населённых пунктов ходят рейсовые автобусы.

Вода в море тёплая и чистая. Пляж полностью песчаный и хорошо убирается. Купаться — одно удовольствие.

Несколько раз ездили на косу Евпаторийскую. Там пляжи делятся в зависимости от приоритетов. Есть места для кемперов. Для любителей отдыха в палатках. Для просто проезжающих мимо. Для водителей фур. И так далее. Но нам больше понравилось в Новофёдоровке.

12-13 сентября посвятили поездке на Тарханкутский полуостров. Расстояние до основных туристических мест от Саки — около 100 км. Это наименее посещаемая часть Крыма. Там нет больших населённых пунктов. Там нет никаких производств. Там нет рек. Поэтому вода в тех местах наиболее чистая. Судя по номерам и количеству попутных и встречных машин, путешествие туда и отдых в тех местах набирает обороты.

В старые добрые времена жизнь в тех местах была тяжела. Отсутствие питьевой воды, тяжелый климат со степными ветрами наложили свой отпечаток на промыслы местных жителей. В основном было развито рыболовство и животноводство. Из-за этого жители были освобождены от налогов. Ханами им выдавались тарханные грамоты, которые являлись свидетельством об освобождении от налогов. Поэтому полуостров получил название, которое сочетает крымско-татарское слово «тархан» и древнеславянское слово «кут» — угол.

Но и сейчас цивилизация не сильно изменила уклад жизни людей. Жители небольших посёлков тем и занимаются, чем занимались предки 100 и более лет назад. Исключение составляет только прибрежная полоса, которая целенаправленно ориентируется на туризм. Но этот бизнес недолог. Как сказал мне один предприниматель, с сентября по май у них «дикий Запад». Ну и изменения, естественно, есть ещё и в вопросах налогообложения.

На территории полуострова есть шесть особых природоохраняемых зон. Перечислять не буду. Но степную зону с солончаками посмотреть интересно.

Дорога в Черноморское (это первый пункт поездки) за Евпаторией плохенькая. Есть местами следы текущего ремонта. Но они немногочисленны. Тем не менее, разрешённую скорость держать можно. Быстрее ездят редкие водители, которым подвеску не жаль. Заправиться лучше в Евпатории или рядом.

Сам посёлок Черноморский мне понравился. Чистый и аккуратный. Подъезд к нему, а также все близлежащие старые дороги недавно отремонтированы, а вновь созданные дороги — практически идеальны.

В Черноморском мы хотели побывать на раскопках древнего города Калос Лимен. Это один из двух известных полисов на территории Крыма. Его построили греки-иониты. Видимо, персы создали им в то время (четвёртый век до н.э.)невыносимые условия жизни на территории древней Эллады. Вот их и потянуло на северА.

Но, несмотря на субботний день, нам так и не удалось зайти на территорию и попасть на экскурсию. Многие пишут в интернете слова благодарности этому заведению за экскурсии по тем раскопкам. Видимо, для нас звёзды не сошлись в тот день. Вся территория огорожена металлической сеткой. Вагончик закрыт. Машины археологов стоят у входа. Землю ковыряют.

С подобного рода музеями я знаком. В пример можно поставить знаменитый Танаис. Там для посещения сделаны мостки, по которым экскурсанты ходят семь дней в неделю с 9 до 18 часов. Это не мешает проводить раскопки, изыскания, да и сохраняет эти места от желающих утащить камень или травку с охраняемого законом места.

Пляж в Черноморском чистый и ухоженный. В общем, отдыхать там можно, но, видимо, это место для любителей чистой воды и удалённости от цивилизации.

Следующим местом посещения была Оленевка. К моему удивлению, в Оленевке также большое количество мест для размещения отдыхающих. Пляжи хорошие и просторные. Но отдых там специфический. Из-за открытой местности в тех местах достаточно часто дуют сильные ветра. Поэтому там рай для сёрферов и других любителей экстремального отдыха. Места размещения различны по качеству и содержанию. Есть даже в чистой степи на берегу и не на берегу вот такого плана:

Или такого:

В Оленевке расположен знаменитый Тарханкутский маяк (их таких два в Крыму). Маяк построен из инкерманского белого известняка в 1816 году. Высота маяка 38 метров (в некоторых источниках — 42). В Вики о нём достаточно информации. Место весьма посещаемое. Сфотографироваться без присутствия в кадре посторонних сложно. Но сам маяк огорожен и находится на территории воинской части, поэтому подойти к нему практически невозможно. Наверное, это хорошо, т.к. нет надписей «здесь был Вася». Экскурсии на маяк есть, но с организованными группами. Рядом с маяком оборудован дикий спуск на дикую пристань. Оттуда за 500 рублей на неплохих лодках с достаточно сильными моторами местными аборигенами организованы водные экскурсии по природным достопримечательностям прибрежной зоны.

Тарханкутский маяк.

Но мы поехали дальше, у нас сначала автомобильная прогулка по побережью.

Надо сказать, что новые дороги протянуты практически к берегу. Но природоохранное законодательство запрещает строительство ближе 200 метров (а может и больше) к берегу. Поэтому вдоль побережья идёт грунтовка, а точнее десяток наезженных дорог и протоптанных тропинок. Заблудиться там невозможно, ибо все памятные места и достопримечательности находятся в пределах прямой видимости. Людей и транспорта было много. Точнее очень много. У всех разные пристрастия и интересы. Кто проходил весь маршрут пешком. Кто его преодолевал на велосипедах. Но подавляющее большинство на машинах. Дороги по побережью везде проходимы. Но пузотёркам местами сложно из-за торчащих камней. Тем не менее, никого эти проблемы не останавливают. Но для всех без исключения путешественников серьёзной проблемой является пыль. Клубы белой пыли просто огромны. А из-за большого количества машин всё побережье представляет собой бесконечное количество пылевых хвостов. После посещения этих дорог толщина слоя пыли на машине такова, что цвет всех машин становится одинаковым.

Останавливаться и любоваться открывающимися видами, чистотой воды, красотой гротов и заливов можно бесконечно. Высоты обрывов колеблются от 30 до 40 метров над уровнем моря.

Мыслитель. Сердце Тарханкута:

Около рыбацкого стана:

Рыбацкий стан — одна из достопримечательностей побережья. К нему из Оленевки ведёт отличная асфальтированная дорога. Мы же приехали по побережью. Территория рыбацкого стана огорожена. Вход 50 рублей. Оплатить можно в кассе. Но и охранник на входе с удовольствием оплату принимает тоже. На территории располагается часовня, отличное кафе с великолепным морским меню (достаточно дорогие ценники) и музейчик. Сделан спуск к воде, а там далее можно пробраться без особых усилий в пещеру Нептуна. С удовольствием на Рыбацком стане можно провести несколько часов. Около самого стана большая стоянка. Рекомендую стан посетить. Нам понравилось и посещение, и открывающиеся виды, и обед.

От Рыбацкого стана вдоль побережья можно проехать к Чаше Ллюбви. О ней написано много. И многие влюблённые стремятся к этому месту, чтобы прыгнуть вместе в воду, держась за руки.

Грот у рыбацкого стана:

Часовня на Рыбацком стане:

Рядом со станом расположено место для любителей дайвинга. Это место паломничества профессионалов этого дела, любителей и тех, кто впервые решился на погружение. Сюда стекаются они в огромном количестве. База подготовки, места отдыха, снаряжение на прокат, инструктора — всё к Вашим услугам. Чистота воды, удобные места для погружения и, самое важное!!! здесь находится знаменитая подводная галерея. Это более сотни различных скульптур и других объектов, расположенных на глубине до 12 метров специально для этого вида вливания адреналина в кровь. Так что интересующимся на заметку.

Морская часть прогулки тоже интересна. Начинается она с посещения затонувшего турецкого сухогруза, который перевозил стальные заготовки. Видимо, в шторм маяк ему был не виден с расстояния менее мили. Поэтому он так рядом с ним и остался. Судно принадлежит турецкой компании, приписано к порту турецкому. Команда была со всего мира (к счастью, вся спасена). Затонуло в территориальных водах Украины. Находится в территориальных водах России. Ни один суд не берётся определить его дальнейшую судьбу. Так что доставлять радость морским путешественникам эта затонувшая посудина будет ещё долго.

С воды очень интересно посетить различные гроты, в которые катера заходят на радость путешественникам. Названия их, что свойственно всем без исключения курортным местам, очень звучные и громкие. Грот любви. Пещера Нептуна и т.д. Точно такие же названия носят и различные скалы. В целом морская прогулка оценивается положительно. С моря интересно посмотреть всё на ту же Чашу Любви, скалу Крокодил и другие природные памятники.

Но нам более всего понравился проезд по самому длинному гроту на территории страны. Впечатляет. Длина около 80 метров.

Чаша любви с моря.

В общем, не удивительно, что многие фильмы с красивыми морскими сценами и видами снимались именно здесь. Среди них и «Человек-амфибия».

На окраине Оленёвки есть и соляное озеро, практически с теми же полезными свойствами, что и у Сакского озера. Частично оно высохло и представляет собой отличную поверхность, где автолюбители могут проявить свои драйверские способности. Ранее я удивлялся, почему для установления рекордов скорости выбирают дно высохшего соляного озера. Теперь убедился, что ровнее и качественнее покрытия в мире не существует.

На этом наше знакомство с Тарханкутским полуостровом закончилось. Но там ещё много чего есть посмотреть. Поэтому — до свидания, Тарханкут. До новых встреч.

Следующие несколько дней были посвящены Евпатории. Интересный город. Интересные памятники и памятные места.

Мы с Вами живём в государстве, история которого насчитывает около (спорить не будем) 1200 лет. А этому городу более 2500 лет. Основан он греками в виде полиса Керкинитида в четвёртом веке до н.э. Просуществовал в этом статусе около восьмисот лет. Несколько раз за этот период был оставлен на милость победителей — скифов. Причём заключались договора, что его не будут разрушать. И скифы обещание держали. Возвращались греки. Вновь изгонялись. Заключали греки союзы с древним Римом и вновь возвращались с помощью союзников. Но скифов окончательно изгнал правитель Понтийского царства Митридат шестой Евпатор, который рядом основал в первом веке до н.э. крепость Евпаторион. Затем всеми узнаваемые ныне печенеги с половцами там хозяйничали. Но пришла орда, и там же благодаря султану Мехмеду второму основали в 15 веке город Гезлев. Затем ряд войн с турками и англо-турками. Признание ими независимости Крыма. Затем опять войны. Признание турками Крыма в составе Российской Империи. Знаменитые Куйчук-Кейнаджирский и Бухарестский договоры. Но… Хватит истории. Екатерина переименовала город в Евпаторию. И вот мы в составе государства имеем город старший, чем страна, более чем в два раза.

К сожалению, набережная находится на ремонте. Ездить особенно не хотелось. Поэтому основной упор был сделан на Малый Иерусалим.

В самОм этом месте можно провести несколько дней и много чего увидеть и узнать.

Из намеченных планов не получилось побывать только в синагоге из-за постоянно проводимых там религиозных праздников. Но стена плача, каширное кафе «Йошкин кот» (кстати, совсем не пользующееся популярностью) и несколько сопутствующих мест удалось посмотреть.

Наибольшее впечатление на нас произвели кераимские кенасы (действующий храмовый комплекс). Место это посещали все российские императоры (кроме Павла). Честно говоря, до посещения этого места я не имел, к своему стыду, представления об этой интересной и достойной внимания религии и представителям этого народа, внесшим, несмотря на катастрофическую малочисленность, огромный вклад в государственность стран проживания. В дореволюционное время в паспортах указывалось вероисповедание кераимсткое. После революции религиозный термин «кераим» перешёл в этноним и стал записываться в графе «национальность».

Ханы крымские, Императоры российские, советская власть указами, грамотами и законами освобождала кераимов от воинской повинности, давала им тарханные грамоты и освобождала от налогов. Но кераимы всегда добровольно шли служить и всегда показывали многим пример доблестного служению государству. В качестве примера можно привести «контратаку Тапсашара».

Вход в кераимские кенасы.

Ядро в стене храма времён войны.

Внутренний дворик

При посещении кенас надо внимательно относиться к покупкам билетов. Билеты продаются непосредственно на экскурсию внутрь комплекса. И заодно впаривают билеты на экскурсию в музей. В музее (небольшая комната с различными предметами старины) особо смотреть нечего. Разве что только оригинал свитка Торы. Но это на любителя.

А вот что стоит посетить, так это кафе внутри кенас. Качество пищи там на высоте. Но и очередь всегда присутствует. Экскурсионное обслуживание в кенасах на высочайшем уровне. Обе экскурсии — 800 руб. с человека.

На втором месте по привлекательности я бы отметил собор Николая Чудотворца. Собор представляет собой миникопию собора Святой Софии в Константинополе, который благодаря усердиям Эрдогана приобрёл не так давно статус мечети. Это самый большой собор на территории полуострова. В строительстве этого храма принимали участие все общины: и кераимы, и старообрядцы, и татары, и иудеи, и православные, — в общем, все, кто проживал в то время в Крыму. Стоимость собора составила 179000 рублей. Специально написал цену, чтобы можно было сравнить с ценностью нынешних денег. Построен он был в честь победы над франко-англо-турецкими войсками. В ограде, на стенах и куполах размещены три вида крестов: георгиевские, византийские и православные.

Посещение собора — бесплатное.

Очень понравилась экскурсия по мечети Джума-Джами, основанной в 1522 году. Это самая большая действующая мечеть Крыма. Два минарета, купол 32 метра. Не буду описывать всё, но на некоторые моменты обращу внимание читателей.

Поразили нас две могилы пашей (турецких генералов) погибших в русско-турецкую войну 1850-1856 годов. Точнее, поразил сам факт их существования. Подобное отношение к врагу со стороны Империи, советской власти, нынешней, назовём её демократией, достойно уважения, хотя мы сейчас сталкиваемся с абсолютно противоположными действиями к нашим погибшим героям со стороны даже «неврагов» (написанному слитно — верить). Эти захоронения пашей не где-то за углом, а прямо перед фасадом мечети. Слева — захоронения других, менее важных чинов всё той же войны.

Вызвала положительные эмоции и сама экскурсия. Молодой послушник (?) спокойно, внятно и вполне достоверно рассказал историю мусульманства в Крыму, историю мечети. Предоставил возможность провести видеосъёмку. Экскурсия бесплатна. Но перед посещением есть некоторые правила поведения.

К примеру, такие

Экскурсии проводятся каждый час с 10 утра.

Больше не буду утомлять читателя историческими местами Малого Иерусалима, но скажу, что достойны внимания и турецкие бани, просуществовавшие с 16 века до 1987 года, и текие дервишей (экскурсии проводятся так же ежечасно), и древние ворота Гезлёва, и многое другое.

Текие дервишей.

В музее этого заведения есть интересная карта с прежними названиями населённых пунктов. Стоимость посещения — 400 руб. Но экскурсовод у нас был крайне примитивен и немногословен. Очень чувствовалась обида и затаённая злость.

Среди многих других достопримечательностей Евпатории отмечу лишь одно — это раскопки на месте расположения старого города Керкинитида. Развалины интересны и доступны практически всем. Расположены они под стеклянным куполом вблизи исторического музея города. А вот сама экспозиция музея — на любителя. При входе в музей посетителей встречают пушки времён крымских войн.

Образца 1889 года.

Вот такая поездка по незнакомым для нас местам.

Обратная дорога прошла тем же маршрутом, с тем же пробегом. Можно было бы проехать по бесплатной трассе от Славянска-на-Кубани через Полтавскую, Тимашевск, Каневскую, Ленинградскую. Ездил там не раз. Дорога отличная, мне кажется, что она даже качественней платной трассы. Но осенью слишком плотный трафик. Особенно увеличивают время поездки зерновозы, так называемые «хомячки», КАМАЗы с прицепами, которые идут по 2-3-4-5 поездов вместе и со скоростью 50-60 км/час. По 40 тонн везут зерно для погрузки на суда для вывоза за границу. Время получается практически то же самое, хотя протяжённость поездки уменьшается на 70 км. Я выбрал платный, более протяженный и более спокойный путь.

Стоимость проезда по платным участкам М-4 от Ростова-на-Дону до Краснодара составляет на трёх участках 51, 119 и 170 рублей в одну сторону.

Общий пробег с учётом всех поездок на экскурсии, посещение Тарханкута, пляжные поездки составил 2100 км. Средний расход топлива — 8,7 литра на 100 км. Стоимость бензина с картой Транснефти на её заправках 45,60 (с учётом скидок) и в силу использования кэшбека Альфа-банка расходы на бензин ещё уменьшились: возврат 5% от стоимости расходов на бензин, начисляемого 10 числа следующего месяца.

В Крыму заправки подороже. Стоимость составляла около 52 рублей за литр.

Экскурсии обошлись в 5700 с учётом яхтинга.

Всем хороших дорог и интересных поездок!

Дром

Источник: travel.drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *