Спорт. Десять пилотов, которые прошли самый долгий путь к своей первой победе

После Гран-при Сахира, принесшего долгожданную победу мексиканцу Серхио Пересу, мы решили сделать подборку, посвященную самым долгим сериям без побед в Формуле 1.

История Формулы 1 — это целая коллекция разных судеб, случаев и рекордов, и карьера пилотов складывается по-разному: к кому-то победы приходят сразу, а кому-то предстоит пройти долгий путь, прежде чем впервые подняться на подиум.

До Гран-при Сахира-2020 мексиканский пилот был одним из тех, кто, несмотря на подиумы в гонках, так и не мог ни разу завоевать победу, хотя несколько раз и был буквально на волосок от нее.

Его невероятный прорыв с последнего места в пелотоне после столкновения с Шарлем Леклером и выигранный благодаря стечению самых неожиданных обстоятельств Гран-при положили конец серии без побед и установили своеобразный рекорд по самому долгому ожиданию первой победы в карьере. До этого момента Перес провел в Формуле 1 десять сезонов (семь из которых — за команду Force India, переименованную затем в Racing Point), совершил 189 стартов и лишь в 190-й раз сумел выиграть свою самую первую гонку.

Предыдущий рекорд был установлен Марком Уэббером, который одержал первую победу на своем 130-м Гран-при — в Германии в 2009 году. А вот другой довольно печальный рекорд по серии Гран-при без единой победы принадлежит гонщику Андреа де Чезарису: он выходил на старты 208 раз и так ни разу и не победил.

Мы предлагаем вам список самых долгих серий без побед, в котором учитываются только те Гран-при, где пилот выходил на старт гонки.

 

10. ЖАН АЛЕЗИ

91-й старт — Гран-при Канады 1995 г.

Наверняка все фанаты Формулы 1 помнят то знаменитое сражение Жана Алези с Айртоном Сенной на Гран-при США в 1990 году. Его уверенное лидирование на протяжении 30 кругов, дальнейшая борьба за первую позицию с Айртоном Сенной, а затем и первый подиум в карьере демонстрировали, что победа не за горами и этот пилот сумеет добиться успеха, но путь на вершину занял еще много лет. Ожидание победы заняло еще долгих пять лет — почти все то время, что он выступал за Ferrari. Каждый раз в Скудерии что-то случалось: то машина не ехала, то возникали механические проблемы. Подиумы были, но сходов было намного больше, а вот победа так и не шла.

К моменту старта на Гран-при Канады 1995 года Алези уже завоевал в общей сложности 15 подиумов, а также лидировал в восьми гонках. В тот день квалификацию вновь выиграл Михаэль Шумахер на Benetton-Renault, а Алези стал только пятым, но фортуна вернула ему долг. Проблема с электроникой вынудила Михаэля Шумахера заехать в боксы, где он провел долгое время на замене руля и регулировке машины и вернулся на трассу лишь седьмым. Это позволило Жану Алези, шедшему на тот момент вторым, перехватить лидерство и возглавить гонку. Шумахер пытался нагнать отставание, но финишировал лишь пятым.

Жан Алези пересекал финишную прямую, едва сдерживая слезы. Это победа стала для него первой и единственной за всю карьеру в Формуле 1.

Как сложилась карьера в дальнейшем

Алези еще дважды поднимался на подиум в цветах Ferrari, прежде чем окончательно покинул команду в том же 1995 году. Два последующих сезона в «Бенеттоне» принесли ему множество подиумов и поул-позицию, но он так и не смог завоевать больше ни одной победы.

Последние четыре года его карьеры оказались наименее результативными: огромное количество сходов и лишь одно третье место за Sauber в 1998 году. Свою последнюю гонку за Jordan он провел в 2001 году, после чего перешел в серию DTM.

 

9. ТЬЕРРИ БУТСЕН

95-й старт — Гран-при Канады 1989 г.

К тому моменту, как в 1989 году Тьерри Бутсен подписал контракт с Williams, заменяя перешедшего в Ferrari Найджела Мэнселла, он уже сделал неплохую карьеру в Формуле 1, семь раз поднимаясь на подиум за Benetton и Arrows.

У Бутсена была репутация стабильного гонщика, не хватающего звезд с небес, и его карьера в Williams началась так же — стабильно, но без блеска. Про него в те времена говорили, что сколько бы лет он ни выступал в Формуле 1, но вряд ли хоть однажды сумеет одержать победу.

Однако у Бутсена было довольно много талантов, и один из них — умение выступать под дождем. Две из трех его побед в Формуле 1 были одержаны именно в дождевых гонках, и первой в этом ряду стала Аделаида 1989 года.

Интересно, что в итоге не столько он сам выиграл эту гонку, сколько другие пилоты ее проиграли по разным причинам — кто-то из-за механических проблем, а кто-то из-за дисквалификации, в том числе и на сумбурном старте. Ален Прост сошел уже в самом начале гонки из-за проблем с подвеской, Герхард Бергер — с ремнем генератора, Никола Ларини — из-за электрики. Айртон Сенна провел сложную гонку, возглавил пелотон и долго лидировал, пока на 67-м круге не вынужден был сойти после отказа двигателя.

Тьерри Бутсен, шедший к тому моменту на втором месте и обогнавший своего товарища по команде Риккардо Патрезе, перехватил лидерство и удержал его до самого финиша, заработав максимально возможные девять очков.

Как сложилась карьера в дальнейшем

В отличие от Алези, Бутсен еще дважды поднимался на высшую ступеньку пьедестала, однако это не помогло ему в дальнейшем сохранить контракт с Williams. Он выступал за них еще сезон, вплоть до 1991 года, а затем перешел сначала в Ligier, а затем в Jordan. За оставшиеся три года своей карьеры в Формуле 1 ему удалось еще только раз финишировать в очках.

 

8. МИКА ХАККИНЕН

96-й старт — Гран-при Европы 1997 г.

К этому моменту Мика Хаккинен уже провел семь сезонов в Формуле 1 и последние пять лет выступал за команду McLaren. Именно с McLaren он завоевал 15 подиумов, но первый поул смог взять лишь в 1997 году в Люксембурге, правда, финишировать в той гонке ему не удалось. Всего же, с учетом дисквалификации в Бельгии, он не смог закончить ровно половину из всех Гран-при, в которых стартовал в том году.

Несколько раз победа буквально ускользала из его рук, и самым обидным стал Гран-при Великобритании в Сильверстоуне, где во время лидирования на McLaren-Mercedes Хаккинена за шесть кругов до финиша отказал двигатель.

Финальный этап сезона в Хересе проходил при максимально неблагоприятных для Хаккинена обстоятельствах, так что даже представить, что у него получится победить, было невозможно. Ненадежная машина плюс сражение двух сильнейших соперников за титул — Вильнева и Шумахера — явно свидетельствовали не в пользу Хаккинена. Дополнительным обстоятельством было и негласное соглашение между McLaren и Williams, по которому McLaren соглашались не мешать Жаку Вильневу в его борьбе за титул с Михаэлем Шумахером. Но именно это сражение за титул и подарило в итоге первую победу Мике Хаккинену.

Тот Гран-при запомнился сразу несколькими событиями, и прежде всего — тремя одинаковыми временами в квалификации у Шумахера, Вильнева и Френтцена. Еще одним событием стала знаменитая авария между Вильневом и Шумахером, когда судьи обвинили Михаэля в преднамеренном таране соперника на 48-м круге и впоследствии лишили немецкого пилота как второго места в чемпионате, так и всех очков в сезоне.

После того тарана Шумахер не смог удержать машину и в результате аварии сошел, а вот Жак Вильнев остался на трассе. Во время гонки еще было неизвестно о дисквалификации, и Вильневу, который на тот момент проигрывал Шумахеру всего одно очко, достаточно было финишировать пятым, чтобы взять титул.

Так или иначе, но его машина пострадала в аварии и темп в гонке снизился. На финальном круге Вильнев решил не рисковать и пропустил вперед нескольких соперников, в том числе и Хаккинена, для которого эта победа стала первой в карьере.

Как сложилась карьера в дальнейшем

Для Мики Хаккинена это победа не стала самой яркой или запоминающейся, что финский гонщик и доказал впоследствии целой серией побед и двумя титулами в чемпионате. Всего за свою карьеру спортсмен завоевал 20 побед, 51 подиум и взял 26 поулов.

В 2001 году, когда наступила эпоха господства Ferrari и Шумахера, Хаккинен решил взять творческий отпуск, но в итоге окончательно ушел из Формулы 1.

 

7. ДЖАНКАРЛО ФИЗИКЕЛЛА

110-й старт — Гран-при Бразилии 2003 г.

Долгожданная победа Физикеллы стала одной из самых невероятных в истории Формулы 1. В сезоне 2003 года Jordan EJ13 был одним из самых слабых автомобилей в пелотоне. Уже квалификация на восьмом месте в Интерлагосе стала большим сюрпризом, а для победы и вовсе требовалось чудо.

Сложно сказать, можно ли назвать произошедшее в Интерлагосе в тот год чудом, но факт, что гонка была из ряда вон выходящей, оспорить невозможно.

Старт Гран-при был дан под автомобилем безопасности из-за сильнейшего дождя. Погодные условия стали причиной множественных вылетов на скользкой трассе — среди вылетевших пилотов был и Михаэль Шумахер.

На 54-м круге Физикелла на пустых баках обогнал Кими Райкконена, но обоим еще предстоял пит-стоп, когда в серьезнейшую аварию попал Марк Уэббер. Шедший за ним Фернандо Алонсо не успел увидеть аварию, а вышедший автомобиль безопасности также еще не успел собрать пелотон. Алонсо налетел на обломки и полностью разбил машину. Вся трасса была усеяна кусками машины и шинами из ограждений, и восстанавливать ее было очень долго. Так как 75% гонки уже прошло, гоночная дирекция приняла решение ее не возобновлять.

По результатам победителем стал Кими Райкконен, но команда Jordan подала апелляцию на решение. После пересмотра данных телеметрии победителем был признан Физикелла.

Как сложилась карьера в дальнейшем

После двух сезонов в Jordan Физикелла перешел в Sauber, а затем и в заводскую команду Renault, где победил в первой же гонке на Гран-при Австралии.

После этого он одержит всего одну победу — на фоне двух титулов Алонсо. А последующие почти два сезона за Force India были длинными, скучными и разочаровывающими. Выступление за Ferrari в течение последних пяти Гран-при 2009 года окончательно подвели черту под его карьерой в Формуле 1.

 

6. НИКО РОСБЕРГ

111-й старт — Гран-при Китая 2012 г.

К моменту своей первой поул-позиции на Гран-при Китая 2012 года Нико Росберг провел в Формуле 1 уже шесть сезонов, из них четыре за команду Williams и два — за Mercedes. За это время он сумел пять раз подняться на подиум и начал свой третий сезон за Серебряные стрелы — вместе с Михаэлем Шумахером.

Для Шумахера гонка не задалась, он был вынужден сойти сразу после своего пит-стопа, так как механики плохо прикрутили ему колесо.  Да и в целом тот Гран-при сложно назвать зрелищным: он запомнился практически непрерывным «паровозиком» из гонщиков, позиции которых менялись в основном благодаря заездам на питлейн. А стратегия команд различалась лишь за счет количества пит-стопов.

Дженсон Баттон был одним из тех, кто находился на стратегии трех пит-стопов, и на 39-м круге он заехал на свою последнюю остановку. Все было бы неплохо и он мог бы победить, если бы не механики, которые замешкались с его задним левым колесом и продержали Баттона на пит-стопе на семь секунд дольше. Именно эта ошибка и позволила Росбергу вновь выйти в лидеры гонки и одержать свою первую победу в Формуле 1.

Как сложилась карьера в дальнейшем

2013 год принес ему еще две победы и два подиума, прежде чем в 2014 году в команду пришел Льюис Хэмилтон и началась эпоха тотального доминирования Mercedes. 

В 2014 году Росберг проиграл титул Хэмилтону в финальной гонке в Абу-Даби, но в 2016-м все же стал чемпионом мира и после этого незамедлительно объявил о своем уходе из Формулы 1.

 

5. ДЖЕНСОН БАТТОН

113-й старт — Гран-при Венгрии 2006 г.

В свое время это уже стало расхожей шуткой в Великобритании — задать вопрос, когда же Дженсон Баттон одержит свою первую победу в Формуле 1. И мало кто ожидал, что это произойдет в Венгрии в 2006 году при старте с 14-го места. Правда, в оправдание Баттона стоит сказать, что так далеко на гриде он оказался из-за штрафа в десять позиций за замену силовой установки.

Баттон показал настоящий класс в той сложной дождевой гонке. Он совершил потрясающий прорыв на старте и затем сделал несколько важных обгонов, всего за два круга сумев обойти Массу, Физикеллу и Шумахера в борьбе за пятое место. А затем и вовсе поднялся до второй позиции во время периода автомобиля безопасности — благодаря тому, что не заезжал на пит-стоп.

Баттону еще предстояла дозаправка, и после нее он вернулся на трассу позади Фернандо Алонсо, преследовал его, но обогнать не мог. Одержать победу ему помог случай. Алонсо также предстоял пит-стоп, но на трассу он вернулся по-прежнему в лидерах. Однако то ли плохо закрепленное колесо, то ли собственная ошибка Алонсо привела к вылету испанского гонщика. Баттон, шедший вторым, перехватил лидерство с весьма комфортным отрывом от остальных соперников, что позволило ему провести еще один пит-стоп и одержать свою первую победу.

Как сложилась карьера в дальнейшем

Два следующих сезона с Honda в 2007-2008 годах были сложными и болезненными — всего четыре финиша в очках и огромное количество сходов и поражений. Кто бы тогда мог представить, что впереди Дженсона Баттона ожидает долгая и успешная карьера, которая принесет ему еще 14 побед и титул чемпиона мира. 

Именно переход в Brawn GP в 2009 году и стал тем счастливым случаем, повернувшим карьеру Баттона в сторону успеха и последующих семи сезонов с командой McLaren.

 

4. ЯРНО ТРУЛЛИ

119-й старт — Гран-при Монако 2004 г.

После своего не слишком удачного дебюта с Minardi в 1997 году Трулли перешел в более быстрый Prost, провел два неудачных сезона с Jordan и в 2002-м подписал наконец контракт с Renault. С французской командой он провел два полных сезона и еще несколько этапов в 2004-м, прежде чем затем перейти в Toyota.

Его триумфом в Формуле 1 стал Гран-при Монако 2004, когда он завоевал поул-позицию, собрав практически идеальный круг, а затем и одержал победу.

В квалификации он был очень быстр и сумел показать лучший последний сектор, в итоге опередив Ральфа Шумахера на 0,360 секунды.

Гран-при Монако-2004 прославился в основном благодаря аварии Михаэля Шумахера под автомобилем безопасности. В тоннеле Шумахер пытался прогреть тормоза перед рестартом, но столкнулся с Хуаном Пабло Монтойей и сошел.

Последние 20 кругов гонки были непосредственным сражением между лидировавшим Трулли и Дженсоном Баттоном на второй позиции. Однако Трулли не допустил ни единой ошибки и не дал Баттону шанса совершить обгон. На финише отрыв Трулли составил почти полсекунды.

Как сложилась карьера в дальнейшем

Последние две гонки сезона Трулли провел уже за команду Toyota и выступал за нее вплоть до 2010 года, когда перешел в Lotus. Toyota построила быструю машину, но так и не смогла показать тех результатов, которых все от нее ждали. Семь подиумов за пять лет карьеры Трулли в Toyota — это не так уж и много.

Ну а последние годы в Lotus и вовсе стали полным провалом. Ни одного очка, ни одного финиша в десятке и два предпоследних места в чемпионате.

 

3. РУБЕНС БАРРИКЕЛЛО

123-й старт — Гран-при Германии 2000 г.

После ухода Эдди Ирвайна в Jaguar Racing Ferrari пригласили на его место Рубенса Баррикелло.

В квалификации в Хоккенхайме Баррикелло стал только 18-м, так что вся гонка стала для него впечатляющим прорывом вперед из хвоста пелотона.

Баррикелло понимал, что отыграть позиции можно лишь за счет агрессивной стратегии. Было решено ехать с двумя пит-стопами, но даже не это помогло ему выиграть гонку. Уже на первом круге Рубенс сумел отыграть восемь позиций, поднявшись до десятого места, и продолжал атаковать. К шестому кругу он уже входил в Топ-5.

Когда примерно за треть до окончания гонки пошел дождь, в отличие от большинства пилотов Баррикелло предпочел остаться на сликах и не прогадал. Все основные осадки выпали в районе медленных поворотов, лесные же секции трассы Хоккенхайм-ринга остались сухими.

Это помогло ему не только выиграть гонку, но и обеспечить себе огромный отрыв в семь с лишним секунд от Хаккинена, финишировавшего вторым. Это была одна из самых эмоциональных побед в Карьере Рубенса Баррикелло.

Как сложилась карьера в дальнейшем

Дальше в карьере Рубенса было несколько поулов и даже побед, дважды он становился вице-чемпионом, но его главной задачей в Ferrari было прикрывать тылы Шумахера.

В 2006 году он перешел в Honda, и только контракт с Brawn GP в 2009 вновь дал ему возможность провести успешный сезон и занять третье место по итогам года.

Два последних сезона в Формуле 1 с Williams не принесли бразильцу никаких особых достижений.

 

2. МАРК УЭББЕР

130-й старт — Гран-при Германии 2009 г.

Марка Уэббера по праву считали одним из лучших пилотов в Формуле 1, но ему категорически не везло с командами и машинами. За пять лет его выступлений с Minardi, Jaguar и Williams он всего один раз поднялся на подиум — в Монако  в 2005 году. Однако финиши в очках и высокие результаты доказывали, что и подиумы, и победы скоро придут, была бы быстрая машина.

В 2007 году Уэббер подписал контракт с командой Red Bull, которая уже в 2009 году заявила свои претензии на лидерство в Кубке конструкторов. Уже на третьем этапе в Китае напарник Уэббера Себастьян Феттель одержал первую победу, а сам Марк финишировал вторым.

На Нюрбургринге Уэббер завоевал свою первую поул-позицию — во многом благодаря тому, что Себастьян Феттель опоздал с выездом на быстрый круг, а Баррикелло и Баттон не сумели ничего противопоставить ему по скорости.

Но гонка сразу не задалась. Сразу после старта в первом повороте у Уэббера произошло столкновение с Рубенсом Баррикелло, за которое он получил штраф проездом через питлейн. После пит-стопа и отбытия наказания Марк вернулся на трассу восьмым: лидерство было потеряно, а вместе с ним, казалось, и все надежды на победу. Но Марк продолжал сражаться и в итоге вновь вышел в лидеры, а затем и одержал победу. Уэббер стал первым победителем Гран-при из Австралии почти за 30 лет после Алана Джонса в 1981 году.

Как сложилась карьера в дальнейшем

За свою карьеру в Формуле 1 Марк Уэббер одержал девять побед, взял 13 поулов, но так ни разу и не завоевал титул чемпиона мира. Ближе всего он был к этому в 2010 году и боролся за титул до последней гонки, но победа Себастьяна Феттеля и его собственное восьмое место на Гран-при Абу-Даби перечеркнули его надежды.

В конце 2014 года Марк Уэббер завершил свою карьеру в Формуле 1 и перешел в гонки на выносливость.

 

1. СЕРХИО ПЕРЕС

190-й старт — Гран-при Сахира 2020 г.

Несмотря на то, что Перес не перестает удивлять своих болельщиков совершенно неожиданными подиумами, у него практически не было за всю карьеру ни одной возможности одержать победу в гонке, разве что в 2012 году в Малайзии. Там он большую часть заезда преследовал Фернандо Алонсо, но в итоге так и финишировал вторым.

Казалось, что и Гран-при Сахира вряд ли сложится в пользу Переса, особенно после того как он получил удар в колесо от Шарля Леклера, развернулся и откатился на последнюю позицию в пелотоне. Однако благодаря автомобилю безопасности он сумел сократить расстояние и начал свое победное восхождение.

Через некоторое время он уже догнал и обогнал Эстебана Окона и своего партнера по команде Лэнса Стролла, и к тому моменту как оба Mercedes провалились из-за неразберихи на пит-стопе, сумел возглавить пелотон.

На предпоследнем этапе 2020 года в самой сумбурной гонке сезона Перес сумел одержать первую в своей карьере победу, побив все рекорды по самому долгому пути к ней.

Как сложилась карьера в дальнейшем

Трехлетний контракт Переса, заключенный с Racing Point, предполагал, что он продолжит свою карьеру, выступая за эту команду и в 2021 году, однако в середине сезона было объявлено, что его место в следующем году займет Себастьян Феттель.

Теперь его единственный шанс остаться в Формуле 1 — получить предложение от Red Bull, единственного коллектива, где еще не принято решение относительно места второго пилота.

В противном случае Серхио Перес предполагает, что возьмет отпуск на 2021 год и попробует вернуться в сезоне-2022.

Авторы текста: Эдд Строу (The Race), Мария Мельникова

Фото из открытых источников

Источник: news.drom.ru