Ушла эпоха: кто такие плечевые и почему они были лучше современных фей?

Ушла эпоха: кто такие плечевые и почему они были лучше современных фей?

Автор: Михаил Баландин
Фото из открытых источников
Источник: ДромМы часто говорим о том, что, мол, меняются грузовые машины — вместо старого доброго плунжерного ТНВД на дизелях стоит богомерзкий Common Rail, что раньше нормальному грузовику АКБ была нужна только для пуска двигателя, а сейчас без сканера иногда и масло в моторе на заменишь… Вспоминаем старые дороги, радуемся, что стало больше АЗС, проклинаем цены на топливо… Все это — дорога, все это — жизнь водителя. А чем плечевые были хуже современной ДПС? Да ничем. Им хотя бы по собственной воле деньги отдавали. Сейчас времена другие. И плечевые остались в прошлом. Надежные товарищи, иногда — любимые женщины, иногда… Да, всякое бывало. Рассмотрим суть явления.

В грузовые перевозки пришел большой бизнес и все стало совсем иначе. И я это полностью осознал, только когда стал обрабатывать всю информацию, которую получил, общаясь на эту щекотливую тему с друзьями и знакомыми.

Плечо и прочие термины

Начнем с краткой исторической справки: откуда взялся термин «плечевая» или, как иногда еще говорят, «плечовка».

В СССР было две системы организации движения автомобилей при магистральных перевозках: сквозное движение и движение по системе тяговых плеч. При сквозном движении автомобиль (автопоезд) проходит весь путь от начального до конечного пункта без смены груза, а вот при движении по системе тяговых плеч маршрут делился на тяговые участки, на границах которых расположены перецепочные площадки. Водитель ехал до такой площадки, там полуприцеп цепляли к другому тягачу, а вместо него давали другой, который нужно было тянуть в обратном направлении. Этот способ чисто теоретически позволял не «гонять порожняк», а всегда ехать с грузом. Возникло понятие плеча — расстояния между перецепочными площадками. Иногда плечами называли просто участок от одной остановки до другой. Например, между АЗС, коих в СССР было намного меньше, чем сейчас.

Чтобы в дороге не было скучно, с собой брали даму. Она и получила название «плечевая» — дама на одно плечо, на один перегон. Плечевые ездили от одной стоянки до другой, стараясь не уезжать далеко от дома. Впрочем, были и те, кто использовал служебное положение и потихоньку ездил, например, на юг. Но эти сезонные миграции были обычно исключением, и плечевые обитали в основном на своей ограниченной территории.

Есть и другие теории возникновения этого слова. Некоторые из них слишком романтичные (мол, кабины были тесные, сидели рядом и постоянно чувствовали плечо соседки, что в дороге особенно ценно), некоторые — почти невероятные (непосредственно процесс в кабине КАМАЗа был затруднен из-за ее тесноты, поэтому плечевую надо было сажать прямо на руль, а ей приходилось закидывать ноги на плечи водителя). Все это не так. Плечевая — попутчица на одно плечо. Теснота кабины и позы тут совершенно ни при чем.

Ящик слив и майонез из Свердловска

Каких-то тарифов на услуги плечевых никто из моих друзей и знакомых, которые ездили по стране на рубеже 70–80-х, не вспомнил. Пожимали плечами и говорили, что их вроде бы и не было. Деньги — вопрос в то время второстепенный. Хотя, конечно, и бессребреницами плечевые не были.

Середина 80-х, рейс из Казани в Уфу. Водитель в Казани умудрился купить ящик слив, что для того времени было удачей. Удачей, разумеется, для жителя Башкирской АССР, в некоторых других регионах со сливами дела обстояли лучше. Вот он и вез целый ящик дефицита из соседний Татарии домой.

На стоянке около закусочной встретил коллегу, который двигался в том же направлении. Двигался он без слив, но с плечевой необычайной красоты. И у нашего водителя в сердце разгорелся пожар: «Ах, какая женщина, мне б такую» (эта песня тогда еще не была написана, но похожие чувства испытывали во все века). Слово за слово, разговорился со своим удачливым коллегой. И попросил его: мол, уступи кралю, я ее у тебя перекуплю. Тот, само собой, ни в какую: где еще такую найти? Деньги у меня самого есть, а вот такую даму еще поискать. Потом увидел в кабине ящик слив. А ящик слив — это вам не просто так, его найти сложно. В общем, он предложил махнуть свою плечевую на сливы. Дама в это время пошла в закусочную, так что ящик быстренько переехал из одной кабины в другую. В это время из закусочной вышла только что проданная за сливы краля и пошла к своему водителю. Тот долго ничего объяснять не стал: захлопнул дверь, крикнул «Ты теперь едешь с ним!» и дал по газам. Что было дальше — история умалчивает (рассказчик — тот, кто сливы отдал, так что продолжение он не знает и сам). Но факт перепродажи плечевой за сливы — это само по себе интересно.

И такой случай далеко не единичный. Некоторые водители из старой гвардии вспоминали, что бартер в 80-е был вполне распространен. Дефицит снижал покупательскую стоимость денег, а вот за некоторые продукты и товары плечевые ехали с радостью. Например, пользовался необычайным спросом майонез «Провансаль» в стеклянных баночках из Свердловска (ныне Екатеринбурга). Пока большинство хозяек осваивало его производство из яиц, уксуса, горчицы и сахара, мужья более удачливых советских женщин тащили его ящиками из Свердловска. Возможно, его делали не только там, но почему-то мои собеседники вспоминали майонез именно оттуда. Так вот ящик майонеза — это был очень сильный аргумент для затаскивания попутчицы на одно плечо. Деньги тогда были слабее натурального обмена.

Часто чисто «деловые» отношения перерастали в личные. К сожалению, подробностей мой собеседник не вспомнил, но в его АТП в 80-е коллегам пришлось приложить много усилий, чтобы примирить двух водителей, слишком привязавшихся (а может, и полюбивших) одну и ту же плечевую. Один — в рейс, другой — в ревность. Какая уж тут работа…

Не все спутницы водителей-дальнобойщиков являются дамами с «низкой социальной ответственностью»: жены и прочие члены семьи нередко сопровождают своих мужей-отцов в рейсах, помогая не только морально…

Были и еще более трогательные рассказы. Водитель в рейсе, плечевая (уже давно знакомая) сидит рядом. И тут он понимает, что ему плохо. Сильный озноб, головная боль… Это сейчас аптеки есть на каждом углу, а тогда попробуй найди. Остановились около закусочной. Водитель улегся в спальнике, плечевая побежала в закусочную. Там она уговорила разогреть тарелку куриной лапши, насыпала туда красного перца и побежала в машину кормить своего больного. Водитель поел, начал усиленно потеть. Сил нет, забился на лежак, накрылся, чем было. Но машина шла дальше, с плечевой за рулем. Так и ехали до следующей остановки. Не знаю, насколько правдив рассказ про даму, севшую за руль КАМАЗа, но если мне рассказали — рассказываю и вам. Может, вранье. Но вранье душевное: тогда образ плечевой был другим, не таким, как сейчас. Тогда это был в первую очередь попутчик, а уж потом — женщина за деньги. Да и не всегда так — ездили и просто за еду, за романтикой. Могли иногда чем-то помочь водителю. Возникали привычки и даже любовь. Иногда разрушались семьи, но это тоже показательно: кто сейчас готов уйти из семьи ради трассовой проститутки? Впрочем, современные проститутки — совсем другое.

Уйти во имя любви

А потом пришли 90-е. Изменилось многое. Если раньше плечевые спокойно стояли рядом с контрольным пунктом милиции (КПМ), то сейчас стоять там стало опасно. Милиция, конечно, иногда гоняла проституток, но не особенно старательно. Для этого существовали «субботники», а в остальное время… Ну, стоят — и пусть стоят. В конце концов, и самим пригодится. Да и проститутки чувствовали себя рядом с милицией в безопасности. Парадокс, но так: рядом с ней не было так страшно.

В 90-е на КПМ рядом с милицией стояли «братки». Водителей обирали и те, и другие. Находиться там стало опаснее. На трассах рядом с плечевыми появились «девятки» с братками, которые не столько следили за порядком, сколько отнимали часть денег за «крышу». А деньги в то время стали намного дороже майонеза и слив.

В это же время среди плечевых появилось большое количество замужних женщин. Были душещипательные истории про то, как нечем кормить детей, как не на что собрать их в школу. Часто мужья трассовых проституток знали, чем занимаются их жены. Но… Живые деньги! Ну, про 90-е написано многое, не стану повторяться. В те времена рассказы о тяжелых судьбах проституток были популярными, ничего нового об этом я не скажу. Да и не имею желания, если честно.

Хотя кое-что отметить надо. Народ у нас стал более просвещенным в плане половых отношений, причем именно проститутки частенько и становились теми Данко, которые вырывали свои пылающие сердца и озаряли их светом путь сотням заблудших в сексуальных дебрях клиентов. Не обходилось и без казусов.

Назовем нашего героя, например, Иван. К началу 90-х — мужик в возрасте, дед. В армии (а он дембельнулся в 1946-м году) успел поездить и на ЗиСе, и на «полуторке», и даже на Студебеккере. Здоровья у деда (а было ему уже заметно за 60) — о-го-го. Водитель от бога: постоянно надраивал свою машину, на крестовинах кардана — слой смазки, пороги — в составе из отработки, солидола и пушсала. Не «курортник», как некоторые современные. Иногда надевал любимые сапоги, которые притащил еще из армии.

Водители его частенько подначивали: «Есть одна стояночка под Мурманском, заезжай туда. Там такие бл…!». Иван отмахивался, но все-таки сдался. И сдался не просто так, а повелся на оральный секс. Дожил почти до 70-ти, а что это такое — не знал. В общем, убедили коллеги попробовать, да и вроде как безопасно это.

Иван вернулся из рейса. Доволен. Водители — в смех: «Ты че, поверил, что от …. ничего не подцепишь? Ха-ха, еще как!». Иван так расстроился и испугался, что пришел домой и… выгнал на фиг жену. Побоялся ее заразить. Объяснять ничего не стал, просто выгнал.

Пронесло, не заболел. Жена вернулась, семья не распалась.

В 90-е плечевых стали побаиваться. Боялись не только ЗППП, но и клофелина. Но все-таки услугами пользовались. Оно, конечно, колется, но и хочется.

Только бизнес, ничего личного

«Плечевые? На трассе? Ты что! Там или страшный неликвид, или пенсионерки!» — удивился моему вопросу довольно близкий друг. «Я тебе сейчас пришлю ссылку на телеграм-канал, там посмотри. А этих — на фиг надо». Оп-па, кажется, я отстал от жизни.

Нет, я, конечно, частенько вижу на трассе шлюх (извините за грубое слово, но они выглядят именно как шлюхи). И обычно таких надо давать в армии вместо брома — уж очень они страшные. Правда, один раз в Татарстане (это, кажется, самый трассово-проституточный региона России — кто ездил по М7, тот знает) я увидел довольно симпатичную фею, танцующую на обочине. Но впечатления остались не очень: пока я выворачивал голову до хруста позвонков, меня в шею цапнула оса. И у нее это получилось как-то очень больно. То, что я пострадал из-за какой-то, извините, бл**и, меня сильно расстроило. Тем более интерес был чисто теоретический. Короче, эта дама была исключением. Много таких девиц (точнее, сильно поношенных женщин) встречается и на М1, но там бывают и более-менее симпатичные (ждут клиентов из Европы и не очень-то жалуют прижимистых белорусов). И все-таки в чем-то мой друг прав: ну не слишком они все аппетитные. Оказывается, все приличные «феи» переехали со стоянок у кафешек в интернет. Вот там — да, там выбор. Причем можно найти все — от ТТХ феи (рост, вес, объем груди и все прочее) до реальных отзывов клиентов. Там, кстати, встречаются забавные вещи. Я прямо даже немного загордился остроумием наших людей. Знаете, кто такие аналоговые феи и цифровые? Первые получают оргазм, вторые — симулируют. Чертовски точная метафора, мне понравилось. Но на этом знакомство с жаргоном считаю закрытым: у нас и так тут многое на грани фола, усугублять не стоит. К тому же эти «характеристики» относятся не только к трассовым проституткам, но и к обычным, городским. А это не наша тема.

Впрочем, наша тема, кажется, осталась в 90-х. Современные водители не слишком-то жалуют придорожных девок (причины я назвал выше). Кроме того, многих не устраивает сервис. Час у них стоит от двух тысяч рублей (цены средние, в некоторых регионах можно найти и дешевле), а час дальнобойщику обычно не нужен. Современные, идущие в ногу со временем проститутки готовы предоставить водителю более гибкую тарифную сетку. Тут можно заказать и полчаса, и хит продаж для дальнобоев — МБР («минет без резинки»). Все как-то быстрее и дешевле — от тысячи до двух. Ну а полноценный час — от трех до пяти. Это чуть дороже, чем средний чек на трассе, но барышни обычно заметно привлекательнее.

Криминал 90-х в этом бизнесе остался в прошлом. Никто не отнимает у жриц любви паспорта, никто не держит их насильно. Держат их исключительно деньги.

Клофелинщиц среди таких дам тоже нет: слишком берегут репутацию. Не дай бог что — клиентов не будет. Это как плохой отзыв на продавца на Авито, так что ни-ни. Все должно быть честно.

Некоторые спросят: как это нет криминала, когда на трассе до сих пор рядом с проститутками стоят те же самые «девятки» с пацанами? Эти пацаны — водители, «девятки» — места для отдыха и согрева. За порядком они, конечно, тоже следят, но в случае чего предпочитают звонить покровителям из некоторых структур (вы понимаете, о ком я). В целом — все очень мирно и с виду даже прилично.

Вот только обидно, что настоящий плечевых сейчас нет. Нет тех подруг, которые готовы накормить заболевшего водителя куриной лапшой. Нет тех попутчиков, с которыми можно поговорить, чтобы не уснуть за рулем. Нет тех, ради которых можно было бы все бросить или развернуть машину в обратную сторону. Современные проститутки — это совсем не старые добрые плечевые. Это просто шлюхи. И многие опытные водители по этому поводу переживают до сих пор.

Конечно, нет ничего хорошего в том, что кто-то уходил из семьи или скандалил из-за плечевой с коллегами. Но ведь что-то на это подталкивало! Само собой, сейчас все проще: посмотрел, почитал отзывы, заказал, получил удовольствие, рассчитался — и адье. Но где романтика? А нет ее больше. Нет плунжерных ТНВД, нет тормозухи в фарах, мокрых тряпок на бензонасосах, талонов на А-76, «проколов» в правах, нет и любви на трассах. Осталась одна голая коммерция. Ну как голая… Частично все-таки одетая.

Другие статьи из раздела «Дальнобойщики»

93739

164
Дальнобойщики-«международники»: со времен СССР до наших дней

122465

445
Жизнь дальнобойщиков: деньги, риск, а где романтика?

145237

242
Лайфхаки от дальнобойщиков: зачем нужна картонка и как не потратить на туалет несколько тысяч рублей

20875

80
Мы все учились понемногу… Как получить в права категории «C», «D» и «E»

36409

142
Грузовик VS легковушка. Техобслуживание тягача: все очень странно…

Источник: drom.ru