В Чару. Фото-рассказ о мотопоездке групп товарищей

Сборы в дорогу, вот с чего стоит начать!

Без чего можно обойтись, а что необходимо? Первое это, конечно, исправный мотоцикл.) Затем, думаю, инструменты в дорогу. Я беру обязательно пару монтажек, мини-компрессор. Ключи, пару свечей зажигания, латки для ремонта шин. Смазку воздушного фильтра. Это всё помещается в автоаптечку времен СССР. В эту поездку также были взяты фильтры: масло и воздушный. Пара камер перед, зад. Смазка цепи, едет в пенале, так же как и отвертка плюс-минус. В эту поездку взял канистру «экстрим» 7,5 л. В общем-то, это всё.

Далее быт. Где и как ночевать? Палатка полуторка, простая пенка и спальник. Эти вещи прекрасно справляются со своими задачами уже не первый год летними ночами. Армейский котелок, в который помещается кружка, банка тушенки, паштета, крупа в порционных пакетах и чай/кофе. В н.з. 250 грамм сырокопченой колбасы (лучшее сочетание веса, объема и калорий). Горелку не беру, дорога идёт по лесу и топлива хватит с избытком. Костёр это не так быстро, как с горелкой. Но я знаю, мои товарищи возьмут, каждый по горелке. Я взял топор. Ну, и, собственно, одежда повседневная. Треники, флиска, пара х.б. кальсон, футболок, трусов. Термуха для минуса, только верх. Носков много не бывает) беру четыре пары х.б. и две пары «зимних». Сменная обувь, у меня это кроссовки с пробегом.)

В чём еду? Шлем флип-ап. Не идеален для эндуро, но для туризма самое то. Куртка со встроенной защитой, такие же брюки. Это надето на «нижний слой» простой китайской синтетики. Короткие мотоботы. Беру две пары мотоперчаток. Ещё есть рабочие перчи, чтоб мото были целее. Подшлемник и балаклаву. Последняя едет в кармане куртки и одевается, когда холодно. На куртке достаточно карманов, чтоб уместить документы, блокнот, ручку, телефон, фонарик, баллончик с репеллентом, фальшфейер, рацию и медаптечку.

И грамотно разместить вещи на моте!)

Правый мешок — одежда и котелок. Левый — технический, плюс кроссовки. Мешки не выходят за габарит мотоцикла по рулю. Наверху в бауле коврик, спальник, сумка с «туалетными» принадлежностями, палатка, топор и дождевик. Вода закреплена снаружи на бауле. На себе везу фотик в кофре.

Что еще нужно для успешной поездки вдоль БАМ ж.д.? Компания! Руслан, мотоцикл Сузуки Джебель 250 и Сергей, мотоцикл Хонда Африка Твин.

Итак, назначен день и час старта. Чара ждёт!)

По независящим от меня причинам стартуем в разное время, ребята опаздывают. Правда, промежуточный финиш у них в г. Сковородино, а я еду в г. Тынду. Поэтому особо и не переживал. Восемьсот пятьдесят километров позади и есть время не только купить продукты, заправить мот, смазать цепь, а еще и посмотреть первое в этом сезоне Гран При F1.) Завтра основной маршрут. Западный БАМ.

БАМ, день первый.

При встрече был несколько удивлён. Сергей приехал не просто на Африке с большими сумками, а еще взял в поездку второго номера, сына.) Время к обеду. Обедали, заправлялись, ходили в магазин. Выехали из Тынды около часа дня. Ровный грейдер. Погода менялась от солнечно до одевания дождевика. И так несколько раз. Скорость около 100 км/ч.


Дорога проезжабельна для любого транспорта. Останавливаемся для фото и не только.

Большое происшествие случилось на въезде в поселок Ларба. Простояли час, разбор «полётов», принятие мер по недопущении в будущем. Градус настроения в команде несколько упал. Происшествие получило название «Larbinski incident» и было засекречено.

Едем вроде быстро, но проезжаем мало.) На подъезде к станции Лопча встретился «дальнобойщик» вроде на ДАФе. Был несколько удивлен присутствию такой техники на этой дороге.

Остановить поговорить не пытался, он шел в подъем. Около станции Чильчи встала Африка. Просто нужно было прикрутить проволокой глушак. Всё сделали быстро.

Через непродолжительное время дорога, петляющая на некотором отдалении от железнодорожных путей по перевалам вышла непосредственно на ж.д. насыпь.

БАМ сильно изменился. Строится, и через несколько лет на этой дороге уложат рельсы второго пути. Пока путь свободен, едем.) Покрытие твердое, участками засыпанное щебнем, таким, как на ж.д. насыпи. Ехать получается довольно быстро. Большую часть рек и ручьев берем вброд.

Некоторые стараюсь ехать по старым автомостам. Солнце к закату.

Ищем дом путейцев для ночевки. Условие: чистый и наличие водоема в шаговой доступности. Проехав ст. Дюгабуль и спускаясь с перевала, увидели большой ж.д мост, решили проверить наличие дома. И да, дом и река в наличии. Ночуем тут.)

Вдоль этой реки мы ехали от ст. Ларба. Река Нюкжа, правый приток Олёкмы. Мост длиной около 430 метров. Но нам туда не нужно. Рядом дваавто моста, через остров. По которым мы завтра и переедем Нюкжу. А пока распаковываем вещи. Готовим еду. И приветствуем поезда!) И надо сказать, дом был шикарный. Прихожая и гостиная с печкой, столом, тремя широкими лавками. Сергей (Африка750) ставит палатку. Они с сыном Матвеем будут ночевать там. Палатку видно на фото правее дома и ниже по насыпи.

БАМ, день второй.

Отлично выспались под шум поездов. Была иллюзия поездки в купе вагона.) Умылись в реке. Потом готовка и неспешные сборы. И через продолжительное время, лично для меня, мы стартуем дальше на запад. Дорога идет то вдоль железнодорожного полотна, то уходит в сопки. Бродим р. Толума.

Надо сказать о том, как проходятся броды. Конечно, нового нет ничего, просто второй номер у Сергея (Африка750) переходит реку или ручей пешком, иногда по ж.д. мосту, иногда по авто или просто по камням. Это не добавляет скорости, но и общий темп не сбивается. Паузы для фото.

Въезжаем на разъезд Толума. Идет стройка. Работают спецмашины. А мы мимо, вдоль ж.д. И упираемся в тупик. Раньше там был проезд, а сейчас там рельсы второго пути БАМа. На этом, конечно, наше пребывание на разъезде Толума не закончилось. Руслан, (Дж250), выехавший на разведку, неудачно развернулся и уронил мот. Теперь у мота не переключаются передачи. Ну, первая или вторая включена и можно ехать в п. Юктали, там люди, сварка, да и просто гараж. Небо хмурится. И мотоцикл отказывается ехать, хрустя коробкой передач. Возвращаемся к людям, которые работают на разъезде. Встаём для ремонта.

Заодно узнаем о попутке в Юктали. Коротко о ремонте: разобрали, посмотрели, нашли неисправность, успешно устранили, собрали. Я застал только пару первых и последних. Ездил к реке за водой для кофе.

После новостей, что мот едет дальше, настроение значительно улучшилось. Пьем кофе, собираемся в путь.

Следующая станция Юктали. Едем через два перевала, дорога по мото меркам отличная. Между перевалами небольшая обзорная площадка.

Река пока та же, Юктали. В Юкталях мы не только поели в столовой для машинистов тепловозов. Вернее, это было не главное, главное это заправка топливом. Девяносто второй по пятьдесят пять рублей за литр. Заправил пять литров, на всякий случай. Забегая вперед, скажу, не пригодились. Запаса в десять литров, взятых из Тынды, хватило вполне. И ходили в магазин. Холодные напитки и расчет по картам, цивилизация. Заправщики пугали охраной моста через реку Олёкму: охрана не пустит, только через начальника станции. Даже пытались звонить договориться о проезде. Проблемы нужно решать по мере поступления, я так думаю.) Подъехав к мосту, никакой охраны не видели. Присутствие человека есть, у домика стоят пару катеров на прицепах, развевается российский флаг.

Мост длиной 490 метров. Вместо отдельных шпал сплошное покрытие. Ещё в паре километров разъезд Тас-Юрях. Мысли о проезде по мосту бодрят.) В общем, ждем поезда. И едем вдоль рельсов за нечетным товарным, это тот, что идёт на запад. Езда за поездом по мосту доставляет достаточно много эмоций.

И так до следующей большой реки. Наверно, где-то есть брод. Следы большой техники уходят от ж.д. путей. Река Тас-Юрях, Имангра тож по мосту.

Проехав еще некоторое время, встали на ночевку в путейском домике на берегу реки Олёкма. По реке Олёкме ходил сам Ерофей Хабаров. Отличный вид на реку.

Большие лавки практически по всему периметру дома, кроме печки. Все ночуют в доме. Еще один день подходит к концу. Смотрим закат на БАМе. И незаметно за разговорами ложимся спать к полуночи.

БАМ, день третий.

Утро туманное. Было, когда проснулись, умылись.) А потом. Пока завтрак да упаковка ковриков, спальников, вещей.

Вот и туман уже рассеялся. Мы едем дальше вдоль путей. До следующей стройки, укладки вторых путей. Уходим на автодублёр БАМа. Дорога в местах строительства отличная. Скоростью увлекаться не стоит, ездят самосвалы и прочая спецтехника. Переезжаем по мостам несколько раз реку Хани.

И въезжаем на станцию Олёкма. Нам нужна «болгарка» окончательно закрепить лапку КПП на Дж250. Находим котельную и без лишних вопросов нам помогают с инструментом. Из мобильной связи только МТС.

 

На фото река Хайн-Хан с бревенчатого моста. Таких рек было много, и мосты тоже были. Правда, в разном состоянии. Бродим через реку Ус-Кюёль или Алтуаль.) Не помню уже.

Через пару ручьев выезжаем к границе Амурской обл. и Якутии. Граница регионов по реке Хани.

Мост 145 метров. Не такой большой, но за поворотом станция. Стоим ждем поезд. Через несколько минут со стороны п. Хани видим мотоциклиста, который, как ни в чем не бывало, въезжает на мост… Оказалось, работник железной дороги. Он же сказал про «окно», и у нас запас двадцать минут. Сергей (Африка750) еле помещается на мосту по пешеходной дорожке. Медленно, но верно въезжаем в Якутию!) Правда, ненадолго.

Посёлок Хани проходим ходом.

До отличной дороги, построенной от Чары к руднику, езды не более часа. После р. Олонгдо дорога расширяется, выезжаем на дорогу к руднику. И почему-то дорога не такая, как хотелось.)

Она широкая, но камни, много торчащих камней, которых не замечаешь в пыли. Дорогу подсыпают и грейдируют. Где-то в этих местах «высшая точка российских железных дорог».


Панорама на озеро Читканда.

Едем, ремонтируем переднее колесо на мотоцикле Руслана (Дж250). И ранним вечером въезжаем в Новую Чару. АЗС, на въезде висят знаки, проедет только слепой. Час был потрачен не переговоры с местными «экскурсоводами» на предмет даты выезда на пески и цены. Надо сказать, цены были ого-го, тринадцать тысяч один рейс на вездеходе плюс пятьсот каждый час ожидания. Мне было интересно проехать своим ходом. Но ребята еще вчера заводили разговоры за вездеход. С Сергеем-то понятно, Африка не самый лёгкий мот. Но хотя бы на разведку с Дж250.

В итоге едем на базу «Луктур», это назад двенадцать или около того километров. Горячие источники. Койко-место 1500 руб., есть душ и ватерклозет с горячей водой в бачке. Бассейны маленькие, всего два. Дзелинд в сравнении с Луктуром как супермаркет и сельпо. ) Тем не менее, с дороги отлично! И там же договорились за вездеход на пески всего за семь тысяч. Выезд завтра, в полдень нужно быть в Старой Чаре. Отдыхаем. Ну, как отдыхаем — я неспешно смазал цепь, промыл визор. И, наконец, просушить боты. Надоела вода, обратно буду стараться ехать мостами. Наличие ВайФай несколько «разнообразило» общение. Спим в белых простынях, красота.

БАМ, день четвертый.

Утром всё, как всегда. Только без приготовления еды. Но с дождём. Прям расстроился, тучи, а нам в пески. Будут ли видны горы? Завтракать собирались в Новой Чаре. И как оказалось, в столовой кормят только работников ж.д. Время поджимает: магазин, колбаса, хлеб и газировка. Завтрак в остановке между Новой Чарой и Чарой (старой). И вроде дождь закончился.) Но облачно. 

Загрузились в болотоход, он же каракат. И в путь!

И сама Чарская пустыня. В песках есть скважина с водой. Наверно, минеральной, со вкусом тухлого яйца. Есть озеро Аленушка. Купались.)

Больше понравилось в песках то, когда группа товарищей была далеко. Просто побродить, думаю, там нужно ехать с ночевкой. И оч. маленькой компанией.) 1111

А мы в обратный путь в Чару. По совету поехали смотреть водопад, дорога через реку Апсат и вверх в горы, вдоль реки Быйки по дороге на угольное месторождение.

После осмотра водопада появилась идея встать лагерем в небольшом карьере у дороги. А утром ехать в обратный путь. Хмм. В общем-то, в планах был не только песок. Еще планировался проезд до ст. Чиней (Чина) и оз. Липриндо. На озеро я забил еще во второй день нашей поездки по БАМу. Уже тогда были разговоры за вездеход. И там же «все озера одинаковые». Ну тут-то что не попробовать?! Сгонять на Чину. Ведь просто дорога. Хотя б на разведку. Эээхх. Кто не хочет, тот ищет оправдания.) А может, просто ребята выдохлись, ладно. Короткое прощание с условием «я вас догоню».

И вперед к неизведанному!!!

Нужно было спешить — солнце на закат, а какая дорога и даже, где она начинается, представления были слабые. Даже не стал тратить время на установку навигатора. Знал одно — мне не по БАМу, а где БАМ, я знал. Через какой-то погрузочный терминал выехал на дорогу, идущую вдоль ж.д. За поворотом стела. Солнце уже практически село, я в долине между Кодарм и Удоканом. Еду не останавливаясь. Видно, что за дорогой следят. Через пару поворотов навстречу самосвал. С набором высоты появилось солнце. Была непроверенная информация, что дорога перекрыта. По одной версии нацпарк, а по другой  — КПП рудника. Ничего из этого не было. Хорошая дорога ушла через ж.д. линию. Пока навстречу не попалось ничего интересного, ж.д. мосты как везде, только ржавые. Дорога как дорога. Даже начал переживать за то, что не увижу все те разрушения, о которых читал в сети. Первое, что попалось.

Разъезд 26 км. Вот такая дорога была порядка 30-35 первых километров.

Дорога всегда идет вверх. Вдоль реки Ниж. Ингамакит. Горы, закат. Красота! Кто был в горах поймёт, а кто не был, смотри фото.) Ехал я, конечно, в горы, да, но не только за пейзажами.

Все ждал, когда будут инженерные конструкции. Разрушенные природой, брошенные людьми. Вот такая галерея показалось за очередным поворотом. А чуть позже река и грандиозный мост. Учитывая то количество воды в реке.) Вода, кстати, не ледяная и вкусная) И опять мокрые ноги. Подобные мосты есть на БАМе. И такие вот обвалы. Масштабы просто потрясают.

Буквально за несколько минут все, что люди делали не один год, погребено камнем. Солнце совсем садится за горы. Уже просто еду дальше, смотрю не на окружающую красоту гор, а ищу место для ночевки. Знаю, на конечной станции есть здание вокзала. Но сколько туда ехать, не знаю. Пока просто еду, отмечая, где сделать остановку по пути назад. Дорога ухудшилась.

Местами скальник с еле угадываемой колеёй. В итоге солнце село. Что было предсказуемо.) А за следующим поворотом горы и за следующим тоже.) Показалось здание разъезда. Чуть раньше придумал план! Ехать пока смеркается, затем развернуть лагерь(желательно в здании), разжечь костёр и на утро в обратный путь. А так как до решения с ночевкой есть время, смотрим, что впереди. «План прост и поэтому красив» (с). Дорога пошла на улучшение. И превратилась в хайвэй.) Конечно, открутил и, да, попал в ручей). Небольшой, чистый, в ширину колеса и глубиной не более 25 см. Таких незаметных ручьев было три. Огибаю озеро и упираюсь в табличку «Туда нельзя!». Но табличка не стена) и дальше какие-то строения. А мне что, просто переночевать. А если совсем плохо будет, то классика «Яш заблудился!») Строения это вахтовый посёлок. Вида заброшенного. Во, думаю, повезло, есть из чего выбрать! Райдэр у меня простой: первое печка, второе лавка/нары/кровать. Ну, заехал я в этот поселок, а там собака. А значить я тут не один. И впереди по улице грузовичок. А рядом мужички. Ну, я к ним с вопросом о ночевке. Улыбаются, а мы не местные, иди к сторожу. Ну, думаю, все пропало, наверно. А меня встретили с улыбкой. И был накормлен, и в доме уже тепло, а на кровати осталось расстелить спальник.

БАМ, день пятый.

 

Утро следующего дня. Кратко, но понятно объяснили, как проехать посмотреть каньон реки Ниж. Ингамакит. Вот те хоромы, где меня приютили. И сам поселок. Дальше сам каньон.

Дна я не увидел. А в таком месте первый раз. И как показать величину всего этого? Наверно, даже растерялся.) Но близко к краю не пошёл.

Был даже водопад! Но далеко. Если посмотреть внимательно, то видно дорогу, по которой я и приехал сюда. Их там две: авто и ж.д.

 

Ну и в обратный путь. Место, с которого начну путь домой.

На фото заброшенный вокзал станции Чиней (Чина), конечная. Пушка в заброшенном поселке вахтовиков. Несколько фото для иллюстрации дорог, начиная от конечной. На каменистых участках еду медленно, берегу шины. Не хотелось тут оставить колесо или заниматься шиномонтажом. С погодой, наверно, повезло. За первые километры дождь собирался пойти раз пять. Но мне он не нужен.

Начинает появляться интересное. И просто шикарные виды.

Думаю, как пересекать ту реку с грандиозным мостом. Так, чтоб остаться с сухими ботами. Надену кеды и перемахну. Кеды высохнут по дороге, закреплю сверху на бауле.

Подъехав к реке, был приятно удивлён. Вода кончилась! Где-то между камней было влажно и всё. Даже попить не удастся. Вода у меня в запасе есть и боты сухие.

Еще галереи. И станция или разъезд, названия не знаю. Обзор с крана не только на станцию, но и хребет Кодар.

И ещё Кадар. Уже с другого разъезда. Эта полоска желтого цвета и есть Чарские пески. И собственно то, с чего всё начинается. Стела с надписью «ВСЖД горнякам Чины». И даже схема, как проехать.)

А я прощаюсь с этими чудесными местами с горами, песками. И наверно, Чара, ещё увидимся! Нужно ехать. Почти полдень, и терять ходовое время не нужно.

Догнать ребят будет непросто, у них как минимум полтора часа времени и примерно сто километров форы. Думаю, завтра нагоню во второй половине дня. Проезжая поворот на базу «Луктур», увидел знакомые следы от пары мотов. Вот так, ночевали, значит, с комфортом. ) Еду аккуратно, стараюсь не спешить объезжать камни. Грейдер хоть и прошел, но дорогу еще не раскатали. Через два часа движения увидел стоящими на обочине своих попутчиков.

Сергей (Африка750) бортирует заднее колесо. Это не первая остановка, до этого меняли бензонасос. Итак, мы снова вместе! Едем до ст. Хани и через р. Хани по ж.д. мосту. И следующие несколько ручьев так же по мостам. Не хочу просто так мочить ноги.)

Бродов в этот день у меня не было. Были лужи. Ночевали в том же доме, что и по дороге в Чару, и даже на тех же местах.

БАМ, день шестой.

Утром опять мосты. Реку Тас-Юрях переезжали за рабочим поездом, в народе бичевоз. На въезде на мост я завалился.

За тем же поездом переехали и реку Олёкма. Не все разом, ждали Африку. Сергей поторопился, Африку подымали вдвоем с сыном. Через Олекму переправились без приключений. Больше рек без мостов или с одной альтернативой как по ж.д. нет. Едем в Юктали, обедаем в столовой. Едем на заправку, там нас не ждут. Час ожидания под ж.д. мостом, и мы мчим в Тынду. Доехав до разъезда Дюгабуль, Африка встаёт.

Делаются какие-то манипуляции, меняется топливный насос. Полтора часа загораем. Я, вообще, рассчитывал поднажать и ночевать в Тынде. Едем дальше. Ребята бродят, у меня мост. Такой классический бамовской мост. На выезде кто-то любезно подложил досточку.

Был момент, я «потерялся», мы искали домик для ночлега, а хорошие не попадались. Сначала я поехал не туда, потом вернулся, ребят нет. Поехал на перевал, тож нет. Спустился с перевала, ждал, смотрел следы, спрашивал у путейцев. Поехав через перевал заехал на ж.д. пути с другой стороны. И мы нашлись. Но не нашли дом для ночлега. Ночевали недалеко от ст. Лопча в карьере.

К обеду по шикарной грунтовой дороге с хорошими мостами приехали в Тынду. Я приехал! Ребята нет, им в Сковородино. Наверно, мы встретимся завтра. У меня на завтра немного грунта, реконструкции дороги и асфальт трассы Амур. Завтра простой день.

День седьмой.

Встретились, не созваниваясь, на первой для нас АЗС трассы «Амур», Б.Невер. Ну и поехали вместе. После обеда У Сергей на Африке спускает переднее колесо. Ремонт был долгим. Сергей ездил на попутках в город Шимановск в шиномонтаж. Мы загорали.

Дотемна в Благовещенск не попадем. На Дж250 фара перестала работать еще по дороге в Чару. Матвея, второго номера «Африки», отправляем на попутке в Благовещенск. Через примерно час приехал Сергей. Ставим колесо. Едем. Как стемнело, на переднее крыло Дж250 скотчем был примотан фонарик, поехали со скоростью не более 80 км/ч. И у моего мота в этот момент перегорает дальний свет. Уже в темноте, не доезжая десяти километров до запасного, для меня, «аэродрома» с. Новотроицкое, на ДР650 начало спускать переднее колесо. Конечно, неприятность, ну и ладно. Компрессор-то с собой. Накачал и быстро-быстро в путь. Потребовалось еще две остановки для подкачки колеса, последняя уже в Благовещенске. Поздно, конечно, но всё же доехали до дома. Поездка закончилась.

Еще итоги подвести!

Все, что «сломалось» в дороге: отвалилась латка на камере переднего колеса, перегорела нить дальнего света. Замена лампы в гараже не устранила проблему. Позже выяснилось, что отвалился по спайке провод в левом пульте. Всё!)

БАМ — это дорога ДР650. Мотоцикл был в своей стихии, он был сделан для этого. Я наслаждался поездкой. Меня не тяготил багаж, пассажир. У меня было достаточно мощности, достаточно топливной экономичности. Сузуки ДР650 крутой мот! Но техника не главное. Люди, те, с кем я проехал от Благовещенска до Чары и обратно. Можно долго писать. Все разные. Лучше ответить на вопрос: «Поеду ли я снова с ними?» — «Да!» А вот поедут ли они со мной, я не знаю)))

В целом поездка прошла буднично, без каких-то «специй». Посетил места, где я не был раньше. Одним словом, поездка, УДАЛАСЬ!

Станислав. @st_bqs  

Дром

Источник: travel.drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *