В гостях у «дяди Васи». И снова — ох уж эти недорогие иномарки!

В гостях у «дяди Васи». И снова — ох уж эти недорогие иномарки!

Автор: Martyn36
Фото автора
Источник: ДромЕще с начала 1990-х, когда рухнул «железный занавес», слово «иномарка» несет в себе для российского автомобилиста сакральный смысл и отождествляется с недостижимыми для отечественного автопрома качеством и надежностью. Поэтому неудивительно, что при выборе недорогой подержанной машины предпочтение часто отдают «иноземцам», даже если бюджета еле-еле хватает на старенькую Ладу. Но иногда такая покупка влечет за собой совершенно непредсказуемый ремонт, окончательная стоимость которого остается неизвестной до полного завершения работ. Как так получается? Давайте, как обычно, посмотрим на примерах машин моих постоянных клиентов!

Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.

Подержанный автомобиль на рынке похож на кота в мешке — пока не поездишь, до конца его состояние не поймешь. К тому же чем дешевле была куплена машина, тем неожиданнее могут оказаться преподнесенные ею сюрпризы. Ну вот как с той Нексией, у которой давным-давно заклинившие тяги «ручника» потихоньку перепиливали ступицы, оставляя отчетливые следы.

На фото слева — свежий след на правой ступице. А на левом борту продавец этой машины провел специфическую «предпродажную подготовку» — он просто «болгаркой» вырезал участок тяги, упиравшийся в ступицу (фото справа)!

Бывает, конечно, что неприятные неожиданности при ближайшем рассмотрении оказываются сущими мелочами. Вот так получилось с Рено Лагуной начала 2000-х годов, купленной за 230 000 рублей.

Вскоре после покупки хозяин Лагуны поинтересовался, сколько стоит ремонт КП. За ремонт отечественных коробок я беру 2500–3000 рублей, если КП уже снята с машины, а если снимаю и ставлю сам, то добавляю примерно такую же сумму. Но в случае с «автоиностранцем» ценник на эти работы как минимум двойной, да и расходы на запчасти не всегда предсказуемы. Я обрисовал клиенту не самые радостные перспективы ремонта и расспросил, что же случилось. Оказалось, что неожиданно «пропали» все передачи, кроме третьей и четвертой, а рычаг переключения передач стал двигаться как-то неестественно. Может, дело вовсе не в коробке? Когда машина попала в мастерскую, выяснилось, что соскочил наконечник одного из тросов переключения передач. Но установлены они на Лагуне так, что за воздуховодами и другими узлами их совершенно не видно. Во-о-о-он там они где-то, под шлангами и проводами.

В итоге я порекомендовал заказать комплект новых тросов, а пока, разобрав воздуховоды и отодвинув шланги, поставил соскочивший наконечник на «времянку» из изоленты. Обрадованный хозяин Лагуны оставил 500 рублей и уже больше полугода катается с этой изолентой, так и не купив тросы.

Но такой счастливый конец — скорее исключение, чем правило. Гораздо чаще вроде бы мелкая неисправность тянет за собой все более сложные ремонты как снежный ком.

Вот так и получилось с Хендэ Элантрой, которую купил давнишний клиент вместо своего ВАЗ-2115. Его старая «пятнашка» уже встречалась в моих рассказах, именно на ней склеились детали мотора после неудачной покупки поддельного масла.

Элантра 2003 года была приобретена за 160 000 рублей.

Осмотр машины вызывал вопросы и наталкивал на размышления о ее прошлом. Вот, например, зачем кому-то понадобилось делать заплатки на не очень-то и гнилом подрамнике?

Вскоре после покупки потекла помпа. Мелочь? Но на этом моторе она хоть и приводится своим ремнем, но ее корпус заходит под ремень ГРМ и прикрывается одним из его роликов.

Поэтому замену помпы совместили с заменой всех ремней и роликов, тем более что это полезно сделать после покупки любой машины с непонятной историей.

Во время ремонта выяснилось, что приобретенная клиентом неоригинальная помпа отличается по толщине корпуса от «родной» в том месте, где на помпу крепится кронштейн натяжителя генератора.

Время не позволяло сдавать помпу в магазин, делать новый заказ и ожидать результата, поэтому под кронштейн натяжителя генератора я подложил подходящую по толщине гайку в качестве проставки.

Что ж, с недорогими иномарочными запчастями-аналогами такое бывает. Ремонт обошелся около 10 000 рублей, из них моя работа — 3500.

Через неделю раздался тревожный звонок: хозяин Элантры поинтересовался, не мог ли я перепутать метки ГРМ, поскольку его машина резко потеряла в динамике. Не ошибается только тот, кто ничего не делает, но все же для начала я посоветовал заехать к соседу-инжекторщику. После замены ремня ГРМ мотор несколько дней работал нормально, а если бы я ошибся, то проблема проявилась бы сразу. В итоге был заменен бензонасос, а хозяин Элантры стал готовиться к отпускной поездке в Крым.

Перед стартом он планировал поменять гудевший подшипник правой передней ступицы и правую шаровую опору. Замена подшипника на такой машине стоит у меня 1200 рублей плюс 900 за шаровую опору. На Ладе я взял бы за всю эту работу только 1200, но на Элантре шаровая опора запрессована в рычаг. Оригинальная запчасть — это рычаг в сборе, но разве кто-то будет на недорогую иномарку покупать оригинал?

Как говорится, ничего не предвещало… Но ровно до тех пор, пока я, открутив ступичную гайку, не попытался вытолкнуть из ступицы хвостовик ШРУСа. Обычно для этого хватает легкого усилия руки, ведь в соединении не должно быть никакого натяга, но на этот раз хвостовик не поддался. Что ж, бывает — ржавчина, заусенцы, да мало ли что, и я попытался «взбодрить» хвостовик проникающей смазкой. Не тут-то было! Попытки использовать молоток с выколоткой и аэрозолем по методу героя классической комедии — «аккуратно, но сильно», никак не помогли. Тогда в ход пошел мощный трехлапый съемник. Для разъединения ступицы и ШРУСа он использовался впервые за все время существования мастерской.

Но и съемник не справился с задачей, для которой чаще всего хватает усилия одного пальца. Как учили в школе в эпоху развитого социализма, «ничто нас в жизни не может вышибить из седла», и упрямое соединение решено было прогреть газовой горелкой.

На этом этапе клиент получил фото этого странного процесса и был предупрежден, что работа подорожает, причем пока трудно сказать, насколько. Если его что-то настораживает, пока что можно просто забрать машину и переместиться в любой другой автосервис. Но, помня, как разрешилась непростая ситуация со склеившимся мотором, он был согласен на любые мои действия, которые я сочту необходимыми. С одной стороны, это лестно, с другой — мне было бы проще, если бы он машину забрал. Решение разнообразных технозагадок не всегда выливается в адекватные приложенным усилиям рубли, а максимальный заработок приносит простая конвейерная работа без лишних задержек.

Фотографии не смогут отразить весь драматизм последовавшего процесса!

Сначала я, максимально закрутив съемник, несколько минут грел ступицу сразу двумя горелками. Потом, отложив одну из горелок, левой рукой продолжал греть, а правой молотил кувалдой по торцу вала съемника. Обычно такая работа до нужного результата продолжается минут двадцать после того, как полностью кончается терпение 😊, вот только не в этот раз. Но я был настойчив и меня не остановила даже вполне предсказуемая поломка съемника. Быстрый ремонт — и мы с ним снова в деле!

Через некоторое, очень продолжительное время стало понятно, что ни двух моих горелок, ни съемника, ни любимой кувалды недостаточно для того, чтобы отсоединить детали, которые в обычной жизни разбираются голыми руками.

Работа, запланированная на полдня, растягивалась на совершенно неопределенное время. Эх, надавить бы на хвостовик ШРУСа не съемником с кувалдой, а прессом… А ведь это возможно! В дружественной мастерской неподалеку есть 15-тонный пресс, и работают с ним виртуозы. Надо всего лишь принести туда отсоединенный от стойки поворотный кулак с застрявшим в нем упрямым ШРУСом. Легко сказать…

Для начала надо отделить поворотный кулак от стойки. При замене подшипника это делать необязательно, но теперь придется. Вместо гаечных ключей в ход снова пошла газовая горелка. Ее применение на Элантре стало уже недоброй традицией.

Ну а затем пришлось снять весь привод, чтобы потом в тисках отсоединить наружный ШРУС.

На следующее утро операция по разъединению сросшихся деталей продолжилась в «союзной» мастерской. К всеобщему изумлению, даже пресс не оправдал «возложенного на него высокого доверия»!

Но вот когда к усилию пресса добавили газовую горелку, то тогда…

…тогда тоже абсолютно ничего не изменилось 😊

Фото процесса были опять отправлены хозяину с предупреждением, что для дальнейшего ремонта придется разрушить ШРУС. Парни, работавшие с прессом, предложили просверлить хвостовик ШРУСа в надежде, что после этого «процесс пойдет». Попытка не пытка?

Но обычной ручной дрелью отверстие диаметром больше 10–12 мм в стальном массиве просверлить сложно, а на такие «мелочи» упрямый ШРУС решил никак не реагировать.

Происходящее стало напоминать любимую сценку о консервной банке:

«…После этого я схватил банку и колотил по ней мачтой, пока не выбился из сил и не пришел в полное отчаяние, и тогда ею завладел Гаррис.

Мы расплющили эту банку в лепешку; потом мы сделали ее вновь квадратной; мы придавали ей самые удивительные геометрические формы, но пробить отверстие мы не могли. Тогда за дело взялся Джордж, и под его ударами она приняла такие причудливые, такие уродливые, такие мистически-жуткие очертания, что он испугался и бросил мачту…».

В роли такого Джорджа с мачтой выступил еще один сосед с ацетиленом и кислородом.

Температура разогретой ступицы уже могла соперничать с жаром плавильной печи, но хвостовик ШРУСа этого как будто не замечал.

Владелец Элантры получил еще несколько красочных фотографий, и мы все вместе обсудили «окончательное решение вопроса». Вариант найти на разборках поворотный кулак со ступицей и ШРУСом хозяина не устраивал: на ближайших ничего не было, а кататься куда-то далеко не позволяла работа. К тому же качество 15-летнего б/у неизвестно, а цена все равно не копеечная. Оставалось резать и ШРУС, и ступицу в попытке сохранить хотя бы поворотный кулак. Это было важно, учитывая его цену в 19 000 рублей и доставку только на заказ. Но зато неоригинальные ступицу и ШРУС можно было купить в течение дня. Поэтому, вспомнив знаменитое «Если враг не сдается, то его уничтожают», ставший уже всем ненавистным хвостовик ШРУСа был расплавлен всесильными ацетиленом и кислородом.

Ну а дальше — дело техники. Заключительный штрих — пройти ржавые отверстия разверткой и смазать весь крепеж при сборке.

Наконец-то пришел черед шаровой опоры. В интернете можно найти рекомендации по ее замене без снятия рычага, но я бы не сказал, что это проще и легче. В ход, как обычно, опять идет газовая горелка — ключами и головками на этой Элантре много не наработаешь.

Стойка стабилизатора тоже откручивалась силовыми методами. Но поскольку бюджет хозяина Элантры уже трещал по швам, ее хотелось по возможности сохранить. Поэтому вместо привычной газовой горелки пришлось воспользоваться зубилом.

Гайки болтов крепления оси переднего сайлент-блока рычага находятся внутри подрамника, снаружи видны только шляпки болтов.

И вот тут-то я понял, почему слева на подрамнике была та самая странная заплатка! При попытке открутить болты оси сайлент-блока гайки в подрамнике почти сразу же провернулись. На автофоруме «знатоки» вам сказали, что для скрытого крепежа всегда имеются технологические отверстия для впрыскивания чудесных жидкостей, позволяющих откручивать самые ржавые болты и гайки. В идеальном мире виртуальной реальности — да. Жаль только, что виртуальный мир сильно отличается от действительности. Чтобы на этой Элантре добраться до гаек, пришлось разрезать подрамник. Вот так и выяснилось, откуда взялась заплатка с его левой стороны, ведь теперь такие же появятся и справа.

«Вскрытие» подрамника напротив внутренних гаек открыло не самую обнадеживающую картину.

Вопрос «знатокам»: какую волшебную жидкость надо применить, чтобы открутить эту гайку? Да и где вообще в этом ржавом месиве находится гайка?

Внимание, правильный ответ: использовать надо не жидкость, а газ!

Машину заволокло густой дымзавесой, но рычаг удалось снять и наконец-то заняться шаровой опорой. Правда, замена опоры возможна не бесконечное количество раз, ведь посадочное место в рычаге постепенно изнашивается. Но сейчас хоть в этом хозяину Элантры повезло, и опора встала с ощутимым натягом.

Кто-то до сих пор еще полагает, что стоимость работы должна всегда оставаться неизменной, а любые наценки в ходе ремонта — недопустимое вымогательство? Ну-ну… Хозяин Элантры в итоге заплатил за ремонт двойную цену, что с учетом всех сопутствующих событий все равно недорого. А главным вымогателем оказался такой, казалось бы, недорогой Хендэ.

Проверка углов развала показала, что поворотный кулак не пострадал. На этой машине регулируются также углы установки задних колес, и развальщику пришлось греть газом неподдающиеся регулировочные втулки задних рычагов.

«О, сколько нам открытий чудных…» может приготовить ремонт задней «многорычажки» на таком автомобиле! Но, может, мне повезет, и этот ремонт произойдет еще не скоро и в какой-нибудь другой мастерской?

А поездка в Крым у клиента все-таки сорвалась — вскоре заклинил выжимной подшипник. Внеплановые 5000 за работу плюс еще больше за «дешевое» сцепление-аналог ударили не только по бюджету, но и по остаткам веры в машину. Хорошо хоть, что расположение подрамника на Элантре позволяет менять сцепление, сдвинув КП, для центровки диска подходит обычная вазовская оправка, а выжимной заклинил дома, а не в дороге.

Но, может, это только с бюджетными «корейцами» такое бывает? А если за те же 160 000 рублей взять породистого «немца»? Примерно так и рассуждал клиент, пересевший из «восьмерки» в 20-летнюю Ауди-А4, ту самую, у которой сразу же после покупки слетела шестерня распредвала.

Разбирался с проблемой другой «дядя Вася», специализирующийся на моторах таких машин. Вскоре к нему пришлось обратиться еще раз из-за резко выросшего расхода масла. Оба ремонта по минимально-«гаражным» ценам обошлись клиенту в 60 000 рублей, и решение остальных вопросов по машине ему пришлось отложить. Ну, тормоза скрипят, ну, внизу что-то постукивает, ездить-то можно? Да, можно, но до поры до времени. В один не самый лучший день педаль тормоза резко провалилась, а привычный скрип сменился пронзительным скрежетом. Тормоза куда-то пропали, но немного восстановились после нескольких качков педалью. На первой передаче и с «аварийкой» Ауди приползла в мастерскую.

Вылезший из-под пыльника поршень упирался прямо в тормозной диск, а не в колодку.

Давно стертая до металла колодка вылетела со своего места и тут же застряла. Большая удача, что при этом она не заклинила тормозной диск. Там, над суппортом, виднеется ее краешек.

На тормозных дисках — сильнейший неравномерный износ. Датчики АБС, покрытые металлической стружкой со стертых дисков и колодок, напоминали ощетинившихся ежей.

Поршни тормозных цилиндров пришлось утапливать приспособлением — усилия от отвертки явно не хватало.

Конечно, надо было бы заменить и диски, и тормозные цилиндры, но в тот раз клиентского бюджета хватило только на колодки. Зато деньги на ремонт сразу нашлись, когда через неделю поршень в одном из передних тормозных цилиндров все-таки заклинило и тормозные колодки неожиданно вспыхнули. Причем для большего эффекта Высшие Силы распорядились судьбой Ауди так, что колодки загорелись, когда клиент затормозил у въезда на заправку. Самое забавное, если это слово можно использовать в подобной ситуации, что он ничего не заметил и очень удивился, когда со всей заправки народ кинулся к его машине с огнетушителями и баклажками с водой. Все закончилось легким испугом, но впечатление осталось сильное!

Кстати, задние колодки закономерно оказались точно в таком же состоянии, как и передние.

Вот только после этих происшествий бюджет на ремонт опять закончился, и машина продолжает ездить со стуками в передней «многорычажке» и разорванными сайлент-блоками задней балки.

А дойдет ли в этом году дело до ремонта глушителя, сгнившего в своей неразборной части? Сомневаюсь…

Может возникнуть вопрос: а неужели подобные проблемы на Приорах или Грантах решаются не так же сложно? В большинстве случаев — да, совсем не так. Хотя бы потому, что конструктивно Лады гораздо проще большинства иномарок, стоимость их ремонта значительно меньше, а покупка самых ходовых запчастей не пробивает больших дыр в бюджете. Если бы вместо Элантры оказалась Лада, поворотный кулак, ступица и ШРУС были бы сразу приобретены в ближайшем ларьке, и весь ремонт закончился бы куда быстрее и дешевле. Ведь за стоимость одного только поворотного кулака Хендэ можно купить вообще всю переднюю подвеску Гранты, и еще на сцепление останется. Примерно также и с Ауди — найти 600 рублей на тормозной цилиндр Лады гораздо легче, чем хотя бы 2000–3000 за китайский цилиндр для Ауди.

 

Выводы из этих историй настолько просты, что мне их явно помог написать Капитан Очевидность, на этот раз примеривший промасленную робу механика.

  • Не все золото, что блестит, и за приятной иностранной внешностью может прятаться целый букет проблем. Кстати, это работает не только с машинами 😊
  • Если денег на покупку в обрез, а ездить надо каждый день, может, все-таки поддержать отечественного производителя? Разумеется, если Тольятти к гаражу ближе, чем Токио. Или вместо замены машины отремонтировать ту, что есть?
  • Ну и самый главный вывод: покупка любого автомобиля стоимостью до 200 000–250 000 рублей — лотерея, в которой предусмотрено очень мало выигрышей.

Источник: drom.ru