В гостях у «дяди Васи». «Недорогие» московские машины, или Снова о бесплатном сыре

В гостях у «дяди Васи». «Недорогие» московские машины, или Снова о бесплатном сыре

Автор: Martyn36
Фото автора
Источник: Дром

Что для вас важнее при покупке автомобиля?

Доступная стоимость

38 (15%)

Доступность обслуживания и ремонта

135 (55%)

Не думаю ни о том, ни о другом: покупаю то, что нравится!

71 (29%)

Посмотреть результаты

Подержанные машины из столицы всегда привлекают небогатого провинциального автомобилиста своими заманчиво низкими ценами. Оборотной стороной этой дешевизны порой оказывается неожиданно дорогой ремонт, причем совершенно непредсказуемый ни по расходам, ни по затраченному на него времени. Почему так получается? Давайте, как обычно, посмотрим на примерах моих клиентов!

Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.

Поиск хорошей «пробежной» машины — бесконечная тема жарких гаражных споров. И уже много лет я убеждаю знакомых, соседей и клиентов не обращать внимания на приятные столичные цены на секонд-хенд и по возможности лучше искать машины в других регионах. Под «столицей» я подразумеваю еще и Санкт-Петербург, хотя в силу географических причин машин из Москвы в наших краях гораздо больше. Дело в том, что столичный автомобилизм отличается от патриархально-провинциального так же резко, как и сам житейский уклад в наших городах. Разумеется, речь идет о привычных мне машинах ценового сегмента «ультрабюджетный лоукост». Они первыми сдаются под двойными ударами главных факторов московского автобытия — всесильной ржавчины и интенсивнейшей эксплуатации.

Наверное, в наши дни найти в Москве старенькую Ладу уже не получится — они все давно откочевали в глубинку. Вот одна из них, и хотя прописка у нее сейчас местная, московское прошлое читается в каждой детали.

От проржавевшей ходовой части ничего хорошего не ждешь. При ремонте такие машины часто не разбираются, а разрезаются или разламываются.

Но на этот раз неожиданно повезло — болт крепления задней стойки «живой»! Безвестный столичный механик его когда-то вовремя смазал.

Надо сказать, что ответственные московские специалисты смазку не жалеют даже при рутинной замене колеса.

Московская соль всесильна, и часто крепеж приходится срезать.

В таких случаях я обычно добавляю к стандартному ценнику 150–200 рублей за каждый упрямый болт или гайку, «попросившие» газовую горелку или «болгарку». Например, замена «московских» сайлент-блоков почти всегда означает срезание прикипевших внутренних втулок.

Удивляться не приходится, ведь у столичных машин сгнивают в труху даже защитные кожухи. Жаль, не сохранилось фото сквозных дыр в толстенной защите картера очередного «москвамобиля».

Отдельная тема — ремонт тормозных систем таких машин. Давным-давно, в далекой галактике… ну то есть в то время, когда доллар стоил 5 рублей, а я был молодым и безусым, меня до глубины души поразил полностью сгнивший пучок тормозных трубок на еще не старом столичном Паджеро, случайно заглянувшем в мастерскую.

Но даже если трубки московского автомобиля и не рассыпаются в прах, любой ремонт все равно может превратиться в настоящий квест.

«О сколько нам открытий чудных готовит…» замена как следует приржавевшего тормозного шланга!

На таких машинах в ход обязательно идет газовая горелка. Прежде всего надо постараться выкрутить штуцер для прокачки тормозной системы. В этот момент механик видит окружающий мир вот так:

Происходящее напоминает 3D-шутер, в котором злобного мелкого монстра приходится добивать огнеметом 😊

Затем надо по возможности не отломить гайку тормозной трубки. Когда-то в домосковском прошлом такие гайки свободно крутились на трубках, но эти времена давно прошли. Ржавчина сделала свое рыжее дело. Я иногда разрезаю меняемый тормозной шланг (ведь его все равно выбрасывать!), а оставшиеся на цилиндре и трубке части отвинчиваю по отдельности, даже не пытаясь расшевелить гайку, бывшую когда-то подвижной. А уж когда куски старого шланга удалены, можно прогреть закисшую гайку трубки со всеми удобствами.

Такое трепетное отношение к заводским тормозным трубкам связано с тем, что поменять их порой непросто даже на отечественных машинах. К примеру, на переднеприводных ВАЗах, ведущих свою родословную от «восьмерки», основной пучок трубок проходил в узкой щели между рулевой рейкой и стенкой моторного отсека. Чтобы извлечь оттуда старую трубку и установить новую, не порвав при этом пыльник рейки, надо было проявить чудеса выдержки и эквилибристики.

Ремонт задних тормозов на московских Ладах выглядит похожим образом. Но порой и газ оказывается бессилен. Утешает лишь элементарная замена задних колесных тормозных трубок и их копеечная цена.

Надо ли говорить, что если что-то удалось открутить, то полученный результат необходимо закрепить метчиками, плашками, развертками и графитной смазкой?

Вот так постепенно недорогая «столичная штучка» все равно забирает у нового хозяина свое с лихвой.

Но что же это я все о Ладах? Уж с иномарками-то из столицы дела наверняка получше? Как сказать…

Конечно, старенький Ланос — иномарка условная, и выглядит он соответствующе.

Он оказался в мастерской для замены шаровых опор и стоек стабилизатора. Заводские опоры установлены на заклепках, и удалять их удобнее, зажав снятый рычаг в тисках. Но удастся ли вот так запросто открутить болты крепления рычагов, уходящие к закладным гайкам в кузове? Сомневаюсь…

Поэтому работа продолжается на подъемнике. Стойки стабилизатора, превратившиеся в монолит, «отвинчиваются» и «разбираются» хирургическими методами.

Заклепки на шаровых опорах приходится сначала насколько возможно обтачивать «болгаркой», а потом высверливать.

Терпение и труд все перетрут, и они помогают справиться даже с упрямым Ланосом. Вот на нем уже красуются новые детали. Мой заработок за замену комплекта шаровых опор и стоек стабилизатора — 2000 не самых легко доставшихся рублей.

Конечно, большинство иномарок 2000-х годов сопротивляются коррозии гораздо лучше «старичков». Но под неплохо перенесшим московские соли кузовом может скрываться совершенно сгнившая начинка, и тут опять без газовой горелки — как без рук.

Прогреть рулевые наконечники или болты крепления скоб тормозных суппортов — обычное дело.

Бывают и не такие рутинные случаи. Вот, например, из старой тормозной колодки иномарки надо извлечь палец крепления тяги «ручника». На Ладу клиент купил бы комплект арматуры в ближайшем ларьке, но тут его надо заказать и подождать. Поэтому газовая горелка снова в деле.

А вот на Шевроле Круз передняя ступица с подшипником даже и не думает покидать насиженное место после удаления крепежа.

Неудивительно — ржавые наросты держат ее лучше любых болтов и гаек. Что ж, я добавляю еще 200 рублей к обычным 1200 за замену ступицы на подобных машинах.

Иногда коррозия творит настоящие чудеса. Вот, например, на подъемнике оказался скрипящий задними тормозами Солярис. Это сосед попросил глянуть машину приехавшей в гости дочери-москвички. Внешне автомобиль выглядит замечательно.

Но справа одна из колодок оказалась разорвана пополам. Ржавчина, куда ж без нее в Москве…

С левой стороны внешне все неплохо, но только до тех пор, пока колодки не оказываются в руках. Выясняется, что фрикционный материал полностью оторвался от проржавевшей стальной основы.

Хорошо хоть, что все разобралось без проблем, и я взял обычные 600 рублей.

Ну а вот еще один сосед, постоянно работающий в Москве, решил совместить визит в родные пенаты с ремонтом своего Киа Сид.

Один владелец, отличный внешний вид, известная история эксплуатации и честные 200 000 км на одометре — не автомобиль, а мечта покупателя московского б/у! Но машина пока еще слишком хороша для того, чтобы продаваться, и хозяин на ней покатается сам. После необходимого ремонта, разумеется.

Владелец Киа заготовил целую россыпь сайлент-блоков и втулок. Но начинается этот ремонт с устранения «чисто московской поломки» — с замены полностью сгнившего до сквозных дыр поддона картера двигателя! Тут бы смайлик с выпученными глазами…

Да, я тоже раньше думал, что так не бывает. Но в Москве порой сгнивает все что угодно, а уж машины — тем более. Насмотревшись на гнилые поддоны картеров моторов и коробок столичных машин, я уже ничему не удивляюсь.

Для замены втулок стабилизатора надо слегка опустить подрамник. Хорошо, что здесь крепеж снаружи, а не спрятан во внутренние полости, и можно легко использовать любимый инструмент для ремонта таких машин.

Мне предстоит снятие передних рычагов для замены сайлент-блоков. Приступаю к этому с опаской, ожидая отламывающихся болтов и закисших гаек. Ведь почти вся подвеска на этом Сиде до сих пор заводская!

Но пока нам с хозяином везет — даже ржавый крепеж можно извлечь с минимальными усилиями. Некоторые болты до сих пор щеголяют неповрежденным заводским покрытием.

Старые сайлент-блоки полностью лопнули. С учетом пробега они отлично послужили.

Усилие запрессовки новых сайлент-блоков оказалось неожиданно большим. Выручил 15-тонный пресс в соседней дружественной мастерской.

Гайки крепления стоек переднего стабилизатора, как обычно, не отвинчиваются. Не беда!

Задняя подвеска Киа Сид выглядит не лучшим образом — московские километры оставили свои следы. Тем не менее кое-что разобрать удается практически «без потерь», открутились даже стойки и втулки заднего стабилизатора.

Оси передних сайлент-блоков продольных рычагов крепятся болтами, уходящими в недра кузова. Но, как ни странно, выкрутились они без особых проблем.

А вот заменить болты, регулирующие развал задних колес, так и не получилось — они намертво приржавели к внутренним втулкам сайлент-блоков рычагов.

Газовой горелкой тут работать опасно — рядом бензобак. Снимать его? На московской машине заслуженный бак может не пережить снятия. Еще не хватало, чтобы он вместе с бензопроводами рассыпался в ржавую труху у меня в руках! Подобраться к упрямым болтам «болгаркой» мешает сам рычаг. Обсудив ситуацию с хозяином и вспомнив классическое «если враг не сдается, его уничтожают», решено пожертвовать рычагами. Пучки искр от «болгарки» вблизи бензопроводов и бака не радуют, но куда деваться.

Вскоре Сид снова готов покорять Москву. Интересно, каков будет его пробег к продаже?

Но неужели все действительно так грустно с недорогими московскими машинами? Ведь не бывает правил без исключений! Может, если хорошенько поискать, можно найти по-столичному дешевый, но при этом вполне «живой» автомобиль?

Да, чудеса случаются и в наше время. Недавно одно такое четырехколесное «чудо» оказалось в мастерской.

Один из соседей, пенсионер МВД, работает в такси. После неудачных пробуксовок в пригородных сугробах заехал ко мне в бокс для замены сцепления. Увидев его автомобиль, поначалу мысленно содрогнулся.

У меня еще слишком свежи были воспоминания о совершенно чудовищном ремонте подобной Элантры. Но если история той машины была покрыта мраком, то сейчас Хендэ, не стесняясь, сразу заявил о своем московском прошлом, к тому же усугубленном нелегким таксистским настоящим.

Для начала я открутил гайки ступиц и с опаской попробовал, можно ли сдвинуть в ступицах хвостовики наружных ШРУСов. Открытые всем стихиям гайки ступиц особых надежд не вселяли, но тем не менее оба ШРУСа хоть и не совсем легко, но из ступиц вышли.

В прошлый раз для этого ШРУС и ступицу пришлось расплавить.

Постепенно подбираясь к коробке все ближе, от каждого откручиваемого болтика я ждал какой-нибудь неожиданной пакости. Вдруг кажущаяся легкость разборки — это всего лишь затишье перед настоящей бурей?

Но вот я осматриваю машину снизу и опять не вижу ничего страшного. Внешне и не скажешь, что это московский автомобиль.

Даже детали задней подвески оказались без обычной для Москвы ржавчины.

Конечно, злополучные хвостовики ШРУСов заржавели, но это совершенно не помешало разборке.

На многих болтах уцелело заводское антикоррозионное покрытие.

Ну а дальше, как говорится, дело техники. Мои ощущения при этом — «гора с плеч»! Часто бывает, что 5000 рублей я зарабатываю куда более тяжелыми способами.

Кстати, «вскрытие» показало не самую стандартную причину поломки: обойма выжимного подшипника от перегрева буквально приварилась к «лепесткам» корзины сцепления. Сам подшипник после этого сверкал совершенно открытыми шариками.

Интересно, что машина заехала в бокс своим ходом, а при выжиме педали сцепления никаких особо настораживающих звуков не было.

Ну а когда ремонт закончился, я устроил хозяину настоящий «допрос с пристрастием» о том, как ему удалось, вопреки всему моему многолетнему опыту, найти в просоленной Москве настолько хорошо сохранившийся автомобиль. Подозреваю, что в тот момент я напоминал того незадачливого рыбака, пытавшегося выведать у Спасителя секрет хождения по воде.

А ларчик просто открывался! Можно даже сказать, что и не было никакого ларца с секретом. Во-первых, машина оказалась не совсем московская, а из области, и ее прежний владелец по столице не очень-то и катался. Во-вторых, ее история была неплохо известна соседу задолго до покупки. Ну и самое главное — цена! Два года назад 13-летняя Элантра была приобретена за вполне весомые 290 000 рублей. Напомню: та самая Элантра, чей мелкий ремонт растянулся на несколько насыщенных дней, стоила чуть ли не вдвое дешевле.

Что ж, все сходится: если нужен недорогой и действительно рабочий автомобиль, не выбивающий из привычной колеи непредсказуемыми и тяжелыми ремонтами, то в Москве его найти будет непросто. Но сильна еще в народе вера в разные чудеса! На Руси издавна рассказывали о молочных реках с кисельными берегами, о скатертях-самобранках и сапогах-скороходах, о добром царе и плохих боярах, а теперь еще и о хороших дешевых московских машинах. Так что, пожалуй, газовая горелка и «болгарка» мне еще понадобятся…

Источник: drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *