Юбилей SKODA

SKODA в 2020 году отпраздновала свое 125-летие. Но почему именно 125-летие и почему именно в этом году? Ведь архивные документы свидетельствуют, что фабрика с именем Pilsen Skoda основана в 1859 году, то есть 161 год назад. А первый автомобиль — родоначальник автоистории бренда появился в 1905 году — 115 лет назад. Тоже, конечно, дата, но чуть поменьше. Да и выпущен этот исторический авто был предприятием Slavia. При чем тут SKODA? Тем более что синдикат под именем SKODA безо всяких там Pilsen сформировался только в июне 1925 года. Опять дата, и опять не попадает в отметку «125». Так с чего же началась славная автомобильная история всемирно известного бренда SKODA?

Предыстория

 

SKODA — это фамилия. Всемирно известной ее сделал богемский дворянин Эмиль Риттер фон Шкода, который в свои 30 лет в 1869 году купил литейно-машиностроительную фабрику графа Валленштейна-Вартенберга, предварительно поработав на ней главным инженером. Так что основанное в 1859 году предприятие изначально никакого отношения к слову SKODA не имело. Лишь после исторической сделки превратилось в Pilsen Skoda. И, кстати, пивные ассоциации не совсем уместны по отношению к продукции фабрики: Pilsen — это город Пльзень. Оборудование для пивоварен выпускали, да, но не более того.

 

Очень скоро пльзеньская фабрика Эмиля Шкоды стала ведущим промышленным предприятием Австро-Венгрии и в конце 1899 года переросла в акционерное общество. Выпускали в основном артиллеристскую продукцию, заодно производили комплектующие для Суэцкого канала, Ниагарской электростанции, оборудование для сахарных заводов Турции…

 

А меньше года спустя, летом 1900-го, генерального директора компании Pilsen Skoda Эмиля Риттер фон Шкода не стало… Он чуть-чуть не дожил до автомобильной эры своей компании. Массовый выпуск грузовиков и легковушек на фабрике начался лишь после Первой мировой и образования Чехословацкой Республики. Но ведь автомобилизация фабрики началась позже чем 120 лет назад. Так что же принято считать началом отсчета истории бренда SKODA?

 

Начало истории

 

В SKODA Auto датой рождения своего бренда считают 1895 год. Именно тогда два велофаната, два Вацлава — 30-летний механик Лаурин (на фото справа) и 27-летний книготорговец Клемент — наладили промышленный выпуск велосипеда собственной конструкции. И придумали торговую марку Slavia, под именем которой эти велосипеды покоряли дороги Богемии.

Четыре года спустя, в 1899-м, компаньоны изобрели велосипед с одноцилиндровым моторчиком и выпустили его на европейские рынки под именем мотоцикл Laurin & Klement. Затем приделали к своему первенцу третье колесо и разогнали его до 40 км/ч. А в 1905 году появилось и 4-колесное творение — первенец чешского автопрома Laurin & Klement Voiturette A. Под капотом V-образный 2-цилиндровый 1-литровый 7-сильный мотор с водяным охлаждением, с которым в этом же году автомобиль победил в гонках в Семмеринге (Австрия) в категории «Дорожные автомобили».

 

Год от года количество цилиндров двигателя удваивается, популярность Voiturette также растет в геометрической прогрессии: престижные автосалоны, выгодные контракты. В 1907 году компания Laurin & Klement преобразовывается в акционерное общество с автозаводом в Млада-Болеславе. Представительства L&K открываются по всей Европе: в Праге, Вене, Будапеште, России, Германии, Великобритании, Италии… Компания выпускает легковые автомобили и омнибусы, производит множество модификаций: двух- и четырехместные седанчики, почтовики для Черногории с укороченным шасси и двигателем под кабиной, комфортные такси для австрийской столицы.

 

Революционной стала модель 1911 года с двигателем S — она расширила ареал влияния L&K далеко за границы Европы: Китай, Япония, Мексика, Австралия. А, к примеру, в России было продано целых 35% машин от общего тиража этой модели.

К чешским автомобилям пришла мировая слава. Но к машинам Laurin & Klement, пока еще не SKODA.

 

Историческое событие

 

Первая мировая перекроила политическую карту Европы. Мировой экономический кризис перетасовал карты игроков промышленного сектора. Дальнейшее самостоятельное существование Laurin & Klement создателям компании виделось бесперспективным. В 1925 году произошло слияние L&K с Pilsen Skoda, в результате которого образовался синдикат SKODA.

 

Первое время пытались было сохранить торговую марку L&K, однако в 1926 году вынуждены были отказаться и от нее. Рождение бренда SKODA состоялось окончательно. На шильдиках чешских автомобилей появился логотип со стрелой и перьями.

 

Логотип

 

Сам логотип появился несколько раньше и к проецированию на автомобили изначально не предназначался. Официально он был зарегистрирован в 1923 году. Существует несколько версий истории происхождения эмблемы SKODA и смысла, который она олицетворяет.

 

Автор логотипа достоверно не известен. По одной из версий, идея стилизованного изображения головы индейца в традиционном уборе с пятью перьями, круглой застежкой и стрелой принадлежит коммерческому директору компании Pilsen Skoda Т. Магли. По другой версии — Магли лишь организовал конкурс на лучший логотип, а изображена на эмблеме голова петуха.

Некоторые источники утверждают, что первые эскизы лого появились еще в 1915 году и якобы автор нарисовал на будущей эмблеме профиль слуги семьи Шкода, привезенного в Европу из Америки. В двадцатые других толкований лого SKODA и не было, его так и называли — «индеец». Но сейчас логотип величают «крылатой стрелой».

 

По официальной версии, индейцы никакого отношения к изображению не имеют — на картинке стрела с фрагментом шестерни или даже с крылом для пущей стремительности. Одно другому не противоречит, так как символизирует этот крылато-шестереночный символ технический прогресс и размах производства, охватившего весь мир. Стрела — это качество продукции, инновационные технологии, производительность. То, что некоторые воспринимают как глаз петуха или застежку перьевого индейского головного убора, — это всего лишь символ точности в изготовлении продукции и намек на широту взглядов. Все это заключено в круг — совершенство и безукоризненное производство. Начиналось все с синего цвета, потом родилась черно-зеленая гамма, сейчас доминирует зеленый цвет, символизирующий единение с окружающим миром, экологичность.

 

А есть и еще один логотип с похожими словами и очертаниями — эмблема чешского хоккейного клуба из экстралиги Skoda Plzen, основанного в 1929 году. Ни стрелы, ни шестеренок, ни символов точности производства. Хоккейный лого сложно истолковать иначе, чем в контексте того, что на нем, собственно, и нарисовано.

 

 

Новейшая история

 

Первые автомобили с разнотолкующимся логотипом SKODA появились в тридцатых — модели SKODA 4R и 6R. Продукты революционных преобразований на Млада-Болеславском заводе — там была установлена сборочная линия, позволявшая выпускать до 95 автомобилей в сутки. Автомобили SKODA принялись стремительно завоевывать мир. Но в мире в те времена вызревали и завоеватели совсем другого уровня…

 
Вторая мировая и последующая национализация, первая холодная и последующая приватизация… Сегодня SKODA Auto — обособленное от головного синдиката предприятие, завоеванное концерном Volkswagen AG. Один из лидеров европейского автопрома и производитель очень качественных и востребованных автомобилей.

 

АВТОСОЮЗ, фото SKODA, АВТОСОЮЗ и besthqwallpapers.com

Источник: a-souz.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *