Юбилейный сезон LADA

LADA отмечает очередной юбилей: ровно полвека назад 13 марта 1971 года глава ВАЗ Виктор Поляков подписал приказ об организации конструкторского бюро форсированных испытаний автомобилей LADA. Таким образом, ровно 50 лет назад LADA вошла в мир автоспорта.

К первой победе шли недолго: советские пилоты, выступавшие за рулем почти серийных ВАЗ-2101, уже в том же 1971 году завоевали золотой кубок марафона «Тур Европы» среди коллективов, выступающих на трех автомобилях. Более того, ВАЗовский экипаж взял «серебро» в «абсолюте» личного зачета.

 

 

Свой личный юбилей победитель марафона ВАЗ-2101 отметил годом ранее: 19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автозавода (ВАЗ) сошли первые 6 «Копеек». К этому событию автозавод шел почти четыре года – 20 июля 1966 года было подписано Постановление правительства СССР «О строительстве в городе Тольятти автомобильного завода». Именно эта дата и считается днем рождения автогиганта (и летом ожидается очередной «юбилей» LADA – 55 лет со дня рождения)…

 

Но, разумеется, началось все несколько раньше. Постановление — это не только старт реализации масштабного проекта, но и финал кропотливой многолетней подготовительной работы — от идеи, осознания ее актуальности, через выбор партнера, модельного ряда, до утверждения оптимальной строительной площадки. Наверное, есть смысл вспомнить всё. Ну или почти всё…

 

ИДЕЙНОЕ ВДОХНОВЛЕНИЕ

 

Откуда взялась идея? Почему партнером стал именно FIAT и случайно ли советский автозавод с итальянскими генами решено было строить в советском городе с итальянским именем? Однозначных ответов на эти вопросы нет. Но есть любопытные, разрозненные на первый взгляд факты.

 

В период, когда страна развитого социализма вступила в эпоху дефицита, когда на 200 миллионов населения приходилось чуть больше миллиона автомобилей, а на сбербанковских счетах трудящихся копились несметные тысячи рублей, когда верстались планы на очередную пятилетку, нашу страну в очередной раз посетил большой друг советского народа генеральный секретарь Коммунистической партии Италии Пальмиро Тольятти. Побывал на московском автозаводе ЗМА (впоследствии АЗЛК) и рассказал первым лицам нашей страны, что есть у них в Италии автоконцерн FIAT, который выпускает современные и доступные для рабочего класса машины…

 Пальмиро Тольятти (фото thevision.com)

 

Тот самый FIAT, который еще в 1912 году открыл в Москве дочернее предприятие по производству автомобилей и запчастей. И с модели которого FIAT 15 был срисован первый советский автомобиль АМО-Ф-15. Тот самый FIAT, деятельность которого в двадцатые годы была парализована в результате рабочего восстания, поднятого Пальмиро Тольятти… Тот самый концерн, который выпустил культовый FIAT 600, с которого лепили «горбатого» запорожца. Тот самый бренд, который придумал FIAT 124, завоевавший престижнейший титул «Автомобиль года»…

 

Пока апологет идеи нового автозавода — первый заместитель председателя, а затем и председатель Совета министров А.Н. Косыгин обдумывал, как преодолеть оппозиционный настрой Н.С. Хрущева, Д.Ф. Устинова и иже с ними, а наш дорогой Леонид Ильич колебался и не знал, кого поддержать, Пальмиро Тольятти отправился в «Артек», где и скоропостижно скончался.

 

Буквально через неделю после смерти великого коммуниста, 28 августа 1964 года, вышел указ Президиума Верховного совета РСФСР о переименовании города Ставрополь Куйбышевской области в город Тольятти. И в первый же год новой пятилетки только-только переименованному городу было предписано стать автомобильной столицей Советского Союза…

 

Что во всей этой предыстории автогиганта случайно, а что нет, сейчас установить уже невозможно. По официальным данным, в качестве донора автозавода рассматривались практически все мировые лидеры автомобилестроения того периода. И стройплощадку выбирали в 54 различных регионах. Но АВТОВАЗ родился именно в Тольятти и на технологиях FIAT.

 

«ПЕРВОРОЖЕЦ»

 

В качестве основы для первой модели нового автозавода выбрали одну из лучших машин того времени — «Автомобиль года» FIAT 124. Внешность оставили практически без изменений — только утопили ручки дверей и добавили агрессии клыкам бампера.

 FIAT 124 и ВАЗ-2101 (фото drivetribe.imgix.net)

 

Внутри же автомобиль был переработан основательно. Изящный «итальянец» конструктивно не очень-то гармонировал с нашей дорожной действительностью — все надо было усиливать, дорабатывать, адаптировать…

 

Пока инженеры мудрили с подвеской, меняли задние дисковые тормоза на более износоустойчивые барабанные, рисовали отверстие под «кривой стартер», гуманитарии принялись за поиск имени первенцу. В 1968 году был объявлен всесоюзный конкурс, в котором по рассмотрении более 30 тысяч вариантов огласили лучшие. Среди них особое внимание заслуживают такие имена, как «Директивец», «Перворожец», «Новорожец»…

 

Впрочем, на этот момент название уже было придумано. Не дожидаясь ни результатов, ни даже самого конкурса, еще в 1967 году директор завода В.Н. Поляков утвердил вариант, предложенный конструктором А.Н. Черным, — «Жигули». А в народе со временем вызрело внеконкурсное имя «копейка».

 

 

19 апреля 1970 года с главного конвейера тольяттинского завода сошли первые шесть «копеек» — автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули». Правда, для экспорта название не годилось: будто бы оно ассоциируется с отнюдь не позитивным персонажем жиголо. А то и вообще с жутко ненормативным венгерским «щикули». Так в начале семидесятых родилось название LADA.

 

Логотип нарисовал Александр Декаленков. Расшифровывать, что означает ладья, нет смысла, но то, зачем своими очертаниями это судно должно было рисовать букву «В», пояснить стоит: автозавод — Волжский, и «В» — это Волга.

 

Насколько объективно хорош или плох был первенец АВТОВАЗа? В начале эпохи черного пиара против отечественного автопрома «копейка» выставлялась исключительно как символ беспомощности российского автомобилестроения и мишень для насмешек над всем нашим. Очень старательно обгаживал наши «Жигули» авторитетнейший британский Top Gear…

 

Но вряд ли это можно считать объективной оценкой. В конце концов, некорректно в нынешнем тысячелетии искать сравнительные недостатки у машинки семидесятых годов прошлого века. Клон «Автомобиля года» с усиленным кузовом, подвеской, более современным (по тем временам) двигателем вряд ли может быть хуже самого автомобиля года. И доказательств тому множество. Самое весомое: в мае 1972 года за выпуск модели ВАЗ-2101 Волжскому автозаводу была вручена Международная премия «Золотой Меркурий». А самое убедительное — тираж. За все время производства (с 1970 по 1988 год) в мире раскуплено 4,85 миллиона автомобилей ВАЗ-2101 различных модификаций. Не так уж много у мирового автопрома найдется ответных козырей.

 

В 2000 году ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса.

 

КЛАССИКА

 

Уже через год после более чем успешного дебюта «копейки», которая к тому времени преодолела уже 100-тысячный тираж, с главного конвейера Волжского автозавода сошел опытный образец автомобиля ВАЗ-2102 — практически та же модель, но переодетая в кузов «универсал». Сейчас уже мало кто помнит эту модель и мало кто знает, что в период с 1980 по 1981 год на базе «двойки» было изготовлено 47 электромобилей, получивших в дальнейшем маркировку ВАЗ-2801.

 

В 1974 году завод вышел на проектную мощность — 660 тысяч автомобилей в год. Конвейер выдавал в сутки 2 230 «Жигулей» со скоростью 1 штука в 22 секунды. В этом же году были освоены праворульные модификации «Жигулей» для европейских поклонников советских машин.

 

Затем была «тройка», «четверка», культовая «шестерка» — любимица силовиков и тех, кто от них скрывался, и золотая медалистка Лейпцигской ярмарки. А потом как бы случайно в экстерьере бюджетных моделей стали появляться премиальные реплики. ВАЗ-2107 получил прозвище «ХБМ» («Хочу быть мерседесом») за ну очень похожий дизайн решетки радиатора. А ВАЗ-2108 называли «Русский порш». Помимо отдаленных дизайн-намеков дверная ручка «восьмерки» один в один такая же, как у Porsche 924. Легенда гласит, что в период разработки модели в зале была вывешена боковая часть автомобиля, но без ручки. Какой-то безымянный шутник приделал к дверце ручку от Porsche… Ничего лучше придумать не смогли — так и выпустили на конвейер.

 

«НИВА»

 Создатель «Нивы» Петр Прусов (фото silver.ru)

 

Самой знаменитой моделью АВТОВАЗа стала «Нива» ВАЗ-2121, которая сегодня называется LADA 4×4. Создателем культового внедорожника считается Петр Прусов единственный российский конструктор, получивший именную звезду на аллее звезд выдающихся деятелей мирового автопрома во Флинте. Внешний облик сотворил новосибирский автодизайнер Валерий Сёмушкин в рамках своей дипломной работы. В декабре 1978 года на международной выставке в Брно автомобиль ВАЗ-2121 был признан лучшим в своем классе и награжден золотой медалью. В октябре 1980 года вазовский внедорожник завоевал золотую медаль Познаньской международной ярмарки, в которой принимали участие более полутора тысяч фирм и предприятий мира. В 1979 году «Нива» вошла в тройку лучших автомобилей мира с географией продаж 110 стран.

 

ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

 

За всю историю автозавода в Тольятти было собрано около 30 миллионов машин четырёх десятков различных серийных моделей. LADA – бессменный лидер российского авторынка. Сегодняшний успех бренда обеспечивают Granta, Vesta, Largus, Niva и XRAY. Все эти модели входят в топ-25 самых популярных автомобилей России, а Granta и Vesta располагаются на самой вершине этого рейтинга.

 

За спортивные успехи бренда отвечает сегодняшний юбиляр – подразделение  LADA Sport.  – Это не только гоночная команда, но и производство «гражданских» автомобилей – в цехах LADA Sport произведено более 20 тысяч авто.

 

 

В 2008 году АВТОВАЗ вошел в состав Renault Group и в настоящее время является крупнейшим предприятием альянса в России и одним из крупнейших автозаводов в мире. Выпускает автомобили по полному циклу, имеет собственный научно-технический центр, позволяющий осуществить процесс создания автомобиля от идеи до подготовки к серийному производству. АВТОВАЗ единственный из 46 заводов альянса, который выпускает по полному циклу автомобили под четырьмя брендами: LADA, Renault, Nissan и Datsun. Впрочем, уже три – выпуск Datsun на сегодняшний день остановлен.

 

Первая половина века истории автомобилей LADA успешно пройдена. Впереди новые рубежи, новые победы и новые свершения.

 

Фото АВТОСОЮЗ, LADA.

Источник: a-souz.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *