Записки автогонщика-любителя. Первый старт «копейки» для кольца

Записки автогонщика-любителя. Первый старт «копейки» для кольца

Автор: Дмитрий Кутепов
Фото автора
Источник: ДромМой опыт интересен тем, что я не профессиональный гонщик, а простой парень «с улицы». У меня нет спонсорского бюджета и сверхспособностей в мастерстве вождения. Есть только неудержимое желание гонять по треку и моральная поддержка близких людей. Получится ли у меня добиться успеха? Посмотрим!

В стартовой статье этого блога мы рассказали об истории постройки ВАЗ-2101 для кольцевых гонок и немного погрузились в технические аспекты. И вот пришла пора опробовать его в деле — на первом серьезном старте.

Первые тренировки, первые проблемы

Мой путь — это пробы и ошибки. Так, после первого выезда на тренировку на треке необходимо было устранить недочеты перед гонками, а перед этим — выехать еще минимум на одну тренировку. В ходе подготовки перебрали коробку передач, заменили подклинивающий тормозной цилиндр и устранили недочеты по электрике. Кузов обрел боевую ливрею в стиле гоночных машин эпохи СССР, логотипы соревнований и стартовые номера. Все стекла, зеркала и фары заклеены бронепленкой, чтобы в случае «контакта» на треке не разлетались осколки. Помните кресты на фарах из изоленты? Она в давние времена служила той же цели. После завершения работ, снарядив «техничку», отправились на тренировку.

Так выглядит «техничка», по максимуму загруженная инвентарем. Сейчас с учетом количества вещей, которые необходимо брать на трек, мы ее уже «переросли». Но на бóльшую пока не разжились, как и на нормальный прицеп

А так едет «копейка», привязанная на подкат. Колеса при транспортировке используем перекатные, для трека меняем на другие. Для заезда на подкат снимаем переднюю «губу»

Прибыли на трек, работа закипела! Разгрузили машину, и пока я переодевался в экипировку, ребята из моей команды поддержки меняли перекатные колеса на боевые. И сразу проблема: в передней левой ступице, на которой на прошлой тренировке открутилось колесо, провернуло резьбу, и колесо не затянуть. Запасной ступицы с собой нет… Но ведь такие же ступицы есть на «четверке»-«техничке»! Она и стала донором, позволив начать заезды.

Погодка в этот день постоянно менялась. Первая сессия была «сухой», и я чуть улучшил время круга по сравнению с прошлой тренировкой. Но уже ко второй пошел ливень, причем из-за протяженности трассы в одной ее части было абсолютно сухо, а на другой стояла вода. Пару раз вылетел с трека, но без последствий. На третью сессию я заведомо поехал в сильный ливень, чтобы получить опыт езды по мокрому треку. На узких «гражданских» шинах это занятие так себе. Еще и обороты двигателя начали «зависать», а педаль газа превратилась в «вату». Проблема оказалась в соскочившей возвратной пружине привода карбюратора, а его заслонки залипали в открытом положении. Почистили карбюратор очистителем и смазали ось привода, доработали крепление возвратной пружины, чтобы больше не слетала — едем дальше. К четвертой сессии трек подсох, но уже на первом круге загорелась аварийная лампа зарядки аккумулятора. Как выяснилось позже, я ехал на аккумуляторе из-за оборвавшейся обмотки генератора. По итогу тренировки получил важный опыт пилотирования в дождь. Мы пробовали различное давление в шинах и смогли понять, сколько качать в зависимости от погодных условий для получения желаемой управляемости.

Ремонт и подготовка к гонкам

По возвращении с тестов настало время готовиться к гонкам, до которых оставались считаные дни. Купили новые ступицы и подшипники, заменили на «копейке» и на «тягаче». Перебрали генератор, собрав один рабочий из трех имеющихся. Слили все «обкаточные» жидкости и залили специальные гоночные масла в мотор, коробку передач и редуктор. Вода в системе охлаждения тоже новая. Да, там именно вода — антифриз запрещен регламентом соревнований. Из «нержавейки» изготовили новый топливный бак на 32 литра, так как имеющийся не укладывался в габариты по регламенту. Сделали в нем противоотливные перегородки и резервуар с погружными топливными насосами низкого давления. Осталось обслужить тормоза, ибо первый комплект был «укатан» за семь 15-минутных сессий. Заказать гоночные колодки до соревнований не успел — пришлось брать бюджетные «ЛадаСпорт». Позже они нас подведут ☹ По завершении всех этих работ мы были готовы к выезду на соревнования.

За пару дней до гонки меня начинает одолевать паника. Страх перед неизведанным буквально сбивает боевой настрой. Переживаю, что не смогу пройти техническую комиссию, так как замечания могут быть такими, что не исправить за пару часов. Волнуюсь, что не смогу показать никакого результата. Эти два дня перед гонкой я буквально заставлял себя успокоиться и пытался взять себя в руки. Решил, что поеду и попробую выполнить хотя бы план-минимум: это выезд в гонки с массовым стартом для получения какого-то базового опыта и понимания, как это происходит. Как цель-максимум поставил задачу добраться до финиша. Не слишком амбициозные планы, скажете вы? Разъясняю. Мы заявились в чемпионат с серьезно подготовленными соперниками, которые гоняют не один год, да к тому же в самый массовый класс «Жигули 1600». Практически все участники приезжают большими командами на фургонах с прицепами, имеют штат механиков и кучу запасных частей: двигателей, коробок передач, колес и всего остального. Мы же врываемся во всю эту движуху «по нищете», на машине, построенной в обычном гараже своими руками из доступных нам запчастей, используем ВАЗ-2104 в качестве «технички», таскаем машину на арендованном подкате. А сопровождающие меня механики воодушевлены лишь идеей быть ближе к автоспорту. Исходя из вышеописанного, ставить себе задачу «выиграть» было бы как минимум наивно.

При наличии бюджета имеет смысл арендовать отдельный бокс

Впрочем, его отсутствие не мешает выступать ни «Жигулям», ни Порше

Процесс сборки необходимого инвентаря для выезда занимает целый день. Перечисляю: заправка канистр и «технички» бензином, сбор инструмента для обслуживания и ремонта на треке, сборка масел и запчастей, крепежа, воды, домкрата, второго комплекта колес, рабочей одежды, документов, экипировки; а также сборка камер, фотоаппаратов, зарядок, телеметрии, провизии и так далее. За время моих выездов я сформировал себе список на несколько листов, по которому собираю вещи. С каждым новым выездом этот список расширяется, а «техничка» ВАЗ-2104 каждый раз едет все более загруженной.

Топовые команды приезжают большими фурами и участвуют в нескольких классах одновременно. Кстати, здесь тест на внимательность и чувство юмора 😊

День перед гонкой

Выезжаем на трек накануне соревнований, так как там проходит «трек-день» — отличная возможность потренироваться и заодно протестировать работоспособность нового топливного бака и прикатать тормозные колодки. По дороге на трек встреваем в адскую двухчасовую пробку из-за ДТП. На автодром добрались только к 14:00. Разгрузились, переоделся и выехал на первую тренировку.

На первом же круге чувствую сильный запах бензина, понимаю, что наш новый топливный бак негерметичен. Окинул взглядом блок управления системы пожаротушения, чтобы убедиться, что она включена и «наготове». Продолжаю тренировку, через пару кругов набираю темп и начинаю оттормаживаться после прямика со скорости 150 км/ч, но понимаю, что сдаются тормозные колодки… они банально плывут и не могут эффективно замедлить машину. На следующем круге, не успев погасить скорость, пролетаю мимо 90-градусного поворота в зону вылета и о гравийные ловушки отрываю переднюю «губу».

Вернулся в паддок, начали осматривать поломки. «Губа» вырвала куски креплений, но ее удалось закрепить обратно, подложив шайбы. В багажном отделении все залито бензином, он выплескивался при раскачивании машины в поворотах через фитинг вентиляции. Впоследствии на него установили отводящий шланг, и проблема ушла. Пока мы устраняли недочеты, по громкой связи объявили, что участники завтрашней гонки для экономии времени могут уже сегодня пройти процедуру регистрации и техническую проверку. Для нас это было огромным бонусом: в случае замечаний техкомиссаров у нас будет время, чтобы все устранить.

Процедура регистрации

Для начала необходимо пройти в администрацию, захватив с собой лицензию пилота. Там заполнить заявление на участие, получить датчик хронометража на гонку, заплатив за него 1000 рублей. Там же выдают отрывной талон, в котором необходимо собрать печати и подписи у технических комиссаров, у медкомиссии, и после уже заполненный талон заберут на выезде на квалификацию.

По поводу предстоящей технической комиссии сильно переживал. Столь серьезных проверок машины мне проходить не доводилось. Замечания могут быть в таких деталях, о которых мы и не подозревали, так как регламент соревнований и регламент безопасности — это очень обширный раздел, и многие понятия, прописанные там, можно трактовать двояко. Сам же процесс происходит довольно быстро. Еще бы — комиссарам необходимо проверить более сотни автомобилей! Заезжаем в бокс, у нас забирают спортивный паспорт машины и начинают осмотр сразу с нескольких сторон. Получаем несколько замечаний: отсутствует уплотнительная резинка между моторным щитом и капотом, также в моторном щите есть пара незаглушенных сливных отверстий. Не устроило и крепление водительского сиденья: необходимо установить более толстые шайбы под болты крепления кронштейнов к полу. По топливному баку: нужно вывести шланг вентиляции бака за борт автомобиля через отверстие в полу и сделать отверстия в полу багажника рядом с баком.

Помимо машины проверяют и экипировку. Выдается бланк, в который нужно вписать марку и модель шлема, комбинезона, нательного белья, ботинок, перчаток, устройства защиты шеи, сиденья, ремней, накладок на каркас, системы пожаротушения. Необходимо заполнить каждый серийный номер, а также класс омологации и срок ее действия. По экипировке у нас порядок, а вот замечания по машине необходимо устранить, чтобы получить заветную подпись в отрывном талоне и допуск на гонку.

Вооружившись дрелью и прочим инструментом, механики начинают сверлить необходимые отверстия. Я попутно перекручиваю крепления ковша, добавив широкие шайбы. Некоторых необходимых шлангов и уплотнительных резинок у нас с собой не было, но тут, как обычно, выручает «четверка», с которой мы все это позаимствовали. Примерно через час устранили все несоответствия и вернулись на повторный осмотр, после которого получили заветную подпись в отрывном талоне и отметку в спортивном паспорте машины об успешно пройденном осмотре. Как оказалось, подобные замечания получили и многие другие участники, которые ранее успешно проходили техкомиссию — видимо, свежий взгляд инспекторов на каждом из этапов может найти что-то новое. Поэтому всегда надо быть готовым к тому, что придется что-либо переделывать.

А еще мы взвесили машину: 997 кг с учетом моего веса (76 кг) и с полным топливным баком. Минимально допустимый вес на финише гонки должен составлять 950 кг, а это значит, что нужно скинуть еще — только мы и так облегчили все, что разрешено регламентом. После я успел проехать еще одну мокрую тренировку по треку, после чего мы накрыли ВАЗ-2101 тентом и отправились на ночлег в Волоколамск, что в 20 километрах от трека. Удивительно, но на автодроме международного уровня Moscow Raceway нет собственной гостиницы, в то время как на всех остальных, не столь больших треках, они есть.

Как мы поменяли коробку за полтора часа прямо перед стартом

На трек мы прибыли уже к 7 утра, и я сразу отправился на прохождение медицинской комиссии. Там предъявляю справку из спортивного диспансера, подтверждающую отсутствие патологий. На осмотре измеряют давление, которое оказалось чуть повышенным, что логично из-за волнения. Я получаю заветную печать в талоне, а затем — финальную подпись Дирекции MCGP и, наконец, могу готовиться к самой гонке.

Расписание основного гоночного дня

С самого утра моросит мелкий дождь, прогноз погоды говорит о «мокрых гонках», поэтому выставляем в шинах минимальное «дождевое» давление и выезжаем на первую квалификацию. На то, чтобы показать быстрый круг, отведено 20 минут. Полноценно воспользоваться ими не удается вообще никому: на питлейне образуется пробка из 35 машин разных классов. Естественно, на треке тоже плотнейший трафик едущих с разной скоростью машин, из-за чего происходят постоянные обгоны/пропуски друг друга. С одной стороны, это не дает показать хорошее время, с другой — уравнивает шансы. Поэтому тут уже решает опыт и мастерство. Трек, вопреки прогнозу и осадкам в паддоке, оказался практически сухим, посему с давлением в шинах мы не угадали. Съезжать в паддок для их подкачки некогда. Стараюсь ехать быстро и собрать хороший круг «на чем есть», но машина нестабильна, все время происходит снос задней оси и делаются попытки ее «поймать». На втором круге усиливается вибрация по кузову, а на третьем перегреваются тормозные колодки. Уверенности это не придает: приходится тормозить плавнее и раньше. Результат — самое медленное время квалификации для класса «Жигули 1600».

Остается надежда на вторую квалификацию: при правильных настройках я могу срезать две-три секунды с круга и стартовать в середине пелотона. Подливаем топлива в бак (не рискуем ехать с полупустым, так как еще не протестировали стабильность подачи топлива в таком режиме), доливаем масло в двигатель, расход которого составляет около 100 граммов за 15-минутную сессию (предвещая ваше удивление — это нормально для подобного гоночного мотора), и подкачиваем шины до оптимального для сухого асфальта давления. Тормозных колодок на замену нет — замедляться придется заранее. Но внезапный ливень все расставляет по местам, ведь улучшить время первой сессии уже не получится. А значит, на стартовой решетке я последний. Тем не менее выезжаю на трек, чтобы еще разок потренироваться «по-мокрому». Еду аккуратно, прикатываюсь. На втором круге в связке поворотов переключаюсь со второй передачи на третью, отпускаю сцепление и… раздается удар в районе трансмиссии, дикая вибрация по всему кузову и бренчащий звук развалившихся деталей! Кое-как втыкаю третью и на холостом ходу возвращаюсь в паддок…

Мое состояние не передать словами… Дебютный выезд, и сразу же технический сход, еще до самой гонки! Да, это технический вид спорта, и подобного вполне стоило ожидать, но я надеялся, что нам повезет. Абсолютно подавленный морально, заезжаю в паддок, ко мне бегут механики Паша и Валера, мы вместе пытаемся идентифицировать поломку. Тестируем — ни одна передача не включается — проблема с коробкой передач или сцеплением. У нас в запасе нет ни того, ни другого! До старта основной гонки — ровно 100 минут. В этот момент я понял, что гонки для нас на сегодня окончены, но ребята набрасываются на машину и начинают снимать коробку передач, чтобы понять, что конкретно сломано, причем подключаются механики из соседних команд. Начинается самый настоящий «экшен»!

Я бегом переодеваюсь из гоночной экипировки в рабочую одежду, чтобы помочь ребятам. В этот момент к нам уже бегут друзья из команды «Team Union» в лице Ивана и Евгения, один из них несет на плече коробку передач из своих запасов! У меня эмоциональный подрыв! Я просто не ожидал, насколько сплоченными оказались люди в этот момент! Никому из окружающих небезразлично, все пытаются чем-то помочь для того, чтобы я стартовал! Паша, механик нашей команды, находит обломки сцепления в картере коробки передач, соответственно, оно и «сдалось». Сцепление у нас стояло от «Шеви Нивы» Valeo 2123, и в запасе такого ни у кого не было. Я прыгаю в «техничку» и стартую в Волоколамск (20 км пути) на поиски сцепления. Одновременно жена ищет магазины автозапчастей в той округе, а механики демонтируют КПП. Объехав три магазина, находим в наличии сцепление «Крафт», и как раз мне звонит второй механик Валера и сообщает, что КПП они сняли и также демонтировали сломанное сцепление. Покупаю новое сцепление, лечу обратно на трек. Приезжаю, отдаю механикам и они принимаются его ставить.

До старта гонки 25 минут. Я воодушевлен слаженной работой механиков, но объективно понимаю, что мы не успеваем. Немного помогаю им, устанавливаю на место цилиндр сцепления и рычаг кулисы. До старта пять минут! Евгений Чихватов (моторист команды «Team Union») сообщает, что дело близится к финалу. Я переодеваюсь обратно в экипировку. Запрыгиваю в машину, которая еще висит на домкратах, завожу прогревать двигатель. Тестируем — передачи не включаются… Вокруг уже собралась толпа зрителей! До старта гонки две минуты. Я пристегиваюсь. Один из механиков все еще крутит регулировку сцепления, другой качает шины под «сухую» гонку, Евгений постепенно опускает меня с домкратов. Все машины из нашего заезда уже стоят на стартовой решетке. Я выезжаю на питлейн, проезжаю по треку один круг, чтобы встать на стартовую решетку. Маршалы показывают мою стартовую позицию в хвосте пелотона (как вы помните, я квалифицировался с худшим временем в своем классе). Стоим на треке, показывают табличку, что до старта заезда три минуты. Подбегает механик Валера, спрашивает, все ли хорошо. Мой ответ неутешительный: «Передачи включаются с трудом, идет сильная вибрация». Валера как опытный гонщик- картингист дает мне напутствие: «Езжай в свое удовольствие, не парься!». Его совету я и последовал, ведь ничего другого мне не оставалось.

Первая гонка: езда в удовольствие!

На старт выходит автомобиль безопасности, и мы выезжаем на прогревочный круг. На нем все должны ехать в одном темпе, не совершая обгонов, и по завершении круга снова выстроиться на исходные позиции на стартовой решетке. Выстроились. Поочередно загораются красные сигнальные огни. Надо включить передачу и выкрутить двигатель до рабочих оборотов для старта. Но незадача: в районе моей стартовой позиции есть небольшой уклон полотна, и при отпущенной педали тормоза моя машина стремится прокатиться вперед. В таком случае трогаться нужно с «ручника», но его у меня нет. В итоге левой ногой держу выжатое сцепление, включив первую передачу, носком правой ноги жму тормоз, а пяткой — газ. Огни гаснут, бросаю сцепление и тормоз, и, массируя правую педаль, ловлю зацеп. Старт получился нормальный, не лучше и не хуже машин, которые стояли рядом со мной.

Гонку провел в среднем темпе. Сильные вибрации где-то в крутящихся деталях и «плывущие» тормоза не дают ехать в полную силу. Избрал тактику: ехать стабильно и без ошибок добраться до финиша. Тем не менее пару обгонов мне удалось совершить, и когда я убедился, что соперники пропали в зеркалах заднего вида, чуть сбрасываю темп. Соперников впереди мне уже не догнать. Напомню, заезды объединенные, из четырех разных классов. Во время заезда невозможно идентифицировать свою позицию относительно соперников, если только ты не едешь первым или последним. Воочию машины своих соперников ты тоже не знаешь — банально непонятно, должен ли ты пропустить едущего сзади или нужно с ним бороться. За 40 минут гонки, совершив несколько обгонов и пропустив несколько машин, я понятия не имел, каким по счету финишировал. Позже, посмотрев свои видео-«онборды», понял, что намеренно и без сопротивления пропустил пару машин, которые были из моего класса «Жигули 1600».

Финишировав, все съезжают в паддок, маршалы указывают флагами, куда ехать. Первые шесть машин отправляют на обязательное взвешивание для проверки соответствия веса своему классу. Меня это по понятным причинам не касается. Между заездами у нас примерно час на осмотр и возможный ремонт. За это время мы снова корректируем давление в шинах, доливаем топливо и масло. Больше ничего особо не сделаем: c вибрацией так быстро не разобраться, а нормальных колодок у нас банально нет. Ожидаем вторую гонку.

Вторая гонка: финиш без сцепления в «золотой середине»

Выстраиваемся на старт второй гонки. На сей раз он будет «с ходу». Выглядит это так: всех участников расставляют согласно финишной позиции в первой гонке. Впереди стартует автомобиль безопасности на прогревочный круг, в котором участники должны двигаться строго на своей позиции, без обгонов. Перед прямой старт/финиш «safety car» съезжает на питлейн, а участники проходят последний поворот и выезжают на прямую, двигаясь без обгонов в ожидании, когда погаснут красные сигнальные огни.

Огни гаснут, старт дан! Все зажимают газ «в палас», и перед первым левым поворотом я нахожусь справа «снаружи». Боковым зрением вижу, что слева еще минимум две машины пытаются влезть внутрь, захожу в поворот с намеренно широким радиусом, чтобы не получить удар в бок, правыми колесами «кошу газон» и наблюдаю, как машины слева разворачивает поперек трека. Я увернулся! Еду дальше, и уже в конце первого круга у меня «разбирается» рычаг кулисы КПП. В передачи попадаю с трудом, теряю темп. На прямой второго круга переключаюсь на третью и… получаю знакомый удар в районе КПП и звук рассыпающихся деталей. Сцепление снова разлетелось! Появилась сильнейшая вибрация, от которой стучат зубы. Впереди более 30 минут гонки, решаю ехать, сколько получится. Чтобы мотор не провалился ниже 4500 оборотов, повороты прохожу по широким траекториям — переключить на пониженную передачу больше возможности нет, и всю дистанцию предстоит ехать на третьей. В том числе и прямики, когда стрелка тахометра подбиралась к восьми тысячам. Там я приотпускал газ, чтобы не перекручивать мотор, учитывая дисбаланс, созданный развалившейся корзиной сцепления. В таком темпе, придерживая в поворотах рычаг КПП, чтобы передача не выскочила, все же добрался до финиша! После клетчатого флага съехал в паддок, попробовал нажать педаль сцепления — она «пустая», сцепление не работает и передачи не переключаются. Выключил зажигание и выдохнул: план-максимум на этот этап для меня выполнен! Несмотря на серьезные поломки машины, я смог проехать всю дистанцию гонки.

Немного расскажу про процедуру проверок после финиша. Наш автомобиль, естественно, никто не проверяет, так как мы приехали в хвосте. А вот финишировавших на первых шести позициях осматривают досконально. Мы, стоя за ограждением, наблюдали за этой процедурой. Машины взвешивают, а после отправляют в «закрытый парк», где проходят проверки. Там комиссары могут потребовать разобрать любой узел в автомобиле, который вызывает подозрение. С моторов сняли крышки сапуна вентиляции картера и через него при помощи камеры осматривают внутренности двигателей. После осмотра результат машины лидера аннулировали за несоответствие регламенту! Подробностей при этом никто не сообщает.

Позже была процедура награждения на подиуме, а мы уже начали собираться в обратный путь. Правда, предстояло еще починить подкат, так как он тоже сломался. После чего вручную затолкали на него машину, привязали и отправились в Москву

Результатов гонки мы так и не получили, да они и не сильно нас волновали. Спустя три дня их опубликовали на сайте чемпионата, и оказалось, что мы вовсе не последние, а занимаем седьмую строчку из 12 участников в нашем классе!

Считаю, выезд вполне можно считать удачным. Мы получили огромный опыт и ценные знания, познакомились и пообщались со множеством интересных, близких по духу людей. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что хочу продолжать заниматься гонками, несмотря на все трудности, которые нам приходится преодолевать. И определенно не жалею о том, что вступил на этот морально, физически и финансово затратный путь! Пока вы читаете эти строки, у нас идет подготовка к следующему этапу соревнований. Надеюсь, мы все успеем и покажем более высокий результат.



Источник: drom.ru