Записки водителя такси. Особенности национального извоза в зимний период

Записки водителя такси. Особенности национального извоза в зимний период

Автор: Андрей Колганов
Фото автора и из открытых источников
Источник: ДромНа градуснике минус 35. И кто нужен всем в это рабочее утро? Конечно, таксист! Он свеж, румян и подтянут. Его машина никогда не замерзнет, потому что еще и не останавливалась в эту ночь. И «шеф» этого утра счастлив за три минуты подскочить к вашему подъезду и отвезти на работу, пронзая все пробки.

Национальные особенности таксования в зимний период просты, как сосулька. Главное — заранее вспомнить, что настоящая зима все равно наступит. Подготовиться: поменять все жидкости, обновить свечи, подзарядить аккумулятор. Да и самому не заболеть, несмотря на то, что мы, как известно, сделаны из каленого железа.

Предыдущие записки таксиста читайте здесь.

Ночной спрут

Подъезжаю с утра к жилому комплексу, нет еще и 7 часов. Как же они здесь паркуются по вечерам? Даже в спальном районе нашего сибирского города уже ставят машины в два ряда и пишут номера телефонов на стеклах. Мне рассказывали про практикуемый «таиландский вариант»: когда автомобиль оставляют на «нейтралке», чтобы потом его откатить, но сам я таких чудес пока не видел. И свою не оставлял — наши укатят ведь куда угодно! Здесь вам не Пхукет.

Удобно припарковаться в жилом комплексе теперь большая удача

А вот провода к «котлам» тянутся чуть ли не с каждого пятого окна. Еще года три назад это было редкостью. И вызывало раздражение: что за борзота? Может, он еще и кресло поставит рядом с розеткой? И торшер?

Здесь провод идет резко вверх, а обычно он лежит на земле, и прохожие могут запнуться

Теперь и я такой же «спрут». И это счастье, что я поставил «котел» и могу из своего окна кинуть провод — для разогрева масла в двигателе перед запуском. Раньше ставил на автопрогрев. В самые лютые морозы машина включалась на 20 минут каждые два часа. Расход бензина — сумасшедший, но кто ж его тогда считал?

Розетку «котла» кто-то прячет под капотом, я езжу так — просто нет времени ее убирать

Мало того, мой Саксид в то время уже ночевал под окнами. А все соседи ставили своих «коней», как и положено — на автостоянках. Держались за свое место, вовремя оплачивали, зависали поболтать в каморке у сторожей. И я там пил чай, было дело.

Коллега на фоне единственной автостоянки на районе

Но теперь автостоянок и не осталось. На наш огромный район — лишь одна. Все снесли, потому как земля теперь — золотая. И встали машины дружными рядами под окнами. Теперь к ним и провода еще скинули. Некоторые так и оставляют на улице. Если не отключили провод дома, можно, например, подзарядить от него телефон на улице. А что вы хотели, на дворе — двадцать первый век!

Подъехать в любой двор — проблема. Все в снегу и наледи. Начинаешь парковаться, а вокруг тебя «Крузаки» да «Лексусы»: стоят и ждут, когда ты их поцарапаешь. Мой знакомый полицейский всегда матерится, когда рассказывает об очередном угоне или снятых колесах:

— Если ты можешь себе позволить тачку за три миллиона, почему не найдешь место, где у тебя будет храниться машина! Как так: его «Крузак» сто́ит как моя квартира, за которую я еще буду выплачивать ипотеку десять лет. Но он ставит его под окнами, утром снимают все колеса, а искать их приходится опять же мне!

«Крузак» разули, но продать колеса воришка так и не успел

Хозяину этой машины, кстати, полиция вернула все колеса: поймали воришку, который разул несколько внедорожников, аккуратно оставляя их на кирпичах.

Пробки в десять баллов, землетрясение — в шесть

Забираешь с утра пассажира, а ехать ему, конечно, в центр города, сквозь все утренние пробки. Сидит, переживает, как бы не опоздать. Этой зимой у нас регулярно был трафик и на все десять баллов.

Я давно вывел для себя формулу «разгона»: важно с утра сделать как минимум пять легких заявок — без зависов, с хорошим настроением. Разогнался? Дальше уже до обеда меня не остановишь. Буду ловко везде успевать, удивляясь своей дорожной находчивости. Но вот «не разогнался», и каждая заявка — как каторга. Еле тащишься в пробке с каким-нибудь Фантомасом.

Кому еще может прийти такое приглашение выйти сегодня поработать, как не Супергерою Таксисту? В гололед и мороз все сидят по домам, а у нас это, наоборот, считается фактором высокого спроса.

В моем городе этой зимой еще начались землетрясения — максимально было 6 баллов. Народ ехал испуганный, особенно мамочки с детьми. Все документы при себе. Свидетельства о рождении размером А4 — они не в каждую женскую сумочку помещаются. Мамы держали их в руках в ярких папках.

Зато темы для разговора можно не искать. Каждый рассказывал, как у него тряслась люстра, как упали книги, «а эта сволочь, наш жирный котяра, даже не проснулся!».

Мы в таксистском чате тоже обсуждали, но главная тема — конечно, заработок. А он поднялся не намного.

В новогоднюю ночь я не таксовал, и правильно сделал. До двух часов ночи был на колесах, развозил родственников. Самое дорогое время, а трасса была пустой — и в центре, и в спальных районах. Это что за Новый год такой? Даже главную национальную особенность — «синих людей» — я в эту ночь не заметил. Все пьют дома?

Коллег-таксистов также практически не было. Лишь один раз заметил, как проскочил раскрашенный Логан, а вслед за ним — экипаж ГИБДД. Они нашли друг друга. Наверное, потом стояли в морозную новогоднюю ночь — и душевно общались, как Кузьмич с Семеновым из легендарного фильма.

Кузьмич и Семенов из фильма «Особенности национальной охоты» — как символы взаимовежливости и взаимопомощи

Да и наша предновогодняя голосовалка заранее предупреждала: такси в этот праздник собирались вызвать лишь 15%. Может, коллеги суеверны: как его встретишь, так и проведешь. Получается, никто и не хочет пахать за баранкой весь год. Как говорится, «такси — это не профессия, а жизненные обстоятельства».

Сам погибай, а товарища выручай

Чтобы всегда оставаться в выигрыше, таксист должен быть подготовлен к холодам лучше, чем любой другой автомобилист. У нас говорят так: «Сибиряк — не тот, кто не мерзнет, а тот, кто хорошо одевается». Потому под капотом у меня толстый войлок: под ним двигатель остывает значительно медленней. «Шинель» досталась мне по наследству в автосервисе: клиент забыл на таком же Саксиде и не вернулся, вот мне ее и задарили.

Кто-то покупает «автоодеяла», я же катаюсь по старинке — с шинелью

На ночь переднее стекло закрываю теплым одеялом. Оно у меня с незапамятных времен: берегло «лобовухи» двух предыдущих машин. Так я настолько к нему привык, что наизусть знаю каждую дырочку. Такие вещи могут «согреть» просто своим наличием.

Чтобы не плясать утром со скребком в руках, всегда закрываю стекла одеялом. Укутаешь свой Саксид, как ребеночка, и идешь спокойно спать

Шины — только с шипами. Ездил я и на «липучке». Но шипы надежней. Вот только за два года уже их практически стер. В следующем сезоне придется покупать новый комплект. Как говорит мой приятель, «шины — это жизнь, не скупись на них».

В гору колеса уже начали схватывать с пробуксовкой — особенно по льду

Главная проверка на прочность у нас случилась, когда в новогодние каникулы спустился мороз из Якутии. Тот самый, который подморозил дромовский Хавейл. Мы намного южнее, и «минус полтинник» у нас обернулся регулярной «тридцаткой» на две недели. Вся пластмасса становится настолько хрупкой, что только дотронешься — ломается, как шоколад.

Лишь слегка дотронулся — и тут же отломал! Теперь некрасиво. Опять траты

И мой аккумулятор начал сдавать. Перед тем как завести Саксид, я всегда отключаю всю лишнюю нагрузку: и печку, и музыку, и видеорегистратор. Всю зиму нормально заводил до минус 25-ти, и пару раз даже без «котла». Аккумулятор резво схватывал. А тут за «тридцатник», и ни в какую. Нужно «подкуриться».

Три раза на неделе беспокоил соседа, пусть и со своими «крокодилами». Заспанный, он выплывает из подъезда, заводит свою Короллу, открывает капот, аккуратно все подключает — голыми руками без варежек. Как говорится, сам погибай, а товарища выручай.

Один раз с утра было сильно темно, мы ждали минут пятнадцать, пока мой аккумулятор начнет схватывать. Бесполезно! Ну, думаю, теперь хочешь не хочешь, а придется покупать новый. И тут присмотрелись, а один минусовый защип в темноте зацепили за резиновую прокладку, потому батарея и не схватывалась. Поматерились, установили как надо — быстро завелся. И вперед! Может, еще год подождать с покупкой нового аккумулятора?

Провода на морозе становятся как стеклянные, на ночь заношу их в тепло

Понятно, что есть и своя таксистская поддержка (напомню, Макс и Яшка — так мы договорились называть агрегаторы нашего города). У Макса в чате можно бросить клич, и если кто едет рядом, обязательно поможет. Я уже рассказывал про тревожную кнопку, но нужна она все-таки для действительно экстренных случаев: драка, подстава, серьезная авария.

А тут гости из ближнего зарубежья начали ее нажимать по любому поводу. Наверное, они с такой же легкостью тормозят на проезжей части, врубая «аварийку»: где надо, а где и не надо. Сам я так стараюсь не делать. Мне никто ничего не должен: ни уступать, ни объезжать. Любой вопрос лучше решить без вторжений в чужие пространства. Особенно на трассе. И «аварийку» лишний раз не включаю.

Дорога хороша, когда каждый участник движения понятен и предсказуем. С пассажиром я и «втапливать» стараюсь как можно реже. А зачем? Для меня в условиях города самая комфортная скорость 80 км в час на свободных участках, а во дворах часто стараюсь ехать даже медленней, чем положено. Куда спешить, если и так за рулем находишься весь день? Главное — всегда быть готовым к неожиданностям.

А вот этот коллега, мне кажется, не готов совсем, если даже в такси не возит домкрат. Получается, Рагиф также включал тревогу, никто не приехал, и теперь он просит о помощи в чате Макса.

Другой персонаж от Яшки проколол заднее колесо, добрался до шиномонтажа — а там сегодня выходной. Что делать? Помощи в онлайне он не дождался, начал тормозить проезжающих мимо. Я так остановился и вовсе, потому что музыку он врубил на весь квартал. Опять же, с восточными танцами в такой холод как-то веселее, что ли. Постояли, поплясали на морозце.

Музыка долбит на весь район: народная, южная. И становится теплее!

Веселые картинки

Зима постоянно дарит свои сюрпризы. Чего только не насмотришься за смену! Яркий солнечный день, только порывистый ветер. Еду на заявку, сворачиваю в переулок. А тут — белоснежная вьюга прямо мне в лобовое стекло. Я даже и не понял, что случилось — да и снег какой-то странный, очень крупный и… пластами?

Остановился, выхожу. Долго смеюсь. А это бумага летает! Листы разбросаны по всей дороге. Ветер дунет, и они взвиваются вверх буранчиком. За зиму так привыкаешь к постоянному присутствию снега в твоей жизни, что я даже удивился и обиделся: «То есть как это не снег?».

Рядом офисный центр — бухгалтерские документы то ли сдуло со стола, то ли их выбросили где-нибудь на помойке. И они разлетелись по всей дороге.

Привыкаешь к белому цвету, который окружает нас полгода, потому и не сразу врубаешься: а что это за снег такой, пластами?

А вот пришла фура с японскими машинами. Припарковались на отдаленной улице, счастливые мужики разбирают — каждый свою. Но как завести автомобили после долгой морозной дороги? Тут же тормозят проезжающих, просят подкуриться. Всеобщая поддержка и взаимовыручка — наше все!

Из Владивостока фуры идут регулярно: японских машин в Сибири большинство

А здесь земляк разобрал переднее колесо и стойку. Может, не доехал до сервиса. А может, и сервис его здесь же, под домашними окнами. Позвонил приятелю, померзли вдвоем. Чем дольше мерзнешь, тем приятней потом завалиться в теплый дом, выпить горячего чая или чего покрепче, обсудить все, похвастаться жене, что «все сделали сами»… Красота!

Взаимовыручка и поддержка — без них зимой никуда!

Снежные инновации

Я люблю нашу зиму. Мороз и солнце! Дней чудесных все-таки больше, чем печальных. Главное, уметь находить эту радость в каждом дне.

Раннее утро, район больницы. Сюда до обеда можно за смену приехать несколько раз. Родители берегут детей от мороза и не скупятся на такси. После бесконечных очередей в тесных коридорах поликлиники они настроены к таксистам, как правило, положительно. Главное — не сильно опоздать. Люди радуются самой возможности недорого уехать. В холода меньше внимания на чистоту машины, ее класс, обивку салона и прочие (на самом деле важные) атрибуты настоящего такси. Когда дубак, самое важное пассажиры говорят сами: «Спасибо, что приехали!».

Утро, мороз и ветер… А таксист бодр, как крепкий кофе!

А кому-то в холода и вовсе вставать неохота. Вот он и посылает всех за «охотой». Купи на свои, и еще доставь на пятый этаж. Я нормально отношусь к курьерской работе, но вот этот заказ — для «шныря», без вариантов. Кстати, его быстро забрали.

Получается, профессия таксиста все-таки деградирует, несмотря на все технологии? Помните, еще совсем недавно таксопарки свои золотые номера телефонов гордо развешивали по столбам? Нашел один такой раритет и у нас.

Интересно, а где сегодня работают ребята из этого таксопарка?

И не на каждую поездку таксист тогда еще и соглашался. А теперь минуты за три «улетает» даже вот такой заказ. По снежной дороге, в соседний город. С маленьким ребенком, собакой и вещами. И в салон к вам должны поместиться десять человек! Кстати, по деньгам: заказ-мечта. Но не с такой же дикой загрузкой?

Все течет, все меняется, и этой зимой в нашем спальном районе неожиданно появился первый каршеринг. Несколько машин постоянно стоят возле торговых центров. Народ удивляется, фотографируется на их фоне. Мы, таксисты, смотрим на эти новенькие Фольксвагены Поло не по-доброму.

Видать, оставили с вечера — простоял всю ночь

Это ведь первые ласточки неминуемого будущего, когда наше ремесло умрет совсем. В чистом виде — такси без таксиста. Машинка стоит ладненькая, только что из мойки, наверняка с полным баком. И я тут же «кукую» рядом: со своим разбитым бампером, правым рулем, да и не заправлялся еще — бензина хватит не больше, чем на пару поездок. Сидишь и ждешь их, чтобы остаться в принципе на линии. Или хотя бы — добраться обратно домой. Неизвестно ведь, как далеко сейчас меня отправит агрегатор… Задавят ли эти инновации обычных извозчиков?

Честно? Я бы уехал на Поло, а не на Саксиде

Заносы на дорогах

Ну, это когда еще будет! И будет ли в наших синих снегах? Не утонут ли в них все эти нанотехнологии? Да и кто тогда поднимет пиво на пятый этаж? Думаю, и десять человек с вещами и собакой ни в каком каршеринге не увезешь.

В комментариях к прошлому посту об с искусственном интеллекте коллеги подсказали, как можно сделать свой виртуальный мир лучше и точнее.

Вот что написал nblka из Томска: «Ни один агрегатор не может знать всей обстановки на дорогах. Для улучшения сервиса и вашей же таксистско-пассажирской жизни ему нужно давать обратную связь. Привожу пример. К моему дому Я-навигатор прокладывал маршрут через улицу, параллельную главной, которая зимой порой не чистится, а весной-осенью там грязь-глина, потому что она не отсыпана. При этом можно прекрасно проехать по параллельной главной улице, она отсыпана. Зашел на сайт карт Яшки, выбрал эту улицу, нажал правую кнопку, выбрал «Что здесь», сбоку выбрал «Исправить неточность» — «Другое». Описал проблему, попросил, чтобы сервис не рекомендовал эту улицу для построения маршрута. Через пару дней мне пришло письмо из службы поддержки с запросом дополнительной информации. Ответил, приложил скриншоты с карты и спутниковых снимков. В итоге через две недели после обращения проверил, как строятся маршруты — теперь через эту улицу маршрут не выстраивается, строится по параллельной улице. И я теперь знаю, что если какие-то люди поедут ко мне по навигатору, они проедут нормально.

Если бы водители отправляли свою обратную связь по всем таким местам, их жизнь бы очень скоро упростилась. Пользуйтесь, пожалуйста, возможностью оставить обратную связь, которую предоставляет приложение. Особенно если от этого зависит ваш заработок. Это работает».

И это важно делать: реальный и виртуальный мир должны быть полным отражением друг друга. Особенно в плохих погодных условиях таксист начинает ценить каждую верную подсказку. От этого зависит не только его заработок, но и часто жизнь. Но вот что делать, когда дорога есть, она правильно везде указана, но ее скрыло под снегом?

Ехал на заявку по отдаленной трассе. Снега в этом году выпало много. А здесь пешеходную дорожку либо не чистят, либо ее нет совсем. Других машин нет, я хорошо разогнался. И вдруг вижу — идет школьница прямо по проезжей части. Еле успел затормозить. Вышел, кричу, чтобы перешла на другую сторону, чтобы хотя бы видеть машины, которые идут навстречу. Хотел спросить, почему она шпарит прямо по дороге. Да тут сам понял — а где ей еще здесь идти? Кругом снег по колено.

Девчонка еле успела отскочить с дороги. И ведь долго шла по проезжей части

А ночью всегда мысленно отправляю лучи благодарности тем родителям, которые понимают, что без светоотражающих элементов сегодня отпускать ребенка на улицу нельзя. В сумерки можно и взрослым не стесняться: включать фонарики на своих смартфонах, как на концерте Басты. Чтобы не спеть потом: «Когда меня не станет…».

Катафоты и фонарик в руках! В вечернее время дети должны ходить вдоль трасс только так!

Всеобщая чистка?

Нечищеные дороги — главная проблема таксования в зимний период. И в навигатор их не вобьешь: какую почистили, а какую еще нет. Понятно, что я рад «зимнему асфальту», когда снежок прячет все выбоины и колдобины. И бережет мою подвеску и нервы. Но вот в гололед мотает по трассе во все стороны, а сугробы во дворах не дают корректно подать такси к подъезду.

Коммунальщики — как таксисты. Успели все сделать вовремя — молодцы. А если не успели, то…

Разговорился с водителем КАМАЗа, который чистит дорогу от снега. Оказывается, все их грузовики ездят с GPS, в штабе сидит оператор, который отслеживает передвижения. Порядок как в армии: приказы, наряды, фронт работ.

— В снегопад первыми всегда чистим центральные магистрали, потому что именно в центре начинаются крупные заторы, — рассказывает мне «снежный воин», который представился как Сергей. — А потом вслед за ними встает уже весь город. Мы следим за прогнозом погоды так же внимательно, как летчики. Да и ответственность тут не меньше. Если снег выпадет «неожиданно», ловишь весь негатив на себе.

Чем-то их работа похожа на нашу. То же цифровое управление, те же бесконечные дороги. Правда, им никогда не приходится стоять в центре города в ожидании заказа, как мне.

Долго стоишь чаще всего в полдень: все на работе, никто никуда не едет

До середины февраля в обеденное время все глухо. Понятно, утром и вечером всем нужно на работу и по делам. А вот днем и в выходные народ отсиживается в ожидании первой зарплаты. Да и она уже вся распределена по кредитам да квартплатам. А на что жить? На какие деньги заказать себе такси?

Политическая повестка с начала года — основная в разговорах пассажиров. Точно могу сказать лишь одно: равнодушных больше нет. Запомнил одну маму с сыном-школьником, класс третий-четвертый. Довольный пацан, весь красный с мороза, шапка набекрень, портфель весь в снегу — накапал мне на коврики.

Мама его спрашивает: «Вы где так носились-то после уроков?». Пацан отвечает: «Да играли во дворе школы! Мы были омоновцами, а девчонки как будто пришли на митинг…».

Переглянулись мы с этой мамой и грустно промолчали. Зима в принципе не самое веселое время года. Тем более что в Сибири она может длиться до апреля. Придет ли весна?

А как вы прожили и проездили эту зиму? Жду ваших комментариев. Удачи на дорогах!

Источник: drom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *